Сколько получают радиоведущие на comedy radio. Сколько зарабатывает работник на ретро и камеди радио. За счет чего зарабатывают радиостанции

На iOS - iPhone, iPod touch 14.03.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу сайт во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?

Самых главных этапа у меня два:

6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).

7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.

Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?

Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.

Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?

Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.

А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?

Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.

Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.

Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?

Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!

Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?

Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.

Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?

В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.

Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…


Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?

В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.

В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Считается ли эта работа престижной?

Раньше престижной считалась любая работа, хоть как-то связанная с публичностью. Радио, телевидение… вспомните хотя бы Рудольфа-Родиона из фильма «Москва слезам не верит»! Это было чем-то новым, необычным – и отчасти именно поэтому престижным. А ещё и потому, что туда отбирали действительно мастеров своего дела – прекрасных дикторов, великолепных рассказчиков. И работать на радио или телевидении означало, что ты признан, как профессионал. А сейчас послушаешь какие-нибудь молодёжные каналы – жуть берет. У нас в городе одно время ведущим был парень с ярко выраженной картавостью. Я понимаю, пути открыты для всех и всё такое, но есть же и понятия профпригодности. А про них, увы, уже забывают.

Могут ли ведущие работать, если у них насморк?

Этот вопрос меня и саму раньше всегда интересовал.

С одной стороны – вроде бы это и непрофессионально, выходить в эфир гнусавым слоненком и с хрипотцой, как у закладывающей за воротник дамы. В этом случае стоит взять больничный и подлечиться. Здесь не пройдёт героизм, которым страдают офисные работники, когда в предсмертном состоянии продолжают находиться на рабочем месте. Ведь я тогда буду производить некачественный продукт.

Никто не заставляет уходить на больничный, но потом самой будет неприятно себя слушать.

Но если состояние позволяет отпоиться чем-нибудь горячим и нормально провести получасовой эфир – почему бы и нет? Я с лёгкой простудой так и делаю.

Как готовятся прямые эфиры – это согласованные темы и тексты или импровизация? Приходится ли нести ахинею? Бывает, что вдруг впадаешь в ступор и не знаешь, что сказать дальше?

Ну уж нет. Не для того ведётся подготовка к эфиру, чтобы потом ерунду молоть. Обычно до выхода программы согласовывается тема, потом изучается информация по этому вопросу, набрасывается сценарий программы, её костяк, пишутся какие-то тексты, которые нужно будет озвучить – и всё это на руках во время прямого эфира. Если тема проработана хорошо, то отступления от заранее разработанного сценария совершенно некритичны и незаметны со стороны – всегда есть что сказать, что упомянуть, какой пример привести. Никакого ступора, даже от самого каверзного вопроса радиослушателя, быть не должно – в противном случае ты сам виноват в том, что плохо оперируешь информацией и не смог перевести разговор в выгодное для себя русло, стал играть по чужим правилам. Это уже непрофессионализм.

Чего в этой работе больше – творчества или рутины?

Любая работа рано или поздно превращается в рутину. Чем бы вы ни занимались. Вырабатывается общая схема, которая превращает всё в рутину.

А дальше – уже выбор самого человека. Если ему удобно существовать в рамках единообразия и повторения одного и того же – его право. Мне, например, это неинтересно. Когда я начинаю замечать, что повторяюсь в подходах и схемах, то пытаюсь придумывать что-то новое, растрясти прежде всего саму себя.

Часто ли случаются непредвиденные ситуации со звонками слушателей? Когда они начинают нести несогласованный бред, и как с этим борются ведущие или их редакторы?

Кто контролирует работу ведущего?

Все! Абсолютно все – от радиослушателей до начальника вещания. Особенно радиослушатели! Наша аудитория очень любит звонить после эфира и давать ценные советы по поводу того, как правильно организовать программу и с какой интонацией нужно было её вести. Примерно час уходит на внимательное выслушивание всех рекомендаций с перерывами на рассказы из жизни и жалоб на правительство.

С кем взаимодействует ведущий в ходе работы?

Плюсы и минусы профессии

Профессия радиоведущего – как и другие публичные профессии – накладывает определённые ограничения и предъявляет конкретные требования. Ведущий– это «лицо» радиостанции. Его достижения, в том числе и индивидуальные – плюс к имиджу радиостанции. А его проступки – минус.

Поэтому нужно следить за самопрезентацией. За «облико морале». За тем, как ты себя ведешь за порогом радиостанции, что пишешь в социальных сетях, как фотографируешься и где бываешь. Недоброжелателей слишком много, не нужно давать им повода лишний раз куснуть.

Но я до этого десять лет преподавала в вузе – где точно такие же требования к социальной жизни преподавательского состава - так что мне к этому приспособиться было не сложно.

