Организация поисково-исследовательской деятельности детей. Исследовательская деятельность - алгоритм и структура Поисковая деятельность в доу

Для Windows 03.03.2020

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Оксана Левшакова
Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода»

Текст презентации

2слайд. Основной целью поисково-исследовательской деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи развития : развитие коммуникативных навыков, познавательных способностей, развитие творческого воображения и мышления и обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

3слайд. Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес . С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь , являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой .

4 слайд. Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода » . Ее результаты представлены в таблице № 1

Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня , что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила . А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является малознакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности . Отсюда сложилась проблема проекта.

5 слайд. Проблема проекта :

«. Вода »

Цель проекта : Разработать систему работы по организации (воды) .

6 слайд. Задачи проекта :

1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность , накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды .

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в неживой природе .

3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды .

4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода » .

5. Разработать финансовое содержание проекта.

7 слайд. Надеюсь, что предложенный мною проект поможет педагогам-коллегам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте , его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе , повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества .

8 слайд. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды , доступных возрастному пониманию и изучению , которые использовала в планировании. Это -

1. Свойства и признаки воды.

2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое) :

Их свойства и качества;

Переход из одного состояния в другое;

3. круговорот воды в природе , водная система планеты Земля.

9 слайд. Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы №2, №3, №4)

Таблица № 2. К организованной форме обучения я отнесла : экскурсии, наблюдения, занятия, обобщение представлений о природе , классификация представлений о природе , опыты, поисковая деятельность , развитие речи, ознакомление с деятельностью людей в природе , ознакомление с трудом людей в природе , изобразительная деятельность

10 слайд. Таблица №3. Совместная деятельность взрослого и детей включает в себя : экологические досуги и праздники, работа с календарем природы , дневником наблюдений, опыты, поисковая деятельность , чтение литературы, просмотр фильмов, труд в уголке природы и на участке , наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, беседы, сбор коллекций, работа в библиотеке, работа в исследовательском уголке, работа в уголке изодеятельности , работа с моделями

11 слайд. Таблица №4. К самостоятельной деятельности детей , по моему мнению, надо отнести работу с литературой, игровую деятельность , труд в уголке природы и на участке , работу в уголке изодеятельности , экспериментирование, работу в исследовательском, работу с календарем природы и дневником наблюдений.

12, 13, 14,15,16 слайд. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности . В представленной вам папке можно более подробно ознакомиться с нашей деятельностью в таблице №7 . Отразить всю структуру деятельности по этому проекту в фотографиях презентации невозможно. Поэтому мы выбрали самые яркие опыты и эксперименты.

17, 18 слайд. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала дидактические игры. Более подробно с ними можно ознакомиться в представленной папке в таблице №8

19 слайд. Для мониторинга проекта я использовала диагностику разработанную на основе программы Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом природа » .

Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе . Я использовала раздел «Вода » .

Результаты диагностики представлены в таблице №5. Результаты, я думаю, видны на лицо, если сравнить с таблицей №1 моей презентации

20 слайд. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме : Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы . Вода

21 слайд. Мне хочется сказать, что экспериментальная деятельность является одной из ведущих в развитии детей дошкольного возраста . Согласно требованиям ФГОС у ребенка должна быть сформирована инициативность, самостоятельность, стремление к лидерству. Эти качества также развиваются в процессе экспериментирования, моделирования, поисковой деятельности . Свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция : «То что я слышу – забываю, то что я вижу – я помню, то что я делаю - я понимаю». 22 слайд. Спасибо за внимание

Публикации по теме:

«Неофициальные символы России». Непосредственная поисково-исследовательская деятельность Цель:Знакомство детей с неофициальными символами России. Задачи: 1. Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут.

Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода - мои лучшие друзья» Задачи: Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни; Обогащать и активизировать словарь.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе Цель: Расширение представлений о воде и ее свойствах. Задачи: Образовательные: - формирование и систематизирование знаний детей о воде,.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ 3) «ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Воспитатель Потреденная Людмила Григорьевна. МАРТ 2015г.

2 Стремление к исследованиям, поисковая активность естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Реализация проектной деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования.

