Как сочинять музыку на фортепиано. Как сочинять мелодию для Progressive House музыки

На iOS - iPhone, iPod touch 01.05.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

Если ваша мечта - научиться писать музыку, то наша статья для вас. Это не настолько нереально, как кажется на первый взгляд. Возможно, вы не добьётесь мирового признания, но научиться писать симпатичный композиции по силам каждому. Итак, давайте разберемся, что необходимо знать и уметь, чтобы писать музыку.

Необходимые навыки

Для того чтобы начать сочинять музыку, необходимо обладать базовыми навыками. Прежде всего, вам необходимо научиться играть на музыкальном инструменте. Не ограничивайте себя банальным фортепиано, если оно вам не по душе. Для сочинения подойдет абсолютно любой инструмент, на котором вы сможете воспроизвести мелодию. И очень важно, чтобы он вам нравился.

Выучите ноты и основы нотной грамоты. Без этого вам будет сложно записывать свое творение. Конечно, если у вас получается сразу из головы играть выдуманную мелодию, то можно ее записывать, а затем просить кого-нибудь из знакомых помочь вам с ее превращением в ноты. Но это довольно сложный путь. К тому же, зная основы нотной грамоты, вы будете лучше понимать закономерности построения мелодии, узнаете, как сочетание нот влияет на атмосферу музыки.

Старайтесь слушать больше разнообразной музыки и анализировать, за счет каких эффектов композитор добивается того или иного влияния. Обращайте внимание, что именно вам нравится или не нравится в этой мелодии.

С чего начать новичку?

Самый эффективный способ обучиться искусству писать музыку - это обучение на специализированных курсах. С помощью специальных упражнений и под присмотром опытного преподавателя вы будете развиваться как композитор гораздо быстрее. Но это совсем не значит, что не стоит пробовать сочинять мелодии самому.

Прежде чем перейти к написанию собственных масштабных композиций, начните с аранжировки мелодий. Прослушайте мелодию, которая вам нравится, выучите ее на музыкальном инструменте и добавьте в нее что-нибудь свое: новый аккорд, ритм, дополнительную тему. У вас должно получиться.

Параллельно выполняйте упражнения, которые помогут вам улучшить свои навыки. Очень хороший сборник заданий вы можете скачать .

Если вы занимаетесь музыкой с преподавателем, то попросите его прослушать ваше творчество. Скорее всего, он сможет дать вам грамотные советы по поводу того, как улучшить вашу композицию. Вы можете попросить оценить вашу аранжировку кого-нибудь из близких. Не будучи профессионалами, они не смогут подсказать, как улучшить произведение, но смогут оценить его в общем и указать на сильные и слабые стороны.

Процесс создания мелодии

Если вы уверены, что освоили базовые навыки сочинения композиций, то можете попробовать перейти к написанию собственного произведения. Пусть оно будет небольшим, но качественным. В создании музыкального произведения выделяют следующие этапы:

  1. Возникновение идеи, ее конкретизация.
  2. Составление плана произведения.
  3. Сочинение отдельных фрагментов мелодии.
  4. Работа над целостностью композиции, ее шлифовка.

Хорошо поработайте над каждым пунктом, и результат вас порадует. Главное - не отчаивайтесь и не спешите. Доведите свое произведение до такого уровня, чтобы вам самому было приятно его слушать. Вы можете записать собственную игру на видео и прослушивать время от времени запись, внося необходимые коррективы.

Компьютер - в помощь

Писать музыку на компьютере очень удобно. Ведь существует огромное множество программ, позволяющих записывать ноты, добавлять уже встроенные эффекты в готовую композицию. Программа Audacity даже позволяет записывать в виде нот все, что вы играете на синтезаторе, с последующей обработкой.

Если вы знаете, в каком стиле хотите писать, то мы поможем вам определиться с программой:

  • Fruity Loops - прекрасный инструмент для создания современной музыки, простой и удобный в управлении;
  • Cubase - универсальная программа, не очень простая, но насыщенная разнообразными функциями;
  • Sibelius - предназначена для желающих попробовать свои силы в написании симфонической музыки.

Все программы обладают понятным интерфейсом, и разобраться в них не составит труда.

Если вы хотите написать свою песню, ознакомьтесь с содержанием статьи .

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде . Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать , это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Или любом другом инструменте, рассказываю о базовых структурах в построении мелодии.

Если вы не читали предыдущую статью, рекомендую вам с ней ознакомиться, так как она содержит много теоретического материала, также необходимого для грамотного построения мелодических линий. В этой же статье я подробнее расскажу об одном из пунктов предыдущего материала, а именно – о том, как чередовать в мелодии фразы, чтобы они складывались в единую картину. Проще говоря, как написать мелодию .

Итак, базовые законы для развития мелодии охватывают следующие понятия.

Период

Период – это завершенное построение, объединенное общим смыслом. Это может быть, например, куплет. А может часть куплета. Куплет может состоять из двух или более периодов.

Период современные музыканты иначе называют квадрат . В классическом понимании период называется квадратным (или «квадратом») только тогда, когда он состоит из 4, 8, 16 тактов, или из любого количество тактов, являющегося степенью числа два. Если же период содержит другое количество тактов, то он называется неквадратным. Но для простоты взаимопонимания в среде джазовых и рок-музыкантов слово «квадрат» прижилось как синоним слова «период». Нередко можно услышать диалог вроде «Сколько квадратов ты будешь играть соло?», – «Парочку».

