Кто придумал телевизор. Изобретение первого телевизора и его эволюция. Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

Faq 28.06.2020
Faq

Девяносто лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. За неполный век телевизоры прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей 42.TUT.BY вспоминает яркую историю телевидения.


Фото: 24smi.org

«Пантелеграф» и «диск Нипкова»

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор, пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: «диск Нипкова».

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, - то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), - и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.



Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра - как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий - почти прямая. Одно отверстия - одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже 19 и 20 веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» - первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.



Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты «Daily Express», редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор - Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 долларов, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.



Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался - Televisor) - выпускался в Великобритании в 1930-1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.



Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные - лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.



Расписание из журнала «Радиофронт»

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному - чтобы попутно слушать звук.



Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей, - за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.


Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым , и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг , которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883-1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Диск Нипкова

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова , доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым . Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телевидения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Говорить о том, что телевизор изобрёл, какой-то один человек, наверное, не совсем верно. В это дело вложен ум, знания и опыт десятков учёных и инженеров со всего мира. Это и Топов, Тесла, Маркони и др. инженеры и исследователи, которые изобрели и отработали применение радиоволн на связи. Нельзя не отметить разработки американца Сойера и француза Мориса, разработавших основополагающий принцип телевидения – передача картинки на расстоянии.

Но на рубеже XIX–XX веков, просто не существовало технологий и оборудования, которые можно было использовать для реализации этих идей на практике.
В те давние времёна можно было использовать только механические средства и первенство в решении этого вопроса принадлежит Паулю Нипкову, инженеру из Германии. Он предложил внимание публике, то, что мы называем – электромеханическим телевизором. Он разработал устройство, которое преобразовывало картинку в набор электрических сигналов. Кстати, они серийно производились до середины тридцатых годов прошлого века.

Следующий шаг внёс его земляк Браун , он получил патент на стеклянную трубку, которая послужила прообразом электронно-лучевой трубки. М. Дикман, ученик Брауна использовал трубку в практических целях, и показал обществу устройство с довольно небольшим экраном. Промежуточную точку, поставил британец Брэд, показавший первый в мире телеприемник, который содержал все привычные компоненты, но работавший без звука.
Первые трансляции электромеханического телевидения проводились в 20 – годы XX века.

Как выглядел первый телевизор?

Для показа передач использовался первый телеприемник, который представлял из себя деревянный ящик . В переднюю панель была встроена лупа, которая позволяла рассмотреть передаваемую картинку . В количество строк в картинке содержалось от 30 до 120 срок , разумеется, с точки зрения нашего времени говорить, о каком-то качестве передачи сигнала, невозможно.

Немецкий изобретатель Пауль Нипков изобрёл диск, на котором были нанесены отверстия. Они располагались по спирали. При его вращении появлялась возможность построчного сканирования изображения, и преобразовывать их в сигналы, которые транслировались в приёмник.

Кто создал первый телеприемник в Советском Союзе?

Сигнальный советский аппарат был спроектирован в тогдашнем Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, на предприятии, называвшееся «Коминтерн». В основе его действия лежал всё тот же диск Нипкова. По сути, это была приставка, не оснащённая собственным радиоприёмным прибором, приставка требовала подключения к обыкновенному радиоприёмнику. Для приёма звука требовалось использование ещё одного радиоприёмника.

Первый советский телеприемник оснащали экранчиком с габаритами 3*4 см. Для того, что бы можно было рассмотреть происходившее на нём, в комплект телевизора входила мощная лупа. В тридцатые годы ХХ века было выпущено 3 тыс. таких аппарата. Кстати, интересный факт, в то же время получило широкое распространение самодельное проектирование и изготовление телевизионных приёмников, которые позволяли принимать не только отечественные трансляции, но и зарубежные.

Инженерная мысль не стоит на месте и опыты по трансляции цветового решения предпринимались ещё в то время пока шли разработки механического телевидения. Первые изобретения, помогавшие решить эту проблему. В частности, были запатентована технология разложения сигнала с помощью перемещающейся призмы, её автор Ян Щепаник. Немалый вклад внёс и Ованес Адамян, который занимался вопросами создания двухцветного телевидения.

