Социальные сети в образовании статистика. Социальные сети в сфере образования

Вайбер на компьютер 09.05.2019
Вайбер на компьютер

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.



Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.



Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.


Глава II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

2.1. Создание группы «Виртуальная педагогическая практика» в «ВКонтакте»

Группа в «ВКонтакте» – это сообщество людей с общими интересами.

ШАГ 1. СОЗДАНИЕ ГРУППЫ «ВИРТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА».

Рис.1. Главная страница пользователя.

Рис.2. Блок «ВКонтакте».

Рис.3. Страница списка групп пользователя.

Выйдет окно «Создание нового сообщества». В строке «Название» вводится предполагаемое название группы. В списке «Вид сообщества» надо выбрать «Группа», после чего нажать на кнопку «Создать сообщество».

Рис.4. Окно «Создание нового сообщества».

Затем откроется страница, в которой вводится основная информация группы: название, адрес, описание, тематика, местоположение. После чего необходимо нажать на кнопку «Сохранить».

Рис.5. Страница «Основная информация группы».

Рис.6. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».


Фотография группы должна отображать тему группы. Чтобы фотографию загрузить, на правой верхней стороне страницы надо щелкнуть на ссылку «Загрузить фотографию»:

Рис.7. Блок «Фотография группы».

После чего выходит диалоговое окно, где надо нажать на кнопку «Выбрать файл» и подобрать подходящую фотографию.

Затем можно выбрать область фотографии, которая будет выводится на странице группы.

Рис.9. Окно «Фотография на странице сообщества».

Чтобы перейти к следующему этапу загрузки фотографии «Выбор миниатюры», надо щелкнуть по кнопке «Сохранить и продолжить».

Рис.10. Окно «Выбор миниатюры».

Завершается процесс загрузки фотографии группы нажатием кнопки «Сохранить изменения».

Итак, на стене группы появится первая запись.

Рис.11. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

ШАГ 3. ДОБАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ.

Участники группы – это пользователи «ВКонтакте», которые могут просматривать видеозаписи, аудиозаписи, документы, ссылки и другие новости группы.

Администратор может добавить в качестве участников группы только своих друзей.

Рис.12. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После чего откроется окно «Приглашение друзей». В правой части данного окна напротив каждого аккаунта имеются ссылки «Выслать приглашение», нажимая на которые высылаются приглашения вступить в группу.

Рис.13. Окно «Приглашение друзей».

После приглашения друга в группу, появится ссылка «Отменить приглашение», с помощью которой возможно отменить выше проделанную операцию.

Рис.14. Окно «Приглашение друзей».

Так как искать друзей без поисковой строки крайне неудобно, можно перейти к полному списку друзей при помощи ссылки «Пригласить друзей из полного списка».

Рис.15. Окно «Приглашение друзей».

Перейдя по ссылке «Пригласить друзей из полного списка», откроется страница со всеми друзьями пользователя. В данной странице удобно искать интересующего человека, введя его имя в поисковую строку, и пригласить друга в группу.

Рис.16. Страница с полным списком друзей пользователя.

Рис.17. Страница с полным списком друзей пользователя.

ШАГ 4. ДОБАВЛЕНИЕ ССЫЛОК.

После этого откроется страница добавления ссылки.

Рис.19. Страница ссылок группы.

Рис.20. Страница добавления ссылок.

После проделанной операции пользователь перейдет на страницу с добавленной ссылкой, которая будет выглядеть следующим образом:


ШАГ 5. ДОБАВЛЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСЕЙ.

Для того чтобы добавить видеозаписи в группу, нужно в блоке «Видеозаписи» перейти по ссылке «Добавить».

Рис.23. Блок «Видеозаписи».

После чего откроется диалоговое окно «Новое видео». Первый способ добавления видеоролика – это добавление с компьютера пользователя. Для этого необходимо нажать на кнопку «Добавить видеоролик», затем прописать название и описание данной видеозаписи. Далее надо нажать на кнопку «Загрузить видео».

