Самая простая программа для создания мультиков. Основы анимации: как нарисовать движение и действия

На iOS - iPhone, iPod touch 30.09.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Кроме всеми нами любимого Adobe Flash, существуют не менее хорошие программы для создания 2д-анимации. И даже больше – программы, которые дают намного больше возможностей, чем флеш, в создании качественной анимации.

Итак, какие существуют программы для 2-д анимации и какую выбрать.

1.Toon Boom (toonboom.com)

Профессиональный софт для создания 2-д анимации, широко используется профессионалами мультипликаторами всего мира. Если верить гуглю, то именно в этой программе была сделана анимация к Симпсонам.

Toon Boom предлагает несколько пакетов программ для анимации на любой вкус, возраст и размер кошелька:

Программа для покадровой (frame by frame) ручной анимации. Используют ее, в основном, для создания классической анимации, когда каждый кадр

рисуется на бумаге, а затем сканируется. Имеет широкий набор инструментов для рисования.

Ранее программа называлась Moho . Из всех представленных выше самая доступная в плане стоимости.

На сайте представлены 2 продукта Anime Studio:

1) Anime Studio Pro – идеальна для профессиональных аниматоров (стоит порядка $200)

2) Anime Studio Debut – программа 2д-анимации для начинающих (cтоимость $49.99)

В редакторе очень много автоматизированных процессов, большой плюс программы – это так называемые кости (bones), которые позволяют создавать скелет персонажа для анимации.

На сайте программы много туториалов по изучению программы:

Возможности программы демонстрирует видео-презентация:

Anime Studio Pro 9 presentation

Anime Studio Webinar: What"s New in Anime Studio Pro 9

Многие часто после просмотров, либо при просмотре хотели изменить сюжет или ход действий в мультфильме, так скажем создать собственный мультфильм. В этой статье мы рассмотрим программы, которые помогут создать собственные мультфильмы, по собственным сюжетам, с собственными персонажами как начинающим пользователям, так и профессионалам.

Будут рассмотрены программы для создания 2D и 3D мультиков и их основные возможности. При рассмотрении программ будем учитывать те приложения, в которых возможно будет создать мультик начиная с создания персонажа, и заканчивая публикацией мультфильма.

В представленных программах присутствует возможность создания полноценного мультфильма с созданием графики персонажа, его анимации и сюжета. Каждая утилита имеет свой уникальный набор инструментов, который поможет создать мультик как начинающему и не опытному пользователю, так и профессионалу.

Стоить отметить, что все представление программы доступны бесплатно в trial режиме. Вы сможете опробовать функционал каждого приложения и выбрать подходящее вам. После окончания пробного периода будет предложена покупка лицензии.

Программы:

  • Pencil
  • Anime Studio Pro
  • Toon Boom Harmony
  • iClone Pro
  • Autodesk Maya

Pencil

Данная утилита одна из самых простых в освоении и подойдет для создания простых анимационных роликов с нарисованными персонажами. Всем знакомый интерфейс стандартной утилиты ОС Windows Paint реализован в этой программе, можно сказать он идентичен за исключением временной шкалы.

Программа Pencil является отличным выбором для начинающих, которые хотят попробовать что это такое – создавать мультики. Для крупных проектов этой утилиты будет, конечно же, мало, так как она не позволяет создавать 3D мультфильмы с высокими графическими составляющими и имеет ограниченный набор инструментов и функций.

Принцип работы этой утилиты очень простой, рисуйте покадрово анимацию для вашего персонажа и совмещайте все это в один ролик. Программа поддерживает работу с несколькими слоями и покадровую анимацию.

Инструменты и функции:

  • Инструменты работы со слоями.
  • Инструмент покадрового редактирования.
  • Инструменты рисования.
  • Функция настройки покадрового воспроизведения рисунков.
  • Возможность загрузки уже готовых рисунков и картинок.

Такой набор инструментов идеально подойдет для создания очень простого мультика или 2D анимации, нарисованной от руки.

Плюсы:

  • программа является полностью бесплатной.
  • очень простой интерфейс.
  • идеально подойдет для создания небольших мультипликационных роликов.
  • для работы с программой не нужны особые навыки или знания.
  • возможность русификации.

Минусы:

  • не походит для создания сложных мультфильмов с высоким качеством графики.
  • нет возможности создания 3D мультиков.
  • малый набор инструментов.

Anime Studio Pro

Данная программа является уже более мощным редактором для создания мультипликационных или анимированных роликов. Эта утилита может заинтересовать не только начинающих в этой сфере, но и уже профессионалов своего дела, так как имеет довольно большой набор инструментов и опций. Но наличие большого набора функций не усложняет её, так как интерфейс остается очень простым.

Anime Studio Pro даёт возможность не только создания мультипликационных роликов, но также и отдельной анимации, и добавления этой же анимации или объекта в простые видеоролики. Так же с помощью этой утилиты возможно переделать видеоролик в мультик.

В программе присутствую функции и инструменты работы со звуком, а также отдельная среда для записи и обработки звука непосредственно в программе.

Программа дает множество возможностей и имеет большое количество функций, которые описаны ниже.

