«Скорочтение и развитие памяти», или как обманывают на курсах. Как научиться скорочтению и развить долговременную память

Скачать на Телефон 29.08.2019
Скачать на Телефон

Умение быстро схватывать и запоминать информацию многие считают природным феноменом, даваемым от рождения, достичь которого невозможно. Однако, многочисленные исследования и разработанные техники говорят о том, что приобрести подобный навык можно. Достаточно освоить методику скорочтения и развития памяти для детей.

Память ребенка и умение читать

Память – одно из уникальнейших свойств нашего мозга, позволяющее не только ориентироваться в пространстве и добывать ресурсы, но и передавать знания из поколения в поколение. Формироваться она начинает еще в младенческом возрасте, помогая малышу осваивать мир. В первую очередь она возникает как отпечаток сенсорной информации, именно поэтому события, связанные с сильными эмоциями, запоминаются лучше.

Постепенно происходит освоение других видов памяти и, в том числе, словесно-логической. Во многом формирование памяти зависит от ее развития в детском возрасте. Если родители периодически занимаются с ребенком, выполняют с ним различные упражнения, то и возможности к запоминанию у него будут выше. Такому дитя легче будет учиться в школе, а в дальнейшем оперировать большими объемами информации, что необходимо в любой престижной профессии.

Словесно-логическая память напрямую связана с умением читать и воспринимать информацию. При ее нормальном развитии ребенок хорошо осваивает речь, может прочитать и воспроизвести текст. Чем лучше работает память, тем больше соединений нервных волокон в головном мозге и тем легче информация по ним передается в разные отделы. В результате прочтения текста, его анализ и осмысление происходят быстрее. Это и есть навык скорочтения.

Для большинства из нас он связан с уроками чтения, на которых учителя проверяли способности прочитать текст вслух на время, однако, при этом не учитывалось восприятие представленной информации. В то же время реальные методы развития памяти и скорочтения связаны между собой напрямую, поскольку предполагают умение не только прочитать текст, но и запомнить его.

Несмотря на то, что основные процессы закладываются в детстве и во взрослом возрасте можно освоить методики скорочтения.

Читаем быстрее

Средняя скорость чтения для человека составляет порядка 1,5 тысяч знаков в минуту. Быстрой считается скорость – 3 тысячи знаков, а очень быстрой – 5 тысяч. Оценить свои навыки самостоятельно легко. Достаточно взять незнакомую книгу и секундомер. Для удобства можно воспользоваться линейкой. Засекаем время и вперед. При этом важно учесть, что текст должен быть не просто воспроизведен, а понят, то есть вы можете его пересказать.

Низкая скорость чтения бывает из-за нескольких причин, если отбросить различные логопедические проблемы, то можно выделить три основные из них:

  • невнимательность;
  • маленький словарный запас;
  • привычки проговаривать слова губами.

Понятно, что любое из этих препятствий можно преодолеть, если приложить немного усилий.

Для развития техники скорочтения можно воспользоваться тремя способами:

  • самостоятельно освоить упражнения по скорочтению и развитию памяти через специализированную литературу;
  • воспользоваться современной техникой и обратиться к компьютерным программам;
  • пойти на специальные курсы по быстрочтению.

Выбор метода зависит от предпочтений человека и особенностей его восприятия информации. Кому-то тяжело заставить себя заниматься самостоятельно, а если есть запись на курсы и некая ответственность перед другими, то он серьезнее будет относиться к процессу и достигнет больших результатов. Кому-то легче работать с компьютерной программой, которая готова предоставить возможности к обучению в любое время. А кто-то легко позанимается с книжками, включив в процесс всю семью.

Попробуем рассмотреть разные способы.

Как выбрать курсы по скорочтению

Для этого следует ориентироваться на три момента:

  • методология обучения;
  • компетентность педагога;
  • отзывы учеников.

Первый пункт – техника.

Традиционные методики строятся по одному из двух направлений: техническому или аналитическому.

При техническом происходит тренировка внимания, умения выделять основную мысль из контекста, развитие периферического зрения, чтения по диагонали и так далее.

При аналитическом подходе упор делается не столько на скорость, сколько на осмысление текста. Здесь вырабатывается умение анализировать информацию, выделять основные мысли, сопоставлять разорванные отрывки и прочее.

Для развития памяти второй способ подходит больше.

