Рабы технологий. Как побороть зависимость от гаджетов

Для Windows 13.07.2019
Для Windows

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

Электронные устройства в жизни ребенка сегодня заняли время и пространство, которые раньше были всецело в распоряжении родителей. Дети подсели на гаджеты, и теперь у них нет времени для других занятий.

Несмотря на наличие этой проблемы, многие родители по-прежнему регулярно покупают и приносят в дом все новые и новые электронные устройства, поддаваясь на просьбы и требования своих чад. Но должны ли мы баловать детей, покупая им новейшие гаджеты? Как минимизировать угрозу зависимости от электронных игрушек?

Чаще всего родители задают приблизительно такие вопросы: «Мой сын любит видеоигры и всегда хочет получить свежие игры как можно скорее. Также он подвергается давлению со стороны сверстников, что еще больше усиливает его желание обладать самыми современными гаджетами. Я чувствую, что порчу его, покупая ему все гаджеты, которые он хочет. Должен ли я идти на поводу у ребенка, когда появляется что-то новое и им овладевает желание немедленно это получить?»

Да, сегодня дети очень требовательны и все больше интересных гаджетов доступны для приобретения. Мобильные телефоны, видеоигры, айпады, компьютеры, музыкальные системы совершенствуются ежечасно. Иногда к тому времени, когда вы решитесь приобрести, наконец, гаджет, он уже успеет устареть. Так насколько мы должны баловать наших детей?

Почему родители покупают детям гаджеты?

Если вы работающая мать, то наверняка более снисходительны к ребенку. Работающие матери, как правило, испытывают чувство вины из-за своего постоянного отсутствия дома и более склонны уступать детям в их требованиях. Также в семьях, где оба родителя работают, как правило, больше доход, и есть деньги, чтобы побаловать ребенка. Вначале это может показаться вовсе не обременительным, но имейте в виду, что по мере взросления ребенок будет хотеть все больше подарков и обходиться они будут дороже.

Поэтому вы должны спросить себя, действительно ли ваш сын нуждается в новом гаджете? Будет ли сумма, которую вы потратите на его покупку, приемлема для вас? Именно вы должны решить, будет ли у вашего ребенка последняя версия видеоигры или новейшее электронное устройство. Если вы решите не покупать новый гаджет, вам нужно поговорить с ребенком о причинах вашего решения. Сравните стоимость этого гаджета с доходом бедного человека. Объясните, сколько он стоит и что на эти деньги можно купить. Предложите, в конце концов, ребенку купить желаемое на собственные сбережения.

Как родителям справиться с давлением сверстников?

Если именно давление со стороны сверстников руководит желанием вашего ребенка непременно иметь новый гаджет, вам нужно вместе обсудить это. Вполне естественно, что ваш сын (ваша дочь) нуждается в признании сверстниками, и поэтому будет придерживаться принятой в его окружении модели поведения. В идеале компания должна оказывать положительное влияние на ребенка, считаясь с его (ее) мнением и влияя на принятие им (ею) решений не больше, чем его (ее) собственные резоны.

Подросток, опять же в идеале, должен выбрать своих друзей мудро. Но это может быть трудно. Поэтому ваш ребенок в переходном возрасте будет, как никогда, нуждаться в вашей любви и поддержке. Психологи отмечают, что дети, которые имеют либо низкую самооценку, либо низкий уровень доверия к родителям, гораздо чаще поддаются давлению со стороны сверстников. Поэтому вам нужно очень постараться выстроить ваши отношения так, чтобы укрепить в ребенке уверенность в собственных силах и вашей поддержке его решений и действий.

Также очень полезно, если его интересы простираются за пределы его окружения — класса и дворовой компании. Это может быть кружок, группа или секция в другом районе или местности.

Как гаджеты влияют на детей?

