Объем озу. Модули оперативной памяти для ноутбука. Сколько оперативной памяти нужно для Windows

Возможности 25.06.2019
Возможности

Казалось бы, не так уж и остро стоит для современного потребителя. ОЗУ не относится к дорогостоящим комплектующим (в среднестатистическом современном ПК дешевлее ее — только корпус да DVD дисковод, если его кто-то еще ставит). Тем не менее, вопрос о том, сколько оперативной памяти нужно для Windows, работы, игр, веб-серфинга компьютеру или ноутбуку — поднимается часто. Этот материал призван помочь разобраться и выбрать нужное количество планок ОЗУ для ПК.

Сколько оперативной памяти нужно для Windows

Официальные системные требования ОС Microsoft Windows почти неизменны уже лет 10. С появлением версии системы Vista в 2006 году разработчики рекомендовали для комфортной работы ПК не менее 1 ГГц частоты процессора (о многоядерности тогда еще никто и не говорил: такие процессоры относились к топовому сегменту и их возможностей хватало для всех задач) и 1 Гб оперативной памяти для 32-разрядной версии системы. Для платформы x86-64 советовали не менее 2 гигабайт ОЗУ. Не изменились эти требования с выходом Windows 7, 8, 8.1, а теперь — и 10.

Системные требования Windows 10: скриншот с официального сайта Microsoft

Но если в 2006 году компьютер с 1 Гб памяти относился к среднему классу и стоил около 400 долларов, то состоянием на 2016 эти характеристики выглядят смехотворно. Учитывая прогресс, нельзя отрицать, что “аппетиты” программного обеспечения существенно выросли.

Сколько оперативной памяти нужно для Windows сейчас — зависит от версии системы и поставленных задач. Для 32-битной ОС объем менее 2 Гб — по современным меркам мелочь. Да и планку ОЗУ такой емкости найти в магазине нужно еще постараться. 3 Гб — тот минимум, ниже которого опускаться не стоит. Данный материал был создан на ПК с 2 Гб ОЗУ, но при этом на приведенном скриншоте можно видеть: 85 % ОЗУ заняты. И это при том, что в системе открыты только браузер с десятком вкладок и, собственно, “Ножницы”. А переход между вкладками в “Опере” занимает от 3-5 секунд.

На компьютере с 2 Гб оперативной памяти ощущается ее дефицит

Есть у 32-разрядной Windows одно неприятное ограничение: сколько бы памяти не было установлено в системе, ни одна задача не может использовать более 2 Гб из них, а сама ОС “не видит” больше 3-4 Гб ОЗУ. Таким образом, если ПК предназначен для веб-серфинга или игр, то даже между 4 и 32 Гб на архитектуре x86 разницы не будет видно. Именно этим и обусловлен переход на 64-битную адресацию.

В 32-разрядной ОС Windows доступно только 3 Гб оперативной памяти из 8

В x86-64 все немного иначе: ограничений нет (на самом деле они есть, но исчисляются терабайтами), память используется на полную. Но само 64-разрядное ПО расходует больше ОЗУ, и памяти нужно запасти поболее. 4 Гб — минимальный рекомендуемый объем. Для постоянной работы в “Офисе” и веб-серфинга рекомендуется 6 или 8 Гб (можно и больше, но рост быстродействия незаметен и вложений может не оправдать).

Аналогичная нагрузка на компьютере с 4 Гб ОЗУ и Windows x86-64

Игры являются наиболее ресурсоемкой задачей для компьютеров в потребительском сегменте. Именно они нуждаются в задействовании всего потенциала ПК. Но есть и тут подвох: чем старее игра, тем сложнее заставить компьютер выкладываться по полной. Большинство игрового софта, созданного до 2010-2012 годов — является написанным для 32-битных платформ. На ПК с Windows 7 x86-64 такие игры исполняются без задействования 64-разрядных инструкций и не могут адресовать (занимать) более 2 Гб ОЗУ. Таким образом, для них увеличение памяти не даст существенного прироста. Радует, что большинство подобных игр (тот же “Сталкер”) демонстрируют хорошую производительность даже задействуя, от силы, половину мощностей современного ПК. Поэтому для старого софта и 4 Гб будет достаточно.

