Правила и принципы юзабилити. Главные принципы Usability и основные правила

Для Windows Phone 20.05.2019
Для Windows Phone

Правило трех кликов
Пользователь будет в полном восторге от сайта, если ему удастся найти всю необходимую информацию всего за три клика мышью. Это правило подчеркивают всю важность простой и понятной навигации. Хотя, в большинстве случаев имеет значение не количество кликов, а общая понятность системы, даже десять кликов не проблема, если на каждом этапе человек четко понимает, где он и что делать дальше.

Правило 7+/-2
Наша кратковременная память может содержать одновременно от 5 до 9 понятий, ведь возможности мозга по обработке информации не безграничны. Этот факт является результатом исследований Джорджа Миллера и используется при обосновании необходимости сократить количество объектов навигации меню до 7.

Правило 80/20. Принцип Парето
Данный принцип заключается в том, что 80% эффекта получается от 20% усилий. В бизнесе данное правило звучит так: «80% продаж приходится на 20% клиентов». С юзабилити правило работает не менее эффективно. Например, можно значительно улучшить отдачу ресурса определив 20% пользователей, действий, заказчиков, процессов или продуктов, которые дают 80% прибыли и именно на них обратить особое внимание при разработке.

Правило двух секунд
Это правило заключается в том, что пользователь не должен ждать больше двух секунд запуска или переключения приложения. То есть, чем меньше времени пользователь будет ждать, тем лучше. Значение две секунды выбрано совершенно произвольно.

Восемь главных правил для разработчиков интерфейсов
Бен Шнейдерман исследовал долгие годы взаимодействие человека и компьютера и составил ряд правил, которым стоит следовать при разработке многих видов интерфейсов. Эти принципы актуальны также для веб-дизайнеров.

1. Необходимо стремиться к логичности.
2. Для опытных пользователей следует разработать быстрый способ, к примеру, горячие клавиши, макросы, сокращения.
3. Обратная связь должна быть информативной.
4. Всегда заканчивайте диалог, то есть его следует доводить до логического конца.
5. Дайте возможность пользователю исправлять все ошибки легко.
6. Выработайте простой способ отмены действий.
7. Пользователь всегда должен чувствовать, что все под контролем.
8. Кратковременную память нужно загружать как можно меньше.

Перевёрнутая пирамида
Перевернутая пирамида - это специфический стиль написания, при котором в начале статьи подается главная мысль, какой-либо вывод, а далее этот вывод доказывается по ключевым моментам. В конце следует наименее важная информация. Данный стиль написания, подходит для сети интернет, ведь пользователи хотят получить необходимую информацию как можно скорее.

Правило Фиттса
В 1954 году Пауль Фиттс опубликовал статью, в которой была описана модель движения человека, определяющая время, необходимое для быстрого перемещения к цели как функцию расстояния до цели и размера цели. Данное правило часто используется при рассмотрении движения мышью от одной точки к другой. Это важно при перемещении элементов на странице, с увеличенным количеством кликов. То сеть, часто используемые элементы страницы должны быть расположены не далеко друг от друга.

Психология и юзабилити

Эффект Зейгарник или эффект неопределенности

Человек не любит неопределенности и недоговоренности. Люди стараются как можно быстрее находить ответы на возникающие вопросы. Именно на этой особенности и основан эффект неопределенности. В 1927 году психолог Блюма Зейгарник проводила интересный эксперимент: собрав в одной комнате людей, им дали задачи для решения. Сославшись на недостаток времени, незаконченные работы забрали. После опроса выяснилось, что люди запомнили именно недоделанные задачи.

Многие видеоролики, сюжеты и статьи, использующие эффект Зейгарник, обычно внезапно заканчиваются, не отвечая на возникающие вопросы и не разрешая сложную ситуацию. Данный эффект используется в рекламе, задавая людям провокационные и интересные вопросы, маркетологи вынуждают к клику по ссылке или чтению дополнительных материалов.

Синдром утенка
Как правило, пользователи привязываются к первоначальному, хорошо изученному ими дизайну, и судят остальные по тому, насколько они похожи на него. То есть, пользователи предпочитают старые системы, похожие на те, которые они уже знают, и крайне не любят остальные. Данная проблема часто возникает в веб-дизайне, пользователи, привыкшие к старому интерфейсу, очень не комфортно чувствуют себя в новой структуре сайта.

Баннерная слепота
Пользователи игнорирую все, что более или менее напоминает рекламу, и получается у них весьма эффективно. Рекламу замечают, конечно же, но все рано игнорируют ее. У всех пользователей есть четко выработанные схемы, которыми они неустанно следуют, выполняя различные действия в сети. В поисках нужной информации, они фокусируют свое внимание именно на тех частях страницы, где эта информация может быть расположена, к примеру, текстовый контент. А красочные, анимированные баннеры игнорируются полностью.