А плюсы… Мы первыми оказываемся в курсе всех новостей. Это немало.

Мечтает ли радиоведущий стать телеведущим?

Это зависит от человека. Мечтаю ли лично я стать телеведущей? Скорее всего – нет. Я получила свою долю визуальной публичности за десять лет преподавания в вузе – и немного от неё устала. Сейчас мне лучше всего пересидеть в темноте за микрофоном.

Отличается ли работа новостного радио и музыкального?

Конечно. Это и другая тематика программ – менее развлекательные и более актуальные, познавательные. Это и смысловое наполнение своих текстов – они должны о чём-то рассказывать, а не просто забивать время. Это совершенно иной формат, подход и, я бы даже сказала, совершенно иное радио.

Есть ли у радиоведущих поклонники?

И не только поклонники, но и хейтеры, «ненавистники».

Особенности работы на Радио России

Зарплаты на канале зависят от региона. Это же государственная компания, поэтому – оклад, надбавки, региональные выплаты, премии. Официальные больничные, белая зарплата, путёвки в детские лагеря детям сотрудников. Дед Мороз со Снегурочкой от компании! Мелочь, а приятно.

Здесь нет тимбилдингов, корпоративных тренингов, единой униформы и гимна организации – всего того, чем славятся разные торговые сети. На мой взгляд, это хорошо. Коллектив формируется естественно, без этого псевдо-единения и якобы любви к корпоративным цветам.

Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.

Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей - сам себе редактор и копирайтер.

За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.

И само собой, это не действие «ctrl c - ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.

Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.

Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.

Миф 2: Радиоведущие мало работают

Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.

Это тоже совсем не так.

Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок - ещё раньше).

Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.

Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» - поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.

Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.

То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.

Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают

Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, - работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.

Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.

Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно - даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.

Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 - 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.

Фото Cristian Borquez CC-BY

Миф 4: Болтать в микрофон - это просто

А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир - это всегда стресс.

Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.

В большинстве случаев диджей - сам себе звукорежиссёр.

Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами - это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).

Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов ). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить - в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.

Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники - это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.

Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»

На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост - пишется резюме и записывается «демка» - тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.

Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.

Если очень хочется попасть на радио, лучший способ - это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».

Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).

Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят

А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.

А это значит…

…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.

Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.

Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.

Тем, кто проводит большое количество времени в поездках, очень хорошо известны имена диджеев любимых радиостанций. Многие считают, что это самая непыльная работа. Сидеть и разговаривать, периодически ставить известные музыкальные композиции, проводить рекламные шоу и игры от спонсоров, или новости с листочка прочитать – лучшей работы и желать нельзя.

Как на самом деле проходят эфиры, какая зарплата у диджеев, каковы основные требования в профессии радиоведущего? Вопросов много, а политика неразглашения коммерческих тайн запрещает давать столь точную информацию. Тем не менее разобраться в основных моментах мы сможем без особого труда.

Столичные профессионалы

Не изменяя общей тенденции, в столице зарплата существенно выше, чем в регионах. Чуть позже мы сделаем маленький сравнительный анализ по цифрам, но сейчас хотим рассказать, из чего она состоит. В Москве радиоведущие работают после того, как заключат контракт с работодателем. Периодичность работы составляет год, иногда – два. Зарплата начисляется либо по часовой выработке, либо просто фиксированная оговоренная сумма. Конечно, несколько важных критериев влияет на величину заработка, например:

  • численность постоянных слушателей;
  • формат существующего эфира;
  • то, в какое время суток вещает тот или иной диктор;
  • профессиональные способности и качества;
  • длительность определенной программы, которую ведет диджей;
  • опыт, имеющийся в наличии;
  • раскрученное имя, то есть брендовость отдельных радиоведущих.

Естественно, из-за того, что радиостанции – это в основном частные предприятия, никуда не денешься от начальства, которое может быть лояльным или таковым не являться. Поэтому при отсутствии зависимости от рейтингов, как звучит номинально в контракте, очень важный фактор – это успех самой радиостанции у потенциальных слушателей. Столица как город-миллионник обеспечивает выгодными в материальном плане контрактами, но для этого нужно работать на большой и раскрученной радиостанции. У всех крупных радиовладельцев, то есть в каждом медиа-холдинге, существует своя система оплаты, что обязательно нужно принимать во внимание наемным звездам радиоэфиров.

Взгляд изнутри на систему

Некоторая несправедливость наблюдается при влиянии формата радиостанции на оплату ведущих эфир. Дело в том, что новостные и информационные каналы обходятся вкладчикам, или, другими словами, акционерам, намного дороже, чем музыкальные каналы. Для первых коллектив должен быть больше, для вторых меньше, и, хотя информационники должны быть профессиональнее в изложении текста, ведущие музыкальных эфиров получают зарплату с ними на одном уровне. Зависит все от технических навыков и считается, что вторые более умелые в этих вопросах.