Иногда родители не замечают, какое влияние электронные устройства оказывают на развитие их ребенка. Бывает, что малыш или подросток уделяет все свободное время именно гаджетам, игнорируя другие занятия, причем часто в ущерб собственным интересам. В таких случаях, если электронные устройства у детей забирают, то они чувствуют себя обделенными, становятся беспокойными и раздражительными. Значит, привычка играть вызывает изменения в поведении ребенка, который иногда предпочитает быть одиноким, но с гаджетом.

Так возможно ли контролировать этот процесс и повлиять на него, не допуская появления зависимости от гаджета?

Как контролировать использование гаджетов ребенком?

Следите за состоянием своего ребенка, пока не стало слишком поздно. Удовлетворяйте иногда прихоти детей, но для вашего решения должны быть веские основания.

Также строго нужно контролировать количество часов, которое ребенок тратит на гаджеты, — это время должно быть установлено вами.
По возможности нивелируйте влияние сверстников на желания вашего ребенка. Для этого обеим родителям необходимо уделять достаточно времени и внимания ребенку, чтобы у него не возникло чувство изоляции или ненужности. Попробуйте помочь подростку завести новых друзей, особенно если те, что есть сейчас, увлечены исключительно гаджетами. Например, возьмите его (ее) в поход или на пикник — пусть насладится красотой природы, переживет совместные трудности в новой компании.
Понятно, что все это потребует от вас времени и терпения, так что успокойтесь и хорошенько все продумайте.

Вы можете воспользоваться приведенными советами, чтобы добиться ситуации, когда ребенок не захочет тратить свое драгоценное время на общение с бездушными гаджетами. Но у каждого взрослого наверняка найдутся в запасе вещи, которыми можно увлечь собственного ребенка, чтобы оторвать его, наконец, от электронных игрушек.
Привлеките его к участию в ваших любимых занятиях или заинтересуйтесь сами тем, что интересует его (ее), чтобы ваше внимание, время и силы были направлены на то, что увлекает всю семью, делая ее дружнее и сплоченнее.

Мобильный телефон – это аппарат, без которого сложно представить современную жизнь. Даже в кармане самого бедного человека можно найти подобное устройство.

Общая информация

Еще пару десятков лет назад мобильный телефон являлся стратегически важным устройством. Он был предназначен для общения на расстоянии. Нынешний широкий функционал этого гаджета провоцирует у людей зависимость от телефона. С помощью смартфона мы не только общаемся, но и играем в игры, заходим в социальные сети и т. д.

Зависимость от смартфона можно назвать настоящей болезнью современного общества. Многие люди, особенно подростки и дети, не расстаются с этим аппаратом ни на секунду. Они не представляют своей жизни без смартфона и даже не выпускают его из рук в общественном месте.

Причины

Возможна ли жизнь современного человека без мобильного телефона? Дать однозначный ответ невозможно.

Даже сейчас некоторые люди прекрасно обходятся без сотового и не жалуются. Но для 95 процентов людей отсутствие смартфона – это настоящая катастрофа и серьезная трагедия. День, прожитый вдалеке от смартфона, является прожитым зря. Раздражает людей и то, когда их друзья забывают мобильный телефон и не берут трубку. Все вышеуказанные признаки говорят о том, что у человека есть мобильная зависимость.

Зависимость от гаджета может характеризовать внезапно севшая аккумуляторная батарея. Зависимый человек носит телефон с собой везде. Даже поход в туалет и ванную комнату не обходится без этого аппарата. На нем мы слушаем музыку, читаем книги, общаемся с родными и т. д.

Мобильная зависимость, по словам специалистов, возникает не просто так. Существуют отдельные причины появления подобной проблемы. Среди таких следует выделить:

  • страх изолирования от родных и близких;
  • воздействие рекламы;
  • боязнь стать одиноким;
  • иллюзия беззаконности.

