Сколько мегабайт в гигабайте, бит в байте (или килобайте) и что это вообще такое за единицы измерения информации. Оперативная память: гигабайты, типы, скорость и другие тонкости. Гигабайт - это много или мало

Faq 24.03.2019
Faq

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Какие единицы измерения информации вы знаете? Наверное, слышали про байты, биты, а также мегабайты, гигабайты и терабайты. Однако не всегда понятно, как связаны между собой эти величины и как можно пересчитать, например, байты в мегабайты , биты в байты, а гигабайты в терабайты.

Сложность заключается в том, что мы привыкли оперировать единицами измерения в десятичной системе счисления (там все просто — если имеется приставка «кило», то это эквивалентно умножению на тысячу и т.д.). Но при измерении объема хранимой или используют величины из двоичной системы, где для перевода, например, мегабайтов в гигабайты не достаточно будет провести обычное деление на тысячу. Почему? Давайте разбираться.

Что такое байт/бит и сколько бит в байте?

Описанные ниже единицы измерения информации используются в компьютерной технике, например, для измерения объема оперативной памяти или объема жестких дисков. Минимальная единица информации называется битом, затем следует байт, ну, а далее уже идут производные от байта: килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт и т.д. Что примечательно, несмотря на приставки кило- , мега- , гига- пересчет этих значений в байт не является задачей, ибо простое умножение на тысячу, миллион или миллиард тут не применимо. Почему? Читайте ниже.

Также схожие единицы используются для измерения скорости передачи информации (например, через интернет-канал) — килобит, мегабит, гигабит и т.д. Так как это скорость, то имеется в виду количество бит (килобит, мегабит, гигабит и т.д.) передаваемых за секунду. Сколько содержится бит в байте и как пересчитать килобайт в килобит? Давайте об этом прямо сейчас и поговорим.

Как вы все знаете, компьютер работает только с числами в двоичной системе, а именно с нулями и единицами («булева алгебра», если кто проходил в институте или в школе). Один разряд информации представляет из себя бит и он может принимать всего лишь два значения — ноль или единица (есть сигнал — нет сигнала. Думаю, что с вопросом что такое бит более-менее ясно стало.

Идем дальше. Что же тогда такое байт? Это уже чуток посложнее. Один байт состоит из восьми бит (в двоичной системе), каждый из которых представляет из себя двойку в степени (начиная с нулевой и до двойки в седьмой — считается справа налево), как показано на приведенном ниже рисунке:

Также это можно записать как:

11101001

Не трудно понять, что всего возможных комбинаций нулей и единиц в такой конструкции может быть только 256 (именно такой объем информации можно закодировать в одном байте ). Кстати, переводить число из двоичной системы в десятичную довольно просто. Нужно просто сложить все степени двойки в тех битах, где стоят единички. Проще не бывает, правда же?

Смотрите сами. В нашем примере в одном байте закодировано число 233. Как это можно понять? Просто складываем степени двойки, где стоит единичка (т.е. присутствует сигнал). Тогда получается берем единицу (2 в степени ноль) прибавляем восьмерку (два в степени 3), плюсуем 32 (двойка в пятой степени), плюсуем 64 (в шестой), плюсуем 128 (двойка в седьмой). Итого получает 233 в десятичной системе счисления. Как видите, все очень просто.

На приведенном рисунке я разбил один байт на две части по четыре бита. Каждая из этих частей называется полубайтом или нибблом . В одном полубайте с помощью четырех битов можно закодировать как раз любое шестнадцатеричное число (цифру от 0 до 15, а точнее до F, ибо цифры следующие после девятки в шестнадцатиричной системой обозначают буквами из начала английского алфавита). Но это уже не суть важно.

Сколько мегабит в мегабайте?

Давайте еще проясним. Очень часто скорость интернета меряют в килобитах, мегабитах и гигабитах, а, например, программы выдают скорость в килобайтах, мегабайтах... А сколько это будет в байтах? Как перевести мегабиты в мегабайты? . Тут все просто и без подводных камней. Если в одном байте 8 бит, то в одном килобайте 8 килобит, а в одном мегабайте — 8 мегабит. Все понятно? То же самое и с гигабитами, терабитами и т.д. Обратный перевод осуществляется делением на восемь.

Сколько мегабайт в 1 гигабайте (байт и килобайт в мегабайте)?

Ответ на этот вопрос уже не будет столь прозаичен. Дело в том, что исторически так сложилось, что для обозначения единиц измерения информации, существенно больших байта, используются не совсем верные термины (а точнее — совсем не верные). Дело в том, что, например, приставка «кило» означает умножение на десять в третьей степени, т.е. 10 3 (на тысячу), «мега» — умножение на 10 6 (тобишь на миллион), «гига» — на 10 9 , «тера» — на 10 12 и т.д.

