Сила единицы измерения em в CSS. Единицы измерения CSS

Viber OUT 26.07.2019
Viber OUT

Единицы измерения CSS играют важную роль в создании сайтов и задании размеров различных элементов. Значения CSS могут быть выражены положительными или отрицательными числами, хотя некоторые свойства принимают только положительные числа. Числовое значение сопровождается двухбуквенной аббревиатурой, которая обозначает фактическую единицу длины. Например, cm (сантиметры ), px (пиксели ) или em CSS . Исключением из этого правила является значение 0 (ноль ), для которого не требуется указывать единицу измерения.

Единицы измерения CSS бывают двух типов: абсолютные и относительные.

Абсолютные единицы измерения длины в CSS

Абсолютные единицы измерения CSS не подходят для веб-дизайна. Они представляют собой цифровое обозначение результатов измерений в физическом мире и не зависят от размера и разрешения экрана. Абсолютные длины с одним и тем же значением могут отличаться на разных экранах. Это вызвано различием DPI экрана (точек на дюйм ).

Экраны высокого разрешения имеют более высокий показатель DPI по сравнению с экранами меньшего разрешения, благодаря чему на них изображения и текст выглядят меньше. Абсолютные единицы используются при определении стилей в полиграфии, где измерения происходят в дюймах, пунктах и пиках.

Абсолютные единицы измерения длины:

  • cm (сантиметры );
  • mm (миллиметры );
  • in (дюймы );
  • pc (пики );
  • pt (пункты );
  • px (пиксели ).

Большинство абсолютных единиц длины бесполезны в интернете. Единственным исключением является px. Пиксели являются относительными единицами по отношению к разрешению экранов. Для принтеров и мониторов с очень высоким разрешением один пиксель в CSS равняется нескольким пикселям на экране, так что число px на дюйм составляет около 96. Пиксель является наименьшей единицей измерения и обычно используется в качестве ориентира для других.

Относительные единицы измерения длины в CSS

Относительные единицы измерения длины в CSS не имеют фиксированных значений. Их значения зависят от других заданных значений или функций. Они более востребованы в веб-дизайне, потому что упрощают определение размера элемента. С их помощью можно задать ширину, высоту, размер шрифта и т. д. относительно других основных параметров.

Относительные единицы, зависящие от шрифта

Относительные единицы измерения, зависящие от шрифта, ссылаются на заранее установленный размер шрифта или значение свойства font-family :

  • ex (высота символа x );
  • ch (ширина символа ноль (0) );
  • единица измерения em в CSS (высота шрифта текущего элемента );
  • rem (размер шрифта корневого элемента ).

ex

Определяется как “высота символа x текущего шрифта ИЛИ половина 1 em ”. То есть высота строчной буквы x установленного шрифта. При изменении значения свойства font-family единица измерения ex изменяется.

ch

Равна ширине символа 0 . Эта единица измерения также меняется при изменении значения свойства font-family .

em

Единица измерения em CSS имеет значение, равное размеру шрифта основного или родительского элемента. Например, если размер шрифта родительского элемента 30px , то значение 1em будет вычисляться как 30px (30 х 1 ) для всех дочерних элементов. Число не обязательно должно быть целым. Если в примере заменить 1em на 0,5, то значение будет 15px (30 х 0,5 ).

Единица измерения em принимает значение родительского тега. Это может привести к нежелательным результатам при использовании вложенных друг в друга элементов.

Допустим, что у нас есть три вложенных друг в друга элемента. Первый элемент (корневой ) имеет размер шрифта 30px , а два вложенных элемента — шрифт в 2em . Элемент, вложенный в корневой, будет иметь размер шрифта, вычисляемый как 60px (30 х 2 ). А элемент, вложенный в него, будет иметь размер шрифта, вычисляемый как 120px (60 х 2 ).

rem

rem подобна em CSS , но ее значение всегда остается равным размеру шрифта корневого элемента. Единица измерения rem пригодится при разработке адаптивных сайтов, потому что позволяет масштабировать всю страницу, изменив размер шрифта в HTML-элементе .