Следует напомнить, что эти работы проводились в самом конце XIX века. В то же время, российский исследователь Полумордвинов оформил патент трансляции цвета при содействии механического сканера. Но не смотря на активность исследователей реально действующих образцов создано не было до конца тридцатых годов. Первая цветная передача состоялась в Глазго.

Её провёл основатель механического телевидения Бейрд. В основе этой трансляции был использован метод в поочерёдной трансляции трёх основных цветов. Для передачи был использован диск Нипкова, с тремя рядами спиральных отверстий, которые были закрыты светофильтрами красного, зелёного и синего цветов.
На приёмнике был установлен прибор, который синтезировал изображение с использованием таких же дисков. Пробный показ цветного телевидения был проведён в 1938 г. Надо понимать то, что такая телевизионная система отличалась несовершенством и не получила массового развития.

История и эволюция телевизоров

Несмотря на все старания учёных и инженеров, телевидение не получило массового распространения. Это было обусловлено в первую очередь тем, что аппаратура отличалась сложностью в эксплуатации и высокой стоимостью.

Массовое распространение телевидение получило после изобретения кинескопа. Это изобретение принадлежит А. Зворыкину, который иммигрировал в США из России, после Октябрьского переворота. В 1933 году, он изобрёл электронно-лучевую трубку, он её назвал ионоскоп. Мы её называем киноскоп, он и стал основой современного электронного телевидения.

Во время Второй мировой войны было не до телевидения, но в США, некоторые компании было освоено серийное изготовление приёмников, одновременно с этим шло и развитие телевизионной сети. В массовом порядке возводились антенны, телестанции. О скорости развития телевидения в США можно судить по двум цифрам. В 1946 году из ста семей, проживавших в США в пяти уже были телеприемники, но уже 1962 году, телевизионные приёмники были установлены в 90% семей.

В Европе и СССР, которые были практически разрушены Второй мировой войной, развитие телевидения шло значительно медленнее.

1950-1960 компании производители освоили выпуск моделей с экранами размером 7-10 дюймов . В те годы были определены основы трансляции цветного сигнала. В США освоено производство цветных изделий. Их стали укомплектовывать пультами дистанционного управления, но правда в те времена, он был связан с телевизором с помощью кабеля. Выпуск этих устройств освоили и другие компании, расположенные по всем земному шару. Даже практически полностью уничтоженная войной Япония произвела свой аппарат.

1960–1970 приёмники телевизионных сигналов совершенствовались. Изначально они производились на электролампах, то появление полупроводниковых приборов, привело к тому, что телеприемники стали производить с использования полупроводниковых приборов. Размеры мониторов выросли до 25 .

1970–1980 в этот промежуток времени был свёрнут выпуск изделий с чёрно-белой картинкой, интересы компаний изготовителей, были направлены и на технологическую часть, но и на внешний вид устройства.

1980–1990 особо телеприёмники не изменялись, разработчики ставили эксперименты с внешним видом, изготавливали носимые приёмники теле сигнала. С технологической стороны происходил переход от полупроводниковых элементов к микросборкам и микросхемам. Корпуса телеприёмников изготавливают из полимерных материалов.

1990-2000 – снижается перечень изготовителей приёмников телевизионного сигнала, на это влияет уменьшение спроса со стороны покупателей и наполнение рынка бытовой техники — телеприёмниками.
Их корпуса стали изготавливать из пластика, это привело к существенному снижению веса изделия
Пользователь получил возможность полноценного управления телеприёмников с использованием пультов, которые работали на принципах ИК-излучения.

2000–2010 Развитие технологий в начале XXI века привело к появлению плоских мониторов, которые изготавливают по плазменной технологии. Появление этих технологий позволило организовать изготовление плоских ЖК телеприёмников. К концу этого отрезка времени прекращено изготовление телеприёмники с кинескопами (CRT). Были ключевыми изготовителями производятся только LCD или плазменные мониторы.

2010–2015 свёрнуто изготовление плазменных телеприёмников, выпускаются только LCD телевизоры, подсветка экрана осуществляется диодами. Телеприёмники трансформировалось в компьютерную технику, обладают возможностью использования ресурсов интернета. Они могут стать частью домашней ЛВС. Освоен выпуск, не требующих наружного подсвечивания OLED телеприёмники и на квантовых точках. Если в 2010 в основном изготавливались телеприёмники с HD и Full HD-мониторами, то в 2015 больше 50% телеприемников обладают разрешением UHD. Ведущие компании приступили к производству телеприемников с выгнутыми мониторами размерами порядка 100“.