  • Каким образом он подбирает методику?
  • Как будет происходить обучение?
  • Нужно ли выполнять домашнее задание? И еще множество мелких вопросов, которые возникают по ходу разговора.

Сам педагог должен располагать к себе, так же, как и атмосфера в школе.

Программа быстрого чтения

Любители интернет ресурсов могут воспользоваться специальными программами, помогающими развивать скорочтение. Среди них есть профессиональные, отличающиеся большим охватом доступных методик и наличием упражнений для проработки всех элементов быстрого чтения. Это:

  • AceReader, разработчик - StepWare, Inc.;
  • RocketReader, разработчик - Creative Windoware Pty Ltd;
  • Universal Reader от Triosade Technologies;
  • Система скорочтения, разработчик - Зеленый Остров;
  • Тренажер освоения техники быстрого чтения, разработчик - Василий Корняков

Такие программы дают максимальный результат, но стоят недешево и применяются преимущественно школами, работающими с клиентами. Для индивидуальных занятий вполне подходят любительские программы, которые можно найти в интернете бесплатно:

  • Программа Spritz развивает высокую скорость чтения, в специальное поле нужно вставить текст и установить скорость, с которой планируете его читать. Она позволяет проверить свои способности и развить их;
  • Вторая программа Psy games представляет собой комплекс упражнений, помогающих расширить поле зрения, развить внимание и память, повысить скорость реакции;
  • Комплекс Speed reading software тоже включает спектр упражнений, позволяющих увеличить скорость чтения, загружается на любой носитель, поэтому работать с нею можно повсеместно.

Самостоятельные занятия

Освоить скорочтение и развить память можно и без посредников. Для этого потребуется немного усидчивости и терпения, ведь процесс длительный, он занимает не один месяц, а выполнять упражнения нужно регулярно.

В магазинах или в интернете можно найти массу книг, предлагающих методики по быстрому чтению и развитию памяти, одна из наиболее популярных - У. Аткинсон - «Память и ее развитие», но она ориентируется только на способность запоминать.

Один из важнейших моментов развития скорочтения – это ежедневное прочтение нескольких страниц книг или газет, только не глянцевых журналов с рекламой, а именно серьезного материала, несущего в себе информацию. Для освоения техники необходимо ориентироваться на пять умений:

  • сконцентрировать внимание;
  • улавливать поле периферического зрения;
  • подавлять артикуляцию;
  • быстро выделять суть текста;
  • высокую скорость мышления.

Первоначально стоит выяснить проблему, из-за которой скорость низкая и решать ее, параллельно развивая другие качества.

Расширить поле зрения можно с помощью таблицы Шульца, её легко найти в интернете или специальных сборниках, и заниматься в любое время. Принцип работы с ней строиться на том, чтобы за короткий промежуток времени успеть охватить взглядом и запомнить цифры, расположенные вокруг центрального знака.

Еще один прием – расфокусировака взгляда, она помогает увидеть предметы, которые при обычном направленном взгляде незаметны.

Тренировка внимания – основной механизм, позволяющий развивать скорость и понимание текста. Для его развития существует множество простых и сложных упражнений. Например, взять текст и попытаться на время вычеркнуть в нем все буквы «О», затем усложнить и вычеркнуть все буквы «Н» (или любую другую), затем сделать это с двумя и тремя буквами.

Еще одно упражнение – Цвета, они выделены не обязательно тем тоном, который написан, а прочитать нужно именно сам цвет. Для многих это проблематично. Эффективным способом является отгадывание загадок и решение ребусов, ведь там все сосредоточено в деталях, на которые и необходимо обращать внимание.

Избавиться от регрессии, то есть от привычки возвращаться назад при чтении, можно несколькими способами: при чтении текста, закрывать уже считанное листом бумаги или рукой, чтобы нельзя было к нему вернуться. То же самое получается, если использовать указку, в качестве которой может выступать карандаш или палец. Нужно вести указкой по тексту и следить за ее движениями.

Чтобы избавиться от артикуляции во время чтения можно стучать пальцем по губам, это не дает им двигаться и привлекает внимание чтеца к их положению. Также специалисты советуют выполнять параллельное действие или одновременно слушать музыку.

Развить скорость мышления можно с помощью нестандартного чтения, когда книга поворачивается под необычным углом, например, вверх ногами, и при этом нужно освоить приведенный в ней текст. В том же направлении используется методика с пропущенными буквами, которые нужно вставить по ходу чтения.

