Отличие информации от данный знаний. Различие между данными и информацией

Возможности 05.07.2019
Возможности

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Данные – это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. Становятся информацией, когда используются

2.Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, адекватность, доступность.

Свойства информации:

  1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.
  2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
  • преднамеренное или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
  • искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств ее фиксации.
  • Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
  • Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени Только вовремя полученная информация может быть полезна.
  • Адекватность информации - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
  • Доступность информации- мера возможности получить ту или иную информа­цию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.
  • В самом начале этой главы необходимо подчеркнуть разли чия между понятиями данные и информация. Между ними есть разница и довольно существенная. Согласно теории информации под данными следует понимать все те сведения, которые собираются и, что особенно важно, подвергаются специальной обработ ке с целью вьщеления из них (в том числе и с помощью расчетов) только тех сведений, которые окажутся необходимыми и полезны ми для решения данной конкретной задачи. Эти обработанные данные будут представлять собой информацию. А необработан ные сведения принято называть данными. Таким образом - подобная аналогия здесь вполне уместна - данные можно уподобить какой-либо руде, а информацию - добытым из нее полезным веществам. Данные всегда ассоциируют с избытком сведений, информацию же - с необходимой достаточностью. Информация, другими словами,- это то, что способствует приращению знаний, она всегда несет на себе печать новизны, представляет собой новые сведения. Но если сосредоточиться на маркетинговых исследова ниях, информация - это не любые новые сведения. В конечном итоге - это такие новые сведения, которые восприняты и оцене ны соответствующими службами (специалистами) для совершения конкретных профессиональных действий.

    Передача данных и появление информации

    Многочисленные трансформации данных на пути их превращения в информацию можно проследить по схеме, предложенной профессором Е.Г. Ясиным (рис. 5.1).

    Согласно этой схеме какая-то часть данных на пути движения к получателю первоначально теряется в физических каналах их передачи в форме так называемого физического шума (например, при проведении анкетирования в маркетинговых исследованиях некоторые анкеты оказались неправильно заполненными и их изымают из предстоящей обработки). Дошедшие до получателя данные (принятые) могут быть не все поняты им и восприняты в силу, допустим, недостаточного уровня знаний. Непонятые и невоспринятые данные проходят мимо сознания получателя в форме семантического шума. И наконец, из воспринятых получателем данных некоторая часть может быть просто им проигнорирована из-за того, что окажется излишней или просто непригодной для решаемых задач. В форме прагматического шума эта часть сообщений также проходит мимо сознания получателя. Оставшаяся часть данных и представляет собой собственно информацию, которая может быть использована в решении практических задач. Ясно, что на этапе оценки, по схеме Ясина, происходит и обработка данных, производятся необходимые вычислительные процедуры, сравнения и т.п.

    На практике понятия данные и информация часто отождествляют между собой, т.е. подменяют одно другим, что не способствует улучшению взаимопонимания между, допустим, исследователями рынка и заказчиками такого исследования при заключении между ними контрактов на проведение маркетинговых исследований. Но иногда такие отождествления вполне допустимы. В данной книге понятие информация будет применяться значительно чаще, чем понятие данные, хотя иногда автор воспользуется и понятием данные. Объяснение здесь простое: все дело в сложившихся традициях. В маркетинге, когда говорят об обосновании решений, чаще применяют термин информация, даже если речь идет о выборе для этого обоснования необходимых сведений (т.е. собственно информации) из их больших массивов (т.е. из массивов данных). А термин данные применяют в основном при первоначальном сборе любых сведений. Большого противоречия теории информации здесь нет, а поэтому сложившаяся традиция не нарушается.

    Понятие, структура, классификация, особенности интеллектуальных систем.

    Система называется интеллектуальной, если в ней реализованы 3 базовые функции:

    1. Представление и обработка знаний.

    2. Рассуждение.

    3. Общение.

    Пользователь


    Функциональные механизмы База знаний

    Структурные знания – знания об операционной среде. Метознания – знания о свойствах знаний.

    1. Биохимическое (все, что связано с мозгом);

    2. Программно-прагматическое направление (написание программ, заменяющих функции).

    1. Локальный (задачный) подход: для каждой задачи специальные программы, достигающие результаты не хуже человека.

    2. Системный подход, основанный на знаниях –создание средств автоматизации, создание самих программ.

    3. Подход использующий метод процедурного программирования – создание алгоритмов на естественных языках.

    Основные разделы ИИТ:

    1. Управление знаниями.

    2. Формальные языки и семантика.

    3. Квантовая семантика.

    4. Когнитивное моделирование.

    5. Конвергентные (сходящиеся) системы поддержки решений.

    6. Эволюционные генетические алгоритмы.

    7. Нейронные сети.

    8. Муравьиные и иммунные алгоритмы.

    9. Экспертные системы.

    10. Нечеткие множества и вычисления.

    11. Немонотонные логики.

    12. Активные многоагентные системы.

    13. Естественное языковое общение и перевод.

    14. Распознавание образов, игра в шахматы.

    Характеристики проблемных областей, где необходимо применение ИИС:

    1. Качество и оперативность принятия решений.

    2. Нечеткость целей.

    3. Хаотичность, флюктуируемость и квантованность поведения среды.

    4. Множественность взаимозаменяющих друг на друга факторов.

    5. Слабая формализуемость.

    6. Уникальность (нестереотипность) ситуации.

    7. Латентность (скрытость) информации.

