Организация обслуживания контактной сети. Текущий ремонт контактной сети

Faq 19.06.2019
Faq

Комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к ЭПС через токоприёмники. Контактная сеть является частью тяговой сети и для рельсового электрифицированного транспорта обычно служит её фазой (при переменном токе) или полюсом (при постоянный токе); другой фазой (или полюсом) служит рельсовая сеть.
Контактная сеть может быть выполнена с контактным рельсом или контактной подвеской. Ходовые рельсы впервые были использованы для передачи электроэнергии движущемуся экипажу в 1876 русским инженером Ф. А. Пироцким. Первая контактная подвеска появилась в 1881 в Германии.
Основным элементами контактной сети с контактной подвеской (часто наз. воздушной) являются провода контактной сети (контактный провод, несущий трос, усиливающий провод и пр.), опоры, поддерживающие устройства (консоли, гибкие поперечины и жёсткие поперечины) и изоляторы. Контактные сети с контактными подвесками классифицируют: по виду электрифицированного транспорта, для которого контактная сеть предназначена,- магистрального, в т. ч. высокоскоростного, ж.-д., трамвая и карьерного транспорта, рудничного подземного транспорта и др.; по роду тока и номинальном напряжению питающегося от контактной сети ЭПС; по размещению контактной подвески относительно оси рельсового пути-для центрального (магистральный железнодорожный транспорт) или бокового (промышленный транспорт) токосъёма; по типам контактной подвески - контактные сети с простой, цепной или специальной подвеской; по особенностям выполнения - контактные сети перегонов, станций, для искусств, сооружений.
В отличие от др. устройств электроснабжения контактная сеть не имеет резерва. Поэтому к надёжности контактной сети предъявляют повышенные требования, с учётом которых осуществляются проектирование, строительство и монтаж, техническое обслуживание контактной сети и ремонт контактной сети.
Выбор общей площади сечения проводов контактная сеть обычно осуществляется при проектировании системы тягового электроснабжения. Все остальные вопросы решаются с помощью теории контактная сеть- самостоятельной научной дисциплины, становлению которой во многом способствовали работы сов. учёного И. И. Власова. Основан вопросами проектирования контактная сеть являются: выбор числа и марок её проводов в соответствии с результатами расчётов системы тягового электроснабжения, а также тяговых расчётов, выбор типа контактной подвески в соответствии с макс, скоростями движения ЭПС и др. условиями токосъёма; определение длины пролёта (главным образом по условию обеспечения её ветроустойчивости); выбор типов опор и поддерживающих устройств для перегонов и станций; разработка конструкций контактная сеть в искусств, сооружениях; размещение опор и составление планов контактная сеть станций и перегонов с согласованием зигзагов проводов и с учётом выполнения воздушных стрелок и элементов секционирования контактной сети (изолирующих сопряжений анкерных участков, секционных изоляторов и разъединителей). При выборе методов строительства и монтажа контактная сеть в ходе электрификации железных дорог стремятся, чтобы они в возможно меньшей степени отражались на перевозочном процессе при безусловном обеспечении высокого качества работ.
Основным производств, предприятия по сооружению контактной сети- строительно-монтажные поезда и электромонтажные поезда. Организация и методы технического обслуживания и ремонта контактной сети выбираются из условий обеспечения заданного высокого уровня надёжности контактной сети при наименьших трудовых и материальных затратах, безопасности труда работников районов контактной сети, возможно меньшего влияния на организацию движения поездов. Производств, приятием по эксплуатации контактной сети является дистанция электроснабжения.
Основные размеры (см. рис.), характеризующие размещение контактной сети относительно других пост, устройств ж. д.,- высота Н подвешивания контактного провода над уровнем верха головки рельса;