Инструменты и функции:


Плюсы:

  • большой набор инструментов и функций.
  • возможность записи и работы со звуковыми дорожками.
  • наличие инструментов для работы с 3D объектами и анимацией.
  • возможность русификации.
  • создание мультиков в HD качестве.

Минусы:

  • нет бесплатной версии.
  • нет функции визуализации.
  • интерфейс простой, но из-за большого набора инструментов тяжело ориентироваться.

Toon Boom Harmony

Это программное обеспечение было выпущено канадской компанией Toon Boom, которая занимается производством и поддержкой программ для создания анимации. Продукцией этой компании пользуются такие студии как: Walt Disney Animation Studios, Warner Bros. Animation , China Central Television и многие другие популярные студии.

Toon Boom Harmony – является самым мощным и передовым продуктом компании. Программа обладает большим количеством инструментов и функций, которые облегчают и ускоряют работу над мультфильмами и созданием анимации.

Данная утилита несомненно является лидером среди анимационного программного обеспечения. Достаточно сказать, что с помощью данного программного обеспечения были созданы такие шедевры как «Русалочка» и «Король лев».

Программа имеет функции для работы с 3D анимацией, но все-таки она больше подходит для создания качественных и профессиональных мультиков в двухмерном формате.

Стоит заметить очень полезную и нужную функцию True Pencil, которая позволяет оживить изображение, задать точки и полностью его анимировать.

Toon Boom Harmony имеет множество функций, которые позволяют одновременно работать над одним проектом сразу нескольким художникам и аниматорам находящимся в разных местах. В программе реализованы все наборы профессиональных приложений, которые дают возможность работать по сети.

Из-за такого большого набора инструментов и мощного функционала программа является довольно требовательной к аппаратной части компьютера, а именно к производительности видеоадаптера. Поэтому если вы решитесь углубиться в эту сферу и работать с программой Toon Boom Harmony, тогда стоит задуматься о покупке либо апгрейде вашего компьютера под эти цели.

Инструменты и функции:


Плюсы:

  • отличный функционал.
  • Огромный набор дополнительных приложений.
  • Возможность работы по сети.
  • Возможность русификации.

Минусы:

  • сложный интерфейс для новичков.
  • нет бесплатной версии.
  • плохая реализация создания трёхмерных мультиков и анимации.

iClone Pro

Программное обеспечение iClone Pro – это утилита, позволяющая создавать трехмерные анимации с текстурами и графикой высокого качества. Программа позволяет работать со сложной 3D анимацией с разноплановыми героями.

Программа имеет функцию FaceTrix. Эта функция позволяет использовать реальные фотографии людей для создания 3D анимации, вместо того, чтобы рисовать текстуры и объекты вручную.

Программа имеет мощный движок, который дает возможность работать с физикой и тем самым придавать объектам более реалистичного поведения.

Выбрав эту утилиту, вы сможете создавать качественный динамический мультик с применением современных графических обработок и текстур.

Приложение располагает инструментами для послойной обработки элементов, изменения текстур, редактирования расположения реквизитов, трансформации рельефа и выполнения других задач. При создании работ можно использовать компоненты из интегрированного контейнера.

Программа имеет довольно сложный интерфейс, поэтому для работы в ней потребуется предварительное обучение.

Инструменты и функции:


Плюсы:

  • поддержка нескольких методов создания анимации
  • большое количество функций.
  • функция прорисовки теней.
  • Наличие документации, обучающих видео и форумов по работе с программой.

Минусы:

  • требовательность к ресурсам компьютера.
  • не всегда корректно отображаются блики.
  • сложный интерфейс.
  • нет бесплатной версии.
  • нет возможности русифицировать интерфейс.

MODO

Программа MODO – это еще один мощный редактор, который позволяет создавать трехмерные мультфильмы и анимацию. Эта утилита пользуется популярностью благодаря возможности широкой настройки.

Вы можете полностью настроить данную программу под себя, задать горячие клавиши, создать собственный набор кистей и инструментов. Программа имеет большой набор хорошо сделанных библиотек, которые помогут вам в создании анимации. Если этих библиотек вам не хватит, тогда вы сможете создать либо доработать уже существующие библиотеки под свои нужды.

Программа MODO имеет функции, позволяющие создавать очень качественные модели по качеству изображения не уступающих от Autodesk Maya. На данный момент программа обладает одним из лучших Визуализаторов для создания реалистичных картинок.

К сожалению, для работы и создания мультиков в данной программе потребуется производительные видеокарта и процессор. Поэтому перед тем как начинать работу над проектом проверьте аппаратную составляющую своего компьютера для комфортной работы в программе.

Инструменты и функции:


Плюсы:

  • большое количество функций.
  • качественная реализация движений.
  • функция прорисовки теней.
  • поддержка работы с высококачественными текстурами.
  • наличие документации, обучающих видео и форумов по работе с программой.
  • возможность русификации.

Минусы:

  • требовательность к ресурсам компьютера.
  • сложный интерфейс.
  • нет бесплатной версии.
  • не оптимизирован процесс рендеринга.

Autodesk Maya

Программное обеспечение Autodesk Maya является профессиональным инструментом для работы с трехмерными изображениями и анимацией. Программа используется для работы в профессиональных студиях. Можно сказать, что возможности этой программы не ограничены.

