Развитие психологической устойчивости личности, преодоление сложностей жизни в современных условиях. Развиваем психологическую устойчивость

Скачать на Телефон 11.07.2019
Скачать на Телефон

Еще И.П. Павлов выделял в качестве основного принципа развития принцип единства организма и среды, проявляющийся, в частности, в уравновешенности между организмом и средой: уравновешенность постоянно нарушается колебаниями среды, и организм все время стремится вернуть утраченное равновесие.

Категория «устойчивость» перешла в психологию из технических наук. Основным показателем устойчивости системы в данных науках считается способность системы испытывать внешние воздействия без разрушения, т.е. без перехода не в просто иное состояние, а в такое, когда система перестает быть сама собой. В большом психологическом словаре А. Ребера под устойчивостью понимается «характеристика индивида, поведение которого надежно и последовательно». Антонимом понятия «устойчивость» выступает понятие «неустойчивость», которая, в свою очередь, характеризуется а) беспорядочными и непредсказуемыми моделями поведения и настроения; б) демонстрированием невротических, психотических и просто опасных для других моделей поведения.

Конкретизируем понятие «психическая устойчивость». Традиционно в отечественной психологии исследовалось понятие эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Л.А. Китаев-Смык, В.Л. Марищук, В.А. Пономаренко и др.). В основании определения эмоциональной устойчивости лежал подход К. К. Платонова, считавшего, что устойчивость личности детерминирована темпераментом, который, в свою очередь, влияет на индивидуальные особенности психических процессов и проявляется относительно независимо от содержания деятельности индивида. Так, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко пишут: «Эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминирована динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств) характеристиками эмоционального процесса».

Эмоциональная устойчивость в отечественной психологии исследовалась психологами и физиологами, работавшими с летчиками. Достаточно активно проблему эмоциональной устойчивости летного состава исследовали К.К. Платонов, Е.И. Иваньков, Ф.П. Космолинский, А.Ф. Катаев, В.Л. Марищук, А.П. Попов и др. На основании этих работ была разработана концепция летной напряженности как «особенности психомоторных реакций летчика (курсанта), которая проявляется в эмоционально насыщенной ситуации, затрудняя выработку необходимых навыков или дезорганизуя уже выработанные». Таким образом, в трактовке данных авторов эмоциональная устойчивость противостоит напряженности - состоянию, характеризуемому временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падению профессиональной эффективности в условиях сильных эмоций.

Как выяснили данные авторы, главными проявлениями летной напряженности является резко бросающаяся в глаза скованность движений, позы, мимической мускулатуры; иногда проявляются хватательные (гаптические) рефлексы. Движения становятся резкими, несоразмерными, некоординированными, зачастую нецелесообразными. Нередко это приводит к зажиму ручки управления самолетом, что создает аварийную ситуацию. Иногда обучающийся или курсант может бросить управление самолетом и судорожно вцепиться в борта кабины самолета. Весьма значительными бывают вегетативные проявления напряженности: изменение окраски лица, гипергидроз, учащение сердцебиения, нарушения ритма дыхания, тремор пальцев рук. Резко меняются интонация, артикуляция и тембр речи. Кроме того, летная напряженность проявляется в разнообразных психических нарушениях: сужении объема внимания, недостаточности его распределения и затрудненности переключения (например, «прилипание к приборам»), забывании очередности действий и порядка их выполнения, неадекватности оценки ситуации полета, замедлении принятия решения и неосуществлении уже принятых решений.

Исследователи летной напряженности указывают, что напряженность может не обнаруживаться вплоть до самостоятельного вылета. Но перед первым вылетом наблюдательный инструктор всегда заметит «скучный, угрюмый вид такого курсанта, его скованность и нежелание вступать в разговоры с товарищами и командирами». Напряженность проявляется и через веге-тативно-сосудистные реакции: бледность кожных покровов и повышенную потливость.

Ф.П. Космолинский приводит один из наиболее надежных и доступных лабораторных способов изучения эмоциональной устойчивости, названных К.К. Платоновым «пробой падения с колен». Методика заключается в следующем: человек стоит со скрещенными за спиной руками на коленях. Испытуемый должен упасть на подостланный под ним мягкий матрац головой в подушки. Перед испытуемым ставится задача - падая вперед, стараться не сгибать корпус в позвоночнике, не производить каких-либо движений руками, не отрывать носки ног от пола. Другими словами, падать надо, не производя никаких лишних движений. Разрешается при этом слегка отклонить голову назад, чтобы смягчить удар лицом о подушки. Перед испытанием проводился практический показ падения на подушки. При этом испытуемый убеждается в безопасности и безвредности падения. Проба позволяет выявить различия в поведении испытуемых под влиянием простейших отрицательных эмоций, связанных с пассивно-оборонительным рефлексом. Экспериментатор при проведении методики наблюдает за поведением испытуемого при подготовке к падению, в момент самого падения и его реакцией на проводимый опыт. Учитываются вегетативные реакции (побледнение, частота пульса и др.) и поведенческие реакции, выражающиеся в своеобразной мимике и пантомимике. Кроме того, данная методика позволяет выявить лиц с функциональными расстройствами (черепно-мозговые травмы в анамнезе, потери сознания и пр.), которые не имеют прямого отношения к эмоциональной напряженности.

Другим способом изучения эмоциональной устойчивости может быть предложенный М.А. Герд и Н.Е. Панферовой эксперимент, который также приводится в работе Ф.П. Космолинского. Степень эмоциональной устойчивости исследуется с помощью специальных бумов шириной 4 см и длиной 2,5 м, расположенных на высоте 4, 40 и 70 см от пола. Испытуемый должен двигаться по бумам под звуки метронома со скоростью 2 шага в секунду (при ширине шага 45-50 см). Регистрируется количество случаев потери равновесия (колебания и соскакивания). С помощью электрокардиографа записывается частота пульса и дыхания. Данные авторы доказали, что возникающие при выполнении задания значительное учащение сердечных сокращений, задержка дыхания, изменение скорости ходьбы - признаки, которые проявляются при условии, когда испытуемый боится идти по буму. Состояние эмоциональной напряженности отрицательно влияет на координацию движений. Ее ухудшение, в свою очередь, усиливает чувство напряженности и страха при передвижении по узкому буму и тем больше, чем выше расположен бум.

Л. М. Аболин подробно анализирует основные компоненты и критерии эмоциональной устойчивости, понимая под ней «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». То есть эмоциональная устойчивость - системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. Основой единства выступает переживание, а критериями этого единства -наличие инвариант, высокая сочетаемость и сопряженность эмоциональных, рациональных и телесных проявлений процесса саморегуляции.

