Слои и режимы наложения в Photoshop. Учимся объединять режимы наложения

На iOS - iPhone, iPod touch 19.07.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

© 2014 сайт

Режимы наложения или смешивания слоёв в Adobe Photoshop определяют то, каким образом каждый из слоёв в многослойном изображении будет взаимодействовать с нижележащими слоями. Иными словами, от режима наложения зависит математический алгоритм смешивания значений взаимоперекрывающихся пикселей двух и более слоёв.

Режимом наложения по умолчанию для любого слоя является Normal. Чтобы изменить режим наложения, следует воспользоваться выпадающим меню Blending Mode, расположенном в палитре слоёв (Layers), и выбрать нужный режим из списка.

Классификация режимов наложения

В Adobe Photoshop имеется 27 режимов наложения или смешивания слоёв, каждый из которых может быть отнесён к одной из шести групп в зависимости от типа взаимодействия между слоями. В меню Blending Mode группы режимов визуально разделены при помощи горизонтальных линий, но не подписаны. Если вам неинтересно читать про группы, вы можете сразу перейти к практическим примерам .

  1. Нормальные режимы : Normal (Нормальный) и Dissolve (Растворение). При непрозрачности 100% пиксели верхнего слоя просто замещают собой пиксели нижнего, не испытывая на себе никакого влияния последних. При уменьшении непрозрачности пиксели нижнего слоя либо проступают сквозь пиксели верхнего (Normal), либо частично замещают их (Dissolve).
  2. Субтрактивные режимы : Darken (Замена тёмным), Multiply (Умножение), Color Burn (Затемнение основы), Linear Burn (Линейный затемнитель), Darker Color (Темнее). Эти режимы, так или иначе, приводят к затемнению изображения. Их действие можно сравнить со смешением красок на бумаге, т.е. с субтрактивным синтезом цвета.
  3. Аддитивные режимы : Lighten (Замена светлым), Screen (Осветление), Color Dodge (Осветление основы), Linear Dodge (Линейный осветлитель), Lighter Color (Светлее). В противовес субтрактивным режимам аддитивные режимы служат для осветления изображения по принципу смешения цветового излучения (аддитивный синтез цвета).
  4. Комплексные режимы : Overlay (Перекрытие), Soft Light (Мягкий свет), Hard Light (Жёсткий свет), Vivid Light (Яркий свет), Linear Light (Линейный свет), Pin Light (Точечный свет), Hard Mix (Жёсткое смешение). Эти режимы воздействуют на яркость и контраст конечного изображения, делая тени темнее, а света – светлее.
  5. Разностные режимы : Difference (Разница), Exclusion (Исключение), Subtract (Вычитание), Divide (Разделение). Формирование результирующего цвета осуществляется на основании разницы между цветами верхнего и нижнего слоёв.
  6. HSL режимы : Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) Color (Цвет), Luminosity (Яркость). HSL означает Hue, Saturation, Lightness, т.е. тон, насыщенность и светлота. Таким образом, HSL режимы осуществляют перенос одного или двух компонентов цветовой схемы HSL с верхнего слоя на нижний.

Практика

Для того чтобы проиллюстрировать действие различных режимов наложения слоёв, я воспользуюсь двумя фотографиями.

В качестве нижнего слоя будет использован один из моих карельских пейзажей.

В качестве верхнего слоя я возьму текстуру песка.

Далее мы последовательно переберём для верхнего слоя все возможные режимы наложения и посмотрим, что из этого получится. В данных примерах я не преследую никаких художественных целей, а просто пытаюсь продемонстрировать механику смешивания слоёв в различных режимах. Для большей наглядности непрозрачность верхнего слоя будет составлять 100% для всех режимов, кроме Normal и Dissolve, для которых я поставлю 50%. При 100% непрозрачности эффект смешивания в этих режимах был бы незаметен, поскольку верхний слой полностью замещает нижний. Разумеется, в реальной жизни очень часто приходится использовать намного более скромные значения непрозрачности, чтобы эффект смешения не выглядел слишком кричащим.

Напомню, что непрозрачностью слоя можно управлять, используя два параметра: Opacity (Плотность) и Fill (Заливка). При этом для большинства режимов наложения Opacity и Fill действуют абсолютно одинаково с той лишь разницей, что Opacity воздействует как на сам слой, так и на применённые к нему стили, а Fill стили игнорирует. Однако восемь режимов (Color Burn, Linear Burn, Color Dodge, Linear Dodge, Vivid Light, Linear Light, Hard Mix, и Difference) реагируют на уменьшение параметров Opacity и Fill немного по-разному, и об этом не стоит забывать.

Во всех случаях, когда я привожу формулы, используемые Фотошопом для расчёта результирующего цвета, буква a будет обозначать значение яркости верхнего слоя, а b – нижнего. Минимальное значение равно 0 (чёрный цвет), максимальное равно 255 (белый цвет).

Нормальные режимы наложения

Стандартный и наиболее часто употребляемый режим. При 100% непрозрачности пиксели верхнего слоя полностью замещают собой пиксели нижнего, а при уменьшении непрозрачности нижний слой плавно проступает из-под верхнего.

При 100% непрозрачности выглядит так же, как и Normal. При уменьшении непрозрачности часть пикселей верхнего слоя в случайном порядке замещается пикселями нижнего.

Субтрактивные режимы наложения

Если какой-либо пиксель верхнего слоя темнее соответствующего ему пикселя нижнего слоя, то он остаётся на месте. Если же пиксель верхнего слоя оказывается светлее – он замещается пикселем нижнего слоя. Таким образом, результирующее изображение содержит наиболее тёмные пиксели из обоих слоёв. Важно, что значения яркости сравниваются для каждого из цветовых каналов независимо, в связи с чем цвета могут довольно сильно искажаться.