В эти же годы были разработаны и запущены в серийное производство 3D телевизоры . Оно позволяло показывать зрителю объемные изображение по примеру 3D кинотеатров. В наши дни, многие компании продолжают проводить исследовательские работы по совершенствованию этой технологии, причем без использования, какого-либо дополнительного оборудования, например без стереоочков.

На практике применяют в технологии, позволяющих обеспечить 3D картинки на мониторах телеприёмников активная и пассивная. Первая разделяет картинку на две, причём совершенно разные. Для просмотра изображения потребуется применение специальных очков. Разложение изображения проводится с использованием поляризации. Каждая строка имеет свою частоту, которая отфильтровывается, используемыми очками. То есть, каждый видит свою картинку, что в результате приводит к образованию трёхмерного изображения.

Активная технология подразумевает наличие ИК-датчика, подающего сигнал на очки, которые имеют такой же датчик. На очки подают всё 1080 строк картинки. Следуя сигналам, преступаемым с телеприёмника, микрокомпьютер закрывает/открывает линзы. Поэтому технология и называется активной. Скорость открывания закрывания настолько высока, что глаз не успевает её заменить. Так как, каждый глаз получает свою картинку, мозг уже создаёт 3D картинку.

По ходу развития телевизионной техники, стало понятно то, что среди причин, которые накладывали определённые ограничения на качество картинки на экране телевизора необходимо назвать слабую защищённость ТВ – сигнала.

Повысить его качество можно только при переходе с аналогов сигнала на цифровой. Совершенствование телеприёмников направлено на использование методов управления сигналами и контроля над их работой.
Бо́льшая часть государств с развитой экономикой уже давно перешла на цифровые сигналы. Теперь этот процесс затронул и нашу страну. Переход на цифру определён решением правительства и следует отметить, что во многих регионах страны уже оно введено.

Современную жизнь невозможно представить без телевизора. Трудно поверить, что когда-то телевидения не было вообще. Первая трансляция изображения на расстоянии появилась в далекие 1880-е годы, а телевизоры тогда были электромеханическими. И только в 1907 году появился способ электрической передачи изображения, а в 1932 году американцы изобрели электронный телевизор. Вскоре после появления первых черно-белых моделей ученые разработали первый цветной телевизор. Черно-белые тона не позволяли полностью насладиться красотой внешнего мира. Наши предки устанавливали перед экраном телевизора трехцветную пленку, тем самым пытаясь разнообразить цветовую гамму изображения.

Первый запатентованный проект

В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней. За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.

Суть теории цветоощущения

Смысл этой теории заключался в том, что при использовании светофильтра (три цвета), получается разноцветное изображение разнообразных оттенков. Эти цвета - красный, синий и зеленый - используются и в наше время.

Чтобы получить изображение, использовались два диска. Они вращались с разной скоростью параллельно друг другу. В первом диске делались щели по линиям радиуса, то есть от центра к краю, а во втором прорезались щели по форме логарифмической спирали. Количество щелей было кратно трем.

Когда щели на обоих дисках пересекались, получалось ромбовидное отверстие, которое являлось развертывающим элементом во время вращения дисков. Чтобы получить сигнал изображения, щели последовательно закрывались светофильтрами. Они были фиолетовых, зеленых и красных цветов. При помощи селенового фотоэлемента свет, который просачивался через отверстие ромбовидной формы, превращался в электрический сигнал. Между зрительной проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый временной отрезок располагалось одно отверстие, которое было закрыто светофильтром какого-либо цвета. В тот момент, когда отверстие заходило за рамку изображения, сдвигалось очередное отверстие с противоположной стороны, которое было смещено на расстояние, равное ширине щели. Это отверстие закрывалось другим светофильтром иного цвета.

