Приложение клиент сервер на delphi. Delphi: сетевое программирование. Сетевой чат на двух пользователей

Возможности 19.04.2019
Возможности

В этом уроке я покажу вам, как можно создавать различные сетевые приложения на Delphi с использованием компонентов TServerSocket и TClientSocket. Данный урок поможет вам в разработке своих программ или компьютерных игр, которые смогут взаимодействовать посредством локальной или сети Интернет.

Для начала давайте найдем необходимые компоненты TServerSocket и TClientSocket. Чаще всего они не входят в стандартный пакет установки Delphi, но их можно установить дополнительно. Для этого запустим Delphi, зайдем в «Component/Install Packages», затем нажмем кнопку «Add». В открывшемся диалоговом окне нужно найти файл «dclsocketsXX.bpl» (он лежит в папке bin, которая находится в папке с Delphi), где XX — это числовой номер версии вашего Delphi. Находим файл, нажимаем «Открыть», а затем в окне «Install Packages» нажимаем «OK».

Теперь, во вкладке «Internet» появились два компонента — TServerSocket и TClientSocket, работу с которыми мы и будем рассматривать в этом уроке.

Не сложно догадаться по названиям самих компонентов, что компонент TClientSocket выполняет роль клиента в сети, который подсоединяется к серверу с компонентом TServerSocket.

В рамках данной статьи, в качестве сервера мы будем рассматривать серверную программу, которая выполняет роль сервера, а клиентами мы будем называть клиентские программы, которые соединяются с сервером.

Сервер служит обычно для сетевого взаимодействия клиентов. Таким образом клиент может отсылать какую-либо информацию на сервер, а сервер будет эту информацию отсылать остальным клиентам.

Давайте рассмотрим работу сетевого чата. Предположим, что к серверу чата подключено несколько клиентов. Один из клиентов отправляет новое сообщение на сервер. Сервер принимает сообщение и отправляет его обратно остальным клиентам. Остальные клиенты принимают сообщение с сервера и таким образом и осуществляется передача сообщений чата.

Такие сетевые приложения, в работе которых участвуют клиент и сервер, называются клиент-серверными приложениями.

Теперь попробуем разобраться, как же все таки работать с этими компонентами. Попробуем реализовать аналогичный клиент-серверный чат.

Для начала создадим сервер, который должен принимать сообщение и отсылать его всем клиентам обратно.

Создадим новое приложение в Delphi, поместим на него компонент TServerSocket и в его параметрах укажем следующие значения:

Active = false
Name = srv
Port = 22500
ServerType = stNonBlocking

Параметр Active отвечает за состояние сервера, активен он или не активен на данный момент.

В событие OnCreate формы не забудем добавить srv.active:=true, чтобы сервер запустился.

В параметре Port необходимо указать порт, по которому будут передаваться пакеты с информацией от клиента к серверу и обратно.

Также поместим на форму компонент Memo1 (дадим ему название log), который нам понадобиться для того, чтобы отслеживать работу чата.

Теперь у srv создадим событие onClientConnect, в котором мы сможем фиксировать подключения клиентов к серверу. В коде самого события напишем:

procedure TForm1.srvClientConnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
log.Lines.Add(‘Подключился клиент с IP адресом ‘+Socket.RemoteAddress);
end;

Таким образом мы можем узнать IP адрес подключившегося к серверу клиента.

В переменной Socket в событии хранится вся необходимая информация о клиента, который произвел подключение к серверу.

Обработчик события onClientRead служит для получения и обработки пришедшей от клиента информации. Рассмотрим пример:

procedure TForm1.srvClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket);
var
str:string;
i:integer;
begin
str:=Socket.ReceiveText;
log.Lines.Add(str);
for i:= 0 to srv.Socket.ActiveConnections -1 do
srv.Socket.Connections[i].SendText(str);
end;

Переменной str мы присваиваем значение принятого текстового сообщения от клиента и добавляем принятое сообщение в лог. После этого мы отсылаем сообщение всем клиентам. Кол-во подключенных клиентов можно узнать в srv.Socket.ActiveConnections.

