Вредоносное ПО (malware) - это назойливые или опасные программы,...
Brush, не выходя ни из одной из этих программ в едином интерфейсе Windows.
Рис. 2.6. Пример окна диспетчера файлов
Для работы с файлами в Windows существует специальная программа - File Manager (Диспетчер Файлов - Менеджер Файлов), рис. 2.6. Она позволяет выполнять все виды работ с файлами: просмотр файловой структуры, копирование, удаление, переименование, пересылку между каталогами и т.д. Пиктограмма Диспетчера Файлов имеет вид шкафа с ящиками, каталога - папки, текущего каталога - раскрытой папки. Благодаря наглядности и простоте использования оболочка Windows получила огромное распространение и стала стандартом для IBM совместимых персональных компьютеров с процессорами 386 и более мощных.
Важно понимать, однако, что многозадачность Windows не есть реальная параллельность в выполнении программ. На машине с одним процессором, которой является IBM PC, истинная параллельность невозможна. Среда Windows создает видимую параллельность, разделяя время между приложениями малыми порциями и постоянно переходя от одного к другому.
С 1995 года на смену операционной оболочке Windows 3.1 для IBM-совместимых персональных компьютеров пришла операционная система Windows"95. В настоящее время эта операционная система бьет все рекорды популярности. По прогнозам ожидается около 100 млн. продаж этой системы к 2000 году. Трудно оценить количество несанкционированных копий этой системы, широко используемой как в России, так и во всем мире. Windows"95 предназначена для установки на персональных компьютерах desktop и компьютерах типа notebook, имеющих процессор типа
Intel 80386DX, 80486, Pentium. Объем оперативной памяти должен быть не менее 4 Мбайт. Новая версия операционной системы лучше использует дополнительную оперативную память, чем предыдущая. Однако многие приложения для нормальной работы требуют от 8 до 16 Мбайт.
Новая версия обеспечивает более высокую производительность и большие возможности за счет применения 32-, а не 16-разрядной передачи данных. Windows"95 является высокопроизводительной, универсальной, надежной, многозадачной и многопотоковой интегрированной 32разрядной операционной системой нового поколения с расширенными сетевыми возможностями, работающей в защищенном режиме и обеспечивающей графический интерфейс с пользователем. Windows"95 представляет собой интегрированную среду, обеспечивающую эффективный обмен информацией между отдельными программами и предоставляющую пользователю широкие возможности по обработке текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Понятие интегрированности подразумевает также совместное использование ресурсов компьютера всеми программами.
Операционная система позволяет прослушивать компакт-диски, редактировать музыкальные произведения, работать с видеофрагментами. Новая операционная система обладает также улучшенными телекоммуникационными возможностями, которые позволяют использовать ее в локальных и глобальных сетях, работать с электронной почтой. Windows"95 обеспечивает работу пользователя в сети, с электронной почтой, факсом и со средствами мультимедиа, поддерживает большинство приложений DOS и предыдущих версий Windows. Если в предыдущих версиях ак-
тивное приложение периодически передавало системные ресурсы другим приложениям, работающим в фоновом режиме, то новая операционная система сама управляет ресурсами, используя принцип вытесняющей многозадачности. Приложение, нуждающееся в ресурсах, может приостановить работу до получения ресурса или перейти к другим операциям. Многопоточное выполнение одной задачи позволяет при задержке в выполнении одного потока работать со следующим. Распределение времени между потоками производится с учетом их приоритетов. Приложения работают в защищенном адресном пространстве. После завершения работы приложения память автоматически очищается.
Применение 32-разрядного фонового спулинга печати ускоряет печать больших документов, позволяет минимизировать перерывы в работе. Сопоставление возможностей Windows"95 и Windows for Workgroups 3.11 показало, что при использовании новой операционной системы скорость загрузки и печати 100-страничного WinWord-документа возросла примерно на 30%.
После загрузки Windows"95 на экране появляется изображение, напоминающее рабочий стол. Так же, как на рабочем столе, на его модели (на экране) размещены значки папок с документами и значки быстрого доступа. Одна из основных задач, поставленная разработчиками новой операционной системы, заключалась в обеспечении простоты, удобства, интуитивной очевидности пользовательского интерфейса. Интерфейс Windows"95 спроектирован так, чтобы создать комфортные условия для пользователя и обеспечить объектно-ориентированную и документированную работу. По сравнению с предыдущими версиями улучшилось оформление экрана: появились эффектные трехмерные интерфейсные элементы, изменилось оформление диалогового окна, окон приложений и документов. Улучшенный пользовательский интерфейс, однотипность выполнения всех базовых операций призваны ускорить процесс освоения операционной системы.
Для обозначения различных объектов, с которыми имеет дело пользователь, в Windows используются графические символы. В Windows"95 отдельные файлы объединяют в папки, которые являются аналогом каталогов, использовавшихся в предыдущих версиях. Так же, как в каталоге может находиться несколько каталогов более низкого уровня, папка может состоять из нескольких папок более низкого уровня.
Значительное внимание уделено документо-ориентированной работе с тем, чтобы пользователь в первую очередь уделял внимание документам, а не прикладным программам (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью прикладной программы). Windows"95 позволяет открыть любой документ, не запуская предварительно приложение, в котором оно создано. Объекты (предметы), с которыми мы контактируем в реальной жизни, обладают определенными свойствами. У каждого предмета свой внешний вид, вес, габариты и т.п. Аналогично, объекты Windows имеют свои характеристики. Можно подобрать внешний вид значка, отображающего файл. Файлы имеют размеры, для них задаются атрибуты и т. п.