Сразу стоит заметить, что Autodesk Maya не подойдет для начинающих, которые хотят создать обычный двухмерный мультфильм, так как имеет довольно сложный интерфейс и требует опыта работы с подобными программами.

Данное программное обеспечение имеет самый большой набор инструментов, и поэтому дает большие возможности в создании мультфильмов и различных анимационных роликов.

Используя это программное обеспечение, вы получаете возможность создания высококачественной анимации с применением различных текстур. Возможность создания реалистичных объемных моделей и просчета поведения материалов, динамику мягких и твердых тел.

Также в Autodesk Maya можно создавать персонажей с реалистичной анимацией и движениями.

Такое большое количество инструментов и требование к некоторым знаниям не должно пугать начинающих, так как это компенсируется таким же большим количеством обучающего материала.

Инструменты и функции:


Плюсы:

  • большое количество функций.
  • реализация полного производственного цикла при создании мультфильма.
  • высокая детализация
  • различные движки визуализации
  • большое количество обучающего материала.
  • возможность русификации.

Минусы:

  • требовательность к ресурсам компьютера.
  • сложный интерфейс.
  • нет бесплатной версии.

Заключение

В данном перечне программ были представлены программы как для создания самых простых анимации посредством обычного рисования, так и профессиональные программы для создания сложных высококачественных 3D мультфильмов.

Если вы хотите на скорую руку нарисовать двухмерный мультик, не прикладывая к этому особых усилий, тогда вам идеально подойдет программа Pencil, так как она не требует каких-либо знаний и времени. Но если у вас в планах создание мультфильма с применением 3D графики и спецэффектов, тогда вам следует рассмотреть четыре других программы и выбрать ту, с которой вы хотите работать и готовы потратить время на изучение её работы.

Стоит заметить, что некоторые из описанных программных обеспечений используются крупными мультипликационными и кинематографическими студиями для создания мультфильмов с многомиллионным бюджетом.

На что похож мультфильм, в котором нет действия? Во что превратится мультфильм, который не рассказывает историю? Наверняка вы видели, как художники в студии рисуют этюды с живой модели. Такие занятия очень полезны для понимания анатомии, и как себя ведут мышцы в движении. Однако специфика передачи такого движения не дает полной ясности! Она ограничена воспроизведением реальной жизни, не более. Движение и деятельность в мультипликации изображаются совершенно иначе. Поэтому знаний, как правильно прорисовать тело, недостаточно. Особенно важно освоить техники, которые позволят "оживить" форму. Именно об этом мы расскажем в этом курсе!

Что важно знать

Когда художник работает над персонажем, который оказался в определенной ситуации, ему/ей важно в первую очередь создать действие. Любая сцена, в которую вы помещаете свой персонаж, должна помочь зрителю увидеть намерение, побуждающее его к действию. Увидеть мотивы, чувства, навыки (или их отсутствие) и личность в целом. Этой цели необходимо достичь даже при полном отсутствии диалога. И здесь у рисунков есть преимущество: мы можем поиграть с языком тела и раздуть эмоции до предела. Вам не придется раскошеливаться на актеров, студию и прочие расходы. Достаточно бумаги и карандаша. Воображению нет предела!

Чтобы достичь этих результатов в анимации, нужно нацелиться на две вещи:

  • Простота;
  • Ритм.

Постепенно мы поймем, какую роль играет каждая из них в композиции рисованой сцены.

1. Кривая движения

"Кривая движения" - воображаемая траектория, по которой тело вашего персонажа движется. Она характеризуется простотой и интенсивностью. Эта блестящая техника поможет вам достичь желаемой цели при планировании своих рисунков. С помощью нее вам удастся создать драматический эффект. Держите это в уме в следующий раз, когда будете делать наброски персонажей в действии.

Кривая движения должна быть плавной и иметь направление, чтобы нам было очевидно, что намеревается сделать каждый персонаж.

Обратите внимание, как странно выглядит дизайн, основанный на сложных кривых движения.



Пример неправильного использования кривой движения - линия не вписывается в контекст нужным образом.

В мультфильме мы видим идеальный пример простоты и ритма. Кривая движения дает художнику возможность усилить эффект своих сцен. Учитывайте кривую еще до того, как приступите к прорисовке пропорций персонажей. Уверяю вас, конечный рисунок с движением вас более чем удовлетворит.

Чтобы разобраться, какие именно техники и методы помогут вдохнуть жизнь в мультяшных персонажей, нам надо познакомиться с теоретическими принципами, на которых основаны эти техники.

2. 12 базовых принципов анимации

В 1981 году два величайших аниматора киностудии Дисней (Франк Томас и Олли Джонсон) написали книгу "Иллюзия жизни". Они представили публике "12 базовых концепций анимации", которые применяются студией с 1930-х годов в попытке создавать максимально реалистичную анимацию. Хотя эти концепции были разработаны для использования в традиционной анимации, они остаются неизменными и сегодня - даже в цифровых проектах.