Данный автор указывает, что основные критерии эмоциональной устойчивости необходимо искать в первую очередь в профессиональной деятельности человека. Традиционно в психологической литературе к таким критериям относили успешность или результативность деятельности, пространственно-временные параметры двигательных действий (скорость, точность, частота, ритм и пр.), степень оптимальности эмоциональных переживаний, качество эмоций. Дав исчерпывающий анализ предлагаемых критериев, Л. М. Аболин подчеркивает, что «поскольку существуют многообразные и сложные вариации характеристик эмоционального поведения и действий человека, обусловливающие эмоциональную устойчивость, постольку критерий их диагностики должен включать в себя все это многообразие вариаций». Понятно, что такой процесс выявления показателей эмоциональной устойчивости занимает большое количество времени и сил. Поэтому Л.М. Аболин предлагает интегративный критерий эмоциональной устойчивости - результат деятельности.

Способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциональных воздействий достаточно длительное время анализировалась в рамках инженерной психологии. В психологии труда под эмоциональной устойчивостью понимают способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях сильных психогенных воздействий, другими словами - надежность.

Одним из первых, кто обратил внимание на проблему функционального медико-психологического обеспечения профессиональной надежности, был известный авиационный психолог Ф.Д. Горбов. Занимаясь исследованиями феномена пароксизма (внезапно наступающее функциональное расстройство, которое сопровождается ослаблением или временным прекращением деятельности) у летного состава, он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика. В работе Ф.Д. Горбова и В.И. Лебедева приводятся примеры, свидетельствующие о том, что некоторые испытуемые, проявившие при исследовании очень сильные эмоциональные реакции при эмоциогенных воздействиях, но сохранившие при этом работоспособность, устойчивость психических функций (концентрация и распределение внимания, оперативная память и пр.) и продуктивность деятельности, через несколько лет были дисквалифицированы врачебными комиссиями из-за заболеваний неврологического происхождения.

Таким образом, связка «устойчивость - надежность» неоднозначна, так как в наиболее общем виде надежность обычно определяют как вероятность успешного выполнения задания. Такое определение акцентирует внимание на внутренних, потенциальных возможностях и способностях человека в обеспечении деятельности, но не в полной мере раскрывает специфичность данного понятия с точки зрения процессуальных (устойчивость функционирования) и результирующих (безотказность, безошибочность и пр.) характеристик.

Л. М. Аболин анализирует основные условия проявления эмоциональной устойчивости, выделяя внешние и внутренние условия деятельности индивида. К внешним условиям возникновения и протекания эмоциональной устойчивости относятся экстремальные условия, обозначаемые как «чрезвычайные раздражители», «стрессоры», «фрустраторы», «эмоциогенные» или «конфликтные» ситуации. В качестве таких внешних напряженных условий могут выступать интенсивность воздействия того или иного раздражителя или сложность задачи, перегрузка информацией, дефицит времени, сенсорная или социальная изоляция, временная неопределенность событий, перегрузки, опасность, неблагоприятный климат и пр. Однако автор подчеркивает, что сложно говорить о том или ином абсолютно напряженном внешнем условии, скорее «можно сказать, что любые условия могут стать напряженными в случае несоответствия психических, физиологических или других особенностей человека требованиям среды и деятельности».

К внутренним условиям эмоциональной устойчивости-неустойчивости, по мнению Аболина, можно отнести:
- эмоциональную - физиологическую реактивность (возбудимость);
- свойства нервной системы человека;
- приобретенные человеком в процессе жизни эмоциональные свойства.

Анализ внутренних условий эмоциональной устойчивости также дает основание Л.М. Аболину указать на сложные и неоднозначные связи между физиологическими показателями и эмоциональными переживаниями. Так, одни и те же эмоциональные состояния, например страх, могут у одних людей сопровождаться увеличением, а у других - уменьшением исходных (фоновых) значений вегетативных реакций. Проведенные под руководством данного автора психологические исследования, направленные на выявление характера соотношения между качеством эмоциональных переживаний и балансом биохимических реакций (Na и К), показывают, что «независимо от качества эмоциональных переживаний, от уменьшения или увеличения интенсивности каждого из них биохимические показатели обнаруживают один и тот же характер изменений». Это дает основание утверждать, что «качественные характеристики эмоций нельзя описать и измерить с помощью физиологических данных». У каждого человека существуют индивидуальные стереотипы эмоционального реагирования, не всегда являющиеся типологическими.

Вопрос о взаимовлиянии свойств нервной системы и эмоциональной устойчивости в отечественной психологии был поставлен К. М. Гуревичем. Данный автор провел экспериментальное исследование, в котором участвовали 26 операторов энергосистем. Они были разделены на две группы: «справляющиеся» со своими обязанностями в сложной ответственной обстановке (аварийной ситуации) и «несправляющиеся». Предварительно все испытуемые прошли тестирование на выявление свойств нервной системы: силы процесса возбуждения, баланса процессов возбуждения и торможения. Далее психологи наблюдали за поведением испытуемых в аварийных условиях. Результаты показали, что для первой группы были характерны более высокие показатели выполнения должностных обязанностей при авариях.

По данным других авторов, у представителей различных видов спорта встречаются различные сочетания типологических особенностей типов нервной системы, что не сказывается на их результативности. Поэтому успешное функционирование человека в достаточно напряженных условиях деятельности, характеризующихся высокой эмоциогенностью, зависит от противоположных полюсов параметра каждого свойства нервной системы и может играть как положительную, так и отрицательную роль в результативности.

В.Д. Небылицын также связывал понятие психической устойчивости со свойствами нервной системы и, операционализируя данное понятие, включил в него долговременную выносливость, выносливость к экстренному перенапряжению, помехоустойчивость, низкий уровень спонтанной отвлекаемости, адекватную реакцию на непредвиденные раздражители, переключаемость, устойчивость к действиям факторов внешней среды. Он считал, что устойчивость непосредственно связана с понятием надежности человека и рассматривал данное личностное свойство как способность безотказно действовать в течение определенного интервала времени при заданных условиях.

Л.М. Аболин делает вывод, что «многочисленные факты неоднозначной зависимости продуктивности деятельности от свойств нервной системы» необходимо принять во внимание и отказаться от изучения частных свойств нервной системы, начав поиски параметров нервной организации целостного мозга.

