Описание мер по обеспечению информационной безопасности на предприятии. Организационные и технические мероприятия по технической защите конфиденциальной информации

Для Symbian 22.05.2019
Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

3.4. Основные направления и мероприятия по защите электронной информации

По определению Доктрины, основными объектами обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;

средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;

технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации.

К основным угрозам информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах Доктрина относит:

деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, противозаконную деятельность отдельных лиц (организаций и групп), направленную на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных телекоммуникационных систем;

вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;

нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

использование не сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;

привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.

Используемые в этой сфере средства информационного воздействия могут быть направлены на решение следующих задач:

уничтожение, искажение или хищение информационных массивов;

добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты;

дезорганизацию работы технических средств;

вывод из строя телекоммуникационных систем и сетей, компьютерных систем, энергетических систем, систем государственного управления, то есть всего высокотехнологичного обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Атакующие средства информационного воздействия

Идеи и материальные основы информационного оружия формировались одновременно с развитием информационной среды. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, новейшие информационные технологии, превращение программирования в престижную и массовую специальность создали базовые предпосылки для возникновения новых типов информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

1. Компьютерные вирусы– программные средства, способные размножаться, прикрепляться к программам, передаваться по линиям связии сетям передачи данных, проникать вэлектронные телефонные станции и системы управления и выводить их из строя.

Распространение компьютерного вируса основывается на его способности использовать любой носитель передаваемых данных в качестве «средства передвижения». В итоге любая дискета или иной магнитный накопитель, перенесенные на другие компьютеры, способны заразить их. И наоборот, когда «здоровый» носитель подключается к зараженному компьютеру, он может стать носителем вируса. Удобными для распространения обширных эпидемий оказываются телекоммуникационные сети. Достаточно одного контакта, чтобы персональный компьютер был заражен или заразил тот, с которым контактировал. Однако самый частый способ заражения – это копирование программ и данных, что является обычной практикой у пользователей персональных ЭВМ: копируемые объекты могут оказаться зараженными.

В печати часто проводится параллель между компьютерными вирусами и вирусом AIDS (СПИД). Только упорядоченная половая жизнь способна уберечь от этого вируса. Беспорядочные связи персонального компьютера со многими другими с большой вероятностью могут привести к заражению.

Поэтому специалисты предостерегают от копирования «ворованных» программ. Однако пожелание ограничить использование непроверенного программного обеспечения пока еще остается практически невыполнимым. Фирменные программы на «стерильных» носителях стоят немалых денег, поэтому избежать их неконтролируемого копирования и распространения почти невозможно.

По оценке специалистов, в настоящее время «в обращении» находятся сотни типов вирусов. По-видимому, в будущем будут появляться принципиально новые их виды. Пока речь идет только о заражении компьютеров, но в перспективе, как считают специалисты, будет возможным и заражение микросхем, информационная мощность которых стремительно развивается.

2. «Логические бомбы» – такое название получили программные закладные устройства, заранее внедряемые в информационно-управляющие центры военной и гражданской инфраструктуры, которые по сигналу или в установленное время приводятся в действие, уничтожая или искажая информацию и дезорганизуя работу программно-технических средств.

Одна из разновидностей такой бомбы – «троянский конь» – программа, позволяющая осуществлять скрытный несанкционированный доступ к информационным ресурсам противника для добывания разведывательной информации.

3. Средства подавления (или фальсификации) информационного обмена в телекоммуникационных сетях, передача по каналам государственного и военного управления, а также по каналам массовой информации нужной (с позиций противодействующей стороны) информации.

4. Средства внедрения компьютерных вирусов и «логических бомб» в государственные и корпоративные информационные сети и системы и управления ими на расстоянии.

Применение информационного оружия в информационных и телекоммуникационных системах носит скрытый и обезличенный характер, легко маскируется под меры защиты авторских и коммерческих прав на программные продукты и не связывается с объявлением войны или введением периода особых действий в локальных конфликтах. Наиболее уязвимыми для нападения являются те системы, которые должны сохранять непрерывную работоспособность в реальном масштабе времени.

Специалисты выделяют три основные формы воздействия на киберпространство:

информационный криминал;

информационный терроризм;

операции, проводимые в рамках масштабных информационных войн.

По данным зарубежной печати, мотивы совершаемых в настоящее время компьютерных преступлений распределяются следующим образом: корыстные побуждения – 66 %, шпионаж и диверсия – 17 %, исследовательский интерес – 7 %, хулиганство – 5 %, месть – 5 %. Рассмотрим криминальные и террористические варианты действий.

Информационный криминал

Этим термином обозначают действия отдельных лиц или группы лиц, направленные на взлом систем защиты и хищение или разрушение информации в корыстных или хулиганских целях. Они представляют собой, как правило, разовые преступления против конкретного объекта киберпространства. Такой вид преступлений получил также название «компьютерные преступления». Стремительное развитие компьютерных технологий и сетей, в том числе международных, как неотъемлемой части различных видов общественной деятельности создало широкий простор для совершения преступных действий подобного типа. В то же время преступления, связанные с использованием современного информационного оружия, выходят за рамки обычных преступлений и нередко ставят перед правоохранительными органами трудноразрешимые задачи.

Компьютерные преступления могут быть связаны с осуществлением следующих действий:

несанкционированным проникновением в информационно-вычислительные сети или массивы информации;

хищением прикладного и системного программного обеспечения;

несанкционированным копированием, изменением или уничтожением информации;

передачей компьютерной информации лицам, не имеющим к ней доступа;

подделкой, модификацией или фальсификацией компьютерной информации. К подделке информации можно отнести также подтасовку результатов выборов, голосований, референдумов, осуществляемых с помощью электронных технологий;

разработкой и распространением компьютерных вирусов;

несанкционированным просмотром или хищением информационных баз;

механическими, электрическими, электромагнитными и другими видами воздействия на информационно-вычислительные сети, вызывающими их повреждения.

Наиболее опасны в сфере компьютерной преступности хакеры – «одержимые программисты», «электронные корсары», «компьютерные пираты». Так называют людей, осуществляющих несанкционированный доступ в чужие информационные сети. Они, как правило, хорошо подготовлены технически и профессионально, отлично разбираются в вычислительной технике и программировании. Их деятельность направлена на несанкционированное проникновение в компьютерные системы и кражу, модификацию или уничтожение имеющихся там данных. Результаты зарубежных исследований показывают, что 62 % хакеров действуют в составе преступных групп.

Однако еще более высокий уровень подготовки имеют лица, занимающиеся компьютерным шпионажем. Их целью является получение из компьютерных сетей противника стратегически важных данных военного, технического и иного содержания.