Рис.24. Диалоговое окно «Новое видео».

После нажатия кнопки «Загрузить видео» откроется новое диалоговое окно, в котором нужно щелкнуть на кнопку «Выбрать файл».

Рис.25. Диалоговое окно «Новое видео».

Затем откроется окно загрузки файла, его остается только выбрать из нужной папки ПК пользователя.

Рис.26. Окно «Открыть»

Рис.27. Диалоговое окно «Новое видео».

Рис.28. Диалоговое окно «Новое видео».

3 способ – добавление из списка видеозаписей пользователя или поиска.

Рис.29. Диалоговое окно «Новое видео».

Для того чтобы найти нужный видеоролик, надо прописать его название в поисковой строке. После того как видеозапись нашлась, нужно щелкнуть на нее и видео появится в списке видеороликов.

Рис.30. Окно «Прикрепление видеозаписи».

Рис.31. Блок «Видеозаписи».


Теперь можно приступить к загрузке документов.

Это возможно сделать следующим образом: в правом нижнем углу найти блок «Документы», затем перейти по ссылке «Добавить».

Рис.32. Блок «Документы».

Или открыть блок «Документы», после чего можно перейти к загрузке файлов при помощи кнопки «Добавить документ» рядом с поисковой строкой, иначе с помощью ссылки «Загрузить документ» на основной странице.

Рис.33. Страница документов группы.

После нажатия кнопки «Выбрать файл» выйдет диалоговое окно. На следующем шаге происходит обычная процедура загрузки файла в социальную сеть.

Рис.35. Выбор документа из ПК пользователя.

После загрузки файла выйдет окно «Загрузка документа», в котором надо прописать название, тип и метки документа, с помощью которых легко найти его среди других документов.

Страница с документами преобразуется следующим образом:

Рис.37. Страница документов группы


ШАГ 7. ДОБАВЛЕНИЕ ТЕМ ОБСУЖДЕНИЙ.

Чтобы добавить тему для обсуждений, в блоке «Обсуждения» надо перейти по ссылке «Новая тема».

Рис.38. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После откроется следующая страница, в которой надо прописать тему и сам текст обсуждения:

Рис.39. Страница добавления новой темы.

Чтобы завершить процесс добавления темы обсуждения, необходимо нажать на кнопку «Создать тему».

Рис.40. Страница добавления новой темы обсуждения.

Добавив тему, сразу откроется страница с новой темой обсуждения.

Рис.41. Страница «Обсуждения».


ШАГ 8. ДОБАВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЙ.

Добавить фотографии можно в блоке «Фотографии», перейдя по ссылке «Добавить фотографии».

Рис.42. Страница группы «Виртуальная педагогичсекая практика».

Рис.43. Страница добавления фотографий.

Перейдя по ней, раскроется окно, в котором можно выбрать изображение нужной тематики из любой папки компьютера пользователя.

Рис.44. Окно выбора фотографии из ПК пользователя.

Рис.45. Страница добавления фотографий в группу.

Эту процедуру можно выполнять столько раз, сколько фотографий необходимо загрузить пользователю.

Рис.46. Страница «Основной альбом».


ШАГ 9. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.

На странице аудиозаписей написано: «Для того, чтобы загрузить первую аудиозапись, «Нажмите здесь».

Рис.47. Страница аудиозаписей группы.

Рис.48. Окно «Выберите аудиозапись на Вашем компьютере».

После этого раскроется окно выбора аудиозаписей. Дальше идет стандартная процедура загрузки файла.

Рис.49. окно выбора аудиозаписи на ПК пользователя.

Страница с аудиозаписями преобразуется следующим образом:

Рис.50. Страница аудиозаписей.

Процедуру добавления музыки можно выполнять огромное количество раз, необходимое пользователю.


ШАГ 10. ДОБАВЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ НА СТЕНЕ ГРУППЫ.

