Компрессия звука. Аудио компрессия для меломанов

Возможности 23.06.2019
Возможности

Звуки бывают тихие и громкие. На инструменте можно извлечь звук с разной силой. Вот, например, набросал пианино (сам плеер с аудио закину дальше, за скрин, ибо в превью он не отображается ).

Отчетливо слышно, что какие-то ноты звучат слишком тихо, какие-то наоборот - громко. Это видно и на осциллограмме:



Может быть, отдельно это слушать и можно, с натяжкой. Но в микс оно не «ляжет». Одни ноты будут тонуть в звуке других инструментов, их будет плохо слышно (если вообще не исчезнут), а другие будут выпирать - заглушать остальные партии, либо оттягивать все внимание слушателя на себя.

Ударные чистые

Пара слов о взаимодействии компрессора и эквалайзера
С одной стороны компрессор уменьшает эффект от эквализации.

Например, вы опустили верхнюю середину эквалайзером - ее уровень стал ниже уровня остальных частот. Затем решили положить на получившийся сигнал компрессор. Что произойдет? Низ и нижняя середина сожмутся сильнее, как более высокая часть сигнала, и ее уровень приблизится к убавленой верхней середине. Поэтому в таких случаях эквалайзер нужно ставить после компрессора.

С другой стороны - ненужные частоты (как правило, низкие гармоники) могут спровоцировать некорректную работу компрессора. В этом случае перед ним нужно поставить эквалайзер, чтобы срезать им лишний низ. Кстати, некоторые компрессоры для этого имеют встроенный low-cut фильтр на управляющем сигнале.

Эпилог
Эх… Много еще хотел сказать, но будет уже слишком много)) Заходите в комментарии, а я пока подумаю, о чем напишу в следующей статье.

Многие начинающие музыканты в том числе и гитаристы, которые лишь недавно начали увлекаться , довольствуются некоторым базовым музыкальным оборудованием и программным обеспечением, и чаще всего даже не знают для чего нужен компрессор в музыке и что это вообще такое.

Для них наиболее важно не то, как будет звучать их запись в конечном итоге, а то, как качественно и красиво они смогут сыграть на своем любимом музыкальном инструменте. А такой подход к записи изначально в корне не верный и чреват в пустую потраченным временем.

С развитием мастерства у музыкантов возникает желание сделать звук своей записи более качественным, интересным и приятным на слух. Часть этой сложной задачи сможет решить компрессия звука. К счастью, на сегодняшний день существует множество простых путей достижения этой цели, так как дорогостоящее для начинающих артистов музыкальное оборудование может с легкостью заменить компьютерная программа.

Что такое компрессор?

Компрессор – прибор динамической обработки звука. Существует множество видов компрессоров с различными функциями, но основная суть их работы заключается в том, что они анализируют входной сигнал и в зависимости от настроек ослабляют или усиливать его на определенную величину.

Это нужно для того, чтобы выровнять громкость звучания композиции или выделения отдельных партий миксе. Например, при записи вокала может возникнуть ситуация, когда вокалист поет с перепадами в динамике голоса, так что слова теряются в общем звучании. Чтобы этого избежать, применяют компрессию и «вытаскивают» пропадающие участки на нужный уровень.

Принцип работы компрессора

Компрессор может быть отрегулирован по нескольким параметрам. Самые основные – величина компрессии и «точка перегиба»: в первом случае контролируется степень заглушения или усиления сигнала на выходе, а во втором случае – устанавливается уровень сигнала, после которого он не подвергается компрессии.

Также важным фактором динамической обработки является время атаки и время восстановления. Время атаки – величина, указывающая на скорость реагирования компрессора на превышение уровня входного сигнала, а время восстановления показывает на те же параметры, но с точностью наоборот. Время атаки и время восстановления особенно важно выставить на нужный уровень при записи ударных, иначе во время удара бас-бочки будут заглушены все верхние частоты и тихие звуки.

Такую задачу можно решить увеличением времени атаки – так компрессор «пропустит» момент удара бас-бочки и не заглушит высокий диапазон. Альтернативой для решения этой проблемы возможно применение устройств с другим алгоритмом компрессии. Они работают не по принципу точки перегиба, а изменяют все сигналы, но в зависимости от их уровня – чем слабее сигнал, тем меньше он подвержен изменению.

