Нелицензионный контент. Больше половины россиян не знают, как отличить легальный контент от пиратского. Одна из причин появления пиратского контента

Скачать на Телефон 14.03.2019
Скачать на Телефон

Falcon Heavy на стартовой площадке LC-39A перед первым пуском

Falcon Heavy (букв. с англ. -  «Тяжёлый Cокол») - американская (РН) сверхтяжёлого класса с возможностью повторного использования, спроектированная и произведённая компанией SpaceX. Falcon Heavy (ранее известная как Falcon 9 Heavy ) относится к и является одной из крупнейших ракет-носителей в истории мирового космического ракетостроения.

На момент первого запуска - самая грузоподъёмная, мощная и тяжёлая ракета-носитель из находящихся в эксплуатации. Также Falcon Heavy принадлежит абсолютный рекорд по числу маршевых двигателей (28, в том числе 27 одновременно работающих) среди успешно летавших ракет-носителей.

История создания

О разработке ракеты-носителя Falcon Heavy руководитель компании SpaceX Илон Маск заявил на пресс-конференции в Национальном пресс-клубев Вашингтоне, округ Колумбия, 5 апреля 2011 года. Первоначально был заявлен как дата первого пуска 2013 год (со стартовой площадки на ).

Завершение разработки и дебютный пуск ракеты многократно откладывались.

Falcon Heavy - одна из тех вещей, которые, на первый взгляд, выглядят просто. Просто берём две первые ступени и используем их как навесные ускорители. На самом деле нет, это безумно сложно и потребовало переработки конструкции центрального блока и массу различного оборудования. Это действительно было шокирующе тяжело перейти с одноблочной на трёхблочную ракету.

Илон Маск, на пресс-конференции после первого повторного использования первой ступени .

После аварии ракеты-носителя Falcon 9 в июне 2015 года приоритет работ над первым пуском Falcon Heavy, который планировался в конце года, был снижен в пользу ускорения возвращения к полётам ракеты Falcon 9, и перенесён сначала на весну 2016-го, а позже на конец 2016 года. Изменена была и стартовая площадка для дебютного пуска - на LC-39A во Флориде. На стартовом комплексе проводились работы по его переоборудованию для запусков Falcon Heavy.

Повреждение стартового комплекса SLC-40 при взрыве Falcon 9 в сентябре 2016 года вынудило компанию SpaceX к ускорению работ по вводу в действие комплекса LC-39A для переноса на него своих пусковых операций на Восточном побережье США. Завершение работ по адаптации стартового стола под пуски Falcon Heavy было отложено в пользу максимально скорого начала пусков ракеты Falcon 9 с этой стартовой площадки. После восстановления комплекса SLC-40, которое закончилось осенью 2017 года, пуски Falcon 9 были перенесены на него, позволив завершить подготовку комплекса LC-39A для дебютного пуска Falcon Heavy, который ожидался в начале 2018 года.

Хотя изначально Falcon Heavy была разработана для отправки людей в космос, включая миссии на и , на февраль 2018 года запланированные пилотируемые полёты на ней отсутствуют; взамен предполагается использовать ракету-носитель для отправки в космос массивных грузов, например таких, как тяжёлые искусственные спутники Землии автоматические межпланетные станции.

Грузоподъёмность

Синхронная посадка ускоителей

После успешного первого запуска 6 февраля 2018 года стала крупнейшей используемой на данный момент ракетой-носителем, вдвое превосходя по полезной нагрузке, которую может вывести на низкую опорную орбиту. Однако эта ракета-носитель не является крупнейшей в истории космонавтики, поскольку использовавшиеся ранее ракеты-носители и «Энергия» могли нести полезную нагрузку до 141 и 105 тонн соответственно (также расчётную максимальную полезную нагрузку до 100 т имела советская РН Н-1/Н-1Ф, но все её пуски были безуспешны). Планируется, что Falcon Heavy сможет доставлять до 63,8 т на (в невозвращаемом варианте; при условии возвращения на боковых ускорителей и первой ступени - на НОО Falcon Heavy сможет выводить полезную нагрузку массой примерно до 30 т), до 26,7 т на (при возвращении первой ступени и боковых ускорителей - до 8 т на ГПО, при возвращении только боковых ускорителей - до 16 т на ГПО), до 16,8 т - на отлётную траекторию к Марсу и до 3,5 т - на отлётную траекторию к (при современном или близком к таковому положении последнего на орбите).

