Примеры программ на ассемблере для stm32. STM32F4. Светодиоды на ассемблере. Мигаем светодиодом в STM32 на ассемблере

Прочие модели 03.03.2019
Прочие модели
14 августа 2017 в 11:33

Мигаем светодиодом в STM32 на ассемблере

  • Компьютерное железо

Некотрое время назад захотелось мне освоить ассемблер и после прочтения соответствующей литературы пришло время практики. Собственно о ней и пойдет дальше речь. Первое время я практиковался на Arduino Uno (Atmega328p), теперь решил двигаться дальше и взялся за STM32. В руки ко мне попала STM32F103C8 собственно на ней и будут проходить дальнейшие эксперименты.

Инструменты

Я использовал следующие инструменты:
  • Notepad++ - для написания кода
  • GNU Assembler - компилятор
  • STM32 ST-LINK Utility + ST-LINK V2 - для прошивки кода на микроконтроллер и отладки

Начало

Основная цель программирования на ассемблере для меня - это обучение. Так как никогда не знаешь где наткнешься на очередную интересную проблему, то было решено писать все с нуля. Первостепенной задачей было понять как работает вектор прерываний. В отличие от Atmega в STM32 вектор прерываний не содержит инструкций перехода:

Jmp main
В нем прописываются конкретные адреса и во время прерывания процессор сам подставляет прописанный в векторе адрес в PC регистр. Вот пример моего вектора прерываний:

Org 0x00000000 SP: .word STACKINIT RESET: .word main NMI_HANDLER: .word nmi_fault HARD_FAULT: .word hard_fault MEMORY_FAULT: .word memory_fault BUS_FAULT: .word bus_fault USAGE_FAULT: .word usage_fault .org 0x000000B0 TIMER2_INTERRUPT: .word timer2_interupt + 1
Хочу обратить внимание читателя, что первой строкой идет не reset вектор, а значения которым будет инициализироваться стэк. Сразу следом за ним идет reset вектор после которого следуют 5 обязательных векторов прерываний (NMI_HANDLER – USAGE_FAULT).

Разработка

Первое на чем я застрял был синтаксис ARM ассемблера. Еще во время изучения вектора прерываний я встретил упоминания того, что у ARM существует 2 вида инструкций Thumb и не Thumb. И что Cortex-M3 (STM32F103C8 именно Cortex-M3) поддерживает только набор Thumb инструкций. Я писал инструкции строго по документации, но ассемблер на них почемуто ругался. Выяснилось, что в начале программы надо поставить это говорит ассемблеру что можно использовать Thumb и не Thumb инструкции одновременно.

Следующее с чем я столкнулся были отключенные по умолчанию GPOI порты. Чтобы они заработали, кроме всего прочего надо выставить соответствующие значения в RCC (reset and clock control) регистрах. Я использовал PORT C, его можно включить установив бит 4 (нумерация битов идет с нуля) в RCC_APB2ENR (peripherial clock enable register 2).

Дальше мигание светодиодом. Прежде всего, как и в Arduino надо установить пин за запись. Это делается через GPIOx_CRL (control register low) или GPIOx_CRH (control register high). Тут надо отменить что за каждый пин отвечают 4 бита в одном из этих регистров (регистры 32 битные). 2 бита (MODEy) определяют максимальную скорость передачи данных и 2 бита (CNF) конфигурацию пина. Я использовал PORT C пин 14, для этого выставил в GPIOx_CRH регистре биты = 10 и биты = 00.

Чтобы диод горел надо в GPIOx_ODR (output data register) выставить соответствующий бит. В моем случае бит 14. На этом можно было бы закончить этот простой пример, сделав функцию задержки и поставив это все в цикл, но я этого сделать не смог. Я решил настроить прерывания по таймеру… Как выяснилось это было зря, прежде всего потому, что таймеры слишком быстрые для такого рода задач.

Не стану подробно описывать настройку таймера, кому интересно код есть на Github . Задумка была проста, в цикле отправлять процессор в Idle, по таймеру выходить из Idle зажигать/гасить светодиод и опять в Idle. Но таймер срабатывал гораздо быстрее чем я успевал сделать все вышеуказанное из-за чего пришлось ввести дополнительный счетчик.

Счетчик - 32 битная переменная, которая должна была находиться в SRAM. И тут меня ждали очередные грабли. Когда я программировал на Atmega чтобы поместить переменную в SRAM я через.org задавал адрес начала памяти, куда собственно помещался блок с данными. Сейчас, немного почитав об инициализации памяти, я не уверен, что это было правильно, но это работало. И я решил провернуть тоже самое с STM32. Адрес начала памяти в STM32F103C8 – 0x20000000. И когда я сделал.org по этому адресу, то получил бинарник на 512мб. Это отправило меня на пару вечеров «курить мануалы». Я все еще не на 100% понимаю как это работает, но на сколько я понял.data секция помещает значения, которыми надо инициализировать переменные в исполняемый файл, но во время выполнения программист должен сам инициализировать значения переменных в памяти. Поправьте меня пожалуйста если я не прав. В итоге я создал переменную так:

Section .bss .offset 0x20000000 flash_counter: .word
Инициализировал ее в начале main функции и LED замигал. Надеюсь эта статья комуто поможет. Если есть вопросы буду рад на них ответить.