Великое дело статистика, и, хотя прошли времена повсеместных статистических институтов, сами радиостанции такой привычки не оставили. Суть исследований – финансовая емкость поставленного формата вещания. Простым языком – это способность радиостанции заработать деньги, используя вкусы определенных слушателей в конкретной местности, то есть своеобразный региональный маркетинг. В условиях наступившего счастливого капитализма удивляться этому не приходится. Заметим, что чем выше способность ведущего вести трансляцию в разнообразных форматах (например, рок, инфо, разговорных, развлекательных, шоу), тем выше его профессионализм, а соответственно, и зарплата.

Кстати, размер оплаты зависит и от того, в какое время суток работает радиоведущий. На этой работе, 24 часа разделены на 5 отрезков, а именно:

  • утро;
  • день;
  • прайм-тайм для вечерних слушателей;
  • обычная вечерняя трансляция;
  • ночное радиовещание.

Особое значение уделяется утреннему эфиру и вечернему прайм-тайму, то есть доверяют их исключительно профессионалам со стажем не менее 5 лет. Как приобрести такой опыт, не уточняется, но на работу новичка не возьмут, даже если он исключительно талантлив.

Что нужно, чтобы стать радиоведущим

В каждом крупном медиа-холдинге требования свои, да и мелкие региональные радиостанции иногда удивляют таким требованием, как «фотогеничная внешность». Базовые требования все-таки более адекватны, например:

  • коммуникативность и языковая одаренность;
  • неконфликтность и доброжелательность;
  • завлекательный голос как основной инструмент в работе;
  • позитив и наличие врожденной дисциплинированности;
  • эрудиция и присущий ведущему креатив.

Харизматичность должна быть настолько сильной, чтобы у слушателей не возникало даже мысли переключить волну. Это достаточно тяжело, влиять на мнение и настроение, без визуального контакта с потенциальной аудиторией. Обязательны и технические навыки, это полное знание компьютерных программ и умение с ними работать. Править тексты, брать интересные интервью, грамотно включать музыку в эфир, ориентироваться в интересах слушателей и уметь создавать их – все это малая часть требований к профессионалам.

Кстати, выбирая подобную работу, придется определиться, в какое время вы сможете вести передачи. Дело в том, что работая по ночам, времени вы потратите больше. Восемь часов ночной смены позволяют получить зарплату на уровне вечернего ведущего, который работает всего 4 часа, но в более интенсивном режиме. Принято считать, что эмоциональная и психическая нагрузка по ночам сведена практически к нулю.

В Москве есть радиоведущие, которые работают только по выходным, что позволяет чувствовать себя свободно в остальную пятидневку. Правда, и среди них встречаются трудоголики, которые «отдыхают на воскресных эфирах». Кстати, ночные трансляции позволят набрать тот самый необходимый опыт, который требуется для профессионального и финансового роста.

Популярность не порок

Стоит обратить внимание и на такой аспект. Как ни странно, известность радиоведущего приветствуется, но необязательна при приеме на работу. Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала. Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу.

Какой денежный эквивалент работы на радио? Переходим к самому интересному:

  • те, кто ведет эфир ночью, от 6 до 8 часов за смену, – 40 тыс. рублей в месяц. Иногда оплата достигает планки в 70 тысяч, но это скорее исключение;
  • работающие по выходным получают столько же:
  • дневной и обычный вечерний эфир оплачиваются так же, приблизительно одинаково, то есть от 50 тыс. до 80 тыс. рублей;
  • утренние шоу и вечерние прайм-таймы более доходны, так как могут обогатить на 100-120 тысяч;
  • приглашенные звезды получают чуточку больше – около 200 или 250 тысяч рублей, что обусловлено громким именем.

Естественно, что это расценки столицы, которые не имеют ничего общего с региональными реалиями жизни радиоведущих. Например, в Тамбове платят не более 10 000 в месяц, Самара – 15 000, в Нижнем Новгороде – 7-9 тысяч, в Воркуте не более 12 000, и даже Санкт-Петербург намного отстает от Москвы, так как зарплата там не превышает 25-35 тысяч рублей.

Вот и разрушен миф о больших гонорарах линейных радиоведущих, да и о легкости труда, пожалуй, придется позабыть. Кстати, раз уже мы разрушаем все легенды, сообщаем, что любая музыкальная композиция, которая звучит в эфире, – это не личное желание диджея, иначе бы они работали в ночных клубах и за большие деньги. Есть еще одна профессия – музыкальный редактор, – которая анализирует популярность композиции на сегодняшний день для постоянной аудитории слушателей канала, а также оценивает, насколько композиция подходит по формату.