Windows"95 предоставляет удобные средства быстрого вызова программ, документов и папок с помощью значков быстрого вызова, позволяющих двойным щелчком открыть папку или документ, не запуская предварительно приложение, в котором создавался объект. Чтобы ускорить открытие часто используемых документов и запуск приложений, можно создать к ним сколько угодно значков быстрого вызова и разместить их на рабочем столе в одной или нескольких папках. Например, можно обеспечить быстрый вызов принтера, установив его значок на рабочей поверхности стола. В этом случае, чтобы распечатать файл будет достаточно перетащить мышью его значок на значок принтера. Двойной щелчок значка быстрого вызова Блокнот на экране дисплея запустит текстовый процессор.
Чтобы установить значок быстрого вызова к папке (файлу), ее необходимо выделить в окне Мой компьютер и выбрать командуСоздание ярлыка из менюФайл. Первоначально значок располагается в конце списка окна. Значок можно переместить или скопировать на рабочий стол или в часто используемую папку с помощью мыши методом Drag and Drop (Перетащить и Отпустить). Другой вариант установки значка быстрого вызова в нужной папке или на рабочем столе - перетащить значок программы или документа в нужную папку, нажав правую кнопку мыши, и воспользоваться командойСоздать ярлык из динамического меню, которое появится, когда отпустят правую кнопку. Можно не копировать файл (папку) в другую папку, а вставить в нее значок быстрого вызова к этому файлу. Сначала следует выделить файл, затем активизировать командуКопировать из менюПравка. После перехода в окно, где предполагается разместить значок быстрого вызова, активизируют командуВставить ярлык из менюПравка. Изображение значка быстрого
Вызова можно изменить с помощью диалогового окна, появляющегося после выделения значка и активизации команды Свойства из менюФайл. Все значки быстрого вызова связаны с файлами и папками, которые они представляют. При удалении файлов и папок автоматически удаляются и значки. При удалении значка быстрого вызова файл, с которым он связан, не удаляется. Если переименовать папку или файл, надпись к значку не меняется, однако, связь между ними сохраняется.
Длина имени файла в предыдущих версиях Windows, как и в DOS, была ограничена восемью символами, а расширение - тремя символами после точки. Это вызывало неудобства при вспоминании содержания файла. В Windows"95 эти ограничения сняты. Windows"95 позволяет давать файлам имена, содержащие до 255 символов и включать пробелы, знак плюс, знак равенства, квадратные скобки, точку с запятой и другие знаки препинания. Пробелы, находящиеся в начале и в конце имени, не учитываются. Имя файла можно писать на русском языке. Любые символы, стоящие после последней точки, рассматриваются как расширение, расширение имени зависит от приложения, в котором создавался файл. Имя для папки задается так же, как для файла. Однако для папки не задается расширение.
Чтобы установить атрибуты файла и определить его принадлежность к приложению или документу, используются первые три символа после последней точки в имени файла. Так, для файла CONFIG.SYSTEM устанавливается расширение SYS. Совместимость имен файлов новой операционной системы с предыдущими версиями и DOS обеспечивается поддержкой ранее используемой таблицы размещения файлов (FAT), в которой хранится информация о свободных секторах и о дисковом пространстве, отведенном для файлов. Существенные ограничения таблицы FAT связаны с тем, что она не предназначена для работы с большими дисками объемом 100 Мбайт. При работе с такими дисками FAT не помещается целиком в памяти и загружается частями, что увеличивает количество перемещений головок при считывании файла. Кроме того, использование FAT приводит к сильной фрагментации больших дисков, что увеличивает потери времени, связанные с их обработкой. Аналогичная таблица для Windows"95 совместима с FAT и поэтому при установке Windows"95 не требуется переформатирование жесткого диска. При использовании длинного имени, созданного Windows"95, в DOS FAT создаются «псевдонимы», которые обеспечивают ввод первых восьми букв из нового имени и добавляют порядковый номер после знака тильда "~". Например, при использовании слова literature (литература) в именах двух файлов в DOS они запишутся как litera~l для первого документа и litera~2 для второго документа. Инсталлируемая файловая система Windows"95 поддерживает также сетевые файловые системы.
Существенно усовершенствованы в Windows"95 окна. Групповые окна заменены на окна папок, в которых появились очень полезные для работы панели инструментов. Их можно отобразить в окне папки или удалить командой Панель инструментов (рис. 2.7.) из менюВид. Панель содержит раскрывающееся окно списка, в котором представлено имя текущей папки, и кнопки, дублирующие часто используемые команды. После раскрытия окна списка в нем видна древовидная диаграмма папок, имеющихся на компьютере. Команду можно быстро активизировать, щелкнув кнопку на панели инструментов. При этом нет необходимости сначала выбирать меню. При подводе указателя мыши к кнопке рядом с ним появляется флажок-подсказка с названием выполняемой команды.
