Ребенок больше не хочет ходить в садик. Подготовка ребенка к детскому садику. Ребенок не хочет ходить в детский сад – боится нового

Для Windows Phone 13.07.2019
Для Windows Phone

Прим. редакции: вопрос сокращён, эксперту был отправлен полный текст. Кроме описанного выше читательница предоставила много конкретных деталей, в частности сообщила, что девочка дома просит её кормить (сама не ест). Также Екатерина попросила эксперта рассказать о психотипах личности.

На вопрос нашей читательницы отвечает психолог Юлия Гусева:

– Несмотря на то, что ваш вопрос, скорее, о том, ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ, сначала есть смысл для ясности разобраться в причинах, её вызвавших. Вы пишете, что София очень хотела идти в детский сад. Получается, что её ожидания оказались очень оторванными от реальности. Бывает, что взрослые с воодушевлением рассказывают детям, как будет здорово (весело, интересно и т.д.) в детском садике или в школе. Дети с большим волнением идут в садик (школу). Но на самом деле оказывается, что там совсем не так весело и интересно. Естественная реакция – это нежелание идти в садик.

Обстоятельства сложились так, что София пошла в садик в 2 г 9 мес. Очень немногие дети легко адаптируются к детскому саду в этом возрасте. Оптимальным возрастом для начала посещения детского сада является возраст 4-4,5 лет, а для некоторых детей и более поздний.

Реакция Софии на начало посещения детского сада, скорее, типичная. Многие дети проходят непростой период адаптации к детскому учреждению. Во многом успешность адаптации зависит от педагогов и родителей, от их поведения. В вашем случае взрослые скорее усугубили ситуацию. Педагоги заставляли ребенка спать, не слышали её. Это крайне стрессовая ситуация для ребёнка, которая не способствовала адаптации. Причем этих проблем можно было избежать. Многие дети сначала не спят в детском саду. Новое место, большое количество детей, повышенный уровень тревожности не дают ребёнку расслабиться и уснуть. Обычно педагоги предлагают ребёнку просто тихонько полежать (как бы не спать, а просто лежать тихо, чтобы не мешать другим). Если педагог мягок, не заставляет и не ругает, то напряжение ребёнка уменьшается. Постепенно ребёнок начинает засыпать и спокойно спит в тихий час. Но когда ребёнка ЗАСТАВЛЯЮТ СПАТЬ, то от этого тревога растёт, напряжение увеличивается и заснуть оказывается практически невозможно. То же самое касается того, что ваша девочка тихо говорит. Конечно, ситуация непривычная, чужие взрослые. Ребёнок зажимается и говорит тихо. Мягкость педагога, его желание услышать ребёнка помогают ребёнку. Но, похоже, этого не было. Ситуация оказалась слишком травматичной для ребёнка.

Также не способствовало адаптации и ваше поведение, ваш настрой. Приглашение в садик пришло неожиданно. Вы пишете, что пришлось пойти в садик, чтобы не потерять место. Но вы сами, Екатерина, не были готовы к разлуке. Вы пишете, что сами плакали, оставляя ребёнка в садике. Даже если вы не говорили о своих переживаниях, то дети очень хорошо чувствуют настрой родителей. Ваша тревога передавалась девочке. Готовить к садику нужно не только ребёнка. Родителей тоже к этому нужно готовить. Спокойствие родителей и их уверенность в том, что они поступают правильно, приводя ребёнка в садик, являются частью успешной адаптации.

Некоторые дети не готовы к садику из-за слишком тесной привязанности к матери. В вашем случае этого нет. Если девочка хорошо остаётся с бабушкой, значит, она готова находиться какое-то время без вас. Это очень хорошо. Но ребёнок готов находиться без вас в нормальной обстановке там, где ему комфортно. Похоже, к садику это не относится. То есть, проблема не столько в ребёнке, сколько в среде, в садике, в отношении педагогов.