Говоря о психологических особенностях личности как третьем условии эмоциональной устойчивости личности, Л.М. Аболин выделяет тревожность, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, мировоззренческие качества и др. Однако, приводя результаты собственных экспериментальных исследований, этот автор подчеркивает, что «основные итоги исследования свидетельствовали об отсутствии однозначной зависимости высокого уровня эмоциональной устойчивости от выявленных психологических особенностей, возраста, стажа и др.».

Таким образом, понимая под эмоциональной устойчивостью выраженность, яркость эмоциональных реакций, что правильнее называть эмоциональностью, а также выделяя главный критерий данного явления - результативность деятельности, исследователи эмоциональной устойчивости пришли к мнению, что «в научной литературе преувеличивается роль биологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости и недооценивается роль социально-детерминирующих факторов».

Особенно большое значение приобрело изучение феноменов психологической устойчивости в связи с изменившейся ролью и удельным весом информационного фактора. Так, В.И. Медведев рассматривает проблему устойчивости через призму проблемы адаптации и приспособления к увеличивающемуся объему информации. Данный автор акцентирует внимание на изучении устойчивости с позиций уровневого подхода, выделяя три уровня иерархии ее механизмов.
1- й уровень - отражает устойчивость через механизмы нейро-гуморальной-гормональной регуляции процессов приспособления организма.
2- й уровень - связан с изучением характера и особенностей физиологических реакций преимущественно на системном и межсистемном уровнях.
3- й уровень - рассматривает причинно-следственные связи, обусловливающие стратегию приспособительных реакций.

В процессе изучения вскрываются факторы, которые определяют содержание и структуру этих реакций, их целевую направленность и выраженность.

Б.С. Басаров предлагает также уровневый анализ устойчивости. На первом уровне существует относительно генерализованная форма устойчивости личности, т.е. та динамическая и содержательная характеристика поступков и поведения человека, которая наблюдается в самых различных видах его деятельности. Зная генерализированные мотивы поведения человека, можно с большой степенью вероятности смоделировать особенности поступков и поведения данной личности в различных ситуациях. Этот уровень устойчивости соответствует понятию «характер».

Второй, менее генерализованный уровень устойчивости личности фиксирует особенности поведения человека в группе. Когда человек действует в группе, то его поведение заключает в себе особые эмоционально заряженные свойства, возникающие вследствие подражания индивидов друг другу. Из-за такого подражания и эмоционального заражения возникает специфическая дополнительная «социальная сила», придающая, в свою очередь, специфическую социальную устойчивость личности.

Третий уровень устойчивости личности - особенность поступков и поведения индивидов, обусловленная ситуативными мотивами деятельности. Иногда обстоятельства выдвигают требования, противоречащие генерализованному строю мотивации поведения личности. Ответ на эти обстоятельства порождает у личности специфическую форму поведения, которая не исчезает, а принимает форму устойчивости личности. Еще классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн заметил: «Ситуативно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку - это и есть личностная черта характера в его генезисе».

Ситуативная деятельность индивида определяется условиями деятельности и потребностями субъекта вследствие необходимости установить адекватное соответствие в данный момент в системе «объект - субъект». Протекая под влиянием побуждений текущих событий, ситуативная деятельность не может не испытывать влияния и со стороны генерализованной мотивации. Не случайно человек познается и в очень крупных делах, и в мелочах именно в силу проецирования его доминирующих мотивационных установок на ситуацию.

Для того чтобы понять действительную природу явления устойчивости личности, необходимо рассматривать его, с одной стороны, в контексте целостного поведения индивида, а с другой -в аспекте относительной самостоятельности составляющих его компонентов и уровней. Динамическая и содержательная характеристики этих уровней поведения являются теми важными полюсами, под влиянием которых формируется устойчивость личности как своеобразная форма поведения человека. Б.С. Басаров так определяет устойчивость: «Это единство наличного и перспективного в психологических процессах, состояниях и свойствах личности, обнаруживающихся в генерализованных мотивах и соответствующих им способах поведения».

Большой вклад в разработку понятия «психологическая устойчивость» внесли военные психологи. Так, В.В. Варваров понимает под данным феноменом «способность противостоять негативному влиянию напряженности на поведение и действие» человека. Этот автор предлагает вычислять психологическую устойчивость следующим образом: сравнивать результаты деятельности человека, который сначала выполнял задание в обычных условиях, а затем - под воздействием факторов, вызывающих психическое напряжение.

А.П. Елисеев и П.А. Корчемный считают, что психическая устойчивость - это целостное, интегральное качество личности и коллективов, проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе стрессовых чрезвычайных ситуациях. Другими словами, психологическая устойчивость есть готовность человека к действию в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому, с позиции этих авторов, необходимо разрабатывать систему специальных мер, связанных с формированием и развитием готовности как предпосылки психологической устойчивости. К основным компонентам психологической устойчивости и готовности к деятельности в экстремальных ситуациях относятся моторика, воля, интеллектуальные способности, когнитивные процессы, мотивация, эмоциональная сфера личности.

Несмотря на одинаковое содержание, компоненты готовности и устойчивости занимают разные рейтинговые места. Так, А. П. Елисеев и П.А. Корчемный приводят данные своих исследований готовности к деятельности в экстремальных ситуациях спасателей. Данные приведены в табл. 8. Из таблицы видно, что в психологической устойчивости волевой компонент занимает 1-е место в связи с тем, что воля способствует целеустремленности, концентрации внимания, систематичности и планомерности мышления, исключению всего того, что могло бы ослабить усилия. Недостаток волевых качеств может привести к тому, что люди ставят себе легкие жизненные цели, проявляют вялость в деятельности, вместо здоровой самокритичности занимаются неуместным и бесплодным самобичеванием.

Волевую устойчивость развивают по следующим направлениям:
- формирование индивидуальной физиологической и психологической выносливости тех, кто профессионально участвует в экстремальных ситуациях, чтобы они были готовы к преодолению различных трудностей; к деятельности в экстремальных условиях в напряженном ритме;
- повышение уровня устойчивости профессиональных навыков в интересах быстрого и своевременного выполнения обязанностей;
- формирование психологической готовности к неожиданным действиям;
- выработка и закрепление таких качеств, как непритязательность, неприхотливость, умеренность в желаниях и потребностях, которые должны сменить склонность к комфорту и неумению вести аварийно-спасательные работы в неблагоприятных природных и климатических условиях.

Еще один подход к устойчивости разрабатывают В.Э. Чуднов-ский, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, Л.Г. Дикая. Здесь устойчивость связывается с активностью и успешностью самореализации личности и рассматривается как результат филогенетического и онтогенетического развития индивида. Данное направление в исследовании психологической устойчивости связывается с именем С.Л. Рубинштейна. Данный психолог также обращался к проблеме индивидуально-дифференциальных различий, но понимал под ними типы восприятия и наблюдения, памяти, внимания, другими словами - организацию психических познавательных процессов. Анализируя эмоциональность личности, С.Л. Рубинштейн указывал, что «чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь их с прошлыми чувствами».