Но ведь это десятичная система, скажете вы, а биты и байты ведь относятся к двоичной. И будете совершенно правы. А в двоичной системе другая терминология и, что особенно важно, другая система подсчета — сколько байт содержится в 1 килобайте (сколько килобайт в 1 мегабайте, сколько мегабайт в 1 гигабайте и...). Все основывается не на степенях десятки (как в десятичной системе, в которой используются приставки кило, мега, тера...), а на степенях двойки (в которой используются уже другие приставки: киби, меби, гиби, теби и т.д.).

Т.е. по идее, для обозначения больших единиц измерения информации должны использоваться названия: кибибайт, мебибайт, гибибайт, тебибайт и т.п. Но в силу ряда причин (привычка, да и не очень благозвучные эти единицы получились, особливо в русском исполнении прикольно звучит йобибайт, вместо йотабайт) эти правильные названия не прижились, а вместо них стали использовать не правильные, т.е. мегабайт, терабайт, йотабайт и другие, которые по справедливости в двоичной системе использовать нельзя.

Вот отсюда и идет вся путаница. Мы с вами все знаем, что «кило» — это умножение на 10 3 (тысячу). Вполне логично предположить, что килобайт это попросту 1000 байт, но это не так. Нам говорят, что в 1 килобайте 1024 байт . И это верно, ибо как я уже объяснил чуть выше, изначально начали использовать неправильную терминологию и продолжают делать это до сих пор.

Как ведется пересчет кило- , мега- , гига- и прочих больших байтов в обычные? Как я уже говорил, по степеням двойки.

  1. Сколько байт в 1 килобайте — 2 10 (два в десятой степени) или же те самые 1024 байта
  2. А сколько байтов в 1 мегабайте — 2 20 (два в двадцатой) или же 1048576 байт (что эквивалентно 1024 умноженному на 1024)
  3. А сколько байт в 1 гигабайте — 2 30 или 107374824 байт (1024×1024х1024)
  4. 1 килобайт = 1024 байта, 1 мегабайт = 1024 килобайт, 1 гигабайт = 1024 мегабайт и 1 терабайт = 1024 гигабайт

Как перевести килобайты в байты, а мегабайты в гигабайты и терабайты?

Полная таблица (для сравнения приведена и десятичная система) пересчета байт в кило, мега, гига и терабайты приведена ниже:

Десятичная система Двоичная система
Название Размерность Десять в... Название Размерность Двойка в...
байт B 10 0 байт В 2 0
кило байт kB 10 3 киби байт KiB Кбайт 2 10
мега байт MB 10 6 меби байт MiB Мбайт 2 20
гига байт GB 10 9 гиби байт GiB Гбайт 2 30
тера байт TB 10 12 теби байт TiB Тбайт 2 40
пета байт PB 10 15 пеби байт PiB Пбайт 2 50
экса байт EB 10 18 эксби байт EiB Эбайт 2 60
зетта байт ZB 10 21 зеби байт ZiB Збайт 2 70
йотта байт YB 10 24 йоби байт YiB Йбайт 2 80

Ориентируясь на приведенную таблицу вы сможете сделать любой пересчет, но нужно учитывать, что следует сопоставлять названия из десятичной системы с формулой для расчета из двоичной.

Для упрощения «ненужные» данные из таблицы можно будет просто убрать:

Название Размерность Формула пересчета в байты
байт В 2 0
кило байт Кбайт 2 10
мега байт Мбайт 2 20
гига байт Гбайт 2 30
тера байт Тбайт 2 40
пета байт Пбайт 2 50
экса байт Эбайт 2 60
зетта байт Збайт 2 70
йотта байт Йбайт 2 80

Давайте немного потренируемся :

  1. Сколько мегабайт в 1 гигабайте? Правильно, 2 10 (вычисляется делением 2 30 на 2 20) или 1024 мегабайта в одном гигабайте.
  2. А сколько килобайт в мегабайте? Да, столько же — 1024 (вычисляется делением 2 20 на 2 10).
  3. А сколько килобайт в 1 терабайте? Тут чуток посложнее, ибо нужно поделить 2 40 на 2 10 , что даст нам в результате 2 30 или 1073741824 килобайт содержится в одном терабайте (а не миллиард, как было бы в десятичной системе).
  4. Что нужно сделать, чтобы перевести байт в мегабайты? Смотрим в таблицу: разделить имеющееся число байт на 2 20 (на 107374824). Т.е. вы не просто делите на миллион, как в десятичной системе (фактически перенося запятую влево на шесть знаков), а делите на число несколько большее, в результате чего получаете мегабайт меньше, чем ожидали.
  5. Сколько байт в 1 килобайте? Очевидно, что 2 10 или 1024 байта в одном килобайте.

Думаю, что принцип вам понятен.

Почему жесткий диск на терабайт имеет размер в 900 гигабайт?

Однако, описанной выше путаницей пользуются многие производители жестких дисков. Вас никогда не удивляло, что купив, например, диск на 1 терабайт, после установки его в компьютер и форматирования вы получаете чуть большей 900 гигабайт. Куда же исчезают чуть ли не десять процентов от заявленного производителем размера ЖД?