Чуть сложнее ответить на вопрос, сколько оперативной памяти нужно компьютеру для игр нового поколения. Порой разработчики не спешат тратить силы на тщательную оптимизацию своего детища, оставляя часть недостатков неисправленной. В такой ситуации на оперативной памяти лучше не экономить. 2 планки по 8 Гб целиком оправдают затраты для геймера. Можно установить даже 32 Гб, но это уже задел на будущее, а не срочная потребность.

Сколько оперативной памяти нужно для ноутбука

Ноутбук по сути — тот же персональный компьютер, но в переносном исполнении. Перед ним ставятся те же задачи, что и перед настольным ПК. Отличаться может только масштаб и интенсивность. Поэтому все вышесказанное можно применить и в отношении лэптопа. Единственная поправка, которую следует внести — тот факт, что даже 8 Гб для игр будет достаточно. Больший объем не даст заметной выгоды, так как все упирается в другие узкие места — процессор, видеокарту, жесткий диск. Исключение составляют разве что геймерские модели, но они создаются с учетом оптимальной производительности в играх (насколько это возможно для ноутбука) и оснащены достаточным количеством ОЗУ.

Ноутбуки потребляют меньше ОЗУ: скриншот лэптопа с 3 Гб RAM. Нагрузка близка к предыдущим примерам

Все, кто когда-либо задумывался об апгрейде своего «железного коня», т.е. ПК, неоднократно задавались вопросом о том, сколько нужно оперативной памяти (ОЗУ) для стабильной комфортной работы железа. Беда лишь в том, что вся остальная конфигурация аппаратной части мало кого волнует. Но поскольку вопрос имеет место быть, разберем его.

Что такое ОЗУ?

Оперативная память – неприметные планки текстолита с чипами, которые отвечают за быстродействие ОС и остальных компонентов. Работает в связке с видеокартой и процессором, ну а крепится, соответственно, на материнской плате. Производительность этого элемента определяется по следующим принципам:

  1. стандарт;
  2. частота;
  3. задержки (тайминги);
  4. объем.

Что касается первого пункта. На рынке сейчас широко представлены планки второго и третьего поколения, т.е. DDR2 и DDR3. Обороты также набирает DDR4, но они сейчас слишком дорогие, поэтому рассматривать их не будем. DDR1, в свою очередь, уже давно морально устарели, да и второе поколение ждет та же участь.

Частоты. DDR2 способна работать на частотах от 533 до 800 МГц. Есть вариации на 1066 МГц, но встречаются они крайне редко. DDR3 же расширяет диапазон от 1066 до 2400 МГц. Чем больше показатель, тем скоростнее память. Тайминги – сугубо оверклокерское понятие, и будет интересно лишь для тех, кто занимается разгоном комплектующих. А вот на объеме остановимся подробнее, поскольку это ключевой элемент, который и определяет скорость обработки данных.

Требуемый объем под разные системы

Помните, что у каждой операционной системы есть такой элемент, как разрядность, а именно 32 и 64 бита. В первом случае, система не «увидит» более 4 ГБ ОЗУ, причем пользователю будет доступно не более 3,25 ГБ. 64-битная ОС лишена этих недостатков и способна распознать порядка 192 ГБ памяти. Другое дело, что столь внушительно количество понадобится лишь единицам.

Что касается минимального потребления ресурсов, то для windows xp, к примеру, оно составляет всего 256 МБ. Но эта цифра не означает, что система будет «летать». Для запуска хватит, но не более. Чтобы с комфортом запускать офисные приложения и не ждать по несколько минут, потребуется не менее 1 Гб. Примечательно, что интерфейс ОС не требовательный, так что никаких проблем с отображением появиться не должно.

Для «семерки» нужно гораздо больше памяти, даже если речь идет о 32-разрядной системе. Начнем с того, что эта ОС обладает «прожорливым» интерфейсом Aero, который по умолчанию потребляет половину системной памяти, установленной на ПК. Иными словами, чтобы работать в более-менее комфортных условиях, нужно установить минимум 2 Гб ОЗУ, а лучше все 4. Для Windows 7 64 bit входной порог составляет уже 4 Гб. Комплектовать меньшим количеством памяти крайне не рекомендуется, ведь система будет требовать «для себя» гораздо больше.

Если говорить, о «восьмерке», то она будет комфортно чувствовать себя и с 1 Гб, потому как плиточный интерфейс не требователен в плане ресурсов. А вот для Windows 8 64 bit, по старинке, нужно не менее 4 Гб.