Лучший режим для затемнения. Значение пикселей верхнего слоя умножается на значение соответствующих пикселей нижнего слоя и делится на максимальное возможное значение (255).

Формула режима: (a × b) ÷ 255 .

Если один из слоёв содержит чёрный цвет (0) – результирующим будет тоже чёрный. Если присутствует белый цвет (255) – результирующим будет цвет другого слоя.

Ещё более выраженное затемнение, чем в случае с Multiply. Света приглушаются сильнее, а цветовая насыщенность средних тонов возрастает.

Формула: 255 – ((255 – b) ÷ (a ÷ 255)) .

Темнее чем Multiply, но не такой насыщенный как Color Burn.

Формула: (a + b) – 255 .

Действует так же, как и Darken, выбирая наиболее тёмные пиксели из предложенных, с тем лишь отличием, что Darker Color не обращает внимания на индивидуальные цветовые каналы, и вместо этого сравнивает общие значения яркости пикселей. В результате – цвета используемых пикселей не искажаются.

Аддитивные режимы наложения

Этот режим противоположен режиму Darken. Если пиксели верхнего слоя светлее соответствующих пикселей нижнего, они сохраняются. Если же верхние пиксели оказываются темнее – они замещаются нижними. Сравнение значений яркости осуществляется поканально.

Режим Multiply наоборот. Эффективно и деликатно осветляет изображение. Клиппинг может возникнуть, только если один из слоёв уже содержит белые пиксели.

Формула: 255 – ((255 – a) × (255 – b) ÷ 255) .

Более грубое и интенсивное осветление, чем Screen. Характеризуется выбиванием светов и повышением цветовой насыщенности средних тонов.

Формула: (b ÷ (255 – a)) × 255 .

Ещё светлее, чем Color Dodge, но с более блеклыми цветами. Значения яркости попросту складываются.

Формула: a + b .

Как и в режиме Lighten сохраняются наиболее светлые пиксели из двух слоёв, но при этом учитывается лишь общая их яркость без оглядки на индивидуальные цветовые каналы.

Комплексные режимы наложения

Каждый из комплексных режимов представляет собой, по сути, комбинацию из двух противоположных по действию режимов смешивания: субтрактивного и аддитивного, действующих в комплексе. При этом к тёмным пикселям применяются субтрактивные методы, а к светлым – аддитивные. Таким образом, тёмные пиксели становятся темнее, а светлые – светлее, в результате чего контраст изображения возрастает.

Во всех комплексных режимах кроме Overlay оценка яркости производится на основании верхнего слоя. Там, где верхние пиксели темнее 50% серого цвета, применяется субтрактивный метод, если светлее – аддитивный. Пиксели верхнего слоя, окрашенные в нейтрально серый цвет (50%), не оказывают на нижний слой никакого влияния. В режиме Overlay аналогичным образом оценивается нижний слой.

К тёмным участкам изображения применяется режим Multiply, а к светлым – Screen. Оценка яркости производится по нижнему слою. Если создать копию слоя и применить к ней режим Overlay, эффект будет напоминать применение S-образной кривой .

Так же как и в режиме Overlay используется комбинация из режимов Multiply и Screen, но яркость исходных пикселей оценивается на основании верхнего слоя. Soft Light – наиболее удобный режим для аккуратного повышения контраста, поскольку он очень деликатно обращается с тенями и светами, не допуская их выбивания.

Использует комбинацию режимов Linear Burn и Linear Dodge для тёмных и светлых пикселей соответственно. Результатом является довольно жёсткое повышение контраста.

Комбинация режимов Color Burn и Color Dodge. Действует ещё более интенсивно, чем Hard Light.

Комбинация режимов Linear Burn и Linear Dodge.

Комбинация режимов Darken и Lighten.

Действует также как и Linear Light (сочетание Linear Burn и Linear Dodge), но на пределе интенсивности, в результате чего в каждом из цветовых каналов пикселям присваивается либо минимальное (0), либо максимальное (255) значение яркости. Как следствие, цветовая палитра изображения в режиме RGB редуцируется до 8 цветов: красного (255; 0; 0), зелёного (0; 255; 0), синего (0; 0; 255), голубого (0; 255; 255), малинового (255; 0; 255), жёлтого (255; 255; 0), чёрного (0; 0; 0) и белого (255; 255; 255).

Разностные режимы наложения

Сравниваются значения яркости верхнего и нижнего пикселей, и из большего значения вычитается меньшее. Таким образом, результирующее значение соответствует разности исходных значений. Наличие белого цвета на одном из слоёв приводит к инверсии любого другого цвета. Чёрный цвет не оказывает никакого влияния. Очевидно, что пиксели одинакового цвета взаимопогашаются и становятся чёрными, поскольку их разность равна 0.

Формула: (b ÷ a) × 255 .

Если пиксель верхнего слоя белый, результирующим будет цвет нижнего слоя. Пиксели одинакового цвета становятся белыми, при условии, что они не чёрные. Одинаковые чёрные пиксели остаются чёрными. Режим Divide работает поканально, что приводит к дополнительному искажению цветов.

HSL режимы наложения

Результирующий цвет имеет цветовой тон верхнего слоя, а насыщенность и светлоту нижнего.

Используются значения насыщенности верхнего слоя вместе со значениями цветового тона и светлоты нижнего.