Некотрое время назад захотелось мне освоить ассемблер и после прочтения соответствующей литературы пришло время практики. Собственно о ней и пойдет дальше речь. Первое время я практиковался на Arduino Uno (Atmega328p), теперь решил двигаться дальше и взялся за STM32. В руки ко мне попала STM32F103C8 собственно на ней и будут проходить дальнейшие эксперименты.

Инструменты

Я использовал следующие инструменты:

  • Notepad++ - для написания кода
  • GNU Assembler - компилятор
  • STM32 ST-LINK Utility + ST-LINK V2 - для прошивки кода на микроконтроллер и отладки

Начало

Основная цель программирования на ассемблере для меня - это обучение. Так как никогда не знаешь где наткнешься на очередную интересную проблему, то было решено писать все с нуля. Первостепенной задачей было понять как работает вектор прерываний. В отличие от Atmega в STM32 вектор прерываний не содержит инструкций перехода:

Jmp main

В нем прописываются конкретные адреса и во время прерывания процессор сам подставляет прописанный в векторе адрес в PC регистр. Вот пример моего вектора прерываний:

Org 0x00000000 SP: .word STACKINIT RESET: .word main NMI_HANDLER: .word nmi_fault HARD_FAULT: .word hard_fault MEMORY_FAULT: .word memory_fault BUS_FAULT: .word bus_fault USAGE_FAULT: .word usage_fault .org 0x000000B0 TIMER2_INTERRUPT: .word timer2_interupt + 1

Хочу обратить внимание читателя, что первой строкой идет не reset вектор, а значения которым будет инициализироваться стэк. Сразу следом за ним идет reset вектор после которого следуют 5 обязательных векторов прерываний (NMI_HANDLER – USAGE_FAULT).

Разработка

Первое на чем я застрял был синтаксис ARM ассемблера. Еще во время изучения вектора прерываний я встретил упоминания того, что у ARM существует 2 вида инструкций Thumb и не Thumb. И что Cortex-M3 (STM32F103C8 именно Cortex-M3) поддерживает только набор Thumb инструкций. Я писал инструкции строго по документации, но ассемблер на них почемуто ругался.

unshifted register required

Выяснилось, что в начале программы надо поставить

это говорит ассемблеру что можно использовать Thumb и не Thumb инструкции одновременно.

Следующее с чем я столкнулся были отключенные по умолчанию GPOI порты. Чтобы они заработали, кроме всего прочего надо выставить соответствующие значения в RCC (reset and clock control) регистрах. Я использовал PORT C, его можно включить установив бит 4 (нумерация битов идет с нуля) в RCC_APB2ENR (peripherial clock enable register 2).

Дальше мигание светодиодом. Прежде всего, как и в Arduino надо установить пин за запись. Это делается через GPIOx_CRL (control register low) или GPIOx_CRH (control register high). Тут надо отменить что за каждый пин отвечают 4 бита в одном из этих регистров (регистры 32 битные). 2 бита (MODEy) определяют максимальную скорость передачи данных и 2 бита (CNF) конфигурацию пина. Я использовал PORT C пин 14, для этого выставил в GPIOx_CRH регистре биты = 10 и биты = 00.

Чтобы диод горел надо в GPIOx_ODR (output data register) выставить соответствующий бит. В моем случае бит 14. На этом можно было бы закончить этот простой пример, сделав функцию задержки и поставив это все в цикл, но я этого сделать не смог. Я решил настроить прерывания по таймеру… Как выяснилось это было зря, прежде всего потому, что таймеры слишком быстрые для такого рода задач.

Не стану подробно описывать настройку таймера, кому интересно код есть на

Счетчик - 32 битная переменная, которая должна была находиться в SRAM. И тут меня ждали очередные грабли. Когда я программировал на Atmega чтобы поместить переменную в SRAM я через.org задавал адрес начала памяти, куда собственно помещался блок с данными. Сейчас, немного почитав об инициализации памяти, я не уверен, что это было правильно, но это работало. И я решил провернуть тоже самое с STM32. Адрес начала памяти в STM32F103C8 – 0x20000000. И когда я сделал.org по этому адресу, то получил бинарник на 512мб. Это отправило меня на пару вечеров «курить мануалы». Я все еще не на 100% понимаю как это работает, но на сколько я понял.data секция помещает значения, которыми надо инициализировать переменные в исполняемый файл, но во время выполнения программист должен сам инициализировать значения переменных в памяти. Поправьте меня пожалуйста если я не прав. В итоге я создал переменную так:

Section .bss .offset 0x20000000 flash_counter: .word

Инициализировал ее в начале main функции и LED замигал. Надеюсь эта статья комуто поможет. Если есть вопросы буду рад на них ответить.

Это моя первая статья для сообщества Хабрахабр и написать ее я решил про то что сейчас волнует меня самого: написание программ для микроконтроллеров STM32 (семейство АRМ) на языке ассемблера. Я использую отладочную плату на основе микроконтроллера STM32F407 (STM32F4 Discovery, Open407I-C), но статья будет не менее полезна и для программирования других микроконтроллеров STM32.