Предположим, если мы хотим отправить сообщение конкретному клиенту, то это можно сделать так:

srv.Socket.Connections[a].SendText(‘test message’);

В данном случае в качестве переменной a выступает числовой идентификатор в srv.Socket.Connections. Эти идентификаторы находятся в диапазоне от 0 до srv.Socket.ActiveConnections -1. Но как же, например, отправить сообщение клиенту с определенным IP адресом, который нам извествен заранее? Делается это так:

for i:= 0 to srv.Socket.ActiveConnections -1 do
if srv.Socket.Connections[i].RemoteAddress= ‘123.123.123.123’ then begin
srv.Socket.Connections[i].SendText(‘test message’);
break;
end;

Мы перебираем все соединения на сервере. Если IP адрес клиента совпадает с «123.123.123.123» (может быть и любой другой), то отправляем сообщение этому клиенту и завершаем цикл.

Ну и наконец, рассмотрим еще одно событие у TServerSocket — onClientDisconnect, которое обрабатывает отключение клиента от сервера.

procedure TForm1.srvClientDisconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
log.Lines.Add(‘Клиент ‘+socket.RemoteAddress+’ отключился от сервера.’);
end;

Теперь перейдем к клиенту. Создадим новое приложение Delphi и поместим в него компонент TClientSocket и дадим этому компоненту имя «client». Присвоим параметрам компонента client значения:

Active = false
Port = 25500
ClientType = ctNonBlocking
Address = 127.0.0.1

В параметре address укажите IP адрес компьютера, на котором запущено серверное приложение. Если провести подключение по IP адресу «127.0.0.1», то компьютер подключится грубо говоря сам к себе и будет работать с серверной программой, которая запущена там же, где и запущена клиентская. Такой способ очень удобен для тестирования сетевых приложений.

Значение Port у клиента необходимо присвоить такое же как и у сервера!

Также добавим компонент TMemo с именем log, чтобы отображать пришедшие от сервера сообщения.

Рассмотрим параметр OnCreate формы, где производиться подключение к серверу.

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
{Пытаемся установить соединение}
ClientSocket1.Open;
end;

Теперь разместим на форме клиента кнопку Button1 и однострочное текстовое поле Edit1. Они нам понадобятся для отправки сообщений на сервер. В событии OnClick у компонента Button1 напишите:

Client.Socket.SendText(Edit1.Text);

Таким образом на сервер будет отправляться сообщение, введенное в Edit1.

После того как сообщение было отослано на сервер, сервер отсылает сообщение всем клиентам, поэтому нужно принять сообщение от сервера. Для этого нам понадобиться событие OnRead:

procedure ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket);
begin
{Если пришло сообщение — добавляем его в log}
Log.Lines.Add(Socket.ReceiveText);
end;

Осталось только написать событие отключения от сервера. Для этого можем создать еще одну кнопку и в ее событии OnClick указать

Client.close;

Запустите клиент и сервер. Попробуйте отослать сообщение на сервер, сервер в ответ должен вернуть его вам. Если возникает ошибка «Asynchronous socket error 10061», то это скорее всего связано с недоступностью сервера. Проверьте соответствие портов, IP адресов и работоспособность сетевого соединения.

Сегодня остается весьма актуальной тема в сфере информационных технологий, посвященная разработке и развертыванию архитектуры «клиент - сервер». Связано это с тем, что информационные системы различных масштабов находят все большее применение в различных областях. Кроме того, структура любой базы данных создается по определенным параметрам, причем таким образом, что работать с ней в штатном режиме возможно только с применением специальных приложений. Поэтому реализация архитектуры «клиент - сервер» - очень важная задача, возникающая перед отделами информационных технологий на различных объектах, успешное решение которой позволит работать предприятию оптимально и бесперебойно.

Сервер на основе сокетов

Сервер, работающий по протоколу сокетов, позволяет одновременно обрабатывать запросы от большого количества пользователей. При этом администратор в любой момент времени может внести коррективы в настройки, чтобы ввести ограничение на количество одновременно обслуживаемых пользователей. По умолчанию этот параметр не содержит ограничений.