Такие компрессоры дают на выходе более мягкий и приятный звук, к тому же они просты в управлении, так как у них есть только один контролируемый параметр – уровень компрессии. Из-за того, что компрессор не в состоянии отличить шум от полезного сигнала, он может увеличивать громкость помех во время пауз в записи. Для предотвращения такой проблемы применяются экспандеры или простые гейты. Они заглушают шумы в моменты, когда происходят паузы в партии.

Компрессор в музыке

Компрессоры имеют достаточно сложную конструкцию в зависимости от количества параметров, которые они регулируют. В недорогих компрессорах часто используется автоматическая регулировка времени атаки и восстановления, что, несомненно, облегчает жизнь начинающих музыкантов и дает возможность полностью погрузиться в музыку.

Еще более легкий способ – использовать программы-компрессоры, которые очень часто встроены в секвенсоры и аудиоредакторы и имеют множество разнообразных пресетов и эмуляций. Сейчас компрессоры используются повсеместно, будь то концерт или , и каждый использует его по своим музыкальным предпочтениям.

Компрессор(от англ.«compress » — сжимать, сдавливать) — это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала . Можно сказать проще: компрессор позволяет сделать более узкой разницу между самым тихим и самым громким звуком . То есть делает тихий звук громче и громкий тише.

Итак, каков принцип работы компрессора?

Суть работы компрессора состоит в том, что он определяет уровень входящего сигнала , и, если тот превышает заданное значение, компрессор его ослабляет на определенную величину(срабатывает ).

Компрессор имеет четыре основных параметра:

. Пороговый уровень(Threshold ) — определяет значение, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.

. Соотношение(Ratio ) — определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате«х :1». Например, если установлено соотношение«2 :1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, то есть на его выходе сигнал ослаблен на 5 дБ. Если установлено соотношение«бесконечность :1», компрессор уже называется«лимитером »(от англ.«limit » — ограничивать), так как в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.

. Время атаки(Attack ) — время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах. Эксперименты с этим параметром позволяют получить особые эффекты, например, можно сделать звук бас-барабана заметно четче.

. Время спада(Release ) — это время, которое проходит между тем, как уровень входного сигнала упал ниже порога, и моментом, когда компрессор перестает ослаблять сигнал. Также выражается в миллисекундах.

Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала . Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора. Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе«плотный » звук достаточного уровня.

1) FL, фрут, фрукт, фрутик - программа FL Studio

2) Куб, кубас, кубик - программа Steinberg Cubase
3) Сэмпл(Sample ) - в общем случае кусок аудио-файла, отрезок музыкального произведения
4) Луп(Loop ) - циклически повторяющийся фрагмент сэмпла
5) Грув(groove ) - то же самое, что и луп, только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент
6) Битрейт - количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи(в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s)
7) BPM - Beats per Minute - удары в минуту. Самый распространенный и удобный способ измерения темпа произведения
8)Плагин(Plugin )(англ . plug-in) - Обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. Наиболее распространены DirectX, VST и Wavelab плагины
9) Синтезатор - устройство, синтезирующее звук, как ни странно =)
10) MIDI-контроллер - Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура
11) Waveshape(Форма волны) - форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит генератор
12) Эквалайзер(EQ ) - устройство коррекции частот сигнала. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые похожи на встроенные в музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень
13) Компрессор - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 4:1, 7:1 и т.д.

что же такое компрессия? Ранее на студиях звукозаписи«роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры. Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую(приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких - понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон . Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы«человеческой » компрессии , но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:

  • Атака(attack ) - время, до начала понижения уровня(компрессии );
  • Спад(release ) - время для возращения исходной громкости;
  • Компрессия (ratio ) - относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер;
  • Порог срабатывания(threshold ) - уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
  • Входной сигнал(in ) - сигнал который слышит звукоинженер;
  • Выходной сигнал(out )- сигнал, который слышим мы с вами:).

Звукоинженеру на смену пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них - это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в«цифре ».

