Классификация шрифтов и особенности их использования в веб дизайне. Использование шрифтов

Новости 07.06.2019
Новости

Если вы уже познакомились с основами типографии и знаете, где можно найти подходящие для вас шрифты, то самое время познакомиться с классификацией шрифтов и их типами. В наше время существует достаточно большое количество самых разнообразных шрифтов. Они бывают как платные, так и бесплатные.

Основные группы шрифтов

Сейчас существует очень много различных шрифтов. Все они имеют специфические характеристики, благодаря которым их можно разделить на группы:

Serif (с засечками)

Такие шрифты обычно применяют в печати. Причиной этого является удобство их чтения, которое и делает их очень популярными. Этот тип шрифтов привлекателен небольшими линиями на концах букв. Свое применение он получил в книгах, разных журналах и газетах. В свою очередь, шрифты с засечками помогут вашему сайту приобрести некую элегантность и сделать внешний вид веб-дизайна более утонченным.

Slab serif (прямоугольные засечки)

Использование такого типа шрифтов придаст вашему сайту уникальности и сделает его внешний вид довольно стильным. Прямоугольные засечки тяжело читаются и поэтому их не рекомендуют использовать в тексте, которым вы наполняете тело сайта. Лучшего всего их использовать при оформлении заголовков, что придаст им более интересный вид и визуально отделит их от основной части текста.


Script (пропись)

Лучше всего эти шрифты используются для дополнения декоративных элементов вашего дизайна. Применяя шрифты прописью, будьте особо осторожны, эксплуатируя их в своих заголовках, а также в тексте тела сайта, потому как их чтение является довольно затруднительным процессом для посетителей.


Blackletter (готический шрифт)

Этот шрифт имеет декоративный вид. Если вы хотите разбавить ваш веб-дизайн чем-нибудь старинным, то вам следует воспользоваться именно этим шрифтом. Зачастую эти шрифты используют различные рестораны на своих вывесках.


Sans serif (без засечек)

Буквы не будут иметь засечек. Они довольно схожи со шрифтами, которые имеют засечки и будут замечательно смотреться в тексте любого интернет ресурса или в заголовках. Обычно их применяют на компьютере, потому как читать их намного удобней, когда шрифт имеет мелкие размеры. Эти шрифты могут помочь сделать ваш проект более простым, а его дизайн - более минималистичным. На сегодняшний день San serif - это самый популярный шрифт, который дизайнеры используют для текста статей, размещаемых на своих веб-сайтах.


Handwriting (рукописный шрифт)

С применением шрифта такого типа ваш текст будет выглядеть так, будто его кто-то написал своей рукой. Он может послужить для веб-проекта неплохим декоративным дополнением, что в свою очередь сделает его уникальным и неповторимым. Лучше всего использовать шрифт только для выделения информации, на которую вы хотите обратить внимание читателя.


Decorative (декоративный)

Эти шрифты включают в себя все существующие типы забавного характера и являются довольно оригинальными. Небольшой их минус заключается в том, что их очень трудно прочитать. Если вы хотите, чтобы ваш веб-проект имел необыкновенное оформление текста, то можете смело их использовать.


Подборка и совмещение шрифтов

Разнообразие шрифтов огромно, а значит комбинаций их совмещения еще больше. Поэтому правильная подборка шрифтов занимает очень много времени. Это довольно непростой процесс, при котором вы всегда должны основываться на стиле вашего интернет проекта и на предпочтениях ваших посетителей.

Во-первых, в начале этого процесса вы должны определиться с выбором шрифта, который будете использовать в тексте тела сайта, он же станет основным для всего вашего проекта. Зачастую для тела сайта выбирают шрифт с засечками или же без них. Это даст вам уверенность в том, что ваш сайт будет читабельным, и поэтому поиск шрифтов следует проводить непосредственно именно в этих двух группах.

Обратите свое внимание и на то, чтобы шрифт, выбранный вами, имел разнообразные стили. Это позволит вам быть более гибкими при использовании их в веб-проекте. Хорошим способом понять, подходит ли вам тот или иной шрифт, будет его тестирование на больших блоках, например в заголовках, параграфах и т.д.

