Охарактеризуйте целый тип данных языка паскаль. Целые числа в паскале

Новости 05.09.2019
Новости

Наиболее важными элементами программы являются переменные. Именно они влияют на ход событий в программе во время ее выполнения. Например, если бы мы не указали значение переменной Name в , кому было бы адресовано приветствие, выведенное программой?

Переменные могут содержать совершенно различные данные. Например, в одной переменной может храниться чье-то имя, в другой – год рождения, в – третьей – рост и т.д. Такие разные данные и представляются компьютером по-разному. Имя – это строка символов, год рождения – целое число, рост – вещественное число (например, рост равен 1.72 м).

Способ представления данных компьютером определяется их типом . Кроме того, тип данных определяет, какие действия разрешается выполнять над этими данными.

Ниже перечислены основные стандартные типы данных языка Турбо-Паскаль:

  1. INTEGER – целочисленные данные в диапазоне от –32768 до 32767, в памяти занимают два байта;
  2. REAL – вещественные числа в диапазоне от 2.9´10 -39 (2.9E-39) до 1.7´10 38 (1.7E38), занимают шесть байт;
  3. CHAR – отдельный символ, один байт;
  4. STRING – строка символов, количество символов в строке (длина строки) ограничивается числом N в квадратных скобках, занимает N+1 байт (если число N не указано, то максимальная длина строки равна 255 символов);
  5. BOOLEAN – логический тип, имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина), один байт.

Заметим, что типы INTEGER, CHAR, и BOOLEAN относятся к порядковым типам (ordinal types).

Как Вы, наверное, помните, при описании переменной после ее имени ставится двоеточие, а затем указывается тип. Если несколько переменных имеют одинаковый тип, их имена можно перечислить через запятую.

Пример описания переменных различных типов:

Delphi/Pascal

var a, b, c: integer; sum: real; Alpha, Beta: char; S: string; S_1: string; t: boolean;

a , b , c : integer ;

sum : real ;

Alpha , Beta : char ;

S : string [ 25 ] ;

S_1 : string ;

t : boolean ;

Заметьте, что переменная S_1 является строкой символов, но при ее описании не указывается длина. В таком случае компилятор сам устанавливает максимально возможную длину – 255 символов.

Для хранения целых и вещественных чисел существуют и другие предопределенные типы данных. Их характеристики приведены в таблицах ниже. Сравните эти типы с типами INTEGER и REAL, также приведенными в таблицах.

Диапазон

Размер в байтах

SHORTINT
INTEGER
LONGINT

2147483648 .. 2147483647

BYTE
WORD

Вещественные типы данных

Диапазон

Число значащих цифр

Размер в байтах

REAL

2.9´10 -39 .. 1.7´10 3 8

SINGLE

1.5´10 – 45 .. 3.4´10 3 8

DOUBLE

5.0´10 -3 24 .. 1.7´10 3 08

EXTENDED

3.4´10 -4932 .. 1.1´10 49 32

COMP

2 63 +1 .. 2 63 -1

Какой тип данных использовать

Столько разных типов, скажете Вы, и какой же из них использовать?
Это зависит от поставленной перед Вами задачи. Например, Вам нужна переменная, в которой Вы будете хранить рост некоторого человека (вещественное значение): в этом случае достаточно использовать тип SINGLE. Если какая-то переменная используется у Вас для подсчета количества определенных объектов (целое положительное значение), то прикиньте, может ли быть это число больше 255, если нет – используйте BYTE, если же может – Вам не обойтись без WORD, а в некоторых случаях может понадобиться и LONGINT.

Чтобы узнать о различных типах побольше, нажмите Shift+F1 в среде Турбо-Паскаль (появится окно индекса помощи), а затем выбирайте интересующий Вас объект (например, наберите ‘type’ или ‘real’).

На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
byte 0..255 1
shortint -128..127 1
integer -32768.. 32767 2
word 0..65535 2
longint -2147483648..2147483647 4

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

program a1; var x,y:integer; {целочисленный тип} myname:string; {строковый тип} begin x:=1; y:=x+16; myname:="Петр"; writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", y) end.

Результат:
имя: Петр, возраст: 17

Комментарии в Паскале

Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале . В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода.

