Как записывать функции в javascript. Где размещать объявления функций. Функции - объекты

Nokia 19.05.2019
Nokia

Встроенная функция описывает какие-либо действия, которые она может совершить при её вызове. Описание действий встроенных функций скрыто от программиста. Примером таких действий может служить вычисление математического выражения и возвращение результата или манипуляция с содержимым html-документа. Функция может принимать параметры или аргументы, с которыми она производит какие-то действия. Аргументами могут служить как , так и .

Вызов функции производится следующим образом:

var a = functionName(par1, par2, …, parN);

В js существует множество встроенных функций для подсчёта математических выражений. Например, функция Math.sin, возвращает синус угла (угол задаётся в радианах), функция Math.sqrt вычисляет корень квадратный из числа, переданного ей в качестве параметра и т.д.

Например, вычислим корень квадратный из 256.

var b = Math.sqrt(256);

После выполнения кода одного из двух вышепредставленных примеров в переменной b будет содержаться значение 16.

Сегодня мы также рассмотрим две функции, которые позволят вашим скриптам хоть как-то сообщить какую-нибудь информацию внешнему миру. Вы вряд ли будете их использовать при написании реальных проектов, но они помогут вам в обучении.

Функция alert

Эта функция принимает в качестве параметра текстовое представление значение, которое она выведет на экран в унылом сером окошке с кнопкой «Ок». Пока пользователь не нажмёт эту кнопку, выполнения скрипта не продолжится.

Функция document.write

Эта функция пишет в html-документ текстовое представление значения переданного ей в качестве параметра. Никогда не используйте этот метод при написании скриптов, для реальных проектов, если, конечно, точно не знаете, что делаете. Если вызывать эту функцию после загрузки страницы, то, скорее всего, вы увидите пустую страницу с текстом, который вывел последний вызов этой функции.

Объект Math

В этом объекте содержатся функции для вычисления математических выражений и некоторые константы. Об объектах мы поговорим попозже. Для того, чтобы использовать объект Math вам надо лишь запомнить, что обращение к его свойствам (функциям и константам) необходимо написать Math.имяФункцииИлиКонстанты.

Свойства, которые содержит объект Math (слово «Math» опущено):

1. Константы

E 2.718281828459045
LN10 2.302585092994046 (логарифм натуральный 10)
LN2 0.6931471805599453 (логарифм натуральный 2)
LOG10E 0.4342944819032518 (логарифм десятичный e)
LOG2E 1.4426950408889634 (логарифм по основанию 2 числа e)
PI 3.141592653589793
SQRT1_2 0.7071067811865476 (корень квадратный из 0.5)
SQRT2 1.4142135623730951 (корень квадратный из двух)

2. Тригонометрические функции

sin – синус
cos – косинус
tan – тангенс

Угол, который в качестве аргумента принимают эти функции задаётся в радианах, а не в градусах. Для того, чтобы перевести значение угла из градусов в радианы необходимо умножить его на Math.PI и разделить на 180. И наоборот для того, чтобы перевести значение угла из радианов в градусы необходимо умножить его на 180 и разделить на Math.PI.

Таким образом, 60 градусов это π / 3 радиан, 30 градусов это π / 6 радиан и 45 градусов π / 4 радиан.

3. Обратные тригонометрические функции

acos – арккосинус от числа т.е. такой угол (в радианах), косинус которого равен аргументу
asin – арксинус от числа т.е. такой угол (в радианах), синус которого равен аргументу
atan – арктангенс от числа т.е. такой угол (в радианах), тангенс которого равен аргументу
atan2 – арктангенс от частного двух аргументов

3. Другие функции

abs – модуль числа
floor – целая часть числа, “пол“ или округление в меньшую сторону. Обратите внимание, что, например Math.floor(-0.9) и Math.floor(-0.1) это -1, а не ноль.
ceil – округление в большую сторону или «потолок»
exp – возвращает значение выражения e x , где x – это аргумент функции
log – возвращает натуральный логарифм числа
pow – принимает два аргумента и возвращает степень основание которой это первый аргумент, а показатель – второй.
max – принимает произвольное количество параметров и возвращает максимальный из них
min – принимает произвольное количество параметров и возвращает минимальный из них
random – возвращает случайное значение от 0 до 1
round – округляет число до единиц
sqrt – вычисляет корень квадратный из числа

Многие другие встроенные функции мы рассмотрим по ходу следующих уроков, а на сегодня всё.