Во-вторых, вам обязательно нужно определить еще один шрифт, который вы будете использовать в некоторых заголовках. Определенных правил такого выбора не существует, но опытные дизайнеры рекомендует подбирать такой шрифт, который будет отличаться от основного, используемого вами для тела сайта. Таким образом, вы сможете сделать заголовки на вашем сайте более привлекательными для пользователей. Лучше использовать шрифт для тела сайта слегка измененный, например, сделав его полужирным.

Неплохим вариантом оформления текста является смешивание и соединение группы шрифтов заголовков с засечками с основным текстом сайта, который будет без засечек. Провидите этот эксперимент, и вы увидите, что эти две группы очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая красивый дизайн типографии.

В-третьих, если вы хотите обратить внимание ваших пользователей на какие-то определенные элементы текста и сделать их более видимыми, то вам следует внести еще один шрифт в дизайн. В этом случае поэкспериментируйте с рукописным и декоративным шрифтом, так как именно они позволяют привлечь внимание посетителей веб-сайта.

Как смешивать и использовать шрифты в тексте

Рассмотрим несколько принципов совмещения шрифтов, которые позволят добиться красивого оформления текста.

Сайт должен быть читабельным

Подбирая шрифт для текста тела сайта или заголовка, обязательно следует помнить то, что он должен быть легко читаем пользователем. Конечно, читаемость некоторых шрифтов напрямую зависит от правильных их настроек: необходимо следить за тем, чтобы был выбран соответствующий размер шрифта, высота строк, цвета. Перед применением в веб-дизайне каких-либо шрифтов проверьте, как они будут смотреться в разных цветах. Таким образом, вы сможете понять, подходит ли вам тот или иной цвет.

Это правило имеет пару исключений, о которых следует помнить всегда. К примеру, вы разрабатываете веб-дизайн для детского интернет-проекта и, возможно, вам захочется применить один из видов декоративного шрифта, который понравится детям. В этом случае старайтесь придерживаться шрифта с засечками и без засечек. Соблюдать это правило необходимо, потому как проведенные исследования доказали, что эти шрифты намного легче читаются, поэтому выбор декоративных шрифтов будет не самым лучшим вариантом в данном случае.

Не используете большое количество разных шрифтов

Создавая дизайн проекта, старайтесь не использовать большое количество шрифтов. Оптимальным количеством для использования будет три шрифта. Этому есть несколько причин:

    При использовании сервисов шрифтов каждый шрифт, добавленный вами, будет способствовать увеличению скорости загрузки страницы сайта.

    Присутствие большего количества шрифтов на страницах сайта отвлекает посетителей, из-за чего им будет тяжелей сконцентрировать свое внимание на чтении контента.

    Применяя не более трех шрифтов, вы экономите свое время, но при этом веб-сайт выглядит отлично.

Не используйте неподходящие сочетания

Комбинирование нескольких шрифтов при написании заголовков сайта или соединение большого количества различных шрифтов – это очень плохая задумка. Такие комбинации являются рискованными и могут принести вам много проблем.

Просматривая шрифты на веб-сервисе Typekit, вы имеете возможность устанавливать необходимые для вас фильтры, которые помогут разобраться в том, какие шрифты лучше применять для заголовков или параграфов, что будет очень полезным инструментом во время разработки дизайна.

Примеры объединения шрифтов

Для примера рассмотрим страницы нескольких сайтов, где грамотно подобраны шрифты.

Заголовки:
Sentinel (serif slab)

Параграфы:
Gotham Narrow (sans-serif)

На этих примерах мы можем наблюдать, что заголовки и подзаголовки имеют шрифт с прямоугольными засечками. Он выступает в качестве контраста к основному тексту сайта и является простым и легко читаемым шрифтом. Этот дизайн имеет единообразность. От него можно добиться многого, лишь изменив цвет и его стиль.

Заголовки и параграфы:
Freight Text Pro (serif)

Остальное:
Freight Sans Pro (san-serif)

На этом примере мы можем наблюдать, как используют только один шрифт для заголовков и параграфов. Это выглядит довольно здорово, потому как заголовки имеют более жирный и крупный вид.

