Радий из пьесы чапека 5 букв сканворд. Откуда у роботов ноги растут, или Читая «R.U.R» Карела Чапека

Viber OUT 13.04.2019
Viber OUT

Родословная роботов

С чего же началась эволюция роботов? Одна из ветвей их "генеалогического древа" ведет к заводным куклам, которые много веков назад создавали изобретатели для увеселения властителей, придворных и высшего света. Один из первых известных образцов таких механических кукол - деревянная модель голубя, которую приблизительно в 350 г. до н. э. изготовил Архи-тас из Тарента (друг выдающегося древнегреческого философа Платона). "Волшебная птица" подвешивалась на конце жерди и, как повествует историческая хроника, могла вертеться; по всей видимости, ее приводила в движение струя сжатого воздуха. В XIII в. западноевропейские мастера, среди которых были Роджер Бэкон и Альберт Магнус, сконструировали устройства, называемые сейчас примитивными (рудиментарными) андроидами. Бэкон построил модель говорящей головы, а Магнус - "железного человека". Целый ряд такого рода автоматов был рожден изобретательностью средневекового немецкого астронома Региомон-тана (Иоганна Мюллера); он, в частности, изготовил заводного орла, который, по свидетельству очевидцев, мог летать, как настоящий.



Пьеса Карела Чапека [на правом снимке запечатлен Чапек (слева) с братом Йозефом] "R.U.R." пробудила всеобщий интерес к роботам; ее влияние чувствуется и в конструкции (нижний снимок), созданной в 1928 г. Ричардсом

Особое искусство проявили на этом поприще французские ремесленники. Широко известен механический лев, который был сделан примерно в 1500 г. для Людовика XII. Когда его заводили, он приближался к королю, останавливался и почтительно поднимался на задние лапы перед государственным гербом Франции. К числу самых знаменитых изобретателей механических фигур относился француз Жак де Вокансон (1709-1782); в 1738 г. некоторые его изделия были преподнесены Королевской академии наук. Современник Вокансона, швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дроз, с большим искусством мастерил человекоподобные устройства, способные выполнять разнообразные действия, например рисовать или играть на музыкальных инструментах. Особенно известна была одна из его кукол - Писец; ее можно было даже "запрограммировать" таким образом, чтобы она писала любой текст, правда не более чем из 40 букв; однако предпочтение, по всей видимости, отдавалось знаменитому изречению Декарта: "Соgito ergo sum" ("Мыслю - значит, существую"). Жаке-Дроз достиг такого совершенства в своем деле, что однажды во время пребывания в Испании его схватили инквизиторы, обвинив в колдовстве.


Тигр султана Типу - еще один образец механических устройств, созданных в XVIII в.; он представлял собой одновременно музыкальный инструмент и автоматическую игрушку. Если повернуть ключ, то "жертва" тигра начинала отбиваться рукой


В фильме Фрица Ланга "Метрополией" появился первый из нескончаемой вереницы враждебных человеку роботов - персонажей научно-фантастических произведений. На этом кадре из фильма изобретатель Ровтанг готовится "оживить" механическую женщину - зловещего двойника добродетельной Марии

Среди достопримечательностей XVIII в. следует отметить автомат (это, пожалуй, более правильное название для подобных механических кукол, поскольку их, разумеется, нельзя отнести к настоящим роботам), сконструированный немецким бароном Вольфгангом фон Кемпеленом. Речь идет о макете "турка" в натуральную величину, который восседал на деревянной скамье за шахматной доской. Сев напротив него, желающие могли делать ходы, и "турок" отвечал на них, передвигая свои шахматные фигуры. Однако скорее всего это изобретение было плодом не вдохновенной технической мысли, а хитроумного мошенничества. Весьма вероятно, что на самом деле под скамьей прятался карлик, который манипулировал руками "турка" посредством системы рычагов. В лондонском Музее Виктории и Альберта демонстрируется еще один знаменитый автомат того времени - механическое устройство с органом, получившее название "тигр Типу". Англичане захватили его в качестве трофея после битвы при Серингапатаме (1799 г.), во время которой был убит правитель Майсура султан Типу. Этот автомат имитирует тигра, нападающего на юношу: тигр рычит, а его жертва в ужасе отбивается рукой. Устройство было изготовлено в 1792 г., и поводом для этого, по-видимому, послужил реальный случай, когда сын одного из врагов Типу был растерзан тигром на острове Сангор.