Базовые концепции состоят в следующем:

  • Сжатие и растяжение (Squash and stretch)
  • Подготовка или упреждение (Anticipation)
  • Постановка (Staging)
  • Сквозное действие и Поза к позе (Straight ahead action and pose to pose)
  • Инерция и оверлэпинг (Follow through and overlapping action)
  • Медленный вход и медленный выход (Slow in and slow out)
  • Арка (Arcs)
  • Второстепенное действие (Secondary aciton)
  • Тайминг (Timing)
  • Преувеличение (Exaggeration)
  • Конечная прорисовка (Solid drawing)
  • Влечение (Appeal)

Я не ставлю себе цели ошеломить вас полным набором анимационных техник, поэтому сосредоточимся на самых главных и попытаемся понять, как они могут оживить "скучный" дизайн.

Сжатие и растяжение

Это основная, если не самая главная, техника, которой мы должны пользоваться в создании динамики движения персонажей. Вся концепция сводится к сжатию и растяжению пропорций персонажа или объекта в соответствии с движением. Эта техника позволяет нам добавить весомости и плавности движению. Посмотрите, как она применена к объекту:



Обратите внимание на физические аспекты отскакивающего мяча: когда он летит вниз с ускорением, его форма растягивается. Когда мяч ударяется о землю, он вытягивается по горизонтали (что подчеркивает силу гравитационного притяжения).

Пример выше идеально иллюстрирует эту технику. Вряд ли в реальной жизни вы увидите, чтобы мяч так деформировался при отскакивании, но в мультипликации это прекрасно срабатывает!



Пример того, как эта техника применяется к выражениям лица: заметьте, что форма верха черепа не меняется, и только нижняя челюсть вытягивается книзу.


Эта же техника применена к действию. Вам сразу видно, что персонаж несет тяжелый груз. Заметьте, что вся нижняя половина тела сжата, а верхняя растянута.

Потрясающе, правда? Эта техника подводит нас к следующей теме:

Преувеличение

Здесь особо нечего говорить, так как принцип нагляден сам по себе. Преувеличенные жесты и положения тела создают драматический эффект - это обязательное правило мультипликации. Представьте, что происходит, когда мы удивлены или напуганы - от неожиданности наше тело реагирует спонтанно. То же самое должно случиться и с мультяшным рисунком, но с намного более выраженным результатом!



Обратите внимание, как глаза персонажа выпрыгивают из орбит, а тело как будто сковано. Это преувеличенное отображение естественной реакции, которую можно наблюдать в жизни.

По правилам студии Дисней, эта техника должна правдоподобно отражать жизнь, но в более экстремальной форме. Преувеличение подразумевает изменения в физических характеристиках персонажа или в элементе сцены, в которой он находится. Однако помните, вам важно четко понимать, какое именно движение вы иллюстрируете с помощью этой техники, чтобы не ввести в заблуждение зрителя.



Преувеличение: обратите внимание на траектории движения персонажа. Они помогают подчеркнуть точку приложения силы, с которой он пытается поднять груз. Так вы точно убедите зрителя, что мяч чрезвычайно тяжел!

Подготовка или упреждение

Подготовка или упреждение - техника, которую используют для того, чтобы подготовить зрителя к действию, которое вот-вот произойдет. Ее применяют для подготовки движения или появления предмета, персонажа и т.п., так называемый предварительный набор энергии, который часто предшествует кульминации.



Классический пример подготовки: персонаж вот-вот побежит и покинет сцену!

Теоретически подготовка создается из мгновенного движения, которому одновременно противоставляется движение в противоположном направлении. В анимации это подразумевает, по большей части, подготовку к непосредственному действию и возврат, чтобы завершить цикл.



Заметьте, как в анимации вверху мы добавляем действие: в начале есть краткое предвкушение движения, которое впоследстви служит толчком к движению. Затем мы наблюдаем, как тело совершает возврат из движения к состоянию покоя.

Подготовка - техника, применяемая в мультипликации чтобы заставить зрителя ожидать эффект который произведет сцена - неважно - будет она статичной или анимационной. В качестве упражнения, попытайтесь найти другие примеры, где применена эта техника.

Нацеливание и акцент

В анимации мы называем "нацеливанием" эффект, который предшествует "акценту" . Оба необходимы для того, чтобы заметно выделить выражение удивления. Они совершаются по следующему алгоритму:

  • Персонаж видит нечто удивительное;
  • Возникает предвкушение (голова быстро опускается);
  • Момент "акцента" имеет место, голова поднимается вверх.
  • Персонаж возвращается в исходное состояние.

Давайте проследим, как работает этот алгоритм.

Шаг 1

Начинаем с рисунка персонажа с радостным или естественным выражением лица:


Шаг 2

Персонаж видит нечто удивительное и, в предвкушении момента, опускает голову вниз и зажмуривается. Это движение увеличивает впечатление того, что он видит нечто невероятное!


Шаг 3


Шаг 4

Персонаж успокаивается и возвращается в исходное состояние.


Во время этого процесса аниматоры применяют технику, которая называется таймингом сцены, при которой добавляются промежуточные фазы, чтобы создать плавный переход между кадрами.



Здесь мы наблюдаем использование техники "сжатия и растяжения", которая добавляет подвижности и придает импульс движению. В реальной жизни единственной подвижной частью нашего черепа является нижняя челюсть, которая открывается и закрывается. Но в анимации все может растягиваться - даже голова!

Чуть позже мы еще вернемся к "таймингу".