По прогнозам отечественных и зарубежных специалистов, основной сферой компьютерных преступлений становится область финансовойи банковской деятельности. В настоящее время ущерб, наносимый только одним компьютерным преступлением, в среднем составляет 340 тыс. долларов США, тогда как средний ущерб от «традиционных» преступлений против банковских структур – ограблений – примерно 9 тыс. долларов. По оценкам специалистов

США, убытки от проникновения хакеров в автоматизированные комплексы, обслуживающие эти учреждения, оцениваются в десятки миллионов долларов. При этом число зарегистрированных компьютерных преступлений имеет тенденцию к ежегодному удвоению. С каждым годом расширяется и «география» компьютерных преступлений, распространяясь на все новые и новые страны.

С приходом в нашу страну глобальной сети Интернет участились случаи взлома информационной защиты зарубежных банков и хищений с помощью компьютеров крупных денежных средств. Широко известно дело Владимира Левина, хакера из Санкт-Петербурга, похитившего из американского Сити-банка около 4 млн долларов США. В Южном округе столицы 11 марта 1998 г. был задержан гражданин Шейко П. В., который, используя номера международных кредитных карт, полученных обманным путем, через Интернет за четыре месяца совершил хищение 18 тыс. долларов США. В этом же году во Внешэкономбанке было выведено из-под учета ЭВМ и подготовлено к хищению около 300 тыс. долларов (из них 125 тыс. долларов было похищено). С использованием способов несанкционированного доступа была осуществлена попытка хищения 68 млрд 309 млн рублей из Центрального банка РФ.

Как видно из перечисленных примеров (а это только малая часть всех подобных деяний), круг преступных интересов в кредитно-финансовой сфере весьма разнообразен. Кроме того, отмечается рост преступлений, связанных с денежными хищениями на транспорте при реализации железнодорожных и авиабилетов, продажей фальшивых зарубежных путевок и т. д.

По мере развития технологий «безбумажного» документооборота, в том числе электронных платежей, серьезный сбой локальных сетей может парализовать работу банков и целых корпораций, что приведет к ощутимым материальным потерям. Не случайно защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых острых проблем в современной информатике.

Информационный терроризм

Процессы глобальной информатизации привели к тому, что современное общество постепенно приобретает практически полную зависимость от состояния информационной инфраструктуры, включающей в себя объединение различных систем связи, телекоммуникационных средств, баз данных и информационных систем, принадлежащих государству, негосударственному сектору экономики, организациям, гражданам.

В этих условиях информационный терроризм – терроризм с использованием информационного оружия -представляетсобой наиболее реальную угрозу как для отдельных развитых стран, так и для всего мирового сообщества.

В тактике информационного терроризма, как и любого другого, главное состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия и получил большой общественный резонанс. Как правило, действия информационных террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта.

В киберпространстве могут быть использованы различные приемы достижения террористических целей:

нанесение ущерба отдельным физическим элементам киберпространства, разрушение сетей электропитания, наведение помех, использование специальных программ, стимулирующих разрушение аппаратных средств, разрушение элементной базы с помощью биологических и химических средств и т. д.;

кража или уничтожение программного и технического ресурсов киберпространства, имеющих общественную значимость, внедрение вирусов, программных закладок и т. п.;

угроза опубликования или опубликование информации государственного значения о функционировании различных элементов информационной инфраструктуры государства, принципов работы систем шифрования, конфиденциальных сведений персонально-общественного характера и др.;

захват каналов средств массовой информации с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористической организации и объявления своих требований;

уничтожение или подавление каналов связи, искажение адресации, искусственная перегрузка узлов коммутации и др.;

воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем путем насилия, шантажа, подкупа, введения наркотических средств, использования нейролингвистического программирования, гипноза и других методов информационного воздействия.

Сегодня даже администрация США вынуждена признать, что информационное пространство Америки слабо защищено от несанкционированного проникновения в его пределы. Так, даже ситуационная комната Белого дома может подвергнуться информационному воздействию через сеть Интернет.

Защитные действия

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, согласно Доктрине, являются:

предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;

исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;

предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним, в том числе международным, информационным сетям;

обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Основными организационно-техническими мероприятиями по защи те информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах считаются:

лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;

аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи;

введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.

В настоящее время в области борьбы с компьютерной преступностью имеется немало нерешенных проблем.

Во-первых, в нашей стране недостаточно развито специальное законодательство, затрагивающее различные аспекты компьютерной преступности, опасность подобных преступлений все еще слабо осознается законодателями, тогда как этот вид преступлений быстро прогрессирует.

Во-вторых, ввиду особой сложности компьютерных систем создание для них безошибочных программ практически невозможно.

В-третьих, распространена практика приобретения информации, в том числе нелицензированного программного обеспечения, путем несанкционированного копирования. Программное обеспечение распространяется практически повсеместно путем краж и обмена краденым.

В-четвертых, неудовлетворительно финансовое положение научно-технической интеллигенции, связанной с созданием информационных систем, что создает предпосылки для «утечки мозгов» и осуществления разного рода «информационных диверсий».

В-пятых, обеспечение информационной безопасности – дорогостоящее дело, и не столько из-за затрат на установку необходимых для этого средств, сколько из-за того, что весьма сложно определять границы разумной безопасности и поддерживать системы в работоспособном состоянии.

Используемые в настоящее время меры предупреждения компьютерных преступлений можно объединить в три группы:

технические;

организационные;

правовые.

Технические меры защиты от несанкционированного доступа к компьютерным системам предполагают:

использование средств физической защиты, включая средства защиты кабельной системы, системы электропитания, средства архивации и копирования информации на внешние носители и т. д.

организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев;

разработку программных средств защиты, в том числе антивирусных программ, систем разграничения полномочий, программных средств контроля доступа;

принятие конструктивных мер защиты от хищений и диверсий;

установку резервных систем электропитания; оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.

К организационным мерам можно отнести: организацию охраны вычислительного центра; тщательный подбор персонала;

исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком;

шифрование данных для обеспечения конфиденциальности информации;

меры защиты, включающие контроль доступа в помещения, разработку стратегии безопасности фирмы, планов действий в чрезвычайных ситуациях и т. д.

организацию надежной и эффективной системы архивации и дублирования наиболее ценных данных;

защиту информации от несанкционированного доступа, включая использование различных устройств для идентификации личности по биометрической информации – радужной оболочке глаза, отпечаткам пальцев, голосу, размерам кисти руки и т. д.;

возложение персональной ответственности на конкретных лиц, призванных обеспечить безопасность центра, введение в штат специалистов в области безопасности информации;

универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство);

наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя и т. п.

