Социальные статусы и их виды. Социальный статус определение. Расстановка в обществе по социальному статусу

На iOS - iPhone, iPod touch 20.05.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Виды социальных статусов

Замечание 1

Рассматривая социальный статус, необходимо абстрагироваться от качественной оценки индивида, его поведения. Социальный статус – это социальная формально-структурная характеристика субъекта.

Любой социальный статус предполагает соответствующую социальную роль.

  1. Основной, или главный статус. Является главным среди остальных статусов индивида. Определяет социальное положение человека и его роль в обществе (семейный, профессиональный). Диктует манеру поведения, выступает как решающий фактор уровня и образа жизни. Могут быть личными, прирожденными, достигаемыми, приписываемыми.
  2. Прирожденный и предписанный статус. Дается человеку при рождении автоматически, не зависит от стремлений и усилий человека (пол, национальность, раса, дочь, брат, сын).
  3. Предписанный статус. Приобретается не по личной инициативе индивида, а в результате стечения определенных обстоятельств (зять, теща, невестка).
  4. Достигнутый статус. Приобретается в результате приложенных усилий самого индивида и при помощи социальных групп.
  5. Не основные статусы, предопределенные кратковременной ситуацией (пациент, прохожий, зритель, свидетель).
  6. Личный статус. Проявляется на уровне малых социальных групп (трудовой коллектив, семья, круг близких людей). Определяется личными чертами характера и качествами.
  7. Групповой статус. Проявляется на уровне больших социальных групп – представители профессии, конфессии, нации.

Достигнутые статусы могут определяться:

  • званием (народный артист, подполковник, заслуженный учитель и т.д.);
  • должностью (менеджер, заведующий, директор);
  • профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта или народный артист);
  • ученой степенью (профессор, кандидат наук, доктор наук).

Невозможно жить в обществе совершенно лишенным статусов. При потере одного статуса обязательно появляется другой.

Для каждого человека характерно несколько статусов различных социальных групп (по должности – директор, в семье – жена, для детей – мать, для родителей – дочь). Эти статусы не равноценны. Основной социальный статус определяет положение в обществе, в его основе лежат профессия и должность.

Достигнутые и предписанные статусы тесно взаимосвязаны между собой: как правило, приобретение достигнутых статусов происходит в конкурентной борьбе, при этом некоторые из них определяются приписанными статусами. Например, семейное происхождение предопределяет возможность получения престижного образования. Наличие высокого достигнутого статуса компенсирует низкий предписанный статус, так как в любом обществе ценятся реальные социальные достижения и ценности.

Статусная иерархия

Социальный статус можно рассматривать в двух измерениях (Р. Будон):

  • горизонтальное измерение, образованное совокупностью социальных контактов, реальных и возможных, устанавливаемых между носителем статуса и другими индивидами, которые находятся на том же социальном уровне;
  • вертикальное измерение, образованное комплексом социальных контактов и взаимообменов, появляющихся между носителями статуса и индивидами с более высоким или более низким социальным уровнем.

Замечание 2

Статусная иерархия характерна для любой социальной группы, взаимодействие участников которой возможно только благодаря тому, что члены группы знают друг друга. При этом формальная структура организации может не совпадать с неформальной структурой. Реальный социальный статус во многом зависит от квалификации, личных качеств, обаяния и т.д.

Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс. Путаница статусов - это критерий социальной дезорганизации, иногда ее рассматривают как причину девиантного поведения.

Дезорганизация меду статусами может иметь две формы (Э. Дюркгейм):

  • в связи с занимаемой в обществе позицией индивида становятся неопределенными его ожидания и встречные ожидания других людей;
  • статусная нестабильность влияет на уровень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального вознаграждения.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

    предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

13.1 . Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор. 13.2 . Виды (классификации) статусов : 13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе : 1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.). 2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества. 3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. 13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора : Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.). 1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.). Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.). !!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность). 2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным. 13.3 . Иерархия статусов : Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы. Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий. 13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса : 13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус; 13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать; 13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли; 13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения; 13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности; Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.). 13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса. 13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом. 13.6 . Престиж и авторитет . Престиж (франц . prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Авторитет (нем . Autoritat, от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

23) Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы

Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы

Это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни

как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме - город и колхозная деревня (в лучшем случае - и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это - проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои

Это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя: 1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной

структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда - не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы.

Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0--14 лет), молодые и средние возрасты (15-49 лет), старшие (пожилые) - 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже

установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи

как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

Важным элементом социальной структуры общества являетсясемья

Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи

представляется наиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части

анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения

не только семей, но и отдельно проживающих членов семей иодиночек.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния

населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив

(ячейка общества)-

это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные,

групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являютсясоциально-этнические

общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос,

означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак рода племенных объединений - кровнородственные связи его членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности - территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа

Под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе

(контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная

Это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой

называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной

понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная

(официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа

Это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы,

под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.

Р. Мер-тон

Социальный статус бывает:

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т.

д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Важно усвоить следующее:

Социальные статусы, их виды

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2.

достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец).

Социальная роль и социальный статус.

Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Cтатусная группа и стиль жизни

В обзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал внимание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако, с социологической точки зрения, статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индивидуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта статуса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастоподобные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их привилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических иммунитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищенных обычаем, религией и законом.

Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллективами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, общий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие черты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической монополии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пьера Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов, мы можем вывести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (культурный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский компонент статуса).

Вебер определял статусную позицию (Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность (honour) или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекающих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживается и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через монопольное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более широком социальном окружении успешно претендуют на специфический почет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Статусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ограниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

Социальные статусы и социальные роли

Следовательно, статусные общности организованны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привилегий и прав.

Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое богатство – не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый через образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследовании китайского общества Вебер придал особое значение политическому и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенадцати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служебной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образование буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

С точки зрения Вебера, этот культурный слой вносил вклад в укрепление социальной стабильности и традиционализма в Китае, поскольку имелось сходство между конфуцианской этикой слоя и стилем жизни гражданских чиновников. В книге «Религия Индии» Вебер показал, как религиозные убеждения относительно загрязнения играли важную роль в организации и сохранении кастовой системы. Эти примеры подчеркивают тот факт, что Вебер предпочитал проводить историческое исследование властных отношений в человеческом обществе, а не заниматься формальным развитием концептуальных различий между классом, статусом и партией. В последующей социологии веберовское подчеркивание значимости истории было утрачено. Но статическая категоризация различных слоев или сегментов не является заменой исторической социологии.

Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для противопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политически более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер определял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стремятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы предотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою исключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т.Веблена «Теория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

«Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, то есть подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля потребления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются по специфическим стилем жизни».

Таким образом, статусная группа – это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных привилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. …Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскированы или скрыты.

Конфликтная социология

Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

…Историческое развитие статусной стратификации в Соединенных Штатах отличалось от развития классовых систем в Европе по ряду важных моментов. Прежде всего Соединенные Штаты не унаследовали феодальной знати, а миграция играла ключевую роль в формировании в качестве главного компонента ценностной системы чувства индивидуального успеха, социальная же система организовывалась в отдельные конкурирующие этнические общности. Эти исторические различия частично объясняют и различие подходов к социальной стратификации в американской и европейской социологии. В то время как европейская социальная теория прежде всего интересовалась ролью экономических классов в индустриальном обществе, американские социологи больше интересовались изучением социальной мобильности индивидов, анализом структуры занятий и субъективным восприятием престижа.

В американском контексте веберовский конфликтный подход к статусным привилегиям был трансформирован и перекрыт «Уорнеровской социологической школой». Понятия «статуса» и «класса» были cлиты, а важность конфликта в формировании сознания игнорировалась. Социальная стратификация теперь рассматривалась как непрерывная градация позиций, которые приравнивались к ранжированию по престижу. Индивиды рассматривались как движущиеся через эти ранжированные позиции благодаря своим личным усилиям; понятие социально замыкающихся статусных групп, стремящихся монополизировать ресурсы, было оставлено в пользу образа Америки как бесклассового общества, имеющего большие возможности для социальной мобильности. Упор на классовый конфликт и конкуренцию статусных групп, составляющие существенные элементы в динамическом процессе исторических преобразований общества (что мы отмечали в социологии как Маркса, так и Вебера) был вытеснен подчеркиванием консенсуса в исследованиях общин (communities) школой Уорнера и структурно-функционалистской теорией стратификации Л.Дэвиса и У.Мура. Конечно, эти подходы к социальной стратификации в американской социологии в конечном счете подверглись широкой критике за то, например, что функционалистский подход к статусу игнорировал существенное неравенство, роль порожденных им интересов, монополизацию ресурсов и масштабные межгрупповые конфликты, имеющие место в американской жизни.