Стоимость запуска

Компания SpaceX заявляет, что стоимость одного запуска составляет 90 миллионов долларов США - при том, что стоимость пуска Delta IV Heavy составляет примерно 435 миллионов долларов. Впрочем, следует отметить, что стоимость пусков Falcon Heavy будет весьма существенно зависеть от выбора их конфигурации - с возвращением боковых ускорителей и I ступени, с возвращением только боковых ускорителей или же полностью в невозвращаемом варианте.

Анонсированная стоимость запуска Falcon Heavy несколько раз менялась. В 2011 году она составляла 80-125 млн $. В 2012 году указывалась стоимость пуска 83 млн $ при полезной нагрузке до 6,4 т на ГПО и 128 млн для нагрузки более 6,4 т на ГПО, в 2013 году была указана стоимость соответственно 77,1 и 135 млн. С 2014 года на сайте компании указывалась только стоимость запуска с полезной нагрузкой до 6,4 т на ГПО, которая тогда составляла 85 млн, увеличившись до 90 млн в 2015 году (для спутников массой до 8 т на ГПО).

Контракты

В мае 2012 года был подписан первый коммерческий контракт с компанией Intelsat на запуск её ракетой-носителем Falcon Heavy. Из-за задержек с разработкой ракеты впоследствии запуск Intelsat 35e был перенесён на ракету-носитель Falcon 9.

В декабре 2012 года ВВС США подписали контракт со SpaceX на запуск по программе министерства обороны STP-2 (Space Test Program - «Космическая Испытательная Программа - 2» ) с помощью Falcon Heavy. Миссия подразумевает выведение двух основных аппаратов и множества второстепенных на различные орбиты и будет использоваться как часть сертификации ракеты-носителя для более важных правительственных оборонных заказов.

В июле 2014 года компания Inmarsat подписала соглашение на запуски 3-х своих спутников ракетой Falcon Heavy. В связи с задержками, в декабре 2016 года запуск одного из этих спутников был отдан конкуренту SpaceX, компании Arianespace, для запуска на ракете-носителе . Другой спутник, Inmarsat-5 F4, запущен ракетой Falcon 9.

В начале 2015 года компания ViaSat подписала соглашение на запуск с помощью Falcon Heavy спутника ViaSat-2, но в феврале 2016 года компанией было принято решение переместить запуск этого спутника на ракету «Ариан-5», для того чтобы остаться в рамках намеченного контрактными обязательствами расписания. Тем не менее, контракт со SpaceX был сохранён - на запуск одного из трёх спутников следующего поколения ViaSat-3 в 2019-2020 гг. с опцией на запуск ещё одного.

В апреле 2015 года был подписан контракт с компанией ArabSat на запуск спутника Arabsat-6A.

В апреле 2016 года SpaceX объявила о планах запуска с помощью Falcon Heavy миссии Red Dragon для демонстрации технологии управляемой реактивной посадки на поверхность Марса. Изначально запуск намечался на 2018 год, позже был перенесён на 2020. Однако в середине июля 2017 г. Илон Маск объявил на конференции ISSR&D в Вашингтоне, что SpaceX отказывается от проекта Red Dragon в связи с тем, что космические корабли Dragon следующих версий будут иметь парашютную систему посадки, причем на беспилотном варианте корабля Dragon двигателей SuperDraco не будет вообще.

27 февраля 2017 года компания SpaceX анонсировала план полёта пилотируемого корабля Dragon V2 с двумя частными пассажирами с выполнением облёта Луны и возвратом на Землю. Запуск был намечен на конец 2018 года ракетой-носителем Falcon Heavy. Однако в феврале 2018 года SpaceX отказалось от сертификации Falcon Heavy для пилотируемых полетов в пользу многоразовой системы BFR. Если разработка BFR затянется, то SpaceX вернется к первоначальному плану с использованием Falcon Heavy. В любом случае, это решение означает, что частный пилотируемый облёт Луны отложен на несколько лет.

Конструкция

Falcon Heavy состоит из усиленной модификации первой ступени Falcon 9 в качестве центрального блока (первой ступени), двух дополнительных первых ступеней Falcon 9 в качестве боковых ускорителей (так называемая «нулевая ступень») и второй ступени. В СССР и России такие боковые ускорители классифицируются как первая ступень, а центральный блок - как, соответственно, вторая ступень; таким образом - по советской/российской классификации Falcon Heavy является не 2-х, а 3-х ступенчатой ракетой-носителем.

Боковые ускорители

Два ускорителя, выполненных на основе первой ступени Falcon 9, закрепляются по бокам первой ступени ракеты-носителя. На верхушке ускорителей размещён композитный защитный конус. Каждый ускоритель имеет по 9 жидкостных ракетных двигателей Merlin 1D, расположенных по схеме Octaweb, c одним центральным двигателем и остальными восемью, расположенными вокруг него.