К правовым мерам относятся:

ужесточение норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления;

совершенствование уголовного и гражданского законодательства в этой сфере.

К правовым мерам относятся также вопросы общественного контроля за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях в их деятельности.

К числу основных мер противодействия информационному терроризму можно отнести:

создание единой стратегии борьбы с информационным терроризмом, в соответствии с которой функции силовых ведомств четко распределены и координируются государством;

создание общего центра для мониторинга угроз информационного терроризма и разработки мер быстрого реагирования;

организацию качественной защиты материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационной инфраструктуры;

развитие технологий обнаружения воздействий на информацию и ее защиты от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;

непрерывную подготовку персонала информационных систем к эффективному противостоянию различным вариантам действий террористов;

развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с информационным терроризмом.

Россия вступила на путь формирования информационного общества и вхождения в мировое информационное пространство. Мы должны осознавать неизбежность появления на этом пути новых угроз, требующих создания адекватных программ и проектов для защиты национальных информационных ресурсов.

Следует осознавать, что любые мероприятия по борьбе с информационным терроризмом могут существенно ограничивать свободу всех видов информационной деятельности в обществе и государстве, права граждан и организаций на свободное производство, получение, распространение и использование информации. Поэтому государственная стратегия борьбы с информационным терроризмом должна строиться на основе поиска приемлемого для общества компромисса – быть защищенным, но открытым, не допускающим монополизма отдельных ведомств.

Несомненно, что в начале нового столетия, когда масштабы применения все более совершенных компьютерных технологий стремительно расширяются, задача защиты компьютерных систем от преступных посягательств не только переходит в ранг задач государственной политики, но и является делом каждого.

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора

Размещение оборудования, защитные мероприятия Вопрос. Как может устанавливаться оборудование преобразовательного агрегата?Ответ. Трансформатор, регулировочный автотрансформатор, уравнительные реакторы, анодные делители и фильтровые реакторы, относящиеся к одному

Из книги Шелест гранаты автора Прищепенко Александр Борисович

Обеспечение безопасности, защитные мероприятия Вопрос. Каковы требования Правил к обеспечению безопасности электроприводов?Ответ. Электроприводы должны удовлетворять общим требованиям к электро– и пожаробезопасности, изложенным в главах 4.3, 5.3 Правил (5.4.60).Шкафы

Из книги Линейный корабль автора Перля Зигмунд Наумович

4.5. Победа на предварительной защите и опасные экзерсисы «стального» декана Диссертация была представлена в ученый совет для предварительной защиты в январе 1980 года. Это был редкий для НИИВТ случай когда аспирант представил работу сразу по окончании отведенного срока и

Из книги История мусора. автора Сильги Катрин де

Глава десятая НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ бщая оценка действиям Военно-Морского Флота за время Великой Отечественной войны дана в приказе от 22 июля 1945 г. Генералиссимусом Советского Союза товарищем Сталиным:«В период обороны и наступления Красной Армии наш флот надежно

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

ПОИСК ПУТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОЛИКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ Ныне муниципальные власти, ранее сталкивавшиеся только с привычными бытовыми отходами, вынуждены учитывать последствия переменившихся обстоятельств. К последним относится обработка

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

2. На защите Астрахани Решая задачи прикрытия войск и. обеспечения разведчиков и бомбардировщиков в 1918–1919 годах, истребители получили первый опыт организации противовоздушной обороны крупных административных и промышленных центров: Петрограда, Царицына, Баку, Казани,

Из книги 102 способа хищения электроэнергии автора Красник Валентин Викторович

Из книги Теплоэнергетические установки. Сборник нормативных документов автора Коллектив авторов

3.4. Энергосбытовые мероприятия по работе с расхитителями электроэнергии Реализация того или иного закона возможна, как правило, только с помощью конкретных действующих нормативно–правовых актов. У энергоснабжающих организаций такой пакет ведомственных

Из книги Художественная обработка металла. Охрана труда автора Мельников Илья

6.2. Организационные мероприятия 6.2.1. Административно–уголовная ответственностьВ разделах 3.1 и 3.2 приведено достаточное количество статей КоАП РФ и УК РФ (и разъяснений к ним), по которым имеется возможность привлекать расхитителей электроэнергии к той или иной мере

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

6.3. Технические мероприятия 6.3.1. Совершенствование конструкции индукционных и электронных счетчиковВ связи со значительным количеством индукционных счетчиков, применяемых в качестве расчетных приборов учета, возникает необходимость в совершенствовании их

Из книги автора

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ 2.1. Наряд, распоряжение2.1.1. Работы на оборудовании производятся по письменным нарядам и устным распоряжениям*.Форма наряда дана в прил. 1 к настоящим Правилам. Наряд может быть оформлен на проведение

Из книги автора

Из книги автора

Лекция 2 Основные направления обеспечения безопасности информационных ресурсов Учебные вопросы:1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации.2. Угрозы конфиденциальной информации организации.3. Система защиты конфиденциальной

Из книги автора

Вопрос 2. Сравнительный анализ и основные определения математических моделей обеспечения безопасности информации Существующие технологии формального описания процессов обеспечения безопасности информации основываются на понятиях теории конечных автоматов, теории

Из книги автора

Лекция 11 Основные направления обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей учебных заведений Учебные вопросы:1. Состояние вопросов обеспечения информационной безопасности.2. Угрозы и уязвимости КСУЗ.3. Этапы построения БКСУЗ.4. Направление

Согласно ФЗ № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", «защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

  • 1)обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
  • 2)соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  • 3)реализацию права на доступ к информации».ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Исходя из этого определения, все меры по обеспечению информационной безопасности можно разделить на три категории:

  • 1)организационные
  • 2)технические
  • 3)правовые

Организационные меры носят административный и процедурный характер и регламентируют процессы функционирования информационной системы данных и действия персонала. Следовательно, организационные меры можно разделить на административные и процедурные меры

Административные меры

Основная цель мер административного характера - создать программу работ по теме «информационная безопасность» и обеспечить ее выполнение. В основе программы находиться политика безопасности. Политика безопасности - это набор документированных решений, принимаемых руководством организации и нацеленных на достижение высшего уровня информационной безопасности. Политику безопасности можно считать стратегией организации в области информационной безопасности.

Для того, чтобы разработать подробную стратегию и внедрить ее на реальное предприятие, необходимо для начала согласование различных политических решений высшего руководства. На основе данной политики безопасности происходит разработка программы безопасности. Стоит отметить, что данная политика предоставляет специальные правила, инструкции и нормативы, которые напрямую касаются персонал предприятия. Политику безопасности целесообразно рассматривать на трех уровнях детализации:

  • Верхний уровень
  • Средний уровень
  • Нижний уровень

Рассмотрим эти уровни подробно:

Верхний уровень.