Рис. 2.7. Панель инструментов окна папки
Ниже кратко описывается назначение кнопок:
1 - вверх на один уровень (Up one level) - переход в родительскую папку; 2- подключить сетевой диск (доступно при работе в сети); 3 - отключить сетевой диск (доступно при работе в сети);
4 - вырезать (Cut) - перемещение выделенного объекта в Буфер Обмена;
5 - копировать (Copy) - копирование выделенного объекта в Буфер Обмена; 6 - вставить (Paste) - вставка выделенного объекта из Буфера Обмена;
7 - отменить (Undo) - отмена последней команды, восстанавливает вид окна до выполнения
предыдущей команды;
8 - удалить (Delete) - уничтожение выделенного файла или папки; 9 - свойства (Properties) - вызов одноименного диалогового окна;
10 - большие значки (Large Icons) - отображение рядом с именами папок и файлов больших значков;
11 - маленькие значки (Small Icons) - отображение рядом малых значков;
12 - список (List) - отображение сначала папок, затем файлов столбцами так, чтобы надписи к ним следовали в алфавитном порядке;
13 - таблица (Details) - отображение рядом с именами папок и/или файлов их кратких характеристик.
В зависимости от указанного типа файла, Windows"95 позволяет открыть то или иное приложение, использовать определенный набор команд. Для изменения типа файла или значка к нему используют кнопку Правка.
При работе с документом следует максимально увеличить область экрана, где может располагаться интересующая нас информация. Однако большую часть экрана часто занимают различные панели. Отображение на экране панели задач регулируется с помощью флажков вкладки
Параметры панели задач команды Панель задачменю Настройки.Установка флажка Автомати-
чески убирать с экрана позволяет не показывать панель задач и освободить максимум рабочего пространства для работающего приложения.
Windows^95 дает возможность печатать документы на нескольких десятках языков. При начальной установке системы необходимо записать утилиты, позволяющие работать на нужном вам языке. Русифицированная версия содержит кодовую страницу, поддерживающую знакогенератор и раскладку клавиатуры на русском языке. Эта страница обеспечивает корректную работу с именами файлов, содержащими русские буквы не только в Windows, но и в DOS. Язык, на котором будут печататься символы, переключатели, используемые для перехода с одного языка на другой, выбираются в диалоговом окне программы Клавиатура с вкладкойЯзык приложенияПанель управления. Приложение можно вызвать, щелкнув кнопкуПуск. Затем в менюНастройки выбирают командуПанель управления. Чтобы добавить другой язык для ввода символов, нажимают кнопкуДобавить, в раскрывающемся окне списка Язык выбирают требуемый и щелкают кнопку ОК.
Для выделения заголовков, смыслового разграничения отдельных фрагментов, при написании формул, индексов используются различные стили и размеры шрифта. Получить справочные данные о шрифте и увидеть его гарнитуру (стиль) позволяет окно, появляющееся после выбора команды Открыть из менюФайл папкиШрифты программыМой компьютер. В окне отражаются название, размер файла, версия, фирма-разработчик, демонстрируются образцы нескольких размеров шрифта. Чтобы удалить используемый шрифт, его надо выделить в окне папкиШрифты и выбрать командуУдалить из менюФайл.
Во многих приложениях гарнитура и размер шрифта задаются в диалоговом окне команды Шрифт. Перечень всех установленных шрифтов приводится в окне спискаШрифт. Размер в пунктах выбирается в окнеРазмер. Образец написания выбранного шрифта представляется в демонстрационном полеОбразец в правой части окна. В полеЦвет задается цвет символов. Начертание (стиль) шрифта задается в окнеНачертание: обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый.
Меню Пуск позволяет выполнить большой набор работ, связанных с запуском приложений, получением справок, поиском и открытием документов, настройкой системы. Видимо поэтому разработчики операционной системы рядом с кнопкойПуск поместили подсказку: «Начните работу с нажатия этой кнопки». Для активизации менюПуск следует щелкнуть кнопкуПуск или нажать на клавиши Ctrl+Esc. При остановке указателя мыши на пункте меню со значком треугольника с правой стороны раскрываются окна, содержащие подменю и команды. В свою очередь отдельные пункты появившегося подменю также могут быть отмечены значком треугольника и иметь свои подменю. Каждое подменю содержит группу программ. Для выбора программы необходимо остановить на ней указатель и щелкнуть мышью.
Пункт Документы открывает список с названиями последних документов, с которыми работал пользователь. Список может содержать до 15 наименований документов, независимо от приложения, в котором они создавались. Для открытия документа следует щелкнуть на его названии. Следует отметить, что некоторые приложения не добавляют имена файлов в список меню
Документы. Тогда документ можно открыть, запустив то приложение, в котором он создавался. Как правило, открыть документ позволяет командаОткрыть из менюФайл соответствующего приложения Windows. Кроме того, документ можно открыть двойным щелчком его значка в окне
Мой Компьютер.
Ряд приложений Windows проверяет, имеются ли в памяти компьютера несохраненные данные. При выходе из приложения без команды Сохранить появится предупреждающее сообщение с вопросом о необходимости сохранения последних изменений. При попытке закрыть приложение без указаний как поступить с открытым документом появится запрос: «Сохранить изменения, внесенные в документ?». Три кнопки -Да, Нет, Отменить - позволяют сохранить внесенные во время текущего сеанса работы изменения, не вносить изменений или отменить выход из системы.
Наиболее быстрый способ добавить команду/пункт в меню Пуск - перетащить мышью значок программы на кнопку этого меню. Новый пункт меню расположится в верхней строке меню. Например, можно создать значок быстрого вызова для программы Norton Commander, разместив сначала на рабочем столе значок программы Norton Commander, а затем перетащив его мышью на кнопкуПуск.