Процентные единицы измерения длины, зависящие от размеров области просмотра

Область просмотра основывается на ширине и высоте окна просмотра и включает в себя:

  • vh (высота окна просмотра );
  • vw (ширина окна просмотра );
  • vmin (наименьшее из (vw, vh ) );
  • vmax (наибольшее из (vw, vh ) ).

vw

Это ширина области просмотра. 1vw равен 1/100 ширины окна просмотра. Немного похоже на проценты, за исключением того, что значение остается неизменным для всех элементов независимо от ширины их родительских элементов. Например, если ширина окна 1000px , то 1vw будет равен 10px .

vh

То же самое, что и vw (ширина окна просмотра ), только данная единица измерения зависит от высоты области просмотра. 1vh равен 1/100 высоты просмотра. Например, если высота окна браузера 900px , то 1vh будет 9рх .

vmin

Vmin равно 1/100 от минимального значения между высотой и шириной области просмотра. Другими словами, 1/100 стороны с наименьшей длиной. Например, если размеры окна 1200 на 800 пикселей , то значение vmin будет равно 8px .

vmax

vmax равно 1/100 от максимального значения между высотой и шириной окна просмотра. Другими словами, 1/100 стороны с наибольшей длиной. Например, если размеры были 1200 на 800 пикселей , то vmax равно 12px .

Проценты %

Расстояние, заданное в процентах, зависит от длины родительского элемента. Например, если родительский элемент шириной 1000px , а его дочерний элемент — 50% от этого значения, то ширина дочернего элемента будет 500px .

ПОДДЕРЖКА БРАУЗЕРАМИ

em CSS, ex, px, cm, mm, in, pt, и pc

поддерживаются во всех браузерах, в том числе и в старых версиях IE .

Указывать длину в CSS можно в разных единицах. Некоторые из них пришли из типографской традиции, как пункт (pt) и пика (pc), другие, напр. сантиметр (cm) и дюйм (in), знакомы нам в повседневном обиходе. Есть и «волшебная» единица, придуманная специально для CSS: px . Значит ли это, что для разных свойств нужны разные единицы?

Нет, единицы измерения не имеют отношения к свойствам, но имеют прямое отношение к средствам отображения: экран или бумага.

Любые единицы измерения можно использовать где угодно. Свойство со значением в пикселях (margin: 5px) также допускает и значения в дюймах или сантиметрах (margin: 1.2in; margin: 0.5cm), и наоборот.

Но в целом для отображения на экране и для печати лучше использовать разные наборы единиц измерения. Советы по использованию единиц собраны в следующей таблице:

Соотношение между абсолютными единицами таково: 1in = 2.54cm = 25.4mm = 72pt = 6pc

Если у вас есть под рукой линейка, можете проверить точность своего устройства. Вот прямоугольник высотой 1 дюйм (2.54cm):
72pt

Так называемые абсолютные единицы (cm , mm , in , pt и pc) в CSS означают то же самое, что и везде, но только если у устройства вывода достаточно высокое разрешение. На лазерном принтере 1cm должен быть точно равен 1 сантиметру. Но на устройствах низкого разрешения, вроде компьютерных экранов, CSS этого не требует. И вправду, разные устройства и разные реализации CSS норовят отобразить их по-разному. Лучше оставить эти единицы для устройств высокого разрешения, в частности для печати. На компьютерных экранах и мобильных устройствах может получиться не то, что ожидалось.

В прошлом CSS требовал, чтобы абсолютные единицы отображались правильно даже на компьютерных экранах. Но поскольку неправильных реализаций было больше, чем правильных, и никаких улучшений не предвиделось, в 2011-м CSS отказался от этого требования. Сейчас абсолютные единицы обязаны работать правильно только при выводе на печать и на устройствах высокого разрешения.

CSS не уточняет, что именно понимается под «высоким разрешением». Но так как у дешевых принтеров сегодня бывает не менее 300 точек на дюйм, а у хороших экранов порядка 200 точек на дюйм, граница, скорее всего, проходит где-то между этими значениями.

Еще одна причина не использовать абсолютные единицы где-либо, кроме печати: на разные экраны мы смотрим с разного расстояния. 1 сантиметр на экране настольного компьютера выглядит маленьким. Но на мобильном экране прямо перед глазами - это много. Лучше вместо них использовать относительные единицы, напр. em .