К верхнему уровню относятся решения, затрагивающие организации в целом. Они носят общий характер и, обычно, исходят от руководства организации.

Средний уровень

К данному уровню безопасности относятся вопросы, которые касаются важных аспектов обеспечения информационной безопасности для различных систем на предприятии.

Здесь стоит ответить на следующие вопросы:

  • следует ли разрешать сотрудникам переносить данные с домашних компьютеров на рабочие?
  • Следует ли разрешать сотрудникам переносить данные с рабочих компьютеров на домашние?

Нижний уровень.

Политику безопасности нижнего уровня можно отнести к конкретным информационным сервисам, различным системам, которые функционируют отдельно или подсистемам обработки данных.

После формулировки отдельной политики безопасности, можно приступить к составлению программы обеспечения безопасности, то есть выработке конкретных мер по реализации политики безопасности.

Обычно программа безопасности разделяется на два уровня:

  • верхний, или центральный уровень, который охватывает всю организацию.
  • нижний, или служебный, относящийся к отдельным услугам или группам однородных сервисов.

Данная программа возглавляется лицом, которое отвечает за информационную безопасность организации. Программа верхнего уровня должна занимать строго определенное место в деятельности организации, она должна официально поддерживаться и приниматься руководством, а так же иметь определенный штат и бюджет.

В данной работе были выделены основные цели и задачи верхнего уровня:

  • «управление рисками, включая оценку рисков и выбор эффективных средств защиты.
  • координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов.
  • стратегическое планирование. В рамках программы верхнего уровня принимаются стратегические решения по обеспечению безопасности, оцениваются технологические новинки обеспечения защиты информации. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.
  • контроль деятельности в области информационной безопасности. Такой контроль имеет двустороннюю направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.» Макаренко С.И. Информационная безопасность: Учебное пособие

Программа нижнего уровня

Целью программы нижнего уровня является обеспечение надежной и экономичной защиты конкретного сервиса или группы сервисов. На этом уровне происходит решение, по использованию механизмов защиты; происходит закупка и установка технических средств; выполняется повседневное администрирование; отслеживается состояние слабых мест.

Процедурные меры

Процедурные меры безопасности ориентированы на людей, а не на технические средства. Именно люди формируют режим информационной безопасности, и они же оказываются главной угрозой. Поэтому «человеческий фактор» заслуживает особого внимания.

На процедурном уровне можно выделить следующие классы мер:

  • 1. «Управление персоналом
  • 2. Физическая защита
  • 3. Поддержание работоспособности системы
  • 4. Реагирование на нарушения режима безопасности
  • 5. Планирование восстановительных работ» Гатчин Ю.А., Сухостат В.В. Теория информационной безопасности и методология защиты информации: Учебное пособие

Опишем некоторые из них более подробно:

Управление персоналом начинается еще до приема на работу нового сотрудника - с составления описания должности. При этом следует придерживаться двух общих принципов при определении компьютерных привилегий:

  • 1. «Принцип разделения обязанностей предписывает так распределять роли и ответственность, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс.
  • 2. Принцип минимизации привилегий требует, чтобы пользователям давались только те права, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей.» Там же

Физическая защита. Безопасность информационной системы зависит от окружения, в котором она функционирует. Необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры, вычислительной техники, носителей информации.

Для поддержания работоспособности информационных систем необходимо проведение ряда рутинных мероприятий:

  • 1. Поддержка пользователей, то есть консультирование и оказание помощи при решении различных проблем; при этом важно выявлять проблемы, связанные с информационной безопасностью
  • 2. Поддержка программного обеспечения - это, в первую очередь, отслеживание того, какое программное обеспечение установлено на компьютерах. В поддержку программного обеспечения входит также контроль над отсутствием неавторизованного изменения программы
  • 3. Резервное копирование необходимо для восстановления программ и данных после аварий.
  • 4. Управление носителями подразумевает защиту носителей информации, как от несанкционированного доступа, так и от вредных воздействий окружающей среды
  • 5. Документирование - неотъемлемая часть информационной безопасности. В виде документов оформляется почти все - от политики безопасности до журнала учета носителей. При этом важно, чтобы документация отражала текущее положение дел, чтобы при необходимости ее можно было легко найти, а также, чтобы она была защищена от несанкционированного доступа
  • 6. Регламентные работы (например, ремонтные) - очень серьезная угроза безопасности, так как во время их проведения к системе получают доступ посторонние сотрудники. Здесь очень важна квалификация и добросовестность этих сотрудников.

Реакция на нарушения режима безопасности преследует следующие цели:

  • 1. Локализация инцидента и уменьшение наносимого вреда
  • 2. Выявление нарушителя
  • 3. Предупреждение повторных нарушений

В случае обнаружения нарушения режима безопасности действия необходимо предпринимать незамедлительно, поэтому очень важно, чтобы последовательность действий была спланирована заранее и отражена в документах. Все сотрудники должны знать, как поступать и к кому обращаться в случае выявления того или иного нарушения защиты, а также должны знать, какие последствия ждут их в случае нарушения ими правил информационной безопасности.

Планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям, уменьшить ущерб от них и сохранить способность функционирования хотя бы в минимальном объёме. Процесс планирования восстановительных работ можно разделить на следующие этапы:

  • 1. Выявление наиболее важных функций организации.
  • 2. Определение ресурсов, необходимых для выполнения важнейших функций.
  • 3. Определение перечня возможных аварий. При этом важно разработать “сценарий” аварии, понять, к каким последствиям они приведут.
  • 4. Разработка стратегии восстановительных работ. Стратегия восстановительных работ должна базироваться на наличных ресурсах и быть не слишком накладной для организации; должна предусматривать не только работы по устранению аварий, но и возвращение к нормальному функционированию.
  • 5. Подготовка к реализации выбранной стратегии, то есть выработка плана действий в случае аварии, а также меры по обеспечению дополнительными ресурсами, необходимыми в случае аварии.
  • 6. Проверка стратегии, которая заключается в анализе подготовленного плана, принятых и намеченных мер.
1

Определена степень актуальности проблемы защиты информации в настоящее время. Представлены основные определения, связанные с инженерно-технической защитой. Описаны этапы обеспечения защиты информации, необходимые на предприятиях. Проведено распределение защищаемых объектов на соответствующие классы. Описаны возможные каналы утечки информации и представлена классификация технических каналов утечки информации. Установлены требования к объему и характеру комплекса мероприятий, направленных на защиту конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в процессе эксплуатации защищаемого объекта. Указаны основные должностные лица на предприятии, отвечающие за реализацию информационной безопасности. Рассмотрены виды технических средств приема, обработки, хранения и передачи информации. Описаны основные методы и способы защиты информации от утечки по техническим каналам – организационные, поисковые и технические. Представлены способы активной и пассивной защиты информации.