Что касается заболеваний, то учащение заболевания нормально при посещении садика. Ребёнок сталкивается с большим числом вирусов. Также возможны и психосоматические реакции (ребёнок не хочет ходить в садик и неосознанно заболевает). Также у девочки наблюдается регресс, который проявляется в формах поведения, присущих более раннему возрасту (просьбы покормить её). Здесь прослеживается такая связь: «маленькие не ходят в садик, я маленькая, значит, я не буду ходить в садик». Возможно, вы обсуждали, что она большая девочка и будет ходить в садик… Сейчас лучше иногда и покормить девочку, не стоит настаивать и заставлять её всегда есть. Небольшие уступки со стороны родителей нормальны.

Собственно, ваша дочь вполне осознаёт, что ей нужно. Она пока не готова ходить в садик и хочет быть дома с вами. Совершенно нормальное желание для ребёнка 3 лет. Если нет суровой необходимости посещать садик, то я бы предложила вам сделать перерыв минимум до сентября. Если есть возможность, потом можно пойти в другой садик.

Вы ещё спрашивали о психотипах. Это понятие не относится к научной психологии, это бытовое понятие, поэтому я не могу им оперировать. Что касается совета невролога о похвале, я не вижу связи между похвалой и посещением садика. Вероятно, специалист имела что-то в виду, что не рассказала вам подробно. Думаю, лучше ей и задать вопрос, что конкретно она имела в виду.

В целом, по вашему описанию, девочка у вас общительная, любознательная, вполне адекватно реагирующая на изменения окружающей среды.

Одни родители, сжимая волю в кулак, насильно вытаскивают из дому чадо, орущее «Не хочу в садик!». Другие, сдавшись под натиском детских слез, поворачивают назад и начинают в спешке размышлять, куда можно сегодня «пристроить» малыша. И первый, и второй вариант – не лучший выход, поскольку в сад все равно придется ходить, но и вставать каждое утро с плачем и плохим настроением не хочется.

Любящие мамы и папы мечтают видеть своих детей счастливыми и спокойными, а для этого нужно разобраться с причинами проблемы. Нередко обеспокоенные взрослые первым делом обвиняют во всём работников детсада, которые, по их мнению, недостаточно хорошо обходятся с воспитанниками. Однако причины детского протеста могут быть совершенно иными, поэтому сразу бежать с претензиями и на повышенных тонах разбираться с воспитателем или заведующей не стоит.

5 причин отказа ребенка от детского сада

  1. Ребенку предстоит пройти непростой период адаптации – к новому образу жизни, обстановке, распорядку дня. Если дома малыш может вставать в любое время, мама и другие близкие люди готовы в любую минуту уделить ему свое внимание, то в садике все кардинально меняется.
  2. Детей ждут незнакомое помещение, чужие тети, чужие дети, с которыми хочешь не хочешь приходится контактировать, а также новые правила и новая еда. Ребенку не уделяется так много персонального внимания, к которому он привык, и при всем при этом много часов он не видит родных людей. Большинство детей болезненно на это реагируют и не желают идти туда, где им некомфортно.

    Чтобы хоть немного подготовить маленького человечка к предстоящим изменениям, родителям стоит заранее начать приучать его к четкому графику (организуйте подъем, питание и сон в одно и то же время).

  3. Нежелание иди в детсад может быть связано с трудностями общения с другими детьми. Каждый ребенок индивидуален. Если один быстро находит общий язык со сверстниками, то другой предпочитает играть сам или с одним-двумя детьми, которые пришлись ему по душе, из-за этого также возникают конфликты.
  4. конфликты. Некоторые дети иногда выбирают одного из своих сверстников в качестве мишени для насмешек. Поводом для этого могут послужить нестандартная внешность, необычная манера поведения или даже личные достижения.