Последнее обновление: 09.04.2018

Функции представляют собой набор инструкций, выполняющих определенное действие или вычисляющих определенное значение.

Синтаксис определения функции:

Function имя_функции([параметр [, ...]]){ // Инструкции }

Определение функции начинается с ключевого слова function , после которого следует имя функции. Наименование функции подчиняется тем же правилам, что и наименование переменной: оно может содержать только цифры, буквы, символы подчеркивания и доллара ($) и должно начинаться с буквы, символа подчеркивания или доллара.

После имени функции в скобках идет перечисление параметров. Даже если параметров у функции нет, то просто идут пустые скобки. Затем в фигурных скобках идет тело функции, содержащее набор инструкций.

Определим простейшую функцию:

Function display(){ document.write("функция в JavaScript"); }

Данная функция называется display() . Она не принимает никаких параметров и все, что она делает, это пишет на веб-страницу строку.

Однако простого определения функции еще недостаточно, чтобы она заработала. На надо еще ее вызвать:

function display(){ document.write("функция в JavaScript"); } display();

Необязательно давать функциям определенное имя. Можно использовать анонимные функции:

Var display = function(){ // определение функции document.write("функция в JavaScript"); } display();

Фактически мы определяем переменную display и присваиваем ей ссылку на функцию. А затем по имени переменной функция вызывается.

Также мы можем динамически присваивать функции для переменной:

Function goodMorning(){ document.write("Доброе утро"); } function goodEvening(){ document.write("Добрый вечер"); } var message = goodMorning; message(); // Доброе утро message = goodEvening; message(); // Добрый вечер

Параметры функции

Рассмотрим передачу параметров:

Function display(x){ // определение функции var z = x * x; document.write(x + " в квадрате равно " + z); } display(5); // вызов функции

Функция display принимает один параметр - x. Поэтому при вызове функции мы можем передать для него значение, например, число 5, как в данном случае.

Если функция принимает несколько параметров, то с помощью spread-оператора... мы можем передать набор значений для этих параметров из массива:

Function sum(a, b, c){ let d = a + b + c; console.log(d); } sum(1, 2, 3); let nums = ; sum(...nums);

Во втором случае в функцию передается числа из массива nums. Но чтобы передавался не просто массив, как одно значение, а именно числа из этого массива, применяется spread-оператор (многоточие...).

Необязательные параметры

Функция может принимать множество параметров, но при этом часть или все параметры могут быть необязательными. Если для параметров не передается значение, то по умолчанию они имеют значение "undefined".

Function display(x, y){ if(y === undefined) y = 5; if(x === undefined) x = 8; let z = x * y; console.log(z); } display(); // 40 display(6); // 30 display(6, 4) // 24

Здесь функция display принимает два параметра. При вызове функции мы можем проверить их значения. При этом, вызывая функцию, необязательно передавать для этих параметров значения. Для проверки наличия значения параметров используется сравнение со значением undefined .

Есть и другой способ определения значения для параметров по умолчанию:

Function display(x = 5, y = 10){ let z = x * y; console.log(z); } display(); // 50 display(6); // 60 display(6, 4) // 24

Если параметрам x и y не передаются значения, то они получаются в качестве значений числа 5 и 10 соответствено. Такой способ более лаконичен и интуитивен, чем сравнение с undefined.

При этом значение параметра по умолчанию может быть производным, представлять выражение:

Function display(x = 5, y = 10 + x){ let z = x * y; console.log(z); } display(); // 75 display(6); // 96 display(6, 4) // 24

В данном случае значение параметра y зависит от значения x.

При необходимости мы можем получить все переданные параметры через глобально доступный массив arguments :

Function display(){ var z = 1; for(var i=0; i target) return null; else return find(start + 5, "(" + history + " + 5)") || find(start * 3, "(" + history + " * 3)"); } return find(1, "1"); } console.log(findSolution(24)); // → (((1 * 3) + 5) * 3)

Этот пример не обязательно находит самое короткое решение – он удовлетворяется любым. Не ожидаю, что вы сразу поймёте, как программа работает. Но давайте разбираться в этом отличном упражнении на рекурсивное мышление.

