Когда будут показывать киберспорт на матч тв. Киберспорт и телевидение

Новости 18.03.2019
Новости

Не так давно на российском телевидении был показан получасовой сюжет о компьютерном спорте: после многократных переносов федеральный канал МатчТВ все же показал получасовую программу Точка. Спортсмены — Киборги. Антон Альхимович и его команда затратили огромное количество времени и сил, чтобы показать обычному телезрителю реалии, не понаслышке знакомые каждому поклоннику киберспорта. Мы вспомнили, как компьютерный спорт проникал на телевидение и чего нам ждать, сидя перед телевизоров в 2016 году.

Перед каждым The International мы уже привыкли видеть многочисленные анонсы трансляций турнира на телевидении: во многом этому способствует лояльная политика Valve к правам на показ соревнований по Dota 2 и CS:GO , но есть и множество других факторов.

Одним из первопроходцев стал шведский канал TV6 : ребята ежегодно показывают соревнования серии Dreamhack в Стокгольме, а также турниры серии Major по CS:GO и The International по Dota 2 . Так, турнир DreamLeague был вынужден менять формат под телевизионный, хотя в рамках остальных турниров шведы умело подстраивают сетку сами.

Как и многие другие телеканалы, TV6 делали шаги в киберспорте не совсем по своей инициативе - сказалось проведение крупнейшего мирового события в этой стране, что и потребовало освещения. Тем не менее, уже после в редакциях каналов понимают, что компьютерный спорт показывает не такие уж и плохие рейтинги - и идут дальше. По тому же пути идет, к примеру, немецкий SPORT1 : отправной точкой стал показ ESL One Frankfurt . Среди западных каналов, разумеется, нельзя не отметить и американский ESPN - в течение двух лет киберспорт в американском медиахолдинге прошел путь от второстепенной дисциплины на третьем канале до одной из самых популярных на ESPN2 , в то время как главный канал показывает лучшие моменты игр и готовится к трансляции The International 2016 .

Впрочем, есть и отрицательные примеры - так, второй сезон DreamLeague был показан на чешском COOL . К сожалению, чехов так и не привлекла возможность смотреть на бесконечные баталии между русскими и шведами (в эфире были показаны все 84 матча лиги). Подобная ситуация случилась и с англичанами, которые так и не оценили накал страстей на The International .

Впрочем, нужно отметить, что в целом западные каналы начинают ценить киберспорт, и это уже большой плюс. В это же время на Востоке трансляция игр на телевидении уже не в новинку: еще турниры серии WCG в начале нулевых показывали по одному из главных корейских каналов, любят компьютерный спорт и китайские телевизионщики. Болеет киберспортом и весь регион SEA, от Малайзии до Мьямны: не так давно , что скоро в сетке появится киберспортивный телеканал eGG . Крупнейший кабельный оператор Юго-Восточной Азии Astro Media просто не смог вместить столь быстро растущее количество контента в киберспорте на основные каналы. Есть мысли, что этим же путем скоро пойдут, к примеру, те же ESPN .

В целом едва ли не все киберспортивные державы - Швеция, Китай, Южная Корея, США и некоторые другие - уже распространяют этот вид спорта на телевидении: среди немного другой, но потенциально заинтересованной аудитории.

А что у нас? В то время как тот самый шведский TV6 за последние пять лет показал более ста киберспортивных матчей, у нас киберспорт был продемонстрирован... только однажды. Осенью прошлого года телеканал 2х2 показал финал чемпионата мира по League Of Legends .

Тем не менее, киберспорт на российском телевидении ближе, чем кажется - достаточно только посмотреть в правильном направлении. В ноябре 2015 года начал свое вещание и ныне доступен в форматах HD и SD телеканал GameShow TV . Первоначально планировалось, что канал будет доступен в России и всех странах СНГ, но на настоящий момент телевидение об играх работает в сетях кабельного телевидения отдельных регионов - в Московской, Ленинградской, Белгородской, Калужской, Тульской, Самарской, Пензенской, Новгородской областях и в Приморском крае. Тем не менее, GameShow TV уже внесли в свою сетку крупнейшие операторы кабельных сетей, которые готовы помогать распространению телеканала.

Осталось только сделать качественный контент - но увы, пока до типичного кабельного спортивного канала ребятам далеко. GameShow не крутят круглыми сутками турнирные матчи по CS:GO и Dota 2 , а основную сетку вещания забивают летсплеи и записанные заранее передачи. Косвенно это связано с правами компании на трансляции соревнований (точнее, их отсутствием), и более игровой направленностью канала. Однако, некоторые отдельные передачи, как ежедневные выпуски киберспортивных новостей, все же нашли свое место в сетке вещания. Так же канал показал все турниры серии Major по Dota 2 и планирует трансляцию The International . Соревнования в Шанхае, например, для телеаудитории комментировали известные 4ce и mob5ter .

