Особенности кратковременной и долговременной памяти. Виды памяти у человека

Скачать на Телефон 13.07.2019
Скачать на Телефон

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой . Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

  • зрительная,
  • слуховая.

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память - это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Такой механизм сохраняет информацию на очень короткое время – около 250 мс. Чтобы понять, насколько это мало, стоит отметить, что запоминание для зрения сохраняет картину на 2 сек, а слуховое запоминание — до 4 сек.

Отличительной особенностью данного механизма является неограниченный объём для хранения данных. Процесс запечатления происходит постоянно и абсолютно всего.

К функциям можно отнести:

  • обеспечение обычного восприятия мира;
  • не долгосрочное удержание данных в первичной форме;
  • непрерывно работает даже во время движения глаз или в момент моргания.

Сенсорная система глаза сохраняет абсолютно всё, что произвело воздействие на органы чувств. Это происходит потому, что система не может определить, какие моменты нужны, а какие нет. Затем происходит выборка, и всё ненужное отсеивается. Извлечение важных данных происходит очень легко и быстро.

Иногда происходит ошибочное воспроизведение. Причиной тому служат следующие факторы:

  • угасание;
  • разрушение;
  • маскировка следов;
  • замена старой информации новыми данными.

Например, если махнуть рукой перед лицом, на очень маленькое время останется след руки после взмаха. Или если поднести к лицу кулак, быстро показать 2 пальца, и снова сжать руку в кулак.

Появится такое чувство, что после повторного сжатия руки в кулак 2 пальца ещё оставались в поле зрения. Такой процесс необходим для того, чтобы мозг успел считать информацию, воспринять её и переработать.

В зависимости от видов стимуляции хранилища данных различается на:

  1. Иконическую;
  2. Эхоическую.

Иконическая память – это запоминание зрения. Эхоическая память – это запоминание слуха.

Предполагают, что сенсорная память удерживает больше физические признаки. Но эта информация считается условной, потому что хранение физических признаков относится к долговременному процессу.

Эхоическая память – это такая подсистема, которая обеспечивает сохранение результата сенсорных переработанных данных, поступивших через органы чувств, на очень короткий отрезок времени.

Иконическая память – это процесс функции отражения и запоминания объекта по всем его признакам, которые доступны для систем восприятия.

Для чего нужна сенсорная память

Это функции организма есть несколько объяснений. Данный процесс позволяет сохранять зрительные образы в момент моргания. Также такой механизм может понадобиться для вспоминания какого-то определённого образа. Это происходит за счёт того, что зрительный сигнал способен продлиться дополнительный промежуток времени.

Есть мнение, что человек обладает таким свойством случайно. Происходит это за счёт уникальной конструкции зрения. Такой вид восприятия окружения может быть побочным продуктов механизма глаза, таких как след фотохимической реакции в сетчатке глаза.

Говорить о случайности бессмысленно, потому что весь организм построен из тонких механизмов, которые дополняют друг друга для правильного функционирования, без работы которых человек не смог бы принимать мир таким, какой он есть.

Вероятнее всего данный механизм служит для того, чтобы обработать позднюю информацию. Этот процесс позволяет сохранить образ на более продолжительный промежуток времени, чтобы завершить стадию обработки.

На самом деле всё намного сложнее и запутаннее. Механизмы данного приёма информации ещё активно обсуждаются, также это касается и остальных органов чувств.

Ряд опытов показывает, что похожие системы памяти существуют в тактильной и слуховой системах. Нам достаточно знать того, что такие системы вообще существуют и значительно улучшают качество жизни человека.

Особенности и свойства

Одной из главных функций с. п. является стабильное восприятие окружающего мира. Например, в зрительных органах чувств она обеспечивает постоянный процесс работы зрительной системы. В органах слуха сенсорная память обеспечивает нормально восприятие звуков и речи.

Если бы человек не мог обладать таким чувством восприятия, то окружающий мир представлял бы собой разные картины, не связанные между собой и обрывки звуков.