Основные элементы контактной сети и размеры, характеризующие её размещение относительно других постоянных устройств магистральных железных дорог: Пкс - провода контактной сети; О - опора контактной сети; И - изоляторы.
расстояние А от частей, находящихся под напряжением, до заземлённых частей сооружений и подвижного состава; расстояние Г от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети на уровне головок рельсов.
Совершенствование конструкций контактной сети направлено на повышение её надёжности при снижении стоимости строительства и эксплуатации. Ж.-б. опоры контактной сети и фундаменты металлической опор выполняются с учётом электрокоррозионного воздействия на их арматуру блуждающих токов. Увеличение срока службы контактного провода достигается, как правило, применением на токоприёмниках угольных контактных вставок.
При техническом обслуживании контактной сети на отечественных ж. д. без снятия напряжения используют изолирующие съёмные вышки, монтажные автомотрисы. Перечень работ, выполняемых под напряжением, был расширен благодаря применению двойной изоляции на гибких поперечинах, в анкерах проводов и др. элементах контактной сети Многие контрольные операции осуществляются средствами ихнего диагностирования, которыми оснащены вагоны-лаборатории. Оперативность переключений секционных разъединителей контактной сети значительно возросла благодаря применению телеуправления. Увеличивается оснащённость дистанций электроснабжения специализированным механизмами и машинами для ремонта контактной сети (например, для рытья котлованов и установки опор).
Повышению надёжности контактных сетей способствуют использование разработанных в нашей стране методов плавки гололёда, в т. ч. без перерыва движения поездов, электрорепеллентной защиты, ветроустойчивой ромбовидной контактной подвески и др. Для определения числа районов контактных сетей и границ участков обслуживания пользуются понятиями эксплуатационной длины и развёрнутой длины электрифицированных путей, равной сумме длин всех анкерных участков контактных сетей в заданных пределах. На отечественных железных дорог развёрнутая длина электрифицированных путей является учётным показателем для районов К. е., дистанций электроснабжения, отделений дорог, и более чем в 2,5 раза превышает эксплуатационных длину. Определение потребности в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды контактных сетей производится по её развёрнутой длине.

Контактной сетью называется специальная линия электропередачи, служащая для подвода электрической энергии к электроподвижному составу. Специфической ее особенностью является то, что она должна обеспечивать токосъем движущимся электровозам. Второй специфической особенностью контактной сети является то, что она, не может иметь резерва. Это обуславливает повышенные требования к надежности ее работы.
Контактная сеть состоит из контактной подвески пути, опор контактной сети, поддерживающих и фиксирующих в пространстве проводов контактной сети устройств. В свою очередь, контактная подвеска образуется системой проводов – несущего троса и контактных проводов. Для системы тяги постоянного тока имеется, как правило, два контактных провода в подвеске и один для системы тяги переменного тока. На рис. 6 приведен общий вид контактной сети.

Тяговая подстанция снабжает электроэнергией электроподвижной состав через контактную сеть. В зависимости от соединения контактной сети с тяговыми подстанциями и между контактными подвесками других путей многопутного участка в границах отдельной межподстанционной зоны различают следующие схемы: а) раз дельную двустороннюю;

Рис. 1. Общий вид контактной сети

б) узловую; в) параллельную.


а)

в)
Рис. 2. Основные схемы питания контактных подвесок путей а) – раздельная; б) – узловая; в) – параллельная. ППС- пункты параллельного соединения контактных подвесок различных путей; ПС – пост секционирования; ТП – тяговая подстанция

Раздельная двусторонняя схема – схема питания контактных подвесок, при которой энергия в контактную сеть поступает с двух сторон, (смежные тяговые подстанции работают параллельно на тяговую сеть), однако между собой контактные подвески электрически не соединяются в границах межподстанционной зоны. Область применения такой схемы – питание участков электрической железной дороги с непротяженными межподстанционными зонами и сравнительно равномерным электропотреблением по направлениям.
Узловая схема – схема, отличающаяся от предыдущей наличием электрической связи между подвесками путей. Такая связь осуществляется при помощи так называемых постов секционирования контактной сети. Техническое оснащение постов секционирования контактной сети позволяет в случае необходимости устранять не только поперечную связь между подвесками путей, но и продольную, разбивая контактную сеть в границах межподстанционной зоны на отдельные электрически не связанные между собой секции. Это существенно повышает надежность работы системы тягового электроснабжения. С другой стороны наличие узла в нормальных режимах позволяет более эффективно использовать контактные сети путей для передачи электрической энергии к электроподвижному составу, что дает существенную экономию энергии при неравномерном электропотреблении по направлениям. Следовательно, область применения такой подвески – участки электрической железной дороги с протяженными межподстанционными зонами и значительной неравномерностью электропотребления по направлениям.
Параллельная схема – схема, отличающаяся от узловой схемы большим числом электрических узлов между контактными подвесками путей. Применяется при еще большей неравномерности потребления электроэнергии по путям. Такая схема особенно эффективна при вождении тяжелых поездов.