Согласитесь, что шансон и рок несколько отличаются, но каждый стиль имеет своих приверженцев, на которых и делает ставку радиоканал. Поэтому ведущего могут даже уволить в случае, если он поставил не ту композицию из предусмотренного плей-листа, или сделал это не в указанное время. Всем правит маркетинг.

Итог

Стоит отметить, что имя, которое вы заработаете в процессе ведения эфиров, будет еще долго приносить вам дивиденды в виде приглашений для ведения разнообразных телевизионных шоу или для работы на закрытых корпоративных праздниках.

Естественно, это увеличивает и денежный потенциал радиоведущих личностей. Поэтому если вас не пугает техническая составляющая работы, вы достаточно любознательны, креативны и желаете блеснуть своими разговорными талантами – вам прямая дорога на ближайшую радиостанцию.

С этой статьей также читают:

Зарплата журналиста в 2019 году: Москва и регионы России

Тем, кто проводит большое количество времени в поездках, очень хорошо известны имена диджеев любимых радиостанций. Многие считают, что это самая непыльная работа. Сидеть и разговаривать, периодически ставить известные музыкальные композиции, проводить рекламные шоу и игры от спонсоров, или новости с листочка прочитать – лучшей работы и желать нельзя.

Как на самом деле проходят эфиры, какая зарплата у диджеев, каковы основные требования в профессии радиоведущего? Вопросов много, а политика неразглашения коммерческих тайн запрещает давать столь точную информацию. Тем не менее разобраться в основных моментах мы сможем без особого труда.

Столичные профессионалы

Не изменяя общей тенденции, в столице зарплата существенно выше, чем в регионах. Чуть позже мы сделаем маленький сравнительный анализ по цифрам, но сейчас хотим рассказать, из чего она состоит. В Москве радиоведущие работают после того, как заключат контракт с работодателем. Периодичность работы составляет год, иногда – два. Зарплата начисляется либо по часовой выработке, либо просто фиксированная оговоренная сумма. Конечно, несколько важных критериев влияет на величину заработка, например:

  • численность постоянных слушателей;
  • формат существующего эфира;
  • то, в какое время суток вещает тот или иной диктор;
  • профессиональные способности и качества;
  • длительность определенной программы, которую ведет диджей;
  • опыт, имеющийся в наличии;
  • раскрученное имя, то есть брендовость отдельных радиоведущих.

Размер зарплат в сети магазинов «Пятерочка»

Естественно, из-за того, что радиостанции – это в основном частные предприятия, никуда не денешься от начальства, которое может быть лояльным или таковым не являться. Поэтому при отсутствии зависимости от рейтингов, как звучит номинально в контракте, очень важный фактор – это успех самой радиостанции у потенциальных слушателей. Столица как город-миллионник обеспечивает выгодными в материальном плане контрактами, но для этого нужно работать на большой и раскрученной радиостанции. У всех крупных радиовладельцев, то есть в каждом медиа-холдинге, существует своя система оплаты, что обязательно нужно принимать во внимание наемным звездам радиоэфиров.

Взгляд изнутри на систему

Некоторая несправедливость наблюдается при влиянии формата радиостанции на оплату ведущих эфир. Дело в том, что новостные и информационные каналы обходятся вкладчикам, или, другими словами, акционерам, намного дороже, чем музыкальные каналы. Для первых коллектив должен быть больше, для вторых меньше, и, хотя информационники должны быть профессиональнее в изложении текста, ведущие музыкальных эфиров получают зарплату с ними на одном уровне. Зависит все от технических навыков и считается, что вторые более умелые в этих вопросах.

Великое дело статистика, и, хотя прошли времена повсеместных статистических институтов, сами радиостанции такой привычки не оставили. Суть исследований – финансовая емкость поставленного формата вещания. Простым языком – это способность радиостанции заработать деньги, используя вкусы определенных слушателей в конкретной местности, то есть своеобразный региональный маркетинг. В условиях наступившего счастливого капитализма удивляться этому не приходится. Заметим, что чем выше способность ведущего вести трансляцию в разнообразных форматах (например, рок, инфо, разговорных, развлекательных, шоу), тем выше его профессионализм, а соответственно, и зарплата.

Кстати, размер оплаты зависит и от того, в какое время суток работает радиоведущий. На этой работе, 24 часа разделены на 5 отрезков, а именно:

  • утро;
  • день;
  • прайм-тайм для вечерних слушателей;
  • обычная вечерняя трансляция;
  • ночное радиовещание.