    В подобном случае родители не могут контролировать ситуацию – заставить других детей перестать дразниться в общем-то невозможно. Тут необходимо работать со СВОИМ ребенком, учить его защищаться и адекватно реагировать на насмешки. Маленькому человечку придется подготовиться к тому, что в жизни не всегда будут рядом любящие родители и приятные доброжелательные люди.

  5. Нелюбовь к детскому саду может объясняться тем, что ребенку не нравится какое-то конкретное действие, мероприятие, правило. Например, малышу может не нравиться питание, обязательный обеденный сон, процесс одевания/раздевания на прогулку, рисование или то, что рядом с ним находится кроватка мальчика, с которым он не дружит. Нужно определить источник раздражения, и в зависимости от этого принимать решение.
  6. Иногда причина истерик кроется не в садике, а в семейных проблемах. В семьях, где взрослые ссорятся или собираются разводиться, дети глубоко переживают из-за происходящего. Протесты против похода в садик – одно из проявлений психоэмоционального напряжения ребенка.
  7. Ну и, конечно, нельзя исключать проблему «нелюбимого» воспитателя. Сложные отношения с педагогами «виноваты» в ненависти к детскому саду примерно в 30% случаев, причем источником проблемы может быть, как воспитатель, так и ребенок.

Безусловно, есть такие наставники, от которых детям хочется сбежать. Обычно это чрезмерно требовательные воспитатели с авторитарным стилем, которые не умеют найти подход к ребенку и требуют беспрекословного послушания. Маленьким непоседам непросто соблюдать все правила на новом месте, а неумелый неуравновешенный педагог не в состоянии найти компромисс, в результате чего возникают конфликты.

С другой стороны, ради объективности, нужно отметить, что проблему может создавать и сам ребенок (кто как не родители знают, как с ним иногда непросто). Особенно сложно работать с гиперактивными, агрессивными и избалованными детьми, которые не подчиняются общим требованиям, а иногда и сознательно провоцируют педагогов.

В таких случаях у родителей есть два выхода – поменять детский сад (если не удается наладить отношения с воспитателем) или обратиться к детскому психологу, если требуется коррекция поведения ребенка.

Отдельно нужно упомянуть о том, что нервное поведение может объясняться возрастными особенностями. Так, по мнению психологов, в возрасте до 2–2,5 лет детям еще не слишком интересны их сверстники, поэтому они сильно скучают в саду по маме. После 3–4 лет малыш готов потихоньку «отрываться» от маминой юбки и заводить новые знакомства, поэтому в этом возрасте привыкание к детсаду обычно проходит быстрее и проще.

Как выглядит детский протест

Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста.

  • Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
  • Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
  • Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.

5 аргументов «ЗА» детсад

Когда ребенок истерит, не хочет идти в садик, некоторые родители задумываются о том, так уж ли нужен им детсад. Посидим подольше в декрете, вызовем из деревни бабушку или поднатужимся и наймем няню…

Конечно, окончательное решение зависит от индивидуальных особенностей семьи, но родителям стоит учесть следующие важные аргументы в пользу воспитания в детсаде:

  1. Социальная адаптация и общение с другими детьми. Ваш ребенок не сможет прожить всю жизнь только рядом с вами, где его любят и лелеют. Впереди – школа и взрослая жизнь, где нужно уметь сосуществовать рядом с другими людьми, не всегда хорошими. Садик дает отличную начальную подготовку, во время которой маленький человечек учится решать свои первые проблемы.
  2. Развитие личности, получение знаний и опыта. Редко какие родители обладают достаточным уровнем знаний и умений в различных областях. Поэтому в садике больше возможностей для обучения детей. Там они получают первые знания об окружающем мире, занимаются физкультурой, творчеством и т.д.
  3. Развитие самостоятельности. Дома дети постоянно находятся под родительской опекой, тогда как в садике у них появляется мотивация поскорее научиться всему самим. Им ведь не хочется отставать от сверстников, которые умеют сами одеваться, застилать свою кроватку, лепить красивые игрушки из пластилина и т.п.
  4. Закалка. Сидя дома, дети в определенной мере ограждены от воздействия внешней среды. Это правда, что, попадая в детсад, многие дети начинают чаще болеть. Но проблема кроется не в самом учреждении, а в пониженном иммунитете. Если ребенок сидит дома, иммунная защита не тренируется, и впоследствии он будет так же часто болеть в школе, а детсадовская «закалка» (под которой подразумеваются в первую очередь профилактические меры) позволяет укрепить иммунитет.
  5. Возможности для родителей. Ребенок, конечно, остается на первом месте, но это не значит, что взрослым нужно ставить крест на своих планах, в том числе карьерных. Пока ребенок находится под надежным присмотром в саду, папа с мамой могут спокойно заниматься другими важными делами.