Так же здесь мы можем наблюдать и один шрифт без засечек, который автор использует на кнопках сайта и информации о сообщениях.

Заголовки:
PMN Caecilia (slab serif).

Параграфы:
Gill Sans (sans-serif)

Дизайнеры этого сайта создали очень утонченный и красивый дизайн своего веб-ресурса. Здесь отсутствуют какие-либо раздражители и жирные шрифты. Они остановили свой выбор на тонком шрифте для заголовков и простом шрифте для текста тела сайта.

Присутствующие на этом ресурсе оба семейства шрифтов имеют отличное сочетание, что позволяет посетителю с легкостью читать весь текст.

Заголовки и параграфы:
Skolar (serif)

Дизайнеры этого сайта используют только один шрифт с засечками. Но, несмотря на такое неординарное решение специалистов, заголовки и параграфы между собой имеют видимую разницу. Все это благодаря тому, что здесь используются специфические стили, цвета и размеры шрифта.

Какой шрифт использовать на сайте?

Как будет читаться информация на странице и захочет ли пользователь ее читать, зависит от правильно выбранного шрифта. От слишком мелкого шрифта посетителям вашего ресурса придется напрягать глаза и сидеть впритык к монитору, от более крупного шрифта рассредотачивается внимание и придется постоянно искать текст.

Многие шрифты уже по умолчанию установлены на наших компьютерах и ноутбуках. Это такие шрифты, как: Arial, Georgia, Comic Sans MS, Times New Roman, Verdana, Tahoma и другие. Но если вы будете устанавливать нестандартный шрифт на сайт, следует помнить, что у посетителей вашего сайта может не оказаться такого шрифта, и страница будет отображаться не так, как вы задумали.

Важно учитывать такие детали шрифта: вес, засечки, кернинг (интервал между буквами), высоту выступов и линии выравнивания. Дизайнер должен обдуманно выбирать шрифт для сайта и знать, какой именно тип шрифта применить под разрабатываемый сайт.

В случае, если вам нужно что-то нестандартное, типо заголовка, красивой надписи или кнопок, лучше сделать это изображением, в формате gif или jpg. Таким образом, например, можно сделать красивое название сайта рядом с логотипом, и такой текст у всех пользователей будет смотреться одинаково.

Если вы хотите, чтобы посетителям вашего сайта или блога было комфортно находится на страничке и люди читали ваш текст, нужно подобрать легко читаемый шрифт. Но тут не стоит перебарщивать, на сайте должно быть максимум 3-4 разный вида шрифтов.

Из каких критериев состоит выбор шрифта для сайта?

1. Выбор семейства шрифта

Существует бесчисленное множество шрифтов, многие из них похожи друг на друга, но тем не менее у каждого из них есть свои отличительные черты. Однако далеко не во всех браузерах есть каждый из них. Ниже представлен небольшой список самых популярных шрифтов, которые есть в каждом браузере:

  • Arial
  • Times New Roman
  • Georgia
  • Trebuchet MS

Вообще говоря, лучшим вариантом шрифта для сайта будет, если Вас устроит какой-то из этого списка. Тогда не стоит беспокоиться об его специальной подгрузке в браузер пользователя. Если все же Вы хотите какой-то редкий шрифт, то здесь можно пойти несколькими путями (но я сразу говорю, что лучше все-таки не делать этого!).

Например, можно выбрать какой-нибудь красивый шрифт на Google Font, но чтобы выбранный шрифт появился у пользователей в браузере нужно будет подключить его. В итоге шрифт будет каждый раз подгружаться с Google Font, что на мой взгляд плохо и на это есть ряд веских причин:

Во-первых, появляется зависимость от других сайтов (в данном случае от Google). Например, Google по каким-то причинам может медленно работать, то в этом случае Ваш сайт также затормозится. За примерами далеко ходить не надо. Я лично подгружал скрипт для работы AJAX (jquery) с сайта Google, но периодически он вообще не грузился и это приводило к некорректной работе всего сайта. Решение проблемы было простым: просто скопировал весь.js файл к себе на хостинг и подгружать его с моего хостинга. Поэтому лучше всего, когда весь сайт грузится с Вашего же хостинга. Однако перенести шрифты к себе на сайт не получится, придется всегда грузить их с сайта Google.