Первая ступень

Первая ступень Falcon Heavy являет собой конструктивно усиленный центральный блок, выполненный на основе первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 FT, модифицированный для закрепления двух боковых ускорителей. Оборудован девятью жидкостными ракетными двигателями Merlin 1D. Сверху расположен переходной отсек, вмещающий двигатель второй ступени и оборудованный механизмами расстыковки ступеней.

Суммарно 27 двигателей Мерлин 1D (центральный блок и боковые ускорители) создают тягу 22 819 кН на уровне моря и 24 681 кН в вакууме.

Falcon Heavy, как и Falcon 9, оснащена элементами системы многоразового использования для контролируемого возвращения и мягкой посадки как центрального блока, так и боковых ускорителей. Возврат ступеней снижает максимальную полезную нагрузку ракеты-носителя. В связи с тем, что первая ступень Falcon Heavy при расстыковке со второй ступенью будет обладать значительно большей скоростью и находиться намного дальше от стартовой площадки, в сравнении с первой ступенью Falcon 9, необходимость её возврата на посадочную площадку повлечёт значительное снижение массы выводимой нагрузки. Поэтому в высокоэнергетических запусках на геопереходную орбиту первая ступень Falcon Heavy будет осуществлять посадку на плавучую платформу. Боковые ускорители, напротив, будут иметь возможность возврата к месту старта и посадки на землю при подавляющем большинстве сценариев запуска. Для посадки боковых ускорителей Falcon Heavy на территории Посадочной зоны 1 планируется создать ещё две посадочные площадки.

Изначально планировалась возможность установки на Falcon Heavy уникальной системы перекрёстной подачи топлива, позволяющей двигателям центрального блока использовать топливо из боковых ускорителей в первые минуты после старта. Это давало бы возможность сохранить больше топлива в центральном блоке для более продолжительной его работы после отделения боковых ускорителей, и, как следствие, увеличить максимальную массу выводимой полезной нагрузки. Впоследствии приоритет этих работ был снижен из-за нежелания дополнительно усложнять конструкцию, а также из-за отсутствия на рынке спроса на столь тяжёлую полезную нагрузку. Разработка данной системы продолжается, её внедрение возможно в будущем. На начальном этапе будет использоваться схема, при которой сразу после запуска ракеты-носителя тяга двигателей центральной секции будет максимально снижена для экономии топлива. После отделения боковых ускорителей двигатели первой ступени будут снова включены на полную тягу. Подобную схему использует ракета-носитель Delta IV Heavy.

Вторая ступень

Вторая ступень РН Falcon Heavy аналогична используемой на ракете-носителе Falcon 9 и оснащена одним двигателем Merlin 1D Vacuum с номинальным временем работы 397 секунд и максимальной тягой в пустоте 934 кН. Конструкция двигателя позволяет запускать его многократно в течение полёта.

Стартовые площадки

По состоянию на 2017 год SpaceX готовит следующие стартовые комплексы для ракеты-носителя Falcon Heavy:

  • Космический центр Кеннеди (мыс Канаверал, Флорида, США) - LC-39A; арендуется у NASA. Ранее стартовый комплекс использовался для пусков ракет Сатурн-5 и системы . В настоящее время стартовый комплекс используется для пусков Falcon 9 и Falcon Heavy, в дальнейшем планируется использовать его для пилотируемых запусков корабля Dragon V2, первый запуск намечен на 2018 год.
  • База ВВС США Ванденберг (Калифорния, США) - SLC-4E; арендуется у ВВС США. Ранее стартовый комплекс использовался для пуска ракет Титан-3 и Титан-4. В настоящее время используется для пусков Falcon 9 и модернизируется для пусков Falcon Heavy.

Посадочные площадки

В соответствии с объявленной стратегией возврата и повторного использования первой ступени Falcon 9 и Falcon Heavy, компания SpaceX заключила договор аренды на использование и переоборудование 2-х площадок на Восточном и Западном побережьях США.

  • База ВВС США на - Посадочная зона 1 (бывший стартовый комплекс LC-13); арендуется у ВВС США.
  • База ВВС США Ванденберг - стартовый комплекс SLC-4W; арендуется у ВВС США.

Данные стартовые комплексы дооборудованы площадками для управляемого приземления как боковых ускорителей Falcon Heavy, так и первой ступени этой РН.

Кроме того, компания SpaceX владеет специально изготовленными для посадки первой ступени Falcon 9 плавучими платформами, которые в будущем могут использоваться и для посадки центрального блока (первой ступени) ракеты-носителя Falcon Heavy.