Задача 3. Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
real 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 6
single 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 4
double 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 8
extended 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 10

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

  • Порядковые
  • Целые
  • Логические
  • Символьные
  • Перечисляемые
  • Интервальные
  • Вещественные

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

  • в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
  • p:=1234.6789; Writeln(p:6:2); {1234.68}

    Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели , которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

    Константы в Паскале

    Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

    Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом:

    Пример описания константы в Паскале:

    1 2 3 4 5 6 const x= 17 ; var myname: string ; begin myname: = "Петр" ; writeln ("имя: " , myname, ", возраст: " , х) end .

    const x=17; var myname:string; begin myname:="Петр"; writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", х) end.

    «Красивый» вывод целых и вещественных чисел

    Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:


    Арифметические операции в Паскале

    Порядок выполнения операций

    1. вычисление выражений в скобках;
    2. умножение, деление, div, mod слева направо;
    3. сложение и вычитание слева направо.

    Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

    Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

    • Операция inc в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
    • Пример операции inc:

      x:=1; inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2} writeln (х)

      Более сложное использование процедуры inc:
      Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

    • Аналогично работает процедура Dec в Паскале: Dec(x) — уменьшает x на 1 (декремент) или Dec(x,n) — уменьшает x на n.
    • Оператор abs представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
    • a: =- 9 ; b: = abs (a) ; { b = 9}

      a:=-9; b:=abs(a); { b = 9}

    • Оператор div в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
    • Остаток от деления или оператор mod в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
    • Заслуживающей внимания является стандартная функция odd Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает true (истина) для нечетных чисел, false (ложь) для четных чисел.
    • Пример использования функции odd:

      var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); {ответ 9} end.

    • Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию exp .
    • Формула такая: exp(ln(a)*n) , где а — число, n — степень (а>0).

      Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

      var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); {ответ 3} end.

    Задача 4. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем
    (S=ширина * толщина, V=площадь*высота)

    Задача 5. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

    Задача 6. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

    Любые данные – константы, переменные, значения функций характеризуются в Паскале типом данных.

    Определим понятие типа данных . Как уже известно, все объекты программы (переменные, константы и т.д.) должны быть описаны.

    Описания информируют транслятор, во-первых, о существовании используемых переменных и других объектов, во-вторых, указывают на свойства этих объектов. Например, описание переменной, значение которой является числом, указывает на свойства чисел. Формально числа могут быть целыми и вещественными (дробными). В Паскале, как и в других языках программирования, числа разделены на два типа: целые (зарезервированное слово integer) и вещественные (зарезервированное слово real).

    Выделение целых чисел в отдельный тип объясняется тем, что в вычислительной машине целые и вещественные числа представляются по-разному: целое число может быть представлено абсолютно точно, а вещественное – неизбежно с некоторой конечной погрешностью, которая определяется свойствами транслятора.

    Например, пусть переменная x имеет тип real и ее значение равно единице: x=1 . Соответствующее значение в памяти компьютера может быть и 0.999999999 , и 1.000000001 , и 1.000000000 . Но если переменная x будет объявлена как переменная целого типа, то единица в компьютере будет представлена абсолютно точно и переменная x не сможет принимать вещественные (дробные) значения – ведь она была описана как переменная целого типа.

    Таким образом, тип данных определяет:

    • внутреннее представление данных в памяти компьютера;
    • множество значений, которые могут принимать величины этого типа;
    • операции, которые могут выполняться над величинами этого типа.

    Введение типов данных является одной из базовых концепций языка Паскаль, заключающейся в том, что при выполнении операции присваивания переменной значения выражения, переменная и выражение должны быть одного типа. Такая проверка выполняется компилятором, что значительно упрощает поиск ошибок и приводит к повышению надежности программы.

    Множество типов данных языка Турбо Паскаль можно разделить на две группы:

    • стандартные (предопределенные) типы ;
    • типы, определяемые пользователем (пользовательские типы) .

    К стандартным типам Турбо Паскаль относят:

    • целый тип – integer ;
    • вещественный тип – real ;
    • символьный тип – char ;
    • логический тип – boolean ;
    • строковый тип – string ;
    • указательный тип – pointer ;
    • текстовый тип – text .

    Пользовательские типы данных представляют собой различные комбинации стандартных типов.