Градация памяти для комфортной работы

За основу возьмем базовую офисную сборку, в которой установлено 2 Гб ОЗУ. С этим объемом памяти вы сможете работать с текстом, серфить интернет, либо смотреть фильмы онлайн. Другое дело, что Full HD картины открыть не удастся, потому как все будет упираться в дешевую видеокарту. Да и столь «бюджетное» количество памяти не позволит воспроизвести внушительный поток данных.

Работа в Photoshop также затруднительна. Более 1 изображения высокого качества вы попросту не откроете, а если и получится, то работа будет осуществляться с огромными задержками. Система будет вынуждена постоянно обращаться к файлу подкачки, расположенном на винчестере, а он крайне медленный в соотношении с оперативной памятью. Если дело касается ноутбуков, то малый объем охарактеризуется стремительной разрядкой батареи. А дело все в том же обращении к файлу подкачки.

Нарастив объем до 4 Гб, можно получить внушительный прирост производительности. Во-первых, это будет полезным для игр с большим количеством текстур. Желательно, чтобы и видеокарта была соответствующая. Обращения к файлу подкачки будут сводиться к минимуму, а это чревато увеличением срока работы ноутбука от батареи. Можно даже активировать различные «красивости» на Windows в виде виджетов и плавных открываний/закрытий окон.

8 Гб будут просто необходимы для тех, кто профессионально занимается видеомонтажом, редактированием, либо созданием графических и 3D-объектов. Более того, можно совершенно безнаказанно активировать сразу несколько ресурсоемких приложений, которые будут задействованы параллельно, а в фоне включить расслабляющую музыку в хорошем качестве.

Но столь большой объем целесообразен лишь в том случае, если общая конфигурация ПК позволяет вместить такое количество памяти. Главный «камень преткновения» — это материнская плата. Во-первых, она должна иметь полную поддержку ОЗУ от 8 Гб и выше. Желательно, чтобы планок было две, и они свободно работали в двухканальном режиме. Это еще сильнее повысит быстродействие и улучшит энергопотребление. В случае «простоя» компьютер вряд ли будет задействовать весь объем.

Процессор обязательно должен быть высокопроизводительным. Желательно, четырехъядерный, либо на 2 ядра, с частотой от 3 ГГц на каждое. Такой «камень» раскроет потенциал всего вашего «железа» полностью, при этом обращений к файлу подкачки практически не будет.

Всем приветандр Поговорим сегодня о том, сколько же на самом деле нужно оперативки для Windows. Особо никакими терминами грузить вас не буду, постараюсь написать все максимально просто, ну чтобы сразу было все понятно. Значит скажу сразу, что то что рекомендует Microsoft, это одно, а то что есть на практике это другое, ну это я имею ввиду количество оперативки.

Теперь давайте немного поподробнее так бы сказать. Вот смотрите, если вы собираетесь использовать Windows XP, то там много оперативки не нужно. Чтобы она завелась, то достаточно будет и 250 мегов, поверьте, это правда. Чтобы вы могли более-менее нормально смотреть сайты, то нужно уже 512 мегов. Но это если вы будете использовать браузер Мозилла, если Хром, то тут 512 уже не хватит, лучше целый гигабайт. То есть можно сделать вывод, что для Windows XP лучше чтобы было МИНИМУМ 1 гиг, можно и 512 мегов, но будут временами тормоза. На 256 мегов будет работать нормально только сама Windows XP, но проги в ней будут точно подвисать, ибо памяти уже не хватит. Ну примерно как-то так, я думаю что с XP мы разобрались.

Кстати, хотите верьте, хотите нет, но если сравнивать на одном и том железе, ну не самом старом, более-менее мощном, то XP проигрывает по скорости Windows 10. Я понимаю, что наверно не все в это поверят, но поверьте мне, что так оно и есть. Можно сделать эксперимент, попользуйтесь месяц одной, а потом месяц другой, и я думаю что вы сами убедитесь..

Так, идем теперь дальше, скажу сразу, что для Windows 7, Windows 8, Windows 10, требования к оперативке ПРИМЕРНО одинаковы. Просто Windows 10, как мне кажется, более оптимизирована в плане работы с памятью. Значит в отличии от XP, где актуальная только 32-битная версия, то в более современных виндах актуальны обе, как 32-битная версия, так и 64-рех. Хотя, может быть 64-битная даже более актуальна. 64-битная винда требует больше оперативки чем 32-битная и работает она немного быстрее, или даже много, тут все зависит от того, чем именно вы занимаетесь за компом.