Гештальт принципы восприятия форм
Эти фундаментальные правила человеческой психологии работают даже тогда, когда человек взаимодействует с компьютером.

Закон близости говорит о том, что когда мы видит набор элементов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, мы распознаем их как группу.

Закон сходства утверждает, что похожие объекты человек группирует подсознательно.

Закон симметрии говорит о том, что мы склонны воспринимать симметричные объекты как один элемент.

Зеркальный эффект
Зеркальный эффект особенно важен при создании текстового содержимого, так как он может значительно улучшить связь между автором и читателем. Вещи, которые связаны с нашим собственным опытом, мы запоминаем намного лучше, чем те, которые не имею к нам никакого отношения. Например, после прочтения статьи люди запоминают факты и персонажей, с которыми они как-либо связаны.

Чтобы подытожить все вышесказанное: от того, насколько грамотно вы реализовали все описанные ключевые моменты на вашем сайте, зависит очень многое. Ведь грамотное юзабилити - это масса новых и вернувшихся посетителей. И, в результате, отличные продажи, высокие показатели сайта и много других преимуществ. Основными секретами посещаемого ресурса являются захватывающий дизайн, правильное юзабилити, функционал и качественное содержимое.

От автора: сегодня у нас очень важная тема - принципы и правила юзабилити сайта. Об этом написано множество книг и статей. Величайшие умы человечества выводили свои формулы удобства использования сайта. Казалось бы, как можно угодить всем пользователям Интернета, ведь они такие разные? Но, как показывают исследования, существуют определенные паттерны поведения пользователей на сайте, которые необходимо учитывать при его разработке. Конечно, если целью ресурса является привлечение трафика и получение прибыли, а не запугивание кислотной расцветкой, мигающими баннерами (а еще лучше, со звуком) и загадочной навигацией.

Принципы юзабилити интерфейсов

Самый главный принцип, который должен пройти красной нитью через весь интерфейс, звучит так: «чем проще, тем лучше». Смысл его состоит в том, что использование стандартных приемов оформления веб-страниц существенно облегчает пользователю жизнь.

Ведь, если он уже видел где-то подобную навигацию, расположение кнопок и пунктов меню, то будет знать, как этим всем пользоваться. А значит, будет уверенно чувствовать себя на вашем сайте. Остальные принципы юзабилити сайта для удобства я разбил на несколько смысловых групп.

Принцип 1. Навигация. Горизонтальное и вертикальное меню.

Основа юзабилити сайта - это удобная и понятная навигация. В горизонтальном меню должны находиться основные разделы, а в вертикальном - дополнительные. В последнее время все чаще встречаю сайты без вертикального меню, то есть, упрощенные до предела. Но это зависит от особенностей ресурса и размещаемого на нем контента.

JavaScript. Быстрый старт

Если, избавившись от вертикального меню, вы получите сложное и запутанное горизонтальное, то от этого приема лучше воздержаться. Кроме этого, имеет смысл продублировать главное меню в футере. Если ваш сайт имеет сложную структуру, сделайте для нее отдельную страницу, где в виде древовидного, интуитивно понятного списка выведите перечень всех категорий и подкатегорий.

Принцип 2. Отсутствие ошибок.

Тестирование и еще раз тестирование. Каждый день. Без выходных и праздников. Сайт должен работать корректно, ведь каждая секунда его неправильной работы, каждая ссылка, ведущая в никуда, или кнопка на несуществующую страницу будут стоить вам посетителей и клиентов. Никто не будет задерживаться на нерабочем сайте. И не забудьте оформить 404-ю страницу в стиле вашего веб-ресурса.

Принцип 3. Правильное оформление шапки сайта.

Именно в верхней части сайта люди чаще и дольше задерживают свой взгляд. Некоторым даже лень прокручивать страничку вниз. Каюсь, я тоже отношусь к этой группе пользователей. Если в хэдере нет нужной мне информации (меню, контактные данные, телефоны и т. д.), вряд ли я буду тратить время на ее поиски. В общем, вы поняли - в шапке размещаем все данные, на которые хотели бы обратить внимание клиентов, в первую очередь.

Принцип 4. Свободное пространство.

Вероятно, вам встречались сайты, на которых каждый лишний сантиметр чем-то «затыкался» - какими-то баннерами, иконками, кнопочками, анимацией. Скученный текст, куча ненужной информации, брррр. Такие сайты должны гореть в специальном аду для тех, кто не знает принципы юзабилити и психологии восприятия.