Зависимость от гаджета исчезла тогда, когда на улицах начали исчезать телефонные будки, с помощью которых можно было в любую минуту связаться с близкими. Человеку понадобился достойный заменитель, который всегда был бы под рукой. Таким образом и появились мобильные телефоны. И сейчас даже небольшая разлука с мобильным устройством вызывает панику и стресс.

Взрослый человек способен отсеивать ненужную информацию, продемонстрированную СМИ. Ребенок и подросток же самостоятельно справиться с этим не может. Сейчас в рекламах показывают, как сложно жить без смартфона, и дитя впитывает эту информацию, как губка. У несформированных личностей и появляется мобильная зависимость.

А также зависимость от гаджета может быть вызвана ложным мнением о том, что состоятельный человек при себе всегда имеет много устройств (планшет, ноутбук, смартфон и т. д.). Дети, стараясь продемонстрировать свою «крутость» перед сверстниками, не выпускают из рук смартфонов. Таким образом, зависимость от мобильного телефона может появляться по самым разным причинам, наиболее распространенные из которых описаны выше.

Последствия

Научное название зависимости от гаджетов звучит, как номофобия. Мобильная зависимость проявляется абсолютно по-разному, но чаще всего узнать такого человека можно по тому, что он никогда не выпускает из рук телефон. Сами же пациенты с такой проблемой рассматривают зависимость от мобильного телефона, как отличный способ избавиться от скуки. Все же множество психологических тестов продемонстрировали, что ежедневное частое использование смартфона отрицательно сказывается на психике и здоровье человека в целом.

Среди главных пагубных влияний гаджета можно выделить:

  • потерю возможности к сопереживанию;
  • проблемы с режимом сна;
  • чрезмерную мечтательность;
  • рассеянность внимания.

По результатам исследований, под пагубным воздействием телефона мы становимся менее чуткими и теряем способность ставить себя на место других людей. Если так будет продолжаться и дальше, то зависимость от гаджета совсем скоро испортит искренние человеческие чувства между людьми.

Практически половина нынешнего населения призналась в том, что засыпает со смартфоном в руках. Используя устройство, мы теряем чувство времени и ложимся спать намного позже, чем планировали. Это отрицательно сказывается на состоянии нашего здоровья.

Мобильная зависимость приучает наш мозг постоянно отвлекаться по малейшему зову. Любое оповещение, звонок или сообщение способны отвлечь даже от самого важного дела. Используя подобный механизм, мы ограждаем себя от реальной жизни. По подсчетам экспертов, в день мы проводим не менее 6 часов за смартфоном.

Симптомы

Гаджет и аддикция – это два совместимых явления. Не каждый человек способен определить в себе зависимость от смартфона, т. к. он просто отказывается в это верить. Вы можете даже не подозревать о том, что вы являетесь зависимым. Среди главных симптомов номофобии следует отметить:

  • постоянное нервное напряжение;
  • чувство злости и истерика, когда телефон не рядом;
  • дискомфорт при отсутствии устройства;
  • дрожь в руках;
  • если телефон рядом, вы постоянно в него смотрите и не выпускаете из рук;
  • у вас есть страх перед тем, что сядет аккумуляторная батарея;
  • вы постоянно пополняете счет на мобильном телефоне и не можете прожить без исходящих звонков и дня;
  • регулярно следите за новинками в мире мобильных гаджетов;
  • приобретаете при возможности более новый и функциональный телефон, даже если старый аналог находится в рабочем состоянии и имеет опрятный внешний вид.

Если 4–5 симптомов одновременно присущи вашему поведению или поведению вашего близкого человека, знайте, что у вас или у него есть зависимость от гаджета.

Лечение

Зависимость от телефона может возникнуть у любого человека без исключения. У каждого она проявляется по-разному: кто-то общается в соцсетях, кто-то постоянно говорит, а кто-то слушает музыку и т. д. Если вы заметили, что зависимость начинает поражать и вас, следует незамедлительно обратиться за помощью к психотерапевту.