Первый запуск

Старт РН «Falcon Heavy»

В марте 2017 года было анонсировано, что при первом запуске ракеты-носителя, в качестве боковых ускорителей будут повторно использованы 2 первые ступени ракеты-носителя Falcon 9, возвращённые после предыдущих пусков. Во время дебютного полета планировалось возвращение боковых ускорителей к месту пуска и посадка их на Посадочной зоне 1, в то время как центральный блок (первая ступень) выполнит посадку на плавучей платформе Of Course I Still Love You.

Рассматривалась также возможность, что при дебютном пуске будут проведены испытания по возврату второй ступени ракеты-носителя.

В начале апреля 2017 года на испытательном предприятии SpaceX в Техасе был установлен для статичного прожига первый боковой ускоритель для дебютного пуска Falcon Heavy - восстановленная и модифицированная первая ступень B1023, севшая на плавучую платформу после запуска спутника Thaicom 8 в мае 2016 года.

В конце апреля его место на испытательном стенде занял новый центральный блок B1033. 9 мая 2017 года компания SpaceX сообщила об успешном прожиге этой ступени.

Вторым боковым ускорителем для первого запуска стала ступень B1025, вернувшаяся на посадочную площадку после запуска SpaceX CRS-9 в июле 2016 года.

1 декабря 2017 года Илон Маск объявил, что в качестве полезной нагрузки для первого пуска ракеты-носителя Falcon Heavy будет использован его личный электромобиль Tesla Roadster, который планировалось вывести на орбиту в направлении Марса. Позже стали доступны фотографии автомобиля внутри головного обтекателя ракеты.

28 декабря 2017 года Falcon Heavy была впервые установлена на стартовой площадке LC-39A, а 24 января 2018 года, спустя несколько недель задержек, одна из которых была связана с приостановкой работы правительства США, был осуществлён тестовый прожиг всех 27 двигателей Merlin 1D длительностью в 12 секунд.

Вебкаст дебютного пуска

Трансляция с видеокамер на автомобиле

Первый испытательный запуск Falcon Heavy был успешно произведён 6 февраля 2018 года в 20:45 UTC со стартовой площадки LC-39A в Космическом центре Кеннеди. После отстыковки два боковых ускорителя успешно приземлились на посадочных площадках на мысе Канаверал. Посадка центрального блока на плавучую платформу была неуспешной. Перед посадкой ступень не смогла воспламенить топливо тормозных двигателей, так как закончилась пирофорная смесьтриэтилалюминия и триэтилборана (TEA-TEB), используемая в качестве жидкости для зажигания. Два двигателя из трёх не запустились для посадочного импульса и ступень промахнулась мимо плавучей платформы примерно на 100 метров, врезавшись в воду со скоростью ~ 130 м/с и повредив при этом два двигателя платформы.

В компании не планировали повторно запускать используемые в тестовом полёте центральный блок и ускорители. Боковые ускорители соответствовали спецификации Block 4, а центральный - Block 3. На данный момент SpaceX намерены повторно использовать только финальную версию Block 5. Следующий пуск Falcon Heavy будет осуществлен на трех ступенях Block 5. На последующей конференции Илон Маск заявил, что боковые ускорители в хорошем состоянии и могли бы слетать еще раз, кроме того он рад, что с ними вернулись титановые решетчатые рули, производство которых стоит очень дорого.

Спустя 8,5 минуты после старта ракеты-носителя, вторая ступень вывела электромобиль Tesla Roadster с манекеном внутри, одетым в космический костюм SpaceX, на околоземную орбиту. На 29-й минуте полёта второе, 30-секундное включение ступени подняло орбиту до 180 × 6951 км, наклонение 29°. Последнее, третье включение двигателя второй ступени выполнено через 6 часов после запуска, оно направило ступень с макетом полезной нагрузки на гелиоцентрическую орбиту с перигелием 0,99 а. е. и афелием 1,71 а. е. В июле 2018 года Tesla Roadster пересечёт орбиту Марса, а в ноябре достигнет максимального удаления от - 255 млн км, немного дальше орбиты Марса. Продолжительная работа второй ступени должна была продемонстрировать способность Falcon Heavy выполнять запуски с прямым выведением спутников на геостационарную орбиту. Сначала при вычислении параметров орбиты была допущена ошибка, однако через некоторое время астроном Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики уточнил параметры орбиты и подтвердил, что она совпадает с ранее запланированной, и Tesla Roadster не находится в путешествии к .