Обращаясь к вопросам филогенеза, представители данного подхода указывают, что понятие устойчивости связано с принципом инвариантности. Эта идея состоит в следующем: несмотря на то, что система в целом претерпевает изменения, некоторые ее свойства (инварианты) сохраняются неизменными. Поэтому устойчивость - это скорее изменчивость, нежели неизменность. В.Э. Чудновский пишет, что любая система, характеризующаяся устойчивостью, «имеет в своей основе две противоречивые тенденции: а) приспособление к определенным ситуациям и шаблонизация соответствующих способов поведения и б) выход за пределы ситуации, ориентация на отдаленные факторы, наличие определенной гибкости, динамичности».

Данный автор вновь обращается и к проблеме влияния типа нервной системы на формирование устойчивости в онтогенезе. Выделяя показатель инертности нервной системы, Рубинштейн указывает, что «характер проявлений типологических свойств у детей в определенной степени сказывается и на процессе формирования устойчивости их личности». Так, именно инертностью нервных процессов объясняется малая выносливость ребенка, с одной стороны, и быстрое восстановление сил - с другой; быстрая отвлекаемость, неумение ждать и вместе с тем способность к сравнительно длительной сосредоточенности; проявление эмоциональной лабильности и быстрое забывание обид, неудач и огорчений. Автор указывает, что предъявляемые требования к нервной системе сами по себе безличны, но они заметно влияют на проявления некоторых важных особенностей поведения. Весьма существенно, «как личность использует эти предпосылки в определенных условиях своей жизни и деятельности».

Однако если устойчивость организма является в основном результатом изменения его природы, то для устойчивости личности, как подчеркивает Чудновский, «характерна способность человека преобразовывать собственное поведение в соответствии с определенными потребностями и намерениями», другими словами, устойчивость неразрывно связана с целостностью личности. Целостность личности зависит от содержательной стороны связи индивида с другими людьми, т.е. от направленности. Поэтому направленность выражена через динамические тенденции личности.

С.Л. Рубинштейн, будучи одним из первых исследователей понятия «направленность» в отечественной психологии, выделяет два компонента направленности: «а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда ориентация на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает». Важным моментом в концепции С.Л. Рубинштейна является включение в характеристику направленности установки личности, т.е. «занятую ею позицию, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление». Таким образом, наличие личностной позиции, установки, в основе которой лежат иерархия мотивов, реализация определенной линии поведения - компоненты направленности, которые, по мнению Чудновского, характеризуют и проявления устойчивости личности.

Проблема устойчивости рассматривалась в трудах А.Н. Леонтьева. Он указывал, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения), обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. В то же время структура «личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Леонтьев выделяет три основных параметра: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую структуру. В результате данным автором было сформулировано фундаментальное положение, которое соответствует ситуационному подходу. Суть этого положения в том, что любые формы активности субъекта пересекаются между собой и формируют так называемый «центр личности», называемый Я, который находится «не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии». Таким образом, Я включено в общую систему взаимосвязей человека и среды. Поэтому реальное поведение человека зависит не только от его индивидуально-личностных особенностей, но и от тех ситуаций, в которые он бывает вовлечен.

Иначе говоря, человек в процессе самореализации может быть «хозяином положения» и владеть ситуацией благодаря знаниям своих особенностей и возможностей, в том числе и типологических. Устойчивость такой личности прямо зависит от максимального использования преимуществ своей психической организации и нейтрализации ее недостатков. Таким образом, человек приходит к результату разными путями.

Несомненно, в условиях достаточно стабильного состояния общественной системы, когда экстремальные и чрезвычайные ситуации были редкостью, подобная концепция очень хорошо работала. Но как можно соответствовать определению В. Д. Небылицына, например, в условиях аварии на атомной станции? Описания поведения профессионалов в первый день аварии на Чернобыльской АЭС дает Г.У. Медведев: «Главный инженер порою терял самообладание. То впадал в ступор, то начинал голосить, плакать, бить кулаками и лбом о стол, то развивал бурную, лихорадочную деятельность. Звучный баритон его был насыщен предельным напряжением».

Следовательно, в изменившейся обстановке, когда общество переживает потрясение за потрясением почти ежедневно, появляется необходимость разработки новой концепции психологической устойчивости, так как именно устойчивость позволяет на долгосрочной основе обеспечивать функционирование личности, не приводя к деградационным процессам. В «классической» отечественной психологии практически все авторы опирались на сопоставление результата деятельности в сложных условиях с комплексом психофизиологических и психических данных, выявленных у человека. Понятно, что при таком подходе существовала высокая вероятность расхождения объективного характера целей деятельности с генетически обусловленными защитными биологическими реакциями организма, выраженными в состояниях усталости, испуга, паники и пр. Кроме того, эмоциональная реакция, по которой предлагалось измерять наличие - отсутствие эмоциональной устойчивости, может быть не выражена, работоспособность сохранена, а надежность при этом снижена. Известно также, что продуктивность деятельности является функцией психического напряжения (закон Йеркса-Додсона), которое неизбежно сопутствует сложной деятельности.

Отсюда интерес к данному понятию в концепции безопасности как защищенности человека от внутренних и внешних воздействий, которые могут иметь нежелательные последствия как для человека, так и для среды. Так, М.Ф. Секач дает новое определение психологической устойчивости: «Это способность предвидеть и предотвращать неприятные события жизни, а в случае их возникновения - без существенных потерь выходить из них».

Зарубежные психологи рассматривают психологическую устойчивость через показатели выносливости и сопротивляемости, подчеркивая тем самым значимость личностного фактора. Американские психологи Кобаза и Пусетти описывают выносливость тремя показателями:

Контроль (выносливые люди испытывают чувство контроля над своей жизнью, выбора линии поведения в экстремальных обстоятельствах, они считают, что могут контролировать события и влиять на них);
- вовлеченность в деятельность, отношения с другими и с самим собой (данные отношения выявляют собственные ценности, цели и жизненные приоритеты, поэтому относятся к смыслу их существования);
- оценка изменений скорее как вызов, чем как угроза (устойчивая личность испытывает на прочность свою гибкость, настойчива и знает, где найти поддержку).