Во-вторых, в таких браузерах, как Opera в глазах пользователя все будет выглядеть следующим образом: он заходит к Вам на сайт, контент уже появился и примерно через полсекунды - хоп и шрифт поменялся. Это произойдет, как только браузер подгрузит его с Google и обработает. На мой взгляд, что для серьезных ресурсов это "мерцание" стилей у текста неуместно. Конечно, такая ситуация не на всех браузерах, но лично мне и одной оперы хватает, чтобы отказаться от идеи использования малопопулярных шрифтов.

Вернемся к семействам шрифтов. Самым лучшим (а точнее даже универсальным) на мой взгляд шрифтом является Verdana. На этом сайте как раз такой шрифт. Он без загогулин, является строгим и читаемым, а именно это и надо пользователю для быстрого получения информации.

2. Выбор размера шрифта

Выбор размера шрифта является сложной задачей, поскольку некоторым нравится более мелкий шрифт, а кому более крупный. Лично я для себя сделал предпочтение размеру 12-14 пикселей. Этот размер является стандартом во многих областях.

3. Выбор цвета шрифта и фона под него

Какой бы хороший не был цвет и фон - все равно читать текст на мониторе неудобно. Все что можно сделать, это лишь максимально сделать комфортным чтение. Считается, что черный текст на белом фоне очень хорошо читаем, однако если спросить мнение людей, которые работают на компьютерах, то они скажут, что белый фон очень яркий и от него устают глаза. Идеальным решением является немного сероватый фон и на нем черно-серый текст. Такой текст можно читать очень долго без напряжения глаз. Также благоприятным для глаз является синий цвет шрифта.

Список сочетаний цвета шрифта и фона (в порядке убывания читаемости):

  • Черный на белом;
  • Черный на желтом;
  • Зеленый на белом;
  • Синий на белом;
  • Зеленый на красном;
  • Красных на желтом;
  • Красный на белом;
  • Оранжевый на черном;
  • Черный на пурпурном;
  • Оранжевый на белом;
  • Красный на зеленом;

Чем выше в списке сочетание цвет/фон, тем лучше его читаемость.

4. Другие мелочи

К этим мелочам я бы хотел отнести следующее:

  • Текст должен быть оформлен в нижнем регистре, т.к. большой регистр вызывает раздражение;
  • Выравнивание шрифта должно быть по левому краю, поскольку к этому все привыкли;
  • Контент должен быть по ширине не очень сильно растянут, поскольку пользователи ленивые и если придется глазам бегать от левого до правого края монитора это будет вызывать дискомфорт и потерю мысли;
  • Шрифт должен быть обычным, т.е. не курсивным, не жирным, не подчеркнутым (поберегите эти элементы для выделения главных мыслей в тексте);

Напоследок хочу ещё раз сказать о том, что выбор шрифта и его оформление является таким же важным элементом, как и выбор дизайна для сайта. Не совершайте типичных ошибок вебмастеров, которые решили выделиться и из-за этого они теряют большое количество пользователей ради которых и создаются сайты.

Шрифты используемые в веб-дизайне

Компактный шрифт, имеет преимущество благодаря высоте букв.

Подходит больше для технической тематики, имеет средне-широкие буквы.

Хороший вариант использования шрифта для сайта. Будет хорошо и удобно читаться, благодаря ширине букв и между буквенном расстоянии.

Trebuchet MS

Не совсем подходит для чтения, даже при 12 px. приходится напрягать глаза.

Times New Roman

Шрифт имеет хорошую читаемость, используется во всех редакторах. Но при 12 px выглядит мелко.

MS Sans Serif

Системный шрифт Windows, хорошо читается при разных режимах.

Чтобы правильно выбрать нужный шрифт для сайта, можно написать несколькими выбранными шрифтами, чтобы визуально сравнить, какой шрифт лучше смотрится и воспринимается для чтения. Еще можно попробовать изменить расстояние между буквами и размер шрифта.

Так какой все таки шрифт считается самым оптимальным?