Настоящие мастера веб-дизайна всегда оставят на сайте свободное пространство, а текст оформят с нормальным междустрочным интервалом, чтобы пользователю было легче дышать, а информация воспринималась легко и доступно.

Принцип 5. Качественный текст.

К качеству текста относятся не только его смысловая составляющая и отсутствие ошибок, но и правильное форматирование. Про междустрочный интервал я уже упоминал, осталось рассказать о приемах, благодаря которым можно привлечь больше внимания к вашему контенту. Это:

наличие заголовков и подзаголовков;

выделение ключевых слов и важной информации (жирным шрифтом, сносками, маркерами и т. д.);

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

использование нумерованных и маркированных списков;

разбивка текста на абзацы, состоящие из 3-4 предложений.

Принцип 6. Поиск по сайту.

Казалось бы, и так понятно, что на веб-ресурсе должен быть внутренний поиск. Но нет - сплошь и рядом встречаются сайты, на которых нет и намека на этот важнейший элемент юзабилити. А ведь большинство пользователей приходит на веб-сайт с четкой целью: найти какую-то информацию и побыстрей.

Сделав поисковую строку и фильтр, вы осчастливите и себя, и потенциальных клиентов. Они найдут то, что им надо, вы - увеличите свою конверсию и, возможно, получите постоянного покупателя.

Принцип 7. Скорость загрузки.

В продолжение предыдущего требования к юзабилити сайта - люди очень нетерпеливы, они приходят в Интернет за информацией и хотят получить ее максимально быстро. По результатам исследования Nielsen Norman Group, пользователи в среднем проводят на веб-странице 27 секунд и редко прокручивают ее до конца. Происходит это потому, что в Интернете много хлама и бесполезной информации - если бы люди подробно изучали каждый ресурс, они бы сошли с ума.

Поэтому у вас есть всего несколько секунд, чтобы рассказать посетителю о себе, заинтересовать его и подвигнуть на дальнейшие действия. А если большую часть из этого отведенного вам времени будет занимать загрузка сайта, то шансов завлечь потенциального клиента у вас практически не остается - он просто уйдет на другой сайт. Вот этим вопросом, как привлечь и удержать посетителя, и занимается юзабилити.

Нашему мозгу свойственно искать во всем окружающем логику, структуру и закономерность. Например, что вы видите, глядя на изображение ниже?

Большинству людей первым в глаза бросается черный треугольник. Но на самом деле здесь есть только четыре законченных формы — это три белых «пакмэна» на фоне черной фигуры. Мы видим треугольник, потому что наш мозг, считывая неоднозначную визуальную информацию, организует ее в нечто, имеющее для нас смысл — знакомое, симметричное, аккуратное и т. д. Если убрать этот процесс, мы будем воспринимать элементы, не считывая связей между ними, и не увидим «леса за деревьями».

Для еще одной иллюстрации процесса, взгляните на GIF-файл ниже:

Вы наверняка видите бегущую собаку. Возможно, даже узнали ее породу:) Но на самом деле, это не более чем ряд движущихся точек. Данные несложные примеры прекрасно демонстрируют особенности нашего мозга, который все время пытается структурировать окружающий мир. Этот феномен известен как гештальт-принцип зрительного восприятия, объясняющий процесс, через который наш мозг «по умолчанию» формирует жесткую структуру из всей поступающей информации. Но почему это важно для маркетологов и веб-дизайнеров?

Почему дизайнерам важно учитывать гештальт-принципы?

Выдающиеся дизайнеры прекрасно осознают огромную роль психологии зрительного восприятия. Что происходит, когда глаз человека считывает ваш макет? Как реагирует ум читателя на сообщение, которое вы пытаетесь распространить? Просто задумайтесь о том, что испытывают люди, впервые увидев ваш проект. Для того, чтобы понять принципы создания выдающегося пользовательского интерфейса, стоит изучить психологию человеческого восприятия.

Основной закон, регулирующий гештальт принципы, заключается в следующем: мы, как правило, ожидаем от нашего опыта, что он будет обычным и узнаваемым. Это инструмент, позволяющий формулировать смысл в сложном и хаотичном мире. Четкое понимание работы данных принципов поможет вам в трех направлениях:

1. Они помогут определить, какие элементы дизайна наиболее эффективны в данной ситуации. Например, когда лучше использовать визуальную иерархию, затенение фона, градиенты, как сгруппировать схожие элементы и выделить из них несхожие.