Информация о цвете (цветовой тон и насыщенность) верхнего слоя сочетается с яркостной информацией (светлотой) нижнего слоя. Грубо говоря, нижний слой окрашивается в цвета верхнего. Очень удобный режим, когда возникает необходимость в редактировании только цветовой составляющей изображения, например, при борьбе с цветовым шумом или хроматическими аберрациями.

В противовес режиму Color сохраняет светлоту верхнего слоя, а значения цветового тона и насыщенности берёт из нижнего. Режим Luminosity полезен, когда изменяя яркость и контраст изображения вы стремитесь сохранить цвета неизменными. Это напоминает редактирование канала L при работе в цветовом пространстве Lab. Например, я обычно использую режим Luminosity при повышении резкости с помощью нерезкого маскирования, чтобы избежать появления цветных артефактов.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Начинаем разбираться с контрастными режимами. При использовании этих режимов исходное изображение может как затемняться, так и осветляться. И надо сразу развеять одно распространенное заблуждение, часто встречающееся как в книгах, так и в видеоуроках.

Будет исходное изображение затемняться или осветляться, зависит только от яркости корректирующего изображения, но никак не от самого исходного. Если яркость корректирующего изображения меньше 128 — исходное изображение затемняется, если больше — осветляется. Это верно для всех контрастных режимов, кроме Hard Mix (но этот режим отнесен к контрастным скорее «за компанию», в свое время мы с ним разберемся).

Как всегда, желающие одновременно с чтением «покрутить файлы» могут скачать послойные psd (33 мб) разбираемых примеров.

Overlay

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная слева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Overlay. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска:

Левая шкала:

Семейство кривых, оказывающих на исходную картинку затемняющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 0, 32, 64, 96, 128, и осветляющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 128, 160, 192, 224, 255.


S C R


s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

В режиме Overlay средний тон (128) исходного изображения осветляется или затемняется до яркости накладываемого. Сила воздействия линейно убывает при отклонении яркости исходного изображения от средней до нуля в белой и черной точке.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и если да, то какой?

Как и для всех контрастных режимов, нейтральным для Overlay является средне-серый (128).

Максимальное воздействие приходится на средние тона. При равном отклонении от средне-серого воздействие уменьшается одинаково как для более темных, так и для более светлых областей исходного изображения. Это хорошо видно по правой доске: она симметрична относительно средней вертикали. На белую и черную точку не воздействует.

При осветлении: линейно возрастает в темной и падает в светлой половине тонового диапазона. При затемнении: линейно падает в темной и возрастает в светлой половине тонового диапазона.

Аналогов в пленочной фотографии и реальной жизни не имеет. Но можно поискать аналогии с уже разбиравшимися режимами. Бытует такое мнение, что Overlay — это смесь Multiply и Screen. Это верно только наполовину, а точнее на две четверти. Overlay затемняет аналогично Multiply только области темнее средне-серого: поле A(0)-E(128) на клетчатой доске. В терминах кривых это соответствует затемнению левой половиной кривой.

Аналогично действию Screen осветляются только области светлее средне-серого: поле E(128)-K(255) на клетчатой доске. Что соответствует осветлению правой половиной кривой. В оставшихся двух четвертях аналогию с Multiply и Screen можно провести только математическую, но никак не реальную. Потому что режимы работают шиворот навыворот: осветлением темных участков занимается Multiply — поле A(128)-E(255) , затемнением светлых Screen — поле E(0)-K(128) .

Повышается контраст в средних тонах. Коррекция аналогична наложению симметричной S-образной кривой, точную форму которой можно посмотреть в . Немного забегая вперед, скажу, что результат полностью аналогичен самоналожению в режиме Hard Light, но об этом в следующий раз.

Изменение порядка наложения слоев при сохранении режима Overlay дает такой же результат, как изменение режима на Hard Light при сохранении порядка наложения. Подробнее об этом в следующий раз.

Для чего может использоваться режим Overlay

Для внесения коррекций в средние тона изображения

Такое применение вытекает непосредственно из алгоритма Overlay. А такие коррекции интересны и важны, потому что средние тона являются самыми информативными для человеческого восприятия. Именно в них наше зрение имеет самый широкий цветовой охват, лучше различает цветовые тона и вариации яркости. Я не буду разбирать одну картинку, а просто перечислю наиболее известные примеры подобных коррекций с краткими пояснениями.

При ручной доработке маски

Основная задача при ручной доработке маски — усиление контраста между выделенными и замаскированными участками. То есть, надо сделать светлые участки еще светлее, постаравшись не затронуть соседние темные, и наоборот. Обычно для этого предлагается один из двух рецептов.

Первый: рисовать по маске кисточкой в режиме Overlay белым цветом для осветления, а черным для затемнения. Второй: рисовать по маске инструментом Dodge Tool с установкой Range: Highlights для осветления или Burn Tool с установкой Shadows для затемнения. Для инструментов параметр Opacity или Exposure задается небольшим, чтобы воздействие было плавным. Давайте сравним и оценим, когда и какой метод лучше применять.

На картинке приведены все четыре варианта рисования по дискретному яркостному клину с соответствующими установками инструментов. Хорошо заметно, как Dodge выжег света, а Burn провалил тени. Чтобы лучше оценить результат работы кисти и посмотреть, как изменяется воздействие в зависимости от яркости клина, давайте рассмотрим следующую картинку.

Здесь отображается изменение яркости исходника после применения инструментов. Принцип, как на правой клетчатой доске — чем ярче поле, тем больше изменилась яркость, тем сильнее воздействие. Хорошо видно, что основное воздействие кисточки пришлось на средние тона.

