Постапокалиптические люди. Урок фотомонтажа "постапокалиптический город". Смотреть что такое "Постапокалиптика" в других словарях

Скачать Viber 08.03.2019
Скачать Viber

Прогнозируется рост в 2025 году общемирового объема данных до 163 зеттабайт. Это в 10 раз больше всего глобального массива информации, сгенерированного в 2016 году. Более 95% данных, по оценкам аналитиков, будут передаваться в режиме реального времени устройствами, объединенными в сеть - интернетом вещей (Internet of Things, IoT).

Столетняя история

Накопление критического массива данных, миллиарды подключенных датчиков и машин, развитие облачных технологий и программных платформ - все это формирует повышенный интерес к теме интернета вещей. Информация становится основной «кровью» экономики и промышленности.

Сам по себе интернет вещей не является революционным изобретением. Телемеханика существует уже более 100 лет: телеметрические системы еще в начале прошлого века использовались для мониторинга уровня воды, температуры, нагрузки электросетей. Современный интернет вещей - результат эволюции этих технологий, а также систем бережливого производства, научной организации труда, теории решения изобретательских задач и хорошо знакомой нашим инженерам «АСУ ТП» (автоматизированная система управления технологическим процессом).

Если все эти решения были известны давно, почему именно сейчас говорят о новом прорывном шаге? Просто теперь все эти решения начали складываться в принципиально новые бизнес-модели.

Качественный скачок

Оснастить датчиком единицу оборудования - это еще не rocket science. Но создать на базе этого новую бизнес-модель - уже новая ступень эволюции. Количество переходит в качество. Под термином «уберизация» тоже подразумевается не появление новых прорывных технологий, а смена бизнес-моделей.

Одним из первых сегментов, где начали активно внедряться компоненты интернета вещей, по понятным причинам стала энергетика. Интеллектуальная аналитика особенно необходима там, где промышленные объекты работают автономно, распределены по разным территориям и уязвимы к различным внешним угрозам. Сегодня развитие уже практически всех отраслей машиностроения, в первую очередь инфраструктурного, сильно зависит от степени внедрения интернета вещей.

Рынок IoT в России складывается за счет разработки и развития специфических программных продуктов для решения определенных задач. Уже сейчас это позволяет, например, подключать к единой системе прогностики и удаленного мониторинга газотурбинное оборудование на электростанциях, расположенных в разных российских городах - Перми, Ижевске, Кирове, Владимире, выстраивая цифровые модели работы энергоустановок.

Переход на сервисную модель

Следующий этап - коммерциализация подобного рода решений. И сегодня в серьезных компаниях уже создаются отдельные команды, задачей которых является разработка и внедрение не инновационных продуктов, а именно инновационных бизнес-моделей как главного конкурентного преимущества предприятий в долгосрочной перспективе.

У традиционной, громоздкой промышленности, производящей только «железо», нет будущего. Современная индустрия говорит другими терминами - такими, как «applications» и «services» (приложения и сервисы). А для успешной карьеры на новых предприятиях требуются в первую очередь не ремесленнические навыки hard skills, а надпрофессиональные, гибкие компетенции soft skills. Интернет вещей - это история про новую промышленную коммуникацию.

В перспективе технологии «точного земледелия» смогут обеспечить человечество невиданными ранее объемами урожая. Дальнейшее развитие бесконтактных форм оплаты выведет на новый уровень розничную торговлю. Дистанционный мониторинг состояния здоровья человека и контроля за критически важным оборудованием - уровень медицины.

Как и в случае с , в области IoT ключевое значение приобретает не сам продукт и даже не сервис, а применение продукта в рамках сервисной модели для решения определенной задачи.

Интернет для станков

Промышленные компании ищут соответствующие перспективные ниши совместно с IT-компаниями и производителями софта. И это общемировой тренд. Например, гости международной промышленной выставки «Иннопром-2017» в Екатеринбурге могли заметить, что в числе ее участников представителей сферы ИТ стало едва ли не больше, чем непосредственно производителей классического промышленного железа.

На международной выставке металлообрабатывающего оборудования JIMTOF, ежегодно проходящей в Японии, станки разных производителей демонстрируются в едином пространстве, а не на отдельных стендах. Это связано с тем, что все они объединены единым программным обеспечением и технологическим циклом, все элементы производства взаимосвязаны между собой.

Оснащение датчиками мощностей старого советского завода еще не означает, что на него пришла «индустрия 4.0». За компьютеризацией оборудования и рабочих мест должно идти создание единой информационной среды, когда производственные процессы интегрируются с другими IT-решениями, причем не только производственными, но и финансовыми.