Нередко приходится искать нужный файл/папку, так как забыто его имя или место расположения. Если известна папка, где расположен файл, то можно легко найти его по расширению. Сложнее, если не известно название и расширение. Чтобы быстро найти файл или папку на компьютере пользователя или на других компьютерах сети можно использовать команду Файлы или Папки из менюПоиск. Поиск можно выполнять по следующим критериям:
по имени файла или папки и по цепочке символов, входящих в имя файла или папки;
по расширению имени файла;
по дате последней модификации;
по размеру;
по отрывку текста из документа или по заголовку какого-либо раздела.
Использование различных вкладок облегчает поиск файлов по определенным критериям. Для быстрого вызова часто повторяемых команд можно воспользоваться динамическим
меню, которое вызывается правой кнопкой мыши. Динамическое меню (рис. 2.8) содержит часто употребляемые команды. Набор команд зависит от выбранного объекта: значка диска, папки или файла, выделенного текста, панели задач или свободного места экрана.
Если щелкнуть правой кнопкой значок диска в окне программы Мой компьютер, то поя-
вятся команды: Открыть, Проводник, Найти, Разделение, Форматировать, Вставить, Создать ярлык. Свойства.Так же как и для диска, команды динамического меню для файла зависят от типа файла и дублируют меню Файл.Правую кнопку мыши удобно использовать для перемещения или копирования файла из одного окна в другое папки Мой компьютерили Проводник.После транспонирования значка папки/файла с нажатой правой кнопкой мыши появляется динамическое меню, позволяющее указать цель транспортировки: переместить или скопировать объект, создать значок быстрого вызова.
Папка Мусорная корзина предназначена для удаления ненужных файлов. Основное различие между выполнением командыУдалить в Windows"95 и в других программах состоит в том, что в новой версии операционной системы выбор команды приводит не к удалению файла, а к его перемещению в папкуМусорная корзина. Попавший в нее файл сохраняется до тех пор пока Корзина не будет «очищена». Чтобы удалить любой файл, папку или значок быстрого вызова, можно использовать командуУдалить или переместить значок удаляемого объекта мышью на значокМусорная корзина. Значок перетаскиваемого объекта исчезнет. Чтобы просмотреть все файлы, находящиеся в Мусорной корзине, необходимо дважды щелкнуть ее значок. Появится окно папки со строкой меню, имеющим стандартный набор команд. Для восстановления файла, папки или значка быстрого вызова необходимо щелкнуть имя восстанавливаемого файла. Если надо восстановить несколько файлов, то имена файлов выделяют при нажатой клавише Ctrl. Затем используют ко-
манду Восстановитьиз меню Файл.
Рис. 2.8. Динамическое меню
В настоящее время для IBM PC-совместимых компьютеров выпускаются тысячи наименований винчестеров, адаптеров, контроллеров и других изделий. В ряде случаев их установка на компьютере вызывает значительные трудности с точки зрения совместимости, требует больших затрат времени пользователя для выбора положения перемычек. Компьютеры с Plug and Play - адаптерами не нуждаются в ручной установке DIP-переключателей. В соответствии с технологией Plug and Play после включения компьютера автоматически определяются названия вновь подключенных устройств или плат и их характеристики, выполняется их конфигурирование и автоматически загружаются соответствующие драйверы. Это может происходить и во время сеанса работы
в случае изменения аппаратных средств компьютера. Аналогично фиксируется удаление какоголибо устройства или платы, выгружаются драйверы этого устройства с тем, чтобы они не занимали оперативную память и освободили системные ресурсы.
При инсталляции Windows"95 приложение Setup (Установка) определяет адаптеры и драйверы, которые не поддерживают новую технологию, и автоматически делает соответствующие записи в системных файлах. Даже если ваш компьютер не полностью поддерживает стандарт Plug and Play, Windows"95 поможет настроить аппаратное обеспечение с помощью диалогового окна Свойства с вкладкойРесурсы рассматриваемого устройства. Для вызова окнаУстройства сначала следует активизировать значокСистема Панели Управления и двойным щелчком мыши выбрать устройство. В нижнем полеСписок конфликтующих устройств указываются устройства, с которыми может конфликтовать рассматриваемое устройство. Рекомендуется установить флажокИспользовать автоматическую настройку, чтобы операционная система сама производила настройку системных ресурсов.
Технология Plug and Play содержит три основных компонента: операционную систему,
поддерживающую Plug and Play, Plug and Play BIOS и Plug and Play - устройства с соответствую-
щими драйверами. Поэтому полное решение проблемы Plug and Play требует поддержки как на программном, так и на аппаратном уровнях.
В ходе работы с Windows"95 иногда приходится производить перезагрузку системы. Различают «холодную» и «горячую» перезагрузку компьютера. «Холодная» перезагрузка выполняется после выключения питания и его повторного включения. Необходимые для работы программы и параметры считываются в оперативную память заново. «Горячая» перезагрузка производится без выключения питания, одновременным нажатием клавиш Alt+Ctri+Del. В этом случае вся информация, хранящаяся в оперативной памяти и не записанная на жесткий диск, стирается. «Горячую» перезагрузку, как правило, используют в том случае, когда программа «зависла» и не реагирует на нажатие на клавиши и на кнопки мыши. В ряде случаев при нажатии на клавиши Alt+Ctri+Del появляется диалоговое окно Снять Задачу. Если окно позволит закрыть «зависшую» программу, то необходимость в перезагрузке компьютера отпадет.
