Русская народная песня: особенности, истоки возникновения. Жанры русского фольклора. Солдатские песни. Определение исторических песен. их художественные особенности

Nokia 25.02.2019

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб­ви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

Краше был Краснова золота,

Дороже был чистого жемчуга...

Очам был как ясен сокол.

Лицом он был как белый снег,

Черны кудри шапкою...

Поскольку любовные излияния и сетования на несчаст­ную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик люби­мого противопоставлен внутреннему состоянию героини, пе­реживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:

Тогда я с тоски убивалась,

И со слез моих очи помутились,

И ретиво сердце по тебе я надорвала.

И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.

Герой любовных песен не всегда оказывается красав­цем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувст­вовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли стра­дающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», от­чего:

Болит моя буйная головушка,

Истрепались мои кудри.

Никто молодца не любит,

Всяк его ненавидит блуднова.

Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

Загорелась искра к ретивому сердцу близко.

Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):

Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,

Со великие кручины похмелюсь.

Или я младешенька утоплюсь.

Семейныепесни построены на неразрешимом (зачас­тую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагич­на: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привя­зывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец за­прещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В се­мейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сно­ха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».

Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозмож­ные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фолькло­ристике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отход­ники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ям­щики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий чело­век, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, при­казчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, тка­чи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.

Например, песня под названием «Батрацкая»:

Один бедный рыбак - странник -

Жил на крутом берегу. Ах!

Занимался рыбной ловлей,

Починял он невода...

Из комментирующих песни записей собирателей из­вестен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение ис­тинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.

В песнях представлены разные виды рабочего инстру­ментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитив­ной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотни­чьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артель­ной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному прило­жению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персона­жей, более свойственные другим песенным жанрам и, воз­можно, оттуда и занесенные.

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхожде­нию тюркское, со значением «человек вольный, независи­мый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выраже­ние «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впер­вые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопро­изводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалек­тах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столе­тиях под словом «казак» подразумевался представитель во­енного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроже­нец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Москов­скую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальян­ских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение воль­нонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.

Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» суще­ствовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачислен­ного в регулярную армию по найму или рекрутской повинно­сти, которой подвергались крестьяне, мещане и другие по­датные сословия, обязанные выставлять от общины опреде­ленное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных пла­чах» русского Севера).

Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:

Как со вечера кочета поют:

Со полуночи дружка куют,

Куют дружка во железушки,

Везут дружка во солдатушки,

Во молоденьки некрутинки.

Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объе­динена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхожде­ния, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и по­павшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоева­телями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужден­ными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступни­ки в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия на­хождения в неволе, объясняются причины попадания за ре­шетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., про­слеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все

этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:

По воле летает орел молодой.

Летамши во поле, добычу искал,

Найдемши добычу, сам в клетку попал.

Сидит за решеткой орел молодой,

Кровавую пищу клюет под окном...

Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской лите­ратурной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.

Именно в этих песнях наиболее часто допускается со­единение типично песенного музыкального напева с речита­тивом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разно­видности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, жи­вущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова вы­ходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Срав­нительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).

Прослеживая на протяжении столетий особенности бы­тования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игро­вые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратно­му делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогаю­щие пережить выпавшие на долю человека жизненные не­взгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).

Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явле­ний народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточно­славянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .

Календарные песни

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной убороч­ной работы. Например:

________________________________________________________

2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного ле­тоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо ук­репленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.

За горою жито жала, У!

Ой, я снопов не вязала. У!

Снопов не вязала. У!

Тогда я буду снопы вязать. Уу!

Ой, да как месячко взойдет. У/

Постоянная прочная связь песенного творчества древ­них славян с земледельческим трудом и различными сторо­нами народного общественного быта способствовала форми­рованию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо раз­личающихся по своему эмоциональному содержанию и по­этическим образам.

Одно из самых интересных явлений обрядового кален­дарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изуче­ны; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно от­носят песню, певшуюся в начале гадания и получившую на­звание «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.

Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуаль­ные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участ­ников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:

Пожалуй-ка, молодец,

В наш сад посидети,

Зелен наградити!

Вечор у нас девушки

По саду гуляли,

Весь сад приломали,

Зелен притоптали!

Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основ­ной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинст­во подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.

Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.

Вторая часть подблюдных песен разнообразием вари­антов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:

Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!