С новых позиций психологическую устойчивость можно рассматривать как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное функционирование более сложной системы «человек - среда» в конкретной ситуации. Исходя из этого определения, можно задавать границы психологической устойчивости, которые сводятся к потенциальным возможностям человека и объективным требованиям конкретной ситуации. Другими словами, данное определение указывает на наличие или отсутствие гармоничных отношений системы «человек - среда». Отсюда - основные компоненты психологической устойчивости, к которым можно отнести:

Динамичность, но не как проявления темпераментных (типологических) особенностей, а как определенную психическую составляющую для преодоления психической напряженности;
- эмоциональность как субъективную форму выражения потребностей личности;
- волю;
- интеллектуальные особенности личности, включающие совокупность умственных способностей, самооценку;
- профессиональную компетентность.

Новый подход, как нам кажется, позволяет рассматривать психологическую устойчивость как такую систему, в которой, во-первых, возможны противоречия, во-вторых, в процессе разрешения этих противоречий личность и среда не выходят за пределы приемлемого риска, т. е. возможные негативные последствия нарушения устойчивости уравновешиваются позитивными действиями как личности, так и среды.

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия на индивида.

Психологическая устойчивость как свойство личности формируется у человека в процессе всего его развития и не является генетически обусловленным. Поэтому одни люди на стресс реагируют моментально и поддаются воздействию негативных эмоций: переживают, волнуются, нервничают, становятся подавленными и расстроенными.

А другие люди, оказавшись в подобных стрессовых ситуациях, словно уже давно готовы к развитию событий: воспринимают всё легко и не напрягаются, сохраняют самообладание, остаются более или менее спокойными. Весь секрет заключается в индивидуальном уровне нервно психологической устойчивости людей.

Уровень психологической устойчивости личности зависит от таких факторов как здоровая нервная система человека, способов его воспитания, жизненный опыт, уровень личностного развития и т.д.

Нервно — психологическая устойчивость характеризуется гибкостью и мобильностью психики человека в постоянно меняющихся условиях.

Психологическая устойчивость работает примерно так: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаются все трудности, которые и вызывают негативные эмоции.

Психика начинает искать способы преодоления этих трудностей, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

При психологической неустойчивости психики происходит хаотический поиск способа преодоления осознаваемых трудностей, вызывающие их усугубление, вследствие чего происходит повышение уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Не сложно понять, что основной причиной подверженности стрессовым состояниям является отсутствие эффективных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы, ощущения полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль и самообладание в критических обстоятельствах.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а развитие в себе психологической устойчивости к ним.

Самый элементарный способ повышения психологической устойчивости — это систематическая разгрузка нервной системы. Человек становится раздражительным, нервным, уставшим, если он не чередует работу с отдыхом или не умеет полноценно отдыхать. Здоровый сон, активный отдых на свежем воздухе, занятие любимым увлечением приведут нервную систему в порядок.

На повышение психологической устойчивости оказывают непосредственное влияние условия, в которых живёт индивид.

Человеку с реактивным типом нервной системы нравится интенсивный образ жизни, частая смена обстановки, активность. Такому человеку не будет комфортно сидеть на одном месте без возможности выплеснуть свою энергию. Чтобы психика была более устойчивой, нужно чтобы образ жизни человека соответствовал его природным предрасположенностям.

На повышение психологической устойчивости очень хорошо сказывается воспитание человеком в себе философского отношения к жизни.


Примите тот факт, что некоторые обстоятельства мы не можем изменить, ситуации в жизни случаются и все тут. А если человек не способен изменить обстоятельства, то он лишь в силах изменить своё отношение к ним.

Сложные ситуации нужно научиться воспринимать не как что — то, что происходит во вред лично вам, но как что — то просто имеющее место быть.

Как только человек позволяет событиям идти своим чередом, не заостряя на них своего внимания и не реагируя эмоционально, они проходят легче и быстрее. Учитесь воспринимать все происходящее нейтрально, особенно если это касается сложных ситуаций.

Психическое здоровье человека тесно взаимосвязано с такими качествами его личности как юмор, позитивное мышление, самоирония и самокритичность.

Для формирования психологической устойчивости очень важно сохранять позитивный образ самого себя и культивировать в себе положительное отношение к своей личности, принимать себя таким, какой есть. Развивать целостность своей личности, жить в гармонии с самим собой, своими принципами, убеждениями и мировоззрением. Стремиться к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Это все оказывает прямое конструктивное воздействие на повышение психологической устойчивости.

Факторы, которые влияют на повышение психологической устойчивости:

Социальная среда и ближайшее окружение
Самооценка и отношение к самому себе
Самореализация и самовыражение
Независимость и самодостаточность
Соответствие между тем, каким вы себя видите и тем, какой вы есть на самом деле
Вера и духовность
Наличие позитивных эмоций
Осознание своего смысла жизни, целеустремлённость, принятие себя и т.д. и т.п.

Психологическая устойчивость способна придать любому человеку состояние удовлетворённости жизнью и ощущение гармонии, нормализовать психику и повысить работоспособность, подарить новые стимулы, спокойствие и способность стать цельной и сильной личностью.

И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает * , что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости. В работах ведущих психологов (Л.С.Выготский, Л.Г.Дикая, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В психологическом смысле психическая устойчивость - это поведенческие реакции, которые сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с объектами труда, людьми и др. /В.А.Чудновский/

Ю.Е. Сосновикова доказала, что психическая устойчивость - это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека: это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость. Исследователи применяют различные термины: «устойчивость к стрессу» (Б.В.Кулагин,1984), «психическая готовность» (1974, М.Н.Рудный), «психическая устойчивость» (М.А.Матова, 1972), «психологическая устойчивость» (1984, И.Н.Грызлова, Е.Н.Евстафьев, В.К.Калин) - общее число больше 20. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание

Но все обращают внимание, что речь идет о способности субъекта успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.

В своей работе мы принимаем рассмотрение понятия психологической устойчивости как более полное рассмотрение его в предъявлении Г.С.Никифорова (С-Пб).

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко они не все оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье .

Понятие «психологическая устойчивость»

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие».

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость).

В словаре А Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

индивид, склонный демонстрировать невротические и психотические или просто опасные для других модели поведения.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений.

В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабильность».

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости.

Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений. В психологической устойчивости важен и такой аспект как соразмерность приятных и неприятных чувств, между ощущениями благополучия и переживания радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенностью жизнью и своими делами, с другой.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей . К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов

относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения

развитую волевую регуляцию.

Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

Уравновешенность (равновесие), соразмерность;

стойкость, стабильность (постоянство);

сопротивляемость (резистентность).