После подключения клиента к серверу открывается отдельный канал с сокетом, по которому происходит обмен данными. Однако наиболее оптимальным и безопасным является развертывание для каждого нового подключения специального отдельного процесса.

Схема работы архитектуры «Клиент - сервер»

Рассмотрим более подробно схему реализации архитектуры, последовательно анализируя часто используемые определения:

1. Свойства ServerType и Port. Для того чтобы пользователь имел возможность подключиться к серверу, важно гарантировать, чтобы порт, используемый как сервером, так и клиентом совпадал. Именно назначение данного параметра производится в свойстве Port. Тип подключения определяется параметром ServerType.

2. Процесс открытия сокета. Для начала сессии «клиент - сервер» важно открыть сокет и порт. Используется свойство Listen.

3. Далее производится обмен данными с пользователем. При завершении работы происходит отключение клиента. При соответствующей сервер завершает свою работу, прерывая все установленные соединения и прекращая процесс ожидания новых подключений.

Применение TServerSocket в приложениях на языке Delphi «Клиент - сервер»

Для отправления и приема информации от пользователя используются события OnClientWrite и OnClientRead. При этом взаимодействовать с пользователем можно через такой параметр, как ClientSocket. При работе часто используются следующие методы и свойства:

Количество подключенных в текущий момент пользователей;

Число активных процессов;

Число свободных процессов;

Порт, хост-имя и локальный IP-адрес;

Разблокировка и блокировка сокета.

В заключение обратим внимание на часто применяемое особое свойство - Data. Это свойство применяется в следующей ситуации. Как правило, сервер используется для обслуживания большого количества пользователей, а значит, есть необходимость хранить сведения о каждом клиенте, причем эту информацию нужно привязать к конкретному сокету. В подобных ситуациях использование ручной привязки весьма неудобно, а потому широко применяется свойство Data. Однако важно помнить, что Data - это указатель, а потому важно обязательно проверить, выполнены ли все правила работы с указателями (указание типа, выделение памяти и т.д.)

Документация

На сегодняшний день литературы по разработке приложений «клиент - сервер» Delphi, связанной с разработкой и применением сокетов, представлено очень мало. Поэтому для детального изучения данного аспекта можно обратиться к документации по Linux и Unix-системам, т.к. в ней достаточно подробно рассматривается технология развертывания приложений с применением сокетов, однако, как правило, на языках Perl или С++.

Раз приложение простейшее, то я решил использовать БД MS Jet 4.0 (проще говоря БД MS Access). Это решение вызвано тем что Jet (прошу не путать с MS Access) является бесплатным продуктом и поставляется вместе с MS Windows (то бишь для работы нашей программы ненужно устанавливать на компьютер клиента сам Access). Да и редактор БД очень неплохой, и ядро поддерживает кучу типов полей для удовлетворения самых извращенных желаний при хранении данных.

Итак создадим новую БД, назовем ее Test и сохраним ее в папке C:\ClientServer\Server\Data (процесс создания новой БД в Аксесе я, по понятным, причинам опускаю, и приведу только структуру таблиц - входящих в нашу базу).

1. Таблица первая, назовем ее First (ну не литератор я!)

2. Таблица вторая, а назовем ее уже по хитрому - Second

Ну вот, как бы, с базой и все.

2. Программа
2.1. Приложение сервер.

Созданим новое приложение и сохраним его под именем Server в папке C:\ClientServer\Server. Добавим в приложение Remote Data Module с вкладки Multitier репозитария (Рис. 1).

При добавлении RDM мастер добавления запросит параметры данного модуля - там введем имя нашего сервера "Test".

Все остальное оставим без изменений. После нажатия кнопки "Ок" в проекте появится форма подобная обычному дата модулю с именем Test. Сохраним ее под именем RDMFrm.pas .