Лесли Бэнкс и Фрэнсис Карсон в ролях Радия и Елены Глори в лондонской постановке пьесы "R.U.R.", из которой в английский язык перешло слово "робот"


Повальное увлечение любыми автоматическими устройствами, которые пресса причисляла к разряду роботов, не ослабевало в 30-е годы. На снимке Сэм Бартон катается на "роботе-пони" (Лестер-сквер, Лондон, 1932)

В начале XX в. наметился более явственный прогресс в создании роботов того вида, который характерен для них сейчас. Об этом свидетельствует и появление самого понятия "робот". Оно происходит от чешского слова robota, что означает принудительный труд (тот же корень имеет и немецкое Arbeit); в английский язык это слово пришло из пьесы Карела Чапека, опубликованной в 1920 г. и впервые показанной на сцене годом позже. Пьеса называлась "R.U.R." (Rossum"s Universal Robots - "Россумские универсальные роботы"). Позднее в подражание Чапеку было создано множество рассказов и киносценариев о "похождениях" роботов. Пьеса "R.U.R." рассказывала о некоем Россуме, основателе фабрики, на которой изготавливались андроиды, отличавшиеся чрезвычайно высокой работоспособностью. Собственно, это и были первые роботы - "литературные герои". В пьесе Чапека роботы вначале пользуются большим спросом у промышленников, которые приобретают их для работы на своих предприятиях. Но благоденствие длится недолго. Роботы все более совершенствуются, даже приобретают способность самостоятельно мыслить, оставаясь в то же время абсолютно "бездушными". В конце концов они восстают и побеждают своих хозяев. Так сложилось представление (по крайней мере в фантастической литературе) о том, что роботы отличаются одной общей чертой: они горят желанием причинять зло людям. Один из персонажей пьесы "R.U.R." так высказывается о преимуществах роботов перед людьми: "Один робот заменяет двух с половиной рабочих. Человеческий механизм чрезвычайно несовершенен. Рано или поздно его нужно было заменить". Предводитель роботов Радий в заключение заявляет: "Власть человека пала. Захватив комбинат, мы стали владыками всего... Наступила новая эра! Власть роботов!"


Роботы СЗРО и R2D2 из фильма "Звездные войны" решительно стали на сторону "хороших парней". Эти роботы не лишены чувства юмора, и, так же как людям, им свойственно ошибаться

Многие другие роботы-андроиды, встречавшиеся на страницах научно-фантастических произведений в середине XX в., вели себя столь же недружелюбно. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что рабочие, которым приходилось сталкиваться с промышленными роботами на предприятиях, обычно рассматривали их как весьма опасные устройства: они вряд ли способны нанести телесные повреждения людям (хотя это тоже не исключено), но вполне могут лишить их работы. Особенно угрожающе выглядели роботы в кинофильмах. Так, в фильме "Цель - Земля!", снятом в 1954 г., роботы - пришельцы с другой планеты пытаются захватить Землю. В "Империи фантомов" (1935) и "Зомби из стратосферы" (1952) роботы преследовали такие же жуткие цели. Пожалуй, наибольшую известность среди фильмов, проповедовавших апокалиптический взгляд на будущее, приобрела картина "Метрополис", снятая в 1926 г. немецким режиссером Фрицем Лангом. В этом фильме безумный изобретатель (весьма напоминающий старого Россума из пьесы Чапека) создает робот женского пола по имени Мария, который провоцирует людей из племени рабов на действия, приводящие к катастрофическим последствиям. Роботы, настроенные к людям более дружелюбно, появились на экранах лишь в 70-е годы. Так, в фильме "Звездные войны" (1977) "главные" роботы R2D2 и СЗРО изображены как создания, питающие исключительно добрые чувства к своим хозяевам-людям.