Побороть зависимость человек сможет только в том случае, если он сам этого хочет.

  1. Для начала необходимо начать с малого. Следует отказаться от телефона хотя бы в домашних условиях. Не нужно носить его с собой везде, даже в туалет и ванную комнату.
  2. Категорически забудьте о сне, когда телефон находится возле головы, чтобы было проще его доставать в случае неожиданного звонка. Мало того, что излучение отрицательно сказывается на функционировании головного мозга, так еще и такая доступность усугубляет проблему зависимости.
  3. Хотя бы на время отдыха следует отключать аппарат. Не помешает также участить поездки в зону, где нет мобильного покрытия. Для скорейшего избавления от проблемы не помешает отказаться от модного и функционального смартфона и заменить его на простой сотовый телефон. Сознательные родители не должны покупать телефоны и другие аналогичные гаджеты детям дошкольного возраста.

Заключение

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что гаджет и аддикция взаимосвязанные понятия. Если вы обнаружили у себя или близкого человека зависимость от мобильного телефона, то следует приступить к правильному и эффективному лечению.

Владей своими страстями - или они овладеют тобою.

Эпиктет

В плену у гаджетов

Мы просыпаемся по звонку будильника в телефоне, выходим в интернет раньше, чем успели умыться, и не мыслим своей жизни без компьютера. Технологии все больше проникают в нашу жизнь: с их помощью мы общаемся, учимся, работаем и развлекаемся. Однако парадокс заключается в том, что многочисленные гаджеты, будучи изобретенными для того, чтобы экономить время и облегчить коммуникации между людьми, зачастую имеют совершенно противоположный эффект. В развитых странах уже давно возникла и быстрыми темпами развивается зависимость людей от их гаджетов. Например, в США около 10% населения страдают зависимостью от смартфонов, и уже тысячи людей обратились в связи с этой проблемой за медицинской помощью.

Недавно в Нью-Йорке был проведен социологический опрос, в котором людей спрашивали: «Чтобы ответить на телефонный звонок, готовы ли вы прервать свидание, прием пищи и секс?» Оказалось, что 22% респондентов готовы прервать свидание, 49% - обед и 11% - отвлечься во время секса.

Если же говорить о России, то последние опросы, показывают неутешительную статистику: просмотр телевизора является первым по по пулярности способом проведения досуга россиян , оставив далеко позади общение с близкими, занятия спортом или другой активный отдых. Среди российских интернет-пользователей 36% признают, что проводят в интернете слишком много времени и отмечают, что при исчезновении всемирной сети, они приобрели бы кучу свободного времени и общение с реальными людьми. В целом 80% россиян отмечают негативные воздействия компьютера на здоровье человека: ухудшение зрения, боли в спине и негативное влияние на психику.

Как ее распознать?

Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя , наркотиков или идеализма.
Карл Густав Юнг

Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction ) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов , вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.

На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» - дофамина .

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта: секса, приёма вкусной пищи, а также при при еме алкоголя, наркотиков и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина , вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.

Как показывают исследования, у подростков, страдающих зависимостью от социальных сетей , резкие выбросы дофамина происходят каждый раз, когда они обновляют страничку в социальных сетях или получают «лайк ». Именно поэтому если человек с «гаджет-зависимостью » на какое-то время вынужден расстаться со своим гаджетом, то у него развивается состояние «гаджет ломки», депрессия, раздражительность, постоянное чувство беспокойства, а в особенно тяжелых случаях могут появиться галлюцинации и панические атаки.

Помимо психологических проблем, гаджет-зависимость способствует и появлению ряда нежелательных физиологических последствий: сухость в глазах, падение зрения, боль в шее и спине, расстройства сна и гиподинамия, которая приводит к ожирению и резко возросшему риску сердечно-сосудистых заболеваний.