После поисков по интернету так и не удалось найти сколь нить понятного для новичка способа написания прошивок для STM32- и ARM- контроллеров вообще на языке ассемблера. Нет, конечно любой поисковик по сочетанию «STM32 ассемблер» дает очень много результатов, но после внимательного их изучения выясняется что 98% результатов поиска ведут на описание сред в которых по заверению производителей языком программирования микроконтроллеров является С, С++, Assembler.

Более того, как только Вы начинаете искать информацию о том как же все таки программировать на ассемблере в конкретной среде для конкретного микроконтроллера — выясняется, что «гуру не пишут проекты на ассемблере», и в средах ассемблер используется максимум для написания процедур и функций требующих максимального быстродействия, или генерации кода содержащего специфические команды микроконтроллера аналог которых не предлагается языком Си (С++ или библиотеками) in-line вставками.

Дальше было еще интереснее, я выяснил что компиляторов ассемблера на ARM платформу существует как минимум два: GNU AS, и ARMASM. И у них различные форматы исходных файлов… Нет, конечно команды ассемблера одинаковые (слава богу), но вот как они пишутся, как указываются операнды, особенно служебные токены — отличаются так, что компиляция без «танцев» исходных файлов GNU AS на ARMASM (и наоборот) становится невозможна. Причем если GNU AS используется в бесплатно распространяемых средах (например CooCox), то ARMASM идет в составе далеко не самой дешевой среды Keil MDK. Насколько мне удалось выяснить для кода размером не более 32 кб среда является бесплатной, но не думаю что 32 кб для 32-разрядного микроконтроллера является каким то выдающимся размером для прошивки: немного кода работающего с дисплеем, немного шрифтов под дисплей, образов иконок — и 32 кб может и не хватить. Сообщество любителей нашло выход — это использование отдельных образов кода по 32 кб и потом объединение их различными способами — но как то хочется нормальной разработки, а не попыток «впихнуть и распределить невпихуемое» (использование пиратских программ мне не интересно). Есть ли ограничение на размер кода у самого компилятора ARMASM или это ограничение Keil MDK — я не стал выяснять, не очень приятно проделать работу основываясь на данных что все бесплатно, и в середине какого нить уже не тестового проекта получить ошибку компиляции из-за ограничений по размеру…

Таким образом, несмотря на то что в сети проектов написанных под ARMASM больше (по крайней мере так мне показалось исходя из результатов поиска), я решил разобраться с GNU AS — который бесплатен для любых размеров прошивок.

В результате поисков ресурсов (другие 2% результатов по запросу «STM32 ассемблер») на тему ассемблера для STM32 я наткнулся на отсутствие какого то начального состояния у многочисленных авторов. У кого то хорошо описаны инструкции ARM, у кого то сделаны попытки раскрыть параметры ассемблера и линковщика, где то описана минимальная (по мнению автора статьи) конфигурация от которой можно оттолкнуться — но вся эта информация так раскидана — что для начального вхождения практически не пригодна, тем более когда в проекте появляется что-то новое и вы просто не понимаете какие исправления нужно внести чтобы все «заработало»… Особенно тяжело если вы раньше не задумывались о том что делает IDE при компиляции ваших проектов. Теоретически конечно все представляют, что есть ассемблер, линковщик и другие вспомогательные утилиты, но вот какие файлы настроек, ключи для запуска, файлы для работы нужны — все это как то на уровне «ликбеза».

Поэтому, цель первого этапа — создать с нуля минимальную конфигурацию программных и настроечных файлов для возможности написания программ на языке ассемблера .

Я постараюсь описать все более менее последовательно, чтобы Вы могли не только просто повторить то, что я сделал, но и сделать собственные настройки для своего микроконтроллера, а так же менять эти настройки когда это будет необходимо (это пожалуй самое главное!). Вообще не думаю что все что я написал нужно повторять — просто внимательно прочитайте! Это тот путь который вы должны были бы пройти если бы начинали разбираться во всем сами. Я не буду описывать каким образом я дошел до того или иного шага, это сборная «солянка» от поиска в интернете, просмотра примеров других авторов, разбирательства в файлах которые генерирует CoIDE (CooCox), это не интересно и не нужно, но то что узнал в ключевых моментах, и что реально будет нужно для написания своих проектов я постараюсь отметить.

Для начала необходимо скачать пакет разработчика GNU GCC (из него можно взять программы компилятора ассемблера), это можно сделать например отсюда (справа выбираем пакет в зависимости от операционной системы).

Этот пакет можно распаковать на диск (я распаковал в каталог gcc каталога CooCox , у меня этот пакет используется и для программирования в среде CooCox).

Нужные нам файлы я выделил:


Теперь небольшое отступление для тех кто не задумывался о том как происходит преобразование написанной программы в исполняемый код.

Программа написанная в текстовом редакторе (это может быть как блокнот, так и среды разработки по типу CooCox, Keil) сначала компилируется ассемблером.