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения . Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода зависимости (химической, интеракционной или поведенческой, понимаемая как полная поглощенность некоторым видом активности.

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологическое, психологическое и социальное.

Регуляция напряжения, уравновешенность (согласованность) интенсивности мотивации и организменных ресурсов, удержание напряжения в пределах границ оптимума или хотя бы приемлемости - одна из важнейших сторон биологического бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, постоянный, достаточно высокий уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Способность сохранять постоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одно-единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлениям, выстраивая свой жизненный путь.

Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать этот равновесие.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

поддерживающие самооценку

способствующие самореализации

поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма

психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.)

Личность

сознание личности:

вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели)

понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения

достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе)

оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом

философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям

согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого

достаточно высокая самооценка

уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим

Когнитивная сфера:

понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования

рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)

адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов

структурированный опыт преодоления трудных ситуаций

Эмоциональная сфера:

доминирование стеничных позитивных эмоций

переживание успешности самореализации

желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

поведенческая активность

эффективная волевая регуляция

использование эффективных способов преодоления трудностей

Коммуникативная сфера:

открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)

устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли

удовлетворяющий статус в группе и социуме

выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)

в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние - резистентное, а доминирующее настроение - гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние - состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение - относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).

Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.

В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гипотимность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

Важная составляющая психологической устойчивости - позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства людей.

Удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности - семья и этнос.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

повышенная тревожность

гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя

эмоциональная возбудимость, нестабильность

пессимистическое отношение к жизненной ситуации

замкнутость, закрытость

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о непознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно побуждающая функция тревоги может лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. (Вилюнас, Астапов, 1983) Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при повышенной тревожности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающий когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особеностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существую определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, в старшем подростковом - раннем юношеском возрастах может носить также и мобилизующий характер.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип А. (с.19 в док. «29С.»)

Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) - основная среда существования личности, то принципиально важной является психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимодействия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному (самоутверждающему) поведению. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, т.е. не унижая при этом достоинства других; в готовности принимать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении не ущемлять чужие интересы. Цель уверенного поведения - самоактуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения - принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которому свойственны:

неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства

непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставление этого права другим

жертвование своими интересами при решении проблем

боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, т.е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их интересы своим интересам. Неуверенность и агрессивность - не противоположные качества - это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Можно выделить следующие виды направленности:

1. направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции.

2. направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.

3. Интеракционная направленность - это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Имеет два подвида: просоциальный (любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям); асоциальный (эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим (-и) , властвование без ответственности за судьбы других) Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, уникальность, неповторимость.

Все названные доминанты перестают быть опорой устойчивости, если акцент на них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам, агрессивному поведению. Саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм. Альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти и тоже деструктивно влияет на личность. Заострение магической направленности сознания вызывает страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

Снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Никифоров Г.С. выделяет три основных группы психологических зависимостей: химическая, акцентуированная активность, интеракционная зависимость.

Возникает зависимость при выходе эмоциогенных событий за границы оптимума - их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устойчивость. Психоактивный препарат (алкоголь, наркотик, токсикант) оглушает и тем самым снижает значимость событий при их пресыщении. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от реальных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Например, алкогольное опьянение облегчает совершение поступков, находящихся под гнетом самоконтроля. Алкоголь производит релаксационный эффект. Понижая уровень возбуждения в коре головного мозга, он ослабляет переживания тревоги, ослабляет страх, неудовлетворенность собой, удаляет чувства вины, зависти, стыда, обиды, снижает эмоциональный дискомфорт.

К интеракционной зависимости предрасполагают снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе. Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет в значимом кругу, пониженное уважение и самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию.

Понятие – психологическая устойчивость можно рассматривать как стабильный, твердый, прочный, крепкий. Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости относят: - способность к личностному росту, - относительная стабильность эмоций и настроения человека, - волевая регуляция человека. Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость.

Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.

14. Управление стрессами. Коппинг-стратегии.

Г.Селье впервые рассмотрел стресс. Мельник описал индивидуальные различия человека по отношению к стрессу. 6 диспозицонных типов: 1. Чистолюбивый тип (люди с сильной потребностью достижения успеха). Симптомы: боли в области сердца, усиленное кровяное давление. 2. Спокойный тип (ориентированные на прошлое мечтательные люди). Причины стресса: повышенная требовательность к профессиональной деятельности. 3. Совестливый тип (дотошные, педантичные люди). Причины: нарушение стереотипов поведения. Уязвимы к стрессу. Снизить стресс помогает помощь другим людям. 4. Неотстаивающий тип. Причины: напряжение на почве межличностных отношений. Уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип – энергичные, импульсивные, рискованные. Скучная работа вгоняет в стресс. 6. Тревожный тип – испытывают беспокойства по поводу различных неудач.

Причины: различные профессиональные дела, ответственная работа. Крайняя мера: суицидальное поведение. 3 основных стратегии преодоления стресса: -1) использование копинг- стратегий. 2) личностный рост. 3) управление изменениями. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: *эмоционально-сфокусированный копинг – направленный на регулирование отрицательных эмоций. *проблемно-сфокусированный копинг – устранение проблем.

15. Характеристика психического и психологического здоровья.

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя.

норме относятся:

1. Интеллект . Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

2. Моральный облик : чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

3. Социально привлекательное адаптивное поведение , контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.

4. Личностный оптимизм , характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

5. Эмоциональность : без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

6. Сексуальность : учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему .

Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:

Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.

Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.

Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности

Развитие психологической устойчивости личности необходимо для преодоления трудных ситуаций жизни, умения спокойно анализировать и принимать решения при любых обстоятельствах. При равных условиях жизни один человек всегда остаётся спокойным и уверенным в себе, другой - постоянно переживает и ощущает влияние стресса. В чём причина, что же такое психологическая устойчивость?

Структура психологической устойчивости личности включает в себя следующие компоненты

  1. Эмоциональное равновесие - умение контролировать своё эмоциональное состояние, не доводя до нервного срыва, рациональное отношение к жизни.
  2. Постоянство жизненных ценностей , стойкость - сохранение позитивного отношения к жизни, веры в лучшее, сохранение внутреннего стержня и уверенности при любых ситуациях.
  3. Быстрое психологические восстановление, сопротивляемость - умение сохранять своё Я в стрессовой ситуации, быстро анализировать положение вещей, сохранять свободу выбора.

Дают следующее определение

Психологическая устойчивость личности - это свойство личности, приобретаемое в ходе жизни, предполагающее эффективную деятельность, которая не зависит от негативных внешних воздействий, позволяет использовать резервные силы организма.

