Обычная тема зависимость силы тока от напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Закрепление умений и навыков

Для Symbian 14.02.2019
Для Symbian



Психологический настрой

Я нахожусь сейчас на уроке

физики. А обо всём

остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом.


Эпиграф урока

«Я мыслю,

следовательно,

я существую.»

Рене Декарт



Установите соответствие 1 уровень

1. Лампочка накаливания

3.Реостат(сопротивление)

4. Амперметр

5. Вольтметр


Выбери правильное обозначение 2 уровень

1. Обозначение и единица измерения силы тока.

2. Обозначение и единица измерения сопротивления

3. Обозначение и единица измерения напряжения

4. Формула вычисления силы тока

5. Формула вычисления напряжения


  • Какую работу совершит ток силой 3А за 10 минут при напряжении в цепи 15 В?

Проверяем 1 уровень


Проверяем 2 уровень


Проверяем 3 уровень

t=10 мин 600c

q=3*600=1800 Кл

A=15*1800= 27000Дж

Ответ: А=27кДж




Цель урока:

исследовать зависимость силы тока

От напряжения

От сопротивления


Устанавливается зависимость I от U R остается неизменной (R= 10 Ом)

Сделайте вывод

Зависимость прямо пропорциональная

При R= const, I ~ U


Установим зависимость I от R U остается неизменным U= 3В

Сделайте вывод

Зависимость обратно пропорциональная

При U=const,

0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0


При R= const, I ~ U

При U=const,


Закон Ома для участка цепи.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

U


А знаешь, как, работая с формулой закона Ома, легко написать формулу для любой входящей величины? С помощью треугольника





Вопрос №3

Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?


Вопрос №4

Как зависит сила тока от напряжения?


  • Как зависит сила тока от сопротивления?

Вопрос №6

  • Как формулируется

закон Ома?


  • Оценка за урок
  • 18 - 16 – «5»
  • 15 - 11 – «4»
  • 10 - 8 – «3»

Выучить закон Ома.

По техническому паспорту любого электрического прибора, который у вас имеется определить сопротивление.

Бобылева Татьяна Васильевна, МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Развернутый план – конспект

Тема: «Зависимость силы тока от напряжения»

Класс : 8

Тип урока : Формирование новых знаний и умений.

Цели урока :

Предметная – вспомнить основные характеристики и структурные элементы электрической цепи, научиться собирать цепь по схеме и с её помощью исследовать зависимость I от U .

Метапредметная – ставить цели работы, оценивать правильность выполнения экспериментальной задачи.

Личностная – работа в группе, формирование навыков коммуникативного общения, сравнение наблюдений с жизненным опытом.

Методы: Беседа, исследовательская деятельность, работа в группах, самостоятельная работа.

Раздаточный материал: сопроводительная практическая работа (содержащая алгоритм выполнения работы и этапы рефлексии), карточки тест для самостоятельной работы.

Материально-технические обеспечение: микро-лаборатория по электричеству – 5 шт., ПК, проектор, экран, доска.

Этап урока

Деятельность

Время

    Орг. Момент

Слайд 1

Поприветствую обучающихся, Представляюсь.

проверю готовность к уроку.

( Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Татьяна Васильевна! Я очень рада встрече с вами! Сегодня мы продолжим изучение главы Электрические явления

1-2 мин.

    Мобилизующий этап

Сопровождается презентацией

Слайды 2

На прошлых уроках вы начали изучать тему «Электрический ток». И уже познакомились с 2-мя физическими величинами, характеризующими его. У меня 3 простых вопроса:

1). Что такое электрический ток?

2) Что такое сила тока? (хар-ет поток частиц)

3) Что такое напряжение? (эл/поле, под действием которого этот поток движется)

Основные понятия электрический ток, сила тока, напряжение прикрепляем на карточках на доску.

А как вы думаете ребята, есть ли связь между I и U ? (конечно!)

Какая то одна из них может зависеть от другой?

(Правильно! I от U !)

Значит тема нашего урока: ….?

«Зависимость силы тока от напряжения». (запишите в тетрадь тему и дату)

Возникает проблемный вопрос: КАК зависит?

5 мин.