Особое значение уделяется утреннему эфиру и вечернему прайм-тайму, то есть доверяют их исключительно профессионалам со стажем не менее 5 лет. Как приобрести такой опыт, не уточняется, но на работу новичка не возьмут, даже если он исключительно талантлив.

Что нужно, чтобы стать радиоведущим

В каждом крупном медиа-холдинге требования свои, да и мелкие региональные радиостанции иногда удивляют таким требованием, как «фотогеничная внешность». Базовые требования все-таки более адекватны, например:

  • коммуникативность и языковая одаренность;
  • неконфликтность и доброжелательность;
  • завлекательный голос как основной инструмент в работе;
  • позитив и наличие врожденной дисциплинированности;
  • эрудиция и присущий ведущему креатив.

Харизматичность должна быть настолько сильной, чтобы у слушателей не возникало даже мысли переключить волну. Это достаточно тяжело, влиять на мнение и настроение, без визуального контакта с потенциальной аудиторией. Обязательны и технические навыки, это полное знание компьютерных программ и умение с ними работать. Править тексты, брать интересные интервью, грамотно включать музыку в эфир, ориентироваться в интересах слушателей и уметь создавать их – все это малая часть требований к профессионалам.

Какую зарплату платили в СССР в разные годы

Кстати, выбирая подобную работу, придется определиться, в какое время вы сможете вести передачи. Дело в том, что работая по ночам, времени вы потратите больше. Восемь часов ночной смены позволяют получить зарплату на уровне вечернего ведущего, который работает всего 4 часа, но в более интенсивном режиме. Принято считать, что эмоциональная и психическая нагрузка по ночам сведена практически к нулю.

В Москве есть радиоведущие, которые работают только по выходным, что позволяет чувствовать себя свободно в остальную пятидневку. Правда, и среди них встречаются трудоголики, которые «отдыхают на воскресных эфирах». Кстати, ночные трансляции позволят набрать тот самый необходимый опыт, который требуется для профессионального и финансового роста.

Популярность не порок

Стоит обратить внимание и на такой аспект. Как ни странно, известность радиоведущего приветствуется, но необязательна при приеме на работу. Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала. Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу.

Какой денежный эквивалент работы на радио? Переходим к самому интересному:

  • те, кто ведет эфир ночью, от 6 до 8 часов за смену, – 40 тыс. рублей в месяц. Иногда оплата достигает планки в 70 тысяч, но это скорее исключение;
  • работающие по выходным получают столько же:
  • дневной и обычный вечерний эфир оплачиваются так же, приблизительно одинаково, то есть от 50 тыс. до 80 тыс. рублей;
  • утренние шоу и вечерние прайм-таймы более доходны, так как могут обогатить на 100-120 тысяч;
  • приглашенные звезды получают чуточку больше – около 200 или 250 тысяч рублей, что обусловлено громким именем.

Естественно, что это расценки столицы, которые не имеют ничего общего с региональными реалиями жизни радиоведущих. Например, в Тамбове платят не более 10 000 в месяц, Самара – 15 000, в Нижнем Новгороде – 7-9 тысяч, в Воркуте не более 12 000, и даже Санкт-Петербург намного отстает от Москвы, так как зарплата там не превышает 25-35 тысяч рублей.

Вот и разрушен миф о больших гонорарах линейных радиоведущих, да и о легкости труда, пожалуй, придется позабыть. Кстати, раз уже мы разрушаем все легенды, сообщаем, что любая музыкальная композиция, которая звучит в эфире, – это не личное желание диджея, иначе бы они работали в ночных клубах и за большие деньги. Есть еще одна профессия – музыкальный редактор, – которая анализирует популярность композиции на сегодняшний день для постоянной аудитории слушателей канала, а также оценивает, насколько композиция подходит по формату.

Согласитесь, что шансон и рок несколько отличаются, но каждый стиль имеет своих приверженцев, на которых и делает ставку радиоканал. Поэтому ведущего могут даже уволить в случае, если он поставил не ту композицию из предусмотренного плей-листа, или сделал это не в указанное время. Всем правит маркетинг.

Итог

Стоит отметить, что имя, которое вы заработаете в процессе ведения эфиров, будет еще долго приносить вам дивиденды в виде приглашений для ведения разнообразных телевизионных шоу или для работы на закрытых корпоративных праздниках.

Естественно, это увеличивает и денежный потенциал радиоведущих личностей. Поэтому если вас не пугает техническая составляющая работы, вы достаточно любознательны, креативны и желаете блеснуть своими разговорными талантами – вам прямая дорога на ближайшую радиостанцию.