    К пользовательским типам относят:

    • перечисляемый тип;
    • интервальный тип;
    • указательный тип;
    • структурированные типы;
    • процедурный тип.

    Замечание . Возможна и другая классификация типов данных, согласно которой типы делятся на простые и сложные.

    К простым типам относят: целый тип, вещественный тип, символьный тип, логический тип, перечислимый тип и интервальный тип.

    Сложный тип представляет собой различные комбинации простых типов (массивы, записи, множества, файлы и т.д.)

    Стандартные типы

    Стандартный тип данных определен самим языком Паскаль. При использовании в программе стандартных типов достаточно указать подразделы необходимых типов (const , var) и далее описать используемые в программе константы и переменные. Необходимость использования подраздела Type отсутствует.

    Например, если в программе используются только переменные:

    i,j – integer (целые);

    x,y - real (вещественные);

    t,s - char (символьные);

    a,b – boolean (логические),

    то необходим только подраздел переменных – Var . Поэтому в описательной части программы объявления переменных записываются следующим образом:

    Целые типы

    Данные этого типа могут принимать только значения целых чисел. В компьютере значения целого типа представляются абсолютно точно. Если переменная отрицательная, то перед ней должен стоять знак «–», если переменная положительная, то знак «+» можно опустить. Данный тип необходим в том случае, когда какую-то величину нельзя представить приближенно – вещественным числом. Например, число людей, животных и т.д.

    Примеры записи значений целых чисел: 17, 0, 44789, -4, -127.

    Диапазон изменения данных целого типа, определяется пятью стандартными типами целых чисел и представлен в таблице:

    Тип Диапазон Размер в байтах
    Shortint -128...+128 1
    Integer -32768...32767 2
    Longint -2147483648...2147483647 4
    Byte 0...255 1
    Word 0...65535 2

    Последние два типа служат для представления только положительных чисел, а первые три как положительных, так и отрицательных чисел.

    В тексте программы или при вводе данных целого типа значения записываются без десятичной точки . Фактические значения переменной не должны превышать допустимых значений того типа (Shortint , Integer , Longint , Byte , Word), который был использован при описании переменной. Возможные превышения при вычислениях ни как не контролируются, что приведет к неверной работе программы.

    Пример использования переменной целого типа

    Var a:integer; b:word; c:byte; Begin a:=300; {a присвоено значение 300} b:=300; {b присвоено значение300} c:=200; {c присвоено значение200} a:=b+c; {a присвоено значение500} c:=b; {Ошибка! Переменная c может принимать значения не более 255. Здесь переменной c присваивается значение 500,что вызовет переполнение результата.} End.

    Вещественные типы

    Значения вещественных типов в компьютере представляются приближенно. Диапазон изменения данных вещественного типа определяется пятью стандартными типами: вещественный (Real), с одинарной точностью (Single), двойной точностью (Double), с повышенной точностью (Extended), сложный (Comp) и представлен в таблице:

    Тип Диапазон Число значащих цифр Размер в байтах
    Real 2.9E-39...1.7E+38 11-12 6
    Single 1.5E-45...3.4E+38 >7-8 4
    Double 5E-324...1.7E+308 15-16 8
    Extended 3.4E-4951...1.1E+4932 19-20 10
    Comp -2E+63+1...+2E+63-1 19-20 8

    Вещественные числа могут быть представлены в двух форматах: с фиксированной и плавающей точкой.

    Формат записи числа с фиксированной точкой совпадает с обычной математической записью десятичного числа с дробной частью. Дробная часть отделяется от целой части с помощью точки, например

    34.5, -4.0, 77.001, 100.56

    Формат записи с плавающей точкой применяется при записи очень больших или очень малых чисел. В этом формате число, стоящее перед символом «E», умножается на число 10 в степени, указанной после символа «E».

    1E-4 1*10-4
    3.4574E+3 3.4574*10+3
    4.51E+1 4.51*10+1

    Примеры чисел с плавающей точкой:

    Число Запись на Паскале
    0,0001 1E-4
    3457,4 34574E-1
    45,1 451E-1
    40000 4E+4
    124 0.124E+3
    124 1.24E+2
    124 12.4E+1
    124 1240E-1
    124 12400E-2

    В таблице с 5 по 9 строку показана запись одного и того же числа 124. Изменяя положение десятичной точки в мантиссе (точка «плывет», отсюда следует название «запись числа с плавающей точкой») и одновременно изменяя величину порядка, можно выбрать наиболее подходящую запись числа.