    Целеполагание

Слайды 3 - 8

Мы с вами определились с темой урока, теперь давайте каждый попробует поставить себе цель на этот урок.

Вы можете воспользоваться схемой: вспомнить – узнать – научиться.

Цель: вспомнить структурные элементы электрической цепи, правила сборки эл/цепи и работы с электроизмерительными приборами, исследовать как изменяется I , при изменении напряжения, научиться строить графики этой зависимости.

5 мин.

    Распределение в группы.

Объяснение как работать с листом «Экспериментальная задача».

Выполнение исследования!

Работу выполняем группами по 4 человека (2 парты)

На листе эксперимента подписываем сразу все 4-ро: фамилии и имя. Этот лист заполняем в ходе работы аккуратно 1 на всех.

При работе:

    Собираем цепь по схеме. Слайд 9. Примечание: Во время предыдущей лабораторной работы Вы заметили, что напряжение на проводнике меняется, если соединить подряд 2 или 3 проводника. Сегодня изменять напряжение мы будем с помощью переменной нагрузки (обратите внимание на незнакомый ВАМ прибор: его нагрузку можно менять движком, у него 3 клеммы – мы будем пользоваться 1-ой и 2-ой – они подписаны.)

    Снимаем измерения приборов и заносим в таблицу, изменяя состояние нагрузки. Слайд 10.

    Используя полученную таблицу, постройте график зависимости I от U . Слайд 11.

    Найдите представленные в таблице отношения.

    Найдите отношения задания 7.

    Проанализируйте все результаты. Посовещайтесь и сделайте общий вывод – 1 на группу.

1 человек из группы озвучивает вывод. Другие группы могут дополнить или согласиться или озвучить свой вывод.

Учитель корректирует общий вывод и все его записывают в тетрадь.

15 мин.

    Закрепление материала

После того, как проблема урока решена, переходим к выполнению небольшой самостоятельной работы. На рабочих столах учеников заранее выданы карточки. Работа состоит из 3 вопросов.

Обучающиеся подписывают и выполняют работу прямо на карточке. Обмениваются работой с соседом по парте и проверяют друг у друга. Правильные ответы на экране выдает учитель.

5 мин.

    Рефлексия

Вопросы:

Что повторили из прошлых тем?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Достигли ли вы цели урока?

Какой этап был наиболее сложным?

А заметили ли Вы как горела лампочка в 3-х разных случаях? А замечали ли Вы такое с домашним освещением?

Значит от чего зависит яркость горения лампочки? (от силы тока в ней)

Как можно формулой записать полученную нами зависимость?

Какая проблема появляется перед Вами на следующий урок?

Самостоятельная работа с учебником: Упражнение к § 42 (№1, 2)

5 мин.

5 мин

    Домашнее задание

Слайд 12.

§ 42 (чем отличается эксперимент описанный в учебнике от выполненного на уроке?)

1-2 мин

Самоанализ:

    Тема урока «Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи»

    Возраст обучающихся 14 лет, 8 класс

    Название предмета - физика

    Вид урока - проблемный урок-исследование

    Тип урока - урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

    Цель урока - Организация исследовательской деятельности обучающихся для выявления закономерностей между физическими величинами, характеризующими электрический ток.

    Проблемы, решаемые обучающимися – в ходе самостоятельной исследовательской работы выяснить, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи. Построив графики зависимости силы тока от напряжения и проанализировав его.

    Планируемые результаты:

Предметные:

В результате исследовательской деятельности учащиеся открыли 1-ую половину закона Ома для участка цепи;

Регулятивные УУД

1). Научились самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2). Зафиксировали результаты наблюдений и измерений и сделали выводы.

3). Овладели основами самоконтроля и самооценки.

Познавательные УУД

Научились устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Личностные результаты

1).Принятие социальной роли обучающегося.

2).Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3).Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Коммуникативные УУД

1).Научились продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

ВЫВОД: Урок достиг поставленной цели.

Опишем схему проведения экспериментов Георга Ома. В электрическую цепь он подключал проводник, на котором с помощью вольтметра и амперметра измерялись напряжение и сила тока соответственно, ключ и источник тока (рис. 2). Обратим внимание на то, что в цепи подключено несколько источников тока, и изменение их количества позволяет пронаблюдать за изменением силы тока в цепи в зависимости от напряжения.