В детском саду малыш получает бесценный опыт, поэтому стоит предпринять усилия, чтобы преодолеть временные трудности.

6 советов родителям: что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад

Бывает, что ребенок первый раз пошел в садик абсолютно спокойно, но со следующего дня начал закатывать истерики. Возможно, вы допускали, что придется потерпеть жалобы недельку-другую, но вот уже прошел месяц, а проблема осталась. Психологи советуют набраться терпения – период адаптации может затянуться до 3–4 месяцев.

Но, конечно, это не значит, что нужно просто ждать – родителям необходимо действовать. Ваша задача – найти и устранить причину недовольства. Если самостоятельно это сделать не получается, нужно обратиться к опытному детскому психологу. Специалист сможет «разговорить» ребенка или определит источник проблемы с помощью тестов.

Решение проблемы в зависимости от основной проблемы будет индивидуальным, но в любом случае стоит придерживаться следующих правил:

  1. Обеспечьте одинаковый режим дня (приближенный к расписанию в садике) на протяжении всей недели, включая выходные (можно сделать небольшие «поблажки»). Если истерики затягиваются, устраивайте иногда «каникулы» – постарайтесь некоторое время пораньше забирать малыша или устраивайте на неделе «выходные» от садика.
  2. Будьте терпеливыми к капризам во время адаптации – скорее всего, таким образом малыш реагирует на возросшую психологическую нагрузку. Постарайтесь успокоить и отвлечь ребенка интересными занятиями.
  3. Создайте дома спокойную обстановку – ребенок должен знать, что дома все хорошо, его любят, ждут и всегда поддержат.
  4. При малыше никогда не говорите плохо о садике и его сотрудниках, старайтесь сформировать у него хорошее отношение к детсаду.
  5. Наладьте отношения с педагогами, интересуйтесь, как ведет себя ребенок, как он общается с другими детьми, питается, спит и т.д. Психолог может порекомендовать родителям первое время побыть несколько часов в саду вместе с ребенком.
  6. Чтобы малышу было проще адаптироваться, дайте ему с собой какую-то небольшую игрушку, которая будет напоминать о доме и маме.

В некоторых случаях для устранения таких психосоматических расстройств, как бессонница, тревожность, раздражительность, ребенку могут назначить успокоительные средства, например, Тенотен Детский. Задача врача – подобрать средство с хорошей переносимостью и минимумом противопоказаний.

Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя

  • Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
  • Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
  • Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Инесса Смык

«Не хочу в са-а-д-и-и-к ! Не пойду-у-у-у !». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает, с ними вместе вы услышите перечень самых настоящих симптомов: боли в животике, головная боль, тошнота. Тошнит, то есть, от садика. И это не самый тяжелый вариант. Бывает плохо и по настоящему: с температурой, поносом. Могут напомнить о себе хронические болячки.