Учёный Сперлинг предположил, что человеческий организм может воспринять гораздо большее количество предложенного материала, по сравнению с тем количеством, которое он потом сможет выложить.

Существует множество мнений теоретиков:

  1. Опыт нейрофизиолога Хебба. Учёный дал теоретическое обоснование тому, что память формируется исходя из физиологического состояния, и даёт начало фазе активации. Длительность данного действия — 0,5 сек. Этот процесс необходим для того, чтобы запустить работу по изменению в нервных окончаниях. Исходя из всего этого стоит сделать вывод, что обязательно должна быть ещё одна система, в которой сведения временно располагается до того момента, пока не произойдёт процесс сохранения.
  2. Переработка информации по модели Дональда Бродбанта. Следуя данной теории, все материалы, которые организм воспринимает, перерабатываются через определённые блоки по обработке сведений. Один блок работает над обработкой поступившего материала. Другой блок перерабатывает только определённое количество сведений. Учёный разработал 2 вида испытаний. В первой серии был использован метод полного отчёта. Суть данного эксперимента заключался в запоминании букв с картинки. Человек, над которым производился опыт, мог произнести в 2 раза меньше букв, чем ему предлагалось на картинке. Вторая серия использовала метод частичного отчёта. В этот раз испытуемый мог воспроизвести 9 символов из 12.

Также производились дополнительные испытания, чтобы можно было изучить время хранения информации. Чтобы рассчитать время хранения сигнал на выдачу результата давали сразу после картинки или спустя некоторое время.

В результате данных исследований было изучено, что хранение материала в складах памяти составляет от 300 до 1000 мс.

Вывод таков, что сенсорный резерв обладает большим объёмом хранения данных, но продолжительность сохранения материалов очень мала.

Отличия сенсорной памяти от кратковременной

Память бывает сенсорной, кратковременной и долговременной.

Сенсорная память фиксируется на органах чувств. Срок хранения информации в ней очень мал. Это касается той информации, которая не несёт важного смысла для человека.

Впоследствии ненужная информация быстро заменяется новыми данными. К такой лишней информации относится, например, вот эта: человек долго смотрел на силуэт какого-то предмета, потом, при отводе взгляда этот силуэт ещё какое-то время стоит перед глазами.

Кратковременная память (оперативная) имеет ограничения в определённом количестве запоминаемых данных. Она сильно загружается в течение дня. Кратковременный резерв требует примерно 30 сек для запоминания информации. Затем материалы подвергаются фильтрации, важные данные отправляются в долговременную память, а ненужное замещается новой информацией.

Долговременная память представляет собой некий архив. Знание языка, адреса, номера телефона, имена и подобные, значимые для человека данные, хранятся в долговременной памяти.

Она может помнить важные моменты от 1 дня и до множества десятилетий. Но и в ней есть свои недостатки. У неё нет неограниченного объёма для хранения данных. Долговременная память разделяется на уровни. На разных уровнях находится информация, которую можно быстро вспомнить или информация, для вспоминания которой нужно произвести определённые действия.

Если человек редко пользуется какой-то важной информацией, то она оседает на нижние уровни. Более важные данные хранятся на верхних уровнях. Но когда место в определённом уровне заканчивается, то данные опускаются на уровень ниже и т.д.

Существует ещё теоретичная память. Это такое свойство организма, которое запоминает информацию на всю жизнь. Например, слова, родной язык и т.д.

Вывод

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нет смысла надеяться на безграничные возможности. Также не нужно захламлять голову лишними маловажными вещами.

Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.

Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.

В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).

Место сенсорной памяти в системе обработки информации

Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.

Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.

Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций. О разных видах памяти подробнее Вы можете прочитать

Характеристики сенсорной памяти

Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:

— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).

— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).

— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.

— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).

— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.

— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать .

Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!