На практике это означает следующее. Сначала удобнее пройтись кистью в режиме Overlay по областям средней яркости. Если область граничит с темной, мы работаем белым цветом и осветляем ее до светло-серого. Если область граничит со светлой, работаем черным цветом и затемняем ее до темно-серого. Тем самым подготавливая почву для последующего прохода инструментами Dodge и Burn.

Для самых дотошных привожу структуру слоев «как это было сделано»: раскрашенный клин наложен на исходный в режиме Difference, корректирующим слоем кривых дополнительно поднят контраст. Заготовка клина для самостоятельных экспериментов лежит по ссылке, указанной в начале статьи (Pattern_16.psd).

Soft Light

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная слева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Soft Light. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска: схема изменения яркостей — чем больше изменилась яркость, тем светлее соответствующая клетка (независимо от направления изменения яркости исходной картинки). Числа в клетках показывают, насколько изменилась яркость. Их положительные значения указывают на увеличение, а отрицательные на ее уменьшение яркости исходного изображения.

Левая шкала: отклонение яркости накладываемой плашки от средне-серого (128).

Семейство кривых , оказывающих на исходную картинку затемняющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 0, 32, 64, 96, 128, и осветляющее воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 128, 160, 192, 224, 255.

Формула для отнормированной яркости.
S — яркость исходного изображения; C — яркость корректирующего изображения; R — яркость финального изображения.

Формула для 8-битного режима.
s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

Описание и ответы на общие вопросы

В режиме Soft Light максимальное затемнение соответствует гамма-коррекции с коэффициентом гамма 2, максимальное осветляющее — с коэффициентом гамма 1/2. Промежуточные воздействия являются пропорциональным уменьшением максимальных.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Как и для всех контрастных режимов, нейтральным для Soft Light является средне-серый (128).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Более сильное воздействие приходится на темную половину тонового диапазона, достигая своего максимума в области тричетвертьтонов. На белую и черную точку не воздействует.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

При осветлении: резко возрастает в диапазоне от теней до тричетвертьтонов и плавно падает в более светлой части полного тонового диапазона. При затемнении: резко падает в диапазоне от теней до тричетвертьтонов и плавно возрастает в более светлой части полного тонового диапазона.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Уменьшение непрозрачности корректирующего изображения равносильно ослаблению воздействия. Под ослаблением воздействия подразумевается уменьшение отклонения яркости накладываемой плашки от средне-серого (128). Справа показано ослабление воздействия наложения плашки яркости 32 за счет уменьшения непрозрачности, слева — аналогичное уменьшение воздействия за счет осветления плашки.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Пять из семи контрастных режимов имеют в своем названии слово «свет». Естественно, этот «свет» не имеет никакого отношения к тому свету, который был в реальной сцене. Просто в жизни осветление и затемнение — это блик и тень, результат освещения сцены каким-то источником света. Поэтому большинство контрастных режимов называется (а их воздействие описывается) по аналогии с источником света, дающим светотеневой рисунок, похожий на результат применения данного режима. При этом никаких точных аналогов контрастные режимы не имеют.

Гамма-коррекция не трогает белую и черную точки. Таким образом, после ее применения на изображении сохраняются блики и глубокие тени. И что самое главное, она дает наиболее визуально равномерное осветление/затемнение картинки. То есть, лучше всего соответствует общечеловеческому (или, если хотите, обывательскому) понятию «сделать посветлее/потемнее».

Именно поэтому клетчатая доска для режима Soft Light самая равномерная из всех контрастных режимов, на ней лучше всего различаются границы между всеми полями. А в жизни мягкое, плавное, равномерное изменение яркости дает рассеянный или, как его еще называют, «мягкий» свет. В фотографии такой свет обычно используют в качестве заполняющего.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

При изменении порядка наложения результат изменяется.

Для чего может использоваться режим Soft Light

Я недаром поместил в эту статью рассказы о двух совершенно независимых режимах, и прежде, чем говорить о применении Soft Light, давайте сравним его с Overlay. У них есть важная общая особенность — они не трогают белую и черную точки. Из-за этого у некоторых пользователей появляется мысль: «Soft Light — это просто в два раза ослабленный Overlay». Результаты действительно похожи, но давайте взглянем внимательнее.

Я уже приводил эту картинку в статье . На ней красным цветом показаны максимальные воздействия Overlay после ослабления в два раза, синим — максимальное воздействие Soft Light. Воздействия на области светлее средне-серого действительно очень похожи. А вот в тенях картина здорово расходится.

Воздействие Overlay симметрично — тона темнее и светлее средне-серого меняются одинаково, Soft Light сильнее влияет на тени. Как при затемнении, так и при осветлении. Теперь вы это знаете, а дальше при выборе режима отталкивайтесь от стоящих перед вами задач: если необходимо более сильное влияние на тени при меньшем влиянии на света — выбираем Soft Light, если влияние на тени надо минимизировать — Overlay.

А теперь про применение. В этот раз я не буду перечислять конкретные случаи, в которых используется Soft Light (в интернете такого добра вагон и маленькая тележка). Есть более интересный вопрос: «Как самому придумать коррекцию именно для данной картинки, а не повторять чей-то рецепт?» Для этого надо последовательно ответить на четыре вопроса, а потом, идя в обратном порядке, реализовать эти ответы на практике.


Ответ должен четко описывать изменение яркости и контраста на различных участках изображения и в разных тоновых диапазонах. Если требуется изменение цвета, необходимо описать соотношение воздействий на различные каналы. Время детского лепета про «ощущение воздушности» и «хочется покрасивее» кончилось, нужны четкие технические формулировки.


У каждого режима есть свои фирменные черты, а описаны они в ответах на общие вопросы (FAQ). Чтобы не зубрить их все можете поступить, как я: ориентироваться по форме семейства кривых.