Как тут быть? Ну, прежде всего, выяснить причины упорного нежелания вашего чада присоединиться к сообществу. Обстоятельства, вызывающие вышеупомянутое упорство, могут быть следующие:

Изменение стереотипов

Как это ни странно, именно дети, казалось бы, эталон стремления к переменам, хуже всех эти перемены переносят . Привычный распорядок, в котором все знакомо и предсказуемо - это основа, фундамент, на котором покоится уверенность в себе и окружающих. И вот, ситуация выходит из-под контроля - с мамой приходится идти или даже ехать к незнакомым людям, где оказывается много детей (обратите внимание - не один, центр общего внимания, а много). Мама целует, успокаивает, говорит, что придет, но все равно УХОДИТ! А когда придет неизвестно, а вдруг не придет! И все вокруг незнакомое, неизвестное, опасное.

Что надо делать

Главное здесь - постепенность . Режим придется менять. Если ребенок «сова» (поздно засыпает и просыпается) помогите ему (постепенно!) стать «жаворонком». Это не так трудно, как кажется и занимает не больше недели.

Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман.

При резкой смене привычного распорядка постепенность достигается сохранением фрагментов старого привычного образа жизни. Лучше всего - договориться с администрацией детского сада о присутствии в группе одного из родителей (обычно мамы) в течение первых дней. Во многих садах такое соглашение администрации с родителями - обычная практика. В детских садах, практикующих вальдорфскую педагогику, присутствие родителя в группе в первые десять дней - настойчивая просьба, почти требование.

Бывает так, что это невыполнимо. В этом случае нужно продумать о каком-нибудь любимом предмете , который будет хранить и передавать малышу тепло родного дома. Это может быть мягкая игрушка, без которой он не засыпает, еда, к которой он привык, в аккуратном контейнере (яблоко, например, или морковка). Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман. Если, вдруг набегут грустные мысли, достаточно будет взять его в ладошку и вспомнится мама, любимая кошка, игрушки.

И грусть развеется.

Изменения в диете

У каждого наверняка сохранились воспоминания о нелюбимой пище , с которой приходилось сталкиваться в детстве. Общеизвестны проблемы с пенками в молоке, киселем, манной кашей, луком в супе. Неприятие некоторых из этих продуктов доходит до клинических вариантов, рвоты, например. Воспитатели это понимают не всегда. Прием пищи в детском саду действие коллективное, отстающих подгоняют. Столкновение с нелюбимой пищей в таких обстоятельствах, мягко говоря, чревато последствиями.

Что надо делать

Поговорите с воспитателями. Выясните, с какими видами пищи возникают проблемы, и какие. Бывает, что достаточно отделить от блюда «несъедобную» часть (выловить лук из супа). В случае категорических отказов, воспитательница не должна настаивать на принятии пищи . В этом случае голод полезнее. Перед уходом в садик необязательно завтракать - больше шансов, что завтрак в коллективе пройдет в атмосфере здорового притяжения к еде.

Если правила, действующие в саду, разрешают приносить еду из дома, это должны быть подготовленные к употреблению овощи (морковь, огурец) или фрукты (яблоки, груши, бананы). Сладости (конфеты, кондитерские изделия) даже если их разрешают, давать не надо, они, конечно, отвлекут от грустных мыслей, но аппетит, и без того плохой, угробят окончательно. Кроме этого, будет испорчен психологический климат в коллективе.

«Плохая» воспитательница

Это одна из самых серьезных проблем. Решать ее желательно до того, как ребенок пойдет в сад. Специалисты рекомендуют, принимая решение о том, в какой садик отдать ребенка, обязательно узнать поближе руководителя учреждения, какие игрушки предлагают детям и (обязательно!) будущую воспитательницу. Именно она будет заменять вас малышу, пока вас нет рядом. Бывает всякое: иных воспитательниц дети любят как родных и тянутся к ним всей душой, только и говорят о них дома, летят к ним, как на крыльях, а других не принимают, сторонятся.