Дело в том, что, например, при измерении объема оперативной памяти всегда используют двоичную (правильную) систему расчета, когда 1 килобайт равен 1024 байт, а вот производители жестких дисков пошли на хитрость и считают размеры своих изделий в десятичных мегабайтах, гигабайтах и терабайтах. Что это значит и какой выигрыш дает на практике?

Ну, смотрите сами — у них один килобайт памяти содержит 1000 байт. Вроде бы разница ерундовая, но при текущих размерах жестких дисков измеряемых терабайтами все выливается в потерю десятков гигабайт.

Таким образом получается, что терабайтный диск содержит просто напросто 10 12 байт (триллион). Однако, при форматировании такого диска расчет будет вестись по правильно двоичной системе и в результате мы получим из триллиона байт всего лишь 0,9094947017729282379150390625 реальных (а не десятичных) терабайт. Для пересчета нужно просто 10 12 разделить на 2 40 — см. приведенную выше сравнительную таблицу.

Вот и все. Таким нехитрым трюком нам продают товар на десять процентов меньшей полезности, чем мы предполагаем. С юридической точки зрения там не подкопаешься, но с обычной точки зрения обывателя нас довольно прилично вводят в заблуждение. Правда, в зависимости от производителя цифра может чуток различаться, но терабайт все равно в итоге не получится.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое патч - для чего они нужны, могут ли нанести вред и какие патчи различают IP адрес - что это такое, как посмотреть свой АйПи и чем он отличается от MAC-адреса
Что такое Емайл (E-mail) и почему это называют электронной почтой Транзакция - что это такое простыми словами, как проверить биткоин-транзакции Трафик - что это такое и как измерить интернет-трафик
FAQ и ЧАВО - что это такое?

С развитием компьютерных технологий ежегодно появляются всё новые термины. Многие часто употребляют слово "гигабайт", однако не до конца понимают значение этого понятия, из-за чего не могут ответить на вопрос о том, объём памяти в 1 Гб - это сколько.

Что такое гигабайт?

Перед тем как разобраться с вопросом "1 Гб - это много или мало", необходимо понять суть единицы памяти. В работе большинства электронных устройств используется обработка импульсов электрического тока. Этот способ позволяет обрабатывать большой объём информации в короткие сроки и имеет лишь два значения - "Да" или "Нет". Эту минимальную информативную единицу называют битом.

С помощью битов в компьютере задаются все необходимые данные - тексты, картинки, звук и так далее. Чтобы увеличить скорость обработки импульсов, было принято решение разбивать весь поток на группы - один набор из 8 битов стали называть байтом. С развитием технологии требовалось работать со всё большим объёмом данных, из-за чего стали появляться новые деления на более крупные группы.

Чтобы упростить процесс понимания количества битов в заданной величине, было принято решение использовать приставки из системы единиц СИ. В результате этого появились килобиты, мегабайты и другие значения объёма памяти. Но, согласно единой системе СИ, значение каждой приставки представляло собой множитель в виде числа 10 в определённой степени. А компьютерная информация, по причине своей двоичности, представляется в виде двойки в некоторой степени. Из-за этого при точном определении меньшей величины нередко сталкиваются с разногласием. Несмотря на имеющиеся противоречия в точном определении числа битов, различия значений для приставок с малой разницей несущественны. Так, согласно этим вычислениям, в 1 килобайте содержится не 1000 байт, а 2 10 - 1024 байта.

Сколько в одном гигабайте?

Приставка "гига" по означает 10 9 , то есть 1 миллиард. Ближайшая приставка к "гига" - "мега", которая в 10 3 раз меньше. Но на территории большинства стран мира, включая Россию, точное число байт определяется с использованием двойки в n-ной степени, поэтому ответом на вопрос о том, сколько Мб в 1 Гб, является 1024.

Продолжая рассматривать более мелкие значения, вместо умножения на 1000 дальнейшие вычисления производятся с использованием 2 в 10 степени. Таким образом, 1 Гб - это 1024*1024 = 1048576 килобайт или 1024 3 = 1 073 741 824 байт. Чтобы получить количество битов в 1 Гб, необходимо полученное значение байтов умножить на 8, получив в общей сложности чуть больше миллиарда.

Самое большое значение объёма памяти

Линейка измерений единиц памяти давно превзошла приставку "гига" на несколько ступеней. На текущий момент самым большим значением объёма информации является один иоттабайт. В сравнении с 1 Гб это в 10 15 раз больше или, согласно российскому определению, в 20 50 раз.

Между иоттабайтом и гигабайтом располагаются ещё 4 определения объема, каждый из которых уменьшает степень 10-ки на три при использовании системы СИ или же, в двоичном случае, степень двойки на 10.

Гигабайт - это много или мало?

Ежедневно в мире производятся различные вычисления, для хранения общего объёма которых 1 Гб мало. Это значение едва ли подходит даже для работы одного пользователя - сейчас объёмы оперативной памяти, в которой хранятся постоянно используемые данные, уже в разы превышают это значение. Размер одного фильма в среднем качестве продолжительностью около часа занимает чуть больше гигабайта, из-за чего само значение объёма памяти стало сравнительно мало, несмотря на большое значение при рассмотрении побайтово.

