Обучение детей дошкольного возраста информатике в играх и с применением компьютера. Информатика для детей дошкольного возраста. Увлекательные знания

Nokia 28.04.2019
Nokia


Наш игровой портал предлагает вашему вниманию отличный шанс интересно и велело провести свободную минутку. Скачивайте и наслаждайтесь игрой из категории . Вы получите массу позитива, окунетесь в океан положительных эмоций. Невероятные приключения, увлекательный сюжет и прекрасные качественные характеристики. Ищите игру у нас и скачивайте совершенно бесплатно.


Если вы решили отдохнуть от дел и разнообразить свой досуг игровым процессом, то, нажав на ссылку в блоке скачать игру в разделе , ваша цель будет достигнута в самые короткие сроки. В обмен на это вас ждет фееричное приключение в мир занимательных головоломок, которые зарядят вас бодростью и подарят много минут прекрасного настроения!
Программа-тренажер "Информатика" - эффективное средство для уяснения, повторения и закрепления начальных понятий информатики. Дети узнают, что такое линейный и разветвляющийся алгоритм, научатся составлять алгоритмы и блок-схемы, угадывать алгоритм работы "черного ящика", работать с системой координат и т.д. Задания систематизированы в соответствии со школьным курсом информатики. Это своеобразный электронный репетитор, который следит за каждым вашим шагом, мгновенно реагирует на ошибки, выводит на экран подсказки и "шпаргалки", подводит итоги каждого выполненного варианта и выставляет оценку. Подробные результаты работы сохраняются также в текстовом файле.

Системные требования: операционная система Windows 95/98/2000, процессор Pentium 100 МГц, 32 МБ ОЗУ, 10 МБ свободного места на жестком диске, разрешение экрана 640x480 с глубиной цвета 8 бит, мышь.
Размер архива 1.4 Мб

Математика – не единственный сложный предмет в школе. Современные школьные программы существенно насыщенны и, кроме этого, всё чаще в силу входят экспериментальные классы. Что и говорить о технологиях?! – многие дети знакомятся с компьютером еще сидя на горшке. Причем, к освоению таких знаний и навыков они относятся очень позитивно, главное проработать правильное и полезное времяпровождение ребенка за монитором.

Зачем нужна информатика для детей дошкольного возраста.

Сейчас для подготовки к начальной школе перед ребенком не стоит обязательная задача обучение основам информатики и по сравнению с развитием у него навыков счета, письма и чтения, компьютер стоит на втором плане. Однако, основы информатики могут принести малышу в его развитии большую пользу.

1.Несомненно, с помощью компьютера у ребенка легче развивать навыки абстрактного мышления.

2.С компьютером ребенку проще усвоить основы действий (умения классифицировать, ранжировать, выделять главное, сопоставлять факты с действиями и пр.).

3.Помогая малышу овладеть компьютерными знаниями, вы обеспечиваете ему не просто поступление новой информации, а и попутно закрепляете с ним многие умения общего характера, необходимые в любой другой сфере деятельности.

В домашних условиях с помощью информатики родители могут привить своему ребенку умение кодировать практические действия цифрами. Вы с этим уже, наверняка, познакомились с помощью настольных игр с игровым полем, кубиками и цветными фишками или волчком.

Несомненно, настольные игры, учебники, развивающие игрушки и другие обучающие подручные материалы, выполняют огромную функцию в развитии и воспитании личности ребенка. Однако, не стоит полностью отказываться от идущих вперед технологий, в частности от компьютера: видео презентации различных методик развития , флеш-игры на исключение лишнего предмета, красочное и необычное изучение алфавита и цифр , развивающие мультики , помогающие расширить кругозор ребенка, флеш-раскраски , с помощью которых малыш ознакомится с цветом и его оттенками, станет более внимательным и сосредоточенным. Всё это вы можете найти на нашем детском портале.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Даже для самого неусидчивого малыша можно подобрать увлекательные занятия, которые будут ему нравится и приносить пользу. Следите за временем, которое вы проводите с ним за монитором, - глаза и спинка не должны переутомляться. Учтите, что даже простую информацию в картинках на экране, дети должны получать небольшими порциями с перерывами на отдых и переключение на другой вид деятельности.