Внутренняя функция find занимается рекурсией. Она принимает два аргумента – текущее число и строку, которая содержит запись того, как мы пришли к этому номеру. И возвращает либо строчку, показывающую нашу последовательность шагов, либо null.

Для этого функция выполняет одно из трёх действий. Если заданное число равно цели, то текущая история как раз и является способом её достижения, поэтому она и возвращается. Если заданное число больше цели, продолжать умножения и сложения смысла нет, потому что так оно будет только увеличиваться. А если мы ещё не достигли цели, функция пробует оба возможных пути, начинающихся с заданного числа. Она дважды вызывает себя, один раз с каждым из способов. Если первый вызов возвращает не null, он возвращается. В другом случае возвращается второй.

Чтобы лучше понять, как функция достигает нужного эффекта, давайте просмотрим её вызовы, которые происходят в поисках решения для числа 13.

Find(1, "1") find(6, "(1 + 5)") find(11, "((1 + 5) + 5)") find(16, "(((1 + 5) + 5) + 5)") too big find(33, "(((1 + 5) + 5) * 3)") too big find(18, "((1 + 5) * 3)") too big find(3, "(1 * 3)") find(8, "((1 * 3) + 5)") find(13, "(((1 * 3) + 5) + 5)") found!

Отступ показывает глубину стека вызовов. В первый раз функция find вызывает сама себя дважды, чтобы проверить решения, начинающиеся с (1 + 5) и (1 * 3). Первый вызов ищет решение, начинающееся с (1 + 5), и при помощи рекурсии проверяет все решения, выдающие число, меньшее или равное требуемому. Не находит, и возвращает null. Тогда-то оператор || и переходит к вызову функции, который исследует вариант (1 * 3). Здесь нас ждёт удача, потому что в третьем рекурсивном вызове мы получаем 13. Этот вызов возвращает строку, и каждый из операторов || по пути передаёт эту строку выше, в результате возвращая решение.

Выращиваем функции Существует два более-менее естественных способа ввода функций в программу.

Первый – вы пишете схожий код несколько раз. Этого нужно избегать – больше кода означает больше места для ошибок и больше материала для чтения тех, кто пытается понять программу. Так что мы берём повторяющуюся функциональность, подбираем ей хорошее имя и помещаем её в функцию.

Второй способ – вы обнаруживаете потребность в некоей новой функциональности, которая достойна помещения в отдельную функцию. Вы начинаете с названия функции, и затем пишете её тело. Можно даже начинать с написания кода, использующего функцию, до того, как сама функция будет определена.

То, насколько сложно вам подобрать имя для функции, показывает, как хорошо вы представляете себе её функциональность. Возьмём пример. Нам нужно написать программу, выводящую два числа, количество коров и куриц на ферме, за которыми идут слова «коров» и «куриц». К числам нужно спереди добавить нули так, чтобы каждое занимало ровно три позиции.

007 Коров 011 Куриц

Очевидно, что нам понадобится функция с двумя аргументами. Начинаем кодить.
// вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens) { var cowString = String(cows); while (cowString.length < 3) cowString = "0" + cowString; console.log(cowString + " Коров"); var chickenString = String(chickens); while (chickenString.length < 3) chickenString = "0" + chickenString; console.log(chickenString + " Куриц"); } printFarmInventory(7, 11);

Если мы добавим к строке.length, мы получим её длину. Получается, что циклы while добавляют нули спереди к числам, пока не получат строчку в 3 символа.

Готово! Но только мы собрались отправить фермеру код (вместе с изрядным чеком, разумеется), он звонит и говорит нам, что у него в хозяйстве появились свиньи, и не могли бы мы добавить в программу вывод количества свиней?