Что надо делать

Первое, это выяснить причины неприязни . Расспросы чаще всего дают мало информации - рассказывать ребенок пока не умеет, у него мало слов, в которые он мог бы облечь свои впечатления. Выход - ролевые игры. Дома вечером, когда ребенок успокоится, поиграйте с ним в детский сад. Персонажами будут игрушки малыша - куклы, животные. Готовьтесь к впечатлениям, вам предстоит узнать много нового. Не ограничивайте фантазию маленького Главного режиссера - пусть он сам выберет, кем ему быть: самим собой, кем-то из группы, или воспитательницей. Той самой.

Смысл происходящего постепенно прояснится.

Поговорите с воспитательницей. Если это ничего не даст и конфликты продолжатся, если вечерние игры в садик высветят, что вашего малыша обижают, не слышат, другие дети безнаказанно дразнят его, придется принимать решение о переводе в другую группу или другой сад. При этом разумнее менять сад, а не группу. В детских садах (как и в любом коллективе) действует негласная корпоративная солидарность, на преодоление которой лучше не тратить силы.

Противостояние коллективу

Бывает и так. Ребенок не может наладить отношения с коллективом , держится один. Это может быть особенность натуры - у всех индивидуумов разная тяга к общению с себе подобными, а проявляются эти качества рано. Кому-то необходимо общество, слушатели, а кому-то , наоборот интереснее одному. И все же если в течение года сохраняется дистанция между вашим ребенком и остальными детьми, пресловутая «стеклянная стена», и ребенок не участвует в жизни коллектива, ограничиваясь наблюдением, имеет смысл обратиться к психологу - возможно, это говорит об аутических наклонностях.

Что надо делать

Если ребенку не удается наладить дружбу с другими детьми, то дело требует вашего вмешательства . Приступайте к расширению круга общения вашего чада. Присмотритесь к детям в группе, маленьким не свойственно скрывать эмоции, и вы быстро выясните предмет симпатий вашего малыша. Познакомьтесь с ним и его (ее) родителями. Пригласите в гости. Помогайте вашему «дикаренку» освоить азбуку общения, принимая активное участие в их играх. Вы увидите - скоро он сам научится знакомиться, поддерживать дружбу.

Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений.

Необходимо постепенно приучать ребенка к тому, что без мамы рядом можно не только обойтись, перетерпеть, дождаться ее прихода. Можно заняться интересными играми и вообще не скучать. Привлеките папу или бабушку. Придумайте какое-нибудь развлечение, которому они посвятят время, пока вас нет. Очень полезны посещения студий раннего развития , где дети постепенно осваивают навыки коллективной жизни в компании с мамой. Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений - командной игры, похода.

А этого делать нельзя

1. Допускать провокации, позволять ребенку уговорить себя . Вы дошли до входа в детский сад, преодолев мучительное сопротивление (стоны и жалобы). В последний момент, перед дверью в садик вы сдаетесь и возвращаетесь. Имейте в виду: за этим последуют большие проблемы. Ребенок смекнет, что может взять «горлом» все желаемое. В следующий раз вы столкнетесь с тем же самым, но гораздо громче и дольше.

2. Приводить ребенка в садик не каждый день . А, например три или даже два дня в неделю. В детский сад нужно обязательно ходить КАЖДЫЙ день (кроме выходных и праздников). Можно уходить из садика пораньше. Например, забирать ребенка после обеда (не оставляя на дневной сон). Это можно делать первую неделю, даже месяц. Когда вы почувствуете, что малыш адаптировался, оставляйте его поспать днем.

3. Допускать, чтобы ребенок почувствовал, что вы боитесь разлуки с ним . Не говоря уже о проявлении таких эмоций. Слезы при расставании испортят весь день. Дети чувствуют малейшие перемены в настроении и очень восприимчивы к эмоциям. Постарайтесь внушить себе спокойствие и уверенность, что с ребенком будет все в порядке - и эта уверенность перейдет к вашему малышу.