Единицы em и ex зависят от размера шрифта и могут быть свои для каждого элемента в документе. Единица em - просто размер шрифта. В элементе, которому задан шрифт в 2in, 1em и означает эти 2in. Указание размеров (напр., для отступов) в em означает, что они задаются относительно шрифта, и какой бы ни был шрифт у пользователя - крупный (напр. на большом экране) или мелкий (напр. на мобильном устройстве), эти размеры останутся пропорциональными. Объявления наподобие text-indent: 1.5em и margin: 1em в CSS крайне популярны.

Единица ex используется нечасто. В ней выражаются размеры, которые должны отсчитываться от x-высоты шрифта. X-высота - это, грубо говоря, высота строчных букв вроде a , c , m , или o . У шрифтов с одинаковым размером (и, соответственно, при одинаковом em) может быть огромная разбежка в размерах строчных букв, и если важно, чтобы какая-то картинка, например, соответствовала x-высоте, единица ex к вашим услугам.

Единица px в CSS волшебная. Она не связана с текущим шрифтом, но и с физическими сантиметрами или дюймами обычно тоже не связана. Единица px определена как что-то маленькое, но видимое, т.е. горизонтальную линию толщиной 1px можно было отобразить с четкими краями (без сглаживания). Что считается четким, маленьким и видимым, зависит от устройства и способа пользования им: держите ли вы его прямо перед глазами, как мобильный телефон, на расстоянии вытянутой руки, как монитор, или где-то на промежуточном расстоянии, как электронную книгу? Поэтому px по определению не фиксированная длина, а нечто, зависящее от типа устройства и его обычного использования.

Чтобы понять, почему единица px именно такая, представьте ЭЛТ-монитор из 1990-х: наименьшая точка, которую он мог отобразить, была размером примерно в 1/100 дюйма (0,25 мм) или чуть больше. Свое название единица px получила от тех экранных пикселей.

Нынешние устройства в принципе могут отображать и более мелкие четкие точки (хотя их может быть трудно разглядеть без лупы). Но документы из прошлого века, которые использовали px в CSS, независимо от устройства выглядят по-прежнему. Принтеры, в особенности, могут отображать четко отображать линии гораздо тоньше 1px, но даже на принтерах линия в 1px выглядит почти так же, как выглядела бы на мониторе. Устройства меняются, но единица px всегда выглядит одинаково.

На самом деле CSS требует, чтобы 1px был точно равен 1/96 дюйма при любом выводе на печать. В CSS считается, что принтерам, в отличие от экранов, не нужны разные размеры для px , чтобы отображать четкие линии. Поэтому при печати px не только одинаково выглядит независимо от устройства, но и заведомо измеряется одной и той же величиной (совсем как единицы c m , pt , mm , in и pc , как объяснялось ).

CSS также определяет, что растровые изображения (напр. фотографии) по умолчанию отображаются в масштабе 1 пиксель изображения на 1px. Фотография разрешением 600 на 400 будет 600px шириной и 400px высотой. Тем самым пиксели фотографии привязываются не к пикселям устройства вывода (которые могут быть очень мелкими), а к единицам px . Это позволяет точно совмещать изображения с другими элементами документа, при условии, что вы используете в своих стилях единицы px , а не pt , cm и т.д.

Я упоминала новые (относительно) единицы измерения. Эти единицы – vw, vh, vmin и vmax, они основаны на размере вьюпорта браузера. Их фактический размер меняется в зависимости от изменения области просмотра браузера, что делает эти единицы идеальными для адаптивного дизайна. Хотя в моем предыдущем посте я выступила против использования этих единиц для указания размеров шрифта, они могут быть очень полезны для работы с элементами макета.

Единицы измерения viewport

Единицы измерения viewport являются относительными единицами, это означает что они не могут быть измерены объективно. Их размер определяется размером области просмотра в браузере. Существуют четыре единицы, относящиеся к области просмотра.

Я сконцентрирую внимание на первых двух, так как они наиболее часто используются. Во многих случаях единицы viewport (vh и vw) пересекаются с процентами в плане возможностей. Тем не менее, каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны.

Если резюмировать, то получится следующее:

Когда имеешь дело с шириной, то лучше подходят %, а если с высотой, то лучше vh.

Элементы во всю ширину страницы: % > vw

Как я уже говорила vw определяет размер элемента исходят из ширины viewport. Однако, браузеры рассчитывают размер с учетом места для скроллбара.