    Пример описания переменных вещественного типа.

    Символьный тип

    Значениями символьного типа являются символы, которые можно набрать на клавиатуре компьютера. Это позволяет представить в программе текст и производить над ним различные операции: вставлять, удалять отдельные буквы и слова, форматировать и т.д.

    Символьный тип обозначается зарезервированным словом Char и предназначен для хранения одного символа. Данные символьного типа в памяти занимают один байт.

    Формат объявления символьной переменной:

    <имя переменной>: Char;

    При определении значения символьной переменной символ записывается в апострофах. Кроме того, задать требуемый символ можно указанием непосредственно его числового значения ASCII-кода. В этом случае необходимо перед числом, обозначающим код ASCII необходимого символа, поставить знак #.

    Пример использования переменных символьного типа:

    Var c:char; {c – переменная символьного типа} Begin c:=’A’; {переменной c присваивается символ ’A’} c:=#65; {переменной c также присваивается символ A. Его ASCII код равен 65} c:=’5’; {переменной c присваивается символ 5, End. здесь 5 это уже не число}

    Логический тип

    Логический тип данных называют булевским по имени английского математика Джорджа Буля, создателя области математики – математической логики.

    Формат объявления переменной логического типа:

    <имя переменной>: boolean;

    Данные этого типа могут принимать только два значения:

    • True – истина;
    • False – ложь.

    Логические данные широко используются при проверке правильности некоторых условий и при сравнении величин. Результат может оказаться истинным или ложным.

    Для сравнения данных предусмотрены следующие операции отношений:

    Пример использования операций отношения:

    отношение 5>3 , результат true (истина);

    отношение 5=3 , результат false (ложь).

    Пример использования переменных логического типа.

    Var a,b:boolean; {a,b – переменные логического типа} Begin a:=Тrue; {переменной a присваивается значение «истина»} b:=false; {переменной b присваивается значение «ложь»} End.

    Константы

    В качестве констант могут использоваться целые, вещественные числа, символы, строки символов, логические константы.

    Константу необходимо объявить в описательной части с помощью зарезервированного слова const.

    Формат объявления константы

    Const <имя константы>= <значение>;

    Если в программе используются несколько констант, допускается использование только одного ключевого слова Const , описание каждой константы заканчивается точкой с запятой. Блок констант заканчивается объявлением другого раздела или объявлением блока исполняемых операторов.

    Const {объявление раздела констант} year=2003; {константа целого типа, т.к. нет в записи десятичной точки} time=14.05; {константа вещественного типа} N=24; {константа целого типа, т.к. нет в записи десятичной точки} P=3.14; {константа вещественного типа} A=true; {константа логического типа} str1=’7’; {константа символьного типа} str2=’A’; {константа символьного типа} str3=’Turbo’; {константа строкового типа} Var {объявление раздела переменных} X,y:integer; {переменные целого типа}

    Пользовательские типы

    Из совокупности пользовательских типов рассмотрим только

    • перечисляемый тип;
    • интервальный тип.

    Эти два типа нам будут необходимы при изучении массивов.

    Перечисляемый тип

    Перечисляемый тип данных описывает новые типы данных, значения которых определяет сам программист. Перечисляемый тип задается перечислением тех значений, которые он может получать. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками. Перечисляемый тип относится к типам данных, определяемым пользователем, поэтому объявление этого типа начинается зарезервированным словом TYPE .

    Формат перечисляемого типа:

    <имя типа>= (константа1, константа2,..., константаN);

    где
    константа1 , константа2 ,..., константаN – упорядоченный набор значений идентификаторов, рассматриваемых как константы.

    Пример описания перечисляемого типа:

    Type ball=(one, two, three, four, five); var t:ball;

    Здесь ball – имя перечисляемого типа; one , two , three , four , five – константы; t – переменная, которая может принимать любое значение констант.