защита информации

средства

каналы утечки

классификация

информация

1. Хорев А.А. Организация защиты информации от утечки по техническим каналам // Специальная Техника. – 2006. – № 3.

2. Халяпин Д.Б. Защита информации. Вас подслушивают? Защищайтесь. – М.: НОУ ШО Баярд, 2004.

3. Аверченков В.И., Рытов М.Ю. Служба защиты информации: организация и управление: учебное пособие для вузов [электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2011.

4. Торокин А.А. Основы инженерно-технической защиты информации. – М.: Гелиус, 2005.

5. Бузов Г.А. Защита от утечки информации по техническим каналам. М.: Горячая линия, 2005.

В настоящее время информация занимает ключевое место. Информация - сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Владение информацией во все времена давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией, тем более если это касалось информации о соперниках или конкурентах. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд - британский банкир и политик).

Проблема защиты информации существовала всегда, но в настоящее время из-за огромного скачка научно-технического прогресса она прибрела особую актуальность. Поэтому задача специалистов по защите информации заключается в овладении всем спектром приемов и методов защиты информации, способов моделирования и проектирования систем защиты информации. Одним из способов защиты информации является инженерно-техническая защита информации. Инженерно-техническая защита - это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации.

Под утечкой информации понимается несанкционированный процесс переноса информации от источника к конкуренту. Физический путь переноса информации от ее источника к несанкционированному получателю называется каналом утечки. Канал, в котором осуществляется несанкционированный перенос информации с использованием технических средств, называется техническим каналом утечки информации (ТКУИ). Классификация технических каналов утечки информации представлена на рисунке .

Для обеспечения высококачественной защиты информации от утечки по техническим каналам прежде всего необходим дифференцированный подход к защищаемой информации. Для этого их надо разделить на соответствующие категории и классы. При этом классификация объектов проводится в соответствии с задачами технической защиты информации. Здесь же устанавливаются требования к объему и характеру комплекса мероприятий, направленных на защиту конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в процессе эксплуатации защищаемого объекта.

К классу защиты А относятся объекты, на которых осуществляется полное скрытие информационных сигналов, возникающих при обработке информации или ведении переговоров (скрытие факта обработки конфиденциальной информации на объекте).

Классификация технических каналов утечки информации

К классу защиты Б относятся объекты, на которых осуществляется скрытие параметров информационных сигналов, возникающих при обработке информации или ведении переговоров, по которым возможно восстановление конфиденциальной информации (скрытие информации, обрабатываемой на объекте) .

В зависимости от природы источника конфиденциальной информации каналы утечки имеют следующую классификацию :

  • электромагнитные каналы утечки информации в радиочастотном диапазоне электромагнитных волн, в которых техническим разведывательным (демаскирующим) признаком объектов защиты являются электромагнитные излучения, параметры которых качественно или количественно характеризуют конкретный объект защиты;
  • электромагнитные каналы утечки информации в инфракрасном диапазоне электромагнитных волн, в которых техническим демаскирующим признаком объекта защиты являются собственные излучения объектов в этом диапазоне;
  • акустический канал утечки информации. Используется для получения информации в акустической речевой и сигнальной разведках;
  • гидроакустические каналы утечки информации. Используется при получении информации о передаче звукоинформационной связи, разведке шумовых полей и гидроакустических сигналов;
  • сейсмические каналы утечки информации, позволяющие за счет обнаружения и анализа деформационных и сдвиговых полей в земной поверхности определять координаты и силу различных взрывов, а также перехват ведущихся на небольшой дальности переговоров;
  • магнитометрические каналы утечки информации, обеспечивающие получение информации об объектах за счет обнаружения локальных изменений магнитного поля Земли под воздействием объекта;
  • химические каналы утечки информации, позволяющие получать информацию об объекте путем контактного или дистанционного анализа изменений химического состава окружающей объект среды .

Процесс обеспечения защиты информации можно разделить на несколько этапов.

Первый этап (анализ объекта защиты) заключается в определении, что нужно защищать.

Анализ проводится по следующим направлениям:

  • определяется информация, которая нуждается в защите в первую очередь;
  • выделяются наиболее важные элементы (критические) защищаемой информации;
  • определяется срок жизни критической информации (время, необходимое конкуренту для реализации добытой информации);
  • определяются ключевые элементы информации (индикаторы), отражающие характер охраняемых сведений;
  • классифицируются индикаторы по функциональным зонам предприятия (производственно-технологические процессы, система материально-технического обеспечения производства, подразделения, управления и т.д.).

Второй этап сводится к выявлению угроз:

  • определяется - кого может заинтересовать защищаемая информация;
  • оцениваются методы, используемые конкурентами для получения этой информации;
  • оцениваются вероятные каналы утечки информации;
  • разрабатывается система мероприятий по пресечению действий конкурента.

Третий - анализируется эффективность принятых и постоянно действующих подсистем обеспечения безопасности (физическая безопасность документации, надежность персонала, безопасность используемых для передачи конфиденциальной информации линий связи и т. д.).

Четвертый - определение необходимых мер защиты. На основании проведенных первых трех этапов аналитических исследований определяются необходимые дополнительные меры и средства по обеспечению безопасности предприятия.

Пятый - руководителями фирмы (организации) рассматриваются представленные предложения по всем необходимым мерам безопасности, и производится расчет их стоимости и эффективности.

Шестой - реализация дополнительных мер безопасности с учетом установленных приоритетов.

Седьмой - осуществление контроля и доведение реализуемых мер безопасности до сведения персонала фирмы.

В рамках организации процесс защиты информации проходит, в той или иной мере, через вышеприведенные этапы.

Под системой безопасности предприятия в настоящее время понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия и государства от внутренних и внешних угроз .

Система безопасности фирмы состоит из следующих основных элементов (должностные лица и органы):

  • Руководитель фирмы, курирующий вопросы безопасности информации.
  • Совет по безопасности фирмы.
  • Служба безопасности фирмы.
  • Подразделения фирмы, участвующие в обеспечении безопасности фирмы.

Руководство безопасностью возлагается, как правило, на руководителя фирмы и его заместителя по общим вопросам (1-го заместителя), которым непосредственно подчиняется служба безопасности.