Выложим на нее компоненты ADOConnection (одна штука), ADOTable и DataSetProvider (по две штуки). Компоненты ADOTable и DataSetProvider обзовем - adotFirst, adotSecond, dspFirst и dspSecond соответственно. По двойному клику на компоненте ADOConnection вывалится мастер Connection String. Выбераем пункт "Use Connection String" и нажимаем кнопочку Build. В появившемся окне "Свойства связи с данными" выберем пункт "Microsoft Jet 4.0 OLE DB Provider" и нажмем кнопку "Далее". На владке "Подключение" введем путь к БД, нажмем кнопочку "Проверить подключение" и получим сообщение что проверка подключения выполнена. После чего закроем мастер путем нажатия на кнопке ОК. Еще у компонента ADOConnection свойство есть LoginPrompt, которое установим в False и Connected - True. У компонетов ADOTable свойство Connection установим равным ADOConnection путем выбора из выпадающего списка. Свойство TableName установим в First и Second соответсвенно. Свойство CursorType - ctDynamic, свойство TableDirect - True. Вызвать FieldsEditor и добавить туда все поля.

У компонентов DataSetProvider:

Вот на этом процесс создания примитивного MIDAS сервера можно считать завершенным. Чтобы зарегистрировать сервер в подсистеме DCOM нужно запустить приложение с параметром /regserver - Server.exe /regserver.
И последний штрих, это приложение СокетСервер от Борланда, которое находится в папке Delphi?/Bin/scktsvr.exe. Для того чтобы клиент мог видеть сервер нужно запустить scktsvr.exe (если у вас установлена Win NT/w2k/XP то можно это приложение зарегистрировать как службу, для этого его нужно запустить с параметром scktsvr.exe /install)

2.2. Приложение клиент

Создадим новое приложение, и сохраним его в папке C:\ClientServer\Client под именем Client. Разместим на главной форме по два компонента ClientDataSet(обзовем их cdsFirst, cdsSecond), DataSource(обзовем их dsFirst, dsSecond), DBGrid(обзовем их dbgFirst, dbgSecond) один компонент SocetConnection.

SocetConnection

Если вы все сделали правильно, то при установке свойства Connected в True, должно запустится приложение сервер.

ClientDataSet

Запустим Редактор Полей (двойной клик по компоненту) и занесем туда все поля. Для компонентов ClientDataSet напишем обработчик sdsAfterPost

И подставим его на обработку события AfterPost обоих ClientDataSet"ов.

DataSource

Свойство Значение
DataSet cdsFirst и cdsSecond соответственно

DBGrid

Свойство Значение
DataSource dsFirst и dsSecond соответственно

Запустим Редактор колонок (двойной клик по компоненту) и занесем туда все поля.
Положим на форме возле Гридов по кнопке и в обработчик onClick запишем.

Откроем Delphi и по команде File/Save Project As… сохраним проект в той же папке, где мы сохранили базу данных. Адрес папки C:\БДIBExpert . Сохраним pas файл под именем TelSprav1.pas , а dpr файл TelSprav.dpr . В этом окне в свойстве Caption напишем «Телефонный справочник », в свойстве Name пишем «TelefonSprav». Кинем на форму компонент MainMenu и дважды щёлкнем по нему, появится окно (рис. 50).

Рисунок 50

В свойстве Caption напишем «Файл », в свойстве Name пишем «Fille ». Щёлкнем кнопкой мыши по синему прямоугольнику, снизу появится другой прямоугольник (рис. 51).

Рисунок 51

Выделим его. В свойстве Caption напишем «Закрыть », в свойстве Name пишем «Zakrit ». Выделим прямоугольник справа. В свойстве Caption напишем «Редактирование », в свойстве Name пишем «Redaktirov » и так далее. В результате у нас должны получится примерно вот такие подменю (рис. 52, рис 53, рис 54).

Рисунок 52

Рисунок 53

Рисунок 54

Теперь бросим на форму компонент ToolBar , с вкладки Win32. Свойство Align выставим в alTop. В свойстве EdgeBorders выставим всё в True. Данный компонент позволяем нам ставить на нём кнопки. В этом и заключается его основная роль. Щёлкнем по нему правой кнопкой мыши и в появившемся подменю выберем NewButton (рис. 55).

Рисунок 55

Появится кнопка, для которой нужно будет выбрать картинку. Но сначала в свойстве Name пишем «Dob ». Чтобы отобразить картинку надо, с этой же вкладки, бросить компонент ImageList и дважды щёлкнуть по нему. Появится диалоговое окно (рис. 56), в котором нажатием кнопки Add… нужно выбрать соответствующие картинки размером 16х16. После того как все картинки выбраны, нажмём кнопку OK.