3 В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Работа проводится с учетом возрастных особенностей развития детей, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Начиная со второй младшей группы, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

4 Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группу мини-песочницу. Мини-песочница - идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным. Подобрали формочки и совочки, камешки и ракушки. Эту коллекцию постоянно пополняем. В средней группе для практической деятельности детей выбрали темы: «Волшебницавода», «Смешивание красок», «Получение новых цветов и оттенков», «Что нужно растению для жизни» и другие. Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений. Во время исследований используем театрализованную деятельность. Так, чтобы ознакомить детей со свойствами воды, использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян.

5 При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросенка». Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараемся закрепить ее дидактической или подвижной игрой. Вместе с детьми создали коллекции: «ткани», «бумага», «пуговицы». Собрали природные материалы (желуди, шишки, семена, листья,

6 крупа, зерно). Провели выставки: «Предметы из стекла, дерева, керамики», «Воздухневидимка» и др. С детьми 5-6 лет основным структурным компонентом экспериментирования становится проблеммность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос. Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы: - выделение и постановка проблемы; - поиск и предложение возможных вариантов решений /гипотеза/; - сбор материала; - обобщение полученных данных: - формулировка выводов. Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определенную последовательность. С детьми был проведен цикл занятий «Удивительные камни». Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. В группе оборудован большой уголок экспериментирования,

7 который постепенно пополняется все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для наглядной информации родителям подготовили папки-передвижки: «Игры с песком круглый год», «Познавательноисследовательская деятельность детей» чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, и дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей); буклет «Секреты экспериментирования» (подборка занимательных опытов и экспериментов). Целевым ориентиром в нашей работе является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно- исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста: - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как?); - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует

8 простое причинное рассуждение (потому что...); - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); - проявляет интерес к познавательной литературе; - проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется "читать" схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Практика показывает, что познавательно-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Систематизация знаний позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представления о себе, познакомить с рукотворным миром, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Поэтому считаем, исследовательская деятельность в детском саду очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.


Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую

Алгоритм организации экспериментирования в ДОУ. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Стародубцева Елена Викторовна Щербина Любовь Степановна Федосеенко Татьяна Тихоновна МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

Опыт работы «Организация поисковоисследовательской деятельности дошкольников дома» воспитатель Мушакеева Г.С.. Тема: исследовательско - творческий проект «домашние опыты» Образовательная область: познавательное

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Берёзка» Программа познавательного кружка «Хочу всё знать» Воспитатель: Насыбуллина Д.Ш. г.волжск 2015 Пояснительная записка. С первых

Развитие познавательноисследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель младшей группы «Солнечные зайчики»

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении. воспитатель МБДОУ «Детский сад 13» Князева Г.И. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное

«Организация работы по экспериментированию в ДОУ» Поисково исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, как

Педсовет 3 16.02.2017г. «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: Совершенствовать уровень педагогического мастерства по

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2» «Колосок» Отчет по тематической недели «Я познаю мир» Воспитатели: Курманенко Л.И. Мишкуц Н.Н. Участники:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 К ООП НОО МБОУ «КСОШ 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» -4 КЛАСС 206 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления

Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков Инновационные технологии как фактор успешного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Заместитель заведующего по методической работе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОЧЕМУЧКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Приложение 12 Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сулусчаан» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей с. Чинеке

План по самообразованию воспитателя 1 квалификационной категории Рыжинской Елены Владимировны на 2016-2017 годы. Тема: «Развитие поисковой и исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Рабочая программа кружка «Почемучки» Опытно-экспериментальная деятельность Составитель: Воспитатель I категории Яковлева Ирина Ивановна «Ребёнок это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трёх основных направлениях

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Эксперименты в младшей группе Воспитатель МКДОУ 2 Умаханова С.И. Любая деятельность малыша источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное

Коллекционирование как форма развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Елисеева А. П., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум педагога-тьютора Воробьевой Л.А., МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма» Тема: «Планирование дошкольного возраста» художественно-экспериментальной деятельности с детьми Цель: получение

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Исследовательская деятельность как компонент образовательной области (познавательного развития) Одним из принципов «поддержка инициативности формирование познавательных интересов и познавательных действий

Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Актуальность темы Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 компенсирующего вида» Творческий диалог. Баланс инициатив детей и взрослых или как управлять своей свободой (способы поддержки