Поставив перед собой вопросы о сохранении следа возбуждения в нейронах и о преобразовании нейронов коры в процессе формирования временной связи, мы выделили два процесса, развернутых во времени. Действительно, существует временная организация памяти. Выделяют кратковремнную память – это процесс хранения информации (возбуждения нейронов) и долговременную – это уже преобразования нейронов, изменение их свойств, то есть структурный след, который позволяет импульсу легче и быстрее пробегать по совершенно определенной цепочке нейронов – извлекать информацию. Эта гипотетическая совокупность нейронов называется энграммой памяти (гpеч. en - находящийся внутpи; gramma - запись). В многочисленных экспериментах удалось установить, что существует и промежуточная память, которую рассматривают как процесс перехода кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс называется консолидация. Исследования механизмов памяти проводятся долго и интенсивно, однако до сих пор нет единой теории памяти, существуют лишь гипотезы, каждая из которых подтверждена и экспериментами, и клиническими наблюдениями.

Виды памяти по времени хранения

Сенсорная память

Длительность до 500 мс, объем неограничен. Сенсорная память это слепок окружающего мира на данный момент. Если за это вpемя pетикуляpная фоpмация не подготовит высшие отделы мозга к воспpиятию инфоpмации, если информация не является новой, биологически значимой в данный момент, интересной, то следы стиpаются и сенсоpная память заполняется новыми сообщениями. Непосредственный отпечаток сенсорной информации обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может сознательно контролироваться, но зависит от функционального состояния организма. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств (длительно сохраняются зрительные образы). Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь наиболее существенную ее часть.

Кратковременная память

До 10 минут, объем невелик: 7  2 бит информации. Если пеpеданная от pецептоpов инфоpмация пpивлекла внимание пеpеpабатывающих стpуктуp мозга, то в течение пpиблизительно 20-30 секунд мозг будет обpабатывать и интеpпpетиpовать ее, pешая вопpос о том, насколько важна эта инфоpмация и стоит ли пеpедавать ее на долговременное хранение.

Промежуточная память

Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную память

Консолидация. На процесс перехода по данным экспериментов необходимо от 20 минут до 1 часа.

Долговременная память

Энграмма памяти. Длительность неограниченна, может сохраняться в течение всей жизни, объем неограничен. Информация, при необходимости, может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.

Можно дать еще несколько вариантов классификации памяти. Например, по способам запоминания и воспроизведения. процедурная память - это попросту знание того, как надо действовать в знакомых, известных ситуациях. Физиологической основой такой памяти могут быть реакции привыкания или сенситизации, условные рефлексы всех типов, т. е. эволюционно раньше сформированные механизмы. примерно до двух лет жизни все научение основывается на такой памяти. Ребенок пытается научиться управлять своим телом и одновременно исследует окружающий мир всеми имеющимися способами: он толкает, тянет, сгибает, бросает, берет в рот все подряд, переливает жидкости, пересыпает все, что попадет под руку, и в результате делает для себя одно открытие за другим. Так, переходя от соски к ложке, он убеждается, что из ложки ничего нельзя высосать, пока ее не наполнишь. Однако в этом возрасте ребенок не может объяснить ни окружающим, ни себе, почему следует поступать именно так, а не иначе - одна лишь процедурная память дать такое объяснение не позволяет. Знаменитый мэтp возрастной психологии Жан Пиаже (Piaget J.) назвал эту стадию развития сенсомоторной, у взрослых людей воспоминания о ней не сохраняются.

Деклаpативная память, в отличие от пpоцедуpной, всегда учитывает прежний опыт и, на основании сравнения с ним, дает возможность сформировать знание не только того, как надо поступить в той или иной ситуации, но и почему следует поступать определенным образом. На основе деклаpативной памяти всегда можно, пpи необходимости, изменить тактику решения какой-либо задачи. Такая память формируется по меpе созpевания необходимых для нее стpуктуp мозга, в пеpвую очеpедь - коpы полушаpий мозга.