Флешки объёмом 1 Гб - это также пережитки прошлого, которые уже сложно найти. Теперь для переноса информации используют более объёмные устройства, в том числе внешние жёсткие диски, объём которых может достигать десятка терабайт, что в 1000 раз больше гигабайта.

Для новой системы или апгрейда компьютера, то обязательно, решающим фактором при выборе будет объём видеопамяти. И практически всегда, делать это решающим фактором – неуместно и неправильно. В данной статье, мы рассмотрим парадоксальный образец видеокарты с «гипер объёмом» видеопамяти, в сравнении с добротными образцами и обсудим, вышеупомянутую, очень популярную и выгодную для разработчиков характеристику.

Если учитывать факт наличия в видеокарте отдельного процессора – GPU, то будет логично, что здесь будет и своя память. Видеопамять играет роль некого кадрового буфера, в который направляются видеоданные, для дальнейшего считывания и обработки их графическим процессором, а также здесь хранятся текстуры.

Видеопамять. Больше – не значит лучше

Сравнивая разные образцы видеокарт, пользователь, который практически не разбирается в характеристиках, будет на подсознательном уровне смотреть в сторону моделей с меньшей ценой и большим объёмом видеопамяти. Так как, всем хорошо известен факт – чем больше, тем лучше. Но вот, почему же тогда видеокарта Asus GT630 c 4 Гб видеопамяти стоит 80$, а HD 7850 со «скромным» 1 Гб – 200$? В чем же здесь подвох? Именно на этом и наживаются производители видеокарт, не жалея прибавки объёма видеопамяти, при этом «безбожно» урезая все остальные параметры. Поэтому, «больше» и «практично», в данном случае, не приравниваются.

У Asus GT 630 тип памяти GDDR 3 , с шириной шины 128 бит, а у Asus HD 7850 – GDDR 5 с шириной шины 256 бит, что в результате даёт огромную разницу в частотных показателях памяти и общей пропускной способности. У Asus GT 630, эти самые 4 Гб, будут просто простаивать, учитывая другие параметры данной бюджетной видеокарты. Если она сможет загружать хотя бы 512 Мбайт своей же видеопамяти– это уже будет отлично.

Относительно пропускной способности и типов видеопамяти , мы поговорим в отдельных статьях, которые будет подробно описывать эти немаловажные параметры видеокарты.

Сколько нужно видеопамяти?

Будем говорить усреднено, то есть относительно игровой нагрузки, не отклоняясь на рабочую специфику. Сколько используют видеопамяти современные игры? Каждая игра по-разному, но пиковые «запросы» относительно объёма видеопамяти, даже у требовательных игрушек, не такие уж и большие, как может показаться на первый взгляд.


Рис. 2


На рис.2 отображены результаты тестирования с overclockers.ru, которые показывают среднее значение потребления видеопамяти в нескольких десятках игр, у топовых видеокарт на чипах прошлой линейки от AMD и Nvidia. Хорошо видно, что в разрешениях 1920х1080 и ниже, целиком и полностью хватает 1024 Мбайт. А вот для игры в разрешениях 2560х1600, лучше приобрести видеокарту с большим объёмом видеопамяти.

Для ещё более требовательных игр, таких как Crysis 2, рекомендуются видеокарты с 2 Гб видеопамяти.

При этом всём есть нюанс, данные оценки видеопамяти подойдут только для видеокарты Asus HD 7850 из двух ранее нами упомянутых. А вот для Asus GT 630, её «могучие» 4 Гб мало помогут в требовательных играх, так как не могут быть подкреплены, другими характеристиками, такими как та же ПСП .

Объём видеопамяти. Выводы.

Осталось подвести небольшие итоги.

Для видеокарт бюджетного сегмента, стоимостью до 70$, не имеют смысла 1,2, 3, 4 Гб, так как зачастую они позиционируются под не требовательные игры и офисные задачи. Так что, в «бюджетнейшем» диапазоне, рекомендуется покупать видеокарты с объёмом видеопамяти 512Мбайт - 1 Гб (но и это в большинстве случаев будет избыточно).

Также, можно отметить, что для видеокарт средней и выше среднего производительности, которые позиционируется для игры на обычных разрешениях, вплоть до 1920х1080, хватит 1-1,5 Гб (для большинства игр).

Когда речь заходит о топовых и близких к «вершине» видеокартах, стоимостью от 350$, то здесь можно не мелочиться и выбирать видеокарты с объёмом видеопамяти 2 – 3 Гб. Больше 3 Гб, для обычных задач, без специфического уклона, будут также избыточны.

Но главный вывод в том, что если вы покупаете «средненькую» видеокарту, для «средненьких» игр, то не нужно смотреть «влюблёнными глазами» на модели с большим объёмом видеопамяти, в надежде, что это даст прирост производительности за небольшую цену.