У М. С. Жариковой закрепка другая:

Ладо мое! Любо мое!

Чья-то вынется - правда сбудется!

Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и инте­ресы крестьянства; различные виды крестьянского труда по­казаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреюще­го хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домаш­него обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестья­нина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.

Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой сторо­ной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях расска­зывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюд­ные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), пред­вещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили со­циально-бытовую жизнь крестьянина.

Подблюдные песни в первой своей части в подавляю­щем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Ино­сказательность же здесь можно объяснить условиями ритуа­ла: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.

Иносказательность подблюдных песен объясняет нали­чие в них образов-символов. Так как песни могли предсказы­вать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - не­счастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разно­образен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и пред­ставители животного мира (волк, заяц, воробей) и раститель­ного (клен, береза, грибы).

Символические предметы, как и образы-символы, так­же в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные пес­ни-гадания родились на основе уже существовавших фольк­лорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обря­довой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и со­став приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

Свадебные песни составляют один из наиболее мело­дически богатых и национально-самобытных разделов рус­ского народного песенного творчества. Исполнялись свадеб­ные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобраз­ное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы состав­ляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных лю­дей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Ста­ринная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

" В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».

Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.

Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками.

Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы.

В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда.

Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965: 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965: 104/.

В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.

Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые.

Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни.

Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями-лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности.

«Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965: 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.

Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965: 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса.

В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец.

Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни.

Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны.

За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например:

дубчик – символ молодости, крепости;

лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками;

голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959: 74/.

Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной.

Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу.

Поэтика

Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.

Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965: 33/.

Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования Екатериновского муниципального района

МКОУ - средняя общеобразовательная школа с. Бакуры

Солдатские обрядовые песни села Бакуры

«Фольклор и этнография»

Силантьева Дарья

обучающиеся 8-го класса

МКОУ СОШ с.Бакуры

Домашний адрес:

412144,Саратовская обл.,

Екатериновский район

с.Бакуры, ул. Тургенева – 5

Телефон 41-1-62

Научный руководитель:

Рекаева Светлана Валентиновна

учитель математики

МКОУ СОШ с.Бакуры

2. Обряд проводов в рекруты.

4. Обряд проводов в армию в селе Бакуры.

5. Приложения.

1. История рекрутства в России.

После разрушения Запорожской Сечи, Россия ввела на украинских землях солдатчину (от лат. solidus - монета, итал. soldato - буквально: то, что получает плату) - военную службу мужчин разных слоев населения, которая вскоре превратилась в рекрутскую повинность (рекрут - от франц. rekruter - набирать, вербовать) - способ комплектования российской армии путем принудительного набора от податных сословий солдат-новобранцев, а от дворян - офицеров. Рекрутчина была трагической страницей в судьбе украинского и российского крестьянства. Введена рекрутчина Петром I в 1699 году.

Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов ("некрутов") жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены.

2. Обряд проводов в рекруты.

Обряды рекрутские - это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа "О рекрутской повинности (1705 - 1874г.г.).

Обрядовое оформление проводов в армию сложилось в деревнях России, в основном в 18 в. В обряд входит обход родственников и населённого пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр.

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники запевали , которые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом отчего дома. Полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна. В 20 веке они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родительским домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.

Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрутскую песню.

В комплексе рекрутские обряды были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.

Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потухнет именная - идти в армию), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва, вшивали в одежду нитки из савана мертвеца. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.
После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 - 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекрута состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а с закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год, то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра, друзья - на расстояния дня пешего пути. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.
После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами "Сон пресвятой Богородицы" или "Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы. Например, такую: “Богомать-владычица, опусти лицо на землю, скуй зубы врагу, спаси Раба божья (имя) в дому и в пути, и на долгой службе, и в бою. Кто навстречу попадёт, – отведи глаза врагу. Крестом крещусь, крестом крещусь, крестом крещусь. Во имя Отца и Сына, Святого Духа. Аминь, аминь, аминь”.

С конца 19 в. и до середины 20 в. прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрут. песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 в. в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала сухари и бельё, провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность. Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уездный город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

3. Рекрутские обрядовые песни.

Служба в царской армии привела к появлению целого ряда тем, сюжетов, мотивов, образов, которые в новых общественных условиях вошли в народное творчество как отдельный слой фольклора той эпохи. Нелегкая солдатская судьба стала темой народных рассказов, анекдотов, пословиц и поговорок. В песенном творчестве она породила новый жанр, разновидность лирики - солдатские и рекрутские песни.