Кроме того, развитие интернета вещей - это еще и вызов для государственного управления. Например, по программе субсидирования НИОКР в Минпромторг России поступает все больше заявок по разработке новых систем, которые нельзя четко отнести ни к железу, ни к софту. Когда результатом разработок становится продукт, находящийся на стыке двух принципиально разных направлений, это тоже вызов для государственной системы, которая не имеет пока должного опыта управления такого рода конструкциями.

Вопросы безопасности

Технологии интернета вещей несут за собой и риски, связанные с угрозами безопасности: утечки информации, несанкционированный доступ к управлению объектами, умышленный вывод из строя оборудования, атаки на критическую инфраструктуру.

Но компании, которые раньше фокусировались на защите паролей, личной информации и банковских счетов клиентов, теперь предлагают свои решения для защиты промышленной инфраструктуры - предприятий, электростанций, нефтепроводов. Так, на «поляне» IoT постепенно формируются и новые смежные конкурентные рынки.

Именно промышленность является сегодня главным интересантом технологий интернета вещей. Компания IDC в своем отчете «Russia Internet of Things Market 2017–2021» ожидала наибольший объем вложений в интернет вещей в 2017 году именно от промышленных предприятий - $183 млрд. Далее идут сферы транспорта ($85 млрд) и коммунальных услуг ($66 млрд). Кросс-индустриальные инвестиции в интернет вещей эксперты оценили примерно в $86 млрд.

Ожидается, что в ближайшие четыре года инвестиции в оборудование, программное обеспечение и услуги для технологий IoT будут расти в России ежегодными темпами свыше 20%. Сопутствующее переосмысление бизнес-моделей позволит говорить уже о реальном мультипликативном эффекте от этих вложений.

25 января 2018 в 10:00

Пять основных тенденций развития Интернета вещей в 2018 году

  • Блог компании Gemalto Russia ,
  • Исследования и прогнозы в IT ,
  • Читальный зал
  • Recovery Mode

Минувший 2017 год стал еще одним важным годом для Интернета вещей (IoT). Потребители по-прежнему покупали все новые подключенные устройства, и в итоге, одним из наиболее популярных новогодних подарков во многих странах стали виртуальные цифровые помощники с функцией распознавания речи. Кроме того, в минувшем году состоялся первый официальный запуск сервисов и продуктов Narrow Band IoT (NB-IoT), ну и наконец, согласно статистике, сегодня в мире насчитывается больше IoT устройств, чем смартфонов или ПК.

Что же несет с собой для Интернета вещей новый 2018 год? Открываем пять основных тенденций, которые, как мы считаем, определят наступивший год.


1. Еще больше подключенных устройств и еще больше возможностей для подключения

В 2017 году мы наблюдали рост числа всевозможных устройств и способов их подключения, и эта тенденция продолжится в 2018 году. В частности, мы увидим дальнейшее развитие сетей на базе Low Power Wide Area Networks (LPWAN), таких как NB-IoT, Sigfox и LoRaWAN. Эти технологии позволяют увеличить время автономной службы устройств, которые должны работать без подзарядки до нескольких лет, и при этом обеспечивают надежное соединение на больших расстояниях.

Мы ожидаем, что повсеместное внедрение подобных устройств приведет к реальным социальным изменениям – например, позволит улучшить мониторинг окружающей среды для решения проблемы глобальных климатических изменений. Развитие сервисов домашней автоматизации сделает нашу жизнь заметно удобнее и проще. Кроме того, наступает эра умного производства. С учетом целой волны пилотных проектов и ряда экспериментальных запусков в 2017 году, мы ожидаем, что в наступившем году мы увидим ряд важных начинаний в этом направлении. Согласно прогнозам IDC , в одном лишь 2018 году на проекты умного производства будет потрачено 189 млрд. долларов.

Все больше компаний будут начинать свои собственные проекты для Интернета вещей, и им потребуются рекомендации по подключению, хранению данных, удаленному мониторингу и т.д.

2. Развитие периферийных вычислений с возможностью мониторинга в режиме реального времени

С ростом числа IoT проектов, особенно в промышленной сфере, где устройства могут быть установлены на географически разделенных объектах, на значительном расстоянии друг от друга, мы увидим более активное использование данных в режиме реального времени на периферии (то есть на самих подключенных устройствах). Помимо снижения издержек на передачу и хранение данных, такой подход позволит моментально осуществлять анализ данных, обеспечивая возможность для принятия более оперативных и более информированных решений.

Согласно прогнозу IDC, к 2019 году 40% всех данных, создаваемых Интернетом вещей, будет храниться и анализироваться на сетевой периферии.