Еще некоторое время назад компьютер с 512 МБ оперативной памяти относили к высокому классу. Сейчас столько памяти устанавливают на видеокартах, и даже 1 ГБ ОЗУ перестал быть признаком высокопроизводительной системы.

Некоторым программам, таким как игры, средства для работы с видео и графикой, становится некомфортно даже при работе с 1 ГБ ОЗУ. Это становится очень заметно при одновременной работе нескольких требовательных приложений. Именно поэтому мы обратили внимание на наборы модулей памяти объемом 2 ГБ. Для тестирования мы взяли наборы памяти таких известных производителей как Corsair, OCZ и TwinMOS. Попытаемся определить, что лучше.

Но для начала, выясним основные характеристики модулей с помощью утилиты CPU-Z:

Corsair имеет самые минимальные тайминги 2.0-3-2-6 в то время как тайминги у модулей памяти OCZ и TwinMOS одинаковые 2.5-3-3-8. Частота, при которой производители еще гарантируют стабильную работу для этих модулей составляет: Corsair - 438 МГц, OCZ - 500 МГц и TwinMOS - 400 МГц.

Прежде, чем сравнивать модули между собой, посмотрим, что мы выигрываем при переходе от одного гигабайта памяти к двум.

Все тесты проводились на компьютере с материнской платой DFI LAN Party UT nF4 SLI с процессором X2-4800 и видеокартой 7800GTX при разрешении 1280х1024.

Начнем с игр. В этой серии тестов использовалась утилита Bench"em all (), позволяющая самостоятельно выбирать игры для тестов. Мы остановились на трех достаточно популярных играх: Doom 3, Far Cry и UT2004. Результаты тестов приведены в секундах - это время, понадобившееся для запуска каждой игры, выполнения теста и возвращения компьютера в первоначальное состояние:

  • 1 ГБ памяти: 256 с.
  • 2 ГБ памяти: 250 с.

6 секунд - совсем не большая разница, особенно в процентном отношении - это всего 2%. Дальше, мы использовали еще один стандартный набор тестов - PC World Worldbench, тоже измеривший время в секундах, только уже не для игровых программ, а для нескольких распространенных приложений: Photoshop, Nero, Windows Media Encoding, Mozilla, Microsoft Office и WinZip:

Как вы могли заметить, в некоторых приложениях разница по времени работы оказалась значительной, например, в Nero, Mozilla и Winzip, в то время как в офисных приложениях, при кодировании медиаконтента с помощью Media Encoding и в Photoshop разница снова не существенная. Скорее всего, ситуация изменится при работе с большими файлами, и разница в производительности станет значительно большей и в этих трех приложениях.

Для дальнейшего тестирования наших модулей в конфигурации с 2 ГБ памяти мы использовали два набора тестов: SiSoft Sandra и PC Wizard Memory tests.

Вот результаты, полученные в тестах SiSoft Sandra:

  • Corsair: 5785 MБ/с
  • OCZ: 5753 MБ/с
  • TwinMOS: 5739 MБ/с

Можно было предположить, что Corsair, обладая меньшими таймингами, покажет самые лучшие результаты. Но разница здесь тоже не очень большая, чтобы делать какие-то серьезные выводы. Посмотрим на результаты тестов PCWizard. Они приведены в таком порядке: TwinMOS, Corsair и OCZ (нажав на изображении, его можно увеличить).

Оперативная память — это компонент компьютера. Важнейшая характеристика измеряется в гигабайтах: чем больше, тем лучше. Прочие характеристики важны значительно меньше — тайминги и количество планок, двухканальность… У этого устройства множество других названий:

  • «мозги»
  • память
  • оперативка
  • ОЗУ (оперативное запоминающее устройство)
  • SDRAM

Как выглядит оперативная память

В этой статье подробно объясняется предназначение оперативной памяти, способы самостоятельной установки (не сложнее, чем заменить лампочку!), тонкости выбора. Главное: после прочтения пары страниц этого текста неопытный пользователь легко разберётся в маркетинговых заклинаниях про частоты с мегагерцами и будет знать – пригодится ли ещё гигабайт памяти, или продавец впаривает ненужный товар.

Что делает оперативная память: понятное объяснение

Временно хранит операционную информацию. Не ту, которая нужна для сохранения фильмов с музыкой, а ту которая используется самой Windows, программами, играми и т.д. Такая информация храниться только во включённом состоянии ПК. Компьютер включается, стартует система – и во время старта запускаются программы и модули, которые записывают нужные данные с HDD в ОЗУ. Так, чтобы комп мог «общаться» с этими данными очень быстро – т.е., оперативно оперировать (отсюда и термин – «оперативная»).

Если говорить вкратце, то – это сверхбыстрая память, которая раз в 300 шустрее жёсткого диска. Быстрый отклик работающей программы (мгновенное появление меню при правой мышиной кнопке, скажем) – заслуга высоких скоростей «оперативки».