Если ширина страницы превышает ширину viewport, то появляется полоса прокрутки. Однако на деле ширина viewport больше, чем ширина элемента html

Viewport > html > body

Поэтому если вы установите ширину элемента в 100vw, то элемент выйдет за пределы html и body. в данном примере я сделала красную границу вокруг элемента html и залила разделы разными цветами.

Из-за этого нюанса делать элементы на всю ширину страницы лучше при помощи процентов, а не опираясь на ширину viewport.

Элементы на всю высоту страницы: vh > %

При создании элементов, высота которых должна быть равна высоте страницы гораздо лучше использовать vh вместо процентов. Поскольку размер элемента определяемый в процентах задается относительного его родительского элемента, мы можем получить элемент высотой равной высоте экрана только если его родительский элемент так же занимает всю высоту экрана. Это означает что мы должны спозиционировать элемент как фиксированный для того чтобы сделать элемент html родительским, либо прибегнуть к использованию какого либо хака.

Используя vh добиться такого эффекта достаточно просто:

Example { height: 100vh; }

Вне зависимости от того как как вложен элемент.example его размеры могут быть заданы относительно размеров области просмотра. Проблема прокрутки не потревожит нас так как большинство сайтов не имеют горизонтального скроллбара

Вот несколько примеров того, как можно использовать единицы измерения vh.

Полноэкранные фоновые изображения

Типичное использование единицы измерения vh – для создания фонового изображения, которое охватывает всю высоту и ширину экрана, независимо от размера устройства. Сделать это достаточно легко.

Bg { position: relative; background: url("bg.jpg") center/cover; width: 100%; height: 100vh; }

Аналогичным образом мы можем сделать эффект «страниц», задав каждому разделу размеры области просмотра.

Section { width: 100%; height: 100vh; }

Мы можем использовать JavaScript чтобы создать иллюзию перелистывания страниц.

$("nav").on("click", function() { if ($(this).hasClass("down")) { var movePos = $(window).scrollTop() + $(window).height(); } if ($(this).hasClass("up")) { var movePos = $(window).scrollTop() - $(window).height(); } $("html, body").animate({ scrollTop: movePos }, 1000); })

Складывающееся изображение

Vh может также использоваться для контроля размера изображения в пределах страницы. Например, в рамках статьи. Мы хотим убедиться, что любое изображение будет показано полностью независимо от размера экрана.

Нам понадобится следующий код

Img { width: auto; /* Автоматическая ширина для пропорциональности высоты */ max-width: 100%; /* Не больше ширины родительского элемента */ max-height: 90vh; /* Не превышая высоту viewport */ margin: 2rem auto; }

Поддержка браузерами

Поскольку данные единицы измерения являются относительно новыми, по-прежнему существуют проблемы при работе с определенными браузерами.

Вот как их можно решить.

Для задания размеров различных элементов, в CSS используются абсолютные и относительные единицы измерения. Абсолютные единицы не зависят от устройства вывода, а относительные единицы определяют размер элемента относительно значения другого размера.

Относительные единицы

Относительные единицы обычно используют для работы с текстом, либо когда надо вычислить процентное соотношение между элементами. В табл. 1 перечислены основные относительные единицы.

Изменяемое значение, которое зависит от размера шрифта текущего элемента (он устанавливается через стилевое свойство font-size ). В каждом браузере заложен размер текста, применяемый в том случае, когда этот размер явно не задан. Поэтому изначально 1em равен размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию. Соответственно, устанавливая размер текста для всей страницы в em, мы работаем именно с этим параметром. В том случае, когда em используется для определенного элемента, за 1em принимается размер шрифта его родителя.

ex определяется как высота символа «x» в нижнем регистре. На ex распространяются те же правила, что и для em , а именно, он привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию, или к размеру шрифта родительского элемента.

Пиксел это элементарная точка, отображаемая монитором или другим подобным устройством, например, смартфоном. Размер пиксела зависит от разрешения устройства и его технических характеристик.

В примере 1 показано применение указанных единиц.

Пример 1. Использование относительных единиц

Относительные единицы

Размер 2 em

Размер 2 ex

Размер 30 пикселов

Размер 200%

Результат данного примера показан ниже (рис. 1).