Вашему вниманию предлагаются размышления об использовании в учебном процессе начальной школы учебно-методического комплекса “Мир информатики” для первого, второго и третьего годов обучения, выходившего в 2003–2005 годах в издательстве “Ассоциация XXI век” .

Кто должен вести курс начальной информационной подготовки в школе? Было бы неправильным адресовать это пособие, скажем, только учителям начальной школы или только преподавателям информатики. Во время дискуссий на эту тему в пользу той или иной позиции обычно выдвигаются аргументы типа “учителя начальных классов не обладают необходимой компьютерной подготовкой” или “учителя информатики не имеют достаточного опыта работы с детьми младшего школьного возраста”. Все эти аргументы довольно спорны, и можно найти довольно весомые доводы как в пользу, так и против той и другой точки зрения. По нашему (авторов представляемого цикла пособий) мнению, в текущей ситуации в российском образовании, когда только начинается обновление образования в начальной школе и идет поиск места информационной подготовки в ней, вести новый предмет могут те, кто к этому готов, то есть обладает не только необходимой подготовкой (и компьютерной, и методической в плане работы со школьниками младшего возраста), но и желанием.

К сожалению, долгое время начальная школа оставалась наиболее консервативной частью общего образования. Содержание обучения в начальной школе сложилось в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С тех пор его изменения, да и сам подход к обучению младших школьников, формирующий в основном исполнительские компетенции, были незначительны. Выполнение большого числа стереотипных упражнений, доминирование учителя в ходе урока, акцент на так называемой “дисциплине на уроке” - вот неполный перечень примет российского начального образования, доставшийся нам от трудной эпохи в нашей истории. Современное состояние общества ставит перед образованием, особенно начальным, категорический императив - перейти от подготовки простых исполнителей, способных действовать по образцу, в соответствии с правилами, к формированию свободной, инициативной и творческой личности каждого ребенка. Слово “формирование” в этом предложении - также из прошлого века. Личность формируется в результате саморазвития, задача начальной школы - создать для этого рациональные, благоприятные условия.

Одним из направлений диверсификации начального образования является включение в него информационной подготовки. На протяжении последних 4–5 лет оно протекает с переменным успехом, в упорной борьбе носителей “охранительных” взглядов, прикрывающихся подчас лозунгами заботы о здоровье детей, и новаторов, иногда отрывающихся от реальной школьной почвы, переходящих за грань возможного. Предмет “информатика” вот уже около 20 лет с момента ее введения в предметную систему школы остается наиболее быстроменяющимся и революционизирующим школьное образование предметом. Впрочем, совершенно такую же роль информатика играет и в масштабах всего общества.

Информатика в настоящее время - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации с помощью компьютерных систем, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе.

Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования.

Средства информатизации, терминология, связанная с информационными процессами и системами, способы деятельности в информационной среде обступают учащихся школы с самого раннего детства, становятся для них естественным окружением. Общественные запросы ставят перед образованием задачу формирования информационной культуры учащихся. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.

Большинство целей информационной подготовки, отражаемых в научно-методической литературе, специфичны для основной школы и старших классов. Среди них

· формирование информационного мировоззрения: информационной картины мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; ценностного отношения к информации;

· формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе;

· выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

· развитие способностей к адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

· пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни .

В начальной школе эти цели, проецируясь на возрастные потребности и возможности детей, определяют основные задачи курса “Мир информатики”:

· формирование представлений об информационной природе процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации;

· знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ;

· освоение способов деятельности в информационной среде, умений решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов; формирование навыков их рационального использования для удовлетворения собственных информационных потребностей;

· интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами;

· расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы;

· подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Для решения этих образовательных задач в первую очередь необходимо провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, в соответствии с ними определить применяемые методы обучения. Учебные пособия в определенном смысле являются сплавом содержания образования и применяемых методов обучения.