Аналог оперативной памяти в реальном мире – то, что хранится в мозгу человека короткое время. Эти данные готовы к мозговой обработке в любую секунду. С оперативкой в мозгу можно сравнить, например, информацию которую мы запоминаем на короткое время, во время выполнения какой-либо работы. Например, считаем, 9 + 3 = 1 и 2 в уме… Или другой пример, официант запоминает что ему заказал столик — эту информацию он скорее всего забудет через пару часов, заменив её другой. Разумеется, сравнивать память человека и память компьютера не очень правильно, потому что мозг работает по-другому и все что попало в оперативку, может запомниться и попасть в долгую память (в HDD), чего не может быть с компьютером… С HDD, можно сравнить память долгосрочную, например мы прочитали книгу и что-то запомнили. Но доступ к таким данным порой не быстрый, потому что, чтобы вспомнить, нужно взять книжку с полки и освежить память — такую память можно сравнить с памятью жесткого диска в компьютере — не быстрая но фундаментальная.

Наконец, есть ещё и совсем уж молниеносные виды памяти. В компьютере это процессорный кэш, который намертво вшит в CPU, а в человеческой голове – то, что намертво и накрепко вызубрено ещё со школьной парты: таблица умножения, «жи- ши — пиши с буквой и», «дважды два» и т.п.

Сколько нужно Гб оперативной памяти

Чем больше, тем лучше? Да, но лишь до определённого предела. Современные компьютеры (от 2012-14 года начиная) крайне редко оснащаются одним гигабайтом ОЗУ – это уже позавчерашний день и экспонат музея, а не реальный товар в 2017 году.

2 гигабайта оперативной памяти – типичная ёмкость откровенно бюджетных машинок. Пожалуй, этого достаточно – но крайне некомфортно в плане скорости и отзывчивости уже при открытом браузере, Word’е, Скайпе и антивирусе. Нет, на 2017 год двух гигабайт невероятно мало — но кое-как жить с ними можно.

4 гигабайта ОЗУ – некое «пороговое» значение ёмкости оперативной памяти. Четырьмя гигабайтами оснащаются и достаточно бюджетные модели ноутбуков, и более-менее дорогие аналоги. Достаточно? Откровенно говоря, да; но запаса при этом нет. «Прожорливость» программ и самой операционки способна загрузить все 4 гига под завязку, пусть и не всегда.

8 гигабайт DDR – зона комфорта и спокойствия. Редко, очень редко компьютер займёт хотя бы 5-6 гигабайт оперативки (это в 2016 году, а вот в 2018 аппетиты кода смогут забить и не такой громадный объём!).

16, 32 (или 128!) гигабайт ОЗУ вряд ли нужны рядовому пользователю — это уже из территории космоса. Что толку в многотонном кузове грузовика, когда автомобиль не перевозит ничего объёмнее стиральной машинки? В 2017 году вряд ли стоит покупать дополнительные гигабайты оперативной памяти для того, чтобы они просто «были».

В таблице перечислены основные «пожиратели» оперативной памяти. Числа лишь примерные – у кого-то Windows занимает больше мегабайт, у кого-то меньше. Вкладки с сайтами могут содержать коротенькую страницу без рисунков, а могут – монструозные полотнища социальных сетей со всеми контактами, моргалками и напоминаниями. Игры требуют много, но перед их запуском принято отключать ненужные браузеры и текстовые документы.

Итак, таблица: кто сколько «жрёт» оперативной памяти. Типичное потребление ОЗУ современными программами. 2016-2017 годы; дальше – только больше.

Программы и их компоненты Занимаемый объём ОЗУ, мегабайт (не гб!)
ОС Windows 7 500-1500
ОС Windows 8 (или 10) 500-1800
Браузер с 5-7 открытыми вкладками 400-800
Word 200
Скайп 100
Многочисленные служебные процессы, обновлялки, драйверы По 10-20 мб в каждой из 20-50 таких микропрограмм = 200-1000 мегабайт
Download-менеджер 20-30
Современная игра 2000-3000
Игра образца 2010-2012 г 1000-2000
Антивирус в обычном состоянии 300-500
Антивирус в режиме полной проверки 2000-2500

Так сколько нужно оперативной памяти для Windows 7, к примеру? Постарайтесь не покупать компьютеры с 2 гигабайтами на борту – этого откровенно мало. 4 гигабайта – просто хорошо, 8 – супер. Больше – не стоит, как правило. 16 гигабайт и выше нужны для:

  • продвинутых «компьютерщиков», для которых вполне стандартная задача – запустить в Винде 2-3 виртуальные системы;
  • заядлых геймеров со сверхвысокими разрешениями мониторов и дорогущими видеокартами;
  • программистов с необходимостью отлаживания-тестирования настольных программ;
  • видеодизайнеров и их фотоколлег – да и то далеко не всегда;
  • просто потому, что хочется больше, чем у других. Без прицела на практичность.

