Парижское гетто: район, где избивают полицейских. Королевский курьер - письмо

Faq 13.09.2019
Faq

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.


Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.


К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…


За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке - выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.


«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова]. - СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.


Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду - от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны.)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].

СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади - театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).


В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели - к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное - шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов - чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера - он в шутку называл его Авернским, - и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном - в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду - в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России - у нас о нём сообщил Первый телеканал.


В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.


Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.

Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…


Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.


Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.


Приглашаем Вас на виртуальный шопинг в Париж – «Мекку» мировой моды, центр косметической и парфюмерной промышленности. Теперь, чтобы совершать покупки в парижских магазинах, не обязательно тратить деньги на поездку – вашим посредником в этом городе станет наш сервис «Авиакурьер-Экспресс».

Как выбрать и заказать товары из Парижа? Очень просто. Посетите французские интернет-магазины, скопируйте ссылки выбранных товаров и поместите их в форму заказа на нашем сайте, а мы купим и доставим их в Россию в ручной клади авиакурьера. Но даже если вы не нашли в интернете того, что вам необходимо приобрести в Париже, это еще не повод отказываться от покупки. Просто опишите нужный вам товар, и мы постараемся сами отыскать его во французской столице.

Что лучше всего покупать в Париже?

Если вы решили воспользоваться услугами посредника в Париже, при формировании заказа рекомендуем вам обратить внимание на следующие категории товаров:
Парфюмерия – в Париже французские духи стоят где-то на 30% дешевле, чем в России и если брать их в фирменном магазине, например, Sephora или Marionnaud, – исключается возможность приобретения подделки.
Косметика – в Париже очень большой выбор хорошей косметики. При этом цены на нее гораздо ниже российских. К примеру, стоимость продукции Yves Rocher во Франции в два раза меньше, чем в магазинах этой компании в России. Наш посредник для покупок в Париже может приобрести для вас брендовую косметику или специальные средства в парафармацевтических аптечных отделах по весьма приемлемым ценам.
Одежда и обувь – где, как не в Париже, можно купить самую модную одежду и обувь? Многие парижские магазины, особенно крупные, имеют свои интернет-представительства, что открывает большие возможности для виртуального шопинга. Например, изучив на сайте galerieslafayette.com ассортимент одного из известнейших торговых центров Парижа – Galeries Lafayette, вы можете поручить нам покупку одежды, обуви или других товаров из любого бутика.
Продукты – изумительные сыры со всех областей Франции, изысканный шоколад, знаменитая фуа-гра (паштет из гусиной печени), дижонская горчица и другие деликатесы, купленные в продуктовых магазинах Парижа, могут попасть на ваш стол уже на следующий день, если вы воспользуетесь нашим сервисом «Авиакурьер-Экспресс».
Алкоголь – не отказывайте себе в удовольствии попробовать настоящее французское шампанское, вино или коньяк. Цены на алкоголь в Париже начинаются от 3 € за бутылку.

Как работает сервис «Авиакурьер-Экспресс»?

Для оформления заказа заполните размещенную ниже на странице форму заявки. Вскоре с вами свяжется наш сотрудник и уточнит все детали будущей покупки. Далее согласованная заявка будет передана представителю «Авиакурьер-Экспресс» в Париже.

Купленный товар доставляется в Россию на самолете в ручной клади нашего авиакурьера, поэтому есть ограничения на вес (не более 20 кг) и габариты (объем до 200 в сумме трех измерений).

С нами покупать приятно и выгодно! Воспользуйтесь услугами «Авиакурьер-Экспресс».

Доставка посылок Россия-Франция Москва-Париж

С Францией Россия имеет хорошие автотранспортные сообщения, что позволяет доставлять различные виды грузов быстро и относительно недорого. Автомобильными грузоперевозками пользуются предприниматели, приобретающие запчасти, продукты, строительные и отделочные материалы, другие виды товаров.

Владельцы торговых точек, интернет магазинов, заинтересованные регулярно и своевременно получать продукцию, пополнять свои витрины актуальными новинками. А также частные лица, желающие купить качественную одежду, бытовую технику, осуществить переезд.

Посредством транспортных компаний производится доставка посылок, писем, бандеролей, документов. Каждой категории пользователей услуг важно, чтобы отправления прибыли в точку назначения в полной сохранности, с соблюдением сроков доставки. Удобно, если предоставляются дополнительные услуги - погрузка, хранение, упаковка. Заказчику не придется переживать за прохождение таможни и другие тяжбы, связанные с пересечением границы.Нужно просто подобрать опытного перевозчика с хорошей репутацией.