Рис. 2. Схема экспериментов Г. Ома

В результате измерений прослеживается зависимость , где напряжение измеряется на зажимах AB, т. е. на проводнике.

Для того чтобы пронаблюдать зависимость силы тока от сопротивления, в той же цепи теперь следует не менять количество источников тока, а менять проводники, т. е. сопротивление цепи. Георг Ом поступил следующим образом: вместо одного проводника он подключил другой с вдвое большей длиной, т. е. с вдвое большим сопротивлением (почему это так, вы узнаете на следующем уроке). Аналогично он подключал и проводники с другими длинами и получил зависимость такого вида: . Т. е. при увеличении сопротивления проводника сила тока в нем уменьшается.

На графике зависимость силы тока в проводнике от сопротивления выглядит следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость силы тока в проводнике от сопротивления

Такая зависимость называется обратно пропорциональной. Эту зависимость Ому пришлось достаточно долго получать, но именно это и привело его к выводу важнейшего закона электродинамики - закону Ома для участка цепи. Собрав вместе те две зависимости, которые мы показали выше, Ом и пришел к своему закону.

Закон Ома для участка цепи : сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению:

Замечание . Этот закон лежит в основе науки под названием электротехника.

Т. к. напряжение в законе рассматривается на концах проводника и учитывается сопротивление самого проводника, то закон применим именно к участку цепи, т. е. к какой-либо его части.

Обозначения:

Напряжение, В;

Сила тока, А;

Сопротивление, Ом.

При работе с законом Ома следует понимать, что он выполним отдельно для каждого рассматриваемого участка цепи с различными значениями входящих в него параметров.

На следующем уроке речь пойдет о том, от каких параметров зависит сопротивление проводника.

Список литературы

  1. Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика 8. - М.: Мнемозина.
  2. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.
  3. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика 8. - М.: Просвещение.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Fiz.1september.ru ().
  3. Youtube.com ().

Домашнее задание

1. Стр. 102: вопросы № 1-7, упражнение № 19. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2010.

2. Вычислите силу тока в резисторе, сопротивление которого - 1200 Ом, а напряжение - 36 В.

3. Каким образом изменится сила тока в цепи, если количество последовательно соединенных источников тока в ней увеличить втрое, а подключенный к ней проводник укоротить вдвое? Кроме проводника и источников тока в цепи элементов нет.

4. * Соберите с помощью родителей или учителя схему, аналогичную той, с помощью которой Георг Ом получил свой известный закон. Проведите серию экспериментов, доказывающую справедливость закона Ома для участка цепи. Оцените погрешности измерений и результаты обсудите с учителем.

МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области

Урок физики в 8 классе по теме:

По учебнику

Пёрышкина А. В. Физика. 8 кл.

Разработчик: Трубицина М. А.

учитель физики МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района

Липецкой области.

Слайд№1

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

Слайд№2

Цели урока:

Установить зависимости между напряжением и силой тока в цепи;

Уяснить понятие электрического сопротивления;

Установить способ определения электрического сопротивления с помощью амперметра и вольтметра;

Определить единицу измерения электрического сопротивления;

Выяснить природу эл. сопротивления;

Установить зависимость сопротивления от свойств проводника.

Оборудование

для демонстрационного опыта:

демонстрационные амперметр и вольтметр, ключ, соединительные провода, прибор для демонстрации электролиза, выпрямитель.

для фронтального опыта:

реостаты, амперметры, вольтметры, резисторы на 1,2,4 Ом, ключи, соединительные провода.

Ход урока

1, Вступительное слово.

В своей жизни мы широко используем действия электрического тока. Какие действия эл.тока вы знаете?

Мы уже не мыслим свое существование без электрического тока. Поэтому так важно знать все об этом явлении. Как возникает? От чего зависит? Что на него оказывает влияние?

Вы уже познакомились с электрическим напряжением. А сегодня вам предстоит рассмотреть еще одно явление, связанное с прохождением эл. тока по проводникам.

2. Актуализация знаний(повторение)

Для этого нам необходимо кратко повторить основные понятия, связанные с эл. током.