Мое личное мнение полностью совпадает с исследованиями ученых:

Тот, от которого меньше устают глаза. По мнению ученых из Лаборатории зрительной эргономики США, это шрифт . Врачи утверждают, что он максимально снижает напряжение глазных мышц при чтении.

Американские специалисты отмечают: шрифт Verdana 10-13 кегля наиболее комфортен для восприятия с экрана. Преимущества шрифта - отсутствие засечек, увеличенный межстрочный интервал, большая высота строчных букв без выносных элементов и четкие различия между знаками схожего начертания (такими как i/I/L/l/1).

Создатель шрифта Verdana - художник Мэттью Картер (Matthew Carter). Он разработал данный шрифт для компании Microsoft в 1996 году. Целью было создание шрифта, который легко читается с экрана даже при малом размере букв. Сегодня Verdana входит во все версии Windows, Office и Internet Explorer для операционных систем Windows и Macintosh.

Плюс все перечисленные выше шрифты.

Привет, Хабр!

Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.

01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?

Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.

И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.

02. Как выбрать хороший веб-шрифт?

Шрифт - это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.

Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает , какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие - только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.

03. Как браузеры отрисовывают шрифты?

Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite , а на OS X и iOS - CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.

Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType . Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:

04. TTF или OTF?

TrueType и PostScript - изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript - OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.

Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.

Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.

05. Что еще влияет на отображение?

Иногда способ растеризации лучше задавать вручную. Например, в браузерах с движком Webkit можно использовать CSS-свойство -webkit-font-smoothing и включить вручную обычное сглаживание вместо субпиксельного, и наоборот. Есть и нетривиальные способы добиться от браузера смены способа растрирования, на хабре однажды предлагали использовать хак с text-shadow .

Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.

Еще один способ сгладить недостатки сглаживания - это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.

06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?

Хинтинг - это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) - не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.

Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.

С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой - формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.

В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.

В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.

Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.

07. @font-face или Cufon?

Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR , когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.

Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.

08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?

Подготовленные к внедрению (@font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:

TTF или OTF - привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF - незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT - внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG - для поддержки браузера Safari.

09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?


Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.

Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря - это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.

10. Сколько должны весить веб-шрифты?

Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма - это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.

11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?

С точки зрения дизайнера, много начертаний - это круто. И действительно, для заголовочка - Bold, а вон там, для врезочки - ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно - настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.

12. Нужно ли ограничивать набор символов?

Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).

Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.

13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?

Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа .

14. Как протестировать шрифт?

Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast , где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта - незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer , вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.

15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?

Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов - это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.

Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).

16. Как купить веб-шрифт?

Когда вы «покупаете шрифт» - это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта - это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.

Удобный способ покупки шрифтов - через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику

А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!

17. Какие бывают лицензии?

Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.

Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, - все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.

Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.

Свободные лицензии (public domain) - автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования - то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.

18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?

Веб-лицензии - наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай - использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение - на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.

И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.

После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.

19. Где взять хорошие веб-шрифты?

Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel - известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts - огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com - главный конкурент MyFonts
Typekit - сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast - вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin , WebFont.ru Функциональность важнее формы: проектируя для читателя
Марии Дореули. Licensing. Внести ясность
Tim Brown. Type rendering on the web
Tim Brown. CSS properties that affect type rendering
Tim Brown. Type rendering: operating systems
Tim Ahrens. A Closer Look At Font Rendering
Tim Ahrens (Typekit). A closer look at TrueType hinting
The Benefits Of OpenType/CFF Over TrueType

Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering

Как известно, основу любого рекламного проспекта, веб-сайта или объявления составляет текст, который несет в себе ту или иную информацию для конкретной целевой аудитории. Поскольку информацию каждый человек, в первую очередь, воспринимает из прочитанного, то шрифт становится наиболее важным и интересным инструментов в арсенале любого профессионального дизайнера, занятого в самых разных областях, будь то полиграфия или создание веб-сайтов. Знания о том, как можно грамотно использовать те или иные шрифты, помогают лучше донести определенную информацию до людей и, тем самым, способствуют большей эффективности практически любого дизайнерского проекта.