Рис. 1. Размер текста при различных единицах

Абсолютные единицы

Абсолютные единицы применяются реже, чем относительные и, как правило, при работе с текстом. В табл. 2 перечислены основные такие единицы.

Самой, пожалуй, распространенной единицей является пункт, который используется для указания размера шрифта. Многие люди привыкли задавать размер шрифта в текстовых редакторах, например, 12. А что это число означает, не понимают. Так это именно пункты и есть, они родные. Конечно они нам не родные, мы привыкли измерять все в миллиметрах и подобных единицах, но пункт, пожалуй, единственная величина из не метрической системы измерения, которая используется у нас повсеместно. И все благодаря текстовым редакторам и издательским системам. В примере 2 показано использование пунктов и других единиц.

Пример 2. Использование абсолютных единиц

Абсолютные единицы

Размер 0.5 дюйма

Размер 8 миллиметров

Размер 24 пункта

Результат использования абсолютных единиц измерения показан ниже (рис. 2).

Рис. 2. Размер текста при различных единицах

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога webcodius! Для задания размеров различных элементов html страницы, в CSS существуют единицы измерения. Причем могут использоваться как относительные, так и абсолютные единицы.

Абсолютные единицы связаны с физическим миром и не зависят от устройства вывода. Для их указания можно использовать следующие единицы:

Абсолютные единицы используются реже чем относительные и применяются в основном для задания размера текста. А для указания размера текста в основном используют пункт (pt), который получается путем деления одного дюйма на 72 части. Дюйм в свою очередь равен примерно 25,4 миллиметра, соответственно один пункт примерно равен одной трети миллиметра. Пример использования абсолютных единиц измерения:





Абсолютные единицы



Размер 12 миллиметров


Размер 1 сантиметр


Размер 1 дюйм


Размер 24 пункта


Размер 1 пика



Относительные единицы измерения

Для отображения информации на мониторе лучше использовать относительные единицы измерения. Так как физический размер точек (пикселей), образующих изображения на мониторе, может быть разным в зависимости от типа и физического размера этого самого монитора. Также размер пикселя зависит от установленного разрешения экрана. Основные относительные единицы:

1 px в CSS , как мы уже говорили выше, это точка на экране пользователя, физическая величина которой зависит от разрешения устройства и от того, с какого расстояния человек смотрит на его поверхность.
При указании процентов размер вычисляется в зависимости от размера родительского элемента. Так, например если ширина родительского элемента 500px, то при указании width:50% ширина элемента будет 250px.

em привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию или к размеру шрифта родительского элемента. А ex это высота прописной (маленькой) буквы «x» (икс) в латинской раскладке. То есть em также привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию или к размеру шрифта родительского элемента. Примеры:





Относительные единицы



Размер 20 пикселов


Размер 150%


Размер 2 em


Размер 2 ex



Результат:

Кроме вышеперечисленных, есть группа относительных единиц привязанных к размеру области просмотра браузера:

Примеры использования:





Относительные единицы



Размер 2 vw


Размер 2 vh


Размер 2 vmin


Размер 2 vmax



Функция calc ()

Используется для указания вычисляемого значения свойств CSS, которые в качестве значения используют какое-либо число. В первую очередь calc можно применять для вычисления размеров, уголов, времени. Причем функция позволяет смешивать различные единицы измерений, например ширину div-а можно задать так:

div {
width: calc (100% — 40px);
}

В этом случае ширина div-а будет равно ширине родительского элемента минус 40 пикселей.

В выражениях можно использовать следующие арифметические действия:

  • + — сложение. Символ отделяется пробелами с двух сторон (height: calc (20% + 50px));
  • — — вычитание. Символ отделяется пробелами с двух сторон (width: calc (90% — 10px););
  • * — умножение (padding: calc (2em*2););
  • / — деление. На ноль делить запрещено (width: calc (100%/4);).

В браузерах Firefox до версии 16.0 поддерживается функция -moz-calc, в Chrome до версии 26.0 и в Safari с версии 6.0 поддерживается -webkit-calc.

Например, нам необходимо в резиновом двухколоночном макете сайта сделать так, чтобы между колонками при любом размере окна браузера было расстояние 50px. Тогда с помощью функции calc это делается следующим образом:





Функция calc








Рекомендуем почитать

Наверх