Система DAROS A300H фирмы "Дайнити-сикесу" - типичный образец современных устройств управления промышленными роботами. Рабочие программы робота записаны на магнитной ленте, а для их редактирования используется видеодисплей

Некоторые писатели, в том числе Айзек Азимов, старались изображать роботов в лучшем свете. В ряде книг Азимова механические создания относятся к своим хозяевам весьма благосклонно, совсем не помышляя о захвате власти над миром. В 1942 г. Азимов даже попытался разработать правила, которые он назвал тремя законами робототехники и согласно которым "роботы Азимова" ни при каких обстоятельствах не могут действовать во вред людям. Суть этих законов такова:

  1. Робот не может наносить вред жизни и здоровью человека ни своими действиями, ни бездействием.
  2. Робот обязан подчиняться любым приказам человека, за исключением тех, которые вступали бы в противоречие с первым законом.
  3. Робот должен защищаться от любой угрозы своему существованию, если такая защита ведется по правилам, не нарушающим второго закона.

Изобретателям, чей энтузиазм подогревался всеобщим интересом к роботам - персонажам фантастических произведений, удалось найти источники финансирования, хотя и довольно ограниченные, для разработки андроидов, которые могли бы стать "гвоздем программы" различных выставок и рекламных шоу. В итоге некоторые роботы, сошедшие со страниц научно-фантастических боевиков середины XX в., получили путевку в жизнь. В частности, на Лондонской радиотехнической выставке 1931 г. демонстрировались роботы, умеющие кланяться, произносить речи и читать журналы. Еще раньше, в 20-х годах, появился на свет робот по имени Эрик, который "открыл" состоявшуюся в 1928 г. выставку Британской ассоциации инженеров по моделированию и даже обратился к собравшимся с небольшой речью; правда, это было сделано с помощью громкоговорителя, установленного у него в "горле". Американская фирма "Вестингауз" изготовила аналогичную машину под названием Электро, которая в 30-х годах служила для рекламных целей.

Однако все эти устройства имели крайне ограниченное практическое применение. Инженеры тогда еще не приступали к решению технических проблем, связанных с использованием роботов в производственных процессах. Но в то время - и это, по-видимому, наиболее важно - оставалось абсолютно неясным, какие задачи могут решать робототехнические устройства в промышленном производстве.

"Роботы" - почему мы их так называем, откуда появилось данное слово, кто положил начало робототехнике? Первый пост в нашем блоге мы решили посвятить раскрытию именно этих базовых вопросов. Какие ассоциации у вас вызывает слово "робот"? Скорее всего у большинства из вас это будет связано с терминатором/трансформером. Так когда и откуда все началось, давайте разберемся вместе.

Известный чешский писатель Карел Чапек помимо других своих произведений написал несколько работ в научно-фантастическом стиле. Следует отметить, что в то время научная фантастика еще не являлась отдельным жанром. В своих работах он часто использовал фантастику как призму, позволяющую анализировать различные проблемы.

С точки зрения робототехники наиболее важной из его работ, безусловно, является пьеса Rossum"s Universal Robots или сокращенно R.U.R., опубликованная в 1921 году. Прежде всего, именно с этой пьесой связано появление слова «робот». Кроме того, в ней рассматриваются проблемы этического характера, которые могут возникнуть при создании искусственного интеллекта.

Следует отметить, что роботы в пьесе Карела Чапека существенно отличаются от используемых сегодня роботов. В этой пьесе ученому по имени Россум удается синтезировать материю, которая может быть использована для создания искусственных, но функционально идентичных и похожих на человеческие, органов и тканей. Одним словом, нечто подобное искусственным стволовым клеткам.

Хотя, по первоначальному происхождению роботы были биологическими существами, а сегодня это "механические" устройства в любом смысле слова, может быть налажен серийный выпуск таких устройств. Они, в конечном счете, выходят из строя из-за износа и поломок. По мере необходимости, могут разрабатываться новые модели. Стандартные роботы вообще не имеют никаких индивидуальных особенностей и считаются просто автоматами.

И все-таки, давайте рассмотрим, как увлекательно все начиналось.