Зная количество отданных под рекламу минут в прошлом году, можно подсчитать и рекламную выручку станций. У «Эха» с учетом бартера она могла составить почти 157,5 млн руб. с НДС. Однако помимо обычной рекламы, спонсорства и коммерческих сюжетов с пометкой «на правах рекламы» радиостанции зарабатывают еще и на различных спецпроектах, которые не попадают под мониторинг TNS. Речь может идти, к примеру, о призах участникам викторин, проплаченных интервью или комментариях и другой так называемой джинсе. Причем на разговорных станциях возможностей для дополнительных источников дохода намного больше, чем на музыкальных. На такие спецпроекты может приходиться примерно 51% всех доходов «Эха Москвы», считают опрошенные РБК представители радиохолдингов, их сейлз-хаусов и рекламных агентств. Таким образом, возможная выручка станции — опять же, с учетом бартера — могла составить в 2014 году, по версии РБК и AdIndex, 319,5 млн руб. с НДС.

Получившиеся цифры, скорее всего, оказались заниженными. В 2013 году выручка по ЗАО «Эхо Москвы» по РСБУ составила 434,7 млн руб. с НДС. Данных за прошлый год еще нет. Но использованный РБК и AdIndex в расчетах подход применялся и ко всем другим станциям. Он несовершенен, но тем не менее демонстрирует, как рекламный рынок воспринимает того или иного вещателя.

В сегменте столичной радиорекламы доля «Эха» по итогам 2014 года составила 2,43%, в сегменте сетевой рекламы — 2,9%, следует из расчетов РБК и AdIndex. Эти показатели значительно ниже, чем доля аудитории станции среди всех слушателей радио в Москве и в целом по России. Из расчетов следует, что «Эхо» монетизирует свою большую аудиторию неэффективно. Показатель power ratio, который является соотношением доли на рекламном рынке к доле аудитории и который как раз отражает, упрощенно говоря, зарабатывает ли радиостанция на каждом своем слушателе, у «Эха» равняется 0,34 в Москве и 0,88 в целом по России. Успешной же станция считается, когда power ratio равен или превышает 1. Иными словами, большая аудитория «Эха», где преобладают мужчины старше 55 лет, малоинтересна рекламодателям.

Инвестиции поэта-песенника

Впрочем, «Эхо» не единственная станция, которая плохо монетизирует свою аудиторию. Аналогичная ситуация и на государственных разговорных станциях, среди слушателей которых явно преобладают пожилые люди, — «Радио России», «Маяк», «Вести FM». В целом по России их power ratio, по версии РБК и AdIndex, по итогам прошлого года составил 0,34, 0,76 и 0,94 соответственно.

У музыкальных радиостанций также проблемы с монетизацией своей аудитории. В 2010-е годы ключевым игроком на радиовещательном рынке стал председатель совета директоров «Русснефти», поэт-песенник Михаил Гуцериев. До апреля этого года его ключевым активом был холдинг Krutoy Media, где с 2013 года ему принадлежит 75% (оставшиеся 25% у продюсера и композитора Игоря Крутого). Самой популярной станцией холдинга является «Радио Дача». По России ее доля среди всех слушателей радио в 2014 году, по данным TNS, равнялась в среднем 5% и это 8-е место среди всех федеральных радиосетей. А доля «Радио Дача» в сегменте сетевой рекламы согласно расчетам РБК и AdIndex составила лишь 1,89%: как результат — power ratio по России равнялся лишь 0,38. Чуть лучше показатели у другой сети этого холдинга, менее популярного Love Radio: его power ratio — 0,78. Третья станция холдинга — «Такси FM» — вещает только в Москве, но особой популярностью не пользуется. Ее доля аудитории в столице не достигает и 1%, так что рассчитывать, насколько эффективно монетизируется эта очень маленькая аудитория, не имеет смысла.

В минувшем апреле Гуцериев приобрел «Радио Шансон», на тот момент самую популярную независимую от крупных радиохолдингов сеть. Опрошенные РБК конкуренты «Шансона» оценивали его в $50-60 млн. Коммерчески «Шансон» более успешен, чем весь холдинг Krutoy Media: их возможная выручка, по расчетам РБК и AdIndex, в прошлом году составила соответственно 462 млн и 386 млн руб. с НДС. Но и у «Шансона» доля аудитории заметно превышает его долю на рекламном рынке. По всей России power ratio равен только 0,86.

Гуцериеву принадлежит еще и холдинг «Изюм» (радиостанции «Восток FM», «Весна FM» и «Столица FM»), а также отдельно управляемая станция «Говорит Москва». Все они вещают только в столице, но, как и «Такси FM», мало востребованы аудиторией. Актуальной информации о популярности станций холдинга «Изюма» теперь вообще нет: с января этого года TNS ограничила поставку этих данных, потому что холдинг не заключил контракт с измерителем.