    8. Девиантность реализации планов, а так же значимость малых действий.

    9. Парадоксальность логики решений.

    Неустойчивость, нецеленаправленность, хаотичность среды


    Понятие данных, информации и знаний. Свойства знаний и отличие их от данных.

    Информация – это:

    · любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками;

    · это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами;

    · это значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой;

    · это все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.

    Данными называют информацию фактического характера, описывающую объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. В процессах компьютерной обработки данные проходят следующие этапы преобразований:

    · исходная форма существования данных (результаты наблюдений и измерений, таблицы, справочники, диаграммы, графики и т.д.);

    · представление на специальных языках описания данных, предназначенных для ввода и обработки исходных данных в ЭВМ;

    · базы данных на машинных носителях информации.

    Знание - в теории искусственного интеллекта и экспертных систем - совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

    Для того чтобы поместить знания в информационную систему, их необходимо представить определенными структурами данных, соответствующих выбранной среде разработки интеллектуальной системы. Поэтому при разработке информационной системы сначала осуществляются накопление и представление знаний, причем на этом этапе обязательно участие человека, а затем знания представляются определенными структурами данных, удобными для хранения и обработки в ЭВМ.

    Знания в ИС существуют в следующих формах:

    · исходные знания (правила, выведенные на основе практического опыта, математические и эмпирические зависимости, отражающие взаимные связи между фактами; закономерности и тенденции, описывающие изменение фактов с течением времени; функции, диаграммы, графы и т. д.);

    · описание исходных знаний средствами выбранной модели представления знаний (множество логических формул или продукционных правил, семантическая сеть, иерархии фреймов и т. п.);

    · представление знаний структурами данных, которые предназначены для хранения и обработки в ЭВМ;

    · базы знаний на машинных носителях информации.

    Знания являются более сложной категорией по сравнению с данными. Знания описывают не только отдельные факты, но и взаимосвязи между ними, поэтому знания иногда называют структурированными данными. Знания представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности.

    Знания получаются в результате применения к исходным данным некоторых методов обработки, подключения внешних процедур.

    ДАННЫЕ + ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ = ИНФОРМАЦИЯ

    ИНФОРМАЦИЯ + ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ = ЗНАНИЯ

    Характерная особенность знаний состоит в том, что они не содержаться в исходной системе. Знания возникают в результате сопоставления информационных единиц, нахождения и разрешения противоречий между ними, т.е. знания активны их появление или недостача приводит к реализации некоторых действий или появлению новых знания. Знания отличаются от данных наличием следующих свойств.

    Свойства знаний (из лекций):

    · Внутренняя интерпритируемость (данные+методанные). Методанные -структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей для целей их идентификации, поиска, оценки, управления ими

    · Наличие связей (внутренних, внешних), структура связи

    · Возможность шкалирования (оценка соотношения между информационными единицами) – количественная

    · Наличие семантической метрики (средства оценки плохо формализуемых информационных единиц)

    · Наличие активности (неполнота, неточность побуждает их к развитию, пополнению).


    Классификация знаний

    Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

    Знание (в теории искусственного интеллекта и экспертных систем) – совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.

    Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

    Выделяют различные виды знания:

    Научное,

    Вненаучное,

    Обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл),

    Интуитивное,

    Религиозное, и др.

    Обыденно-практическое знание носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научное знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Его задача – описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Вненаучное знание продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.

    Классификация знаний

    I. по природе. Знания могут быть декларативные и процедурные .

    Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр. Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

    II. по степени научности. Знания могут быть научными и вненаучными .Научные знания могут быть:

    1) эмпирическими (на основе опыта или наблюдения);

    2) теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей, аналогий, схем, отображающих структуру и природу процессов, т.е. обобщение эмпирических данных).

    Вненаучные знания могут быть:

     паранаучными знаниями – учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.

     лженаучными – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки.

     квазинаучными – они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. (В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, и т.д.)

     антинаучными – как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.

     псевдонаучными – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс)

     обыденно-практическими – доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно.

     личностными – зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения. III. по местонахождению

    Выделяют личностные (неявные, скрытые, пока неформализованные) знания и формализованные (явные) знания.

    Неявные знания – знания людей, которые ещё не формализованы и не могут быть переданы другим людям.

    Формализованные на некотором языке (явные) знания:

     знания в документах;

     знания на компакт-дисках;

     знания в персональных компьютерах;

     знания в Интернете;

     знания в базах знаний;

     знания в экспертных системах, извлечённые из неявных знаний людей-экспертов.

    Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

    a) быть подтверждаемым,

    b) быть истинным,

    c) заслуживающим доверия.


    Похожая информация.



    Модуль 1 (1,5 кредит): Введение в экономическую информатику

    Тема 1.1: Теоретические основы экономической информатики

    Тема 1.2: Технические средства обработки информации

    Тема 1.3: Системное программное обеспечение

    Тема 1.4: Сервисное программное обеспечение и основы алгоритмизации

    Экономическая информатика и информация

    1.1. Теоретические основы экономической информатики

    1.1.2. Данные, информация и знания

    Основные понятия данных, информации, знаний.

    К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.

    Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.

    Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

    Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

    Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

    Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

    Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.

    Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач.

    Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

    Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному.

    Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.

    Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации.

    Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке.


    Рис. 1.

    Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.

    В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д. Для экономической информатики интерес представляет экономическая информация.



    Рекомендуем почитать

    Наверх