Роботы – почему мы их так называем

История появления слова «роботы» такова. Однажды у Карела Чапека возникла идея – написать пьесу об искусственных человекоподобных существах, которые создаются для того, чтобы работать на людей, и о проблемах, которые могут возникнуть в такой ситуации. Однако, в процессе работы писатель никак не мог подобрать подходящее название для этих существ.

Поэтому он обратился за советом к своему брату Йозефу Чапеку, художник и хорошему советчику. Йозеф и предложил назвать эти искусственные существа "роботами". Это слово происходит от чешского слова "Робота" и означает подневольный труд, трудолюбие. Если бы Юзеф не предложил это слово, мы, вероятно, называли бы их теперь не «роботами», а «лабори». Именно такой первоначальный вариант был у Карела Чапека для будущих, наделенных элементами разума помощников людей.

Как видите, в контексте истории робототехники, основное значение пьесы R.U.R. заключается, вероятно, в появлении самого термина. Впрочем, важно не только это. Хотя роботы чешского писателя и довольно серьезно отличаются от современных, Чапек в своей пьесе анализирует серьезные проблемы, которые появились или могут в один прекрасный день стать актуальными в процессе развития робототехники.Прежде всего, необходимо отметить разные мотивы, движущие людьми при создания роботов. Сегодня многие из самых сложных и удивительных роботов создаются просто для того, чтобы что-то доказать. Доказать, что это – возможно, доказать, что это – достижимо. Также и в пьесе Чапека такой мотив был главным при создании «роботов», в первую очередь, это можно видеть из следующих цитат:

Helena: Что же именно он пытался сделать?

Domin: Подражание природе. Сначала он попробовал сделать искусственную собаку. Для этого потребовалось несколько лет, а результатом стало что-то вроде уродливого оленя, который погиб через несколько дней. Я могу показать вам его в музее. После этого он приступил к созданию человекоподобного существа.

Domin: Да, что-то вроде этого, но старина Россум понимал это совершенно буквально. Он хотел, используя достижения науки, заменить Бога. Он был убежденным материалистом, и именно поэтому хотел доказать, что Бог не нужен. Вот такой у него был замысел воспроизводства человеческих существ, таких же, как вы или я, до кончиков волос. Знакомы ли вы с анатомией, мисс Глория?

Таков был лейтмотив у старого Россума при создании "роботов". Другим мотивом, в конечном счете, была обычная выгода. При этом возникает важная проблема «прав человека» для человекоподобных машин. Подобные проблемы могут возникнуть, если роботы начнут повсеместно использоваться в производстве, в армии, в быту и т.д.

Помимо выявления связанных с роботами проблем, пьеса заставляет вас задуматься и о других сопутствующих проблемах, таких как ответственность человечества, важность труда в жизни человека, с одной стороны и зло рабства, с другой. А также, каковы возможные последствия чрезмерного корыстолюбия, власти корпораций и так далее.

Как вы можете понять, пьеса достаточно интересная, ее стоит прочитать.

Как видите, можно считать, что пьеса Карела Чапека является предшественником таких научно-фантастических хитов, как Терминатор и Матрица, но выгодно отчается от них философским подтекстом. И это неудивительно, ведь Карел Чапек получил университетский диплом по философии. В любом случае, эта пьеса важный элемент в истории робототехники, потому что именно с нее фактически и началась робототехника. По крайней мере, она дала ей название.

Слово «робот» Карел Чапек, посовещавшись со своим братом-художником, создал из словенского «robota», что означает «каторжный труд». В истории невозможны допущения, но все-таки… Как назывались бы эти создания, которые сегодня стали такими же привычными в обиходе и обращении, как зубная щетка или интернет, если бы идея написать про гигантскую армию големов, гомункулусов и франкенштейнов пришла в голову не славянскому основоположнику научной фантастики? От какого слова образовалось бы понятие искусственно созданного человекоподобного существа не в единичном – экспериментальном! – экземпляре, а в массовом – тысячи тысяч?! Work? Arbeiten? Тrabajar? Тravailler? Или может быть, 働く?
Сегодня пьеса «R.U.R.» есть в переводе на множество языков, и Карел Чапек достоин упоминания в анналах истории хотя бы потому, что подарил в этой пьесе человечеству слово, не требующее перевода на другие языки. Может быть именно это слово – робот – стало в 20-е годы 20-го века одним из предвестников нынешней глобализации? Поэтому – и не только поэтому – хотелось бы еще раз взглянуть на пьесу К.Чапека - уже из нашего 21-го века.
И взгляд этот обнаруживает в относительно небольшом тексте концентрацию всех основных тем и мотивов, которые вот уже на протяжении почти ста лет в тех или иных интерпретациях муссируют фантасты и с энтузиазмом, опаской и слепой верой воплощают роботостроители.
И тем этих всего пять…

Тема 1. Люди создают много машин, внешне похожих на себя (роботов).