Все более менее серьезные программы состоят из различных частей которые размещаются в разных исходных файлах программы, эти части могут иметь различное назначение (код, константы, данные), располагаться в различных областях памяти (FLASH, SRAM, Backup SRAM и т. д.) — поэтому мало просто откомпилировать программу, нужно еще правильно расположить ее части в памяти микроконтроллера. Этим важным делом занимается линковщик — в зависимости от схемы линковки он располагает части программы по так называемым сегментам которые и представляют собой различные области памяти микроконтроллера.


Нам осталась самая малость : разобраться как скомпилировать и как распределить части нашей прошивки.

Здесь очень желательно чтобы вы представляли с чего начинается исполнение программы у микроконтроллера STM32F4 , если это не откровение для вас можете пропустить пару абзацев:

При включении микроконтроллер:

  1. По адресу 0х0800 0000 (*) загружает значение регистра указателя стека SP . Обычно стек начинается с конца доступной RAM и при заполнении движется от старших адресов к младшим
  2. По адресу 0x0800 0004 загружает значение регистра PC (Program counter) — то есть фактически осуществляет переход по адресу указанному по адресу 0x0800 0004
  3. Осуществляется исполнение программы по адресу загруженному в PC
(*) Адреса разделены пробелом для удобства чтения, в программах правильно писать конечно же 0x08000000

Исходя из выявленных шагов находим в документации на контроллер в каких адресах располагается SRAM у STM32F4 (или у Вашего микроконтроллера, так как различные микроконтроллеры имеют различный объем памяти). Для моего микроконтроллера открываем «RM0090 Reference manual » (для других микроконтроллеров ST посмотрите ).

Идем на страницу 59

Внимательно читаем! У нашего микроконтроллера есть два банка памяти SRAM1 и SRAM2 размерами 112 кб и 16 кб. Другая интересующая нас информация находится на странице 68.

У микроконтроллера проекта STM32F407 фактически 3 блока памяти расположенных в разных областях адресного пространства:

  • объединенный блок SRAM1 и SRAM2 начинающийся с адреса 0x2000 0000 и имеющий размер 112 кб + 16 кб (всего 128 кб)
  • отдельный блок CCM — начинающийся с адреса 0x1000 0000 . Согласно написанному «на борту» у контроллера 192 кб — следовательно блок CCM у нас на 64 кб.
  • Отдельный блок backup SRAM размером в 4 кб
Не стоит обвинять разработчиков микроконтроллера в раскидывании памятью по адресному пространству — эти 3 разных блока памяти исполняют различные функции:
  • SRAM1 и SRAM2 — хранение переменных и данных
  • CCM — хранение переменных и данных, а так же программ исполняющихся из оперативной памяти (!)
  • backup SRAM – хранение переменных и данных с питанием от внешней батареи энергонезависимого питания. В микроконтроллере STM32F4 нет энергонезависимой памяти для хранения констант, и предложен способ хранения переменных в ОЗУ с питанием контроллера от миниатюрной батарейки (типа часовой) с минимальным потреблением
Возьмем банки памяти SRAM1 и SRAM2 и в их конце разместим стек. Вычислим адрес последней ячейки стека:
0x2000 0000 + 128kб = 0x2000 0000 + 0x0002 0000 = 0x2002 0000

Таким образом указатель стека нужно будет установить на значение 0x20020000 . Получаем следующую «карту» памяти:

Значения указателей 4-х байтные, формат этот называется word (это вам должно быть известно из курса программирования на любом языке)

Теперь немного «шаманства» . Дело в том что платформа ARM имеет очень большое количество микропроцессоров, с различными форматами команд. Для того чтобы определить какой формат команды используется используются 2 младших бита адреса команды. Так вот младший бит установленный в «1» показывает, что команда подлежащая исполнению указана в формате Thumb . В случае, если оба младших бита сброшены — микропроцессор считает что нужно исполнить команду в формате ARM . Для микроконтроллеров STM32 при осуществлении переходов допустим только набор команд Thumb ! В случае если мы попробуем «заставить» микроконтроллер перейти на команду в формате ARM — произойдет ошибка!

Если посмотреть двухзначное представление полученного нами адреса то мы увидим что в нашем адресе «закодирована» система команд ARM .

Младший байт адреса (0x08) в двоичном виде:

А должно быть:

Фактически добавление младшего бита установленного в «1» — это просто увеличение адреса на 1.

Запоминаем правило: при указании указателей в таблице векторов прерываний необходимо увеличивать значение адреса на 1

В качестве программы будем использовать примитивный бесконечный цикл. Чтобы не отправлять Вас в «копание» в документации — это команда «B ».

Если вы задумались об ассемблере, или писали на ассемблере для AVR (или i8080, или Z80), то наверное команда «JMP » восьмибитников вам знакома, так вот «B » ее аналог.