Перед тем как выключать питание компьютера, необходимо закрыть все открытые документы и приложения. Выключение питания без закрытия документа может привести к потере данных, повреждению открытых файлов и трудностям с их открытием при последующих сеансах работы. После выключения компьютера без правильного выхода из системы возможны нарушения в логической структуре диска. Их исправить можно с помощью программы ScanDisk, расположен-
ной в группе Служебные программы.
Для корректного выхода из Windows надо щелкнуть кнопку Пуск и командуЗавершить работу в появившемся меню. Появится диалоговое окно Завершение Работы. Окно содержит кноп-
ки-переключатели: Выключить компьютер. Перезагрузить компьютер. Перезагрузить компьютер в режиме эмуляции MS DOS, Войти в систему под другим именем.Все кнопки закрывают все программы. В нижней части окна Shut Down Windows расположены три кнопки - Да, Нет, Справ-
ка. Через небольшой промежуток времени после щелчка мышью кнопкиДа компьютер будет подготовлен к выключению: будут очищены внутренние буферы и кэши дисков, обеспечено сохранение данных. Не следует выключать электропитание до тех пор, пока не появится сообщение: «Теперь питание компьютера можно выключить».
Мы ограничимся лишь приведенным выше кратким описанием принципов работы Windows. Реальное ее освоение (еще в большей мере, чем DOS и Norton Commander) - дело практических занятий за компьютером с помощью как многочисленных специальных руководств, так и встроенного справочника.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспе-
2. Каковы функции операционной системы?
3. Охарактеризуйте основные ступеньки эволюции операционных систем.
4. Каково содержание понятий
процесс?
ресурс?
виртуализация?
прерывание?
5. Охарактеризуйте функции основных компонент операционных систем.
6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?
7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?
8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?
9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?
10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.
11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.
12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.
13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?
14. Опишите типичное окно Windows"95.
15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?
16. Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?
§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ
Системы программирования - это комплекс инструментальных программных средств, предназначенный для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.
В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят
трансляторы с языков высокого уровня;
средства редактирования, компоновки и загрузки программ;
макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);
отладчики машинных программ.
Системы программирования, как правило, включают в себя
текстовый редактор ( Edit ), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;
Загрузчик программ (Load ), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;
запускатель программ ( Run ), осуществляющий процесс выполнения программы;
компилятор (Compile), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических)
отладчик (Debug), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию про-
диспетчер файлов ( File ), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами:сохранение, поиск, уничтожение и т.п.
Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные, рис. 2.9.
Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.
Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.
Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатиричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.
Рис. 2.9. Общая классификация языков программирования
Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому) языку и представляют набор заданных команд.
Перечислим наиболее известные системы программирования.
1. Фортран (FORmula TRANslating system - система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентации язык.
2. Бейсик (Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилие плохо совместимых версий - самый популярный по числу пользователей.
3. Алгол (ALGOrithmic Language - алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.
4. ПЛ/1 (PL/I Programming Language - язык программирования первый). Многоцелевой язык; сейчас почти не используется.
5. Си (С - «си»); широко используется при создании системного программного обеспече-
6. Паскаль (Pascal - назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. На его базе созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).
7. Кобол (COmmon Business Oriented Language - язык, ориентированный на общий бизнес);
в значительной мере вышел из употребления.
8. Дельфи (Delphi) - язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен.
9. Джава (Java) - платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц.
Среди непроцедурных языков наиболее известны
1. Лисп (Lisp);
2. Пролог (PROgramming in LOGic);
3. Оккам (назван в честь философа У. Оккама).
Широкое распространение среди разработчиков программ, а также при обучении програм-
мированию, получили системы программирования «Турбо» (Turbo) фирмы Borland, ядром которых являются трансляторы с языков программирования Бейсик, Паскаль, Си, Пролог и др. Интерфейс Турбо-оболочки для любых систем программирования внешне совершенно одинаков и предоставляет пользователю стандартный набор функций и команд, описанных выше и отображаемых в главном меню системы.
Рассмотрим технологию разработки программ с использованием популярной системы программирования Турбо-Паскаль 7 (оставив знакомство с самим языком до следующей главы).
В подобных интегрированных системах программирования сделана попытка предоставить разработчику программ максимум сервисных возможностей. Помимо основных функций система Турбо-Паскаль 7 позволяет настроить компилятор на работу в трех режимах: обычном режиме MS DOS (Real), защищенном режиме (Protected) и в режиме операционной среды Windows (Windows).
После загрузки системы (файл TURBO. EXE), на экране монитора появляется интерфейсное окно, рис. 2.10.
Рис. 2.10. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7 (монтаж)
Главное меню системы (верхняя строка экрана) содержит команды, которые позволяют осуществлять следующие виды работ:
Работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной |
|
системой); |
|
Работа с текстовым редактором (после загрузки системы по умолчанию |
|
текстовый редактор находится в активном состоянии); |
|
Поиск и замена фрагментов текста; |
|
Запуск программы на выполнение; |
|
Компиляция программы и установка параметров компиляции; |
|
Установка параметров отладки программы; |
|
Инструментальные программные средства (ненавязчивый сервис); |
|
Установка опций интегрированной среды; |
|
Работа с окнами; |
|
Система помощи и подсказок. |
Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать на рабочем поле окна системы. Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Shift+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах (например, в Лексиконе); необходимо лишь снабдить имя файла расширением.pas.