Пьеса «R.U.R.» была написана в 1920-ом, поставлена в 1921-ом. Европа еще не оклемалась после Первой мировой войны, которая привнесла в культуру заразный «вирус фатализма». Эксперименты с отравляющими газами вызвали в культуре просто шок. Оказывается, чтобы лишить человека жизни – самого дорогого, что может быть – совсем не обязательно по-рыцарски вызывать на дуэль, смотреть в глаза и даже нажимать на курок пистолета. Убивать – то есть истреблять – можно массово! Оптом! Жизнь отдельного человека как личности – во всяком случае, в европейско-христианской системе ценностей – оказалась эфемерной субстанцией. Человек нужен только для выполнения определенных функций, которые придумывают для него другие люди. А тут еще Ницше со своим «Бог умер»! Есть еще какие-то странные футуристы, которые считают машину выше человека. Однако горсточка маргиналов в Италии, Франции или в России кажется просто очередной забавой богемы. Есть и еще одно течение, само себя назвавшее призраком, бродящим по Европе. Течение это вылилось в грандиозный социальный эксперимент в 1917 году в огромной богатой империи, именуемой Россия.
И все это брожение в умах европейской интеллигенции аккуратно ложится на плодородную почву интенсивного развития науки и промышленного производства, образования концернов и конгломератов, монополий и магнатов, баснословных прибылей и беспросветной бедности…
А Карел Чапек в это время рассказывает байку, как где-то на острове шесть мужчин штампуют рабочую силу под заказ – 15 тысяч штук в день, «не считая определенного процента брака» (42). Эти шесть одиноких мужчин стали наследниками тайны, которую открыл гениальный одиночка старик Россум. Старик экспериментировал с формулой жизни – как средневековые алхимики! – пытаясь поспорить с Богом. (Для культуры эта тема не нова.) Старик нашел-таки химическую (!) формулу оживления материи. «С помощью двух микстурок мог сделать что хотите. Мог, например, соорудить медузу с мозгом Сократа или червяка длиной пятнадцать метров. Но так как в нем не было ни капли юмора(!), он забрал себе в голову создать нормальное позвоночное или даже человека». (33). Однако процесс тормозился, потому что все человеческие качества в новом создании воспроизвести не удается! Нью-гомункулус старого Россума умер через десять дней…
Однако 20-ый век берет свое! К старику Россуму приезжает на остров племянник, Россум-младший, который совсем по-другому смотрит на вещи: «Глупо делать человека целых десять лет. Если ты не станешь производить их быстрее природы, всю твою лавочку надо послать к черту» (35).
И молодой Россум упростил технологию. Он стал производить не людей. Зачем люди? Он стал производить «рабочую силу» - тех, кто будет за людей выполнять работу. И, следуя заветам истинного «сына современности» Россума-младшего, шесть парней на острове клепали этих созданий тысячами на продажу – без страха и упрека, набивая карманы барышами. Спрос рождает предложение!

Тема 2. Люди наделяют машины (роботов) «человеческими» свойствами.