Рисунок 56

Выделим компонент ToolBar1 и в свойстве Imeges в ниспадающем меню выберем ImageList1. На кнопке сразу появится картинка. Если картинка должна быть другая, то нужно выделить кнопку и в свойстве ImageIndex в ниспадающем меню выбрать подходящую.

Нажмём правой кнопкой мыши по компоненту ToolBar1 и в появившемся подменю выберем NewSeparator (рис. 55). Около кнопки появится разделитель. Не будем для него изменять свойство Name, т.к. это всего лишь разделитель между кнопками. Лучше изменим его ширину Width. Сделаем его равным 5. Точно так же создаём ещё три кнопки. Во второй кнопке в свойстве Name пишем «Red ». В третьей «Ydali ». В четвёртой «Exiit ». Между кнопками ставим разделитель NewSeparator. Поставим ещё один разделитель шириной равной примерно 50. Бросим около разделителя компонент Label и в свойстве Caption пишем Фамилия. Рядом с компонентом Label1 поставим компонент Edit, в свойстве Name пишем «Familiya ». Между компонентами, Label и Edit , роль разделителя играет пробел в набранном слове Фамилия. Бросим ещё пару компонентов Label и Edit. У последнего в свойстве Name выставим «Telefon ». У обоих компонентов Edit надо очистить свойство Text. Рядом с компонентом для ввода телефона (Edit) расположим компонент Button, в свойстве Name введём Naiti.

Теперь с вкладки Data Controls надо бросить на форму компонент DBGrid. Растяните его по всему окну, свойство Align выставим в alClient. У нас должно поучиться нечто подобное (рис. 57).

Рисунок 57

Внешний вид главного окна построен.

Компоненты для доступа к базе данных мы разместим в отдельном модуле. Выполним команду File/New/Other… и в появившемся окне (рис. 58) выберем DataModule, нажмём кнопку OK. Сохраним в той же папке, с таким же именем DataModule1.pas и DataModule.dpr.

Рисунок 58

В свойстве Name пишем название короче DM . Вот в этом окне и будут размещаться компоненты для доступа к БД. С вкладки InterBase разместим следующие компоненты: IBDatabase, IBStoredProc, IBQuery, IBTransaction. Оставим без изменения их названия, т.к. мы их в окно бросили первыми. Они будут расположены с цифрой 1 в конце. С вкладки Data Access бросим компонент DataSource в ниспадающем списке DataSet выберем IBQuery1.

Сейчас распишем, какую роль играет каждый компонент:

  • IBDatabase - центральный компонент для соединения с базой данных. Один компонент может быть связан только с одной базой данных в конкретный момент времени;
  • IBStoredProc – компонент предназначен для работы с хранимыми процедурами. Позволяет выполнять их, подавать входные данные и получать результат выполнения (выходные данные);
  • IBQuery - позволяет отправлять запросы к базе данных и получать результат их выполнения. Компонент является полным аналогом компонента TQuery. Основное свойство SQL;
  • IBTransaction - отвечает за работу всех транзакций для связанной с данным компонентом базой данных;
  • DataSource - Является связующим звеном между наборами данных, представленных компонентами TIBQuery и TIBStoredProc, и визуальными компонентами отображения и управления данными.
Не будем расписывать каждое из свойств во всех этих компонентах. В процессе создания БД, нам в любом случае придётся, познакомится со свойством, которое мы будем использовать.

Итак, щёлкнем правой кнопкой мыши по компоненту IBDatabase, вылезет контекстное меню (рис. 59).

Рисунок 59

В котором надо выбрать пункт Database Editor… Появится окно Database Component Editor (рис. 60).

Рисунок 60

В разделе Connection выберем Local, т.к. мы пока создаём локальную баз данных. В поле Database нужно ввести имя нашей БД. Можно конечно набрать всё ручками, но удобнее нажать кнопку Browse. Если сейчас залезть в папку с нашей базой данных (TELEFONSPRAVOCHNIK.FDB), то она в этой папке отображаться не будет. Для того чтобы выбрать эту БД необходимо в строке Тип файлов выбрать AllFiles(*.*). Вот теперь все файлы, из этой папки, отобразятся. Выберем файл БД (TELEFONSPRAVOCHNIK.FDB) и щёлкнем OK.