В целом из всех федеральных радиосетей заметную, равную хотя бы 1%, долю аудитории имеют 22 станции. А долю на рекламном рынке, также равную хотя бы 1%, — только 18. И лишь семь из этих радиостанций согласно расчетам РБК и AdIndex успешно монетизируют свою аудиторию.


Ключевыми игроками на радиовещательном рынке являются три холдинга. Это «Европейская медиагруппа» (ЕМГ; управляет «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.), вещательная корпорация «ПрофМедиа» (ВКПМ; управляет всеми станциями «Газпром-Медиа», в том числе «Авторадио», «Юмор FM», «Эхо Москвы») и «Русская медиагруппа» (РМГ; «Русское радио», «Радио Монте-Карло», Maximum и др.).

Долю аудитории каждого холдинга по всей России назвать нельзя — не все их станции являются федеральными сетями. В отдельно взятой Москве доля ВКПМ среди всех слушателей радио в прошлом году равнялась, по данным TNS, в среднем 23,5%, доля ЕМГ — 17,3%, РМГ — 11,8%. Иной расклад сил в доле по возможной прошлогодней выручке: по версии РБК и AdIndex, лидирует ЕМГ с долей 37,7%, затем следует ВКПМ с 22,9%, затем — РМГ с 10,9%.

Однако эти холдинги, как и все остальные радиогруппы, зависимы от своего флагманского формата. Например, «Авторадио» согласно расчетам РБК и AdIndex может обеспечивать половину доходов всей ВКПМ. Схожая ситуация с «Европой Плюс» внутри ЕМГ.

Еще более показательна в этом отношении РМГ, основной владелец которой — структуры, связанные с ИФД «КапиталЪ» и управляющие ими в интересах Вагита Алекперова и Леонида Федуна, ​— объявил 30 июня о намерении продать свои 78% радиохолдинга ФГУП «Госконцерт». «Русское радио», по подсчетам РБК и Adndex, могло в прошлом году заработать 909 млн руб. с НДС, что составляет более 70% всей выручки группы.

Само «Русское радио» успешно монетизирует свою аудиторию. Его power ratio по всей России равняется 1,42 (у «Европы Плюс» и «Авторадио», однако, этот показатель еще выше). Все остальные станции РМГ — «Хит FM», DFM и Maximum — в сегменте сетевой рекламы имеют небольшую долю, так что вопрос о монетизации их аудитории даже не стоит. У вещающего только в Москве «Радио Монте-Карло» доля в общих доходах соотносится с долей аудитории — power ratio станции чуть больше 1.


Таким образом, ИФД «КапиталЪ» продает, а «Госконцерт» покупает, по сути, лишь «Русское радио». Все остальные станции прилагаются в нагрузку: их можно оценить только по стоимости частоты — в Москве в последние годы она составляла около $10 млн (около 558 млн руб. по курсу ЦБ на 1 июля). Владелец 22% РМГ и ее гендиректор Сергей Кожевников считает, что справедливая стоимость всей группы составляет 10-15 млрд руб.

Как считались доходы радиостанций

Информация о финансовых показателях отечественных радиохолдингов минимальна. Из отчетности по МСФО холдинга «ПрофМедиа», в 2014 году ставшего частью «Газпром-Медиа», известны лишь показатели за предыдущий год вещательной корпорации «ПрофМедиа» (ВКПМ), на тот момент управлявшей только «Авторадио», «Юмор FM», Energy и Romantika. В 2013 году выручка ВКПМ выросла относительно 2012 года на 10%, до 2,5 млрд руб. без НДС. Скорректированная EBITDA увеличилась на 16%, до 721 млн руб., чистая прибыль — на 33%, до 388 млн руб. В прошлом году ВКПМ стала управлять еще и пятью станциями «Газпром-Медиа»: «Эхо Москвы», «Сити FM», Relax FM, «Детское радио» и Comedy Radio.

Президент «Европейской медиагруппы» (ЕМГ; «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.) Екатерина Тихомирова в 2014 году в интервью «Коммерсанту» озвучила лишь избранные показатели холдинга за 2013 год: EBITDA — 812 млн руб., чистая прибыль — 631 млн руб. Выручку группы она раскрыть отказалась. В этих данных не учитываются показатели сети «Спорт FM», которая для группы является социальным и дотируемым за счет других форматов проектом.

РБК и AdIndex взялись подсчитать возможный доход отечественных радиостанций на основе независимого мониторинга исследовательской компании TNS Russia. Таким способом можно подсчитать более или менее корректно лишь доходы от московской (ролик звучит только в столице, в других городах выходит своя, локальная реклама) и сетевой (ролик транслируется во всех городах вещания) рекламы. За пределами Москвы и Петербурга TNS ведет на постоянной основе мониторинг выхода рекламных сообщений лишь в 12 городах.