3. Развитие технологий искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения

Мы увидим дальнейшее развитие технологий машинного обучения, которые помогут сделать устройства для Интернета вещей еще более эффективными, и перейти от подхода, основанного на использовании правил, к более серьезному, планово-предупредительному подходу. В частности, устройства смогут более эффективно определять потенциальные атаки еще до того, как эти атаки начнут причинять ущерб.

Поставщики IoT-сервисов и устройств смогут предлагать новые сервисы распознавания (matching services), в основе которых будет лежать глубокий анализ специфики пользовательских задач – IoT-устройство сможет самостоятельно изучать, каким образом конечные пользователи взаимодействуют с сервисом или продуктом. В масштабных внедрениях, когда речь идет о сотнях или тысячах IoT устройств, особую роль будут играть технологии искусственного интеллекта – без них объединение устройств в сети и сбор данных окажется весьма трудной задачей.

Сегодня мы видим активные дискуссии о том, что искусственный интеллект будет вытеснять людей на рабочих местах, но мы считаем, для этих опасений на самом деле не так много оснований. Технологии будут выполнять те задачи, на которые «заточен» искусственный интеллект, позволяя людям сосредоточиться на принципиально новых, более творческих задачах.

4. Расширение нормативно-правовой базы, появление новых стандартов безопасности

Будет расти потребность в более развитых и надежных технологиях безопасности для Интернета вещей. Мы станем свидетелями все новых атак, в результате которых мы будем чаще обсуждать проблемы безопасности для Интернета вещей, а также потенциальный урон от подобных атак. Согласно результатам нашего прошлогоднего опроса , большинство организаций и потребителей считают необходимым создание новой нормативно-правовой базы в отношении безопасности Интернета вещей, при этом они хотели бы, чтобы в формировании этих стандартов участвовало правительство.

По мере того, как компании будут работать над повышением уровня безопасности своих сервисов и продуктов, все более распространенной станет практика создания партнерских отношений с внешними экспертами в области Интернета вещей. Это подразумевает работу с «белыми хакерами», экспертами по безопасности Интернета вещей, а также учреждение премий за обнаруженные уязвимости, что позволит протестировать существующую инфраструктуру, выявить возможные уязвимости и добиться необходимых улучшений.

5. Развитие комплексных, универсальных платформ для Интернета вещей

Особым спросом у производителей будут пользоваться платформы для Интернета вещей, которые бы обеспечивали сразу весь комплекс необходимых технологий. И лучшими здесь станут такие платформы, которые способны удовлетворить все потребности производителя или поставщика услуг – в том числе с точки зрения организации соединения, поддержки всех протоколов соединений, обеспечения безопасности, масштабируемости, удаленного мониторинга, возможностей защищенного хранения данных, и которые при этом обеспечивали бы поддержку API крупнейших поставщиков облачных сервисов (AWS, IBM, Microsoft и т.д.).

Эти конкурентоспособные платформы для Интернета вещей позволят поставщикам IoT сервисов разрабатывать свои продукты еще быстрее и проще, и при этом обеспечат должный уровень безопасности.

Разумеется, до конца года мы увидим и другие важные события и неожиданные сюрпризы, но какими бы они ни были, нас, без сомнения, ждет еще один захватывающий год.

Вопросы "Что делать и кто виноват?" актуальны практически всегда.

Кто в данном случае виноват, пока не очень ясно. А вот ответ на вопрос “Что делать?” здесь практически очевиден -- использовать ВСЕ составляющие концепции интернета вещей при создании систем мониторинга окружающей среды. Причем среды, окружающей не только города и населенные пункты, но и предприятия, являющиеся потенциальными загрязнителями атмосферы, воды и почвы...

Рискну предположить, что вложения в эти IoT-проекты достаточно быстро окупятся за счет штрафов с загрязнителей окружающей среды. Да и здоровье граждан немаловажно... Некоторые даже утверждают, что оно бесценно.

Однако ближе к делу. 5 января в ряде СМИ появились (со ссылкой на данные “Мосэкомониторинга”) сообщения типа того, которое вы видите ниже.

Интересно отметить, что на сайте “Мосэкомониторинга” какого-либо оперативного сообщения о возникновении в городе нештатной ситуации не было. Самое свежее новостное сообщение, которое все зимние каникулы висело на сайте этого ведомства, вы видите ниже. Оно датировано 19 декабря прошлого года и рассказывает о том, что разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ теперь можно оформить в электронном виде.

Рискну предположить, что данное сообщение интересно далеко не всем горожанам, а лишь тем, кто руководит предприятиями-загрязнителями и тем, кто отслеживает новости, связанные с внедрением в госучреждениях систем электронного документооборота (СЭД).