Требования к шрифтам

Шрифт сегодня воспринимается как неотъемлемая часть дизайна, ведь сами буквы, составляющие определенную текстовую информацию, являются маленькими изображениями или картинками, которые по-разному воспринимаются читающими людьми. Определенный шрифт может как улучшить оформление полиграфической продукции или веб-сайта, так и совершенно отвлечь человека от заданной тематики и усложнить восприятие информации.

Таким образом, от подбора шрифта напрямую зависит легкость визуального восприятия. В настоящее время шрифты активно используются в области дизайна в самых разнообразных вариациях. Например, на Интернет-сайтах, помимо просто текстовой информации, представленной посредством использования определенных шрифтов, часто можно увидеть отдельные текстовые блоки, заменяющие картинки. Они выполняются в интересных шрифтовых сочетаниях и, тем самым, более изящно и красиво передают необходимую информацию, делая сам Интернет-ресурс стильным и современным. Красивые и вычурные шрифты нередко применяются и в качестве украшения или отличного дополнения к фотоизображениям и рисункам.

Использование шрифтов в дизайне подчинено определенным правилам, чтобы, например, пользователи, посещающие Интернет-ресурс, с легкостью читали и правильно воспринимали содержание сайта. Можно выделить два основных таких правила или требований к используемым шрифтам:

— Четкость

Данное требование, в частности, определяет такие параметры шрифта, как ширина штрихов, наличие засечек и др. Ясный, разборчивый шрифт позволяет читателю быстро отличить один символ (букву) от другого. Очевидно, что вычурные, эффектные шрифты с чрезмерными украшениями имеют не самую высокую четкость, поэтому они сразу бросаются в глаза, но их не комфортно читаются в длину. В свою очередь, шрифты с привычными взгляду буквами способствуют лучшему восприятию текстовой информации.

На четкость влияет также близость расположения символов — приличный промежуток между буквами позволяет человеку воспринимать текст легче и быстрее. Впрочем, слишком большие расстояния между буквами приводят к тому, что отдельные слова и сам текст начинают смотреться негармонично и не целостно. Кроме того, излишняя высота строчных знаков может уменьшать четкость некоторых букв.

— Читабельность

Второе важное требование к используемым в дизайне шрифтам – это читабельность. Можно подумать, что четкость и читабельность являются практически идентичным понятием, однако в действительности это не совсем так. Читабельность определяет расположение шрифта, например, на странице веб-сайта. Здесь учитываются такие параметры, как интервалы между соседними строками абзаца (интерлиньяж), размер межбуквенного расстояния, цвет и стиль текста. Все эти параметры обеспечивают тот или иной уровень читабельности текстовой информации.

Обеспечение читабельности текста, как правило, является приоритетом для дизайнера, и иногда приходиться делать выбор в пользу лучшей читабельности, нежели красивого стилистического оформления. Чтобы повысить читабельность текста, используются шрифты, разработанные для решения конкретной задачи, которую преследует дизайнер. Это отдельные шрифты для заголовков с целью привлечения внимания читателя, шрифты для общего блока текста, которые оптимально подходят для длительной зрительной нагрузки.

Группы шрифтов

На сегодняшний день существует огромное многообразие шрифтов, которые широко используются в различных областях дизайна. Их можно классифицировать по различным признакам, однако, исходя из особенностей начертания, можно выделить несколько основных групп:

— Шрифты с засечками

Засечки– это маленькие росчерки или черточки у основания буквы, либо в ее верхней части. Засечки, определяющие шрифт, отличаются разнообразием, ведь они создавались на протяжении столетий. Засечки несут в себе не только чисто эстетическую функцию, но также помогают человеческому глазу «зацепиться» за текст и создать необходимое пространство между буквами. Шрифты с засечками используются в полиграфической продукции, в книгах и на веб-сайтах. Их главная особенность заключается в простоте для чтения и возможности использования в больших текстовых блоках.

Засечки способствуют формированию ощущения линий вдоль текстовой информации, что помогает читателю более комфортно следовать по тексту и, соответственно, облегчают его восприятие. Они также способствуют упорядочиванию горизонтальной текстуры шрифта. В печатных материалах чаще всего используются именно шрифты с засечками, поскольку на бумажном листе текст, оформленный при помощи подобного шрифта, читается гораздо легче.