Она выглядит следующим образом:

Рис.51. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

Чтобы добавить запись на стену, необходимо ввести сообщение в строку:

Рис.52. Строка ввода сообщения.

Так же в сообщение можно прикрепить изображение, аудиозапись, документ и т.п. Для этого необходимо выбрать из всплывающего списка соотвествующую строку.

Рис.53. Строка ввода сообщения на стену.

После того как сообщение написано, чтобы отправить его на стену, необходимо нажать на кнопку «Отправить».

Рис.54. Строка ввода сообщения на стену.

Теперь на стене группы уже 2 записи:

Рис.55. Стена группы «Виртуальная педагогическая практика».


ШАГ 11. РЕДАКТИРОВАНИЕ РОЛЕЙ.

Чтобы настроить роль пользователя, необходимо перейти по ссылке «Ред.» в верхнем правом углу блока «Контакты».

Рис.56. Блок «Контакты»

Откроется диалоговое окно, в котором напротив аккаунта пользователя можно назначить роль по ссылке «Редактировать».

Рис.57. Окно «Контакты».

Рис.58. Окно «Редактирование контактного лица».

В нем пользователь может прописать нужную ему информацию:

Рис.59. Окно «Редактирование контактного лица».

После проделанной операции не надо забывать сохранить введенную информацию.

М.Д. ГОРЯЧЕВ , заведующий кафедрой педагогики Самарского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
М.М. ГОРЯЧЕВ , ассистент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук
Н.В. ИВАНУШКИНА
В.В. МАНТУЛЕНКО , доцент кафедры педагогики Самарского государственного университета, кандидат педагогических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ новых информационных технологий, медийных средств в обучении становится все более распространённым явлением в современном российском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями. Как правило, материалы, генерируемые на этих ресурсах, позиционируются как учебные или обладающие образовательным потенциалом, однако зачастую не обладают этими качествами. Представленные в концентрированном виде процессы во время обучения оффлайн - усвоение знаний, выработка умений, закрепление навыков, формирование мотивации, обеспечение контроля, проверки и оценка результативности обучения - практически не отражены в совокупности в онлайн-среде.

Мониторинг инновационного поведения населения России, организованный исследователями Высшей школы экономики (К. Фурсов и Е. Чернович) с целью выявления каналов непрерывного образования, показал, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета. Этот показатель в двенадцать раз превышает тот, что был зарегистрирован в 2006 году . На основании данных мониторинга учёные выделяют формы получения новой информации - от общения на тематических сайтах до участия в дистанционных семинарах, вебинарах, прослушивания аудиолекций, просмотра видеороликов. Однако приведённая аналитика не дает ответов на актуальные вопросы. Является ли полученная информация знанием, которое можно с пользой применить в будущем? Является ли обучение онлайн таковым само по себе, в условиях самостоятельного изучения? Какими характеристиками, свойствами и отличиями от «классического» способа получения знаний оно обладает? Более того, сами авторы исследования отмечают, что в ходе научной работы внимание уделялось самообразованию, при котором получение знаний не сопровождалось официальной сертификацией и существовало вне обязательных образовательных программ.

Исследование применения онлайн-технологий в обучении студентов в аудитории и дистанционно (С. Хилтон, Дж. Грэхэм, П. Ричи и Д. Уайли) показывает, что для изменения организации традиционного процесса обучения, помимо разработки плана занятий, необходимо привлекать дополнительные ресурсы и знания. Речь идет о времени коммуникации, правилах построения коммуникации в сети, создании дополнительных типов интеракций между учащимися онлайн и оффлайн, определении ролей и зон ответственности между инструктором и преподавателем .

Значимой исследовательской проблемой в изучении онлайн-образования является разработка программы по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением онлайн и оффлайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний.

СИНТЕЗ «классических» аудиторных форм преподавания и современных компьютерных технологий, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты-заочники, студенты с ограниченными возможностями здоровья) создают условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании - социальную образовательную сеть .