    В перечисляемом типе константа является идентификатором, поэтому она не заключается в кавычки и не может быть числом. Таким образом, в перечисляемом типе под константой понимается особый вид констант, которые не могут быть:

    • константами числового типа: 1, 2, 3, 4 и т. д;
    • константами символьного типа: "a", "s", "1", "3" и т. д.;
    • константами строкового типа: "first", "second" и т.д.

    Кроме того, к значениям этого типа не применимы арифметические операции и стандартные процедуры ввода и вывода Read , Write .

    Пример использования переменных перечисляемого типа:

    Type days = (Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday); Var day: days; begin if day = Sunday then writeln(‘Сегодня Воскресенье!’); End.

    Элементы, входящие в определение перечисляемого типа, считаются упорядоченными в той последовательности, в которой они перечисляются. Нумерация начинается с нуля. Поэтому в приведенном примере дни недели имеют следующие порядковые номера

    Для программного определения порядкового номера используется функция Ord() .

    В нашем примере порядковые номера равны:

    Ord(Monday) = 0;

    Ord(Saturday) = 5;

    Ord(Sunday) = 6.

    Интервальный тип

    Если какая-то переменная принимает не все значения своего типа, а только значения, содержащиеся в некотором диапазоне, то такой тип данных называется интервальным типом. Часто интервальный тип называют ограниченным типом и типом-диапазоном. Интервальный тип задается границами своих значений:

    <минимальное значение>..<максимальное значение>

    • два символа «..» рассматриваются как один символ, поэтому между ними недопустимы пробелы;
    • левая граница диапазона не должна превышать его правую границу.

    Интервальный тип относится к типам данных, определяемых пользователем, поэтому объявление этого типа начинается со служебного слова TYPE .

    Пример описания интервального типа:

    Type digit = 1..10; month = 1..31; lat = ’A’..’Z’;

    Понятие данных является одним из ключевых в программировании, да и вообще в компьютерных науках. Грубо говоря, данные в информатике это информация, находящиеся в состоянии хранении, обработки или передачи, в какой-то отрезок времени. В машинах Тьюринга информация имеет тип, а он в свою очередь, зависит от рода информации.

    Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.

    По способу представления и обработки типы данных бывают:

    • простые
    • структурированные
    • указатели
    • объекты
    • процедуры

    В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.

    Целочисленный тип

    Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.

    Тип Диапазон Размер в байтах
    shortint -128…127 1
    integer -32 768…32 767 2
    longint -2 147 483 648…2 147 483 647 4
    byte 0…255 1
    word 0…65 535 2

    Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:

    Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления (/), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.

    Вещественный тип

    В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:

    Тип Диапазон Память, байт Количество цифр
    Real 2.9e-39 … 1.7e38 6 11-12
    Single 1.5e-45 … 3.4e38 4 7-8
    Double 5.0e-324 …1.7e308 8 15-16
    Extended 3.4e-4932 … 1.1e493 10 19-20
    Comp -9.2e63 … (9.2e63)-1 8 19-20

    Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:

    sin(x) – синус;

    cos(x) – косинус;

    arctan(x) – арктангенс;

    ln(x) – натуральный логарифм;

    sqrt(x) – квадратный корень;

    exp(x) – экспонента;

    Логический тип

    Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь). Здесь истине соответствует значение 1, а ложь тождественная нулю. Объявить булеву переменную можно так:

    Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not , and, or, xor.

    Символьный тип

    Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

    1. как одиночный символ, заключенный в апострофы: ‘W’, ‘V’, ‘п’;
    2. указав код символа, значение которого должно находиться в диапазоне от 0 до 255.
    3. при помощи конструкции ^K, где K – код управляющего символа. Значение K должно быть на 64 больше кода соответствующего управляющего символа.

    К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

    Succ(x) - возвращает следующий символ;

    Pred(x) - возвращает предыдущий символ;

    Ord(x) - возвращает значение кода символа;

    Chr(x) - возвращает значение символа по его коду;

    UpCase(x) - переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр.

    Для плодотворной работы с символьным типом рекомендую пользоваться .