Можно, конечно. Но когда мы начинаем копировать и вставлять код из этих четырёх строчек, мы понимаем, что надо остановиться и подумать. Должен быть способ лучше. Пытаемся улучшить программу:

// выводСДобавлениемНулейИМеткой function printZeroPaddedWithLabel(number, label) { var numberString = String(number); while (numberString.length < 3) numberString = "0" + numberString; console.log(numberString + " " + label); } // вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens, pigs) { printZeroPaddedWithLabel(cows, "Коров"); printZeroPaddedWithLabel(chickens, "Куриц"); printZeroPaddedWithLabel(pigs, "Свиней"); } printFarmInventory(7, 11, 3);

Работает! Но название printZeroPaddedWithLabel немного странное. Оно объединяет три вещи – вывод, добавление нулей и метку – в одну функцию. Вместо того, чтобы вставлять в функцию весь повторяющийся фрагмент, давайте выделим одну концепцию:

// добавитьНулей function zeroPad(number, width) { var string = String(number); while (string.length < width) string = "0" + string; return string; } // вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens, pigs) { console.log(zeroPad(cows, 3) + " Коров"); console.log(zeroPad(chickens, 3) + " Куриц"); console.log(zeroPad(pigs, 3) + " Свиней"); } printFarmInventory(7, 16, 3);

Функция с хорошим, понятным именем zeroPad облегчает понимание кода. И её можно использовать во многих ситуациях, не только в нашем случае. К примеру, для вывода отформатированных таблиц с числами.

Насколько умными и универсальными должны быть функции? Мы можем написать как простейшую функцию, которая дополняет число нулями до трёх позиций, так и навороченную функцию общего назначения для форматирования номеров, поддерживающую дроби, отрицательные числа, выравнивание по точкам, дополнение разными символами, и т.п.

Хорошее правило – добавляйте только ту функциональность, которая вам точно пригодится. Иногда появляется искушение создавать фреймворки общего назначения для каждой небольшой потребности. Сопротивляйтесь ему. Вы никогда не закончите работу, а просто напишете кучу кода, который никто не будет использовать.

Функции и побочные эффекты Функции можно грубо разделить на те, что вызываются из-за своих побочных эффектов, и те, что вызываются для получения некоторого значения. Конечно, возможно и объединение этих свойств в одной функции.

Первая вспомогательная функция в примере с фермой, printZeroPaddedWithLabel, вызывается из-за побочного эффекта: она выводит строку. Вторая, zeroPad, из-за возвращаемого значения. И это не совпадение, что вторая функция пригождается чаще первой. Функции, возвращающие значения, легче комбинировать друг с другом, чем функции, создающие побочные эффекты.

Чистая функция – особый вид функции, возвращающей значения, которая не только не имеет побочных эффектов, но и не зависит от побочных эффектов остального кода – к примеру, не работает с глобальными переменными, которые могут быть случайно изменены где-то ещё. Чистая функция, будучи вызванной с одними и теми же аргументами, возвращает один и тот же результат (и больше ничего не делает) – что довольно приятно. С ней просто работать. Вызов такой функции можно мысленно заменять результатом её работы, без изменения смысла кода. Когда вы хотите проверить такую функцию, вы можете просто вызвать её, и быть уверенным, что если она работает в данном контексте, она будет работать в любом. Не такие чистые функции могут возвращать разные результаты в зависимости от многих факторов, и иметь побочные эффекты, которые сложно проверять и учитывать.

Однако, не надо стесняться писать не совсем чистые функции, или начинать священную чистку кода от таких функций. Побочные эффекты часто полезны. Нет способа написать чистую версию функции console.log, и эта функция весьма полезна. Некоторые операции легче выразить, используя побочные эффекты.

Итог Эта глава показала вам, как писать собственные функции. Когда ключевое слово function используется в виде выражения, возвращает указатель на вызов функции. Когда оно используется как инструкция, вы можете объявлять переменную, назначая ей вызов функции.

Ключевой момент в понимании функций – локальные области видимости. Параметры и переменные, объявленные внутри функции, локальны для неё, пересоздаются каждый раз при её вызове, и не видны снаружи. Функции, объявленные внутри другой функции, имеют доступ к её области видимости.

Очень полезно разделять разные задачи, выполняемые программой, на функции. Вам не придётся повторяться, функции делают код более читаемым, разделяя его на смысловые части, так же, как главы и секции книги помогают в организации обычного текста.