Многие эксперты возражают против узкого понимания информатизации образования, делая ставку не на автономные системы управления обучением, представляющие собой универсальные инструменты для подготовки содержания учебного материала, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и прочего, а на социальные сети. Последние выступают в качестве средства построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяют возможности для совместной работы участников учебного процесса.

Для изучения результативности использования социальных сетей в обучении авторами был проведен опрос, в котором участвовали 289 студентов самарских вузов (СамГУ, СГТУ, СГЭУ) и 21 преподаватель из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Использовались инструменты анкетирования Google Documents. Подсчёт частотности упоминаний ответов респондентов был проведен с помощью специализированного программного обеспечения для работы с текстами NVivo.

В ходе опроса изучались техническая оснащенность студентов и преподавателей, виды потребляемой ими информации в сети, затраты времени на эту работу, опыт обучения и преподавания с помощью тематических интернет-сайтов и социальных сетей, желание использовать возможности сетевого обучения в собственной практике, способы получения и применения информации в режиме онлайн, отношение учащихся и преподавателей к обучению с помощью социальных сетей.

Положительный тренд применения социальных сетей в обучении подтверждается интенсивностью и продолжительностью времени работы с ними: 8 процентов участников опроса подтвердили, что не используют социальные сети в обучении, 16 - являются постоянными пользователями, 46 - часто прибегают к помощи социальных сетей в обучении, а 30 процентов - пользуются, но редко.

К положительным моментам использования социальных сетей в обучении 34 процента опрошенных отнесли экономию времени, 30 - доступность информации, 25 - мобильность. С другой стороны, серьезные опасения вызывают значительные затраты времени на использование социальных сетей, что идет в ущерб аудиторной и домашней работе. На это обстоятельство указали 17,5 процента респондентов. Также 12 процентов участников опроса опасаются, что возможность интенсивного общения будет отвлекать от первоначальной цели. В свою очередь, 8 процентов анкетируемых негативно относятся к открытости сетевых образовательных ресурсов.

Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: возможности чата для групповой работы - 48 процентов, комментирование работы преподавателя и сокурсников - 47 процентов, просмотр и подготовку презентаций - 47 процентов, публикацию постов и сообщений в тематических группах - 44 процента, прослушивание аудиолекций - 44 процента, участие в вебинарах и видеоконференциях - 42 процента и ряд других (см. рисунок).

К числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях 12 процентов опрашиваемых отнесли опасность получения недостоверной информации из ненадежных источников - в отличие от получаемой от преподавателей или из рекомендованных ими источников. Кроме того, существует вероятность, что материал, в основе которого лежит недостоверная информация, будет использован впоследствии как источник знаний.

Применение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность, демократичность, способствует качеству академической подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов.

  1. Соболевская О.В. Интернет станет главным помощником в деле самообразования // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.opec.ru/1715182.html (Дата обращения 04.07.2014).
  2. Graham C.R., Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance // Distance Education. 2010. 31(1). P. 77-92.
  3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // «Вестник Самарского государственного университета». 2014. № 5(116). С. 220-227.

Сфера eLearning (Electronic Learning, система электронного обучения при помощи информационных технологий) закономерно приобретает во всем мире растущую популярность. Прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.

Дневник.ру, российский лидер eLearning, внимательно следит за мировыми тенденциями в этой сфере. Сегодня мы хотим предложить к прочтению статью, которая раскрывает секреты использования популярных социальных сетей и программ для организации более интересных и динамичных занятий в классах. Статья в первую очередь будет полезна учителям, которые стараются активно использовать современные технологии в образовании; ученики и родители тоже смогут найти здесь много интересного.

Идея публикации была навеяна аналогичным исследованием, проведенным американскими коллегами. Первоисточник статьи, которая нас вдохновила, находится .

Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения. Преподаете/учитесь ли вы в начальной школе или традиционном высшем учебном заведении - в данной статье вы найдете подходящие способы использования социальных сетей на каждой случай.