Сегодня это выдают иногда за Искусственный Интеллект (ИИ)… В пьесе у Чапека очаровательная девушка Елена называет это душой. Дочь какого-то президента какой-то страны Елена Глори приехала развлечения ради посмотреть, как делают роботов. Она - воплощение самодостаточной и бесцельной красоты, естества и… неудовлетворенной женственности. Ей жалко роботов – просто так, от скуки! Она даже не скрывает от одиноких мужчин, что хочет взбунтовать роботов, подтолкнуть к восстанию. (Призрак бродит по Европе?) Но деловые самоуверенные мужчины на острове в окружении услужливых роботов даже не обращают внимания на ее речи.
«У нас уже перебывали сотни спасителей и пророков… Миссионеры, анархисты, члены Армии Спасения – кто угодно. Просто ужас, сколько на свете церквей и дураков.» (46) Мужчины – а у них всегда одно на уме! - просто предлагают ей «руку и сердце»: «Домин (глядя на часы): Еще три минуты. Если вы не выберете меня, вам придется выбрать кого-нибудь из пяти остальных». (54) Скорее всего, выбрав одного, она выбрала всех сразу - каждого по-своему. Во всяком случае, это по ее настоятельной просьбе доктор Галь начинает втайне от других экспериментировать с роботами. Очень уж Елена его просила. И на протяжении многих лет. (Елена: - О! Галь. Я знала, что вы не сможете мне отказать. Домин: - Почему? Елена: - Ты сам понимаешь, Гарри… Домин: - Да. Потому что он любит тебя… как и все. (95)) Зачем ей будоражить автоматизированных существ? Она приехала, чтобы поднять восстание, но убедилась, что это невозможно. Тогда жалость превратилась в страх: роботы могут возненавидеть людей. Но если у роботов будет душа, они будут как люди, смогут понять людей.
Когда очаровательная женщина чего-то хочет, одинокому мужчине трудно ей отказать… В результате Галь слегка «изменил физиологический коррелят» (94). Галь не претендовал на «подвиг» старого Россума. Он просто исполнил прихоть дамы. И появились роботы «с душой» - «на миллион добрых старых роботов приходится всего-навсего один реформированный» (95). «Дамский угодник» сделал даже робота-женщину и назвал его (или её) Елена. И была она (или он) так же прекрасна и бесполезна с точки зрения рабочей силы и производства, как и её живой прототип.
Елена была бесплодна. Может быть, сказалось юношеское чрезмерное сексуальное раскрепощение? Едва появившись на острове Россума она не в последнюю очередь интересовалась, не испытывают ли роботы-мужчины полового влечения к роботам-женщинам. Она приняла решение о замужестве в течение пяти минут и осталась единственной женщиной на острове в кругу шести поклонников. Поведение вполне в духе «потерянного поколения». Гертруда Стайн так назвала молодежь, растерявшую под грохот канонад Первой мировой войны все традиционные жизненные ценности и ориентиры. Скука стала всеобщим достоянием. Особенно для тех, кто не нуждался в деньгах. Елена была как раз из этого племени – дочь президента…
Хотя бесплодие Елены, о котором она весьма сожалеет, читая в газетах о глобальном падении рождаемости в мире, можно считать не таким уж полным. Она не подарила миру живого человека, но она «подарила» людям разумных роботов. Это ведь по её прихоти доктор Галь наделил роботов «душой»!

Тема 3. Машины (роботы) выходят из-под контроля людей.