Если текст (тексты) программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File .
После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). Если в программе есть ошибки, то компилятор их укажет. После исправления ошибок можно снова повторить компиляцию.
После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой меню Run.
Но на этом этапе чаще всего работа не заканчивается. Сложные алгоритмы требуют тестирования и отладки. Многие программы составляются из отдельных модулей, требуют связи с дру-
гими программами и системами и т.д. Для решения всех этих проблем предназначены другие команды системы (Debug ,Options и пр.).
Разумеется, программисту, работающему на Паскале, нет нужды самому программировать такие непростые, но часто встречающиеся операции, как вычисление значений математических функций, построение изображений простых геометрических объектов (отрезков прямых, окружностей и т.д.), очистка экрана и множество других. Высокоэффективные, тщательно отлаженные программы таких действий сведены в стандартные модули и надо лишь уметь к ним обратиться. В состав пакета библиотек стандартных модулей входят: Crt - работы с экраном,Graph -работы с графикой и другие, такие какOverlay ,String ,System ,Turbo3 ,WinAPI, WinCrt, WinDos,
WinPrn, WinTypes, WinProcs.
2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
С появления первых компьютеров программисты серьезно задумывались над проблемой кодирования компьютерных программ. Уже с конца 40-х годов стали появляться первые примитивные языки программирования высокого уровня. В них программист записывал решаемую задачу в виде математических формул, а затем, используя специальную таблицу, переводил символ за символом, преобразовывал эти формулы в двухлитерные коды. В дальнейшем специальная программа (впоследствии названная интерпретатором) превращала эти коды в двоичный машинный код. Первый компилятор был разработан Г. Хоппер в начале 50-х годов; он осуществлял функцию объединения команд и в ходе трансляции производил организацию подпрограмм, выделение памяти компьютера, преобразование команд высокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные команды. В дальнейшем компиляторы и интерпретаторы для языков Ассемблера стали развиваться и прочно вошли в практику компьютерного дела.
Идеи трансляции (перекодирования) одних символов в другие легли в основу создания различных языков программирования с соответствующими трансляторами - компиляторами и/или интерпретаторами. Отличие компиляторов от интерпретаторов заключается в процедуре трансляции текста в машинный код. Компилятор преобразует весь текст программы в последовательный набор машинных команд, который в дальнейшем отправляется на выполнение (пример компилятора с языка Паскаль). Интерпретатор же осуществляет трансляцию по принципу синхронного перевода. Каждая отдельная строка программного текста транслируется, а затем, после ее интерпретации, команды этой строки выполняются (пример языка Бейсик). Современные трансляторы с языков программирования высокого уровня, систем управления базами данных интегрируют в себе возможности и достоинства компиляторов и интерпретаторов, а в системы программирования добавляют различные сервисные утилиты по трансляции и отладке создаваемых программ.
Важнейшим элементом в развитии систем программирования выступили подпрограммы. Появление аппарата подпрограмм существенно облегчило процесс разработки системных и прикладных программ. Подпрограммы позволили формировать библиотеки из наиболее часто употребляемых в программах алгоритмов -процедур и функций. В системах программирования обязательно присутствуют стандартные (встроенные в систему) библиотеки подпрограмм. Например, в их число входят подпрограммы вычисления математических функций sin(х), cos(x), abs(х) и др.
В настоящее время распространены пользовательские и прикладные библиотеки подпрограмм. Их число увеличивается. Меняется структура библиотечных подпрограмм. В современных языках получили распространение модули (Unit ), представляющие специализированные пакеты взаимосвязанных подпрограмм определенного предназначения, например по работе с клавиатурой, с графикой и пр. Развитие объектно-ориентированного программирования позволило создавать библиотеки объектов и подпрограмм с объектными типами данных (Object ). Примером могут служить оболочки типаTurboVision .
Современная программа представляет набор команд, операторов и выражений, в которых имеются ссылки (прямые или косвенные) на различные подпрограммы из существующих в системе программирования библиотек, модулей, объектов. В этой связи исходный текст программы, как правило, занимает по объему места в памяти в несколько раз меньше, чем его оттранслированный вариант в машинных кодах. Как это происходит?
Рассмотрим один из вариантов трансляции программы с языка программирования Паскаль. Исходный текст программы решения квадратного уравнения представлен ниже:
Конструктор меню
Для создания и изменения меню в процессе разработки приложения в среде Delphi предназначен Конструктор меню (Menu Designer). Запуск Конструктора меню можно выполнить по команде Menu Designer (Конструктор меню) контекстного меню компонента MainMenu или PopupMenu, а также с помощью двойного щелчка мыши на этих же компонентах. Предварительно один из этих компонентов следует добавить на форму. Напомним, что компоненты MainMenu и PopupMenu размещаются на странице Standard (Стандартная) Палитры компонентов.
Конструктор меню похож на текстовый редактор и предоставляет возможность достаточно просто и удобно конструировать меню любого типа. Меню при конструировании имеет тот же вид, что и при выполнении приложения. Вид меню при конструировании с помощью Конструктора меню показан на рис. 7.4.При работе с Конструктором меню используются команды его контекстного меню (рис. 7.4), вызываемого щелчком правой кнопкой мыши при размещении указателя в области Конструктора меню. С их помощью можно выполнить такие действия, как добавление (Insert) и удаление (Delete) пункта меню, создание подменю (Create Submenu), выбор меню (Select Menu).