Для организации защиты информации на предприятии необходимо сформировать Совет по безопасности. Он представляет собой коллегиальный орган при руководителе фирмы, состав которого назначается им из числа квалифицированных и ответственных по вопросам информационной безопасности должностных лиц. Совет по безопасности разрабатывает для руководителя предложения по основным вопросам обеспечения защиты информации, в том числе:

  • направления деятельности фирмы по обеспечению безопасности;
  • совершенствование системы безопасности;
  • взаимодействия с органами власти, заказчиками, партнерами, конкурентами и потребителями продукции и др. .

Наряду с техническими средствами приема, обработки, хранения и передачи информации (ТСПИ) в помещениях устанавливаются технические средства и системы, непосредственно не участвующие в обработке конфиденциальной информации, но использующиеся совместно с ТСПИ и находящиеся в зоне электромагнитного поля, создаваемого ими. Такие технические средства и системы называются вспомогательными техническими средствами и системами (ВТСС).

В организациях работа по инженерно-технической защите информации, как правило, состоит из двух этапов:

  • построение или модернизация системы защиты;
  • поддержание защиты информации на требуемом уровне.

Формирование системы защиты информации проводится во вновь создаваемых организациях, в остальных осуществляется модернизация существующей системы.

В зависимости от целей, порядка проведения мероприятий по обеспечению безопасности информации и применяемого оборудования методы и способы защиты от утечки информации по техническим каналам можно разделить на организационные, поисковые и технические.

Организационные способы защиты

Эти меры осуществляются без применения специальной техники и предполагают следующее:

  • установление контролируемой зоны вокруг объекта;
  • введение частотных, энергетических, временных и пространственных ограничений в режимы работы технических средств приема, обработки, хранения и передачи информации;
  • отключение на период проведения закрытых совещаний вспомогательных технических средств и систем (ВТСС), обладающих качествами электроакустических преобразователей (телефон, факс и т.п.), от соединительных линий;
  • применение только сертифицированных ТСПИ и ВТСС;
  • привлечение к строительству и реконструкции выделенных (защищенных) помещений, монтажу аппаратуры ТСПИ, а также к работам по защите информации исключительно организаций, лицензированных соответствующими службами на деятельность в данной области;
  • категорирование и аттестация объектов информатизации и выделенных помещений на соответствие требованиям обеспечения защиты информации при проведении работ со сведениями различной степени секретности;
  • режимное ограничение доступа на объекты размещения ТСПИ и в выделенные помещения.

Поисковые мероприятия

Портативные подслушивающие (закладные) устройства выявляют в ходе специальных обследований и проверок. Обследование объектов размещения ТСПИ и выделенных помещений выполняется без применения техники путем визуального осмотра. В ходе специальной проверки, выполняемой с применением пассивных (приемных) и активных поисковых средств, осуществляется:

  • контроль радиоспектра и побочных электромагнитных излучений ТСПИ;
  • выявление с помощью индикаторов электромагнитного поля, интерсепторов, частотомеров, сканеров или программно-аппаратных комплексов негласно установленных подслушивающих приборов;
  • специальная проверка выделенных помещений, ТСПИ и ВТСС с использованием нелинейных локаторов и мобильных рентгеновских установок.

Техническая защита

Подобные мероприятия проводятся с применением как пассивных, так и активных защитных приемов и средств. К пассивным техническим способам защиты относят:

  • установку систем ограничения и контроля доступа на объектах размещения ТСПИ и в выделенных помещениях;
  • экранирование ТСПИ и соединительных линий средств;
  • заземление ТСПИ и экранов соединительных линий приборов;
  • звукоизоляция выделенных помещений;
  • встраивание в ВТСС, обладающие «микрофонным» эффектом и имеющие выход за пределы контролируемой зоны, специальных фильтров;
  • ввод автономных и стабилизированных источников, а также устройств гарантированного питания в цепи электроснабжения ТСПИ;
  • монтаж в цепях электропитания ТСПИ, а также в электросетях выделенных помещений помехоподавляющих фильтров.

Активное воздействие на каналы утечки осуществляют путем реализации :

  • пространственного зашумления, создаваемого генераторами электромагнитного шума;
  • прицельных помех, генерируемых на рабочих частотах радиоканалов подслушивающих устройств специальными передатчиками;
  • акустических и вибрационных помех, генерируемых приборами виброакустической защиты;
  • подавления диктофонов устройствами направленного высокочастотного радиоизлучения;
  • зашумления электросетей, посторонних проводников и соединительных линий ВТСС, имеющих выход за пределы контролируемой зоны;
  • режимов теплового разрушения электронных устройств .

В результате использования средств для проведения мероприятий по обеспечению инженерно-технической защиты информации организация существенно уменьшит вероятность реализации угроз, что несомненно способствует сохранению материального и интеллектуального капитала предприятия.

Рецензенты:

Китова О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой информатики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Министерства образования и науки РФ, г. Москва;

Петров Л.Ф., д.т.н., профессор кафедры математических методов в экономике, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Министерства образования и науки РФ, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 18.03.2014.

Библиографическая ссылка

Титов В.А., Замараева О.А., Кузин Д.О. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-3. – С. 573-576;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33920 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

5.1. Разработка мер, и обеспечение защиты конфиденциальной информации осуществляются подразделением по защите конфиденциальной информации (службой безопасности) или отдельными специалистами, назначаемыми руководителем органа исполнительной власти для проведения таких работ. Разработка мер защиты информации может осуществляться также сторонними предприятиями, имеющими соответствующие лицензии ФСТЭК России и ФСБ России на право осуществления соответствующих работ.

5.2. Для защиты конфиденциальной информации, используются сертифицированные по требованиям безопасности технические средства защиты.

5.3. Объекты информатизации должны быть аттестованы по требованиям безопасности информации в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России.

5.4. Ответственность за обеспечение требований по технической защите конфиденциальной информации возлагается на руководителя органа исполнительной власти, эксплуатирующего объекты информатизации.

5.5. Техническая защита информации в защищаемых помещениях.

К основным мероприятиям по технической защите конфиденциальной информации в ЗП относятся:

5.5.1. Определение перечня ЗП по результатам анализа циркулирующей в них конфиденциальной информации и условий ее обмена (обработки), в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России.

5.5.2. Назначение сотрудников, ответственных за выполнение требований по технической защите конфиденциальной информации в ЗП, далее сотрудники, ответственные за безопасность информации.

5.5.3. Разработка частных инструкций по обеспечению безопасности информации в ЗП.

5.5.4. Обеспечение эффективного контроля за доступом в ЗП, а также в смежные помещения.

5.5.5. Инструктирование сотрудников, работающих в ЗП о правилах эксплуатации ПЭВМ, других технических средств обработки информации, средств связи с соблюдением требований по технической защите конфиденциальной информации.