    Строковый тип

    Строка в Паскале представляет собой последовательность символов заключенных в апострофы, и обозначается словом String . Число символов (длина строки) должно не превышать 255. Если длину строки не указывать, то она автоматически определиться в 255 символов. Общий вид объявления строковой переменной выглядит так:

    Var <имя_переменной>: string[<длина строки>];

    Каждый символ в строке имеет свой индекс (номер). Индекс первого байта – 0, но в нем храниться не первый символ, а длина всей строки, из чего следует, что переменная этого типа будет занимать на 1 байт больше числа переменных в ней. Номер первого символа – 1, например, если мы имеем строку S=‘stroka’, то S=s;. В одном из следующих уроков строковый тип данных будет рассмотрен подробнее.

    Перечисляемый тип данных

    Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми.

    Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

    Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var:

    Var A: (Monday, Tuesday);

    К данному типу применимы операции отношения, при этом заранее определенно, что Monday

    Интервальный тип данных

    Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n , где m – минимальное (начальное) значение, а n – максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных.

    Общий вид:

    TYPE <имя_типа> = <мин. значение>..<макс. значение>;

    Знание и понимание типов данных является неотъемлемой частью в программировании.

    В этом уроке мы познакомимся с типами данных в языке программирования Turbo Pascal.

    В языке Паскаль любые объекты, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений того или иного объекта, а также множество операций, которые к нему применимы. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ЭВМ. В отношении типов объектов Паскаль является статическим языком. Это означает, что тип объекта, например, переменной, определяется при ее описании и не может быть изменен в дальнейшем.

    Структура типов данных в языке Паскаль:

    Простые типы языка
    К простым типам относятся порядковые, вещественный, строковый и адресный (указатели) типы. Все они определяют тип только одного отдельного значения.

    Порядковые типы характеризуются тем, что каждый из них имеет конечное число возможных значений, среди которых установлен линейный порядок. С каждым из значений можно сопоставить некоторое целое число - его порядковый номер.

    Целочисленные типы - обозначают множества целых чисел в различных диапазонах. Имеется пять целочисленных типов, различающихся диапазоном допустимых значений и размером занимаемой оперативной памяти. Целочисленные типы обозначаются идентификаторами: Byte, ShortInt, Word, Integer, LongInt; их характеристики приведены в следующей таблице.

    Значения целых типов записываются в программе привычным способом:
    123 4 -3 +345 -699
    Наличие десятичной точки в записи целого числа недопустимо. Будет ошибкой записать целое число следующим образом:
    123.0
    Кроме привычной десятичной формы записи допускается запись целых чисел в шестнадцатеричном формате, используя префикс $, например:
    $01AF $FF $1A $F0A1B
    Регистр букв A,B, ..., F значения не имеет.

    Допустимые операции:

    • - присваивание;
    • - все арифметические: +, - ,*, /, div, mod (при обычном делении [/] результат вещественный!);
    • - сравнение <, >, >=, <=, <>, =.
    Логический тип (Boolean) - состоит всего из двух значений: False (ложно) и True (истинно). Слова False и True определены в языке и являются, по сути, логическими константами. Регистр букв в их написании несущественен: FALSE = false. Значения этого типа являются результатом вычислений условных и логических выражений и участвуют во всевозможных условных операторах языка.
    Допустимые операции:
    • - присваивание;
    • - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =;
    • - логические операции: NOT, OR, AND, XOR
    Символьный тип (Char) - это тип данных, состоящих из одного символа (знака, буквы, кода). Значением типа Char может быть любой символ из набора ASCII. Если символ имеет графическое представление, то в программе он записывается заключенным в одиночные кавычки (апострофы), например:
    "ж" "s" "." "*" " "-(пробел)
    Для представления самого апострофа его изображение удваивается: """".
    Если же символ не имеет графического представления, например, символ табуляции или символ возрата каретки, то можно воспользоваться эквивалентной формой записи символьного значения, состоящего из префикса # и ASCII-кода символа:
    #9 #32 #13
    Допустимые операции:
    • - присваивание;
    • - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =. Большим считается тот символ, который имеет больший ASCII-номер.
    Строковый тип (String, String[n]) - этот тип данных определяет последовательности символов - строки. Параметр n определяет максимальное количество символов в строке. Если он не задан, подразумевается n=255. Значение типа «строка» в программе запиывается как последовательность символов, заключенных в одиночные кавычки (апострофы), например
    "Это текстовая строка" "This is a string"
    "1234" - это тоже строка, не число
    "" - пустая строка

    Допустимые операции:
    • - присваивание;
    • - сложение (конкатенация, слияние); например, S:= "Зима"+" "+"пришла!";
    • - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =. Строки считаются равными, если имеют одинаковую длину и посимвольно эквивалентны.
    Вещественные типы - обозначают множества вещественных чисел в различных диапазонах. Имеется пять вещественных типов, различающихся диапазоном допустимых значений и размером занимаемой оперативной памяти. Вещественные типы обозначаются идентификаторами: Real, Single, Double, Extended, Comp; их характеристики приведены в следующей таблице.