Содержание статьи:

Для многих родителей знакома такая ситуация, при которой ребенок не хочет идти в садик. По этой причине он по утрам закатывает такие «концерты», что артисту со званием «народный» даже во сне не приснится. Нередко ситуация накаляется до таких страстей, что заканчивается откровенной истерикой.

На подобное поведение все родители реагируют по-разному. Некоторые просто берут и силой тащат дитя в детское учреждение. Другие решительно хотят выяснить, что стало причиной подобной реакции. Это они пытаются сделать через разговоры с воспитателем и самим малышом.

Такая проблема в реальности действительно может существовать. Ни в коем случае нельзя оставлять ее без внимания и пускать все на самотек. Настоятельно рекомендуется разобраться в сложившейся ситуации и установить ее причины. Устранив причину такого поведения, изменится и отношение малыша к этому вопросу. А помогут в этом советы психолога.

Возможные причины такого поведения ребенка

Неправильно поступают те родители, которые, столкнувшись с таким поведением своего чада, немедленно отправляются к воспитателю для разговора на повышенных тонах, обвиняя его во всех смертных грехах. Нужно проанализировать ситуацию изнутри. Необходимо серьезно поговорить с ребенком, постараться понять, почему у него пропало желание посещать садик. Можно попросить его нарисовать все то, что его окружает в детском садике.

Существует несколько причин подобного поведения ребенка:

1. Малыш испытывает определенные трудности, общаясь с другими детьми. Это бывает связано с самим ребенком, с его замкнутым характером. Малыш может быть чрезмерно избалован. А бывает так, что дети не хотят общаться с ним из-за наличия дефектов речи либо присутствия внешних изъянов. Бывают дети с заячьей губой или другими дефектами лицевой области.

2. Ребенок элементарно не подготовлен к детскому саду. Малыш не имеет никакого понятия о режиме дня, поскольку его просто никто не приучал к нему. Ребенку никто по каким-то причинам не привил общепринятые правила, касающиеся уважения старших, общения со своими сверстниками. Ребенок просто не привык к этому. Понятно, что он не захочет это делать. А в садике он вынужден придерживаться этих правил. Поэтому у него и нет желания посещать садик.

3. Переход в новое детское учреждение. Это также может стать одной из причин, почему ребенок отказывается идти в садик. На старом месте у него осталось много друзей, по которым он очень скучает. В новом детском коллективе уже сформировались определенные устои, и новый представитель в них может просто не вписаться.

4. Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. По мнению большинства родителей, эта причина является главной в сложившейся ситуации. Однако, по статистике такое бывает только в трети всех случаев. Но бывает и так, когда боязнь малышом воспитателя вполне оправданна. Это случается, порой, из-за резкого, требовательного, иногда грубого отношения к ребенку.

5. Непривычность обстановки. Для ребенка в садике все новое. Это касается как вещей, так и обстановки. Дома ему кажется все родным, близким, а в садике все непривычным и чужим.

6. Проблемы, связанные с семьей. Бывает и такое, что переживания ребенка связаны не с обстановкой в детском садике, а с проблемами семейного плана. Причиной этому может стать развод родителей либо ссора матери с отцом. Такие переживания могут стать причиной утренней истерики и слез.

7. Причина в отказе от конкретных действий. Ребенку не нравится пища в садике, и он по этим причинам отказывается есть. Ребенок не привык к дневному сну и отказывается спать в «тихий час». Малышу не нравится рисование, и поэтому он отказывается это делать, когда остальные дети вокруг рисуют с удовольствием.

Важно! Не стоит задавать вопрос о причинах отказа посещать садик в прямолинейной форме, поскольку ребенок все равно не сможет грамотно сформировать и построить свой ответ. Надо более гибко подойти к этому вопросу, и самого ребенка подвести к этому ответу.

Если анализ возможных причин ни к чему не приводит, следует обратиться за консультацией к психологу.

Каким способом ребенок проявляет протест?