Шрифты с засечками подразделяются на несколько категорий. Это, во-первых, образцы старого стиля, характеризующиеся изогнутыми линиями букв, их однотипностью. Они являются наиболее предпочтительным вариантом для оформления текстов, занимающих весомую часть, поскольку такие шрифты характеризуются фактическим отсутствием каких-либо нюансов, мешающих чтению и быстрому восприятию информации.

Далее идут шрифты современного стиля, в которых имеются контрастные акценты, присутствуют более тонкие горизонтальные засечки. Они хорошо выглядят при оформлении заголовков, но в больших текстовых блоках вследствие резкого перехода от толстой линии к тонкой их применение чревато снижением читабельности текста. Так же выделяют так называемые египетские шрифты с едва заметным переходом или легким контрастом от более толстой линии к тонкой. Шрифты египетского стиля оптимальны для оформления длинных текстовых блоков, их нередко используют при оформлении детских изданий.

— Шрифты без засечек

Следующая группа – шрифты без засечек. У них фактически нет дополнительного акцента на каждую букву в виде нажима при плавном переходе от более толстой линии к тонкой. Благодаря этой особенности они обладают равномерной шириной хода. Если шрифты с засечками рекомендованы для оформления длинных текстов на бумажных материалах, то шрифты без засечек выгоднее использовать в Интернете. Подобные шрифты создают настроение молодости, свежести, стиля и рациональности.

— Рукописные шрифты

Шрифты этой группы имитируют почерк человека. Они предполагают написание текстовой информации ручным способом с помощью специальной кисточки, либо ручки для каллиграфии. Здесь все буквы связаны между собой. Зачастую подобные шрифты смотрятся очень эффектно, но не оптимальны в плане использования в длинных текстах в силу не самой высокой четкости и читабельности.

— Декоративные шрифты

Это довольно большая группа шрифтов, причем их количество с каждым годом увеличивается. Декоративные шрифты отличаются необычными линиями и порой экстравагантными буквенными формами. Применяют их дозировано, в основном для создания бросающихся в глаза заголовков, логотипов и надписей.

Подбор шрифта

В настоящий момент профессиональные дизайнеры не испытывают дефицита в шрифтах, они могут свободно выбирать из бесчисленного количества доступных вариантов. Но именно в силу такого широкого разнообразия вопрос выбора оптимального шрифта для конкретного проекта становится чрезвычайно сложным, ведь зачастую у дизайнеров уходит огромное количество времени только на то, чтобы просмотреть новые шрифты, появляющиеся регулярно.

Уже невозможно даже представить себе, сколько шрифтов появилось к текущему моменту. Помимо оптимального баланса читабельности и ясности, чтобы отобрать подходящий шрифт, дизайнер, прежде всего, задается вопросом, какую реакцию на шрифт он хочет получить от читателей. Шрифт должен удовлетворять требованиям конкретной целевой аудиторией и определенной задаче, стоящей перед дизайнером.

В частности, при создании дизайнерского проекта сайта на детскую тематику чаще выбирается стилевое решение Интернет-страниц с нежными, пастельными тонами, утонченностью и элегантностью. Естественно, шрифт выбирается более тонкий и легкий, без засечек, чтобы он соответствовал восприятию сайта и подчеркивал общее стилевое решение. Если же создается рекламный буклет, посвященный выставке художников-импрессионистов в художественной галерее или музее, то тут предпочтительным выглядит классический шрифт с засечками.

Грамотный выбор шрифтов играет важную роль в работе дизайнера, поскольку несоответствие особенностей шрифта специфике и настроению проекта может обернуться полнейшей неудачей. Кстати, на большинство популярных шрифтов сегодня имеются детальные обзоры, призванные помочь дизайнерам понять, какой шрифт выгоднее или, наоборот, не рекомендуется применять в тех или иных ситуациях.