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование(в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Можно применить компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр - выходная громкость.Нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in - threshold)*ratio = -18+(0 +18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.
Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Для этого создадим петлю.
Далее поэкспериментируем. Настроим компрессор таким образом, чтобы он срабатывал постоянно причем с быстрой атакой и долгим спадом
В результате получили проблему - звук получился очень резкий.(рисунок 10) и грязный.
Далее при увеличении атаки до 50 мс и снижения компенсирующего уровня до 5 дб получили довольно равный и чистый звук
На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.
При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы(зоны ), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки - проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах подключения устройств.

Все начинающие музыканты слышали о компрессоре аудиосигнала. Одни – считают его волшебным прибором, который позволяет сделать музыку лучше. Другие – не понимают назначения, не пользуются, либо прогоняют звук через устройство на средних пресетных настройках, потому что «так сказали!».

Сегодня мы с вами разберемся в том, что такое компрессор. Узнаем принцип его работы и особенности применения. Эта статья, как предыдущие, расcчитана на широкий круг непрофессиональных пользователей, поэтому мы не будем углубляться в технические параметры и использовать сложную терминологию. Однако некоторые необходимые для работы вещи все же придется озвучить.

Что такое компрессор

Итак, компрессор должен что-то сжимать. Примерно так и работает устройство.

Принцип его работы проще понять по графику (смотри ниже). Нужно представить, что у нас есть входной и выходной сигналы.

Рисунок 1. График работы компрессора, на котором изображены сигналы входа и выхода

Компрессор – это динамический прибор, который меняет соотношение входного и выходного сигнала, уменьшая динамический диапазон трека.

Основные параметры компрессора

У любого компрессора есть минимум два основных параметра: порог срабатывания и величина компрессии. Для облегчения работы мы рекомендуем использовать приборы с четырьмя параметрами. Какими? Почему нам нужны все четыре?

1. Порог срабатывания (Threshold) – это уровень (точка на графике) с которого компрессор начинает свою работу. Если не указано иного, то компрессор не трогает звук тише уровня срабатывания, звук громче – зажимает, деля тише

2. Величина компрессии (Ratio) – величина на которую будет обработан сигнал, превышающий порог срабатывания. В связи с тем, что компрессор изменяет соотношение входного и выходного сигналов, величину компрессии принято выражать соотношением. Например, 2:1. Это значит, что при увеличении ВХОДНОГО сигнала на 2 дБ, ВЫХОДНОЙ увеличится всего на 1 дБ!

3. Атака (Attack) – параметр, отвечающий за время, которое необходимо компрессору для начала обработки сигнала. Attack есть не во всех приборах, часто является автоматическим и не поддается корректировке. Конечно, устройства с возможностью изменения удобны в работе.

4. Восстановление (Release) – параметр времени. Отвечает за возврат установленного режима работы компрессора к исходному.

Как они работают?

Давайте рассмотрим работу параметров на конкретном примере.

Возьмем исходный материал с графика работы компрессора (смотри рисунок 1). Мы видим, что на рисунке изображен сигнал, громкость которого увеличивается. Через некоторое время она возвращается к исходной позиции.

Основные моменты работы прибора легко проследить именно на этом отрезке.

Работать необходимо с частью выделенного сигнала. Позже вам будет легче увидеть разницу между необработанным и измененным отрезками.

Рисунок 4. Настройка параметров обработки

Обработаем сигнал со следующими настройками: порог – 24 дБ, величина – 4:1, атака 100 мс, восстановление – 1000 мс. Приблизительные настройки взяты для наглядности.

Рисунок 5. Результат обработки отрезка

Нажимаем «применить» и видим вот такой результат.

Что же у нас получилось? Компрессор сразу начал мягко повышать уровень сигнала до среднего значения, так как он было выше порога. В тот момент, когда сигнал стал громче, наоборот – понижать. На рисунке хорошо видно, что устройство не сразу начало понижение уровня входного сигнала, а с некоторой задержкой – это и есть время атаки. В результате громкость обработанного участка стала ближе к некоему среднему значению.