В разделе Database Parameters в поле User Name введём логин – SYSDBA, в поле PassWord вводим пароль – masterkey. Логин и пароль должны быть обязательно такими же, какими вводились при создании БД в IBExpert. Управлять, конечно, мы будем базой данных с помощью программы написанной в Delphi.

В ниспадающем списке Character Set выберем Win1251. Уберём галочку Login Prompt, чтобы каждый раз не вводить пароль. Справа в окне Settings отображается всё, что мы обозначили и ввели.

Теперь нужно нажать кнопку Test. Прежде чем нажать кнопку OK, надо протестировать БД. Появится окно (рис. 61).

Рисунок 61

Если появилось с сообщением об ошибке, то одна из причин может быть – несовместимость с программой InterBase. Для устранения этой ошибки необходимо надо удалить программу InterBase, если она установлена. И обязательно нужно вручную удалить файл библиотеки gds32.dll по адресу C:\WINDOWS\system32.

После этих удалений придётся удалить и FireBird, т.к. мы удалили библиотеку, IBExpert не сможет уже нормально работать. После всех этих действий необходимо переустановить FireBird. Причин ошибки несколько, но эта самая распространённая.

Выделим компонент IBQuery1 и в свойстве Database выберем IBDatabase1. Свойство Database указывает компонент TIBDatabase, связанный с данным набором данных. В свойстве Transaction выбираем IBTransaction1. Свойство Transaction отвечает за выбор транзакции.

Основное свойство компонента TQuery SQL, имеющего тип TStrings . Этот список строк, содержащих запросы SQL, который покажет, с какой таблицей или таблицами будет проводиться работа. Но далее во время выполнения приложения свойство SQL может формироваться программно методами, обычными для класса TStrings : Clear – очистка, Add – добавление строки и т.д.

Итак в свойстве SQL щёлкнем кнопку с тремя точками и в появившемся окне введём SQL запрос (рис. 62).

Рисунок 62

Запрос звучит так – выбрать все поля (SELECT * ) из таблицы TELEPHON_SPRAVOCCHNIK (FROM TELEPHON_SPRAVOCCHNIK) и отсортировать (по возрастанию) по полю KEY (ORDER BY KEY). Нажимаем кнопку OK.

Выделим компонент IBTransaction1 и в свойстве DefaultDatabase выберем IBDatabase1 .

Выделим компонент IBStoredProc1, в свойстве Database выберем IBDatabase1 . В свойстве StoredProcName из ниспадающего списка выберем нашу процедуру TEL_SPRAV_PROC написанную в IBExpert.

Выделим IBQuery1, свойство Active выставим в True .

Подключим к данному модулю (DataModule1) главный модуль TelSprav1 , выполнив команду File/Use Unit…, в появившемся окне (рис. 63.)

Рисунок 63

выберем TelSprav1 и нажмём кнопку Use Unit. После слова implementation в данном модуле вылезет раздел uses с именем главного модуля TelSprav1. Вот теперь модуль DataModule1 знает о существовании главного модуля TelSprav1.

Перейдём в главный модуль TelSprav1 и теперь к нему подключим модуль DataModule1. Сейчас эти два модуля знают о существовании друг друга.

Выделим сетку DBGrid1 и в ниспадающем меню свойства DataSource выбираем DM.DataSource1 . В нашей сетке появятся имена полей БД.