Психологи предлагают следующие критерии гаджет-зависимости:

  1. Вы неуютно чувствуете себя и нервничаете, если какого-то гаджета нет у вас под рукой, даже если реальной нужды в этом гаджете нет .
  2. Вы не можете оторваться от какого-то гаджета, вам сложно ограничивать время, отведенное на занятия с ним.
  3. Вы не можете удержаться от покупки нового гаджета, даже если реальной необходимости в нем нет.
  4. У вас случались конфликты с друзьями и близкими из-за того, что вы слишком много времени уделяете своему гаджету.
  5. Вы пользуетесь своим гаджетом при любой возможности, даже если в этом нет необходимости.
  6. У вас случались проблемы из-за того, что вы слишком много времени тратили на свой гаджет в ущерб действительно важным делам (работе, учебе ).

Если хотя бы несколько из этих пунктов правдивы в вашем отношении, то есть повод задуматься и начать серьезно относиться к тому, сколько времени вы проводите «в компании» цифровых игрушек. В случае же если для человека верны большинство из этих утверждений, можно уже с уверенностью говорить о существовании гаджет-зависимости.

Как побороть зависимость от гаджетов

природа любой зависимости заключается в том, чтобы желать все больше и больше, а не меньше и меньше».

Аллен Карр

Эксперт в области информационных технологий, официальный представитель Google и автор бестселлера «Цифровая диета» Дэниел Сиберг пр едлагает четырех ступенчатый план, который поможет в избавлении от гаджет-зависимости .

Шаг первый. Честно признайтесь себе в том, какие последствия для вашего психического и физического здоровья несет «гаджет-зависимость». Как и в случае со многими другими зависимостями, первый шаг к избавлению от них начинается с того, что вы признаете само существование этой проблемы.

Шаг второй. Максимально ограничьте присутствие в своей жизни гаджетов. Понятно, что это куда проще сказать, нежели сделать и потому Дэниел Сиберг пр едлагает ряд простых правил, которым нужно следовать. Не используйте гаджеты по инерции. Прежде чем ваша рука потянется к смартфону, чтобы в сотый раз обновить страничку фейсбука, спросите себя, зачем вы это делаете? Действительно ли вам так важно узнать, случилось ли что-то новое за то время пока вы спали/ели/моргнули, или вы делаете это не думая , просто в силу привычки? Объявите спальню территорией свободной от гаджетов (единственное исключение - телефон, используемый только в качестве будильника). Это поможет вам быстрее засыпать. А кроме того , синеватый свет электронных гаджетов нарушает выработку гормона сна - мелатонина, которые отвечает не только за крепкий и здоровый сон, но также и за ваш иммунитет, молодость и здоровье .

Старайтесь «избегать соблазнов». Например, если вы обедаете, разговариваете с друзьями или работаете за компьютером, не выкладывайте свой телефон на стол - оставьте его в кармане или сумке. Таким образом, у вас будет меньше поводов для того, чтобы вертеть его в руках, а звонок вы в любом случае услышите. Составьте свое расписание «цифрового детокса » - назначьте время, когда вы отключаете все гаджеты. Это может быть час в день, либо же какой-нибудь день недели. Главное, чтобы вы научились контролировать и ограничивать использование гаджетов.

Шаг третий. Сфокусируйтесь на тех аспектах своей жизни, которыми вы пренебрегали ранее. Уделите внимание своим друзьям и близким, займитесь спортом, возьмите в руки книгу, в конце концов, просто выйдите погулять на улицу. Ведь тот же самый дофамин , который вынуждает вас снова и снова брать в руки любимый гаджет, может вырабатываться и от физической активности, и от прогулок по лесу, и от хорошей музыки. Ваша цель - заменить вредную зависимость полезной.

Шаг четвертый . Постепенно возвращайте в свою жизнь гаджеты, тщательно дозируя время их использования. Ведь основная задача современного человека это не отказаться от новых технологий, а сделать так, чтобы они служили ему лишь во благо.



Рекомендуем почитать

Наверх