Обрисовав разнообразие определений и подходов к статусу, я теперь хотел бы более ясно сформулировать мой собственный подход. Во-первых, я особо подчеркиваю политико-правовые черты понятия статуса. Как я уже отмечал, в латинском языке это слово первоначально означало правовую позицию или положение в обществе, в соответствии с которой гражданин мог претендовать на различные формы избавления от политических и налоговых обязательств. Поэтому под статусом я подразумеваю прежде всего комплекс социально-политических претензий к обществу, которое дает индивиду (или, выражаясь более социологически – группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии (claims) касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Этот культурный аспект статуса порождает второе измерение: понятие статуса как культурно специфического стиля жизни, выделяющего в обществе статусную группу с особой идентичностью. В феодальных обществах доступ к привилегиям был организован исключительно через сословия (духовенство, дворянство и простые люди), которые имели свои культурные и ценностные системы. В модерновом обществе борьба по поводу социальных привилегий и отличительных символов более подвижна и открыта, она вовлекает в себя бесчисленное количество групп, коллективов и слоев.

Подчеркивая социально-политический аспект, легче поддерживать более четкую грань между статусом и идеей экономического класса, поскольку класс касается системы экономического неравенства в обществе, используя категории производства, собственности и потребления. Поэтому я бы предпочел использовать понятие «экономический класс» как эквивалент «социального класса». …С одной стороны, я хочу разграничить экономические классы и статусные общности, а с другой — я считаю, что классовый и статусные анализы -далеко не взаимоисключающие вещи, их эффективнее всего использовать в комбинации… Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни).

Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

Статусные колонны или блоки оказываются вовлеченными в статусную политику, которая включает заявление претензий к государству на социальные права группами, испытывающими некоторую дискриминацию и апеллирующими к современному, универсалистскому законодательству. Поскольку уравнительный универсализм является главным критерием современных демократий, граждане будут испытывать разные формы неравенства с точки зрения таких особенностей статуса как возраст, пол или национальность. Там, где эти статусные колонны становятся получателями государственной помощи, мы имеем статусную политику… В политико-правовом смысле я подразумеваю под статусом (комплексом социальных требований к общественному хозяйству или государству) современное гражданство…

Б.Тернер. Статус (Из книги: Bryan S.Turner. Status. Open University, Milton Keynes, 1988). /Переводс англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/terner.htm

Л. Уорнер
Социальный класс и социальная структура

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием статус. Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном , а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон . Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также положение в социальной иерархии.

Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют и вступают в отношения друг с другом только носители статусов, то есть люди. Каждый человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком - это статусный набор . Среди множества социальных статусов, как правило, выделяется один, который определяет положение человека в обществе. Его и называют главным или интегрированным статусом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или он сам. Главный статус относителен, но именно он определяет стиль и образ жизни, круг общения и манеру поведения, например, для мужчин главный статус, как правило, определяется местом работы, профессией или должностью. Различают также социальный и личный статусы. Если социальный - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста), то личным, статусом называют положение индивида в малой группе с точки зрения членов этой группы.

Социально-группо­вой - это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Социологи различают предписанный (аскриптивный) и приобретенный (достигаемый) статусы. Предписанный статус навязывается обществом в не зависимости от усилий и заслуг личности, он обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее. Приобретенный статус, то есть достигаемый, определяется усилиями самого человека, он приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий.


Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы .

Естественный статус личности предполагает существующие и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности. Для взрослого человека он чаще всего является основой интегрированного статуса, в нем фиксируется социально-экономическое и производственно-техническое положение (банкир, адвокат, инженер).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает человек в данной социальной системе. Совокупность же требований, предъявляемых индивиду обществом в соответствии с его определенным статусом, образует понятие социальной роли.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризующаяся предписанными правилами поведения (социальными нормами).

Социальные роли и социальные нормы относятся к системе взаимодействия и описывают динамику общества. А социальные статусы связаны с социальными отношениями и характеризуют статику общества. Подобно статусному набору существует и ролевой набор - это совокупность ролей, которая ассоциируется с определенным статусом. Ролевой набор описывает все виды и все многообразие ролей (шаблонов поведения) закрепленных за одним статусом.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой, продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с лично значимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничего незначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.

Пример : если начальник приходит в строгом костюме на работу – он ассоциирует себя с ролью, если в спортивном костюме и позволяет подчиненным называть себя на ты – то это дистанционирование от роли. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Термин «сокращение межстатусной дистанции» характеризует отношения между носителями разных, но функционально связанных статусов, например начальник - подчиненный. У каждого человека есть свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково. С одними (социально значимыми) более сильно, с другими имеет место дистанцирование от роли. Идентификацию с ролью или дистанцирование от нее изучали великие режиссеры создавшие свои школы игры: К. Станиславский, Б. Брехт.

Э. Берн в знаменитом бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», подробно рассматривает как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Одни приспосабливают роль к себе, строят свою судьбу сами по принципу «я герой, я пророк», другие приспосабливаются к роли - «амебовидная личность».



Рекомендуем почитать

Наверх