Типы оперативной памяти, частота и другие характеристики

С момента внедрения первого стандарта DDR прошло уже лет 18-20. Сменилось несколько поколений компьютеров, их производительность выросла в разы. В любой момент времени актуальны не более двух поколений памяти. В 2017 году это стремительно устаревающая DDR3, которая царствовала на рынке лет 7, и уже привычная DDR4. Если вы приобретаете новый компьютер, то, скорее всего, он будет оснащён именно четвёртым поколением ОЗУ. Если речь идёт об апгрейде старого (5-8 летней давности), то внутри работает DDR3. Поколения не совместимы между собой: плашку DDR4 физически невозможно засунуть в разъём от «тройки», и наоборот.

Оперативная память для ноутбуков отличается от обычной «десктопной» физическими размерами. Ноутбучная ОЗУ раза в два меньше в длину, чем стандартная. Частоты, объём и поколение DDR соответствуют друг другу для лэптопов и PC. Правда, память для ноутбуков подразделяется ещё на 2 подкатегории, физически несовместимыми между собой:

  • стандартная SO- DIMM (префикс SO указывает именно на ноутбучный размер оперативки) – самый распространённый вариант;
  • память с низким энергопотреблением SO- DDR3 L (или просто DDR3 L , либо новейшая DDR4 L ): чаще всего встречается в недорогих моделях ноутбуков.

Вторая после объёма важная характеристика ОЗУ: частота. Чем больше, тем, в принципе, лучше – но DDR4 на 2100 мГц совсем на копейку медленнее DDR4 на 2800 мГц. Разница едва ли не в 1-2 процентах, да и то лишь в некоторых приложениях. Переплачивать за мегагерцы не следует – разве что 2-3 доллара. Есть ещё и другие характеристики памяти: задержки, они же – тайминги. Чем меньше тайминги, тем быстрее работает память (всё верно – тайминг 10 предпочтительнее, чем 12). На эту характеристику ориентироваться уж точно не следует, хотя в эпоху DDR/DDR2 лет 15 назад тайминги значили больше, чем сегодня. Впрочем, это уже история.

Цены на ОЗУ: ориентируемся в предложениях

Примерно с 2010 года оперативная память стоит неприлично дёшево по сравнению с более старыми временами. Сколько именно? Просим прощения за цены в баксах, но… их не зря называют «вечнозелёными». Цены даны не самые дешёвые, по данным интернет-магазина Байон.ру – зато с запасом.

Таблица: стоимость оперативной памяти (для ноутбука и для ПК), 2017 год. Представлены модели DDR3 и DDR4, а также «ноутбучные» форм-факторы SO-DIMM.

Тип памяти Частота, мГц Цена, $ Примечание
DDR3, 2 Гб 1600 19,85 Самый дешёвый приличный вариант
DDR3, 4 Гб 1600 26,00
DDR3, 4 Гб 2400 32,15 Дорогая, «оверклокерская» ОЗУ
DDR3, 8 Гб 1600 38,60
SO-DIMM DDR3, 2 Гб 1600 19,85 Самая дешёвая планка ОЗУ для ноута
SO-DIMM DDR3, 4 Гб 1600 27,50 Самый популярный тип ОЗУ для ноутбука
SO-DIMM DDR3, 4 Гб 1833 29,30 Популярный объём, увеличенная частота
SO-DIMM DDR3, 8 Гб 1600 34,50 Большой объём, стандартная частота
DDR4, 4 Гб 2133 26,00 Среднестатистическая DDR3 на 4 Гб
DDR4, 8 Гб 2133 42,90 Популярная планка большого объёма
DDR4, 8 Гб 2400 55,60 Большой объём, увеличенная частота
SO-DIMM DDR4, 4 Гб 2133 27,50 Стандартная планка современного ноута
SO-DIMM DDR4, 8 Гб 2133 43,50 Объёмная планка современного ноута

Стоит ли апгредить (добавлять) оперативную память?

Однозначно да, если объём оперативки составляет менее 2-3 гигабайт: прирост производительности будет виден невооружённым взглядом. «Критическая точка» производительности находится где-то посредине между 2 и 4 Гб ОЗУ. Меньше оперативки – значительно меньше скорость. Больше – всё работает так, как надо, одним словом – «летает».

Скорее, да, чем нет, если имеющийся объём равен 4 гигабайтам. Скорость компьютера вряд ли вырастет, но будет значительно меньше подвисаний и лагов. Неплохое вложение.

Незачем, если «на борту» уже имеется 6-8 гигабайт.

Незачем, если смысл обновлений – в покупке DDR с более высокой тактовой частотой. Польза от такого апгрейда если и ненулевая, то стремится к таковой.

Как добавить ОЗУ в компьютер? А в ноутбук? Апгрейд оперативной памяти своими руками

ПК-десктопы – более габаритные «создания». Внутри корпуса можно разместить хоть 10 ноутбуков (по размеру!). Слотов и разъёмов на настольных материнских платах много, не в пример ультракомпактным лэптопам, где экономится каждый миллиметр. Типичное количество слотов в компьютере для ОЗУ – 2 или 4. Как правило, заняты лишь 1-2 из них. Добавить планку оперативной памяти к уже работающей – дело пары минут. Достаточно выключить компьютер, открыть системный блок и вставить планку DDR в соответствующий разъём. Не нужны ни инструменты, ни даже отвёртка.