5.5.6. Проведение в ЗП обязательных визуальных (непосредственно перед совещаниями) и инструментальных (перед ответственными совещаниями и периодически раз в квартал) проверок на наличие внедренных закладных устройств, в том числе осуществление контроля всех посторонних предметов, подарков, сувениров и прочих предметов, оставляемых в ЗП.

5.5.7. Исключение неконтролируемого доступа к линиям связи, управления и сигнализации в ЗП, а также в смежных помещениях и в коридоре.

5.5.8. Оснащение телефонных аппаратов городской АТС, расположенных в ЗП, устройствами высокочастотной развязки подавления слабых сигналов, а также поддержание их в работоспособном состоянии. Для спаренных телефонов достаточно одного устройства на линию, выходящую за пределы ЗП.

5.5.9. Осуществление сотрудниками, ответственными за безопасность информации, контроля за проведением всех монтажных и ремонтных работ в выделенных и смежных с ними помещениях, а также в коридорах.

5.5.10. Обеспечение требуемого уровня звукоизоляции входных дверей ЗП.

5.5.11. Обеспечение требуемого уровня звукоизоляции окон ЗП.

5.5.12. Демонтирование или заземление (с обеих сторон) лишних (незадействованных) в ЗП проводников и кабелей.

5.5.13. Отключение при проведении совещаний в ЗП всех неиспользуемых электро- и радиоприборов от сетей питания и трансляции.

5.5.14. Выполнение перед проведением совещаний следующих условий:

окна должны быть плотно закрыты и зашторены;

двери плотно прикрыты;

5.6. Защита информации, циркулирующей в ОТСС и наводящейся в ВТСС.

5.6.1. При эксплуатации ОТСС и ВТСС необходимо неукоснительное выполнение требований, определенных в предписании на эксплуатацию.

5.6.2. При невозможности обеспечения контролируемой зоны заданных размеров рекомендуется проведение следующих мероприятий:

Применение систем электромагнитного пространственного зашумления (СПЗ) в районе размещения защищаемого ОТСС.

Применение средств линейного электромагнитного зашумления (СЛЗ) линий электропитания, радиотрансляции, заземления, связи.

5.6.3. Техническая защита информации в средствах вычислительной техники (СВТ) и автоматизированных системах (АС) от несанкционированного доступа в соответствии с требованиями руководящих документов Гостехкомиссии России должна обеспечиваться путем:

проведения классификации СВТ и АС;

выполнения необходимых организационных мер защиты;

установки сертифицированных программных и аппаратно-технических средств защиты информации от НСД.

защита каналов связи, предназначенных для передачи конфиденциальной информации.

защиты информации от воздействия программ-закладок и компьютерных вирусов.

5.7. Организация и проведение работ по антивирусной защите информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, при ее обработке техническими средствами определяются настоящим документом, действующими государственными стандартами и другими нормативными и методическими документами Гостехкомиссии России.

Организации антивирусной защиты информации на объектах информатизации достигается путём:

установки и применения средств антивирусной защиты информации;

обновления баз данных средств антивирусной защиты информации;

действий должностных лиц при обнаружении заражения информационно-вычислительных ресурсов программными вирусами.

5.7.1. Организация работ по антивирусной защите информации возлагается на руководителей структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих контроль за антивирусной защитой, а методическое руководство и контроль над эффективностью предусмотренных мер защиты информации на руководителя подразделения по защите конфиденциальной информации (ответственного) ОИВ.

5.7.2. Защита информации от воздействия программных вирусов на объектах информатизации должна осуществляться посредством применения средств антивирусной защиты. Порядок применения средств антивирусной защиты устанавливается с учетом следующих требований:

обязательный входной контроль на отсутствие программных вирусов всех поступающих на объект информатизации носителей информации, информационных массивов, программных средств общего и специального назначения;

периодическая проверка пользователями жестких магнитных дисков (не реже одного раза в неделю) и обязательная проверка используемых в работе носителей информации перед началом работы с ними на отсутствие программных вирусов;

внеплановая проверка носителей информации на отсутствие программных вирусов в случае подозрения на наличие программного вируса;

восстановление работоспособности программных средств и информационных массивов в случае их повреждения программными вирусами.

5.7.3. К использованию допускается только лицензированные, сертифицированные по требованиям ФСТЭК России антивирусные средства.

5.7.4. Порядок применения средств антивирусной защиты во всех случаях устанавливается с учетом следующих требований:

Входной антивирусный контроль всей поступающей на внешних носителях информации и программных средств любого назначения.

Входной антивирусный контроль всей информации поступающей с электронной почтой;

Входной антивирусный контроль всей поступающей информации из сети Internet;

Выходной антивирусный контроль всей исходящей информации на любых внешних носителях и/или передаваемой по локальной сети на другие рабочие станции/сервера, а так же передача информации посредством электронной почты;

Периодическая антивирусная проверка на отсутствие компьютерных вирусов на жестких дисках рабочих станций и серверов;

Обязательная антивирусная проверка используемых в работе внешних носителей информации;

Постоянный антивирусный контроль на рабочих станциях и серверах с использованием резидентных антивирусных мониторов в автоматическом режиме;

Обеспечение получения обновлений антивирусных программ в автоматическом режиме, включая обновления вирусных баз и непосредственно новых версий программ;

Внеплановая антивирусная проверка внешних носителей и жестких дисков рабочих станций и серверов на отсутствие компьютерных вирусов в случае подозрения на наличие компьютерного вируса;

Восстановление работоспособности программных и аппаратных средств, а так же непосредственно информации в случае их повреждения компьютерными вирусами.

5.7.5.Порядок установки и использования средств антивирусной защиты определяется инструкцией по установке и руководством по эксплуатации конкретного антивирусного программного продукта.

5.7.6. При обнаружении на носителе информации или в полученных файлах программных вирусов пользователи докладывают об этом в подразделение по защите конфиденциальной информации или ответственному сотруднику, и принимают меры по восстановлению работоспособности программных средств и данных.

О факте обнаружения программных вирусов сообщается в орган, от которых поступили зараженные файлы, для принятия мер по локализации и устранению программных вирусов.

Перед отправкой массивов информации и программных средств, осуществляется ее проверка на наличие программных вирусов.

При обнаружении программных вирусов пользователь обязан немедленно прекратить все работы на АРМ, поставить в известность подразделение информационно-технической службы органа власти по защите конфиденциальной информации и принять меры к их локализации и удалению с помощью имеющихся антивирусных средств защиты.

При функционировании АРМ в качестве рабочей станции вычислительной сети производится ее отключение от локальной сети, локализация и удаление программных вирусов в вычислительной сети.

Ликвидация последствий воздействия программных вирусов осуществляется подготовленными представителями подразделения информационно-технической службы органа власти по защите конфиденциальной информации.