2. Данные принципы влияют на наше визуальное восприятие, что позволяет дизайнерам направлять внимание на определенные участки макета, мотивируя нас к целевым действиям, а также корректируя наше поведение.

3. Наконец, наивысший уровень. Гештальт-принципы позволят разработать продукт, решающий проблемы и удовлетворяющий потребности клиентов, притом делающий это красивым, приятным и интуитивно-понятным образом.

В данной статье мы обсудим 7 гештальт-принципов, непосредственно применимых к современному дизайну. Конечно, это неполный список, но вы быстро заметите, что некоторые из принципов накладываются друг на друга, порождая новые эффекты.

Принцип гласит, что люди инстинктивно разделяют объекты переднего и заднего планов изображения. То есть, внимание фокусируется либо на объектах переднего плана (рисунок), либо на заднем плане (фон).

Например, на изображении выше мы мгновенно считываем белое яблоко на черном фоне.

«Эта детерминанта действует быстро и подсознательно в большинстве случаев. Фигура-фон позволяет понять, на что обратить внимание, а что можно проигнорировать в композиции», Стивен Брэдли (Steven Bradley), веб-дизайнер.

При использовании сайта или мобильного приложения, один из первейших процессов, активирующихся в сознании людей — потребность выяснить, где здесь фон, а где объекты первого плана.

Примеры

На домашней странице Basecamp размещено много графики, текстов, лид-форм, СТА-элементов и прочей информации. И благодаря принципу фигура-фон, вы сразу понимаете, что основной акцент следует дать на белых областях.

AngelList применяет данный принцип двумя способами. Во-первых, заголовок и логотип очевидно принадлежат к первому плану, так как перекрывают фон. Во-вторых, белый цвет шрифта в меню справа также выделяет элемент над фоном.

Принцип сходства, или подобия, гласит, что мы группируем вместе вещи, которые представляются нам похожими. Также мы склонны думать, что эти вещи/объекты несут схожие функции. Например, на изображении ниже мы склонны замечать две группы фигур: круги и треугольники, но не узор из этих форм.

А разнообразие дизайнерских подходов, таких как цвет и организация элементов, могут быть использованы для создания подобных групп. Например, на изображении ниже, несмотря на то, что все формы одинаковы, мы четко видим, что каждый столбец организован в отдельную группу.

Примеры

GitHub использует принцип подобия по двум направлениям на странице ниже. Во-первых, так маркетологи разделяют различные секции. Можно сразу понять, что серый блок сверху служит иной цели, нежели основной черный раздел, который также визуально отделен от синей секции.

Во-вторых, маркетологи используют синий цвет, чтобы выделить ссылки в тексте и сообщить, что все синие элементы несут схожие функции призыва к действию.

Принцип близости гласит, что элементы, расположенные близко друг к другу, связаны сильнее, нежели элементы, расположенные поодаль.

Принцип настолько силен, что он перекрывает фигуры схожего цвета, формы и прочих факторов, позволяющих идентифицировать элементы как группу однородных объектов.

Обратите внимание на изображение выше. Относительная близость объектов играет большую роль, нежели цвет и схожая форма.

Примеры

Близко расположенные объекты с соответствующими подписями в каталоге интернет-магазина сообщают нам, что элементы объединены.

Vice также использует принцип для сортировки изображений, заголовков и подписей к каждой из своих историй.

Принцип общей области тесно связан с фактором близости. Он гласит, что когда объекты находятся внутри одного замкнутого пространства, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.

Добавление границ или других визуальных барьеров — отличный способ создать воспринимаемое разделение между группами объектов, даже если те имеют общую форму, цвет и т. д.

Примеры

В дизайне Pinterest принцип общей области использован для разделения каждого «пина»: фото, название, описание, авторство и прочие детали объединены вместе и отделены от аналогичных деталей в других карточках.

Facebook также применяет принцип, дабы донести, что комментарии, лайки и репосты относятся именно к этому конкретному посту, а не к другим окружающим его элементам — комментариям и т. д.

5. Непрерывность

Принцип непрерывности гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, в большей степени связаны, нежели не расположенные на линии или кривой.

Например, на изображении выше может показаться, что красные точки на кривой линии в большей степени связаны с черными точками на кривой линии, чем с красными на прямой горизонтальной линии. Это потому, что ваш глаз естественным образом следует за линиями, получая более сильный сигнал о связности элементов, нежели от фактора общего цвета.

Примеры

Amazon использует данный принцип, чтобы сообщит нам, что каждый из приведенных ниже элементов связан с остальными и имеет общие свойства.

Sprig применяет принцип, чтобы прояснить трехшаговый процесс использования приложения.