Медленный вход и медленный выход

Совершенно естественно, что, когда мы готовимся совершить внезапное движение или совершить любое действие, требующее усилия, нашему телу необходима какая-то доля времени, чтобы сосредоточить энергию, необходимую для этого действия. В результате возникает мгновенное ускорение (или постоянно равномерное, в зависимости от движения). Благодаря этому анимационный персонаж выглядит правдоподобно, и число ключевых кадров и фаз меняется в зависимости от частоты - более преувеличенная картинка того, что происходит в реальной жизни.

Когда мы хотим сделать особый упор на каком-то движении в анимации, мы размещаем больше кадров в начале и конце этого движения - но при этом включаем меньше фаз между ними. Так создается медленный вход и медленный выход. Этот принцип широко используется в анимации, когда мы хотим прорисовать движение персонажа между удаленными положениями тела - например, прыжок вверх.


Совет: если вы веб-дизайнер и работаете с переходами в создании анимации на страницах сайтов, вы наверняка сталкивались с концепцией "тайминга", для которой применяется функция Transition (Переход) в CSS3. В этой функции, помимо прочих параметров, используются "Плавный вход" и "Плавный выход", чтобы описать кривую скорости в анимации. Аналогично тому, если вы работаете в After Effects, вы наверняка заметили в меню Keyframe Assistant команды "Плавно плавно", "Плавный вход" и "Плавный выход". В том или ином случае, если вы пользовались этими опциями, - значит, что вы уже применяете знаменитый принцип анимации в своих проектах!

Влечение

Влечение можно описать словами "харизматичность" или "личная притягательность", которыми художник наделяет своих персонажей. Неважно - положительный это персонаж или отрицательный, герой или злодей, мужчина или женщина - самое важное в том, чтобы зритель мог себя с ними отождествить. Физические черты также влияют на поведение и личность персонажа. Поэтому когда персонаж идет на какой-то поступок или выражает свое отношение к чему-то, нам важно задуматься о том, как его/ее физические, социальные или культурные качества будут гармонировать с этим поведением/отношением.


Посмотрите, как в рисунке вверху специфически отражено влечение каждого персонажа. Чтобы подчеркнуть определенные черты, достаточно незначительных деталей, например, женский силуэт или удлиненное лицо дворецкого и зажатая, но неизменно элегантная поза. Здесь важно понимать природу каждой характеристики, когда вы добавляете их в свои сцены.

Пронаблюдайте, какие специфичные движения и действия совершает каждый персонаж, чтобы раскрыться для зрителя. Будут ли они вести себя как чувственная женщина? Как воришка? Как мошенник? Как дворецкий? Как официант? Как стилист? Какие специфические особенности отличают именно этого персонажа? В какую одежду они одеты? Мы должны постоянно наблюдать за нюансами поведения людей в реальной жизни, чтобы использовать эти детали для собственного преимущества.

Бегло пройдемся по каждому из оставшихся принципов, чтобы достичь общего понимания:

Постановка

Постановка создается, чтобы направить внимание аудитории к важному компоненту в кадре. В постановке могут исползоваться дополнительные сценарии или объекты. По сути, эта техника необходима, чтобы сосредоточить внимание на самом важном, и удалить все незначительные детали. Этой концепцией вовсю пользуются в комиксах. Цвет, свет, угол камеры используют для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на самых важных деталях.



Я добавил машину в кадр, чтобы подчеркнуть смысл происходящего. Теперь у нас есть четкий контекст, и все становится понятным!

Сквозное действие и Поза к позе

"Сквозное действие" означает подробную раскадровку анимационной сцены с начала до конца. "Поза к позе" относится только к прорисовке ключевых кадров, промежутки между которыми позже дополнятся фазами. Интересно то, что первая техника используется только в анимации 2D. Но техника "Поза к позе" все еще применяется в раскадровке фильмов и анимации 3D.

Инерция и Оверлэпинг

Инерция относится к продолжению движения отдельных частей тела персонажа вследствие движения всего тела. Например, какие-то части тела продолжают двигаться несмотря на то, что персонаж резко остановился. "Оверлэпинг" - техника, благодаря которой одни части тела движутся с определенным запозданием от основной. Например, тело, конечности или волосы движутся с другим временным интервалом по сравнению с головой. Комбинация этих двух техник позволяет создавать более реалистичные анимации.



Заметьте, как волосы и футболка движутся с разной скоростью, следуя за движением.

Арка

Когда движение, совершаемое персонажем, следует по определенной траектории, мы называем его "аркой". Представьте цикличные движения рук дирижера оркестра, или последовательность движений конькобежца, или олимпийского атлета, выполняющего прыжок в высоту. Каждый из них проделывает множество движений, которые сливаются в цепочку плавных последовательных элементов. Если в какой-то момент вы разорвете эту цепочку и заставите своего персонажа сделать что-то не вписывающееся в нее, ваша анимация будет выглядеть странно.

Фоновое действие

Фоновое действие добавляется к главному действие в кадре, чтобы усилить эффект, который вы хотите произвести. Представьте персонажа, который идет по улице и не обращает внимание на то, что происходит вокруг. В то же самое время мимо него проносятся машины, чтобы подчеркнуть опасность. Или вообразите выражение сомнения на лице канатоходца. Это примеры фоновых действий в кадре, которые подчеркивают его смысл.