Получается что наша программа должна выглядеть следующим образом:

Word 0x20020000 @ Указатель вершину стека.word Reset + 1 @ Указатель на программу Reset: B Reset
Займемся средой компиляции. Компилятор ассемблера имеет название arm-none-eabi-as.exe . Вызывая компилятор мы должны указать ему файл нашей программы, и файл в который он должен сохранить результат компиляции. Если запустить компилятор с ключем —help , можно найти какие для этого нужны ключи, берем минимально необходимый ключ :

Arm-none-eabi-as.exe -o <файл результат> <файл исходник>
Нашу программу мы разместим в файле main.asm . Файл-результат работы компилятора называется «объектный файл», общепринятое расширение таких файлов «.о» — пусть будет называться main.o . Таким образом компилятор мы вызовем строкой:

Arm-none-eabi-as.exe -o main.o main.asm
Но это еще не все (к сожалению) — дело в том что этот компилятор может быть использован для различных семейств и типов микроконтроллеров и процессоров и мы до сих пор не указали ему какой же микроконтроллер собираемся использовать. Исходя из того что нам сообщает сам компилятор его устроит указание семейства cortex-m4 .

Указать можно двумя путями:

  1. Указать при компиляции при помощи ключа «-mcpu=cortex-m4 »
  2. Указать в тексте программы строкой «.cpu cortex-m4 »
Дополнительно нужно указать систему команд которую мы будем использовать: «.thumb ». Ну и еще дополнительно указывается параметр «.syntax unified » — этот параметр задает некоторые особенности при написании программы, например, разрешает перед числами не ставить префикс «#», иногда не писать вручную некоторые инструкции ассемблера (IT) — компилятор это будет делать за нас (в случае необходимости) и так далее (в этом будем разбираться позже). Почитать дополнительно об этом .

Получаем следующую программу:

@GNU AS – просто комментарий в котором указываем компилятор (для себя) @ Настройки для компилятора: .syntax unified .thumb @ тип используемых инструкций Thumb .cpu cortex-m4 @ семейство микроконтроллера @ Наша программа: @ Таблица указателей перехода которая должная быть размещена с адреса 0x08000000 .word 0x20020000 @ Стек.word Reset+1 @ Адрес перехода при сбросе. @ Внимание! Для корректности работы необходимо к адресу @ прибавить "1" - это показывает процессору что команда @ по адресу перехода будет в формате Thumb (а не ARM), @ если этого не сделать, то микроконтроллер @ будет уходить в ошибку (в прерывание Hard Fault) @ Наша программа (должна быть размещена после таблицы указателей переходов) Reset: B Reset
Теперь, запустив компилятор командой:

Bin/arm-none-eabi-as.exe -o main.o main.asm
мы увидим что в папке появился файл main.o — таким образом компиляция прошла успешно, объектный файл создан.

Небольшое отступление:

Для удобства я поместил все программы пакета разработчика в отдельный каталог bin в папке проекта (объем всего около 5 мб), а сам запуск компилятора делаю из.bat файла make_project.bat, поскольку компилятор оставляет сообщения об ошибках в консоле — удобнее всего запускать bat файл из FAR .



Для полноты привожу содержимое файла make_project.bat на данном этапе:

CLS:: Компиляция bin\arm-none-eabi-as.exe -o main.o main.asm
Теперь из файла main.o при помощи программы-линковщика нужно сделать файл прошивки. Для программы-линковщика необходим файл настройки в котором собственно говоря и будет описано какую часть нашей программы куда нужно поместить.

Здесь могу рекомендовать почитать статью на этом же ресурсе habrahabr.ru/post/191058 — там можно найти один из примеров карты линковщика, есть и другие ресурсы где можно посмотреть какими бывают файлы линковщика, но к сожалению простых решений нигде не предлагается.

Один из самых простых файлов линковщика приведенный по ссылке выше выглядит так:

MEMORY { rom(RX) : ORIGIN = 0x00000000, LENGTH = 0x8000 ram(WAIL) : ORIGIN = 0x10000000, LENGTH = 0x2000 } ENTRY(public_function) SECTIONS { .text: { *(.text) } > rom _data_start = .; .data: { *(.data) } > ram AT> rom _bss_start = .; .bss: { *(.bss) } > ram _bss_end = .; }
Для того чтобы понимать что, как и зачем, давайте попробуем составить свою карту линковщика с нуля, используя данную как подсказку (вместе со статьей автора ее написавшего, ну и подглядывайте в интернет — там море информации на эту тему).

ИТАК, первое и самое заметное: карта линковщика состоит как бы из двух больших секций MEMORY и SECTIONS
В первом блоке (MEMORY ) указывается какая память установлена в микроконтроллере, в каких адресах, и какого размера. Адреса и размеры SRAM мы уже выясняли, а вот для FLASH памяти эту информацию нужно поискать в том же «RM0090 Reference manual » или просто вспомнить сколько flash памяти у вашего микроконтроллера (например по полному наименованию микроконтроллера).

После указания имени типа памяти (произвольно, кто то пишет ROM / RAM , кто то MEMORY , я пишу FLASH / SRAM ) указываются режимы доступа к памяти: для FLASH памяти R — чтение, X -исполнение. И далее начальный адрес памяти в адресном пространстве и размер.