Принципы отбора содержания обучения для настоящего курса

Как обычно отбирается содержание обучения для школьного предмета? Как правило, это длительный процесс, происходящий если не в течение столетий, то по крайней мере десятилетий. Оно определяется множеством явно и неявно действующих факторов. Среди них мы можем выделить

1) состояние соответствующей научной области или практики производственно-хозяйственной деятельности;

2) потребности общества в том, чтобы его члены обладали определенными знаниями, навыками, находились на определенных мировоззренческих и нравственных позициях;

3) потребности личности учащегося прежде всего в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер;

4) системные связи между компонентами самого образования, потребности образовательной сферы, традиции, консерватизм в подготовке учительских кадров;

5) традиции или требования, поддерживаемые той или иной из социальных групп или даже влиятельных личностей;

6) соображения обеспеченности средствами обучения определенному содержанию обучения в образовательных учреждениях;

7) процесс постоянного и “самопроизвольного” усложнения, углубления содержания образования от учебной программы к программе, от учебника к учебнику (ведь надо же как-то обосновывать смену программ и учебных пособий!).

Эти одновременно, с разной силой и противоречиво действующие факторы приводят к тому, что бывает очень трудно установить причины наличия тех или иных тем в образовательных стандартах и учебниках, если речь идет о стабильном, давно существующем учебном предмете. Однако в отношении информатики как учебного предмета, который только переживает свое становление, мы сталкиваемся с действием меньшего числа факторов, а именно факторов 1–5, причем действие их достаточно явно и поддается анализу.

Применительно к отбору содержания обучения информатике в младшей школе, по нашему мнению, следует придавать наибольший вес третьему фактору, потребностям личности учащегося в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер. В современной системе образования в младшей школе делается упор на формирование так называемых “учебных” умений и навыков, при этом развивающий компонент слабо представлен в учебной деятельности. Мы настаиваем на том, что в информатике в младшей школе развитие ребенка должно иметь приоритет. Это не отменяет, однако, и необходимости формирования общеучебных навыков, поддержки обучения другим предметам - это проявление фактора 4). Также нельзя пренебречь фактором 2) - формированием у учащихся представлений об информационной картине мира, ценностного отношения к информации, равно как и фактором 1) - отражением современного состояния научно-практической сферы, связанной с информатикой (он соответствует дидактическому принципу научности).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и доступности. В соответствии с этими принципами следует выделять наименьшее возможное количество модулей (дидактических единиц) содержания обучения.

Детальный анализ указанных факторов и требований, а также требование доступности - простоты приводит к тому, что в содержании информационной подготовки в младшей школе следует выделить всего три содержательных модуля - дидактических единицы:

I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).

II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.

III. Информационные и коммуникационные технологии.

Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разработку материала, планирование и организацию учебного процесса можно независимо. В некоторых образовательных программах можно столкнуться с большим количеством содержательных блоков или “линий”, однако провести границы между такими “линиями” можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специфическими отличиями при их освоении, а неоправданное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и организации учебного процесса, а также формированию системы компетенций учащихся.

Отбор блока “Информация и информационные процессы” обусловлен фактором 2) отбора содержания обучения - требованием закладки в младшем школьном возрасте основ мировоззрения. Этот блок часто называют в пособиях для старших классов “Теоретической информатикой”. Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить “теоретическая математика” или “теоретический русский язык”. Во-вторых, такое название подчеркивает, что обучение будет носить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от текущих запросов и потребностей как формирующейся личности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать учитель как основной источник информации.

Кроме того, учебная деятельность этого модуля в начальной школе будет иметь явный развивающий характер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Блок II - “Компьютер и его устройства. Программные средства” обусловлен учетом 1-го и 4-го факторов, он отражает современное состояние средств компьютеризации - аппаратного и программного обеспечения. Важным, связующим звеном всего материала является содержательный блок III - он определяется факторами 1, 3 и 4, т.е. одновременно знакомит учащихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.

Отобрав материал, необходимо структурировать его, выстроить в некоторой логической последовательности.

В последние годы в учебно-методической литературе по информатике стало традицией (проявление 4–7-го факторов!) организовывать учебный материал, начиная со сведений об информации и информационных процессах, т.е. с абстракций высокой степени общности, которые у детей младшего школьного возраста еще не могли сформироваться. В этом случае обучение оказывается ориентированным на заучивание материала без его понимания, так как не учитываются возрастные особенности формирования мышления детей.