В сетке же вещания федеральных телеканалов киберспорт пока появляется на считанные минуты. Первопроходцами еще четырнадцать лет назад стали авторы популярной программы Намедни на НТВ, которые тогда решились пустить в эфир сюжет о турнире World Cyber Games 2002 , в котором Россия выиграла две золотых медали и стала первой в командном зачете. Тогда Артему Лошаку и его команде удалось обойти стороной стереотипы и достаточно объективно рассмотреть такое молодое и непонятное явление.

Увы, но пока подобную планку побить так и не удалось. Качественный сюжет, в котором основное внимание приковано к компьютерному спорту, а не к глупым стереотипам общества, так и остался скорее исключением из правил, а сами журналисты то ли от спешки, то ли от пренебрежения, даже в минутных роликах умудряются делать глупые ошибки в названиях команд и забывать о факт-чекинге. Следующие 10-12 лет

Даже если выглядит картинка приемлимо, простые поклонники киберспорта чаще всего разочарованы: в качестве киберспортивных экспертов зачастую приглашаются малоизвестные игроки и специалисты, да и игры порой в материалах не самые киберспортивные: ту же Dota 2 у нас упоминали едва ли не реже, чем Point Blank или World Of Tanks .

Удивительно то, что на фоне тотальной расхлябанности федеральных журналистов менее известные каналы действительно детально изучают тему, беседуют перед эфиром со специалистами и делают сюжеты интересными не только обществу, но и внутрикиберспортивной тусовке. Хорошим примером можно назвать сюжет Москва 24 о турнире EPICENTER , который прошел в мае в Москве.

Пожалуй, именно это событие вкупе с признанием киберспорта официальным видом спорта в России и должно подхлестнуть телевизионщиков выходить на новый уровень: больше времени уделять сюжетам про киберспорт, хотя бы изредка проводить трансляции престижных мировых чемпионатов (благо, часовые пояса и отсутствие эксклюзивных прав это позволяют).

Тем не менее, рынок телевидения в России таков, что для получения внимания молодому (хоть и такому перспективному) спорту нужно удивлять. Первый в истории страны турнир по Dota 2 мирового уровня, внесение в официальный реестр, огромный призовой фонд... Дальше можно и нужно поражать общество развитием сферы (что успешно и происходит, и несомненно, будет происходить) и удачными выступлениями наших ребят, которыми можно гордиться. Увы, но пока наши ребята остаются на вторых ролях, а значит, например, игры The International 2016 на телевизионном экране мы вряд ли увидим - остается ждать осеннего EPICENTER и финала Кубка России, на которые теперь и возложены основные надежды на новый «бум» компьютерного спорта на российском телевидении.

Телевидение по-прежнему является самым большим рынком сбыта рекламы и имеет самый большой возрастной охват. Для киберспорта выход на эту площадку был бы отличным способом раскрутки и фактического признания. Но в ближайшее время этого не случится и вот почему.

Первое появление

Киберспорт появился на корейском телевидении вместе с турниром WCG и местными лигами по StarCraft: Brood War, матчи которых какое-то время транслировались на корейском ТВ, а затем переместились на кабельные каналы. Позже подключился киберспортивный канал eGG Network, который работает в Юго-Восточной Азии с 2016 года - там транслируются киберспортивные матчи и игровые новости.

В России, на канале НТВ, показывали WCG 2002, но не полную трансляцию, а десятиминутный сюжет. В нём рассказали про быт бывшей команды M19 по Counter-Strike, которая тогда заняла первое место, и других игроков. Тогда сюжет остался почти незамеченным, так как аудитория киберспорта была значительно меньше.

Репортаж НТВ о WCG 2002

Как это происходит в мире

Киберспорт пробуют внедрять на телевидение, так как продюсеры видят растущую аудиторию трансляций. Это может принести хорошую прибыль за счёт рекламы, и такой поток денег никто не хочет упускать - но киберспорт приходит на ТВ неохотно.

В Европе и США крупные каналы - ESPN, SPORT1 и другие - с 2014 года охотно транслируют самые крупные киберспортивные события: The International по Dota 2 и World Championship по League of Legends. Некоторые организаторы турниров, как это было на ELEAGUE Major по CS:GO в начале 2017 года, подписывают эксклюзивные контракты на трансляции финальных игр.

Что делают в России

В России с этим работать рискованно: целевая аудитория не воспринимает киберспорт как что-то серьёзное. Люди видят в компьютерных играх только развлечение и пустую трату времени, несмотря на аудиторию и призовые фонды. Пройдёт много времени, прежде чем этот барьер рухнет.

Тем не менее, некоторые каналы экспериментируют с веткой вещания и раз в год разбавляют программу передач киберспортивными событиями - так, в 2015 канал 2×2 впервые показал финал World Championship, а в 2017 попробовал c турниром EPICENTER по CS:GO. Был запущен и кабельный GameShow TV, но дальше игровой журналистики дело не пошло. Пока что в России ни один канал не делает киберспортивный контент на постоянной основе.