Генетично солдатские песни тесно связаны с казацкими. Некоторые из них - это просто несколько измененные варианты казацких песен, приспособленных к новым общественных обстоятельств после упадка казачества. Порой в них только менялось слово «казак» на «солдат», а весь смысл песни оставался без изменений.

Рекрутская повинность была страшным социальным злом. Прежде всего непомерной была сама продолжительность службы за Петра. Сначала она была пожизненной, впоследствии срок уменьшился и в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, а позже -15,12,10 лет. С 1874 г., когда была введена всеобщая воинская повинность, служба длилась 7 лет. Поэтому не удивительно, что кроме уже названных новых явлений в устном народном творчестве, появились еще и рекрутские вопль, которыми сопровождался уход парня в армию. Они почти не отличались от погребальных причитаний, потому что пожизненная или длительная служба в армии фактически означала конец его жизни в семье, родном селе и знаменовало переход из «своего» мира в «чужой», где действуют чужие, незнакомые законы, неизвестное будущее.

(Приложение №1 "За лесом солнце засияло")

На военную службу шли молодые, здоровые ребята, но многие из них не доживали до завершения срока: погибали в войнах, от издевательств, наказаний, тяжелых условий жизни, болезней и др. Те, кому посчастливилось вернуться из армии, приходили домой калеками, больными, сломанными физически и морально. Годы жизни в войске были наполнены страшными событиями, сложными обстоятельствами, кровавыми картинами войны, нечеловеческими издевательствами. Тяжелые условия жизни и тоска по дому становились причиной самоубийств в армии. Большой трагедией было, когда в войска отдавали мужчину, который был женат, имел детей. Без хозяина семья была обречена на бедствия, женщина при живом муже без надежды на его возвращение становилась вдовой. Все эти явления солдатской жизни, связанные с ним перипетии и семейные драмы, нашли свое отражение в солдатских и рекрутских песнях. Как лирические произведения они воспевали трагической судьбе солдата, раскрывали его внутренний духовный мир: мысли, чувства, переживания, порожденные нелегкой солдатской действительностью.

Как служил солдат службу ратную,
Службу ратную, службу трудную
Двадцать лет служил и еще пять лет...
Генерал-аншеф ему отпуск дал.

Как пришел солдат во родимый дом -
Вся-то грудь в крестах, сам седой, как лунь.
На крыльце стоит молода жена -
Двадцати годов словно не было.

Ни морщинки нет на щеках ее,
Ни сединки нет в косах девичьих.
Посмотрел солдат на жену свою
И сказал солдат слово горькое:

"Видно ты, жена, хорошо жила.
Хорошо жила - не состарилась..."
А в ответ с крыльца говорит она,
Говорит, сама горько плачется:

"Не жена твоя я законная,
А я дочь твоя, дочь сиротская.
А жена твоя пятый год лежит
Во сырой земле под березонькой."

Как вошел в избу, сел за стол солдат,
Зелена вина приказал подать.
Пьет вино солдат, по щекам его
То ль вино течет, то ли слезаньки.

(Приложение №2 "Как служил солдат")

Особенность рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутчини. Оно представало в народном воображении определенным этапом в человеческой жизни, которая состоит из трех основных вех: уход в армию, служба и солдатская жизнь, возвращение домой или гибель. Эти различные по продолжительности периоды жизни солдата и составляют основные тематические циклы рекрутских песен.

Первый цикл - набор рекрутов и их проводы в армию. Время набора в войска был переломным в жизни молодого человека. Известие о наборе приходила осенью в виде «карты» или «бумаги». Во времена крепостничества набором руководил барин, который самовольно выбирал, кому идти в солдаты, руководствуясь личным отношением к людям. Выбор падал прежде всего на непокорных, бунтующих ребят (которых отдавали в рекруты как наказания), или тех, за кого некому было заступиться. После реформы 1861 г. и отмены крепостного права, кому идти к войска решала сельский совет, в который входили преимущественно состоятельные хозяева. Богатые люди имели возможность «искупить» своих сыновей или просто подкупить тех, от кого зависел набор. Поэтому жребий чаще всего падал на бедных людей: парней - сирот или сыновей вдов. Эпизод рекрутского набора - одна из самых распространенных тем этого цикла. Он описан как страшное горе со всеми его атрибутами: ребят, которые должны были стать новобранцами, без предупреждения «ловили» там, где они были (дома, на поле, на господской работе), часто их вязали веревками или запирали в кандалы. Даже тогда, когда из села в набор должен был идти лишь один рекрут, староста, взяв на подмогу несколько дюжих мужиков, ловили и вязали каждого, кого удастся поймать. Лишь после того, как вступят в полную дом, начинают рассуждать, кого ставить «лобовым», кого на «основание», кого отпустить.