При конструировании меню можно также перемещать указателем мыши пункты меню и подменю по технологии drag-and-drop. Используемый совместно с Конструктором меню Инспектор объектов позволяет управлять свойствами отдельных пунктов меню. В частности, наименование пункта меню задается путем присвоения нужного значения его свойству caption.
С помощью Конструктора создание и настройка меню ведется при создании приложения. Кроме того, меню можно создавать или изменять динамически непосредственно при выполнении приложения. Например, возможно:
- создать новое меню любого типа или удалить его;
- заблокировать или разблокировать отдельные пункты;
- сделать пункт меню видимым или невидимым;
- добавить или удалить пункт меню;
- изменить название пункта;
- установить или убрать отметку пункта;
- переключить форму с одного главного меню на другое.
Эти возможности обеспечиваются установкой свойствам пунктов меню требуемых значений и вызовом соответствующих методов.
Для добавления пунктов меню используются методы Add и insert, для удаления пунктов меню используется метод Delete.
Процедура Add (item: TMenuitem) добавляет определяемый параметром item элемент в конец подменю, которое вызвало этот метод. Если подменю не существовало, то оно создается.
Пример. Добавление пункта меню.
procedure Forml.mnuItemAddClick(Sender:TSender);
var Newltem: TMenuitem;
NewItem:= TMenuitem.Create(Self);
NewItem.Caption:= "Новый элемент";
mnuFile.Add(NewItem);
end;Добавление нового пункта производится в конец списка команд меню Файл. Добавляемый пункт имеет заголовок Новый элемент. Предварительно новый пункт создается конструктором Create.
Процедура Insert (Index: Integer; Item: TMenuItem) , в отличие от предыдущего метода, добавляет новый пункт меню на указанное положение. Параметр index определяет позицию в массиве элементов меню, на которую вставляется новый пункт. Если значение параметра index выходит за пределы допустимого диапазона, например, больше, чем число подэлементов модифицируемого пункта меню, то возникает исключительная ситуация.
Процедура Delete (index: integer) удаляет указанный пункт меню. Если удаляемый пункт имеет подпункты, то они также удаляются.
Пример. Удаление пункта меню.
procedure Forml.mnuItemDeleteClick(Sender:TSender);
if mnuFile.Items.Caption = "Второй элемент"
then mnuFile.Delete(2); end;
Процедура выполняет удаление пункта из подменю Файл. Удаляемый пункт имеет заголовок Второй элемент и находится на второй позиции. Предварительно производится проверка, действительно ли удаляется пункт с нужным названием.
Форма может иметь более одного главного меню. Это используется, например, в случае, когда одно из них содержит заголовки на английском языке, а другое - на русском. Для реализации такой возможности на форму следует поместить два компонента MainMenu и подготовить соответствующие меню. После этого при выполнении программы возможно подключение к форме любого из этих меню. Для подключения к форме главного меню используется свойство Menu формы.
Пример. Переключение между двумя главными меню.
if Forml.Menu = EnglishMenu
then Forml.Menu:= RussianMenu else Forml.Menu:= EnglishMenu;
Меню имеют названия EnglishMenu и RussianMenu. Код, выполняющий переключение меню, может быть включен в соответствующий обработчик.
Напомним, что Menu является одним из свойств формы, указывающим на главное меню, которое в настоящий момент является активным.
Слышали ли вы когда либо такое утверждение, что "нельзя сделать динамическое выпадающее меню исключительно на CSS для IE"? Уверен, что да. И что, вы-таки верите этому? Правильно, лучше не верьте.
Цель, которой мы хотим достичь в этой статье
Цель данной статьи - сделать выпадающее меню для IE, сделанное исключительно на CSS. Начав с этой постановки, я расширил задачу до того, чтобы заставить работать такое меню в других наиболее известных браузерах (прим. пер.: из комментариев выясняется, что этими браузерами являются Opera 7.x и последние версии Firefox).
Цель, которой мы хотим достичь в этой статье, в принципе более или менее общеобразовательная, т.е. дать общее представление о некоторых "скрытых" и редко используемых особенностях браузеров.
Также особенно любопытные могут в этой статье найти некоторые ухищрения, с помощью которых можно достичь определенных нестандартных результатов. Ну и для разработчиков эта статья может стать поводом для размышления или источником новых идей.
Каким мы представляем уровень читателя.
Вообще-то я думал о том, чтобы пометить эту статью как для "углубленного изучения (advanced)". Но я уверен, что даже не самые опытные разработчики хорошо поймут то, что написано в статье. Короче, читатель просто обязан знать основы CSS и
HTML.
Чем это меню отличается от всех других?
Я долго искал в сети меню, которые были бы сделаны на CSS, но не нашел ни одного решения, которое бы работало без глюков в IE. Однако же я нашел много интересных идей, которые и привели меня к тому результату, который будет здесь описан. Да, мой код тоже не совершенен, но у меня попросту нет времени, чтобы выправить все ошибки. Самое интересное альтернативное решение из всех, что я видел (которые используют CSS), основано на использовании псевдокласса hover для элементов LI. А я-то никогда и не думал, что такое возможно, впрочем, как и не думал о том, что вообще возможно сделать выпадающее меню для IE без скриптов...