ПРОЕКТ «Любимые игрушки» по произведениям А.Л. Барто 2 младшая группа «Звѐздочка» Руководитель проекта Методист: Кудрявцева А.П. Участники проекта: воспитатель группы Чеченова Р.М. Дети и родители. «Привить

Фелькер Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада 21 «Малышок» «Познавательное развитие дошкольников в разных формах сотрудничества с родителями» Ребёнок развивается, познавая мир и всё то,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». РАССМОТРЕНО на Методическом совете 20 г. Протокол

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад 6 г. Татарска Автор: Адамсонова Наталья Николаевна воспитатель I Квалификационной категории Каждый человек, живущий на планете

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 44 Проект «Удивительное под ногами» (Знакомство детей со свойствами камней и песка) Старшая группа Воспитатели: Теряева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 111 присмотра и оздоровления Невского района Санкт-Петербурга Образовательная программа дошкольного образования (ОПДО) Санкт-Петербург

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Доклад для районного семинара выполнила воспитатель Фомина Екатерина Сергеевна. То,

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования литературных произведений Бабенко Г.И. Актуальность изучения особенностей развития исследовательских умений

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: старший воспитатель Данишкина Н.Н. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Светлячок» пгт. Ноглики Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Жалобная книга» подготовительная

Проектная деятельность треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ-РОДИТЕЛИ. Консультация для родителей «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,

Мастер-класс «Лаборатория чудес» Презентация педагогического опыта педагога-мастера Захаровой Н.А. Развитие исследовательской активности детей актуальная проблема дошкольного образования. В настоящее

Проект «Разноцветная осень». Воспитатель: Семкив Е.В. Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Исследовательская деятельность дошкольника, как главный источник получения представлений о мире» г. Губкинский 2015 г. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети

МБДОУ «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Педагогическое сообщество:«познавательноисследовательская деятельность как

«Детское экспериментирование как педагогическая технология» Материал подготовил воспитатель: Рахметова Жанна Орентаевна Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 50 г. Оренбурга Организация детского экспериментирования

Участник 5Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» (Казанский федеральный университет, 2016г)

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Васькова З. А. Воспитатель МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр»

общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал». В.А. Сухомлинский.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. .

Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что при детской экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду: - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. - Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создали «Детскую научную лабораторию», а также центр экспериментирования. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина". Центр оснащён разнообразным природным (семена, шишки, листья деревьев, камни…) и бросовым материалом (баночки, пробки, крышки, трубочки, пробирки…) Он периодически пополняется новым материалом для того, чтобы вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Имеется картотека, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки в природе. Для организации самостоятельной детской деятельности есть карточки-схемы проведения экспериментов, собран необходимый методический материал, фотографии, дидактические игры, серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, иллюстрации. При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, достаточность и доступность расположения. Проводились с детьми экскурсии и целевые прогулки наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами: рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов. Опыты в неживой природе: водой, с песком, с глиной, с магнитом, камнями, игры со светом, цветом и т.д. Знакомили детей с круговоротом воды в природе, как вода из жидкого состояния может перейти в твердое и наоборот. Выявили вещества, которые растворимы в воде. Познакомили со способами очистки воды (фильтрование). Узнали, почему не тонут айсберги? Что такое «Сила тяготения», «Упрямые предметы», узнали, что такое «Хитрости инерции», «Почему предметы движутся». Познакомились с Солнечной системой, узнали, что такое Вселенная, планеты, звезды. Подготовили коллективный проект на тему: «Космос», «Магия воды и кристаллов». Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого мы стараемся обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами. В свободное время изучают энциклопедии « Я- исследователь», «Космос», «Планета земля», «Первооткрыватели», «Подводный мир», «Природа и человек» и т.д. Была проведена выставка детских рисунков «Моя научная работа».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели родительское собрание, « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-исследовательской деятельности» показали занятие с элементами экспериментирования «Я- исследователь». Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование. Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Конечным этапом стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным. Воспитателями, детьми и родителями собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Эксперименты с песком и глиной», «Путешествие в прошлое», «Полезные ископаемые» и т.д. Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. П омогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ведь самое лучшее открытие-то, что ребенок делает сам .

Литература

1.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2003г, С.80.

2. Паршукова, И. Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» Дошкольная педагогика, 2006г, С.150.

3.Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», 2005г, С.282.



Рекомендуем почитать

Наверх