На этом этапе надо достаточно точно описать заготовку для наложения, чтобы понять, что нужно создавать.


Это общее перечисление соотношений яркости и контраста, которые должны иметь объекты на картинке. Необходимо, чтобы найти, на базе чего можно сделать заготовку для наложения.

Наглядно разобраться в процессе нам поможет старый знакомый — Mitsubishi A6M Zero. На данной фотографии мне не нравится фон — слишком темный. Из-за этого изображение кажется грязным, самолет не выделяется, нет ощущения полета и воздушности. Это только присказка, а теперь начинаем отвечать на вопросы.

1. Какие изменения в картинке мы хотим получить?
Мягкое равномерное осветление фона, более сильное в верхней части фотографии. Самолет сильно меняться не должен, но можно согласиться на то, что он станет немного контрастнее, а самые светлые участки незначительно осветлятся, чтобы не было рассогласования с фоном. Нельзя допускать дополнительного затемнения черного капота и осветления насыщенных участков (опознавательные знаки и желтые полосы на передней кромке крыльев).

2. Какой режим наложения обеспечивает такое воздействие?
«Мягкое», «тактичное», равномерное» — это фирменные характеристики Soft Light. А то, что для осветления используется не осветляющий, а контрастный режим, не страшно. Он ведь тоже умеет осветлять.

3. Как должна выглядеть накладываемая картинка, чтобы в выбранном режиме обеспечить необходимые изменения?
Фон светлее средне-серого (128), более светлый вверху. Самолет близкий к средне-серому. Капот не темнее средне-серого.

4. Какие общие черты должна иметь картинка, чтобы из нее можно было сделать заготовку для наложения?
Весь самолет, за исключением светлых слабо насыщенных областей, максимально контрастен к фону, особенно к верхней его части. Фон по возможности равномерный.

Ну, вот мы и ответили на все вопросы. А теперь вперед смотреть каналы. Наиболее дотошные пользователи могут сделать копии картинки и перевести их в CMYK и Lab. Получив таким образом доступ к дополнительным каналам. Но для решения этой задачи нам хватит и RGB.

Итак, канал Red не самый подходящий: фон очень неоднородный и слабо отличающийся по яркости от самолета, насыщенные желтые полосы и красные опознавательные знаки очень светлые.

В Green ситуация лучше: фон более однородный, он светлее и поэтому контрастнее к самолету, красные опознавательные знаки темные. Из минусов: желтые полосы на передней кромке крыла и номер на киле светлые, области бликов на фюзеляже по-прежнему достаточно светлые.

Канал Blue: однозначный лидер по контрасту самолета и фона, все насыщенные участки самолета темные. Картину портит очень сильный шум, в основном шум на фоне. Так как именно фон будет подвергаться максимальному воздействию со стороны заготовки, имеющиеся в этой области шумы сильнее всего пролезут на финальное изображение.

Можно было бы выбрать один из не самых подходящих вариантов, но почему не попытаться взять достоинства каждого, избежав недостатков? В синем канале нас привлекает более темный самолет, в зеленом канале — более гладкий фон. Походив с пипеткой по фону, убеждаемся, что в зеленом канале он немного темнее, чем в синем. Наложив эти каналы друг на друга в режиме Darken, мы заберем темный самолет из синего канала и гладкий (темный) фон из зеленого.

Я сделал это, перенеся содержимое каналов на новые слои (Blue_Channel и Green_Channel ) и задав верхнему из них режим наложения Darken. Кстати, если бы оказалось, что фон в зеленом канале немного светлее, чем в синем, мы могли бы перед наложением слегка притемнить зеленый канал.

Теперь заготовку надо доработать до вида, описанного в ответе на третий вопрос. Ставим корректирующий слой кривых и смотрим на гистограмму заготовки. Большой пик справа от красного пунктира — это фон, левая часть пика соответствует нижним областям, а правая верхним, меленький холмик слева — самолет, его левый склон, уходящий в глубокие тени — капот.

Ставим точку 1 и поднимаем кривую таким образом, чтобы фон на заготовке стал светлее средне-серого, а самолет остался темнее.

Чтобы не допустить затемнения капота, поднимаем черную точку кривой до уровня 128. При помощи точки 2 кладем кривую на горизонталь в диапазоне, соответствующем капоту. Точка 3 позволяет регулировать повышение контраста самолета. Если вы вообще не хотите менять что-либо в нем, просто задайте точкам 2 и 3 выходную яркость 128.

И последний штрих: точка 4 задаст дополнительное осветление верхней части заготовки, тем самым сильнее осветлив фон вверху картинки. Если кроме яркости необходимо менять цвет, придется идти в каналы и организовывать различное воздействие на них. Например, чтобы сделать небо более голубым, затемнять красный канал в диапазоне чуть темнее полутонов и дополнительно осветлять синий в средних тонах.

Осталось объединить все вновь созданные слои в группу, задать ей режим наложения Soft Light и наслаждаться результатом. Приведенная здесь коррекция не является универсальным способом обработки фотографий самолетов. А вот методика подбора режима и создания заготовки универсальна. Не всегда все будет получаться гладко, но дорогу осилит идущий. А желающие поупражняться над Zero, могут найти его по ссылке в начале статьи.

В следующий раз мы продолжим разбираться контрастными режимами, рассмотрев сразу четыре: .

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Работа со слоями — одна из мощнейших возможностей фотошопа. Ни одна серьезная ретушь не обходится без работы со слоями.