Если 32-битная винда, что Windows 7, что Windows 10, то в принципе хватит и одного гигабайта. Но это так, мягко говоря не особо комфортно, компьютер будет работать так бы сказать не на полную свою мощь. Чтобы было комфортно, то нужно минимум 2 гига, и это я имею ввиду без учета игр, там нужно куда больше. Так что можно сделать вывод, что 2 гига, это минимум, а оптимально это 4 гига памяти

Но что я вообще это пишу такое? Ну что я имею ввиду под понятием комфортно? А вот что: это работа с браузерами, сидеть в социальных сетях, слушать музыку, кино смотреть и всякое такое делать. Вот для этого минимум и нужно 2 гига! А если вы собираетесь ставить мощные проги, типа фотошопа или что-то подобное, то тут 4 гига МИНИМУМ, но лучше больше!

Что касается 64-битных виндовс, то тут в принципе все также, просто для голой винды маловато будет и одного гига, лучше все таки полтора. Для фильмов, музыки и всего такого достаточно будет 2 гига, но лучше чуточку больше, ну вот 3 гига хотя бы. Но как и в первом случае, идеальным вариантом тут будет 4 гига.

Ну что, более-менее понятно? Надеюсь что да! Так что если вы покупаете ноутбук или компьютер, то поинтересуйтесь, сколько там памяти стоит, лучше чтобы было 4 гига. Минимум 2 гига. Одного гигабайта хватит просто чтобы посмотреть саму винду, там проводник, папку создать или еще что-то сделать такое. Во всем остальном будут тормоза, думаю вам это не особо понравится..

Есть еще один интересный момент, возможно что вам его тоже следует знать. Это тип памяти. Сегодня, ну вот то есть в 2016 году, актуальны два типа, это DDR3 и более новый DDR4. Конечно лучше DDR4, но и DDR3 тоже пойдет. Но в чем разница? В основном, это в скорости работы и в обьеме планок. Но поверьте мне, разница не настолько большая, чтобы переплачивать, это лично мое мнение. Нет, конечно если у вас например есть плата под DDR3 память, то DDR4 вы туда никак не поставите. Ну это просто вам на заметку

Поговорим еще немного о типах памяти. Значит есть не только DDR3 и DDR4, но есть еще и DDR1 и DDR2, ну, это уже наверно понятно, что это более старый тип памяти, для старых плат. Вообще, как я уже написал, особой разницы в скоростях лично я не замечаю, может быть в играх она более заметна, я просто не особо играю. Но если вы собираете компьютер, и если для игр, то конечно советую брать материнку с поддержкой DDR4. Я еще писал о поддержке обьема. Так вот, смотрите, планка DDR1 может быть максимум на 1 гиг, DDR2 уже может быть на 4 гига, DDR3 на 8 гигов, ну и DDR4 на 16 гигов. Понимаете, в чем плюс современных планок? Это все для домашнего ПК планки я имею ввиду, есть еще серверные, они вмещают еще больше, но они для дома не подходят. Хотя у меня процессор Pentium G3220 и вроде бы он поддерживает серверную память DDR3 ECC…

Ну что еще написать… У меня вот стоит одна планка Kingston (кстати очень хороший производитель) на 8 гигов. Частота у нее 1600 МГц, но я в биосе опустил ее до 800 МГц, ибо разницы в работе не вижу, а так может она будет меньше греться (хотя и так почти не греется) и дольше прослужит.. Может бред, а может и нет

А вот вспомнил, еще один интересный моментик. Есть такое понятие как многоканальная архитектура работы памяти. Значит что это вообще такое? Это означает, что если у вас например два слота памяти, то если вы поставите в один 4 гига, а в другой ничего не поставите, то будет типа одноканал. А если бы вы купили не одну планку на 4 гига, а например две по 2 гига, и поставили бы в два слота, то у вас был бы тот же обьем ОЗУ, но работала бы память в многоканале. Скорость во многоканале увеличивается в два раза, но может быть и в три раза (сокет 1366 например, там три канала), тут зависит все от железа. Какой можно сделать вывод? Если вам нужно только 8 гигов например и вы не думаете в будущем увеличивать обьем, то лучше купить планки так, чтобы этим обьемом занять все слоты памяти. Ну то есть если слота четыре слота, то стоит купить две планки по 4 гига и поставить их парно. Можно купить и 4 планки по 2 гига, но разницы не будет, ибо главное чтобы было парность планок, ну то есть две планки для этого достаточно. Если два канала памяти, то увеличение может быть только в два раза. В общем если еще проще, то если два канала, то ваш обьем ОЗУ должен быть поделен на две части (планки) одинакового обьема. Ну, надеюсь что понятно, извините если что не так