Слайд №3

Закончите, пожалуйста фразу :

1. Эл ток это…

2. Сила тока, это…

3. Сила тока измеряется…

4. Амперметр включается в цепь… с учетом…(показывают)

7. Вольтметр включается в цепь… с учетом…

10. Реостат-это прибор для…(показывают)

3. Изучение нового материала.

Прекрасно, вы готовы к знакомству с новым явлением, влияющим на силу тока в проводнике

Слайд №4

  1. Соберите эл. цепь по схеме, выведенной на экране. Давайте назовем ее основные элементы и найдем их на своих столах. Вольтметр не случайно выделен другим цветом. Вы его подключите к резистору после сборки. Обратите внимание на памятку по технике безопасности.
  2. Вы готовы? Давайте проанализируем результаты ваших экспериментов.

Каков характер зависимости между U и I?

Чему равен коэффициент пропорциональности между Uи I?

Слайд №5

Сверьте ваши результаты с рисунком на слайде. Менялась ли в ваших опытах сила тока? А коэффициент пропорциональности? Чему он был равен у вас? У вас были одинаковые амперметры, вольтметры, реостаты, в одно положение вы ставили рычажок реостата. А что было разным? Когда менялся коэффициент пропорциональности? (другой резистор). Так чье же свойство отражает коэффициент пропорциональности? (свойство резистора). Как только мы увеличивали силу тока на участке цепи, где был резистор, как тут же на этом участке возрастало напряжение. Что характеризует напряжение? (работу эл. поля) Чем больше сила тока на участке цепи, тем большую работу приходиться совершать при перемещении зарядов на этом участке. Как будто в проводнике (резисторе) что-то противодействует прохождению эл. тока. И противодействие это математически выражалось в коэффициенте пропорциональности между напряжением и силой тока. Так какое свойство проводника мы сегодня обнаружили? (свойство противодействовать прохождению эл. тока). Это свойство назвали электрическим сопротивлением проводника. Обозначать эл. сопротивление мы будем буквой R.

Слайд №6(а)

А теперь может быть кто-то сразу предложит формулу для расчета R?

После ответа –

Слайд №6(б)

Чтобы пользоваться этой формулой необходимо измерить силу тока и напряжение вольтметром и амперметром.

Подведем итог нашего эксперимента.

  1. Какая связь на участке цепи между силой тока и напряжением?
  2. Какое новое свойство проводников мы обнаружили?
  3. Как можно определить R?

Слайд №7

С помощью последней формулы можно сразу ввести единицу измерения электрического сопротивления. Эта единица получила название Ом.

Слайд №8

4)Ну а теперь постараемся установить причины возникновения эл. сопротивления.

Слайд №9

Посмотрите на экран. Перед вами внутреннее строение металлического проводника, его кристаллическая решетка. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки? Какие частицы свободно и беспорядочно перемещаются между узлами кристаллической решетки? Что еще необходимо, чтобы возник эл. ток? Как вы думаете, при своем направленном движении электроны взаимодействуют с атом-ионами? Как? Почему?

А между собой электроны будут взаимодействовать? Как? Почему?

Повлияют ли эти взаимодействия на скорость и направление движения электронов? Как?

Скажется ли это на величине силы тока в проводнике? Как?

Так в чем же причина противодействия проводника прохождению эл. тока?

Слайд №10 (запишем)

5)Нам осталось выяснить, какие еще характеристики проводника определяют его эл. сопротивление.

Проведем небольшой эксперимент. В качестве проводника возьмем теперь жидкий проводник (электролит). Какие частицы являются носителями тока в электролитах? Будут ли они взаимодействовать друг с другом?

Взаимодействие ионов друг с другом обуславливает сопротивление электролита. Из опыта делаем заключение:

R зависит от природы проводника

R увеличивается с увеличением длины проводника

R увеличивается с уменьшением площади поперечного сечения проводника

Слайд № 11

Так какие же свойства проводника влияют на его электрическое сопротивление?

Слайд № 12

6) А является ли проводником человеческое тело?

Значит ток, проходя по телу, может поражать жизненно важные органы и даже вызывать смерть человека.