Вообще существуют два альтернативных способа организации учебного материала: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстрируются, доказываются или обосновываются, рассматриваются их приложения и применения. Этот способ помогает сфокусировать внимание на абстракциях и предполагает преимущественно теоретический характер обучения, связан с доминирующим положением учителя как основного источника учебной информации. Дедуктивная организация материала позволяет за короткое время охватить сложные учебные темы. Второй способ - индуктивный - основан на построении материала “от практики”, от большого числа примеров и применений, к обобщению и постепенному “восхождению” до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процессах - мышления, логического вывода, учебной деятельности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.

В младшей школе индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование - одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике в начальной школе диктует такую организацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, затем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к абстрактным понятиям.

Так, начинать обучение целесообразно с модуля 2, “Компьютер и его устройства. Программные средства”. Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосредственном окружении - оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. В процессе развития предмета “информатика” в условиях недостатка компьютеров в школах, а там, где они были, разнообразия их моделей, сложился подход к разработке учебных курсов и пособий, не упоминающий о конкретных компьютерах, “задвигающий” сами компьютеры на задний план. Как уже говорилось, этот абстрактный подход неприменим в начальной школе. По нашему мнению, начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне естественно, что в условиях обучения в компьютерном классе первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры - и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные категории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. Затем, когда компьютер утратит свою новизну (а это произойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров - информационно-коммуникационные технологии, деятельность учащихся в информационной среде - это модуль 3. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе освоения способов обработки информации с помощью компьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональным приемам обработки информации человеком с помощью мышления - модулю 1.

Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и интерес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения. Полный курс информатики может быть построен в расчете на несколько лет обучения на основе концентров - годовых логически завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем целесообразно дробить на небольшие части, возвращаясь к ним на последующих этапах обучения - в следующих концентрах.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и имеет именно такую концентрическую структуру. На протяжении всех четырех лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторение темы, продвижение вперед.

Представленный в комплексе (учебник + рабочая тетрадь + электронное приложение на CD) материал избыточен по отношению к любому учебному плану. Так, в рабочей тетради имеется расширенный (по сравнению с учебником) набор заданий для самостоятельной работы, а в электронном приложении на CD, помимо большого количества тренажеров, дублируется в конспективном виде часть учебной информации из учебника в форме текста и медиалекций. Это значит, что буквальное “прохождение” учебного комплекса не предусматривается. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую работу над учебником и тетрадью, индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учителя.

Итак, мы осветили, насколько это было возможно, характерные для любых методических рекомендаций вопросы “Зачем учить?” и “Чему учить?”. Далее мы обратимся к вопросу “КАК УЧИТЬ?” .

2. Как учить детей информатике в начальной школе?

Обучение может вестись в рамках самостоятельного предмета “Информатика, информационно-коммуникационные технологии” либо быть частью интегрированных образовательных областей за счет региональной или школьной компонент учебного плана.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю по подгруппам в количестве 10–12 человек.

Рекомендуется проводить занятия в кабинете вычислительной техники, активно используя имеющееся компьютерное оборудование, стандартное программное обеспечение, а также CD-диск, входящий в поставочный комплекс.

Качественная реализация программы курса возможна при наличии полного программно-методического комплекса, а также соответствующей подготовки педагогов к его применению в педагогической деятельности.

Структура комплекса по учебной ступени 1–4-х классов содержит основные (взаимосвязанные) составляющие:

  • настоящие методические рекомендации, включающие программу курса и являющиеся системообразующим элементом программно-методического комплекса;
  • учебное пособие (учебник) для моделирования познавательной деятельности учащихся;
  • учебную тетрадь, включающую комплекс практических заданий;
  • электронное приложение, содержащее инструментарий для моделирования самостоятельной деятельности учащегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем.

Рассмотрим подробнее структуру учебного комплекса “Мир информатики”.

Комплекс по информатике для каждого года обучения в начальной школе “Мир информатики” содержит три упоминавшихся модуля, которые получили названия: “Здравствуй, класс компьютерный!” (посвященный компьютеру и программным средствам); “Поиграем, порисуем?” (посвященный информациионно-коммуникационным технологиям); “Мир, в котором мы живем” (посвященный понятию информации и информационным процессам).

В учебнике даны тексты для чтения и вопросы к прочитанному, задания, понятия и правила. Вопросы размещены в овальных фигурах синего цвета, понятия и правила приведены в овальных фигурах зеленого цвета. Не следует требовать от учеников механического заучивания правил и определений. Они должны быть освоены на понятийном уровне.