Режимы наложения слоев — большая и сложная тема. В этой статье вы можете ознакомиться с режимами наложения слоев и их описанием. Cтатья в первую очередь будет интересна новичкам и тем, кто только начал изучать тему слоев в фотошоп, так же она будет полезна в качестве шпаргалки по режимам наложения.

Для начала разберем панель слоев.

Над слоями меню выбора режима наложения, непрозрачность (Opacity) и заполнение (Fill).

Примечание. Мне часто задают вопрос — чем Opacity отличается от Fill. Ответ такой — Fill влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

  • Заблокировать прозрачные участки — вы сможете изменять только участки заполненные пикселями.
  • Заблокировать пиксели изображений — предотвращает изменение пикселей с помощью инструментов рисования.
  • Заблокировать позицию — предотвращает перемещение пикселей.
  • Заблокировать слой целиком.

Нижняя часть панели:

  • Создание связи между слоями — вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
  • Применение эффектов к слоям — открывает выбор эффектов и их контролироль.
  • Добавление маски к слою — создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
  • Создание корректирующего слоя — в отличии от обычной коррекции, скажем Curves — корректирующий слой можно изменить в любой момент.
  • Создание папки для слоев — очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
  • Создание нового слоя.
  • Удаление слоя.

Теперь перейдем непосредственно к режимам наложения слоев.

Режимы наложения слоев

Изначально мы имеем такую пейзажную картинку. Вверху у нас слой с 50% непрозрачностью, ниже два слоя с 100% непрозрачностью. Два непрозрачных для того, чтобы можно было видеть разницу на фоне неба и на фоне травы.

Basic — Основная группа

Normal — Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем.

Dissolve — Комбинирует верхний слой с нижним используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.

Darken — Группа затемнения

Darken — Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных.

Multiply — Затемняет все изображение. Полезен при необходимости увеличить плотность светов и средних тонов. Multiply похож на просмотр напросвет двух наложенных друг на друга слайдов. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Color Burn — Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Linear Burn — Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Darker color — Похож на режим Darken, за исключением того, что работает на всех слоях сразу, а не на одном. Когда вы смешиваете два слоя, видимыми останутся только темные пиксели.

Lighten — Группа осветления

Lighten — Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.

Screen — Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.

Color Dodge — Действие режима Color Dodge похоже на Screen, но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Основан на работе инструмента Dodge, который имитирует недодержку в фотографическом процессе.

Linear Dodge (Add) — Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный – эффекта не будет.

Lighter Color — Сравнивает значения всех каналов обоих слоев и отображает более светлые пиксели.

Contrast — Группа увеличения констрастности

Overlay — Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый – эффекта не будет.

Soft Light — Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Hard Light — Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через Screen, а если темнее — то затемяется через Multiply. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Vivid Light — Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее — то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge) . Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Linear Light — Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее — то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge). Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Pin Light — Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого — затемняются режим Darken. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Hard Mix — Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.

Comparative — группа сравнения

Difference — Представляет идентичные пиксели как черные, похожие — как темно-серые, а противоположные — как инвертированные. Если верхний слой черный — изменений не будет. Практическое применение этого режима можно увидеть в статье про замену фона .

Exclusion — Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели — к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.

HSL — Группа компонентов изображения

Hue — Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.

Saturation — Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.

Color — Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

Luminosity — Противоположный режиму Color. Комбинирует Luminance (cвечение) верхнего слоя и Hue (цвета) и Saturation (колебание цвета) нижнего слоя.

P.S.

Эти описания помогут вам понять что происходит при смешивании цветов. В следующей статье мы расскажем о корректирующих слоях и масках.

Photoshop может показаться очень пугающим во время его изучения, но как только вы получите представление о некоторых его инструментах, то удивитесь тому, как вообще без него обходились. И если есть в Photoshop категория, которая является очень запутанной, но одновременно мощной при правильном применении, то это коллекция режимов наложения. Эта статья не раскроет все доступные в Photoshop опции, но даст вам хорошую отправную точку для путешествия по изучению всех режимов наложения.

Режимы наложения в Ф отошоп : несколько основных режимов для начала

В программе Photoshop режимы наложения находятся в выпадающем меню в верхней части панели Слои (по умолчанию это «Обычные»)

Всего есть 27 различных вариантов на выбор, в том числе режим наложения Обычные, который установлен по умолчанию.

Adobe упорядочил эти 27 режимов в шести различных категориях.

Обычные (Normal) – содержит режимы наложения, которые собственно не смешиваются со слоем. (Обычные показывают сам слой, а растворенный слой просто удаляет пиксели с верхнего слоя, и с уменьшением непрозрачности этот эффект увеличивается).

Затемнение (Darken) – эти режимы наложения используют 100% белого как нейтральный, они создают эффект затемнения по всему изображению.

Замена светлым (Lighten) – здесь Photoshop использует 100% черного как нейтральный, они создают эффект осветления по всему изображению.

Перекрытие (Overlay) – в режимах наложения Перекрытие Photoshop смешивает верхний слой и нижний слой таким образом, чтобы добавить контраст. Эффект меняется, исходя из непрозрачности слоя и выбранного типа режима наложения.

Разница (Difference) – этот набор можно отнести к группе инверсии, так как эти режимы наложения часто используются для удаления цветов на слое ниже или их инвертирования.

Цветовой тон (Hue) – здесь Photoshop позволяет быть очень креативным с тоном, насыщенностью и светлотой в слоях.

Когда вы применяете к слою режим наложения, то он воздействует на тот слой, который находится непосредственно под ним в Photoshop.

Чтобы упростить процесс изучения всех 27 режимов наложения, давайте рассмотрим три наиболее универсальных режима, которые предлагает Photoshop.