УпражненияМинимум В предыдущей главе была упомянута функция Math.min, возвращающая самый маленький из аргументов. Теперь мы можем написать такую функцию сами. Напишите функцию min, принимающую два аргумента, и возвращающую минимальный из них.

Console.log(min(0, 10)); // → 0 console.log(min(0, -10)); // → -10

Рекурсия Мы видели, что оператор % (остаток от деления) может использоваться для определения того, чётное ли число (% 2). А вот ещё один способ определения:

Ноль чётный.
Единица нечётная.
У любого числа N чётность такая же, как у N-2.

Напишите рекурсивную функцию isEven согласно этим правилам. Она должна принимать число и возвращать булевское значение.

Потестируйте её на 50 и 75. Попробуйте задать ей -1. Почему она ведёт себя таким образом? Можно ли её как-то исправить?

Test it on 50 and 75. See how it behaves on -1. Why? Can you think of a way to fix this?

Console.log(isEven(50)); // → true console.log(isEven(75)); // → false console.log(isEven(-1)); // → ??

Считаем бобы.

Символ номер N строки можно получить, добавив к ней.charAt(N) (“строчка”.charAt(5)) – схожим образом с получением длины строки при помощи.length. Возвращаемое значение будет строковым, состоящим из одного символа (к примеру, “к”). У первого символа строки позиция 0, что означает, что у последнего символа позиция будет string.length – 1. Другими словами, у строки из двух символов длина 2, а позиции её символов будут 0 и 1.

Напишите функцию countBs, которая принимает строку в качестве аргумента, и возвращает количество символов “B”, содержащихся в строке.

Затем напишите функцию countChar, которая работает примерно как countBs, только принимает второй параметр - символ, который мы будем искать в строке (вместо того, чтобы просто считать количество символов “B”). Для этого переделайте функцию countBs.

В этой главе:

Функции – это один из основных способов объединения операторов в логически связанные блоки. В языке JavaScript функция представляет собой группу выражений, служащих для выполнения какой-либо определенной задачи, объединенных под общим именем.

В отличие от большинства других языков программирования, JavaScript не делает различий между собственно функциями и процедурами. Подобно функциям, процедуры так же представляют собой программные блоки. Однако результаты выполнения процедур непосредственно сказываются на выполнении программы, в то время как функции должны возвращать значения. С этой точки зрения функции JavaScript можно рассматривать и как процедуры.

Определение и вызов функций

Прежде, чем вызывать и использовать функцию, ее надо определить. Определение функций в JavaScript имеет следующий синтаксис:

Function ИмяФункции (аргументы) { блок выражений }

Таким образом, функция состоит из следующих частей, предваряемых ключевым словом function:

  • идентификатора, определяющего имя функции;
  • списка аргументов, заключенного в круглые скобки и разделенного запятыми;
  • операторов JavaScript, заключенных в фигурные скобки. Эти операторы могут включать вызовы других функций или даже самой этой функции (рекурсия).

В простейшем случае аргументы могут отсутствовать, а блок операций моет быть представлен единственным оператором:

Function MyFirstFunc () { var MyMessage="Это – моя функция!"; alert(MyMessage); }

Здесь мы определили функцию, которая будет выдавать окно с сообщением «Это – моя функция!». Следует заметить, что даже если функция не принимает никаких аргументов, она все равно должна иметь пару круглых скобок после своего названия.

ВНИМАНИЕ
Важное замечание следует сделать по поводу переменных, объявляемых в теле функций. Такие переменные видны программе только внутри той функции, в которой они определены. Так, в примере с MyFirstFunc, доступ к переменной MyMessage возможен только внутри этой функции, но не вне нее.

Но чаще всего функции все-таки принимают какие-либо значения в качестве своих аргументов. Возьмем для примера ранее рассмотренный блок, вычисляющий список чисел, на которые 100 делится без остатка. Если этот блок вынести в отдельную функцию, то можно будет использовать его для того, чтобы выводить список делителей для любого числа. Для этого нам потребуется всего один аргумент, который и будет определять число, для которого нам нужно получить такой список:

Function remainder_free(j) { var i=0; while (i

Рекомендуем почитать

Наверх