Техническое обслуживание контактной сети

Организация и методы технического обслуживания и ремонта контактной сети выбираются из условий обеспечения заданного уровня надежности при наименьших* трудовых и материальных затратах, безопасности труда работников районов контактной сети, возможно меньшего влияния на организацию движения поездов. Организация труда при техническом обслуживании сложных распределительных систем, к которым относится контактная сеть, невозможна без использования современных средств диагностирования с высокими технико-экономическими параметрами.

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ . Для диагностирования КС применяют комплекс специализированных устройств и приборов, которые можно разделить на внешние и встроенные. К внешним средствам относятся, например, вагон-лаборатория для испытания контактной сети (ВИКС) и различные переносные приборы для дистанционного контроля изоляции, нагревания токопроводящих элементов, состояния опор и фундаментов. Встроенные устройства используются для контроля определенных параметров, например температуры тепловой защиты проводов. Обработка и анализ выходных данных от датчиков осуществляются по специальным программам, разработанным для каждого из них, а также по программе, объединяющей эту информацию. Это, в частности, необходимо для автоматической балльной оценки состояния контактной сети, производимой вагонами-лабораториями. Обработка полученной информации осуществляется как бортовыми, так и стационарными ЭВМ. Обработка сигналов о признаках (параметрах) в реальном масштабе времени выполняется для оперативной выдачи диагноза персоналу районов контактной сети. Другая информация, не требующая обработки в реальном масштабе времени, обрабатывается стационарными ЭВМ для выдачи диагноза персоналу, занятому планированием ремонта, модернизацией и повышением надежности контактной сети. Статистическая обработка получаемой информации и сопоставление ее результатов за определенный промежуток времени позволяют с высокой вероятностью оценить тенденцию изменения показателей сети в целом и ее отдельных элементов, прогнозировать время достижения предельных нормируемых значений. Такая система анализа состояния контактной сети, дополненная современными структурами передачи информации и соответствующим программным обеспечением, позволяет решать технико-экономи-ческие вопросы, оценивать необходимость и целесообразность проведения тех или иных работ «по состоянию» оборудования с последующим обеспечением требуемого уровня надежности сети при минимальных приведенных расходах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ.

Своевременное выполнение работ по контролю и регулировке контактной сети обеспечивает ее исправное состояние и надежную эксплуатацию. Техническое обслуживание проводится в объеме и с периодичностью, установленной Правилами устройства и эксплуатации контактной сети; осуществляется персоналом дистанции электроснабжения, районов контактной сети и специализированными группами дорожных электротехнических лабораторий. Выявленные неисправности, которые могут снизить надежность контактной сети, устраняют непосредственно после осмотра в ходе технического обслуживания (ТО); остальные работы производят при текущем и капитальном ремонтах контактной сети. ТО включает в себя обходы с осмотром всех узлов (невооруженным глазом и в бинокль); проводится ежегодно руководством дистанций электроснабжения и начальниками районов контактной сети и ежемесячно - руководителями районов контактной сети. Объезды с осмотром проводят ежегодно инженерно-технический персонал службы электрификации и энергетического хозяйства дороги с руководителями дистанций электроснабжения, а ежемесячно -руководители районов контактной сети. Ежеквартально проводится объезд главных путей вагоном-лабораторией для испытания контактной сети с записью на ленту положения контактного провода в плане, по высоте, с отметкой мест неудовлетворительного прохода токоприемника (с ударом или отрывом), уменьшенного расстояния до элементов, находящихся над контактным проводом.

Для оценки состояния контактной сети при ТО разработана балльная система, в которой учитываются отклонения параметров от нормальных значений, а также визуально отмеченные нарушения регулировки фиксаторов, разбитые изоляторы, брак и повреждения по вине персонала. Система предусматривает начисление штрафных баллов за каждое нарушение. Оценку состояния контактной сети при ТО для дистанции, района, дороги определяют делением общих штрафных баллов на длину электрифицированных путей (в км).

Ежегодно осенью приборами вагона-лаборатории проверяют взаимодействие контактной сети с токоприемником, имеющим повышенное статическое нажатие. Положение контактного провода на второстепенных путях замеряется ежегодно приборами того же вагона, либо установленными на автомотрисе, или с изолирующей съемной вышки. Износ контактного провода измеряется микрометром или специальными приборами с периодичностью, установленной в зависимости от рода тока и значений местных износов. Осуществляется также автоматизированный контроль износа контактного провода.