Тайминг

"Тайминг" означает расчет количества рисунков, из которых состоит определенное действие. Например, объект или персонаж, который передвигается медленно или с трудом - это обычно тяжелый персонаж. Тайминг диктует количество кадров и фаз, которые вам необходимо нарисовать, чтобы правдоподобно передать сцену. То же самое вам понадобится сделать и для рисования легкого объекта.

Тайминг - исключительно важная концепция анимации, и широко используется, чтобы создавать персонажей и их действия.

Конечная прорисовка

Конечная прорисовка отностися к точности рисунков на бумаге. Рисунки должны иметь вес и объем, чтобы их правильно видели и трактовали. При этом здесь не идет речь о детальной прорисовке, чтобы сделать рисунок реалистичным. Мы говорим о том, как вы представите публике свое теоретическое знание рисунка. Художник, освоивший основы дизайна, может создать иллюзию объема в своих рисунках даже на эскизе 2D. В этом состоит искуство иллюзии правдоподобности.

Некоторые стили анимации требуют чрезвычайного реализма в изображениях объектов, одежды и других предметов, чтобы представить сцену зрителю. К примеру это могут быть определенный исторический период, который должен быть изображен до мельчайших деталей. По этой причине знание теоретических и практических основ рисунка и анатомии человека незаменимы.


На платформе Tuts+ есть несколько статей и курсов, написанных разными авторами, которые помогут вам углубиться в основы рисунка. Там вы сможете пройти разные стили рисования и станете полноценным художником.

3. Последовательные движения и циклы ходьбы

Со слов Кена Харриса, аниматора студии "Уорнер Бразерс" "Ходьба - самое первое, что нужно изучить". Научиться заставить мультяшного персонажа ходить именно так, как это нужно вам - самая сложная задача в анимации. Есть несколько способов, и они отличаются в зависимости от объема, сложности, контекста и насыщенности сцены.

Любопытно, но ходьба - это не что иное, как попытка поддержать себя в вертикальном положении. Иными словами, мы стараемся избежать падения на землю! Представьте младенца, который пытается стоять вертикально... наклоняясь вперед, он может сделать рефлекторный шаг.

Взрослые люди ходят уверенно и, как правило, не делают резких шагов. На самом деле, мы едва отрываем ноги от земли. Наши движения сведены к необходимому минимуму, основная цель в том, чтобы переместить тело вперед.

В анимации все отличается. С помощью походки персонажа можно рассказать целую историю. Поэтому мы воспользуемся техникой преувеличения и таймингом, чтобы добиться желаемого результата.

Проанализируем упрощенный процесс на рисунке внизу:



Пример простого цикла ходьбы: тело слегка поднимается вверх в стадии переноса .

Обратите внимание, что руки движутся противоположно ногам; а, когда тело поднимается вверх в стадии переноса, одна нога прямая.

Теперь заполняем промежутки дополнительными фазами и завершаем основной цикл ходьбы в анимации:



Разные виды ходьбы и бега

Как я упоминал, в анимации (и в жизни) есть разные походки, и ими можно пользоваться для того, чтобы передавать нужные чувства и желания персонажей. Разные шаблоны передают это:



Знаменитые шаблоны анимации: они были созданы на основе книги Престона Блэйра "Мультипликационная анимация". Уверен, вам знакомы эти картинки по разным мультфильмам.

Пример прогулочного шага : тело все время движется вверх-вниз.

Отличия в ходьбе четвероногих животных

Движение четвероногих животных - более сложная тема, потому что вам необходимо следить за перемещением передних и задних лап. Плавность движений усложнит вашу работу, но ее имеет смысл изучать на примерах движений в реальной жизни.

Походка мультяшного животного - упрощенная трактовка того, что происходит в реальном животном мире. Мышцы и суставы занимают разное положение в зависимости от фазы движения тела:



Посмотрите вверху, как ведут себя передние и задние лапы в стадии переноса тела: голова слегка опускается вниз, когда задняя нога переносится вперед. Обратное происходит во время переноса передней лапы.

В анимации есть и другие виды походок животных, которые следуют собственному ритму. Ниже рассмотрим две из них:



Упражнение. Попытайтесь найти траектории движения в рисунках вверху. Также обратите внимание, что галоп - блестящий пример использования сжатия и растяжения.

Пример анимированного галопа. Передние лапы инициируют движение и задают необходимый импульс.

Реалистичная передача цикла ходьбы или бега зависит от нескольких факторов, таких как вес, рост, намерение... Самое важное здесь - наблюдать за этими движениями, основываясь на реальных примерах из жизни.

Рисование ходьбы и бега - довольно сложная тема, которая заслуживает отдельного курса, посвященного только ей. Анатомия некоторых животных, таких как лошади, имеет свои отличия, из-за которых их ноги движутся по-другому. Ознакомьтесь с разделом "Копытные животные" в моем , там будет больше подробностей. Если вы хотите глубже изучить движения лошади, посмотрите , написанный Моникой Загробельной.

Соединяем все вместе

Перед тем как мы закончим, я нарисовал анимационную последовательность, в которой соединил примеры нескольких техник, обсуждаемых выше. Вы можете различить, где какая используется?


Конец!