Основная же миссия “Мосэкомониторинга” – вовсе не выдача разрешений на выброс в атмосферу города вредных веществ. Напомню, что это ГПБУ (государственное природоохранное бюджетное учреждение) было создано в июне 2001 г. по решению Правительства Москвы и находится в подчинении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Основная деятельность данного ГПБУ - осуществление государственного экологического мониторинга на территории столицы. При этом информация готовится на основании данных автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА) и на основании результатов рейдов передвижных экологических лабораторий. В случае выявления превышений установленных нормативов информация направляется в федеральные или региональные органы исполнительной власти для принятия мер реагирования. Впрочем, сведения о превышении установленных нормативов при желании можно найти и на сайте “Мосэкомониторинга”. Но сделать это, увы, не так просто, как хотелось бы…

В то же время представители “Мосэкомониторинга” утверждают, что посредством сайта данного ГПБУ можно узнать:

Каким образом осуществляется экологический мониторинг на территории города Москвы, где расположены пункты наблюдения за состоянием различных природных сред, по каким показателям и с какой периодичностью проводятся наблюдения;

Подробную информацию о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, зеленых насаждений, уровней шума на территории города;

Информацию о текущих измерениях температуры и атмосферного давления на различных территориях города.

Подробную информацию о загрязняющих веществах, присутствующих в атмосферном воздухе, поверхностных водных объектах, почвах города Москвы, источниках их поступления и воздействии на здоровье людей.

Обратите внимание: “можно узнать” и “легко можно узнать” – разные вещи. Иногда очень даже разные.

Для полноты картины необходимо добавить, что столичная система мониторинга атмосферного воздуха начала создаваться (по решению Правительства Москвы) ещё в 1996 г. Естественно, она непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Судя по сайту ведомства, в настоящее время информация об уровне загрязнения атмосферного воздуха поступает в данную систему с 56 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (включая мобильные АСКЗА). АСКЗА расположены во всех округах Москвы, на разном удалении от центра города и охватывают различные функциональные зоны. Среди прочего, станции мониторинга размещаются на территориях вблизи автомагистралей, в том числе на Третьем транспортном кольце. Также организован мониторинг атмосферного воздуха на территории Новой Москвы.

На АСКЗА круглосуточно (в режиме Non-Stop), измеряются средние двадцатиминутные концентрации 26 химических веществ и метеорологические параметры, определяющие условия рассеивания примесей в атмосфере (скорость и направление ветра, температура, давление, влажность, вертикальная компонента скорости ветра).

Согласитесь, что снимаемая с этих датчиков информация имеет не такой уж большой объём, чтобы её оперативная обработка и представление в удобном графическом виде являлись непосильной техническую задачей. Трудности здесь скорее не технические, а организационные.

В “Википедии” в статье “Экологический мониторинг” читаем: “Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности” .

Золотые слова. Они, видимо, относятся и к рассматриваемой нами ситуации. Обратите внимание: на публикации в СМИ о превышении в 28 раз уровня загрязнения столичного воздуха в районе Марьино отреагировали не сотрудники “Мосэкомониторинга”, а специалисты Роспотребнадзора, в распоряжении которых, видимо, тоже имеются средства контроля окружающей среды.


Источник: сайт Роспотребнадзора, январь 2017 г.

В то же время некоторые СМИ сообщили, что столичные прокуроры начали проверку в связи с превышением количества сероводорода на юго-востоке Москвы. Им предстоит установить источник загрязнения и его последствия.

Теперь смотрите: на сайте «Мосэкомониторинга» особое внимание обращается на то, что данное ГПБУ “не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора. В случае выявления превышений установленных нормативов информация направляется по компетенции в федеральные или региональные органы исполнительной власти для принятия мер реагирования”.

И что в результате происходит на практике? Граждане собственными носами чувствуют не очень приятные запахи и начинают обращаться в различные инстанции. Роспотребнадзор и прокуратура, несмотря на зимние каникулы, реагируют на жалобы трудящихся и начинают выяснять ситуацию, дабы выявить и, возможно, наказать виновных.

Ситуацию, при которой население интересуется у властей, чем вызваны необычные состояния окружающей среды, нельзя назвать нормальной!

При правильной постановке дела власти (через СМИ или каким-либо иным образом) должны оперативно доносить до населения информацию о том, что в таком-то регионе концентрация в воздухе такого- то вещества во столько-то раз превысила норму!