5.7.7. Организация антивирусной защиты конфиденциальной информации должна быть направлена на предотвращение заражения рабочих станций, входящих в состав локальных компьютерных сетей, и серверов различного уровня и назначения вирусами.

5.7.8. Необходимо постоянно осуществлять обновление вирусных баз. Частоту обновления установить в зависимости от используемых антивирусных средств и частоты выпуска обновления указанных баз.

5.7.9. Порядок установки и использования средств антивирусной защиты определяется инструкцией по установке, руководством по эксплуатации конкретного антивирусного программного продукта и инструкцией по антивирусной защите.

5.8. Организационное и техническое обеспечение процессов генерации, использования, смены и прекращения действия паролей в информационных системах возлагается на системного администратора органа исполнительной власти.

5.8.1. Личные пароли должны генерироваться и распределяться централизованно с учетом следующих требований:

– длина пароля должна быть не менее 8 символов;

– пароль не должен включать в себя легко вычисляемые сочетания символов (имена, фамилии, наименования АРМ и т.д.), а также общепринятые сокращения;

– при смене пароля новое значение должно отличаться от предыдущего не менее чем в 6 позициях;

– личный пароль пользователь не имеет права сообщать никому.

Владельцы паролей должны быть ознакомлены под роспись с перечисленными выше требованиями и предупреждены об ответственности за использование паролей, не соответствующих данным требованиям, а также за разглашение парольной информации.

5.8.2 Формирование личных паролей пользователей осуществляется централизованно. Для генерации «стойких» значений паролей могут применяться специальные программные средства. Система централизованной генерации и распределения паролей должна исключать возможность ознакомления (самих уполномоченных сотрудников, а также руководителей подразделений) с паролями других сотрудников подразделений.

5.8.3. Полная плановая смена паролей пользователей должна проводиться регулярно.

5.8.4. Внеплановая смена личного пароля или удаление учетной записи пользователя информационной системы в случае прекращения его полномочий (увольнение, переход на другую работу и т.п.) должна производиться по представлению администратора безопасности уполномоченными сотрудниками немедленно после окончания последнего сеанса работы данного пользователя с системой.

5.8.5. В случае компрометации личного пароля пользователя информационной системы должны быть немедленно предприняты меры в соответствии с п.5.8.4 настоящей Инструкции.

5.8.6 Хранение сотрудником (исполнителем) значений своих паролей на материальном носителе допускается только в личном, опечатанном владельцем пароля сейфе, либо в сейфе у руководителя подразделения в опечатанном конверте или пенале (возможно вместе с персональным носителем информации и идентификатором Touch Memory).

5.8.7. Повседневный контроль за действиями исполнителей и обслуживающего персонала системы при работе с паролями, соблюдением порядка их смены и использования в подразделениях возлагается на администратора безопасности подразделения, периодический контроль – на специалиста по защите информации или ответственного сотрудника.

Перейдём к непосредственной теме статьи – защита объекта.

Допустим, к вам обратился клиент со следующей проблемой: есть подозрение, что конфиденциальная информация становится доступной для конкурентов.

Клиент – владелец небольшого предприятия, имеющего офис, состоящий из нескольких комнат. На предприятии есть бухгалтерия, производственные площади, кабинет директора, приёмная, комната отдыха. В составе предприятия есть собственная служба безопасности. Площади офиса расположены внутри многоэтажного здания, соседние помещения также заняты под офисы.

С чего начать защитные мероприятия? На первый взгляд необходимо защитить помещения предприятия с закрытием всех типовых каналов утечки информации. Но это очень большие деньги.

На первом этапе необходимо поинтересоваться, кого из конкурентов подозревает клиент в хищении информации. Если есть однозначные подозрения, желательно узнать, насколько дорога уходящая информация, каковы финансовые и технические возможности злоумышленников, т.е. какую сумму они могут себе позволить на съём информации.

Необходимо выяснить, какая группа персонала имеет доступ к уходящей информации. Имея эти сведения, двигаемся дальше.

Мероприятия по защите информации можно разделить на две основные группы: организационные мероприятия и технические мероприятия.

Не будем останавливаться подробно на организационных мероприятиях, для этого есть служба безопасности предприятия. Но несколько советов дать можно.

Необходимо разграничить доступ в помещения и к информации среди персонала предприятия, согласно их деятельности и иерархии. Этим мы существенно сужаем круг лиц, которым доступна конфиденциальная информация.

Необходимо контролировать установленный распорядок дня предприятия.

Необходима разъяснительная работа с персоналом о нежелательном обсуждении некоторых аспектов их работы за стенами предприятия.

Если информация доступна широкому кругу лиц, например, в бухгалтерии пять сотрудников, то защитные технические мероприятия помогут мало. В таком случае, например вместо установки систем защиты телефонных переговоров в бухгалтерии лучше установить систему документирования телефонных переговоров, например «Спрут». В таком случае служба безопасности сможет легко установить лицо, ответственное за разглашение конфиденциальной информации. Постоянное использование других систем защиты в таком помещении также невозможно, так как оно или создаёт некомфортную обстановку для работы, или изначально медицинский сертификат на прибор защиты ограничивает продолжительность его работы, и наконец, работа приборов может отрицательно влиять на работу офисной оргтехники.


Таким образом, мероприятия по защите информации на основных площадях предприятия лучше обеспечить с помощью организационных мероприятий и разрешённых к использованию технических средств контроля – регистраторы и тарификаторы телефонных переговоров, системы видео-аудионаблюдения, системы контроля доступа и т. д.

Что же защищать на предприятии с помощью техники? Лучше всего выделить специальную комнату для ведения переговоров (как правило - комната отдыха), обеспечить ограниченный доступ в неё, если есть необходимость в ведении конфиденциальных переговоров по телефону, выделить отдельную телефонную городскую линию (не коммутируя её с офисной мини-АТС) и завести в защищённое помещение. Если есть необходимость в использовании персонального компьютера, лучше его вывести из локальной сети предприятия. Если необходимо вести конфиденциальные переговоры в кабинете директора, то он тоже подлежит технической защите.

Теперь, когда определились с конкретным помещением, перейдём к техническим мероприятиям по защите.

Прежде всего, определим ТТХ помещения. Помещение имеет одно окно, одну батарею центрального отопления, две электрические розетки и освещение, присоединённые на две различные электрические фазы, в помещение заведена одна городская телефонная линия, в помещении постоянно находится персональный компьютер, не входящий в локальную сеть предприятия.

Стены помещения железобетонные. Габариты помещения: 4м х 5м х 2.7м.

План помещения представлен на рисунке 1.




Рекомендуем почитать

Наверх