    Тип Comp хотя и относится к вещественным типам, на самом деле является целочисленным с очень огромным диапазоном значений.
    Значения вещественных типов могут записываться в программе несколькими способами:
    1.456 0.000134 -120.0 65432
    +345 0 -45 127E+12
    -1.5E-5 -1.6E+12 5E4 0.002E-6

    Будет ошибкой записать вещественное число следующим образом:
    .5 (правильно 0.5)
    12. (правильно 12.0 или 12)

    Вещественное число в форме с плавающей точкой (экспоненциальная форма) записывается как пара
    <мантисса> Е <порядок>
    Такое обозначение понимается как «мантисса, умноженная на десять в степени, равном порядку». Например,
    -1.6E+12 сответствует -1.6·1012

    Допустимые операции:
    - присваивание;
    - все арифметические: +, - ,*, /;
    - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =.

    При сравнении вещественных чисел следует помнить, что в следствие неточности их представления в памяти компьютера (в виду неизбежности округления) стоит избегать попыток определения строгого равенства двух вещественных значений. Есть шанс, что равенство окажется ложным, даже если на самом деле это не так.

    Диапазон или (ограниченный тип) не является предопределенным типом языка (таким как, например, Integer или Char) и поэтому ему не соответствует никакой идентификатор. Этот тип является вводимм пользователем. Используя его мы можем определить новый тип, который будет содержать значения только из ограниченного поддиапазона некоего базового типа. Базовым типом может быть только целочисленный тип, тип Char (символьный) и любой из введенных программистом перечислимых типов.

    Для введения нового типа - диапазона - нужно в блоке описания типов TYPE указать имя вводимого типа и границы диапазона через специальный символ диапазона ".." (две точки подряд):
    TYPE
    Century = 1..21; { поддиапазон цилочисленного типа }
    CapsLetters = "А".."Я"; { поддиапазон из типа Char }

    Структурированные типы языка

    К структурированным типам относятся: массив, запись, множество, файл и др. Все они определяют тип (или типы) некоторой структуры данных.

    Массив - упорядоченная структура однотипных данных, хранящая их последовательно. Массив обязательно имеет размеры, определяющие сколько элементов хранится в структуре. До любого элемента в массиве можно добраться по его индексу.

    Тип массив определяется конструкцией:
    Array [диапазон] of ТипЭлементов;

    Диапазон в квадратных скобках указывает значения индексов первого и последнего элемента в стурктуре. Примеры объявления типов и переменных:

    TYPE Vector = array of Real; VAR V1: Vector; V2: array of Byte;
    Здесь переменная V1 определяется с использованием описанного выше типа Vector; тип переменной V2 конструируется непостредственно на этапе ее описания.

    В качетве типа элементов массива можно также указаывать массив, образуя тем самым многомерные структуры. Например, описание двумерной структуры (матрицы) будет выгдядеть следующим образом:
    VAR M1: array of array of Byte; Это же самое можно записать гораздо компактнее: VAR M2: array of Byte;
    Зжесь массивы M1 и M2 имеют совершенно одинаковую структуру - квадратной матрицы размером 3x3.

    Доступ к элемента массива осуществляется путем указания его индекса, например:

    Writeln(V1); {вывод на экран первого элемента массива V1} readln(M2);{ввод третьего элемента второй строки матрицы М2}
    На этом урок по типам данных закончен, текст был почти полностью скопипастен (ссылочка будет ниже), т.к. я не вижу смысла этот материал рассказывать своими словами. Если хоть немного понятна разница между типами данных, то это уже хорошо.



    Рекомендуем почитать

    Наверх