Вернемся к сайту “Мосэкомониторинга”. Рискну предположить, что гоcтям и жителям столицы интересны не столько места расположения станций контроля, сколько значения параметров окружающей среды, регистрируемых этими станциями.

И даже не сами значения, а то, выходят они за пределы нормы или не выходят.

На мой взгляд, сайт “Мосэкомониторинга” необходимо оснастить интерактивной картой администативно-территориального деления Москвы (типа той, которую вы видите ниже), на которой каждый из округов оперативно (раз а 20 минут) раскрашивался бы в один из трех цветов: “зеленый” (все 26 регистрируемых параметров в норме); “красный” (хотя бы один из 26 регистрируемых параметров выше нормы), “желтый” (ситуация близка к критической). Кроме того, должен быть инструмент, позволяющий любому желающему посмотреть вид этой карты в любой из интересующих его дней и часов и, при необходимости, выяснить, какие именно параметры в тот или иной интервал времени превышали предельно допустимый уровень и во сколько раз.


Карта администативно-территориального деления Москвы

Статья также доступна (this article also available):

Цветков Виктор Яковлевич

Интернет вещей как глобальная инфраструктура для информационного общества// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 7803. Дата публикации: 2017-06-30 . Режим доступа: https://сайт/article/7803/

Библиографический список

  1. Кудрявцева Е. И. Психология управленческой эффективности в условиях распределенного управления //Управленческое консультирование. – 2013. – №. 9 (57). – с.22-32.
  2. Зеленин Д. В., Логинов Е. Л. Новая парадигма управления экономикой: переход к “умным сетям” различного управленческого назначения //Экономические науки. – 2010. – Т. 70. – №. 9. – С. 156-161
  3. Internet of things. https://en.wikipedia.org/wiki/Internet_of_things. Дата доступа 17.05.2017
  4. Tsvetkov V. Yа. Information interaction // European researcher. Series A. 2013. № 11-1 (62). С. 2573-2577/
  5. Brown, Eric (13 September 2016).»Who Needs the Internet of Things?» Linux.com
  6. Nordrum, Amy (18 Aug 2016).»Popular Internet of Things Forecast of 50 Billion Devices by 2020 Is Outdated». IEEE.
  7. International Telecommunication Union, Overview of the Internet of things, Recommendation ITU-T Y.2060, June 2012
  8. Technical Report oneM2M Use Case collection. Режим доступа: http://www.etsi.org/deliver/etsi_tr/118500_118599/118501/01.00.00_60/tr_118501v010000p.pdf (дата обращения 06.03.2017).
  9. Чехарин Е.Е. Большие данные: большие проблемы // Перспективы науки и образования. — 2016. — №3. — с.7-11.
  10. The Internet of Things. Режим доступа: https://www.cisco.com/web/offer/emear/38586/images/Presentations/P11.pdf (дата обращения 06.03.2017).
  11. Цветков В. Я. Распределенное управление// Современные технологии управления. -2017. — №3(75). Режим доступа: https://сайт/article/7602/
  12. Романов И.А. Применение информационных единиц в управлении// Перспективы науки и образования- 2014. — №3. – с.20-25.
  13. Tsvetkov V. Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice. — 2014, Vol.(1), № 1, р57-64
  14. V. Ya. Tsvetkov. Information Relations // Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol.(8), Is. 4. – р.252-260. DOI: 10.13187/mai.2015.8.252 www.ejournal11.com
  15. Tsvetkov V. Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design. -2014, Vol (5), № 3. — p.147-152
  16. Ожерельева Т.А. Информационная ситуация как инструмент управления // Славянский форум, 2016. -4(14). – с.176-181.
  17. Дешко И.П. Информационное конструирование: Монография. – М.: МАКСПресс, 2016. – 64с. ISBN 978 -5-317-05244-7
  18. Кудж С.А. Принципы сетецентрического управления в информационной экономике // Государственный советник. – 2013. — №4. – с30-33.
  19. Magrassi, P. (2 May 2002). «Why a Universal RFID Infrastructure Would Be a Good Thing». Gartner research report G00106518.
  20. CasCard; Gemalto; Ericsson. «Smart Shopping: spark deals»(PDF). EU FP7 BUTLER Project.
  21. Ersue, M.; Romascanu, D.; Schoenwaelder, J.; Sehgal, A. (4 July 2014). «Management of Networks with Constrained Devices: Use Cases». IETF Internet Draft.
  22. Swan, Melanie (8 November 2012). «Sensor Mania! The Internet of Things, Wearable Computing, Objective Metrics, and the Quantified Self 2.0». Sensor and Actuator Networks. 1 (3): 217–253. doi:10.3390/jsan1030217.


Рекомендуем почитать

Наверх