Выясняем, когда появился первый цветной телевизор

Проектом цветного телевидения занимались Адамяр, Зворыкин и многие другие изобретатели. Выясняя, какой первый цветной телевизор появился в мире, следует обратиться в пятидесятые годы, когда в США компания RCA выпустила первый телевизор с цветным вещанием CBS RX-40, у которого была механическая развертка. Экран был размером 14 на 10 см, перед ним размещался диск со светофильтрами, имевший синхронизированный электродвигатель. Но качество изображения было очень слабое. В России первый цветной телевизор был выпущен в 1954 году в городе Ленинград. Название той модели - "Радуга". Преимуществом советского телевизора было то, что вращающийся диск был спрятан в корпус. Также телевизионный приемник имел внешнюю увеличительную линзу из пластика, которая заполнялась дистиллированной водой.

Разработка электронной развертки

В 1950 году был разработан кинескоп с тремя электронными пушками, располагавшимися под углом 120 градусов относительно друг друга. Такой телевизор имел электронную развертку и масочный кинескоп, покрытый мозаичным люминосфором. Три луча выходили из трех катодов (пушки) и собирались в "маске". Далее лучи попадали на экран и сегменты светились зеленым, красным и синим цветами.

Период Westinghouse

По такому принципу в 1954 году компания Westinghouse выпустила первый цветной телевизор и представила его на продажу как модель Н840СК15. Но из пятисот выпущенных продали всего тридцать за месяц, большинство так и остались не проданы. Объяснялась такая неудача высокой ценой - 1295 долларов США, в переводе на сегодняшние деньги - 11200 долларов. Не помогла даже рекламная компания, которая предполагала вызвать сильное желание приобрести первый в мире цветной телевизор. Также первый цветной телевизор не нужен был по причине неактуальности, ведь большинство передач показывалось в черно-белом цвете.

Второй бренд телевизора

Большей популярностью обладал RCA CT-100, выпущенный в апреле 1954 года. Это был первый серийный цветной телевизор. Его экран составлял 12 дюймов. Было продано 5000 телевизоров по цене 1000 долларов США. Через пару недель эта же компания RCA выпустила телевизор с экраном в 15 дюймов. Позже были представлены модели с 19- и 20-дюймовыми экранами.

Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом - в них появлялись новые функции, менялись возможности. Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров. В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были "Радуга" и "Темп". В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он "Рубин-401". Он был полностью советской разработки.

в СССР

Массовое продажа телевизоров с цветным изображением в СССР пришлась на семидесятые годы. Например телевизор "Электрон" был размерами 77,5 *55*55 см. Такой телевизор являлся полноправной частью интерьера, ведь его использовали еще и в качестве полки. Диагональ "Электрона" составляла 59 см, а масса 65

кг. Корпус телевизора покрыт ценной породой дерева и лаком.

Ранее, в феврале 1957 года, Совет Министров постановил, чтобы в 1958 году началось вещание по совместной системе. На Шаболовке в ноябре 1958 года было изготовлена ОСЦТ-2. А в январе 1960 года она начала регулярно вещать по системе NTSC. В то время всего лишь два завода занимались выпуском телевизоров. Это Ленинградский завод им. Козицкого - "Радуга" и радиозавод в Москве - "Темп-22". В продажу телевизоры пока не поступали, хоть их было выпущено 4000 штук.

Первое цветное вещание

Первая цветная передача широкого вещания состоялась в 1967 году 7 ноября благодаря заключенному СССР и Франции. Французская система носила название SECAM. Марка первого цветного телевизора была также французская - KFT.

В появился "Рубин-714", который оказался самым популярным на то время, так как диагональ экрана уже равнялась 61 см.

Длительный период цветные телевизоры продавались с заниженной ценой, чтобы предоставить покупателям возможность получить цветное телевидение по доступной цене и оценить его преимущества.

К концу восьмидесятых годов было распродано около пятидесяти миллионов цветных телевизоров в СССР, а изобретатели разрабатывали все новые и новые модели полюбившейся техники.

Строение телевизоров 70-80 годов

Внутри корпуса слева находилисяь трансформатор, блок настроек, радиоканал и переключатель каналов, а внизу располагались блок цветности и конденсатный блок. Справа устанавливалась самая опасная и мощная деталь - блок разверток с высоковольтными лампами и со Телевизор принимал метровый диапазон. Для приема дециметровых каналов была выпущена приставка, которая конвертировала каналы в один из метровых. Позже выпустили СКД блоки, которые существовали до середины девяностых годов, то есть практически двадцать лет.