Должно получиться примерно так:

MEMORY { FLASH (RX) : ORIGIN = 0x08000000, LENGTH = 1024kb }
Далее идет определение областей или секций. Как вы могли уже прочитать по ссылке выше — основные секции прошивки имеют имена:

  • .text – исполняемый код (размещается во FLASH )
  • .data – переменные (размещаются в SRAM )
  • .rodata – константы (размещаются во FLASH )
  • .bss – переменные с нулевым значением при старте (SRAM )
Имена этих секций в прошивке «забиты» в самих утилитах компиляции, поэтому произвольно их менять не получится. Количество секций в исходных файлах задается вами самостоятельно, и для языков высокого уровня сильно зависит от компилятора языка программы, для Си компиляторов количество секций нередко доходит до 10… Секции исходных файлов всегда приводятся к секциям прошивки.

Конструкция блока SECTIONS в общем виде строиться следующим образом:

Text: { /* <--- Тип секции: исполняемый код, в прошивке */ *(.text); /*<-- Тип секции в main.asm */ *(.code); /*<-- Тип секции в main.asm */ *(.flashdata); /*<-- Тип секции в main.asm */ *(.datar); /*<-- Тип секции в main.asm */ } > FLASH /* Размещать в памяти FLASH */
Еще раз резюмирую: у нас есть два разных набора секций: один набор секций — это секции описанные в исходных файлах нашей программы, другой набор секций — это секции которые будут записаны в прошивке. Соответственно сначала объявляем секцию прошивки, и внутри указываем какие секции описанные в исходных файлов в нее входят. Секции прошивки называются так как называются, секции в исходных файлах — называем мы сами (в определенных пределах к сожалению, но об этом позже).

Пока вам (и мне) повезло, у нас только одна секция прошивки и одна секция исходного файла — исполняемый код.

Получаем следующее:

/* STM32F40x, flash 1 mb, sram 192 kb, bkpsram 4 kb */ MEMORY { /* FLASH - Программная flash память */ FLASH (RX) : ORIGIN = 0x08000000, LENGTH = 1024K } SECTIONS { .text: { /* Секция прошивки */ *(.text); /* Секция исходников */ } > FLASH }
Примечания пишутся внутри скобок /* */, все примечания пишутся «для себя» и «чтобы не забыть». Этот текст карты линковщика я поместил в файл stm32f40_map.ld .

Я намеренно упростил нашу карту линковщика по максимуму чтобы вы могли понять идею ее написания. Несмотря на упрощение (которое наверняка мне не простят «гуру» программирования и напишут в комментариях, что так писать нельзя) эта карта линковщика для нашего примера полностью работоспособна (а иначе не стоило и мучаться с ее написанием)!

Теперь, коль у нас появились секции — совершенно очевидным становиться необходимость указания в прошивке что и к какой секции относиться! Делается это при помощи команды .section , секция у нас одна .text , правим наш main.asm .

Секция «вроде бы» должна заканчиваться командой «.end», я еще не выяснил до конца нужна это команда на самом деле или нет и поэтому добавил в конце.

Файл исходного текста нашей программы теперь выглядит вот так:

@GNU AS @ Настройки компилятора arm-none-eabi-as.exe .syntax unified .thumb @ тип используемых инструкций Thumb .cpu cortex-m4 @ процессор @ Наша программа.section .text .word 0x20020000 @ Стек.word Reset+1 @ Адрес перехода при сбросе. @ Внимание! Для корректности работы необходимо к адресу @ прибавить "1" - это показывает процессору что команда @ по адресу перехода будет в формате Thumb (а не ARM), @ если этого не сделать то младшие линейки (F0, F1) @ будут уходить в ошибку (в прерывание Hard Fault) @ Наша программа (должна быть размещена после таблицы указателей переходов) Reset: B Reset .end

Еще одно отступление: для нашего примера можно не указывать секции вовсе! Дело в том, что если секции не указаны, то при компиляции и последующей линковке будет выбрана «самая подходящая»… Конечно не стоит надеяться на компилятор и лучше самостоятельно указывать что и где должно быть размещено.

Линковщик это утилита arm-none-eabi-ld.exe , при попытке запросить помощь запуская линковщик с ключем -–help выходит не маленькая «портянка», но мы не будем строить монстроидальный запуск, нам нужно только сделать линковку полученной после ассемблера прошивки.

Используем ключ -T для указания файла карты памяти, и ключ -o для задания имени файла-прошивки, это будет файл с расширением .elf .

Чтобы руками не набирать правим наш make_project.bat :

CLS:: Компиляция bin\arm-none-eabi-as.exe -o main.o main.asm:: Линковка bin\arm-none-eabi-ld.exe -T stm32f40_map.ld -o main.elf main.o

После запуска у нас появляется файл с расширением .elf .

Теперь нужно сделать остановку и поразмыслить — а что же мы получили? Ну да, ассемблер «что то» скомпилировал (файл main.o ), а линковщик на основании этого сделал «какую-то» прошивку (файл main.elf ), но как нам проверить, что у нас получилось?

По логике действий мы должны залить прошивку в микроконтроллер и посмотреть на результат… И тут мы вспоминаем что прошивка то у нас ничего не делает — поэтому никакого мигающего светодиода не будет! Вообще ничего не будет! Внешне, по пинам микроконтроллера мы не узнаем работает он, или прошивка оказалась ошибочной — и он завис.