Куют они и закаляют, Не на вора, не на вора,

Кандалы готовят, Не на разбойника,

Или вора, или на вора, То же на того сироту,

Или на разбойника. Вдовина ребенка.

На сироту или вдовьего сына, пелось в песне, судьба выпадала чаще всего: «А у вдовы один сын - и тот как раз под аршин». От времени, когда его ловили, вся процедура сопровождалась причитаниями его родных (матери, сестер и братьев; жены, если он был женат, или любимой девушки).

В Российских деревнях были распространены воинские песни-плач и рекрутские песни, в основе которых лежит вопль.

Самым драматичным моментом, который становился кульминацией действа, потому что означал окончательный приговор молодому человеку, было принудительном и обязательном бритья «чуба» - парня стригли «на лысо». Этот эпизод широко воспроизведен в песнях. «Бритьё чуба» всегда сопровождается плачем парня, который не мог смириться со своей новой искаженной внешностью:

Меня стригут, меня стригут, меня слезы обливают,

Я в креселке сижу, я света не вижу.

Недаром в рекрутских песнях звучит предостережение:

Не хвалися, козаченько. Под аршин становиться.

Кудрявым чубом. Молодого казака

Потому что придется, придется в войско отдавать.

Драматизм этого ритуала подчеркивается мотивом грусти девушки, которая, вспоминая милого, думает о том, как ей еще с детства нравились его кудряшки, и она начинает собирать их. Молодого парня сравнивали с осенним деревом, дубом, с которого опадают листья

Обряд проводов ребят в рекруты является близким к погребальным причитаниям. Из таких текстов песен мы видим, что молодых людей, которые шли в армию, провожали как покойников на «тот свет»... С юношами, которых провожали, обращались как с покойниками, о них говорится как о мертвых. Новобранцев оплакивали... как мертвых, или людей, заранее осужденных на смерть.

Самой страшной страницей солдатской жизни была война. Народное воображение воспроизводит в песнях ужасы войны, кровопролития, увечье, смерть воинов на поле боя. Смерть на поле боя, похороны солдата после битвы; тело убитого лежит среди поля, над ним летает ворон; смертельно раненный воин посылает домой коня (орла или кукушку) с известием о своей гибели; две девушки скорбят над забитым солдатом.

Пули засвистели вдали
Ох уж эта стерва война
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна

Обнял он за шею коня
Да одно лишь смог прошептать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать

Песен о возвращении солдата домой небольшой. Самым распространенным мотивом таких песен является мотив увечья:

Правая ручка прострелена, Левая ручка отрубленная... Посмотри, милая чорнобрива, Которая война проклятая.

Этот мотив драматизирован распространенным приемом - калеку-солдата никто не узнает; он идет своим селом, встречает знакомых людей, но они воспринимают его как чужого:

Только всего рода, - Здравствуйте, - не говорит,

Калина цветет Ручки не дает,

Из-под той калины Бедному солдату

Милая идет. Сожаления наносит...

Такие песни нередко заканчиваются тем, что искалеченный солдат, увидев, что его жена не узнаёт в нем своего мужа, решает идти дальше.

Стал ручку давать - А в лугу, на лугу,

Она не берет, Колодец с водой...

Стал ребенка брать - Теперь тебе, милая,

Она не дает. Разлука со мной!

Часто, возвращаясь домой после многолетней службы, солдат не заставал никого дома.

Сама жизненная реальность привела к тому, что рекрутские и солдатские песни в подавляющем большинстве глубоко трагические по содержанию. «Каждое их слово, рожденное болью и отчаянием, облитое горькими слезами. Вся образная система направлена на то, чтобы передать горе и страдания, настроения тоски, печали, отчаяния». Это роднит их с похоронными плачами, рекрутскими причитаниями:

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье с полудня,

Что все ребята на торжестве,

А меня не будет.