А Credit Karma пользуется принципом для иллюстрации преимуществ своих услуг.

Принцип закрытия гласит, что когда мы смотрим на сложно расположенные элементы, то склонны видеть единый, узнаваемый узор. Другими словами, видя изображение с недостающими частями, мы «дорисовываем» эти части, чтобы получить максимально возможный вариант, исходя из нашего прошлого опыта.

Например, выше вы вероятнее всего увидели зебру, даже если фактически изображение состоит из черных фигур разной формы.

Примеры

Принцип широко используется в дизайне логотипов различных компаний, включая IBM, NBC, Zendesk и Funding Circle.

Принцип центра координации гласит, что все, выделяющееся визуально, захватывает и удерживает внимание зрителя в первую очередь.

Вероятно, на изображении выше первым ваше внимание привлек красный квадрат — потому что он выделяется из черных кругов (хотя и не находится на первом плане). От квадрата ваше внимание переходит к остальным элементам изображения.

Примеры

Twilio использует принцип для привлечения внимания к СТА-элементам.

Instacart сочетает принцип координационного центра с принципом фигуры-фона, обращая ваше внимание сперва на белый первый план, а затем на зеленую кнопку «find stores».

Понимая, как работает человеческий разум, вы вероятнее сосредоточите внимание людей на целевом действии. Использование приведенных выше принципов поможет вам долго удерживать пользователя вовлеченным в дизайн и процесс взаимодействия с ресурсом.

И сегодня мы коснемся психологических аспектов влияющих на удобство использования посетителем сайта.

Синдром гадкого утенка (Baby-Duck-Syndrome)

Как показывает практика, подавляющее большинство пользователей сильно привязываются к первой версии дизайна конкретного проекта. Этот дизайн ими в максимальной степени изучен. Соответственно последующие версии сайта (или локальных элементов), уже после редизайна, они воспринимают через призму того, насколько новая версия похожа на предыдущую. Именно поэтому посетители первое время чувствуют себя не в своей тарелке.

Баннерная слепота

Суть баннерной слепоты состоит в том, что посетители игнорируют все то, что напоминает им рекламу. При этом, у них выработан четкий алгоритм серфа по сайту благодаря которому пользователи фокусируются на тех блоках где расположена наиболее полезная для них информация. Поэтому огромные баннеры с красочным содержимым в это аспекте попадают в полный игнор.

Эффект неопределенности (Эффект Блюмы Зейгарник)

Природой в человека заложена нетерпимость к неопределенности. Благодаря ей мы пытаемся найти ответы на все возникающие в нашей голове вопросы. При этом, как можно быстрее.

В основе эффекта неопределенности как раз и лежит эта особенность человеческого поведения. Открытый в далеком 1927 году, эффект устанавливает некую эмоциональную связь с пользователем, читателем или наблюдателем продукта.

Исходя из этого, видео, различные статьи, другие материалы, использующие данный принцип, как правило, имеют некоторую недосказанность и склонны скорее задавать вопросы пользователю, нежели отвечать на них. Вследствие чего людей увидевших материал побуждают искать ответы и принуждают к совершению какого-либо действия (к примеру к клику по ссылке или чтению дополнительного материала).

Гештальт принципы

Представляют собой базовые, основополагающие правила психологии в контексте дизайна и восприятия его человеком посредством компьютера.

Закон близости гласит о том, что набор объектов, расположенных друг к другу на более близком расстоянии, нежели другие объекты, пользователь классифицирует как группу.

Также существует и закон сходства , который можно сформулировать так – человек на подсознании группирует сходные объекты.

Закон прагматизма говорит – один и тот же элемент способен играть как очень важную роль в одном визуальном представлении, так и становиться частью фонового рисунка в другом.

Относительно этого правила очень наглядным является логотип компании Macintosh, на котором можно увидеть несколько визуальных полей. Одно общее с улыбающимся лицом, а также счастливое лицо представленное в профиль.

Если говорить в общем, то симметричное расположение элементов, отступы и т.д. делают ваш сайт более аккуратным. При этом, нарушение симметричности может вызывать у человека реакцию – «тут что то не так».

Закон смыкания говорит о том, что человек склонен к объединению объектов, которые в реальности не являются единым целым.

В качестве примера можно привести логотип компании IBM, где в реальности присутствуют лишь горизонтальные линии, которые отличаются своей длинной. Однако, человек интерпретирует их в буквы.

Эффект личного опыта . Получил наибольшее распространение в сфере создания текстового контента в силу того, что способен наладить некую взаимосвязь читателя с автором.

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.



Рекомендуем почитать

Наверх