Как на всяком «уважающем себя» производстве, на фабрике «Россумские Универсальные Роботы» бывали сбои. «Порой на них что-то находит. С ними приключается нечто вроде падучей… Мы называем это «судорогой роботов». Вдруг какой-нибудь их них швырнет оземь то, что у него в руке, стоит, скрипит зубами и – тогда мы отправляем его в ступу». (49) Так поступали «старые добрые» роботы.
Припадок, случившийся с реформированным роботом Радием, был несколько иной формы. Радий крушил статуи и картины, пока его не связали. То есть рушил культуру людей. «У него была не «судорога роботов» У него – что-то отвратительное» (71). Галь сделал Радию большой мозг - больше, чем у других роботов, больше чем у людей. Елена (опять Елена!) сделала Радия библиотекарем, чтобы он узнал все, что знают люди. И Радий узнал! «Надо убивать и властвовать, если хочешь быть как люди! Читайте историю! Читайте книги людей! Надо властвовать и убивать, чтобы быть людьми!». Правда, слова эти принадлежат другому усовершенствованному роботу – Дамону, которого отправили на работу в Гавр. Но не случайно, ведь, именно там образовалась «первая организация «Россумских универсальных роботов». Начитавшись книжек, самый умный робот вполне конкретно выразил желание несметного числа себе подобных: «Я не стану работать на вас… Вы не как роботы. Не такие способные, как роботы… Вы только приказываете. Плодите лишние слова… Я не желаю иметь над собой господ. Я сам все знаю.»
К этому стоит добавить, что роботы и умеют все. Их много. Они дешевы. Людям не осталось ничего другого, как приказывать и наслаждаться безоговорочным исполнением этих приказов. Мир превратился в рай. «Все – сплошная безумная, скотская оргия. Он теперь руки не протянут к еде – им прямо в рот кладут, чтобы не вставали… Мы, люди, мы, венец творения, мы не старимся от трудов, не старимся от деторождения, не старимся от бедности! Скорей, скорей, подайте нам все наслаждения мира!» (68)
Правда, встречались еще чудаки, которым «приятно руками взять кирпич, взвесить его, уложить и пристукнуть…» (66), которые повторяют при этом в молитвах «Господи боже, благодарю тебя за то, что дал мне усталость»(67). Именно такие «отщепенцы» восстали однажды против роботов и начали разбивать их. Роботы лишали их радости простого физического труда. Но другие люди «дали роботам оружие против восставших, и роботы истребили столько людей». А потом правительства превратили роботов в солдат, и войны стали обыденным явлением.
И вот умелые бесстрашные выносливые человекоподобные машины получили наделенных «образованием» вожаков, которых доктор Галь сделал просто «более возбудимыми»(72).

Тема 4. Машины (роботы) уничтожают людей.

Вполне вероятно, что именно эта тема пьесы «R.U.R.» послужила поводом для «научно-популярных» размышлений Айзека Азимова, которые выразились после в известные во всем мире «Три закона роботехники». Но Карелу Чапеку они были неизвестны! Во-первых, потому что в 1921 году, когда пьеса про роботов покоряла подмостки европейских театров, Азимов только-только учился произносить членораздельные слова. (А. Азимов родился в 1920 году.)
А во-вторых, Чапек был все-таки больше ироничным писателем-реалистом, чем фантастом. Поэтому так явно читаются во многих его произведениях идеи и дух места и времени. Поэтому так много в пьесе аллюзий с греческой литературной классикой. (Из-за Елены началась Троянская война!) Тему противостояния роботов и людей Чапек развил до предела.
Первый пароход, который прибыл на остров после долгой изоляции, привез оружие и листовки. «Роботы всего мира! Мы, первая организация «Россумских универсальных роботов», провозглашаем человека врагом естества(!) и объявляем его вне закона!» (83). И роботы начинают уничтожать людей – всех без разбора. Вождем у них умный и гордый библиотекарь робот Радий. Что может предпринять горстка людей, забаррикадировавшихся в здании правления предприятия «Р.У.Р»? Директор Домин мечтает пробраться на пароход – бежать! Технический директор Фабри подводит к металлической ограде вокруг здания электрический ток – попытка «схорониться» и выиграть время. Бухгалтер Бусман пробует откупиться – «Р.У.Р.» заработал полмиллиарда. Доктор Галь отчаянно казнит себя за самостоятельные опыты. Эстет Галлемайер размахивает пистолетом. Елена играет на пианино, а её няня Нана молится. И только архитектор Алквист бездействует.
Он-то и остался один в живых. Потому что, когда Алквист испытывал тоску от осознания того, что же все-таки этот архитектор (художник?) «со товарищи» натворил «из лучших побуждений перед человечеством», он шел работать на стройку и клал кирпичи рядом с роботами. За это роботы признали в нем своего и оставили в живых. Единственного человека, как выяснилось позже, на всей земле!

Тема 5. Люди побеждают машин (роботов).