Роль традиционной анимации в искустве 21 века сегодня активно дискутируется. Современные анимационные студии типа Пиксар или Дримворкс по прежнему пользуются как минимум 90% техник, описываемых выше. Способность оживить рисунок - неважно, с помощью ли пинапа, комиксов или мультипликации - прекрасная вещь. Если мы можем заставить ребенка поверить, что животное может разговаривать и действовать как человек, это потрясающе. Когда у зрителя пробуждаются эмоции, никакими словами не выразить чувства, которые испытывает в тот момент художник.

Carlos Gomes Cabral

I"m a product from the madness of the 80"s, living in the city of Rio de Janeiro (Brazil). I"ve been fond of arts, comics and music since I was a child, I dedicate myself to several projects at the same time and I hate sitting still. With a Bachelor"s degree in IT, I"m currently working for a technology mobility company. I"m also in love with motion graphics, HTML5, web design and UX trends. You can find me on Twitter (@cgcabral).

Безусловный лидер среди профессиональных программ для создания покадровой анимации (stop-motion). Для работы в Dragonframe нужно напрямую подключить камеру к компьютеру (MacOS или Windows) через USB или HDMI, дальнейший контроль осуществляется прямо из приложения. Принцип работы очень прост: захватываемое изображение выводится на таймлайн и при помощи функции «live view» становится прозрачным, позволяя относительно него выстраивать следующий кадр. Dragonframe имеет встроенные инструменты по созданию векторной графики, которую также можно визуализировать. Программа позволяет настроить экспозиционный лист (X-Sheet) в зависимости от ваших потребностей, умеет синхронизировать движения губ персонажей, содержит функции для работы с экспозицией, поддерживает автоматическое управление движением камеры (совместима с контроллером IOTA и платой Arduino). Для ускорения процесса захвата изображения можно воспользоваться специальным USB-контроллером KeyPad (он идет в комплекте при покупке Dragonframe 3.6), а также подключить iPad при помощи специального софта, чтобы использовать его как второй монитор и не быть прикованным к камере. Стоит отметить, что Dragonframe поддерживает не только популярные модели DSLR-камер (Canon и Nikon), но и камеры BlackMagic, USB Webcams, некоторые модели HDV/HDMI камер и даже RED.

02. StopmotionPro


Программа для создания стоп-моушена, обладающая всем необходимым функционалом: подключение DSLR-камер; удобный контроллер захвата изображений; поддержка Onion Skinning (инструмент калькирования); звуковые эффекты и работа с голосом персонажей; инструмент «Removing rigs» (затирает конструкции, на которых держатся герои или окружающие их предметы); поддержка импорта видеофайлов и изображений различных форматов; интуитивный дизайн. Пока StopmotionPro можно установить только на Windows, но производители обещают в скором времени сделать версию и для MacOS.

03. AnimaShooter



Еще одна профессиональная программа на Windows для покадровой съемки анимации, которая способная работать с DSLR, веб- и обычными видеокамерами. Программное обеспечение выпускается в трех версиях: Junior (бесплатная), Pioner и Capture. Во всех трех имеются стандартные инструменты: флип-флоп (режим быстрого переключения между кадрами), Onion Skinning, манипуляции с кадрами на таймлайне, импорт изображений, экспорт последовательности кадров в четырех форматах (JPG, PNG, TIFF, WEBP), экспозиционные листы. Но поддержка зеркальных камер предусмотрена только в версии Capture.

04. iStopMotion


Приложение от немецкой компании Boinx, специализирующейся на создании «яблочного» софта для работы с фото или видео. iStopMotion пользуется популярностью у детей и педагогов, но это значит, что она имеет урезанный функционал. Программа работает не только с DSLR-камерами (Canon и Nikon), но и позволяет захватывать изображение с iPhone, iPad или IPod Touch (при помощи бесплатного приложения «iStopMotion Remote Camera»). Помимо стандартного инструмента Onion Skinning, iStopMotion имеет множество других полезных функций: фильтр с эффектом Tilt Shift, поддержка Time Lapse, захват изображения через хромакей, экспорт проектов в iMovie и Final Cut Pro X, а также возможность экспортировать анимацию для печати книги в формате Flipbook. Существует еще мобильная версия программы для iPad.

05. Animation Desk™


Очень симпатичное приложение для рисованной анимации на iPad. Несмотря на кажущиеся ограниченные возможности планшета, в Animation Desk можно нарисовать своего героя при помощи различных инструментов (три вида кистей, карандаш, ластик, фломастер, перо, заливка и растушевка), чувствительных к нажатию пальца и регулируемых по размеру и уровню прозрачности. Специальный инструмент «Stamp Tool» позволяет добавлять или копировать выделенные области из какого-либо изображения. Кроме того, программа поддерживает такие стандартные функции, как Onion Skinning, X-Sheet, различные слои, работу с аудио и так далее. Полученную анимацию можно экспортировать в MOV, PDF или GIF.

06. Animation Creator HD


Еще одно приложение для манипуляций с анимационным видео на iPad, которое способно работать в различных HD-разрешениях: 1280x720, 1920x1080 и даже Ultra HD 4K. Имеется стандартный набор инструментов: кисти с различной силой нажатия, карандаш, ручка, ластик, баллончик с краской. Представлен большой выбор цветовой палитры. Доуступно регулирование частоты кадров, движений в кадре (масштабирование и панорамирование), использование пресловутого Onion Skinning и множество других функций. Приложение интегрировано в сервис Cineverse - социальную сеть, куда можно выкладывать свои анимационные ролики. Но в отличие от Animation Desk за Animation Creator HD придется выложить четыре доллара.