По нашей программе проверку работы микроконтроллера пока сделать нельзя. А что можно? — с файлом прошивки .elf — мы даже не можем посмотреть что и куда линковщик расположил (посмотреть хотелось бы не утилитами, а чем нить вроде того же FAR , чтобы уж «точно и железно», перед тем как мы пойдем дальше нужно быть уверенными что на текущий момент все сделано верно).

Значит нужно сделать из прошивки .elf прошивку в формате .bin . Бинарный формат прошивки это фактически байты которые будут загружены в контроллер.

Сделать это можно при помощи утилиты arm-none-eabi-objcopy.exe . Ключем -O мы задаем формат который мы хотим получить, допустимы 2 значения: binary и ihex . Правим наш make_project.bat :

CLS:: Компиляция bin\arm-none-eabi-as.exe -o main.o main.asm:: Выполняем линковку bin\arm-none-eabi-ld.exe -T stm32f40_def.ld -o main.elf main.o::Выделяем из.elf файла - файл прошивки.bin bin\arm-none-eabi-objcopy.exe -O binary main.elf output.bin
Запускаем и получаем «вожделенный» файлик output.bin . Размер файла output.bin 10 байт, в FAR можно запустить его просмотр (F3) и в этом режиме переключиться в просмотр кода (F4):

Вот теперь нам есть что анализировать:

  1. В .bin прошивке не указываются адреса по которым происходит «заливка» прошивки в микроконтроллер — этот параметр указывается при программировании (в нашем микроконтроллере STM32F407 начальный адрес должен быть 0x08000000 )
  2. Мы планировали что прошивка начнется с таблицы указателей переходов, первый указатель — SP , на конец SRAM1 и SRAM2 0x20020000 . В прошивке идут байты 00 00 02 20 — вспоминаем (или узнаем сейчас) что все данные идут в порядке «младший — старший») и переворачиваем наши байты прошивки переписывая их побайтно справа-на-лево: 20 02 00 00 — вектор SP указан верно!
  3. После указателя SP должен идти вектор сброса: смотрим: 09 00 00 08 , переворачиваем и получаем адрес для перехода: 08 00 00 09 — тоже правильно!
  4. Далее идет код команды на языке ассемблера. Я бы рад вам подсказать способ дизассемблирования команды по ее коду — но к сожалению пока такого ресурса не знаю… Поэтому доверяю тому что получилось и считаю что сочетание E7 FE (я уже перевернул байты!) — это и есть наша строчка кода: «Reset: B Reset »
Нашел все таки документ в котором описано как кодируются команды ARM. Скачать можно по ссылке ARMv7-M Architecture Reference Manual .

У нас код команды E7 FE — 16-ти битный, значит сразу идем на страницу 127, где будут определены старшие биты команд:

Код нашей команды: 1110 0111 1111 1110 , в указанном выше списке это последняя строчка «11100x Unconditional Branch, see B on page A7-207», значит идем на страницу 207.

Следовательно закодирована команда B относительным адресом 111 1111 1110 . Как рассчитать адрес перехода можно понять из этого документа
у нас получается:

0x0800 0008 — 0x0800 000C= 0xFFFF FFFC (1111 1111 1111 1111 1111 1111 1111 1100) или -4

Кодируем -4 при помощи 12 бит: 1111 1111 1100 . Теперь берем старшие 11 бит — и это будет поле смещения адреса:

1111 1111 1100 => 111 1111 1110

Наша команда полностью:

(код команды)=11100 (адрес)=111 1111 1110 => разобьем «по правильному»: 1110 0111 1111 1110 = E7 FE


На этом текущее повествование прекратим и подведем итоги:
  1. Мы нашли файлы необходимые для компиляции проектов на языке ассемблера для микроконтроллера STM32F407
  2. Выбрали необходимые ключи компиляции и настройки компилятора
  3. Начали разбираться с картой памяти линковщика, и выяснили какие ключи необходимо использовать для линковки
  4. Получили файл прошивки, преобразовали этот файл в более понятный нам binary
  5. Мы проверили правильность формирования таблицы переходов, кода программы, размещения программы в прошивке на файле формата binary
В следующей статье будем писать прошивку микроконтроллера чтобы реально проверить его работу — будем мигать светодиодом!

Итак, мы создали новый проект, выполнили основные настройки, создали и подключили к проекту файл, в котором хотим написать на ассемблере какую-нибудь простенькую программу.

Что дальше? Дальше, собственно говоря, можно писать программу, используя набор команд thumb-2, поддерживаемый ядром Cortex-M3. Список и описание поддерживаемых команд можно посмотреть в документе под названием Cortex-M3 Generic User Guide (глава The Cortex-M3 Instruction Set ), который можно найти на вкладке Books в менеджере проекта, в Keil uVision 5. Подробно о командах thumb-2 будет написано в одной из следующих частей этой статьи, а пока поговорим о программах для STM32 в общем.

Как и любая другая программа на ассемблере, программа для STM32 состоит из команд и псевдокоманд, которые будут транслированы непосредственно в машинные коды, а также из различных директив, которые в машинные коды не транслируются, а используются в служебных целях (разметка программы, присвоение константам символьных имён и т.д.)