Слайд № 13

Тяжесть поражения эл. током зависит от эл. сопротивления человеческого тела, которое принимается равным 1000 Ом. но разные участки тела человека обладают разным сопротивлением. На сопротивление влияет состояние человека, наличие алкоголя в крови, потоотделение, загрязнение, порезы, которые понижают сопротивление тела эл. току. более того, на теле есть акупунктурные точки…

7)Подведем итоги урока

Слайд № 14

8)Откройте дневники, запишите домашнее задание

9) Отметки за урок

Слайд № 15

10) А теперь подумаем вместе

Слайд № 16

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Тема урока

Цели урока: установить зависимость между напряжением и силой тока в цепи; уяснить понятие электрического сопротивления проводника; установить способ определения сопротивления с помощью амперметра и вольтметра; определить единицу измерения электрического сопротивления; выяснить природу электрического сопротивления; установить зависимость сопротивления от свойств проводника.

Повторение: Электрический ток – это… Сила тока характеризует… Сила тока измеряется … Амперметр включается в цепь… с учетом … Напряжение - это… Напряжение измеряется… Вольтметр включается в цепь… с учетом… Напряжение измеряется в … Напряжение в сети 220 В. Это значит… Реостат – это прибор для…

Задание Соберите электрическую цепь по схеме: Передвигая рычажок реостата, каждый раз снимайте показания амперметра и вольтметра и заносите их в таблицу результатов. (Сделайте три измерения.) Постройте график зависимости между напряжением и силой тока на резисторе. Определите коэффициент пропорциональности между силой тока и напряжением. Помните! Источник питания подключается в последнюю очередь. Все изменения в цепи производят при разомкнутом ключе. Начинать работу можно только с разрешения учителя. А V + + + - - - . .

U, B I, A k=4 k=2 k=1

Формула для расчета электрического сопротивления R=U/I R – электрическое сопротивление проводника

Вывод: на участке цепи U~I ; проводники обладают электрическим сопротивлением; сопротивление можно определить с помощью амперметра и вольтметра по формуле: R=U/I .

За единицу сопротивления принимают 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А. Георг Ом (1787-1854)

Причины электрического сопротивления: + + + + + + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Причина электрического сопротивления проводника – взаимодействие электронов проводимости с атом-ионами кристаллической решетки и друг с другом.

Зависимость электрического сопротивления R от длины проводника l и площади поперечного сечения S . Чем > l , тем I Чем

Влияние свойств проводника на электрическое сопротивление. R зависит от природы проводника. R~l (длине проводника). R~1/S (площади сечения проводника).

Действие электрического тока на человека. Сила тока, мА Характер восприятий Переменный ток (50 Гц) Постоянный ток 0,6-0,15 Начало ощущения, легкое покалывание и дрожание пальцев рук. Не ощущается. 2-3 Сильное дрожание пальцев рук. Не ощущается 5-10 Ощущение боли, судороги рук. Зуд, ощущение нагрева. 12-15 Руки трудно оторвать от электродов. Сильные боли в пальцах и кистях рук. Состояние терпимо 5-10 с. Усиление нагрева. 20-25 Руки сразу парализуются, и оторвать их от электродов невозможно. Затрудняется дыхание. Состояние терпимо не более 5 с. Еще большее усиление нагрева. Незначительное сокращение мышц рук. 50-80 Паралич дыхания. Нарушение сердечной деятельности. Сильное ощущение нагрева. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания. 90-110 Паралич дыхания. При длительности 3 с и более наступает паралич сердца. Смерть. Паралич дыхания.

Итоги урока: Любой проводник обладает электрическим сопротивлением. Электрическое сопротивление определяется только свойствами самого проводника и не зависит от силы тока и напряжения в цепи. Тяжесть поражения человека электрическим током зависит не только от характера тока, но и от сопротивления человеческого тела, которое может меняться.

Домашнее задание: §§ 42 – 43, упр. 17 (2), упр. 18(1,2)

Подумаем вместе! Проволоку немного растянули. Изменилось ли ее сопротивление и как? Кусок проволоки согнули пополам и скрутили. Изменилось ли ее сопротивление? Как? Во сколько раз?




Рекомендуем почитать

Наверх