Основным отличием между моим и другими меню является то, что мое работает в IE. Все решения, которые я видел, используют элемент LI как основной элемент для псевдокласса:hover, однако Microsoft решила, что этот псевдокласс может быть использован только для
элемента A. Большинство сайтов делают оговорку, что их меню работают только в браузерах Opera 7.x или Mozilla. Но ведь эти браузеры используются только пятью процентами пользователей! Да, такие меню хороши в этих браузерах, но к сожалению не могут быть видны в большинстве самых распространенных браузеров. Сейчас мы исправим это недоразумение.
Что такое меню, сделанное с помощью только CSS?
Это динамическое меню, для создания которого используется только CSS, и не используются скрипты (например, написанные на JavaScript).
Что, не верится?
Давайте рассмотрим код:
<
STYLE type
=
text
/
css id
=
"default"
title
=
"default"
name
=
"default"
>
*::-
moz
-
any
-
link br
,*:-
moz
-
any
-
link br
{
/*a workarround for mozilla*/
display
:
none
;
}
div
#menu * {
cursor
:
pointer
;
/*because IE displays the text cursor
if the link is inactive*/
}
Disabled
{
color
:
red
!
important
;
background
:
none
!
important
;
}
Div
#menu {
background
:
#F5F5DC;
height
:
15px
;
white
-
space
:
nowrap
;
width
:
100
%;
}
Div
#menu .a {
background
:
#F5F5DC;
border
:
1px solid
#F5F5DC;
color
:
#000000;
text
-
decoration
:
none
;
}
Div
#menu .a table {
display
:
block
;
font
:
10px Verdana
,
sans
-
serif
;
white
-
space
:
nowrap
;
}
Div
#menu table, div#menu table a {
display
:
none
;
}
Div
#menu .a:hover, div#menu div.menuitem:hover {
background
:
#7DA6EE;
border
:
1px solid
#000080;
color
:
#0000FF;
margin
-
right
:-
1px
;
/*resolves a problem with Opera
not displaying the right border*/
}
Div
#menu .a:hover table, div#menu div.menuitem:hover table{
background
:
#FFFFFF;
border
:
1px solid
#708090;
display
:
block
;
position
:
absolute
;
white
-
space
:
nowrap
;
}
Div
#menu .a:hover table a, div#menu div.menuitem:hover table a {
border
-
left
:
10px solid
#708090;
border
-
right
:
1px solid white
;
/*resolves a jump problem*/
color
:
#000000;
display
:
block
;
padding
:
1px 12px
;
text
-
decoration
:
none
;
white
-
space
:
nowrap
;
z
-
index
:
1000
;
}
Div
#menu .a:hover table a:hover, div#menu div.menuitem:hover table a:hover {
background
:
#7DA6EE;
border
:
1px solid
#000000;
border
-
left
:
10px solid
#000000;
color
:
#000000;
display
:
block
;
padding
:
0px 12px
;
text
-
decoration
:
none
;
z
-
index
:
1000
;
}
Td
{
border
-
width
:
0px
;
padding
:
0px 0px 0px 0px
;
}
Menuitem
{
float
:
left
;
margin
:
1px 1px 1px 1px
;
padding
:
1px 1px 1px 1px
;
}
Menuitem
* {
padding
:
0px 0px 0px 0px
;
}
#other {
}
#moz{
}
#moz::-moz-cell-content{
height
:
auto
;
visibility
:
visible
;
}
#other::-moz-cell-content{
height
:
1px
;
visibility
:
hidden
;
}
#holder {
width
:
100
%;
}
STYLE >
<
TABLE id
=
holder
>
<
TR
>
<
TD id
=
"other"
>
<
DIV id
=
"menu"
>
<
DIV
class=
"menuitem"
>
<
a
class=
"a"
href
=
"#"
>
File
<
BR
>
<
TABLE
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#2>click me
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#3>Save
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#4>Close
TR
>
TABLE
>
DIV
>
<
DIV
class=
"menuitem"
>
<
A
class=
"a"
href
=
"#11"
>
Help
<
BR
>
<
TABLE
>
<
TR
>
<
TD
><
a
class=
"disabled"
>..
A
>
TD
>
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#13>Index
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
"#14"
>
About
A
>
TD
>
TR
>
TABLE
>
DIV
>
DIV
>
TD
>
TR
>
<
TR
>
<
TD id
=
"moz"
>
Mozilla specific menu
!
<
DIV id
=
"menu"
>
<
DIV
class=
"menuitem"
>
<
a
class=
"a"
href
=
"#"
>
Filezilla
A
>
<
TABLE
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#2>Open
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#3>Save
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#4>Close
TR
>
TABLE
>
a
>
DIV
>
<
DIV
class=
"menuitem"
>
<
A
class=
"a"
href
=
"#11"
>
Helpzilla
A
>
<
TABLE
>
<
TR
>
<
TD
><
a
class=
"disabled"
>..
A
>
TD
>
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
#13>Index
TR
>
<
TR
>
<
TD
><
a href
=
"#14"
>
About
A
>
TD
>
TR
>
TABLE
>
A
>
DIV
>
DIV
>
TD
>
TR
>
TABLE
><
BR
>
Что происходит, почему все работает?
Сразу оговорюсь, что в этой статье я не буду вас учить использованию CSS. Поэтому сразу переходим к рассмотрению принципа работы меню - к псевдоклассу ":hover". Да, это именно класс. Т.е. селектор может наследовать другой селектор, который включает ":hover". В нашем случае "A:hover TABLE" выбирает "