Для закрепления и усвоения материала используется рабочая тетрадь. В ней предусмотрены задания, при выполнении которых потребуются ножницы, клей и цветные карандаши. Одна из задач данного вида упражнений заключается в развитии мелких мышц руки ученика.

К каждому занятию имеется мультимедийный материал, представленный на CD-диске “Мир информатики”, 6–9 лет. В помощь учителю для проведения уроков на диске представлено 16 медиалекций, 12 тренажеров, 10 различных развивающих игр, 150 иллюстраций.

В методическом пособии предложена определенная структура урока, которая может быть изменена в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей учеников класса, педагогического мастерства учителя.

Наличие домашнего задания является необязательным условием, но, на наш взгляд, оно желательно, так как дети за недельный срок могут забыть изученный на уроке материал. Домашнее задание должно быть несложным, может носить творческий характер. Его задачей является подготовить детей к предстоящему уроку информатики. В качестве домашнего задания могут быть предложены упражнения из рабочей тетради или учебника.

Для проведения физкультминутки в пособии часто используется упражнение “Зарядка”. Однако учитель сам может выбрать физкультминутку, которая, на его взгляд, в большей степени сочетается с содержанием урока. В приложении 1 к пособию предложены возможные варианты физкультминуток, которые обогатят методическую копилку учителя.

При подготовке к занятиям учитель может дополнять и расширять материал, который предлагается в данном пособии, учитывая возникающие проблемы, интересы и потребности учащихся.

На последнем занятии каждой учебной четверти рекомендуется проводить урок-обобщение “Чему мы научились”. Во время обобщающего урока можно использовать сказочные сюжеты, игровые персонажи, игры-соревнования, что позволит в непринужденной форме вспомнить, повторить и закрепить полученные теоретические знания, практические умения и навыки работы с персональным компьютером.

Литература

1. Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.

2. Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 88 с.

3. Мир информатики: Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 120 с.

4. Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.

5. Мир информатики: Рабочая тетрадь для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 58 с.

6. Мир информатики: Рабочая тетрадь для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 64 с.

7. Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.

8. Мир информатики: CD 2-3-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

9. Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 144 с.

Примерное тематическое планирование уроков информатики в первый год обучения
(из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия)

На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы. А программа «Информатика для дошкольников» отлично им в этом поможет. Целью приложения является знакомство ребенка с основными понятиями, используемыми в информатике, посредством увлекательных игр. Малыш выучит счет, научится сравнивать числа, познакомится с логикой, комбинаторикой и алгоритмами.

Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже.

Происходит это по разным причинам. Одни считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки. Другие же родители вообще имеют смутное понятие об информатике как о науке. Частенько бывает и так, что их дети общаются с компьютером гораздо увереннее, чем они сами.

Приложение — эффективная обучающая программа, с помощью которой ребенок будет постигать азы этой важной науки с помощью набора мини-игр.

«Информатика для дошкольников» является одним из множества образовательных продуктов от компании Marco Polo Group , специализирующейся на разработке обучающих игровых приложений, интерактивных пособий, репетиторов и тому подобных полезных программ.

Структура учебного курса в рассматриваемой программе состоит из нескольких разделов, содержащих описание конкретного изучаемого материала, нескольких обучающих мини-игр по его теме и заданий, с помощью которых маленький ученик может проверить свои знания.

Интерфейс приложения разделен на две части. С левой стороны показано схематическое изображение курса, с помощью которого можно быстро переключаться между разделами и отдельными элементами. Справа находится основная часть рабочей области, в которой, собственно, и проводится обучение.

Курс разделен на несколько довольно крупных разделов, каждый из которых посвящен какому-то понятию. В принципе уроки можно произвольно запускать в любом порядке. Но лучше, конечно, проходить весь курс целиком, так как каждый последующий раздел развивает знания, полученные благодаря предыдущему.

На первой стадии обучения ребенок знакомится с цифрами и счетом, так что, как видите, начало курса практически не выбивается от обычной дошкольной подготовки, поскольку основы счета дети перед школой учат в любом случае.