Решение любых задач через ресурс «ВезетВсем»

Сайт «ВезетВсем» - это выбор тех, кому нужна качественная и дешёвая доставка писем, грузов по направлению Франция - Россия. С ресурсом сотрудничает большое количество грузоперевозчиков, готовых предложить полный спектр услуг по приемлемым ценам. Поэтому заказчик не ограничен в подборе оптимального варианта.

С помощью удобного интерфейса вы оставляете свой запрос. Получаете предложения и одобряете исполнителя, у которого самые выгодные условия. Транспортные компании гарантируют безопасную доставку, поскольку задействуют ТС с учетом специфики груза.

При заказе отдельной машины для переезда, перевозки личных вещей, мебели, транспортировки мелких партий товаров подойдет Газель.

10 тонник и 20 тонник имеют просторный кузов, оптимальны для объемных и тяжелых видов поклаж. Фурами доставляются крупные партии товаров, стройматериалов, оборудования. Машины большой грузоподъемности удобны для транспортировки сборных, попутных грузов, доставки почты. В зависимости от характера багажа, способа погрузки, подбираются тентованные, цельнометаллические ТС или фургоны.

Для создания необходимого температурного режима при отправке скоропортящихся продуктов, напитков, детского питания, различных медикаментов предназначены рефрижераторы. Учитывая, что путь следования предполагает пересечение границы, грузоперевозчики оказывают услуги по страхованию, оформлению таможенной документации. Если необходимо посылку, письмо или товар доставить «от двери до двери», подключается служба доставки.

Правила оформления заявки

Предоставьте максимум информации, чтобы повысить продуктивность поиска. От грузовладельца потребуется несколько минут для заполнения запроса.

  • Нажав на кнопку «Разместить запрос», вам откроются категории - выбирайте нужную.
  • Зайдя в подкатегории, введите данные о грузе - наименование, габариты, вес, количество. Для точной оценки можно добавить фото поклажи.
  • Используйте функцию «Добавить груз», если перевозке подлежат несколько видов вещей, предметов.
  • Нужно выбрать способ оплаты, указать, какие виды дополнительных услуг понадобятся.
  • Адрес отправки и доставки, дата, время.
  • Электронный адрес для поступления оповещений.

Ведя переписку с грузоперевозчиками, работающих по направлению Франция - Россия, вы сможете уточнить, сколько стоит услуга, оговорить важные моменты. «ВезетВсем» помогает искать надежных исполнителей и выбирать лучших.

Для всего есть основные правила. И для Парижа тоже. Мы выделили 10 основных моментов, которые по нашему мнению, крайне важны для туриста собирающегося в Париж. Особенно, если вы в первый раз едете в Париж .

Предположим, вы уже купили тур или билеты в столицу Франции . И вам предстоит посетить этот город первый раз. Что дальше?

Кстати, еще больше полезных советов, а так же достопримечательности, музеи, кафе и многое другое вы найдете в нашем новом приложение !

Как добраться из аэропорта до центра Парижа

Всего в Париже три аэропорта: основной – Шарль-де-Голль , европейский Орли и аэропорт лоу-костов Бовэ. Про каждый из них мы писали. А так же у нас подготовлено две статьи как добраться из Шарля-де-Голля до центра: " Как добраться из Шарля де Голля в центр Парижа. Все способы. " и " 10 шагов как добраться из аэропорта Шарль де Голль до Парижа ", и по одной статье про Орли: " Как добраться из аэропорта Орли до Парижа. Все способы " и Бове : " Аэропорт Бовэ. Как добраться? (+ расписание автобусов) ". Там мы подробно описали, как купить билеты, какие линии метро и RER , сколько стоит такси, и какие автобусы вам подходят.

Проживание в Париже

Транспорт

Многих туристов смущает парижский транспорт . Некоторые называют систему парижского метро – самой запутанной в мире (ха-ха, посмотрите на Лондон). В парижском метро стоят автоматы для продажи билетов. О том, как пользоваться автоматами в статье: "Как купить билет на метро в Париже? ", о том как покупать билеты на метро в киосках: "Как купить билет на метро в киоске RATP? ", о самом метро можете почитать наши статьи .

Еще одно понятие Парижа – ночной автобус. Это на тот случай если вы загуляли допоздна.

Еда

В Париже много туристических кафе. А так же дорогих ресторанов. Мы написали статью о самых дешевых способов пропитания в Париже, а так же о некоторых особенностях питания в столице Франции: "Французская кухня ".