Рассмотрим подробнее исследования психологов по вопросу психологической устойчивости личности.

Исследование психологической устойчивости личности

Развитие психологической устойчивости личности всегда было предметом исследований психологов, так как является необходимым условием для успешного саморазвития и существования в окружающей действительности.

Гештальтпсихология (К.Левин, Ф.Хоппе)

Рассматривает устойчивость личности с точки зрения построения целей. Причём целеполагание может быть, как ситуативным, так и глобальным - определение основных жизненных позиций. Основная или идеальная цель жизни определяет устойчивость личности согласно этому учению.

Таким образом, человек, имеющий чёткую направленность и стремление в жизни, всегда уверенно идёт вперёд, не тратит силы и энергию на мелкие неприятности жизни.

Психология гуманистическая (Э.Берн, К.Роджерс)

Рассматривает психологическую устойчивость в рамках своей Я-концепции. В соответствии с этой теорией, существует реальное Я и идеальное Я. Человек движется и развивается в результате стремления к своему идеальному образу, приобретая новый опыт и знания.

Психологическая устойчивость во многом зависит от успешности личности в своём развитии, уверенности в своих силах. Кроме того, в процессе жизни формируется комплекс защитных механизмов и способов преодоления трудностей, что позволяет избавиться от внутреннего дискомфорта, защититься от внешних воздействий. Всё это обеспечивает человеку потребность в безопасности.

Отечественная психология (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов)

Изучала вопрос устойчивости личности с точки зрения деятельности нервной системы, физиологических особенностей каждого человека. Исследовали бессознательные и сознательные проявления нервной системы.

Психологи выделили также понятие - эмоциональная устойчивость, которая подразумевает способность психики человека сохранять высокую активность при различных неблагоприятных факторах. Особенно это свойство проявляется в экстремальных ситуациях.

Такие ситуации могут возникать как в быту, так и в профессиональной деятельности, особенно часто проявляются в медицине, военном деле, управлении организацией.

Для эмоционально устойчивой личности характерны следующие качества

  • развитый интеллект;
  • высокий уровень коммуникационных способностей;
  • профессиональные навыки, умения;
  • устойчивость к внешним изменениям;
  • умение усилием воли контролировать поведение, эмоции;
  • самоорганизация своей деятельности.

Особое внимание уделяется самоконтролю поведения, которое проявляется на нескольких уровнях - постановка цели и реализация, анализ действий и оценка.

Определили схему поведения психологически устойчивой личности:

усиленный поиск решения - самостоятельное снижение эмоционального настроя - нормализация состояния.

Для неустойчивой личности алгоритм будет отличаться на завершающей стадии

Постановка задачи - мотивация к действию - понимание возникших трудностей - негатив в отношении к ситуации - хаотически ищется выход - увеличение осознаваемых сложностей - рост переживаний, негатива - снижение активности - уменьшение мотивации, защитная реакция.

Как видим, человек часто сам ухудшает ситуацию, накручивает своё негативное эмоциональное состояние, тормозит процесс принятия решения, поиска выхода. Важно уметь адекватно оценивать ситуацию в стрессовых условиях, стараться свести к минимуму эмоциональную окраску событий.

Важным фактором, влияющим на психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма или пессимизма. Отношение к жизни и событиям напрямую зависят от общего представления о мире, уровня самооценки и позитивного восприятия своей личности.

Если человек считает, что он невезучий и жизнь сплошное страдание, то естественно, что его окружают бесконечные проблемы и трудности. Устойчивая позитивно настроенная личность готова к трудностям и воспринимает их, как вызов, стремится найти оптимальное решение.

Наиболее существенным свойством устойчивой личности является поисковая активность, человек готов к необходимости изменения намеченных планов, оперативно действует в целях решения возникшей ситуации. Приходим к заключению - основой психологической и эмоциональной устойчивости являются личностные характеристики, особенности человека. Как же определить, спрогнозировать наличие необходимых качеств у определённого человека?

Диагностика психологической устойчивости личности

Развитие психологической устойчивости личности начинается с диагностики.

В психологии для исследования психологической устойчивости применяют следующие методики, тесты:

  1. Тест жизнестойкости С.Мадди - позволяет оценивать, какой уровень жизнестойкости личности. Это качество позволяет человеку реализоваться в обществе, несмотря на сложные условия, наличие тревожных проявлений.
  2. Шкала толерантности к неопределённости Д Мак-Лейна - определяет уровень восприятия мира, готовность к неоднозначности и непредсказуемости внешней среды, обстоятельств.
  3. Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина - направлена на создание чёткого представления об уровне основных качеств самоактуализированной личности (ценности, познавательная активность, самостоятельность, креативность, стремление к творчеству, независимость).
  4. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси - в основе этого исследования определение отношения и оценки человеком личных качеств и своих компетенций.
  5. Шкала психологического благополучия К. Рифф - позволяет оценить уровень психологического комфорта, отношения к жизни, включает такие параметры: автономность, ощущение своего воздействия на внешний мир, стремление к личностному росту, целеполагание).

Уровень эмоционального комфорта можно оценить с помощью следующих техник

  1. Методика исследования тревожности Т.Д. Спилбергера - определяет общий уровень тревожности, которая существует на постоянной основе, ситуативной тревожности.
  2. Шкала субъективного благополучия Г. Перуэ-Баду - это инструмент диагностики уровня благополучия личности, восприятия собственной жизни.

Человек может ощущать, что не в состоянии справляться спокойно с жизненными трудностями, часто испытывает психологический дискомфорт, незащищённость и эмоциональную слабость. В таком случае необходимо принимать меры для роста эмоциональной и психической устойчивости.

Способы развития психологической устойчивости

Формирование психологической устойчивости личности происходит в процессе жизни и преодоления трудностей, возникающих на пути. Сознательно повысить уровень устойчивости можно следующими способами:

  1. При возникновении сложной ситуации стараться спокойно осмыслить происходящее , возможно, всё не так уж плохо в сравнении с глобальными проблемами мира - войнами, голодом, найти положительные моменты - здоровье, семья, друзья. Всё это рациональное отношение к жизни. Если сложно думать без эмоций, то можно представить, что являетесь психологом и нужно помочь другу советом или быть его адвокатом, что бы сказали в таком случае?
  2. Думайте только о вопросах сегодняшнего дня . Д. Карнеги и другие психологи советуют жить в "отсеке одного дня". Это значит, что мы можем планировать своё будуще, но переживать о том, что не произошло - бессмысленно и вредно для человека и его организма в целом.