Игры, используемые в процессе обучения, вначале довольно просты, но постепенно все больше и больше усложняются в соответствии с расширением объема усваиваемого материала.

Если взять для примера первый раздел, то в самой первой игре ребенок должен нажимать на цифры, название которых произносит программа. Эти цифры исчезают, постепенно открывая забавную картинку.

Затем задания становятся все более сложными. Ребенок будет считать предметы, указывать последовательность чисел и освоит знаки равенства. Может быть, кому-то это покажется слишком сложным, но на практике все это выглядит весело и привлекательно.

Например, ребенок указывает последовательность цифр, выбирая пронумерованные цветы, чтобы помочь пчелке собрать мед. Или решает несложные примеры, чтобы запустить космический корабль.

Игр очень много, и самым сложным этапом работы над этим обзором был выбор иллюстраций, поскольку игры очень красивые и показать хочется буквально все, что, к сожалению, невозможно.

На втором этапе обучения дети знакомятся с понятием свойств предметов. В играх этого раздела ребенок учится выбирать группы предметов по отдельным признакам — цвету, форме, размеру, качествам, назначению и так далее. Он учится анализировать информацию, отыскивая у предметов сходства и различия.

Игры подобраны таким образом, что одновременно с навыками анализа осваиваются и другие полезные качества. Например, игра «Они разные!» знакомит малышей с омонимами. Ребенок узнает, что словами «Ключ», «Кисть», «Замок», «Молния» и другими могут называться совершенно разные предметы. Как у Агнии Барто: «Мы и родник зовем ключом (ключ от дверей тут ни при чем!)…»

Раздел «Описание предметов» развивает предыдущую тему и в числе прочего знакомит маленького ученика с понятием симметрии.

Игры здесь тоже соответствующие. Игроку предстоит дорисовывать картинки и выбирать симметричные рисунки из общей кучи.

Очередной этап посвящен сравнению предметов. Нужно сортировать похожие предметы по различным признакам. Например, выложить в ряд несколько карандашей по степени изношенности или деревья по убыванию высоты. Очень интересны и полезны задачки по отбору одинаковых предметов из числа нескольких, отличающихся незначительными деталями.

Тема «Объекты» посвящена свойствам разных предметов и знакомит ученика с понятием подгрупп. Например, животные делятся на диких и домашних, среди которых, в свою очередь, встречаются дикие и травоядные.

Среди заданий преобладают те, в которых ребенок отбирает предметы или их названия по какому-то одному признаку.

Попадаются задания, в которых игрок должен сам выбрать предмет, по какому-то признаку отличающийся от других. Хотя здесь не все гладко. Среди заданий этого типа встречаются такие, у которых может быть несколько различных вариантов правильных ответов, но программа принимает только один. Взгляните на следующую иллюстрацию.

Каждый из представленных предметов имеет признак, отличающий его от трех других. Например, свекла — это единственный корнеплод, перец — единственный плод не округлой формы, картинка с тыквой единственная, на которой отсутствует красный цвет. При всем этом правильный вариант ответа — арбуз. То ли потому, что только у него есть полоски, то ли из-за отрезанного куска — не знаю. Да это и не имеет значения. Как объяснить ребенку, что этот вариант — правильный, а другой, который он выбрал, — нет?

К счастью, таких спорных заданий здесь немного.

В этом же разделе ребенок знакомится с координатной сеткой и учится ориентироваться в ней.

«Последовательность событий» разъясняет такие понятия, как обратные и необратимые действия. Например, если оторванную пуговицу можно пришить, то яичницу уже нельзя превратить в яйца.

Ну и, конечно же, много внимания уделяется самой последовательности как таковой. Сеется зерно, из него растет пшеница, которую убирают, перемалывают в муку и пекут хлеб. Эта тема постепенно подводит ребенка к изучению алгоритмов, которым, разумеется, тоже нашлось место в «Информатике для дошкольников».

Во «Множествах» задания сводятся к выбору групп одинаковых рисунков и отбору их по разным признакам. Скажем, нужно выбрать все машинки на рисунках и указать, что это транспорт. Или же подобрать подходящее название для группы предметов.

Раздел «Элементы логики» рассказывает о понятиях «Истина» и «Ложь». Кроме того, здесь рассматриваются отрицания. Например, «чистый — грязный», «веселый — грустный». Заодно можно рассказать ребенку о том, что такие противоположные слова называются антонимами.