07. Moovly


Творческая составляющая – важный элемент при работе над анимированными изображениями, но на практике все упирается во время. И скачать программу для создания мультфильмов стоит как раз для его экономии, чтобы иметь возможность поручить компьютеру выполнять рутинную работу вместо самого художника-аниматора.

Jasc Animation Shop

Приложение для редактирования gif-файлов, разработка простейших анимированных изображений. Доступны стандартные опции графического редактора, каждый кадр можно обработать вручную, добавить эффекты, надписи, фильтры и т.д. Дополнительный функционал – создание баннеров для сайтов. Поддерживает работу с приличным количеством графических и видео форматов.

Pencil

Сравнительно простенькая программа, позволяющая работать с двумерной анимацией. Все привязано к шкале времени, заполненной отдельными полями – с каждым можно манипулировать в широком диапазоне. Это более удобно, чем склейка предварительно нарисованных кадров, тем более что инструменты для обработки самих изображений предусмотрительно вынесены на отдельную панель.

Toon Boom Studio

Профессиональное решение для для создания мультфильмов высокого уровня, напоминающее творения художественных студий. Есть опции наложения анимированных сцен на реальное видео, механизм экспорта отдельных фрагментов из фотографий, продуманная система эффектов. Интеграция с Photoshop, экспорт данных, публикации в iTunes и на YouTube.

TVpaint Animation

Интересное и продуманное решение для работы с 2D-анимацией и мультиков, помимо типового комплекса инструментов отличается несколькими специальными режимами. Multiplane Camera – обработка неограниченного количества слоев, Scan Cleaner – автоматическое удаление фона, ToonShading – расстановка теней, плюс есть специальный механизм обработки поведения частиц.

Artrage

Особенность приложения в имитации работы с бумажным холстом и реальными красками или фломастерами. «Мягкие» мазки, варьируемая сила нажатия на кисть, мнущаяся бумага – все в угоду реализму. Может стать весьма полезным инструментом для тех, кто намеревается творить анимацию в «классическом» стиле, с ручной прорисовкой деталей, однако степень автоматизации оставляет желать лучшего.

MyPaint

Больше инструмент художника-энтузиаста, чем профессиональная программа для создания мультфильмов. Отличительная черта – «бесконечный» холст для рисования, не нужно открывать новых окон, приложение само сохранит только используемый фрагмент. Функционал для редактирования сильно урезан, что компенсируется большим количеством кистей и экспортом данных в форматы, позволяющие продолжить обработку картинки в иных приложениях.

UnFREEz

Очень простая, «легковесная» программа для создания мультиков, предназначенная для склейки отдельных фрагментов GIF-файлов. Никакой редакции, лишь коррекция процесса воспроизведения – длительность интервалов, паузы и т.д. Количество склеиваемых файлов не ограничено, продолжительность анимации тоже. Минимальная потребность в системных ресурсах.

Plastic Animation Paper

Двухступенчатая система создания анимации – сначала следует грубый «карандашный» набросок, затем тонкое редактирование и доводка до совершенства. Очень удобна для демонстрации принципов создания мультипликации, для разработки черновых проектов, обучения новичков. Адаптирована, в том числе, и под формат планшетов, бесплатна, в Интернете можно найти массу уроков.

Synfig Studio

ПО с открытым исходным кодом, предназначенное для профессиональной работы с двумерной векторной графикой. Использует сложные механизмы анимации, вроде морфинга и перекладной анимации, что в разы упрощает решение ряда задач. Высокая степень автоматизации, возможность создания профессиональных мультфильмов отличного качества.

Creatoon

От «creativ» и «toon» – «творчество» и «мультик», простая программа для создания мультиков с не слишком богатым функционалом. Из интересных опций стоит отметить работу с перспективой – приближая и удаляя объекты, можно создать эффект глубины сцены. Так как бесплатна, то не отличается солидными возможностями, но в качестве базового инструмента – вполне хороша.

Scratch

Приложение обучающего характера, для знакомства учеников с принципами работы автоматических система и основ программирования. Функция анимации добавлена исключительно для визуализации процесса, полноценный мультфильм создать проблематично, если речь не идет об очередном учебном пособии. Приложение относится к категории free-ware.

iClone

Редактор 3D-анимации с уклоном в тематику моделирования человеческих тел. Программа содержит массу готовых шаблонов персонажей и элементов интерьера, предусмотрена библиотека жестов и движений. Есть опция захвата изображения с реальных снимков и моделирования «клонов» настоящих людей. Уровень проработки деталей невысок, к профессиональной анимации никакого отношения не имеет.

Существует масса технологий анимации статичных изображений и, соответственно, пропорциональное количество ПО для их реализации. Универсальных решений нет, но оптимальное для конкретной ситуации найти вполне возможно. И тогда останется лишь скачать программу для создания мультфильмов бесплатно, благо, есть из чего выбирать.



Рекомендуем почитать

Наверх