Идеи для средней школы

  1. Вдохните жизнь в литературу. Ученики могут создать страницу (профиль) литературного героя в социальной сети, используя все функции, которые предлагает сеть: картинки, общение, «мне нравится», ссылки, обсуждения и т.д. Самое интересное в этом процессе - стараться создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер.
  2. Следите за событиями в жизни знаменитостей. Многие знаменитости используют Twitter. Вы можете выбрать известного человека, деятельность которого связана с темой, которую вы изучаете. Например, при изучении темы «Правительство Российской Федерации», ученики могут следить за новыми сообщениями официального аккаунта Правительства в Твиттере или за обновлениями аккаунта Премьер-министра РФ .
  3. Изучение географии. При обучении географии используйте программу Google Планета Земля . Весь мир открыт перед Вами! Виртуальные путешествия в любую точку мира: 3D-здания, фотоснимки и рельеф; поиск городов, компаний и других мест… Кроме того, использовал свои контакты в Twitter для проведения интерактивных уроков с учениками.
  4. Экскурсии. Иногда организация экскурсии представляет трудность или невозможна - в таких случаях используйте программу Skype, чтобы провести экскурсию , не покидая классной комнаты, или покажите ученикам виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира , интерактивные модели знаменитых сражений и т.д.
  5. Налаживайте связи с другими классами. Для расширения возможностей обучения, общайтесь с учениками из других классов, независимо от их местонахождения. Например, используйте сервис виртуальных конференций в Дневник.ру или Twitter для общения о каком-либо городе или стране непосредственно с их жителем в режиме он-лайн!
  6. Последние обновления. Благодаря сервису хэштегов в Twitter можно отслеживать последние записи на изучаемую тему всех пользователей сервиса, что оказывает неоценимую помощь при обсуждении текущих событий. Прочтите несколько советов о том, как эффективней использовать Твиттер.
  7. Общение с родителями. Поддерживайте связь с родителями через Дневник.ру и социальные сети, чтобы сообщать им об успехах их ребенка, обсуждать способности и предрасположенность ученика к тому или иному предмету и т.д.
  8. Поддерживайте школьный сайт в Дневник.ру , наполняя его актуальной информацией и интересным контентом - как, например, это (Москва).
  9. Развлекитесь во время урока. Если вы ведете серьёзный урок, требующий повышенного внимания учеников, попробуйте «разбавить» его одним из .

...........................................................................................................................................

Идеи для ВУЗов

...........................................................................................................................................

Для расширения возможностей обучения используйте данные идеи на семинарах и лекциях:

10. «Окно» в повседневную жизнь учебного заведения. Создайте веб-сайт, как это сделали, например, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Благодаря такому сайту посетители могут узнать актуальную информацию об университете, вступительных олимпиадах (в том числе, ), почитать рассказы студентов и действующих преподавателей, посоветоваться с другими абитуриентами на форумах и т.д.

11. Участвуйте в конкурсах. Принимайте участие в интерактивных конкурсах, проводимых, например, компанией Майкрософт и др.

12. Создавайте приложения и исследуйте социальные сети. Социальные сети сами по себе могут представлять отличный объект для исследования. Последуйте примеру этой группы Стэнфордского университета и создайте собственные приложения в соц. сетях.

13. Помогайте развивающимся странам. Создайте проект, подобный некоммерческой образовательной организации «Скейтостан» (Skatistan), о которой в своё время , давая возможность задать вопрос лично её организатору.

14. Следите за сообщениями руководителей . Чтобы узнать больше об исследованиях и профессиональной деятельности преподавателей, руководителей и других профессионалов, работающих в области вашего исследования, следите за их сообщениями в социальных сетях.

15. Возможности инициативы. Студенты имеют возможность использовать социальные сети для совместной работы в формате подачи той или иной инициативы «снизу» - как, например, сделали студенты Университета Британской Колумбии , выступив против закрытия тренажерного зала в бассейне университета.