Дефектировку изоляторов производят специальными штангами на участках постоянного тока один раз в 6 лет, на участках переменного тока - один раз в 3 года. Габариты опор замеряют один раз в 6 лет и после рихтовки пути. На участках постоянного тока для проведения противокоррозионных мероприятий измеряют электрическое сопротивление опор, потенциал рельс-земля, степень «агрессивности» грунта, проверяют изоляцию в оттяжках опор и узлах крепления контактной сети на искусственных сооружениях. Натяжение некомпенсированных тросов замеряют на втором году эксплуатации. Приводы дистанционного управления секционными разъединителями осматривают ежеквартально.

Работники дистанций электроснабжения, кроме того, осматривают переходы воздушных линий через контактную сеть и выборочно токоприемники ЭПС. На станциях стыкования дежурный электромеханик ежедневно и старший электромеханик еженедельно осматривают оборудование пунктов группировки. Ежеквартально проверяют работу переключателей, блоков управления и контроля, а 2 раза в год - цепи сигнализации, блокировки переключателей и измеряют силу тока, потребляемого двигателями переключателей.

По мере внедрения мероприятий, повышающих долговечность и безопасность узлов контактной сети, периодичность мероприятий ТО цересматривают с целью снижения затрат труда при обеспечении заданных показателей надежности. Создаются новые средства диагностирования контактной сети, используемые в вагонах-лабораториях, и переносные - для электромехаников.

В периоды неблагоприятной климатической обстановки и по особым указаниям проводят внеочередные объезды и обходы. Результаты осмотров вместе с мероприятиями по устранению неисправностей оформляют актом и заносят в книгу осмотров и неисправностей, где в дальнейшем отмечают даты устранения неисправностей и выполнения намеченных мероприятий.

Контактная сеть является составной частью устройств электроснабжения, предназначенных для электроснабжения тяги поездов, устройств СЦБ идругих железнодорожных потребителей.

К основным электротехническим устройствам электроснабжения относятся также тяговые подстанции, в том числе передвижные, транс­форматорные подстанции, распределительные и питающие пункты электрической энергии, электростанции, в том числе передвижные; посты секционирования и пункты параллельного соединения; линии электроснабжения, в том числе продольные, т. е. расположенные вдоль железной дороги, воздушные и кабельные распределительные сети; наружное освещение железнодорожных станций, остановочных пунк­тов, переездов и других объектов; система телемеханики устройств электроснабжения.

Обслуживание всех этих устройств возложено на дистанцию электроснабжения (ЭЧ) - структурное подразделение отделения желез­ной дороги (НОД) (производственного предприятия на железнодорожном транспорте). Техническое руководство хозяйством электроснабжения осуществляется в департаменте «Магистральные железнодорожные сети» (ЦЖС) АО НК КТЖ департаментом электрификации и электроснабжения (ЦЭ), в управлениях дорог (Н) - службами электроснабжения (ЭЧ.

Границы обслуживания дистанций электроснабжения, как правило, расположены в пределах отделений железных дорог. В состав крупных отделений на электрифицированных грузонапряженных направлениях и с большим объемом работ по электроснабжению организуют две и более дистанции электроснабжения. На железных дорогах всего их имеется около 300. В зависимости от объема работ дистанции электроснабжения подразделяются на четыре группы.

При количестве баллов свыше 70 устанавливается I группа, от 40 до 70 - II, от 15 до 40 - III и до 15 - IV.

Дистанция электроснабжения в своей деятельности руководствуется Законом РК о государственном предприятии (объединении) с учетом особенностей применения к железнодорожному транспорту, Законом РК о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.

Административно-техническое руководство осуществляет аппарат дистанции электроснабжения во главе с начальником, заместителем и главным инженером, имеется производственно-техническая группа и бухгалтерия.

Круглосуточное оперативное руководство осуществляется энергодиспетчерской группой (ЭЧЦ), обслуживающей один и более диспетчерских кругов в пределах дистанции.

К основным производственным цехам относятся районы контактной сети (ЭЧК), тяговые подстанции (ЭЧЭ) и районы электрических сетей (ЭЧС), к вспомогательным - электромонтажный и эксплуатационно-производственный участок (ЭПУ), механические мастерские (ЭЧМ), складское хозяйство.