Начинающие дизайнеры часто пытаются выделиться и стараются обильно использовать различные цвета и всевозможные декоративные эффекты. Например, большое количество разнообразных шрифтов в одном и том же дизайне. Но опытные профессиональные дизайнеры при оформлении текстовой информации чаще всего ограничиваются одним шрифтом. Плюс, иногда они применяют, так называемый, добавочный шрифт, который чаще всего используется для заголовков и подзаголовков. Или с помощью главного шрифта выделяют конкретные части текстовой информации за счет повышения контраста по отношению ко второму, более стандартному и привычному глазу шрифту.

В целом, минимальный набор шрифтов позволяет следовать важному принципу целостности и соответствия в дизайне. Дизайнерский проект без пестрящих декоративных элементов, разнообразия стилей и с использованием ограниченного количества шрифтов смотрится в действительности куда более осмысленно и привлекательнее для читателя.

В зависимости от стоящей перед ним задачи дизайнер пытается подобрать тот шрифт, который будет в наибольшей степени соответствовать особенностям проекта и сможет выделяться на фоне остальных. Неумелое и произвольное применение шрифтов способно оттолкнуть читателей от создаваемых материалов. Не существует какого-либо идеального или универсального шрифта. Любой из широкого набора доступных на сегодня шрифтов может смотреться по-разному в рамках общей стилистики и поэтому к выбору шрифта профессиональные дизайнеры всегда относятся со всей внимательностью и осторожностью.

Как известно, шрифты бывают платные и бесплатные.

Но есть и комбинированный вариант - условно-бесплатные шрифты.

В таких случаях использование шрифта допускается только при соблюдении определенных условий, выдвинутых правообладателем.

Как правило это возможность бесплатного использования в личных, т.е. некоммерческих целях. Ещё один вариант бесплатного использования - указания авторства на ресурсе, использующем шрифт.

Бесплатные шрифты бывают системые и несистемные.

Набор системных шрифтов, в зависимости от версии windows или mac os может различаться, но как правило стандартный набор выглядит так:

  • Arial
  • Arial Black
  • Comic Sans MS
  • Courier New
  • Georgia
  • Impact
  • Times New Roman
  • Trebuchet MS
  • Verdana

Шрифты из этого набора ещё называют наиболее "безопасные" шрифты.

Использовать бесплатные шрифты разрешается на разных носителях по своему усмотрению.

Платные шрифты бывают с 2-мя видами лицензии :

1. Настольная лицензия

Покупаются ttf-файлы шрифта, устанавливается на компьютер и используется в графических редакторах и для печати. Такой шрифт можно конвертировать в веб-шрифт, но это будет считаться нарушением лицензии.

2. Веб-лицензия

В этом случае вы не покупаете шрифт, а как бы арендуете его, использую у себя на сайте. Такая лицензия бывает с 3-мя видами оплаты/использования:

  • Оплата за просмотры (pageviews )
  • Подписка на шрифт на месяц\полгода\год и т.д
  • Подписка на тариф. Каждый тариф может ограничивать количество просмотров или количество времени на использования

Как проверить платный шрифт или нет

  1. Идем на www .myfonts .com
  2. Вбиваем название шрифта в строку поиска - http ://s3.micp .ru /Q48rU.jpg
  3. Кликаем на нужный шрифт в результатах поиска - http ://s3.micp .ru /SoG6F.jpg
  4. Кликаем на вкладку Licensing - http ://s1.micp .ru /vIOm1.jpg
  5. Внимательно читаем условия использования

Заказчикам

Если вы заказываете работу у дизайнера, то уточните, какие шрифты использовал исполнитель. Прочитайте условия использования каждого шрифта. Если же шрифт окажется платным, то без приобретения лицензии вам грозят судебные иски со стороны правообладателей.

Дизайнерам

Перед использование шрифта, так же прочитайте, условия его использования. Если шрифт платный, то предупредите клиента об этом.

Если клиент соглашается на покупку лицензии на шрифт, то пропишите в договоре на работы пункт о передаче всех исключительных прав на конечный результат. Иначе может возникнуть ситуация, когда клиент просрочит оплату лицензии, получит иск от правообладателя и попытается свалить на вас вину как на исполнителя.

Если же шрифт оказался платным и вы использовали его в проекте не предупредив заказчика, то так же можете ожидать претензий от клиента, когда он получит иск от правообладателей.

Больше интересной информации в моём



Рекомендуем почитать

Наверх