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье утром,

Как некому будет дать

Рубашку беленькую.

Рекрутские песни перекликаются также со свадебным обрядом, что обусловлено схожестью ситуаций проводов девушки, которая навсегда покидает родительский дом, и проводов парня в армию. Символика свадебного обряда используется больше всего в песнях о смерти солдата:

Оженила же его пуля быстрая,

А бояре были - все колокола ревели,

А жена же молодая - восковая свеча.

А звенчала его сабля острая.

А старосты были - несли хоругви.

(Приложение №3 "Солдатская)

4. Проводы в армию в селе Бакуры.

В конце 19, начале 20 веков проводы в армию в селе Бакуры стали сопровождаться частушками, игрой на гармони, игрой в прощальных играх и кулачных боях.


Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения. Обязательно парню давали в подарок предметы необходимые во время прохождения службы: полотенце, носовой платок, мыло, гребешок и т д., чтобы у служивого были все предметы быта сопутствующие благополучному прохождению службы.
Накануне проводов молодой боец ходил прощаться с девушками-подругами. Играли в игру «разлука», в ходе которой он прощался со всеми и в конце оставался с любимой девушкой, все уходили, а они оставались вдвоем и прощались.
В день проводов парень приглашал к себе за стол подруг и друзей. Проводился обряд выкупа ружья: крестный отец обходил всех собравшихся с шапкой, в которую гости клали денежку. Затем молодые люди мерялись силой, проводя кулачные бои «стенка на стенку». Выстроившись в две колонны, друг против друга, они начинали бороться. Если кто-то из участников падал или начинала идти кровь, этот участник выбывал и на его место приходил другой. Люди преклонного возраста обязательно присутствовали, они не встревали в ход боёв, а следили за порядком проведения.
Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения.

Действие всегда совершалось в центре дома за столом и направлено на сохранение крупицы еды уходящего, что основано на вере в то, что еда притягивает путника домой, т.е. фиксируется связь уходящего с домашним очагом.
Мать выводила сына из дома спиной, проходя через дверь, юноша дотрагивается спиной до дверного косяка. Этот обычай идет издревле: так «обманывали» злых духов, рекрут как бы ни уходит, а заходит в дом.
Котомку с поклажей новобранца несли или крёстный отец или уже отслуживший в армии молодой человек.
«Если обидел кого, то простите меня, Христа ради!» - с такими словами рекрут, кланяясь в пояс, прощался с пришедшими на проводы. Уходя, он должен был уладить все конфликты, чтобы оставить о себе хорошие воспоминания.
Мать выходила к сыну с иконой. Одни девушки-подруги подводили молодого бойца под руки к матери, а другие стелили вывернутую на изнанку шубу на землю у ног рекрута. Стелить шубу на пол, во время обрядов было заимствовано русскими у мордвы. Крестная мать ходила вокруг молодого бойца и ставила на земле кресты по четырем сторонам, создавая этим своеобразную защиту. После этого мать благословляла сына. Девушки, взяв парня под руки, выводили спиной с шубы. Всем селом собирались и шли провожать молодого бойца до ветряного оврага, что в конце села. Мать шла в конце процессии громко вопила и причитала (приложение 1).
Дальше шли провожать родители и невеста, а друзья и сельчане оставались и продолжали гуляние.
Пели частушки:
Рекрута вы рекрута,
Забытые головушки.
Повезут вас рекрута
На разные сторонушки


Куда тятька запрягаешь

Коня черногривого.
Куда тятька провожаешь
Своего сына милого.


Куда тятька запрягаешь,
Конь овёсец не доел.
Куда мамка собираешь.
или вам я надоел.


Не крута молочна каша,
Подавай на стол мамаша.
На стол мама подавала,
Горько плакала рыдала.


Рекрут, рекрутики,
Ломали в поле прутики.
Прутики ореховы,
Рекрута поехали.


Проводите товарищи,
Хоть до станции меня.
Примечайте тот вагончик,
На который сяду я.


Проводите, товарищи
Как невесту из ворот.
Сначала мать моя заплачет,
А за нею весь народ.