В общем вот такие вот дела. Оперативная память, это очень важная составляющая компьютера, в основном именно от нее и зависит быстродействие. Да, процессор конечно играет роль, но если он мощный, а оперативки мало, то комп все равно будет подтормаживать. Иногда бывает так, что у вас тормозит комп или ноут и вы думаете купить новый процессор или новый ноут. Да, это хорошо, но возможно стоит добавить оперативки и все глюки пропадут

Но вот какая штука еще есть. Оперативка это хорошо. Но главный фактор, вернее устройство, которое тормозит винду, если мало оперативки, это жесткий диск. То есть смотрите, что я имею ввиду. Если у вас есть 4 гига оперативки и жесткий диск, и вы хотите увеличить оперативку, ну чтобы комп работал быстрее, то тут еще есть такой вариант, что вместо покупки оперативки, купить SSD. Хороший твердотельный SSD-накопитель намного быстрее чем HDD, и даже если мало оперативки, то комп все равно будет работать быстрее. Дело в том, что при нехватке ОЗУ, часть данных сбрасывается на жесткий диск и потом при необходимости оттуда считывается. Поэтому если вместо жесткого диска будет хороший SSD, то все это будет выполняться во много раз быстрее. SSD нааамного быстрее чем жесткий диск! Тут нужно думать, анализировать то, что вы делаете на компе. Думаю что для игр все таки важнее будет оперативка, а для офисных задач лучше SSD, ну это просто мое мнение

Ну вот и все ребята, вроде бы все написал что нужно и немного еще инфы так бы сказать нужной написал. Надеюсь что все вам тут было понятно, удачи вам в жизни и чтобы все у вас было хорошо

17.11.2016

Сколько же ОЗУ необходимо для современных игр? Таким вопросом сейчас задается все большее число пользователей, но оно и понятно, ведь раньше игровая индустрия была развита не столь сильно, как сейчас. С выходом новых шутеров (и не только) требования к железу неумолимо растут вверх, и тут вопрос напрашивается сам собой: что это - нежелание разработчиков нормально оптимизировать приложения, или существует реальная необходимость увеличивать системные требования с каждым годом?

Как бы оно ни было, необходимо отталкиваться от того, что имеем, а имеем мы на настоящий момент игры, в системных требованиях которых пишут «требуется 4–8 ГБ оперативной памяти». Вот сегодня и проверим так ли оно на самом деле, и сколько необходимо оперативной памяти. Эта статья никоим образом не претендует на объективность, поскольку количество приложений по которым будут проводиться тесты небольшое. Но данная статья даст некоторую «пищу» для размышлений, так сказать.

Немного теории…

Как известно, 32-битная ОС (x86) в теории может использовать не более 4 ГБ (2 в степени 32) оперативной памяти. На практике, учитывая особенности адресации устройств, получится еще меньше - около 3,5 ГБ. И это не проблема конкретно Windows, просто архитектура x86 так работает. Предположим, что у нас установлена ОС Windows 7, то есть как минимум 800 МБ оперативной памяти уже занято системой (в случае 32-битной версии). Итого остается 2,7 ГБ свободной памяти. Но ведь еще есть такая штука, как «виртуальное адресное пространство», которое у 32-разрядной windows ограничено 2 ГБ.

Иными словами, каждое приложение, запущенное в 32-битной среде, не может потреблять больше 2 Гигабайт оперативки (то есть это я к тому, что основной массе приложений для стабильной работы, как правило, больше и не требуется).

Дабы обойти это ограничение еще со времен Windows XP была представлена технология Intel Physical Address Extensions (PAE), поддерживающая 36-битную адресацию. Она должна была повысить порог памяти, выделяемой каждому отдельно взятому приложению с 2 до 4 ГБ, что само по себе неплохо. Однако, технология так и не была реализована должным образом, возникли проблемы с драйверами; а еще, как оказалось, некоторые приложения, разработанные в 32-битном окружении, очень глючно работали в 36-битной среде.