Как на этом заработать

Ни один канал на ТВ не будет заниматься благотворительностью, поэтому киберспортивные трансляции должны себя окупать. В идеале это должно работать так же, как и при трансляциях традиционного спорта: их смотрят миллиарды людей, а в перерывах показывают дорогую рекламу.

При нынешней ситуации киберспорт на ТВ не принесёт больших денег. Для сравнения - Чемпионат Мира по футболу в 2014 году посмотрело 3 млрд человек, а самый просматриваемый киберспортивный турнир 2017 World Championship - 33 млн. Пока это рискованно, и передачи в прайм-тайм не будут менять на игры какого-то Starladder или ESL.

Это невыгодно

Тина Канделаки, генеральный продюсер МАТЧ ТВ, хочет увеличить аудиторию канала с помощью киберспорта. Однако, по её словам, сейчас этим заниматься невыгодно: конкурировать с мэтром киберспортивных трансляций - сервисом Twitch.TV - сложно, поскольку там все материалы можно смотреть бесплатно. Помимо многочисленных дисциплин, пользователям Twitch доступны платные функции по части интерактива, которые реализовать в рамках телевидения сложнее.

Все дело в том, что большая часть аудитории телевидения сейчас - люди, для которых компьютерные игры - это «детский сад». По данным Media Scope, за апрель 2017 года основные потребители ТВ-контента - зрители от 35 лет.

Охват аудитории телевидения. Изображение: Mediascope

С интернетом дела обстоят иначе. Media Scope выяснила, что основную часть аудитории интернета занимают люди от 12 до 35 лет, которые уже знают, что такое киберспорт, и не относятся к нему предвзято.

Охват аудитории интернета. Изображение: Mediascope

Киберспорту сложно выйти за пределы онлайн-трансляций в интернете из-за стереотипов целевой аудитории ТВ. Люди не понимают, что киберспортсмены прилагают много усилий для того, чтобы занять первое место на турнире, а сама игра - это комплексное и сложное соревнование. Для обычных людей это до сих пор детские игры, чтобы прогулять школу.

Кроме того, в формате ТВ очень сложно донести до зрителя суть игры. Только на то, чтобы объяснить несведущему человеку смысл слова «киберспорт», потребуется пять или шесть предложений - за это время он уже давно переключит канал на что-то знакомое, потому что люди смотрят телевизор, чтобы отдыхать. Не говоря уже о том, что большинство популярных игр очень сложны для понимания тех, кто сам не играет.

Что будет дальше

Киберспорт развивается: растут призовые, количество команд, организаций и турниров увеличивается. Телевизионные каналы не захотят упускать такой рынок. «Здесь все зависит от объёма рынка и нашего желания присутствовать на этом рынке», - говорит Тина Канделаки. Это будет трудно, но интеграция ТВ и киберспорта произойдёт.

Спортивные СМИ на своих сайтах открывают киберспортивные разделы, где публикуются новости и статьи на эту тему. Серьёзных передач на ТВ сейчас нет, но рано или поздно они появятся. Пока в этом деле преуспевают только стриминговые сервисы.


Интервью с генеральным продюсером «Матч ТВ» Тиной Канделаки

В закладки

23 октября на телеканале «Матч ТВ» состоялась трансляция финала международного киберспортивного турнира Epicenter: Moscow по дисциплине Counter-Strike. Также телеканал запустил на собственном сайте раздел о киберспорте, где будет публиковать информацию о матчах, прогнозы и видеозаписи популярных игр.

Редакция сайт пообщалась с генеральным продюсером телеканала Тиной Канделаки и узнала, как телеканал планирует развивать это направление и каков объем киберспортивного рынка в России.

26 октября, спустя три дня после финала турнира Epicenter, на телеканале «Матч ТВ» прошла трансляция программы «Киберспорт: за и против», в которой приняли участие киберспортсмены и спортивные журналисты.

Участники обменялись мнениями, стоит ли транслировать киберспортивные турниры на телевидении, и резче всех высказался журналист Александр Шмурнов. Позднее он аргументировал свою позицию, опубликовав заметку на странице в Facebook.

Александр Шмурнов

На вершине спортивной иерархии оказываются виды, в которых сила, выносливость, ловкость находятся в полной гармонии с реакцией, расчетом, комбинаторикой, умением изучать, отслеживать соперника и учиться у него, чтобы в итоге побеждать.

Но если остаётся только вторая половина - я говорю: стоп, где здесь спорт? Если люди только нажимают на кнопки, они не могут считаться спортсменами.

- Александр Шмурнов

Генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки считает иначе: «Скепсис Александра Шмурнова объединил весь тот скепсис сообщества, которое не принимает киберспорт. Слушайте, я тоже не играю в World of Tanks, но тем не менее понимаю, что киберспорт - это будущее. Тут ничего не зависит от того, нравится мне это или нет. Здесь все зависит от объема рынка и нашего желания присутствовать на этом рынке».




Рекомендуем почитать

Наверх