...........................................................................................................................................

Идеи для учащихся

...........................................................................................................................................

16. Преимущества дистанционного образования. Используйте возможности для ознакомления с методическими наработками, изучения лекций, презентаций, видео- и аудиофайлов.

17. Практикуйте иностранные языки. Ребята, изучающие иностранный язык, могут практиковаться, общаясь с носителями языка - например, в группах соц. сетей, или используя современные бесплатные сервисы, например LinguaLeo.ru и др.

...........................................................................................................................................

Идеи для преподавателей

...........................................................................................................................................

Независимо от уровня знаний ваших учеников существует много способов использования социальных сетей при работе с аудиторией:

18. Предложения для класса . Размещайте предложения для класса в Дневник.ру, социальных сетях или .

19. Связь с другими преподавателями. Обменивайтесь опытом с другими преподавателями по всей России, размещая и получая информацию о новых идеях, советах и методиках в Дневник.ру и наших социальных сетях: ВКонтакте , ЖЖ . Отвечайте на вопросы учащихся в сети.

20. Будущие студенты : используйте в Дневник.ру, которое насчитывает более 60 тысяч учителей.

21. Конференции. Используйте Twitter , чтобы быть в курсе событий всех профессиональных конференций и оставаться на связи с нужными людьми.

22. Публикуйте записи. Публикуйте записи в файлах и , чтобы пропустившие занятия студенты могли ознакомиться с необходимым материалом, а преподаватели могли ссылаться на любые сделанные записи.

23. Форум для преподавательского состава. После того, как вы накопили достаточный опыт по использованию социальных сетей при работе в классе, подготовьте материал для обмена опытом со своими коллегами в .

24. Трансляция урока в режиме реального времени. Сервис Twitter может быть успешно использован для интерактивной трансляции выступления в режиме реального времени (при этом важно не забывать ставить хештэги).

25. Поиск приглашенных лекторов. Используйте новые знакомства с коллегами в Дневник.ру, чтобы пригласить их выступить перед вашими учениками. Такая взаимопомощь может стать очень полезной.

26. Ведите собственный блог , как это делает, например, победительница спец. номинации от Дневник.ру в рамках всероссийского конкурса "Позитивный контент 2012" Ольга Николаевна Комарова из Омска.

...........................................................................................................................................

Командный дух

...........................................................................................................................................

Организация совместных проектов внутри класса и школы объединит всех участников образовательного процесса, создаст менее формальную обстановку, позволит ученикам правильно относиться к работе в команде и осознанию личной ответственности каждого за результат. Интернет - отличный помощник в деле организации подобных проектов!

27. Виртуальные сообщества . В сети можно создавать виртуальные сообщества, например, и пр.

28. Межличностное взаимодействие. Когда вы постепенно узнаете о других немного больше, как это происходит в социальных сетях, у вас складывается более полное понимание личности ваших собеседников, что способствует более открытому и информативному общению.

29. Используйте обратные каналы. «Обратным каналом» в данной ситуации называется повторное обсуждение основной лекции или презентации в Сети. Используйте обратный канал для улучшения качества преподавания и контроля усвоения материала.

31. Держите руку на пульсе. В настоящее время , ориентированный на развитие взаимодействия, при котором с помощью социальных сетей формируются лучшие условия для обучения и вовлеченности учеников в образовательный процесс.

Подробнее о комфортном переходе на электронный формат ведения школьных процессов , а также обсудить собственные идеи и проблемы с коллегами, ознакомиться с типовыми документами для подготовки процесса и пр.

32. Инклюзивное образование . Ученики, отсутствующие на занятиях по различным причинам или по болезни, с помощью Дневник.ру и возможностей Интернета могут удаленно присутствовать в классе и оставаться в курсе последних событий в учебе.

...........................................................................................................................................

Общение

...........................................................................................................................................



Рекомендуем почитать

Наверх