5. Один из самых актуальных вопросов – достопримечательности Парижа . Это и Эйфелева башня , и Лувр , и Триумфальная арка , и Монмартр . О них мы пишем в нашем разделе: «Достопримечательности Парижа ». Здесь общая информация, описываем, как купить билеты , сколько стоит, до которого часа работает и как лучше войти.

Туалеты

Шоппинг

Вот они, основные моменты вашего пребывания в Париже. И если вы будете заранее знать ответы, то жизнь ваша от этого станет только проще.

Счастливого путешествия!

Этимологические корни слова «курьер» следует искать в Польше конца XVII века, где впервые kurier вошло в употребление, однако сама лексическая единица имеет, скорее, французское (courrier) или же латинское (curro - «бегу») происхождение. Однако стоит признать, что сам факт перемещения посланий и грузов существует с тех самых пор, как стали строиться отдаленные друг от друга поселения. В силу необходимости обмена информацией в мирное (а особенно в военное) время очень быстро появились гонцы и посыльные, которых и отправляли с поручениями.

Старейший способ перемещения - движение пешком, и история курьерской доставки как явления началась именно с него. Еще задолго до древнеегипетской цивилизации, примерно 3 тыс. лет до нашей эры, легендарная Семирамида передавала с гонцами свои волеизъявления перед путешествием в Индию.

Работа пешего курьера была полна не только трудностей, но и многих опасностей, так как за время своей службы он успевал побывать не только в различных уголках родного государства, но и в чужих краях. Мужчины понимали всю ответственность положения, поэтому заранее завещали своим семьям имущество и давали наставления, в которых частенько отмечали труд гонца как нежелательный пример для подражания - «становись, кем захочешь, но не им».

Каковы были основные миссии древних курьеров? В первую очередь, это связь войск: находящиеся друг от друга на большом расстоянии отряды должны были регулярно узнавать новости, иначе действовать сообща не представлялось возможным.

Самые известные гонцы, упоминания о которых встречаются в древней литературе, - это греки. Гемеродромы, как их тогда называли, получали поручения и перемещались между городами. В основном, они состояли на службе у правительства, и говорили о них не иначе, как о доставляющих известия наискорейшим образом. В гемеродромы шли юнцы, которые очень быстро передвигались налегке - кроме лука, стрел и пращи оружия они в дорогу не брали, чтобы под тяжестью амуниции не потерять в скорости.

Самые известные курьеры древних времен - Филонидес, служивший Александру Македонскому и осиливший 90 км за 9 часов, и Филлипид, принесший благую весть о победе при Марафоне в Афины, но, увы, погибший от истощения.

Во времена древнего Рима пешие курьеры также были популярны. Они получали название курсориусов (то есть быстробегущих) или табеляриев (по-латыни «табела» - дощечка) - в зависимости от функций, которые они выполняли. Как правило, состояли они при дворах богатых патрициев или же находились на государственной службе, от частных же лиц брать корреспонденцию и вещи для переноса им было запрещено. Нередко запрет нарушался, и гонцы несли наказание, хотя, впрочем, это было для них делом привычным: набирали курсориусов из числа вольноотпущенных или рабов.

Табелярии, которые находились на содержании правящей верхушки, пытались увеличить свой материальный достаток. Так, например, однажды у Веспасиана они попросили чуть больше денег на обувь, а он и вовсе им в средствах отказал. Богато одеваться стали гонцы лишь с приходом на престол следующего императора, который разрешил носить перья на головном уборе. Впоследствии на их плечах появились своеобразные крылья - знак скорости доставки.

Известно, что существовало в древности и такое явление, как эстафета посыльных . Так, на окраинах деревень располагались палатки, в них ожидали своей очереди отправиться в путь гонцы. У каждого была палка с колокольчиками, по звонку которых население следующей деревни узнавало посыльного и готовилось его встречать. Там на смену предыдущему гонцу приходил следующий - с такой же «звонкой» палкой. Курьеры не только путешествовали по земле, иногда им приходилось плыть, и для переправы им выдавались специальные пояса.

Интересно, что инки и ацтеки также пользовались курьерскими услугами, и самым главным грузом, который доставляли по Мексике и Перу, была свежая рыба к столу правящей особы. Называли в этих странах курьеров загадочным словом «часки».

Китайская курьерская почта зародилась при династии Чжоу, в ее распоряжении были как гонцы-пешеходы, так и те, кто ездил верхом. При династии Тан в рядах почтальонов уже можно было наблюдать иерархию: глава государства самолично назначал генерал-почтмейстеров. В итоге императорские приказы передавались с молниеносной быстротой. Гравюры тех лет изображают курьеров в пути с широкими зонтами наперевес.