Обсуждения и осмысление текста помогает увеличить его понимание. После прочтения нужно закрыть книгу и попытаться составить план текста, дать ему название и выделить основные термины. Это упражнение хорошо влияет и на внимание, и на скорость мышления.

Когда начинать

Осваивать технику скорочтения специалисты рекомендуют не раньше 14 лет, когда ребенок уже освоит основы обычного чтения и грамотности. Если начать раньше, ему будет сложнее проходить школьную программу.

В то же время упражнения для детей на развитие памяти и скорочтения встречаются повсеместно. Все эти привычные лабиринты и сравнения картинок, загадки, стишки и прочие средства являются своеобразной гимнастикой для памяти и внимания. Поэтому ребенок обязательно должен их осваивать. Многое в данном случае зависит от родителей, которые готовы потратить время и силы на собственного малыша. Но не стоит и чересчур увлекаться, выращивая гения. Чрезмерная концентрация на данном вопросе не позволяет ребенку развивать другие сферы жизни, в том числе психоэмоциональную, и в будущем у него могут возникнуть проблемы с общением.

Тренер по скорочтению, профессиональный коуч, книжный сомелье, блоггер. Верит, что человеческие способности гибкие, и что их можно развивать, в том числе скорость чтения, мышление, креативность, память, интуицию, осознанность. Считает, что книги с описанием опыта, идей, историй людей - бесценный способ познания мира и безграничная возможность самостоятельного образования. За 14 лет изучения российских и зарубежных школ и книг по развитию мозга и скорочтению, создала свою систему по работе с информацией. Проводит корпоративные и индивидуальные тренинги.Увлекается фотографией и бадминтоном.

  • yuliya-skripnik.ru
  • fb.com/skripniky
  • vk.com/skripniky
  • Мы сёрферы в океане информации. Нас окружают миллионы слов: журналы, книги, письма, социальные сети. Полезную и интересную информацию хочется читать больше и быстрее. Выход - скорочтение.

    Источник фото: Flickr.com

    Я сделала подборку из пяти лучших книг по этой теме. В них - самая основная теория и лучшие упражнения от российских и зарубежных авторов. Все книги, которые описаны в статье, я читала. И советую начать изучать скорочтение вот с этой.

    1. Марат Зиганов , «Скорочтение»

    Когда я захотела научиться скорочтению, я отправилась в любимый книжный магазин и нашла там самую большую книгу по скорочтению, она была в два раза больше и толще, чем обычные книги. В этой книге - сотни полезных упражнений и тренировочных текстов.

    Книга содержит оригинальные разработки психологов, лингвистов, физиологов, медиков, социологов и педагогов, прошедшие апробацию в течение 25 лет в Школе рационального чтения и показавшие высокую эффективность. Это действительно уникальный курс по развитию навыков рационального чтения, гарантирующий максимальное качество усвоения материала при минимальных затратах времени и усилий.

    2. Питер Камп , «Скорочтение . Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее»

    Эта книга хороша своим инновационным подходом. Самоучитель Питера Кампа не похож на все другие книги по скорочтению. В нем есть упражнения, которые вы нигде в других книгах не встретите.

    Основное правило тренировки скорости чтения заключается в том, что, если вы хотите читать с определенной скоростью, то вам нужно выполнять тренировочное чтение приблизительно в три раза быстрее. В книге даются упражнения, с помощью которых вы сможете почувствовать троекратное увеличение скорости.

    3. Эбби Маркс-Бил, «Быстрое чтение за 10 дней»

    Скорее всего, в последний раз вы учились читать еще в первом классе. При этом успешному человеку для саморазвития требуется изучать огромный объем литературы. Если продолжать читать так, как нас учили в школе, т.е. слово за словом, понадобится уйма времени, которого, как всегда, не хватает. На помощь вам придут техники быстрого чтения. Книга «Быстрое чтение за 10 дней» рассказывает о том, как сделать чтение более эффективным и результативным.

    Автор предлагает методики, благодаря которым вы сможете просматривать большие объемы литературы и при этом легко запоминать прочитанное. Закрепить навыки помогут специальные упражнения, предлагаемые в каждой главе. Воспринимайте эту книгу не как свод правил, а как набор альтернативных приемов. Автор предлагает опробовать их все, а потом уже решить, что больше подходит именно вам.