Главное требование – ОЗУ должно быть соответствующего поколения. Современную DDR4 никак не вставить в разъём для DDR3: даже размеры у них разные. А вот объём дополнительной планки может быть любым. Частота – также любой, но при разных частотах нескольких планок «оперативки» компьютер работает на наименьшей из них.

В ноутбуках всё чуть сложнее. У них встречаются три типа слотов для ОЗУ:

  1. Двухслотовые конфигурации : как правило, в 2 разъёма уже вставлено по «оперативке». В этом случае следует прикупить один более ёмкий модуль, и заменить существующий на новый. Классика жанра: 4 Гб ОЗУ, 2 планки по 2 Гб в каждой. Других разъёмов нет. Придётся купить 4-гигабайтный модуль памяти (либо 8-Гб, если это нужно), и вставить его вместо старого. В итоге получим 6 Гб оперативной памяти. Старый модуль, кстати, можно продать.

Реже встречаются два слота, один из которых занят, другой – свободен. Всё идеально просто: докупаем ОЗУ любого объёма, вставляем в пустующий разъём. К примеру, было 4 Гб (одна планка), докупаем ещё 4 Гб в одной планке, вставляем… итог – 8 Гб.

  1. Однослотовые конфигурации (обычно недорогие модели ноутбуков). Разъём там лишь один, и он, разумеется, уже заполнен планкой оперативной памяти. Единственный вариант – снять старый модуль, поставить новый – большего объёма.
  2. Ноутбуки с распаянной оперативкой . Апгрейд почти невозможен: выпаивать старый модуль и вновь впаивать новый – нетривиальная и очень рискованная задача. Впрочем, оперативка намертво распаивается лишь в недорогих машинках, и бывает это не слишком часто.

Как узнать количество слотов и тип памяти в ноутбуке или компьютере

Подойдёт любая диагностическая программа, наподобие CPU-Z. Скачиваем, устанавливаем, смотрим в разделе про память (memory).

Базовая информация про оперативную память: сколько гб и прочее, находится во вкладке Memory. Сразу видны такие характеристики:

  • Тип памяти: DDR3
  • Объём ОЗУ: 6 Гб
  • Количество каналов: 2 (Dual)
  • Менее интересные показатели – тайминги и частота: 665,1 мГц (стандарт DDR подразумевает двусторонний обмен информации с памятью, потому истинная частота — 1333 мГц).

Выводы можно сделать такие: у компьютера (в данном случае – ноутбука) явно 2 слота, оба – занятые. На это указывает двухканальный режим работы, который возможен лишь при наличии чётного количества планок. Другой вывод – явно нестандартная конфигурация: 4+2 Гб ОЗУ. Обычно производители устанавливают объём оперативной памяти, кратный числу 2: 2, 4, 8, или 16 гигабайт. Значит, владелец уже делал апгрейд ОЗУ.

Гораздо более подробная информация описана на следующей вкладке утилиты CPU-Z: SPD (скорость «мозгов»). В левой верхней части окна действительно видно, что здесь 2 слота, оба – заняты. В первом разъёме примостилась плашка на 2 гига (2048 Мбайт) с частотой 667 (1333 мГц). Во втором – 4 гигабайта (4096 Мб) с той же частотой 1333.

Пара информационных бонусов: видна дата производства одной из оперативок (9 неделя 2011 года), и производители обеих планок: Nanya и PNY.

Как можно проапгрейдить оперативную память в примере выше? 6 гигабайт – вполне достаточный объём на 2016 год, но если есть сильное желание – можно купить одну планку DDR3 на 4 Гб (цена – около 26 долларов), и вставить её вместо старой 2-гиговой (кстати, можно продать её долларов за 5-8). Итогом станет 8 гигабайт ОЗУ.

Производители оперативной памяти: какой лучше. И – заключительные советы

Кто только не производит ОЗУ: и процессорный гигант AMD, и Samsung с LG, и многочисленные Kingston, Corsair и т.п. В наиболее многочисленном сегменте оперативной памяти разницы между производителями толком нет. Все они выпускают надёжную и быструю DDR, которая способна на некоторый разгон.

Задумываться о производителе следует лишь в случаях, когда требуется более серьёзный оверклокинг, особые требования к надёжности, и, пожалуй, к художественной красоте оперативной памяти. Всё верно, более дорогие модели выпускаются с необязательными, но потрясающие симпатичными радиаторами охлаждения модулей.

И ещё. Оперативная память – замечательно надёжная штука. Её вполне безопасно брать с рук, «б/у» – скорее всего, отработает она ещё много лет, с теми же характеристиками и энергопотреблением.



Рекомендуем почитать

Наверх