Теперь создадим окно для добавления данных и их редактирования. Выполним команду File/New/Form. Первым делом сохраним форму по команде File/Save Project As… В поле Имя файла модуля введём DobavRedakt1.pas , а Имя формы - DobavRedakt.dpr . В свойстве Name ведём имя формы DobRed. Кинем на форму необходимые, для ввода и редактирования данных, компоненты:

  1. TEdit - для ввода фамилии. В свойстве Name пишем Familiya. В свойстве Text очистим поле ввода;
  2. TEdit - для ввода имени. В свойстве Name пишем Imya. В свойстве Text очистим поле ввода;
  3. TDateTimePicker – для ввода даты. В свойстве Name пишем VData. В ниспадающем списке свойства DateMode выберем dmUpDown, если хотите, можете выбрать другое значение;
  4. TEdit - для ввода номера телефона. В свойстве Name пишем NomerTelefona. В свойстве Text очистим поле ввода;
  5. TEdit - для ввода электронного адреса. В свойстве Name пишем EMail. В свойстве Text очистим поле ввода;
  6. TCheckBox – признак принадлежности сотового телефона. Если во время исполнения программы поставить галочку, то сотовый телефон есть у данного человека. В свойстве Caption пишем Мобильник. В свойстве Name пишем Mobilnik;
  7. TComboBox – ниспадающий список для выбора города. В свойстве Name пишем Gorod. В свойстве Text очистим поле ввода;
  8. TButton – кнопка для подтверждения добавления данных. В свойстве Name пишем Dobavit. В свойстве Caption пишем OK;
  9. TButton – кнопка для подтверждения редактирования данных. В свойстве Name пишем Redact. В свойстве Caption пишем OK.
Мы кинули на форму 2 одинаковые кнопки, потому что, нажатие отдельной кнопки, и будет определять какое действие должно произвестись над данными. Конечно это способ нерациональный, но зато эффективный.

Сохраним форму. Закроем проект и снова его откроем. После открытия проекта нам нужно увидеть вкладку DobavRedakt1 (Рис. 64).

Рисунок 64

Выполним команду Project/Add to Project… и в появившемся окне (рис. 65).

Рисунок 65

Выберем файл DobavRedakt1.pas и нажмём кнопку OK. По этой же команде выберем файл DataModule1.pas , если у нас нет вкладки DataModule1. Данная команда применяется только в том случае, когда в окне Project Manager отсутствуют необходимые нам pas и dpr файлы. Окно Project Manager вылезет по команде View/Project/Manager…

Подключим модуль редактирования DobavRedakt1 к главному модулю TelSprav1. Так же и к модулю редактирования подключим главный модуль и DataModule1.

Ну всё! Необходимые, на данном этапе, окна созданы. Переходим непосредственно к программированию.

В обработчике события OnClick (главного модуля) для кнопки Dobavit пишем следующий код:

procedure TTelefonSprav.DabavitClick(Sender: TObject);
begin
  {если была нажата кнопка "Dobavit", то делаем
   переменную "ExiStsDobRed" активной}

     ExiStsDobRed:=true;
  //по нажатию кнопки "Dabavit" - "Tag=1"
     tag:=1;
  //делаем доступной кнопку "Dob"
     DobRed.Dobav.Visible:=true;
  //недоступной кнопку “red”
     DobRed.Redact.Visible:=false;
  //открываем окно
     DobRed.ShowModal;
end;

Объявим глобальную переменную ExiStsDobRed в разделе Var . Выглядеть это будет, в модуле, вот так.

var
  TelefonSprav: TTelefonSprav;
  ExiStsDobRed: boolean=false;

Данная переменная показывает признак открытия окна Добавления и Редактирования данных. Эта переменная логического типа и равна по умолчанию False. При нажатии на кнопку "Dobavit" переменная ExiStsDobRed равна True.

У каждого компонента есть свойство Tag, которое можно использовать, в качестве глобальной переменной целого типа, по своему усмотрению. Присваиваем 1 свойству Tag, именно по этому значению будет выходить именно та кнопка которая необходима. Например: мы нажали на кнопку Dobav, сработает событие описанное выше.

Как я уже упоминал у нас в окне добавления и редактирования данных находятся 2 кнопки Dobav, Redact (рис. 66).

Рисунок 66

На рисунке отображены две кнопки, ну а в реальности отображается только одна. Так как в четвёртой строчке кода мы кнопку Redact делаем невидимой. В третьей строчке делаем доступной кнопку Dobav. За эти действия отвечает свойство Visible. В последней строчке показываем окно для Добавления или Редактирования данных.



Рекомендуем почитать

Наверх