Первые три режима наложения, которые вам необходимо выучить

Во всех примерах ниже я буду использовать два слоя, чтобы продемонстрировать разные эффекты каждого из трех режимов наложения. Верхний слой просто белый, серый и черный слой, а нижний слой – это одно и то же изображение под тремя разными цветами.

Белый, серый, черный слой.

Режим наложения Умножение (Multiply)

Этот режим наложения относится к группе Затемнение и, следовательно, предполагает 100% нейтрального белого. Суть этот режима состоит в том, что темные пиксели нижнего слоя умножаются на те, которые находятся на верхнем слое, и комбинируются. В результате вы получите затемнение по всему изображению, так как темные пиксели обеих слоев станут более видимыми, в то время как светлые практически исчезают.

На слое с 50% серого вы видите, что темные пиксели с серого верхнего слоя помогают затемнить слой под ним.

Этот режим наложения подходит для создания теней или удаления светлых пикселей с нижележащего слоя. Он может быть использован в сочетании с корректирующим слоем Кривые, чтобы добавить дополнительную темноту слою. Воздействие на темную часть кривых может быть действительно очень удобным, если вы хотите подчеркнуть тени или затемнить изображение.

Режим наложения Экран (Screen)

Как уже упоминалось выше, группа Замена светлым устанавливает черный в качестве нейтрального, исходя из этого при использовании режима наложения Экран черный слой не меняется, 100% белый остается белым, а 50% серого находится где-то посередине.

По тому же математическому методу, что и в режиме наложения Умножение, режим Экран умножает светлые пиксели верхнего и нижнего слоев. Как вы видите на примерах выше, при 50% серого светлые пиксели становятся еще светлее, так как яркие пиксели серого слоя умножаются на те, что находятся в слое под ним.

Режим наложения Экран подходит для удаления темных участков с изображения или даже может быть использован для создания мягкого свечения вокруг объекта.

Режим наложения Мягкий свет (Soft Light)

Здесь формула, используемая Photoshop, представляет собой сочетание режимов наложения Умножение и Экран с эффективностью, разделенной на два. Это означает, что темные пиксели станут темнее, а светлые – светлее, а результат будет разделен на два (или 50% от полной интенсивности). В итоге вы получите увеличенный контраст по всему изображению.

Режим наложения Мягкий свет – это отличный способ добавить контраст изображению. А для более интенсивного эффекта используйте режим наложения Перекрытие.

Лучшей техникой его применения является дублирование имеющегося слоя и применение к нему режима наложения Мягкий свет. Вы увидите мгновенное усиление контраста, который можно настроить с помощью слайдера Непрозрачность на скопированном слое.

Примеры использование режимов наложения в Photoshop

Оригинал – (в полном размере 750 x 378)

Оригинальное изображение выглядело немного плоским, но продублировав этот слой и изменив его режим наложения на Мягкий свет вы получите больше контраста. Такой повышенный контраст хорошо смотрится на камнях и стене с граффити позади модели.

Продублирован с использованием режима наложения Мягкий свет

Следующим шагом был добавлен корректирующий слой Кривые над продублированным слоем, режим наложения изменен на Умножение. Затем была применена маска слоя, чтобы изменения коснулись только верхней части тела и лица модели. Применив эти небольшие настройки, вы заметите большую четкость на лице и в тенях.

Корректирующий слой Кривые + режим наложения Умножение, примененный к лицу модели и верхней части туловища, чтобы добавить четкости и деталей в тенях.

Эти три режима наложения в Photoshop являются всего лишь началом, но ключом к успеху в изучении большой и сложной программы Photoshop есть постепенность, а иначе вы быстро разочаруетесь и сдадитесь. Я надеюсь, что, сфокусировав внимание на этих трех режимах наложения, ваше постижение программы будет более легким.

В настройках почти всех инструментов, отвечающих за рисование в Фотошопе (кисти, заливки, градиенты и т.д.) присутствуют Режимы наложения . Кроме того, Режим наложения можно поменять и для целого слоя с изображением.

О режимах наложения слоев мы и поговорим в этом уроке. Эта информация даст базис знаний в работе с режимами наложения.

Каждый слой в палитре изначально имеет режим наложения «Нормальный» или «Обычный» , но программа дает возможность путем изменения этого режима поменять тип взаимодействия этого слоя с подлежащими.

Изменение Режима наложения позволяет добиться необходимого эффекта на изображении, причем, в большинстве случаев, заранее угадать, каким будет этот эффект, довольно сложно.
Все действия с Режимами наложения можно производить бесконечное число раз, поскольку само изображение никаким образом не изменяется.

Режимы наложения делятся на шесть групп (сверху вниз): Нормальные, Субтрактивные, Аддитивные, Комплексные, Разностные и HSL (Hue – Saturation – Lighten) .

В данную группу входят такие режимы, как «Обычный» и «Затухание» .

«Обычный» используется программой для всех слоев по умолчанию и никакого взаимодействия не предусматривает.

«Затухание» выбирает случайные пиксели с обоих слоев и удаляет их. Это придает изображению некоторую зернистость. Данный режим влияет толькона те пиксели, которые имеют изначальную непрозрачность менее 100%.

Эффект похож на наложение шума на верхний слой.

Субтрактивные

Данная группа содержит режимы, которые тем или иным способом затемняют изображение. Сюда входят «Затемнение», «Умножение», «Затемнение основы», «Линейный затемнитель» и «Темнее» .

«Затемнение» оставляет только темные цвета с изображения верхнего слоя на подлежащем. В данном случае программой выбираются наиболее темные оттенки, а белый цвет и вовсе не берется в расчет.