Районы контактной сети осуществляют техническое обслуживание и ремонт контактной сети, а также воздушных линий продольного электроснабжения напряжением 6 и 10 кВ, питающих устройства СЦБ и другие потребители, и линий напряжением до 400 В на перегонах и промежуточных станциях (кроме крупных узловых), проходящих по опорам контактной сети и на отдельно стоящих.

Границы обслуживания районов контактной сети определяются эксплуатационной длиной участка и развернутой или приведенной длиной контактной сети (электрифицированных путей).

Эксплуатационная длина - это расстояние обслуживаемого электрифицированного участка между границами независимо от числа путей на общем земляном полотне.

Развернутая длина определяется суммированием длин всех электрифицированных путей, перегонов и станций в пределах обслуживания.

Приведенная длина определяется следующим образом: к эксплуатационной длине прибавляется длина, принимаемая 0,9 км за 1 км каждого главного электрифицированного пути сверх первого на пере­гонах и станциях и всех электрифицированных на станциях стыкования и принимаемая 0,75 км за 1 км электрифицированных станционных путей на других станциях.

Эксплуатационная длина электрифицированной линии, находящейся в ведении одного района контактной сети, обычно около 50 км; дежурный пункт находится в середине обслуживаемого участка. На крупных узловых станциях с большим развитием электрифицированных путей и при расположении дежурного пункта в одном из концов района контактной сети эксплуатационная длина обслуживания в зависимости от развернутой длины электрифицированных путей составляет до 35 км.

Дежурный пункт района контактной сети служит для размещения персонала, мастерских, гаража и складских помещений. На его территории имеются здание, перегрузочная платформа и другие вспомогательные устройства. Дежурный пункт размещают так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный выезд восстановительной автомотрисы (дрезины) и автолетучки.

Строят дежурные пункты районов контактной сети по типовым проектам (рис. 208 и 209). В некоторых случаях дежурные пункты размещают на общей территории и в одном здании с тяговыми подстанциями или конторами дистанции электроснабжения. На крупных станциях в составе районов организуют дополнительные дежурные пункты.

Для оперативных переговоров персонала с энергодиспетчером и работниками других служб на дежурных пунктах имеется аппаратура селекторной энергодиспетчерской и телефонной связи. Для переговоров непосредственно с места производства работ служат переносные полевые телефоны, подключаемые к проводам линий энергодиспетчерской связи, аппараты перегонной связи, которые находятся в шкафах у сигналов автоблокировки, или радиостанции, которые имеются на автомотрисах (дрезинах) и автолетучках.

Протяженность района контактной сети устанавливают по развер­нутой длине контактной сети. Развернутую длину контактной сети для района обычно принимают на двухпутных и многопутных линиях до 150 км, на однопутных-до 80 км и на крупных узловых станциях - до 200 км. Объем работы района контактной сети определяется баллами в зависимости от показателей, и по количеству баллов определяется группа сложности района по оплате труда ИТР.

Подсчитывается общее количество баллов по установленному нормативу. При количестве баллов свыше 4,5 устанавливается I группа, от 1,5 до 4,5- II и до 1,5-III.

Районы контактной сети, обслуживающие станции стыкования постоянного и переменного тока, относятся к группе I. Районы контактной сети имеют установленный штат электромонтеров во главе с начальником и электромехаником. Штат подсчитывают на основании норм расхода трудовых затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети. Затраты составляют 0,12-0,18 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети.

Для быстрой ликвидации повреждений контактной сети предусмотрен дежурный персонал, при определении численности которого исходят из расчета средней потребности 4,2 чел. при круглосуточном дежурстве на рабочем месте и 2,1 чел. - при дежурстве на дому. Количество и состав ремонтных бригад зависят от протяженности контактной сети, обслуживаемой районом. Примерный штат района контактной сети с одной или двумя ремонтными бригадами следующий:

В состав районов, где кроме контактной сети на перегонах и промежуточных станциях персонал обслуживает высоковольтные линии, питающие устройства автоблокировки, линии продольного электроснабжения, освещения и другие низковольтные линии, расположенные в пределах района, кроме того, входит электромеханик и группа электромонтеров по их обслуживанию (3-5 чел.).