Следующим шагом был переход на транзисторы, собиравшиеся из микросхем. Лампы больше не применялись. Телевизоры становились все меньших габаритов и больших технологий. Сейчас производители представляют огромное количество телевизоров разных размеров. Возможности телевидения растут с каждым годом - прогресс не стоит на месте.

Помните сказку о серебряном блюдечке и наливных яблоках? Идея передавать динамичные изображения на дальние дистанции владела людьми еще в древние времена, однако только в конце XIX столетия человечеству удалось осуществить свою задумку и изобрести прародителя современного телевизора.


Кто же был его создателем? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку в развитии и эволюции телевидения принимали участие многие ученые мира.

Кто был изобретателем первого механического телевизора?

Начало истории первых телеприемников было положено немецким техником Паулем Нипковым, который в 1884 году придумал специальный прибор – диск Нипкова, способный сканировать изображения построчно. В 1895 году германский физик Карл Браун создал первый кинескоп, более известный под названием «Трубка Брауна».

Ученый посчитал свое творение неудачным и отложил в сторону на долгие 11 лет, однако в 1906 году его ученик Макс Дикманн получил патент на трубку и использовал находку учителя для передачи картинки. Уже спустя год он явил миру телевизионный приемник с маленьким экраном 3 на 3 сантиметра и частотой развертки 10 кадров в секунду.

В середине 1920-х годов неоценимый вклад в развитие современного телевидения сделал британский инженер Джон Лоуги Брэд. Воспользовавшись диском Нипкова, он изобрел механический телеприемник, который работал без звука, но давал достаточно четкую картинку, получаемую посредством ее разложения на элементы.


Тогда же ученый создал корпорацию Baird, которая долгое время являлась единственным мировым изготовителем телевизионных аппаратов.

Кто придумал электронный телевизор?

В основу первого электронного телеприемника легли разработки русского физика Бориса Розинга. В 1907 году он вставил в приемный аппарат электроннолучевую трубку и получил статичную телекартину геометрических фигур. Его работу продолжил другой русский инженер – Владимир Зворыкин. После революционных событий он уехал в Америку, а в 1923 году запатентовал уникальное изобретение – телевидение, полностью функционирующее по электронной технологии.

В дальнейшем Зворыкину удалось придумать так называемый иконоскоп, благодаря которому электронные телевизоры попали в массовое производство. В 1927 году в Соединенных Штатах было начато регулярное телевещание, а в последующие годы телевидение стали подключать Великобритания, Германия и прочие страны Европы. Изначально изображение имело оптико-механическую развертку, но уже к середине 1930-х годов вещание начали вести в диапазоне УКВ по электронному принципу.

Жители Советского Союза получили возможность смотреть телевидение в 1939 году. Создателем первого телеприемника стал завод «Коминтерн» в Ленинграде, выпустивший в 1932 году аппарат, который работал на диске Нипкова. Прибор представлял собой обычную приставку с экраном 3 на 4 сантиметра, которую приходилось подключать к радиоприемнику.


Что интересно, впоследствии подобные телевизоры мог изготовить любой человек своими руками, ориентируясь на инструкцию в журнале «Радиофронт». Устройство требовало переключения радио на другую частоту и позволяло смотреть передачи, которые демонстрировали европейские страны.

Кто придумал цветное телевидение?

Попытки передавать цветное изображение предпринимались еще в эпоху механических телеприемников. Одним из первых свои разработки в этой сфере представил советский инженер Ованес Адамян, который в 1908 году запатентовал двухцветный прибор для передачи сигналов.

Признанным изобретателем цветного телевизора стал Джон Лоуги Брэд – автор механического приемника. В 1928 году он собрал аппарат, который мог последовательно передавать три изображения с использованием светофильтров синего, зеленого и красного цвета.

Настоящий прорыв в развитии цветного телевещания произошел только после Второй мировой войны. Когда Соединенные Штаты лишились возможности зарабатывать на оборонных заказах, они переключились на гражданское производство и стали использовать для передачи изображения дециметровые волны.


В 1940 году американские ученые презентовали систему «Тринископ», в которой изображения трех кинескопов совмещались с различными цветами люминофорного свечения. В Советском Союзе разработки аналогичного характера появились в 1951 году, а спустя год советские телезрители смогли увидеть первую пробную трансляцию в цветном изображении.



Рекомендуем почитать

Наверх