Дополнительные настройки

Помимо основных, многие современные приборы обладают дополнительными настройками. Рассмотрим некоторые из них:

  • Make-Up Gain – это регулятор, позволяющий оптимизировать выходной уровень. Применяется при слишком тихом выходном уровне сигнала.
  • Knee – регулятор, а чаще переключатель, определяющий мягкость срабатывания компрессора. В большинстве приборов выполнен в виде переключателя с обозначениями HardKnee и SoftKnee.
  • Peak/RMS – переключатель, определяющий характер работы компрессора. Следовательно, прибор будет реагировать либо на пиковые значения, либо на среднеквадратичную громкость. Компрессор, установленный в режим Peak и Ratio – ∞:1 – является лимитером.

Итак, мы рассмотрели основные принципы и параметры работы компрессора. Тихое он делает громче, а громкое – тише. Однако, необходимо упомянуть и о других режимах работы.

Компрессоры с дополнительными функциями

Большинство современных приборов выполняют не только компрессию. Чаще всего – это компрессоры-лимитеры, компрессоры-экспандеры, компрессоры-гейты, компрессо-лимито-экспандеры и другие.

Но существует множество приборов, выполняющих только одну функцию:

  • Лимитер – прибор/режим, который отрезает превышающий уровень срабатывания сигнал. Его работу «слышно» только на конечной записи.
  • Экспандер – прибор/режим, усиливающий сигнал с уровнем выше порога срабатывания. Звук с меньшим уровнем он не обрабатывает. Это устройство выполняет противоположную компрессору функцию и применяется для исправления «поджатого» сигнала.
  • Гейт – не затрагивает сигнал выше порога срабатывания, а тот что ниже убирает до 0 дБ. Устройство/режим позволяет убрать тихие посторонние звуки в паузах. Часто применяется на радио.

Нестандартные варианты использования компрессора

Существенно расширяет возможности компрессора режим Side-Chain – «боковая цепь». В нем к прибору на одноименный вход подается сигнал для управления степенью компрессии. Используется в электронной музыке для создания «качающего грува»: на входы компрессора подают сигнал баса, а на вход боковой цепи – сигнал бочки. В момент ее звучания, компрессор сильно давит бас, в момент тишины – восстанавливает уровень звучания. Создается эффект, при котором бас «выпрыгивает» из бочки.

Музыканты в популярной музыке применяют его для усиления внутреннего движения, выражения динамики. Чаще всего используют Side-Chain компрессию всей (или почти всей) фонограммы от вокала.

Режим позволяет реализовать компрессию в определенном спектре частот, подавая на управляющий вход сигнал после эквалайзера с заданными для сжатия частотами. Наверное, многие уже догадались, что таким образом можно организовать де-эссер или многополосную компрессию. Для этого у вас должно быть несколько устройств.

Компрессор также позволяет управлять атакой и восстановлением. Гитаристам знаком прибор «Сустейнер», который представляет собой настроенный определенным образом компрессор. В электронной музыке им обрабатывают каждую дорожку, а на некоторых (ударных), их бывает больше двух.

Схемы подключения компрессоров

Для домашней студии:

Для использования в качестве выходного мастер-компрессора/лимитера

Подведем итоги

Компрессор – это незаменимый прибор, который за счет разных режимов работы позволяет реализовывать как технические, так и творческие задачи:

  • Нивелировать разницу между тихими и громкими нотами певца, гитариста, бас-гитариста, ударника. Раньше этим занимался специальный человек, управляя ручкой громкости микрофона во время записи, полагаясь на свой слух и знание партитуры.
  • Управлять атакой и восстановлением.
  • Держать необходимый уровень громкости. Например, на радио.
  • Получить сухое звучание инструментов, убрав посторонние шумы в паузах между нотами.
  • При помощи управляющего сигнала Side-Chain реализовать частотно-зависимую компрессию.
  • Добиться динамики в фонограмме.

Как и в любом другом деле, здесь важна умеренность. Не стоит увлекаться. Излишняя компрессия, лимитирование, могут вызвать артефакты звучания. Сокращая динамический диапазон всего трека, вы делаете его громким, мощным, но скучным. В профессиональных кругах на этой почве возникло явление «Война дБ».

Постарайтесь сделать так, чтобы компрессия была, а слышно ее не было.

Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.

Что такое компрессор звука?

Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» - медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары

Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.


Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).


Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах

В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.

Ламповые компрессоры

Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.


Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger


Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.


Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.


Гитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.



Рекомендуем почитать

Наверх