В районах контактной сети ведут и регулярно корректируют оперативно-техническую документацию в соответствии с требованиями Правил технического обслуживания и ремонта контактной сети электрифицированных железных дорог.

В районе контактной сети, кроме того, в дистанции электроснабжения и восстановительном поезде для крупных восстановительных работ содержится неснижаемый запас материалов, оборудования и приспособлений по перечню, утвержденному МПС.

Районы контактной сети имеют монтажно-восстановительную автомотрису или дрезину с изолированной вышкой, железнодорожную платформу и восстановительную автолетучку.

Монтажно-восстановительная автомотриса АДМ предназначена для выполнения монтажных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на контактной сети. Передвижение автомотрисы осуществляется дизелем, скорость автомотрисы до 100 км/ч. Она имеет подъемную рабочую площадку с высотой подъема до 7 м, изолированную от заземленных частей, что позволяет выполнять с нее работы на контактной сети под напряжением. Площадки имеют ограждение в виде складных перил. Управление площадкой дистанционное, угол ее поворота 210° с выносом консольной части от оси пути на расстояние 6,8 м. На кабине расположен стреловой кран грузоподъемностью до 3 т·с вылетом стрелы до 8 м, который используется для установки опор контактной сети, погрузки и выгрузки материалов. На автомотрисе установлен генератор мощностью 50 кВт, напряжением 400 В. В кабине автомотрисы может перевозиться 11 чел. Автомотриса укомплектована радиостанцией для связи с энергодиспетчером. Запас материалов и деталей размещают в специальных ящиках на платформе автомотрисы и четырехосной или специальной двухосной железнодорожной платформе.

На такой же базе создана грузовая автодрезина ДГКу, предназначенная для выполнения маневровых и погрузочно-разгрузочных работ краном грузоподъемностью до 3 т и перевозки грузов - до 6 т. Такое же назначение имеют ранее выпускавшиеся автодрезины АГМу с грузоподъемностью крана 1 т и возможностью перевозки грузов до 5 т. Грузоподъемные краны с консольной гори­зонтальной стрелой имеют высоту подъема от уровня головки рельса у автомотрисы ДГК У 4 м и автодрезины АГМу 3 м с вылетом стрелы соответственно до 5,8 и 4,5 м.

Монтажно-восстановительная автомотриса АГВ (рис. 15.9) приводится в действие дизелем, скорость автомотрисы до 80 км/ч. Оборудована генератором-электростанцией мощностью 50 кВт. Рабочая изолированная площадка с гидравлическим приводом механизма подъема имеет максимальную высоту подъема от головки рельса 7,6 м и вылет от оси пути 4 м. Площадка поворачивается на 90° в обе стороны. Входят на рабочую площадку через две изолированные нейтральные площадки. Изоляция площадок рассчитана на напряжение до 35 кВ. Рабочая площадка и контактная сеть в ночное время освещаются установленными на площадке прожекторами.

Рис. 15.9. Монтажно-восстановительная автомотриса АГВ

На автомотрисе имеется кран грузоподъемностью 3 т со стрелой, поворачивающейся на 180°. Привод поворота и подъема стрелы также гидравлический. Краном автомотрисы можно устанавливать железобетонные опоры.

Монтажно-восстановительная дрезина ДМС (рис. 15.10) передвигается с помощью двигателя ЗИЛ-130, скорость дрезины до 80 км/ч. Монтажная вышка состоит из направляющей шахты и подъемной клети. Поднимается и опускается клеть винтом, приводимым во вращение через червячный редуктор от двигателя автодрезины.

Рис. 15.10. Монтажно-восстановительная дрезина ДМС

Для подъезда к месту работ с поля служат автолетучки повышенной проходимости на базе автомобиля ГАЗ-66 типа АК. Она имеет два отсека: передний - пассажирский на 7 чел. и задний - грузовой для перевозки 500 кг груза. Имеются в эксплуатации также автолетучки на базе автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 и др.

Для доставки бригад в условиях бездорожья (заболоченные участки, водные преграды) применяют автолетучки – вездеходы ГТТ или ГАЗ-47 на гусеничном ходу. Имеются автолетучки монтерского пункта АМП-3 на базе машин УАЗ для перевозки 4 чел. и груза 320 кг.