Вполне возможно предположить, что основная идея, которая подвигла К.Чапека на написание пьесы про тысячи тысяч умных механизмов, была связана с влияние так называемого прогресса на человеческое сообщество. Что будет, если развитие науки и технологий избавит человека – опять-таки в европейско-христианской системе ценностей – от наказания за первородный грех? Мужчины не будут добывать хлеб в поте лица своего, а женщины не будут рожать в муках.
За мужчин всю работу выполняют роботы. Но вот рождать новую жизнь роботы за женщин не могут. «За последнюю неделю снова не было зарегистрировано ни одного рождения»(64), - читает Елена в газете. В ответ ёе няня, которая воплощает в пьесе «глас народа», смиренно замечает: «Люди больше не родятся. Это наказание, наказание божие! Господь наслал на женщин бесплодие». (65)
Люди не родятся, зато «родятся» роботы. Люди дали им разум, но не дали мудрости, научили прагматичному труду, но не смогли научить культуре. И когда роботы решили стать, «как люди», они взяли от людей то главное, что в них осталось после «сбора урожая прогресса» - гордыню!
Третий временной пласт пьесы – общество будущего. Достигнута цель Радия: «Мы – владыки мира! Владыки над морями и землями! Владыки над звездами! Владыки Вселенной! Места, места, больше места роботам!» (109) Уничтожив людей, роботы «увеличили производство во много раз. Уже некуда складывать все, что… (они) произвели». (112) Вот только себе подобных – «живых» - роботы производить не научились. Они делают все по технологии, но чего-то не хватает! А рукопись старого Россума, где была сокрыта тайна «одухотворения материи» в приступе отчаяния давным-давно сожгла Елена (опять Елена!). Бесконечно одинокий старый Алквист – единственный человек на земле – ничем не может помочь роботам, которых вдруг «обуял ужас» (112) бессмысленности существования. Они сделали бесконечное множество вещей, которые вдруг оказалось некому передать – роботы рассчитаны только на 20 лет работы! Будущего нет! Роботы требуют от Алквиста (человека!) «тайну жизни» (115). «Экспериментируй над живыми роботами. Изучи их устройство», - говорит Дамон, ставший главой Центрального совета роботов, и первым ложится под нож Алквиста. Неудачная операция – и окровавленный Дамон уже не так категоричен: «Жизнь! Я хочу… жить!».
Отчаявшийся Алквист с окровавленными руками готов разрезать и свою служанку – робота Елену. Однако тут происходит что-то невероятное. Влюбленный (!) робот Прим предлагает вместо Елены себя. Влюбленная (!) робот Елена в ответ на это плачет и грозит выброситься из окна. И наступает катарсис: Алквист, как господь Бог, выталкивает их: «Елена, веди его. Ступай, Адам. Ступай, Ева; ты будешь ему женой. Будь ей мужем, Прим!»(125).
Возможна ли была друга развязка? Хэпи энд должен вселять надежду. Тем более что Чапек был все-таки гуманистом и отталкивался в творчестве от реальности, а не от бесплодных фантазий для собственного развлечения и дохода. Человек всегда остается человеком. «Мы были машинами, - говорит один из роботов Алквисту, - но от ужаса и страданий мы… обрели душу». То, что не удалось гениальному одиночке старому Россуму, не удалось прагматичному дамскому угоднику доктору Галю, удалось абстрактному осознанию бессмысленности существования без будущего. Почти по Достоевскому: «Страдание очищает».

В наше время прогресс настиг уже не только науку, производство, коммуникации, быт. «Интенсификация знания» раздробила культуру. Рассказывая о роботах – в литературе, кино, мультипликации, комиксах – создатели произведений вот уже на протяжении почти ста лет так ли иначе все равно попадают в круг тем, заявленных в 1920 году Карелом Чапеком. Можно экспериментировать с нелинейным развитием сюжета и стилем подачи материала, можно переселять героев в незнакомые космические и временные пространства, можно наделять роботов самыми причудливыми способностями и размерами - суть от этого не меняется.
«Сконструировав» слово «робот» для обозначения разумных человекоподобных машин, Карел Чапек в пьесе «R.U.R» популярно расписал всю возможную систему их сосуществования с человеком. Нам остается просто понаблюдать, как она воплощается в реальности.
Пока не появится – в подтверждение законов Азимова - какой-нибудь новый робот Радий и не станет в припадке судорог уничтожать книги вместе с картинами и статуями.
И книги Карела Чапека в том числе.
Сергей Краснобород



Рекомендуем почитать

Наверх