Вместе с электромобилем на орбиту доставлен дисковый накопитель Arch 5D , высокоустойчивый к тяжёлым условиям открытого космоса, с собранием романов цикла «Основание» писателя-фантаста Айзека Азимова. Тексты были выгравированы лазером на особым образом структурированном кварцевом стекле, диск кратковременно выдерживает температуры до +1000°С, а при +190°С его срок годности составляет 13,8 млрд лет. При обычной комнатной температуре данные могут храниться практически до бесконечности. На пластине, изображающей логотип SpaceX, размещённой на адаптере полезной нагрузки, нанесены имена более 6000 сотрудников компании.



Депутаты Госдумы приняли проект поправок в Гражданский Кодекс,
которые позволят штрафовать всякого, кто скачает или посмотрит в Cети
нелицензионный контент.


Госдума в пятницу приняла в третьем, заключительном, чтении закон,
направленный на усиление охраны авторских прав; соответствующие
изменения внесены в часть 4 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Как сообщается
на сайте Думы , в поддержку законопроекта, направленного на ужесточение борьбы с бытовым пиратством было подано 408 голосов, 1 голос против.


С принятием поправок в статью 1273 ГК теперь можно будет штрафовать
всех, кто качает или потребляет нелицензионный контент из Интернета
- даже если они ничего не знают о его нелицензионности.


Поправки, одобренные депутатами, дополняют содержащуюся в статье 1273
ГК норму о свободном воспроизведении произведения в личных целях
словами "при необходимости". Внесение соответствующих изменений в статью
1273 дает теперь правообладателям возможность претендовать на
вознаграждение. При этом в одобренных поправках не уточняется, при каких
обстоятельствах произведения, в том числе аудио- и видеопродукцию,
можно воспроизводить в личных целях без выплаты вознаграждения, а при
каких - нет, сообщает Lenta.ru .


Поскольку закон носит общий характер, его действие распространяется
как на правоотношения в Сети, так и вне Интернета. Применительно к
последнему принятые поправки означают, что любой пользователь,
скачивающий и воспроизводящий контент из Сети, может оказаться
нарушителем закона. При этом, согласно ст. 1270 ГК РФ, «запись
произведения на электронном носителе, в том числе, запись в память ЭВМ,
также считается воспроизведением», а для записи в память компьютера, как
известно, достаточно всего лишь зайти на страницу с контентом, отмечает
CNews .
Наказание же за нарушение прав правообладателя предусмотрен нешуточный:
штраф в размере от 10 тысяч рублей до 5 млн. рублей, либо лишение
свободы на срок до двух лет.


Между тем, как пишет Руформатор , отличить
пиратский контент от лицензионного в Интернете простому
пользователю зачастую невозможно. В качестве примера интернет-издание
приводит в пример два ресурса — ivi.ru и Turbofilm .
На обоих можно смотреть видео online примерно одного качества
изображения, но при этом, отмечает Руформатор, ivi.ru в отличие от
Turbofilm, предоставляет к просмотру лицензионный контент. Сам
пользователь при этом, не обладая достаточными познаниями и навыками, не
отличит в данном случае законно и незаконно размещенные видеоролики
друг от друга - для него это просто ролики.


Авторы введения поправок в Гражданский кодекс объясняют применение
новых норм необходимым условием для вступления России в ВТО. Однако, как
отмечают эксперты, необходимость как минимум неочевидна: членами ВТО
являются разные государства - Швеция, которая весьма лояльно относится к
пиратам и Франция, где за скачивание нелицензионного контента можно
лишиться права выходить в Сеть.


Впрочем, как заверил первый зампредседателя комитета Госдумы по
законодательству Владимир Груздев в эфире одной радиостанций, поправки
не коснутся простых пользователей, а только использующих контент в
коммерческих целях.


"Конечно,
это не коснется простых людей, это будет касаться нарушителей,
системных нарушителей, людей, которые занимаются этим бизнесом, потому
что это действительно стало бизнесом. Речь, конечно же, не будет идти о
том, что если вы вдруг запишите какую-либо передачу, то вас завтра
посадят", - приводит REGNUM слова зампреда.

Однако
в ряде крупнейших интернет-компаниях не разделяют мнение чиновника. Так
как по мнению представителя Google Анны Забровской, которое приводит
газета "Ведомости" , формулировка
«при необходимости» слишком расплывчатая, открываются возможности для
злоупотреблений и для необоснованного давления на пользователей, что
может негативно сказаться на развитии всего Рунета.


С ней солидарен и замдиректора Российской ассоциации электронных
коммуникаций Сергей Гребенников. По его мнению необходимо, чтобы
Верховный суд дал разъяснение, как следует трактовать сочетание "при
необходимости", иначе люди просто станут бояться заходить на ресурсы,
рискуя получить иск от правообладателя.



Рекомендуем почитать

Наверх