Работы на контактной сети под напряжением без закрытия перегонов для движения поездов ведутся с изолирующих съемных вышек, (рис. 15.11), имеющихся на дежурных пунктах, на станциях, раздельных пунктах и перегонах вблизи посадочных платформ из расчета одна вышка на 4-5 км эксплуатационной длины. Они изготавливаются в двух исполнениях: для работ под напряжением на контактной сети постоянного тока 3,3 кВ и переменного тока 27,5 кВ.

Рис. 15.11. Изолирующая съемная вышка

В изолирующей съемной вышке лестницы 2 и раскосы 3 изготовлены из сухого пропитанного трансформаторным маслом дерева или из стеклопластика. Раму 1 изготавливают из стальных труб.

Лестницы и раскосы деревянных изолирующих съемных вышек для работы на участках переменного тока изготавливают из сосновой древесины повышенного качества, пропитанной раствором гидрофобной кремнийорганической жидкости или ГКЖ-94. Для усиления изоляции вышек стойки под рабочей площадкой 4 дополнены изолирующими вставками из стеклотекстолита или слюдогетинакса, покрытыми лаком. Каждую вышку снабжают двумя шунтирующими штангами 5 и подвесной лестницей длиной 3 м для работы на несущем тросе.

Масса съемной изолирующей вышки для участков постоянного тока не более 133 кг и переменного тока - 143 кг.

Для подъема на опоры контактной сети пользуются приставными и навесными деревянными лестницами длиной 9 и 6,5 м - массой соответственно 38 и 24 кг или разборными металлическими ЛР-1, состоящими из шести звеньев длиной 1,55 м каждый, последовательно наращиваемых до необходимой высоты. Ширина лестницы 0,5 м, масса 48 кг.

Текущий ремонт контактной сети производится с целью выявления и устранения отклонения от установленных норм содержания или от нормального состояния отдельных частей, деталей и конструкций.

Текущий ремонт выполняется в строго установленные сроки и по мере надобности при выявлении во время осмотров первых признаков повреждений или отклонений от нормального состояния. При текущем ремонте тщательно осматривается все оборудование с проверкой креплений, регулированием, чисткой и смазкой его, а также заменяются в небольшом объеме отдельные изношенные или корродированные части и детали.

Объем и сроки выполнения работ по текущему ремонту контактной сети, определенные правилами содержания, приведены в табл. 4. В зависимости от особенностей того или иного электрифицированного участка периодичность работ может быть изменена с разрешения руководства дороги.

Работы по текущему ремонту, не требующие снятия напряжения с контактной сети, производятся в условиях нормального движения поездов. Работы со снятием напряжения выполняются в «окна», предоставляемые дорогой.

В настоящее время на транспорте резко повышается интенсивность движения поездов, в связи с чем выделение специальных «окон» для работ на контактной сети со снятием напряжения становится все более трудной задачей. Приспосабливаясь к новым условиям, рационализаторы и передовые коллективы электрифицированных участков постоянно расширяют перечень работ, выполняемых без снятия напряжения с контактной сети. При этом благодаря тщательно продуманным конструктивным изменениям устройств и изменениям технологии не только не повышается опасность работ, но, наоборот, создаются более безопасные условия их выполнения, так как время окончания той или иной работы не ставится в зависимость от начала движения поездов.

Так, в последнее время освоены работы под напряжением на гибких поперечинах, секционных разъединителях, роговых разрядниках, анкеровках контактной подвески и по смене фиксаторов.

В 1962 г. на Западно-Сибирской дороге В.И. Пономаревым; В.В. Лукьяпчиковым, А.В. Соколюком и В.Ф. Токаревым разработана и внедрена технология выполнения всех работ на контактной сети небольших станций без перерыва движения поездов. Сущность этого метода заключается в том, что для производства работ па станции напряжение снимают в то время, когда на станцию не поступают поезда с остановками. Следующие же без остановки поезда проходят станцию в это время на выбеге с опущенными пантографами. Безопасность работ в этом случае обеспечивается выдачей на поезда предупреждений об опускании пантографов перед воздушными промежутками станции, установкой ясно видимых сигналов об опускании пантографов и установкой двух заземляющих штанг на каждой секции контактной сети.

Большую роль в облегчении выполнения работ со снятием напряжения сыграло внедрение телеуправления секционными разъединителями, благодаря чему оказалось возможным использовать для работ даже малые (порядка 20--30 мин) «окна» в движении поездов



Рекомендуем почитать

Наверх