Прошлое - это уже перевёрнутая страница жизни, это "разлитое молоко", которое не соберёшь.

Единственное, что даёт нам прошлая жизнь - это бесценный опыт. Таким образом, существует только сегодня и вопросы, которые необходимо решать на данный момент времени.

  1. Необходимо научиться принимать неизбежное - событие уже произошло, каким способом можно улучшить ситуацию, можем ли повлиять на неё? Если ситуации не в Вашей власти - возможно только изменить к ней отношение, принять, как данность, и жить дальше. Человек может привыкнуть ко всему, даже люди-инвалиды часто ведут активную жизнь и умеют находить свою реализацию.
  2. В случае стрессовой ситуации, чувства отчаяния - не стоит позволять негативным мыслям завладеть сознанием, лучше направить силы на полезную деятельность , любая работа отвлекает разум человека. Переживания тормозят мыслительный процесс, труд - стимулирует логическое мышление. В таких случаях говорят:"я очень занят, нет времени на переживания".
  3. Полезно применять закон больших чисел в вопросах тревог о будущем. Если постоянно думаете, что может произойти неприятное событие, в первую очередь, нужно понять, какая вероятность такого происшествия, во вторую - предпринять меры для нейтрализации этого вопроса.
  4. Установить ограничитель потерь - это значит, что нельзя позволять какому-либо событию разрушать жизнь человека, всё это временно, есть более важные вещи. Внутренняя шкала ценностей поможет трезво смотреть на события жизни и спокойно их анализировать. Ограничитель можем ставить на негативные эмоции и переживания, чтобы избежать ухудшения ситуации, отношений с окружающими людьми.
  5. Овладейте тайм-менеджментом - правильное распределение времени и сил поможет быстрее справиться с задачами, избежать стрессов, излишних нагрузок.

Придерживайтесь основных правил

  • решайте вопросы в порядке их важности,
  • не откладывайте на потом решение простых вопросов, чтобы избежать их накопления,
  • правильно распределяйте обязанности, учитесь делегировать, если есть такая возможность.
  1. Философское отношение к жизни - всё идёт, как надо. Наблюдая восточных мудрецов, удивляемся их спокойствию, разумным мыслям и поступкам. Сейчас психологи всё чаще говорят, что во многом образ мыслей формирует жизнь человека. Не имея возможности влиять на происходящие события, люди по - разному относятся к ним: кто-то впадает в отчаяние, другие - наблюдают, делают выводы, действуют.

Готовность к изменениям связана с внутренним мироощущением, поэтому нужно стараться сохранять спокойное, а лучше - позитивное отношение к жизни. Негативный настрой приводит к негативным событиям в жизни, человек самостоятельно прогнозирует неудачи.

Исследования показали, что самовнушение играет большую роль, даже на уровне физического состояния. Именно поэтому, спортсмены, политики всегда настраиваются на выступление, состязание, наполняя себя уверенностью в успехе.

Вера и психологическая устойчивость

Многие задаются вопросом, как связаны вера и психологическая устойчивость?

Наблюдения показывают, что люди различных вероисповеданий имеют более сильный внутренний стержень и спокойное отношение к жизни.

Развитие психологической устойчивости личности связано с внутренним миром и верой.

При этом вера - очень широкое понятие и не всегда связана с религией. В психологии выделяют следующие концепции:

  • вера - эмоциональный феномен;
  • вера - интеллектуальное явление;
  • вера - часть воли человека.

Вера необходима человеку для жизни и деятельности.

Вера касается явлений жизни, событий, людей, социальной действительности, организаций. Все эти объекты существуют в реальном мире и получают определённую оценку человека. Мы говорим, что верим этой партии, организации, человеку. Вера связана частично с доверием, однако - это более глубокое чувство.

Синонимами веры считаются также поклонение (в религии) и стойкость, которая проявляется как устойчивость, уверенность в себе, суждениях, мировоззрении, ценностях. Стойкость может давать религия, так как вера живёт в человеке, он признаёт существование сил, что заботятся о нём.

Такую же устойчивость даёт и внутренняя картина мира, если человек уверен в своих силах, чувствует поддержку близких людей. Существует вера иррациональная - вера в Бога, абсолютные силы, мировой разум и рациональная - вера в себя, людей в целом. Рациональная вера основывается на собственном опыте жизни, своих независимых убеждениях, умозаключениях.

Вера иррациональная считает отличным механизмом защиты человека от проблем и тревог, некоторые психоаналитики утверждают, что большинство проблем и заболеваний можно излечить путём обретения религиозного мировоззрения. Однако каждый человек решает самостоятельно, как верить и во что.

Главное, что вера необходима для обретения внутреннего спокойствия, это очень важная установка личности, она даёт человеку внутренние силы для успешной деятельности и преодоления препятствий жизни. Религию в жизни человека может заменять общество, семья, внутренние ценности, наука и искусство.

Часто в периоды отчаяния люди начинают обращаться к Богу и высшим силам, даже ранее не верившие.

Возможно, срабатывает внутренний настрой, перекладывание сложностей на другие высшие силы. Религия поддерживает "базальное доверие", это понятие было введено Эриксоном.

Развитие психологической устойчивости личности необходимо для успешного социального общения. Важную роль в данном случае играют уверенность человека и его поведения. Личность, уверенная в себе, легко выражает мысли, эмоции, прислушивается к мнению других людей, может рационально подходить к решению вопросов.

Противоположность - неуверенная, агрессивная личность. Способ поведения - приказы, манипуляции, обвинения, нежелание брать ответственность на себя. Агрессивность и пассивность часто вызываются враждебным отношением к окружающему миру, повышенной тревожностью. Всё это негативно сказывается на жизни человека и окружающих его людей.

Для развития уверенности в себе необходимо фиксировать внимание на позитивных достижениях, успехах в жизни, вести учёт своим победам. Следует записывать и вспоминать свои успехи в трудные периоды жизни, перед ответственными заданиями.

Кроме того, важно научиться сохранять баланс между собственным внутренним миром и окружающей средой. Человек может влиять на мир, как и наоборот, это равновесие необходимая основа устойчивой личности. Общее мироощущение и отношение к жизни формирует социальное благополучие человека, реализацию его в обществе.

Успешное социальное благополучие связано с развитием уверенности в себе, системы ценностей, приоритетов, умения справляться с различными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, развитие психологической устойчивости личности - это комплекс мероприятий, связанных с верой, мироощущением, отношением к жизни и её событиями.

Спокойствие - это великая сила, которая позволяет иначе смотреть на жизнь, находить выход в любой ситуации!



Рекомендуем почитать

Наверх