Пешая почта перешла из древних времен в феодальные, оказавшись надежным способом для перемещения документов и вещей. Гонцы городские, монастырские и университетские находились на содержании управленцев, носили специальную форму с бляхой, которая являлась своего рода отличительным знаком.

Тем временем в таких странах, как Индия и Китай пешие гонцы уступали дорогу конным. Рабы строили новые дороги, и письма и посылки теперь доставлялись по земле в самые укромные и далекие уголки. Так, правление императора Октавиана напрямую связывают с упрочением конных курьерских объединений.

1464 год стал знаменательным для жаждущей почтовых связей Европы: приказом Людовика XI была учреждена государственная почта с курьерами.

Конные гонцы была распространены и в Англии тех лет, однако они исполняли только королевские поручения. При Эдуарде I стали организовывать почтовые станции, где можно было взять лошадей внаем.

Работа курьерских линий налаживалась во многом благодаря тому, что наказывали за опоздания очень сурово. Так, например, за несвоевременное исполнение обязанностей гонца могли и повесить.

В средние века в Германии основные курьерские линии содержал Ганзейский союз. Непрерывную связь поддерживали с такими городами, как Венеций, Прага, Вена и Амстердам. Интересно, что курьерами по совместительству становились мясники, которым приходилось преодолевать многие сотни километров для закупок сырья. Они-то и подписывали контракты с властями, обязуясь передавать почту. Большую популярность такого рода курьерские услуги получили в Южной Германии. Как только гуртовщики (перевозчики скота) въезжали в город, трубили в рожок, и на площади собирался народ.

Каретная почта , с помощью которой можно было переправлять габаритные грузы и даже людей, также родом из древних времен, когда лошадей и колесницы обязаны были поставлять к императорскому двору простолюдины, для которых это, к слову являлось тяжелой повинностью. На Руси же такой вид переправы получил название ямской гоньбы. Почтовая станция, где находились лошади, которые в любой момент могли понадобиться для перевозки, называлась ямом. Такой постоялый двор состоял обычно из пары-тройки изб и, конечно же, конюшен, а жил там и присматривал за хозяйством ямщик. Его избирали из числа крестьян или посадских. Расстояние между станциями могло достигать от 40 до 100 верст.

Вначале лошади везли гонцов в телегах и кибитках, что было не совсем удобным, затем в XVIII венские коляски и кареты пришли им на смену. Зимой гонцы ездили в розвальнях и возках, однако самой знаменитой, пожалуй, оказалась тройка, воспетая впоследствии русскими поэтами.

Если говорить о воздушно связи, то ее наиболее древний вид - это голубиная почта . В целях военных, а также мирных и коммерческих использовали этих птиц как курьеров многие государства, особенно же это было распространено в Египте.

За В 1870-1871 годы голуби перенесли более ста пятидесяти тысяч официальных депеш - в ходе франко-прусской войны. В Париже даже были созданы специальные залы, где расшифровывались микрописьма, извлекаемые из капсул на лапках птиц. В ХХ веке голуби больше служили мирным целям - доставляли свежую корреспонденцию быстрее остальных.

В 1890 году появилась пневматическая почта , в условиях которой было налажено сообщение «почтамп-биржа» с помощью труб и вагончиков. Скорость - 250 тысяч в час. Позднее по аналогии с пневмопочтой стали появляться электрические линии, так, например, лондонский почтовый метрополитен, строительство которого началось в 1916 году, подразумевал движение по тоннелям, находящимся в 50–80 футах под землей. Корреспонденцию доставляли поезда с маленькими вагончиками, которые могли перемещаться в двух направлениях. Автоматическая система контроля позволяла обойтись без проводников.

Однако пневматическая почта - не самый интересный способ доставки бумаг адресатам. Палан и Надине - острова в Индонезии, жители которых и по сей день пользуются бутылками для отправки корреспонденции. Интересно, что каждое письмо, запечатанное в «капсулу», имеет адрес и в итоге доходит до ожидающего! Секрет точности в том, что Яванское море имеет особые круговые течения, таким образом, бутылка приплывает в пункт назначения, ее вылавливают и передают по адресу. Да, это немного рискованно, зато никто не заставит платить таможенный сбор!

Как видите, во все времена человек ищет наиболее удобные способы перемещения для себя и перевозки для грузов и документов. В рамках современных реалий наиболее разумным методом является курьерская почта , а каким образом люди пришли к этому выводу, вы имели возможность прочесть выше.



Рекомендуем почитать

Наверх