    4. Христиан Грюнинг, «Скрытые ресурсы мозга»

    В книге описана техника Visual Reading, с помощью которой вы сможете не только увеличить скорость чтения, но и улучшить концентрацию внимания. Вместе со скоростью вырастет способность понимать текст и вспоминать прочитанное. За время, которое требовалось на одну книгу, вы станете прочитывать несколько. Значительный выигрыш во времени позволит вам приобретать еще больше знаний или обеспечить себе больший досуг.

    5. Джон Уитч, «Ясновидец»

    Автор рассказывает о различных экспериментах в области быстрого чтения, о специальных методах разведшкол и многом другом. Вы научитесь правильно распределять время для занятий, узнаете о различных способах беглого чтения, освоите технику скольжения по тексту и его сканирования, научитесь быстро определять главный смысл, познакомитесь с фоточтением.

    Для того чтобы научиться быстро читать и при этом «схватывать» сущность изложенного, необходимы сильная мотивация, упорство и желание учиться. Самые основные упражнения из этих книг я использую в своем курсе. Если вы хотите повысить скорость чтения в 2-5 раз, присоединяйтесь , старт 5 сентября.

    Промокод на 10% скидку для читателей «Жить интересно!» - interesno .

    Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

    Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.

    Из этой статьи вы узнаете

    В каком возрасте начинать

    Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно:

    По методике Зайцева, Домана, Монтессори

    Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.

    По Вальдорфской школе

    Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.

    Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.

    Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.

    Не совершайте эти ошибки

    Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

    Называют малышу букву, а не звук

    Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.

    Складывают слоги из отдельных букв

    Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

    Долго читают тексты

    Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

    Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.

    От простого к сложному

    Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

    Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

    Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

    Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

    Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

    Упражнения для первоклашек

    Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.

    Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.

    По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.

    Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.

    Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

    Автоматизированное чтение слогов

    Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:

    С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.

    Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.

    Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.

    Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.

    Хоровое чтение

    Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

    Комплекс заданий

    Включает в себя следующие упражнения:

    1. многократное чтение на скорость и время;

    Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.

    1. чтение в хорошем темпе;

    Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.

    1. знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;

    Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.

    Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.

    Задание «Буксир»

    Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.

    Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.

    Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

    Прыжок-остановка

    Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

    Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.

    Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

    Половинка

    Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.

    Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.

    Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.

    Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.

    А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.

    Для детей старше 8 лет

    Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

    Ищем слово, строчку

    Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

    Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

    Вставляем буквы

    Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

    Исправляем ошибку

    Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.

    Читаем на скорость

    Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

    Играем в «Спрятанные слова»

    Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:

    Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

    И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

    Читаем и считаем

    Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

    Мячик по дорожке скачет,

    Не догнать нам быстрый мячик.

    Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

    Особенные упражнения

    Расширение поля зрения

    1. Таблица Шульге.

    Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:

    Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

    1. Клиновидные таблицы.

    Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.

    Подавление регрессии

    Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:

    1. Указывайте направление чтения.

    Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.

    1. Закрывайте прочитанный текст.

    Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.

    1. Проверяйте скорость постоянно.

    Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

    Подавление артикуляции

    1. музыкальное сопровождение;

    Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.

    1. «Шмель»;

    Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

    1. ритм;

    Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.

    1. замок;

    Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.

    Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.

    Упражнения на корректировку внимания и концентрации

    1. Составляем слова.

    Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.

    1. Находим отличия.

    В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.

    1. Меняем шрифты.

    Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

    1. Путаем слова.

    Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.

    1. Отмечаем главное.

    После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

    1. Включаем в работу оба полушария.

    Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.

    1. Загадываем загадки.

    Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.

    1. Называем цвета.

    Используйте такое поле:

    Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.

    Развитие анципации

    Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

    1. текст вверх тормашками;

    Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.

    1. линейка;

    Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.

    1. половинки;

    Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.

    Тренировка памяти

    1. визуальный диктант;

    Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.

    1. цепочка;

    Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.

    1. ремонт слов;

    Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

    Чтение в паре со взрослым

    Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:

    1. чтение одновременно с родителем;

    Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.

    1. эстафета;

    Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.

    1. хвостик;

    Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.

    Книги по скорочтению для детей

    Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

    Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

    Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

    Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

    Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

    Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

    ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

    Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

    Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

    А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

    Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

    Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

    Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

    Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

    Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

    Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

    Что тормозит чтение?