Отсутствие желания ходить в детский сад наглядно увидят родители. Это проявляется в следующих моментах:

Протест в словесной форме. Малыш и не скрывает того, что у него нет желания идти в садик. Ребенок скажет про это всего один лишь раз, по дороге из садика домой или, когда его укладывают спать. В этом случае, скорее всего, имеет место какое-то единичное негативное для ребенка событие, и акцентировать на этом внимание не стоит. Но ребенок может выражать свое нежелание ежедневно с более бурными эмоциями, вплоть до истерики. В первом случае остается лишь ждать, когда ребенок забудет о своей обиде. Второй случай требует вмешательства.

Ребенок впадает в истерику, когда его начинают собирать в садик. Он перестает замечать кого-либо, бросает все, что попадается ему в руки. Все это сопровождается активной жестикуляцией и громким надрывным плачем. Родители должны реагировать на такое поведение ребенка мгновенно. В срочном порядке выясняется конкретная причина такого поведения. В отдельных случаях даже требуется консультация психоневролога.

Ребенок плачет, когда его собирают в детское учреждение. Но истерика при этом отсутствует. В этом случае требуется разговор с самим малышом, а потом с его воспитателем.

Протест, носящий скрытые формы. Значительно легче, когда все это проявляется открыто. Родителей это заставляет принимать определенные меры. Гораздо сложнее, если подобный процесс имеет скрытный характер. Как такое можно заподозрить? Протест может проявляться следующими действиями:

Малыш сознательно начинает тянуть время, когда его собирают в его «любимый» детский сад;

Ребенок пытается придумать различные предлоги, чтобы остаться дома, ссылаясь на мамин выходной или еще что-либо;

Утром он встает без всякого настроения и в садик идет неохотно, хотя открыто и не заявляет об этом;

Если ребенок начинает рисовать детский сад, то в рисунке преобладающими являются темные тона;

На этой почве у ребенка пропадает аппетит или развиться бессонница.

Если родители достаточно внимательны, то они сразу заметят, что ребенок не желает ходить в садик. Заботливой мамаше или папаше сразу станет заметным подобное обстоятельство.

Мероприятия должны проводиться в трех направлениях:

1. Родители выясняют причины:

Необходим обстоятельный разговор с ребенком. По пути из садика домой его надо обязательно спросить, как у него прошел день. Если его умело вызвать на откровенную беседу, он обязательно расскажет, что кто-то его обижает в садике либо о каких-то других обстоятельствах;

Разговор должен быть спокойным и вежливым по своему характеру. Ребенок должен понять, что к нему, как к личности, относятся уважительно;

Необходимо поговорить с родителями и других детей. Может их дети ведут себя точно так же;

Можно попросить ребенка о том, чтобы он нарисовал свой садик. При наличии ярких красок причину следует искать вне садика;

Поинтересоваться у воспитателя, как малыш справляется с лепкой и рисованием. Если ребенок делает это очень плохо, то возможно причина кроется именно в этом. Тогда дома с ним этим необходимо позаниматься дополнительно.

2. Устраняем причины:

Если ребенок по характеру необщительный, то мероприятия следует направить на то, чтобы научить его общению в коллективе. При этом можно использовать все доступные средства.

Надо постараться перестать баловать ребенка.

Родители должны обращать внимание на режимные моменты. Даже в выходной день они должны максимально совпадать с теми, что имеются при нахождении в детском саду.

Если проблема в воспитателе, то необходимо корректно поговорить с ним.

3. Устраняем имеющуюся патологию.

Необходимо устранять имеющиеся дефекты речи. Они могут мешать социальной адаптации ребенка. Если у ребенка имеются врожденные заболевания, например, олигофрения, то для таких детей существуют специальные садики. Настаивать на пребывании малыша в обычном детском дошкольном учреждении не стоит.

При чрезмерной чувствительности и эмоциональности ребенка можно записаться на прием к психологу.

ребенок плачет в садике



Рекомендуем почитать

Наверх