Можно классифицировать виды памяти по доминированию сенсорной системы: зрительная, слуховая память. Можно выделить моторную и логическую память в зависимости от вовлечения когнитивных процессов в запоминание. Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Однако какие бы варианты классификации не были использованы, во времени всегда выделяются два этапа – кратковременная и долговременная память.

Рассмотрим возможные механизмы кратковременной памяти .

На роль носителей кратковременной памяти претендуют главным образом два процесса уже известные нам: посттетаническая потенциация и реверберация импульса.

Согласно гипотезе реверберации импульсов субстратом, хранящим поступающую информацию, является нейронная ловушка, образующаяся из цепи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбуждения по таким кольцевым связям. Если импульсация будет повторно поступать к тем же нейронам, то возникает закрепление следов этих процессов в памяти. Отсутствие повторной импульсации или приход тормозного импульса к одному из нейронов цепочки приводит к прекращению реверберации, т.е. к забыванию.

Посттетаническая потенциация выражается в нарастании возбудимости нейрона и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения. Возможным механизмом может быть накопление положительных (натрий, кальций) ионов в нейроне – следовая деполяризация. Потенциация может быть обусловлена достаточно длительными изменениями ионной пpоницаемости мембpан, вследствие которых изменяется эффективность синаптической пеpедачи. Установлено, что накопление ионов кальция в цитоплазме нейрона приводит к инактивации кальций-зависимых калиевых каналов. В результате снижается мембранный потенциал покоя мембраны, нейрон остается частично деполяризованным, а следовательно, более возбудимым.

Посттетаническая потенциация может быть связана с повышением эффективности синаптического проведения из-за увеличения количества квантов медиатора и количества постсинаптических рецепторов - «тренировка синапсов. Все эти предположения частично нашли свое экспериментальное подтверждение.

Одним из самых распространенных возбуждающих медиаторов ЦНС является глутаминовая кислота. Изменение свойств глутаматных рецепторов является одним из механизмов посттетанической потенциации. Дело в том, что большая часть натриевых каналов, которые кооперированы с глутаматным рецептором и открываются при взаимодействии рецептора с медиатором, находится в инактивированном состоянии. Инактивация обусловлена наличием иона магния в канале – магниевая пробка. При выделении небольшого количества квантов медиатора развивается ВПСП небольшой амплитуды. Многократное возбуждение пресинаптической мембраны приводит к увеличению числа квантов медиатора. Как только на постсинаптической мембране возникает потенциал действия (на уровне организма это поведенческая реакция), происходит освобождение инактивированных каналов от ионов магния, открываются новые глутаматные возбуждающие рецепторы. Следовательно, эффективность данного синапса увеличивается во много раз. Возвращение магниевых пробок происходит очень медленно, в течение нескольких часов и даже суток. Наибольшая плотность таких глутаматных рецепторов обнаружена в гиппокампе, именно в этой структуре отмечается повышение активности в течение многих часов после стимуляции, особенно легко «откликается» гиппокамп на новые стимулы.

Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память.

Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от КП, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при ДП оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

Рис. 2.

В соответствии с этой теорией ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможност произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

Перевод информации из КП в ДП обычно вызывает затруднения, т.к., для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в ДП. Но есть уникальные случаи, когда это делается человеком сравнительно легко. Один из таких случаев был описан А.Р. Лурией в его работе "Маленькая книжка о большой памяти". Были обследованы особенности памяти некоего Ш., и было выяснено, что "ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент прелагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды".

Как было выяснено впоследствии, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно развито. После предъявления материала Ш. продолжал его видеть в отсутствие самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет). Для обычного человека как раз этот пункт припоминания обычно составляет проблему.

Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.

Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа "дерево". В такой структуре на самой вершине находится ключевое слово, передающее самый общий смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать "верхнее" ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий -- седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7--10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.


Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза: а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.



Рекомендуем почитать

Наверх