    1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

    Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

    2. Регрессное чтение

    Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

    Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

    3. Ограниченное поле зрения

    Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

    Упражнения для развития навыка скорочтения

    Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

    1. Читаем с указкой

    Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

    Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

    Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

    2. Подавляем артикуляцию

    Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

    Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

    Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

    3. Метод «зеленой точки»

    Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

    Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

    Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

    4. Тренируем тарабарщину

    Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

    Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

    5. Читаем вверх ногами

    Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

    6. Метод «тик-так»

    Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

    7. Чтение по диагонали

    Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

    Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

    Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

    Сегодня для того что бы развить память, внимание и скорочтение необязательно посещать платные курсы. Все это можно сделать дома и не тратить большие деньги. Скачав ниже представленные пособия вы самостоятельно сможете сформировать навыки которые пригодятся Вам в жизни.

    Отличная память является жизненно необходимым фактором во всей жизни человека. В этой программе представлены специально подобранные упражнения которые помогут вам развить память. Используя её, Вы обучитесь различным техникам эффективного запоминания, позволяющим надолго сохранять в памяти любую информацию без утомительного заучивания и повторения. В кратчайшие сроки Вы научитесь запоминать тысячи единиц информации.

    Внимание - это особое свойство нашей психики. Умение управлять своим вниманием - залог успеха в выполнении самых разнообразных задач. Внимание человека очень важно практически во всех областях его деятельности. И если Вы не знаете как развить внимание, то данная программа поможет Вам в этом.

    Умение быстро читать и запоминать любой текст с первого раза, дает гарантированное преимущество любому человеку. По сравнению с традиционными методиками, тренировка с данной программой позволяет развить скорочтение за очень короткий срок.

    Мультимедийное пособие. Развить Память.


    Программа предназначена для всех, кто желает развить память и максимально использовать ее возможности, для всех тех кто чувствует ухудшение памяти . Методика основана на принципах мнемотехники. Весь материал разбит на главы, которые cодержат теорию и практические упражнения. Материал подготовлен профессиональными психологами. Практические упражнения озвучены диктором. Для прогрессивного развития навыков запоминания в программе предусмотрено изменение скорости выполнения упражнений и возможность повторять упражнения.

    Этот курс поможет вам развить память в общем. А в частности научит Вас запоминать: Ф.И.О; телефонные номера; энциклопедическую информацию; смешанные таблицы; числа с запятыми; адреса; номера автомобилей; блоки информации о любом человеке; иностранные слова; постоянные величины; вопросы и ответы на них; исторические даты.

    Системные требования:
    Windows 9x/2000/XP/Vista/7
    Разработчик: MultiSoft
    Язык интерфейса: русский
    Лекарство: не требуется
    Размер файла: 53.83 Mb

    Мультимедийное пособие. Развить Внимание.


    Многие наслышаны о способности некоторых людей одновременно заниматься несколькими делами: писать, читать, разговаривать по телефону, слушать музыку и при этом информацию усваивать очень хорошо… Данный курс построен по принципу «Теория - практика». Используя содержащиеся в нем различные методы, развить внимание будет не сложно. Темы разбиты на две части. В первой представлены приемы развития внимания и пример выполнения упражнения. Во второй предлагаются задания, направленные на развитие различных видов внимания.

    Этот курс поможет вам в в общем. А в частности: поможет развить степень концентрации внимания; усилит устойчивость внимания; научит правильно распределять внимание; покажет как управлять вниманием.

    Системные требования: Windows 9x/2000/XP/Vista/7
    Разработчик: MultiSoft
    Язык интерфейса: русский
    Лекарство: не требуется
    Размер файла: 9.15 Mb

    Мультимедийное пособие. Развить Скорочтение.

    Скорочтение – это быстрое восприятие графической информации с высоким коэффициентом усвоения содержания, достигающее 700-800 слов в минуту, тогда как обычная скорость не превышает 300 слов. Данный курс построен по принципу «Теория - практика». Используются различные методы развития навыков скорочтения. Темы разбиты на две части. В одной представлены приемы запоминания и примеры выполнения упражнения. В другой предлагаются задания, направленные на то, что бы развить навыки скорочтения.

    Этот курс поможет вам: развить скорочтение; расширить поле зрения при чтении; увеличить коэффициент понимания прочитанного; освоить чтение без регрессии.

    Системные требования:
    Windows 9x/2000/XP/Vista/7
    Разработчик: MultiSoft
    Язык интерфейса: русский
    Лекарство: не требуется Размер файла: 10.36 Mb

    Если Вы всерьез решили взяться за свою память, советую также ознакомиться с содержанием следующих статей: Правила и Способы Развития памяти , Рецензия на книгу «Память не изменяет» ,

    Самосовершенствуйтесь и путь к успеху не будет для Вас долгим!

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



    Рекомендуем почитать

    Наверх