Следующий шаг в программе обучения — аналогии и закономерности, поэтому в нем преобладают задания, в которых нужно продолжить ряд, выбрав нужную фигуру или предмет. Также присутствуют игры, предлагающие ребенку расставлять идентичные объекты в ячейки так, чтобы они не пересекались в одних и тех же столбцах или строках.

А затем наступает очередь алгоритмов. На этом этапе очень много внимания уделяется последовательностям.

Завершают учебный курс «Элементы комбинаторики», развивающие тему закономерностей и знакомящие учеников со схемами.

Вот в общих чертах и все. Как видите, даже поверхностный обзор приложения «Информатика для дошкольников» получился довольно-таки объемным. На самом деле это только вершина айсберга. Если рассматривать все занятия, игры и задания, можно написать увесистый том.

Хочется отметить, что игры очень привлекательно оформлены и насыщены интерактивными элементами.

Герк Е.В., Власова М.С., Ишим, Российская Федерация

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными средствами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их .

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации и служит мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления .

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам .

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хотим заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но» . Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за час игры сделает ребёнка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется общаться с компьютером больше 20 минут, а ребятам 5-6лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Эти требования учтены при разработке программы кружка «Занимательная информатика для дошкольников» , которая предназначена для изучения информатики в играх детьми дошкольниками от 3,5 до5, 5 лет, срок реализации программы 2 года. В соответствии с этой программой авторами кружка Герк Е.В и Власовой М.С. разработана рабочая программа дополнительного образования ДОУ по учебной дисциплине «Информатика» (с использованием компьютера) и начиная с 1 октября 2010 по 31 мая 2012 года авторами Герк Е.В, Власовой М.С. проведены занятия в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» .

С 1 октября 2012 года занятия кружка будут продолжены с новой группой детей в МА ДОУ ЦРР «Детский сад» №24.

Программа предусматривает 72 часа.

Занятия кружка «Занимательная информатика» включают четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно–знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

На кружке «Занимательная информатика» дети познакомятся с компьютером и его устройством, с рабочим столом компьютера, научатся находить нужный объект, работать в текстовом редакторе, вводить текст, знакомые слова и работать с ними с помощью инструментов текстового редактора. Познакомятся с инструментами рисования графического редактора, научатся использовать готовые фигуры для рисования, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.

На всех занятиях на компьютере (от самых простых до сложных) детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, удерживать мышь, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет детям моделировать различные ситуации и среды.

Кроме того, разрабатывая содержание занятий кружка «Занимательная информатика» мы учитывали, что работая на компьютере, ребенок получает возможность довести начатое до конца, опираясь на необходимую помощь педагога или программы. Занятие кружка длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить выполнение задания на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Обязательно включается пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления компьютером для достижения результата и самостоятельную работу ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

  • последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
  • знакомство с новыми клавишами и их назначением.
  • предоставление возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой, или выполнения задания с помощью инструкции, которую дает сам компьютер.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения, и закрепления в памяти ребенка правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные подвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз) , для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) .

Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия необходимо проветривать помещение. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Необходимо обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т.к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки - потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

Практика проведения нами занятий по программе «Занимательная информатика» в МА ДОУ ЦРР «Детский сад №24» г Ишима Тюменской области показала, что именно на занятиях по информатике у педагога есть возможность сформировать у детей дошкольного возраста первые навыки работы с компьютером, причем в игровой ненавязчивой форме и без нанесения ущерба здоровью и развитию каждого ребенка. Поэтому, мы считаем, что можно рассматривать программу «Занимательная информатика» , как способ формирования у детей первых навыков работы с компьютером.

Библиография

  1. Леонова, Л.А. Дошкольник и компьютер // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 63-66.
  2. Кривич, Е.Я. Компьютер для дошколят: пособие для воспитателей и студентов [Текст] / Е.Я. Кривич. - М.: Издательство ЭКСМО. - 2006. - 216 с.
  3. Симонович, С., Евсеев Е. Занимательный компьютер [Текст] / Симонович С. М.: Издательство Москва. - 2004. - 425 с.


Рекомендуем почитать

Наверх