«Умножение» , как следует из названия, умножает значения базовых оттенков. Любой оттенок, умноженный на белый даст исходный оттенок, умноженный на черный даст черный цвет, а другие оттенки не станут ярче начальных.

Исходное изображение при применении «Умножения» становится темнее и насыщеннее.

«Затемнение основы» способствует своеобразному «выжиганию» цветов нижнего слоя. Темные пиксели верхнего слоя затемняют нижний. Также здесь имеет место умножения значений оттенков. Белый цвет в изменениях не участвует.

«Линейный затемнитель» понижает яркость исходного изображения. Белый цвет в смешивании не участвует, а другие цвета (цифровые значения) подвергаются инверсии, складываются и инвертируются еще раз.

«Темнее» . Этот режим оставляет на изображении темные пиксели с обоих слоев. Оттенки становятся темнее, цифровые значения уменьшаются.

Аддитивные

Эта группа содержит следующие режимы: «Замена светлым», «Экран», «Осветление основы», «Линейный осветлитель» и «Светлее» .

Режимы, относящиеся к данной группе, осветляют изображение и добавляют яркость.

«Замена светлым» является режимом, действие которого противоположно действию режима «Затемнение» .

В данном случае программа сравнивает слои и оставляет только наиболее светлые пиксели.

Оттенки становятся более светлыми и «сглаженными», то есть наиболее приближенными по значению друг к другу.

«Экран» в свою очередь противопоставлен «Умножению» . При применении данного режима цвета нижнего слоя инвертируются и перемножаются с цветами верхнего.

Изображение становится более ярким, а итоговые оттенки всегда будут светлее исходных.

«Осветление основы» . Применение этого режима дает эффект «выцветания» оттенков нижнего слоя. Уменьшается контрастность исходного изображения, а цвета становятся более светлыми. Создается эффект свечения.

«Линейный осветлитель» схож с режимом «Экран» , но с более сильным воздействием. Цветовые значения увеличиваются, что приводит к осветлению оттенков. Визуальный эффект похож на освещение ярким светом.

«Светлее» . Режим противоположен режиму «Темнее» . На изображении остаются только наиболее светлые пиксели с обоих слоев.

Комплексные

Режимы, входящие в эту группу, не только осветляют или затемняют изображение, а воздействуют на весь диапазон оттенков.

Называются они следующим образом: «Перекрытие», «Мягкий свет», «Жесткий свет», «Яркий свет», «Линейный свет», «Точечный свет» и «Жесткое смешение» .

Данные режимы чаще всего применяются для наложения текстур и других эффектов на исходное изображение, поэтому для наглядности поменяем порядок слоев в нашем учебном документе.

«Перекрытие» является режимом, вобравшим в себя свойства «Умножения» и «Экрана» .

Темные цвета становятся насыщеннее и темнее, а светлые становятся светлее. Результат — более высокая контрастность изображения.

«Мягкий свет» — менее резкий собрат «Перекрытия» . Изображение в данном случае подсвечивается рассеянным светом.

При выборе режима «Жесткий свет» изображение подвергается освещению более сильным источником света, чем при «Мягком свете» .

«Яркий свет» применяет режим «Осветление основы» к светлым участкам и «Линейный осветлитель» к темным. При этом контрастность светлых увеличивается, а темных – уменьшается.

«Линейный свет» противоположен предыдущему режиму. Увеличивает контрасность темных оттенков и уменьшает контрастность светлых.

«Точечный свет» объединяет светлые оттенки при помощи режима «Светлее» , а темные – при помощи режима «Темнее» .

«Жесткое смешение» воздействует на светлые участки режимом «Осветление основы» , а на темные – режимом «Затемнение основы» . При этом контраст на изображении достигает настолько высокого уровня, что могут появиться цветовые аберрации.

Разностные

Эта группа содержит режимы, которые создают новые оттенки, основываясь на разностных характеристиках слоев.

Режимы такие: «Разница», «Исключение», «Вычитание» и «Разделить» .

«Разница» работает так: белый пиксель на верхнем слое инвертирует подлежащий пиксель на нижнем, черный пиксель на верхнем слое оставляет подлежащий пиксель без изменений, совпадение пикселей в итоге дают черный цвет.

«Исключение» работает так же, как и «Разница» , но уровень контраста получается ниже.

«Вычитание» изменяет и смешивает цвета следующим образом: цвета верхнего слоя вычитаются из цветов верхнего, а на черных участках цвета будут такие же, как на нижнем слое.

«Разделить» , как становится понятно из названия, делит числовые значения оттенков верхнего слоя на числовые значения оттенков нижнего. Цвета при этом могут кардинально меняться.

HSL

Режимы, объединенные в данную группу, позволяют редактировать цветовые характеристики изображения, такие как яркость, насыщенность и цветовой тон.

Режимы в группе: «Цветовой тон», «Насыщенность», «Цветность» и «Яркость» .

«Цветовой тон» придает изображению тон верхнего слоя, а насыщенность и яркость – нижнего.

«Насыщенность» . Здесь такая же ситуация, но только с насыщенностью. При этом белый, черный и серый цвета, содержащиеся на верхнем слое, обесцветят итоговое изображение.

«Цветность» придает итоговой картинке тон и насыщенность накладываемого слоя, я яркость остается такой же, как на подлежащем.

«Яркость» придает изображению яркость нижнего слоя, сохраняя цветовой тон и насыщенность нижнего.

Режимы наложения слоев в Фотошопе позволяют добиться очень интересных результатов в Ваших работах. Обязательно используйте их и удачи в творчестве!



Рекомендуем почитать

Наверх