Еще при подготовке рейтинга крупнейших рекламодателей России, чтобы подсчитать бюджеты на радиорекламу, редакция AdIndex попросила рекламные агентства предоставить экспертные заключения стоимости 1 минуты рекламы с учетом скидок при ее размещении только в Москве и по всей сети. Сейчас при оценке доходов радиовещателей были использованы оценки пяти рекламных холдингов. К примеру, стоимость 1 минуты на «Радио Шансон» только в Москве составила в среднем 38,5 тыс. руб. с НДС, по всей сети — 57,6 тыс. руб.

Перемножив реализованный инвентарь (количество отданных под рекламу минут) на среднюю стоимость 1 минуты, была подсчитана возможная выручка от прямой рекламы. В этот показатель заложен и бартер, вычленить который не представляется возможным.

Далее авторы рейтинга предложили радиохолдингам, их сейлз-хаусам и агентствам из топ-5 по закупкам радиорекламы определить повышающие коэффициенты к рекламной выручке, чтобы учесть поступления от всевозможных спецпроектов, которые не попадают в мониторинг TNS, но являются существенной статьей доходов прежде всего для разговорных станций.

Участников опроса попросили как назвать средний коэффициент для музыкальных и разговорных станций, так и дать свои оценки по каждой федеральной радиосети. На предложение откликнулись лишь три рекламных агентства; ВКПМ (продает рекламу в эфире девяти станций), холдинг Krutoy Media («Радио Дача», Love Radio, «Такси FM») и «Румедиа» (Business FM и «Радио Шоколад») и компания «ВИ Радио» (продает рекламу на отдельных станциях «Русской медиагруппы» и ВГТРК, а также на «Радио Звезда», «Говорит Москва»). Представитель «Мультимедиа Холдинга» дал оценку лишь по своему «Нашему радио».

В результате для каждой федеральной радиосети был выведен свой усредненный коэффициент, для станций, вещающих только в Москве, применялся средний показатель: для музыкальных станций не попадающие в мониторинг спецпроекты составили 14% от общей выручки, для разговорных — 48%.

Общие доходы всех станций с учетом спецпроектов в сегменте московской и сетевой рекламы, по расчетам РБК и AdIndex, превысили 11,8 млрд руб. с НДС. Ассоциация коммуникационных агентств России дает меньшую сумму — 10,3 млрд руб. с НДС. Но в ее оценку не заложен бартер.

Большинство из опрошенных радиохолдингов и сейлз-хаусов усомнились в достоверности полученных данных по их станциям. Представитель «Румедиа» отметил, что по станциям Business FM и «Радио Шоколад» цифры оказались заниженными, но не назвал правильный результат. Разброс в оценке рекламных бюджетов по отдельным станциям двукратный, констатирует представитель группы «Видео Интернешнл» Елизавета Свиридова («ВИ Радио» были доступны расчеты по 11 станциям). По основному массиву станций оценка, по ее словам, занижена, но есть и отдельные завышения.

По некоторым станциям ВКПМ погрешность составила более 50%, указывает представитель этого радиохолдинга. В ВКПМ настаивают, что при оценке разных станций нельзя применять единую модель — это приводит к высокому уровню погрешности. Свои предложения по усовершенствованию методики расчета холдинг не предоставил.

Общий доход «Столицы FM» в прошлом году составил 78,5 млн руб. с НДС, с учетом социальной рекламы — почти 132 млн руб., сообщила гендиректор станции Екатерина Романова. Оценка РБК и AdIndex — только 92 млн руб.

Доля станций «Мультимедиа Холдинга» («Наше радио», Best FM и пр.) в общих доходах — 4,3% — подсчитана «примерно правильно», отмечает его коммерческий директор Наталья Семерханова. По ее мнению, оценка стоимости 1 минуты для «Нашего радио», скорее всего, занижена, а по другим, вещающим только в Москве станциям, наоборот, завышена. Абсолютные цифры без учета бартера по каждой станции холдинга в действительности меньше, добавила Семерханова.

Лидер рынка — ЕМГ — не стал комментировать расчеты. Но годом ранее сама ЕМГ заявляла, что по итогам 2013 года ее доля в общих доходах от московской и сетевой рекламы составляет 39,8%, а у ВКПМ вместе с «Газпром-Медиа» — 20,8%. Однако конкуренты тогда усомнились в адекватности этих данных. Сейчас, по расчетам РБК и AdIndex, это соотношение — 37,7% и 22,9%.



Рекомендуем почитать

Наверх