Например, разбить программу на отдельные секции позволяет специальная директива — AREA . Она имеет следующий синтаксис: AREA Section_Name {,type} {, attr} … , где:

  1. Section_name — имя секции.
  2. type — тип секции. Для секции, содержащей данные нужно указывать тип DATA, а для секции, содержащей команды — тип CODE.
  3. attr — дополнительные атрибуты. Например, атрибуты readonly или readwrite указывают в какой памяти должна размещаться секция, атрибут align=0..31 указывает каким образом секция должна быть выровнена в памяти, атрибут noinit используется для выделения областей памяти, которые не нужно инициализировать или инициализирующиеся нулями (при использовании этого атрибута можно не указывать тип секции, поскольку он может использоваться только для секций данных).

Директива EQU наверняка всем хорошо знакома, поскольку встречается в любом ассемблере и предназначена для присвоения символьных имён различным константам, ячейкам памяти и т.д. Она имеет следующий синтаксис: Name EQU number и сообщает компилятору, что все встречающиеся символьные обозначения Name нужно заменять на число number . Скажем, если в качестве number использовать адрес ячейки памяти, то в дальнейшем к этой ячейке можно будет обращаться не по адресу, а используя эквивалентное символьное обозначение (Name ).

Директива GET filename вставляет в программу текст из файла с именем filename . Это аналог директивы include в ассемблере для AVR. Её можно использовать, например, для того, чтобы вынести в отдельный файл директивы присвоения символьных имён различным регистрам. То есть мы выносим все присвоения имён в отдельный файл, а потом, чтобы в программе можно было пользоваться этими символьными именами, просто включаем этот файл в нашу программу директивой GET.

Разумеется, кроме перечисленных выше есть ещё куча всяких разных директив, полный список которых можно найти в главе Directives Reference документа Assembler User Guide , который можно найти в Keil uVision 5 по следующему пути: вкладка Books менеджера проектов -> Tools User’s Guide -> Complete User’s Guide Selection -> Assembler User Guide .

Большинство команд, псевдокоманд и директив в программе имеют следующий синтаксис:

{label} SYMBOL {expr} {,expr} {,expr} {; комментарий}

{label} — метка. Она нужна для того, чтобы можно было определить адрес следующей за этой меткой команды. Метка является необязательным элементом и используется только когда необходимо узнать адрес команды (например, чтобы выполнить переход на эту команду). Перед меткой не должно быть пробелов (то есть она должна начинаться с самой первой позиции строки), кроме того, имя метки может начинаться только с буквы.

SYMBOL — команда, псевдокоманда или директива. Команда, в отличии от метки, наоборот, должна иметь некоторый отступ от начала строки даже если перед ней нет метки.

{expr} {,expr} {,expr} — операнды (регистры, константы…)

; — разделитель. Весь текст в строке после этого разделителя воспринимается как комментарий.

Ну а теперь, как и обещал, простейшая программа:

AREA START , CODE , READONLY dcd 0x20000400 dcd Program_start ENTRY Program_start b Program_start END

AREA START, CODE, READONLY dcd 0x20000400 dcd Program_start ENTRY Program_start b Program_start END

В этой программе у нас всего одна секция, которая называется START. Эта секция размещается во flash-памяти (поскольку для неё использован атрибут readonly).

Первые 4 байта этой секции содержат адрес вершины стека (в нашем случае 0x20000400), а вторые 4 байта — адрес точки входа (начало исполняемого кода). Далее следует сам код. В нашем простейшем примере исполняемый код состоит из одной единственной команды безусловного перехода на метку Program_start, то есть снова на выполнение этой же команды.

Поскольку секция во флеше всего одна, то в scatter-файле для нашей программы в качестве First_Section_Name нужно будет указать именно её имя (то есть START).

В данном случае у нас перемешаны данные и команды. Адрес вершины стека и адрес точки входа (данные) записаны с помощью директив dcd прямо в секции кода. Так писать конечно можно, но не очень красиво. Особенно, если мы будем описывать всю таблицу прерываний и исключений (которая получится достаточно длинной), а не только вектор сброса. Гораздо красивее не загромождать код лишними данными, а поместить таблицу векторов прерываний в отдельную секцию, а ещё лучше — в отдельный файл. Аналогично, в отдельной секции или даже файле можно разместить и инициализацию стека. Мы, для примера, разместим всё в отдельных секциях:

AREA STACK, NOINIT, READWRITE SPACE 0x400 ; пропускаем 400 байт Stack_top ; и ставим метку AREA RESET, DATA, READONLY dcd Stack_top ; адрес метки Stack_top dcd Program_start ; адрес метки Program_start AREA PROGRAM, CODE, READONLY ENTRY ; точка входа (начало исполняемого кода) Program_start ; метка начала программы b Program_start END

Ну вот, та же самая программа (которая по прежнему не делает нифига полезного), но теперь выглядит намного нагляднее. В scatter-файле для этой программы нужно указать в качестве First_Section_Name имя RESET, чтобы эта секция располагалась во flash-памяти первой.



Рекомендуем почитать

Наверх