Но ведь есть еще 64-битные ОС. Например, та же Windows 7 с такой разрядностью сразу после загрузки занимает не 800 МБ, а уже около 1 ГБ ОЗУ. Однако теоретический объем памяти возрастает уже до космических величин (2 в степени 64), которые в реальности, даже для топовых компов, ограничены 64 ГБ ОЗУ. Естественно, с возросшим общим объемом оперативной памяти, увеличилось и виртуальное адресное пространство. В 64-разрядных системах каждое приложение может занимать сколь угодно большой объем памяти.

Но если мы просто возьмем и запустим 32-битное приложение в 64-битном окружении, то порог в 2 ГБ никуда не денется. А «родных» 64-битных игр даже на текущий момент далеко не большинство. Поэтому, для увеличения этого порога до 4 ГБ требуются приложения, поддерживающие флаг /LARGEADDRESSAWARE (что означает «большее адресное пространство»). Обратите внимание на то, что применение такого флага в 32-битном окружении позволит получить только 3 ГБ адресного пространства, если хотите больше - нужна именно Windows 64 бита. Вопрос времени, когда количество 32-разрядных копий Windows, загружаемых пользователями по всему миру, станет настолько мало, что при разработке игр ими можно будет пренебречь. Ну а пока что, разработчики вынуждены в лучшем случае делать две версии игрового приложения, для 32 и 64 разрядных систем - соответственно.

«В лучшем случае» - потому что многие не делают даже этого, ибо дороговато выходит, а выпускают игру как 32-битное приложение, ну или как максимум, с поддержкой ключа /LARGEADDRESSAWARE. И таких большинство. Из всего вышесказанного выходит, что современные игры не потребляют больше 4 ГБ, за редким исключением. Для начала приведу в пример несколько тестов 2009 года, взятых с авторитетного ресурса thg.ru. Да, хоть тесты и старые, но в них за основу взяты некоторые весьма прожорливые игры, даже по нынешним меркам (Crysis, GTA4, FarCry2, Left4Dead).

Как видно, в большинстве тестов разница между тремя и шестью гигабайтами оперативки на количество FPS влияет весьма слабо, точнее, нисколько не влияет, кроме GTA 4, в которой при увеличении с 3 до 6 ГБ фпс поднялся на 5 кадров. То есть 3 ГБ ОЗУ достаточно, это при всем при том, что (как уже ранее упоминалось) около 1 ГБ съедает сама ОС Windows 7 x64. Итого остается в районе 2 ГБ свободной ОЗУ. Иными словами, получается, что игры того времени не потребляли больше этой величины, а скорее даже меньше, что-то около 1–1,5 ГБ максимум, сколько бы кто чего ни говорил.

Независимые тесты

Я не поленился и решил устроить свои тесты с блэкджеком по тем играм, что были под рукой, так сказать. Это были: ETS2, STALKER Shadow of Chernobyl, TDU2, Car mechanic simulator 2015 и Watch dogs. На моем компьютере установлено ровно 4 ГБ ОЗУ. И вот что получилось в итоге:

Самой «прожорливой» оказалась Watch dogs, которая взяла в свое пользование аж 2,15 ГБ и это на высоких настройках графики при разрешении экрана 1680×1050 пикселей. В разрешении Full HD при ультра-настройках потребность в оперативке вырастет до 2,5–2,8 ГБ максимум. Получается, что достаточно и 4 ГБ, чтобы ничего не тормозило, а это существенно меньше заявленных разработчиками системных требований (6–8 ГБ) для конкретно Watch dogs, например.

Возможно в ближайшие два года отдельно взятой игре нужно будет 4 ГБ оперативной памяти, то есть уже необходимо будет иметь при себе 6 ГБ ОЗУ, чтобы ничего не тормозило. Как мне кажется, ситуация с завышением системных требований это общая тенденция, которая еще нескоро исчезнет. Разработчики как бы говорят: «чувак, вот сколько оперативки тебе нужно», тем самым уберегая себя от упреков по поводу плохой производительности со стороны пользователей. Но мы то теперь с вами знаем, что нужно куда меньше 😉

P.S.: рекомендую посмотреть видео по теме. Кстати говоря, у автора видео после перезагрузки Windows 7 x64 занимает аж 1,5 ГБ, думаю, это связано с многочисленными службами и приложениями, висящими в фоне, которые, по всей видимости, подгружаются автоматом при старте системы. У меня, повторюсь, это значение колебалось около 1 ГБ.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.



Рекомендуем почитать

Наверх