Рекруточки, рекрута,
Вам дорожка не туда
Не в ту сторону попали,
Ваши головы пропали


Родители с невестой провожали почти до соседнего села. Они отставали, а молодой боец с невестой шли вместе ещё 100 метров. Проходил обряд прощания: невеста дарила бойцу вышитый ею платочек, а он давал обещание его сберечь. Затем отец сажал сына на лошадь, и они отправлялись на призывной пункт.
Собирая в путь рекрутов, семьи специально выделяли им некоторое количество денег на прогул и пропой, полагая это важным социальным мероприятием. Гульба рекрутов начиналась еще за неделю до того, как жребий определял тех, кому предстояло уходить. Начинала гулять вся возрастная когорта допризывников, после жеребьевки те, кому выпало служить, гуляли группами по 5 - 6 человек, в праздничной одежде, с гармонью и песнями.

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.

Песня русского народа появилась из фольклора славянских племен Киевской Руси. Известно, что в те времена на одной территории могли проживать сразу несколько народностей, что и отразилось на музыкальной культуре нашего народа. Изначально русская народная песня могла звучать на значимых обрядах, свадьбах. Были также известны песни, отражающие конкретные исторические события, они носят название «эпические». Не обходилось также и без лирических песен, в которых люди старались передать свое эмоциональное состояние.

Из музыкальных инструментов, которыми пользовались русские люди, можно перечислить гудок, гусли, жалейку, рожок. Все они больше походили на бытовые вещицы, которые были призваны помогать в хозяйстве. К примеру, рожок и гудок – это самые главные инструменты пастухов. К сожалению, настоящие экземпляры этих музыкальных инструментов практически не сохранились до нашего времени. Дело в том, что в эпоху Средневековья песенников и скоморохов очень жестоко преследовали и наказывали. А музыкальные инструменты безжалостно уничтожали.

Чуть позже появляется такой популярный жанр, как солдатская песня. В ней народ изливает все свое горе, пытается определить масштабы трагедии, связанной с огромным количеством загубленных человеческих душ. Солдатские песни служат единственной отрадой бойцов на войне. Благодаря им, воины могли поддерживать боевой дух и вспоминать о своих родных и близких, ради которых отправились воевать на фронт.

Вообще русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Инструментальное сопровождение отходит на второй план. Русскому человеку важно слышать слова, которые перекликаются с состоянием его души. Ему не столько важен ритм, сколько стихи, в которых отражается бездонное горе или непередаваемая радость от какого-либо события. В прошлом песни людей шли от сердца, они были естественными, «живыми» и натуральными. Не прочувствовать этого настроения было попросту невозможно.

Сегодня музыкальная культура русского народа изменилась. Часто на первый план выходит танцевальная составляющая музыкальной композиции. Однако это может быть связано отнюдь не с ухудшением или упадком общего культурного развития. Напротив, стремительность сменяющихся жизненных событий приводит к тому, что музыка теперь следует более динамичным ориентирам.

Карсеев Павел

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Введение

Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.

У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Актуальность темы:

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Цель исследования:

Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через конкурс Смотра строя и песни.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
  • изучить историю создания патриотической песни и ее влияние на школьников;
  • провести анкетирование учащихся;
  • обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  1. Поисковый (поиск в печатных пособиях исторического материала и работа с ним);
  2. Анализ и сравнение (проанализированы полученные данные);
  3. Обобщение
  1. Основная часть

Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.

2.1 История создания солдатской песни в Русской Армии.

Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.

Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.

Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).

Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.

За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.

"…Верь и надейся - Русь безопасна!

Русского войска сила крепка!.."

2.2. Роль военно-патриотических песен во времена ВОВ.

Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент. Когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но песни о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!

В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.

Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:

Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?

Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...

2.3.Военно – патриотические песни в современной России.

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.

В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

В наше время появляются новые патриотические песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».

Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности.

  1. Патриотизм

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции.
Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Патриотическая и интернациональная работа нашей школы направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях.

3. Заключение

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме « Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников », мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.

В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 1998 года, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая).

И мы решили провести среди учащихся анкетирование, в котором ребята высказали свое мнение о воздействии патриотической песни в формировании у них чувства любви к Родине. Опрос проводился в 8 «б» и 9 «б» классах (приложение)

Вывод: Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.

Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.

  • Журнал «Музыка в школе» №5 2002г.
  • Блум Ф, Лезерсон А. «Мозг, разум и поведение»
  • Приложение



    Рекомендуем почитать

    Наверх