Если мелодия развивается периодами, то такой тип изложения мелодии называется структурой периодичности . В масштабах произведения период – это какая-то его существенная часть. Но, кроме этого, периодом может называться и более мелкое ритмически повторяющееся построение, например на 1 такт:

… | жили у бабуси | два веселых гуся |

Вне контекста данное построение имеет структуру периодичности – два одинаковых, равных по продолжительности периода, складываются в общую форму. Есть много произведений, построенных только на основе структуры периодичности. Правда, это довольно бедный и примитивный способ формообразования, и если применять только его – можно скатиться до банальности.

Приведу еще один пример из музыки моей любимой группы Queen – песня «We Are The Champions », где куплет в основе своего развития имеет структуру периодичности. Послушайте, как звучит в этой песне мелодия, и сопоставьте длину фраз:

I’ve paid my dues
… Time after time
… I’ve done my sentence
… But committed no crime

Ритмически каждая из этих фраз длится примерно с 4 доли предыдущего такта до 1 доли следующего. Каждое построение, вместе с паузой в звучании мелодии, занимает один такт. Cтруктура периодичности в чистом виде. Как мы все знаем, эта песня – стопроцентный хит всех времен и народов, и примитивность мелодического изложения никак этому не помешала.

Суммирование

Суммирование – следующая ступенька в развитии мелодии. Эта структура – одна из самых значимых для музыки структур. Логически суммирование означает именно то, что мы привыкли понимать под этим словом. Два плюс два – четыре. Пример:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
… | один серый, другой белый, два веселых гуся |

Видим, что в первой строке у нас две коротких фразы, а во второй – одна длинная. Она как бы суммирует первые две фразы . В идеальном варианте суммирования (как в приведенном примере) – длительность фраз складывается по тактам. Первая строка – две фразы по одному такту, вторая – одна фраза на два такта.

Вернемся к «We Are The Champions » и проследим, что происходит во второй части куплета:

And bad mistakes
I’ve made a few
I’ve had my share of sand kicked in my face but I’ve come through

Первые две строки продолжают структуру периодичности, заданную в начале. Дальнейшее построение занимает два такта, а не один, и содержит более длинную мелодическую фразу. Это весьма четкий пример структуры суммирования, а также хорошая демонстрация плавного перехода от одной структуры к другой .

Вы можете использовать эту структуру при работе над мелодической линией для , или при работе над сольной партией. Не бойтесь показаться банальным, форма изложения скрыта от прямого внимания слушателя, она усваивается на подсознательном уровне . И подсознание скажет «да» вашим стараниям, вне зависимости от того, отдает ли слушатель себе в этом отчет.

Кстати, помимо прочего, в предыдущей статье я касался такого понятия как кульминация . Обратите внимание, какими способами и в каких местах мелодия достигает кульминации в двух приведенных примерах.

В «Жили у бабуси » (я думаю, мелодия ее знакома каждому) наиболее развитая, яркая и выразительная часть отрывка – первая половина второй строки. Здесь же мелодия захватывает самые высокие ноты. Это и есть кульминация. Локальная. И она приходится как раз на точку золотого сечения . Поскольку глобально форма этой песни очень простая – один и тот же запев из четырех строк с повтором последних двух строк звучит четыре раза с разным текстом, кульминация в точке золотого сечения – оптимальное решение.

В песне Queen форма другая – куплетно-припевная. Напряжение увеличивается по мере движения к припеву, поэтому локальная кульминация куплета – в самом его конце (самая длинная фраза, самые высокие ноты, самая насыщенная аранжировка).

Прогрессирующее суммирование

С прогрессирующим суммированием также все просто, особенно если вам из математики знакомо понятие «прогрессия». Сумма первых тактов суммируется еще раз с подобной себе фразой. Элемент прогрессирующего суммирования есть и в приведенной песенке. Смотрим:

| жили у бабуси | два веселых гуся |

| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Все знают, что в оригинале этой песни длинная фраза повторяется дважды, а значит мы получаем структуру 2/2/4/4. В полном виде она будет выглядеть как 2/2/4/4/8… Ряд чисел вида 2/4/8… — как известно, называется «геометрической прогрессией». Этой структурой вы тоже можете пользоваться, но не переусердствуйте, а то могут получиться уж слишком длинные фразы.

Дробление

По аналогии с суммированием, при дроблении одна длинная фраза разделяется на две (или более) коротких.

В качестве примера дробления на три части – мне вспомнилась латиноамериканская песенка «Quizas ». Если вдруг Вам она незнакома – можете найти по названию и послушать. А текст там такой:

Siempre que te pregunto
Que cuando,como y donde
Tu siempre me respondes
Quizas,
…………. Quizas,
………………….. Quizas

Первые три фразы – по структуре периодичности, а последняя, четвертая – дробит третью фразу на три части .

Следующий пример показывает дробление на две части :

Давай никогда не ссориться,
Никогда,
…………. Никогда.
Пускай сердце сердцу откроется
Навсегда,
…………. Навсегда.
Пусть в счастье сегодня не верится
Не беда,
…………. Не беда.
Давай еще раз помиримся
Навсегда,
…………. Навсегда.

Четко видно, что каждая нечетная строчка дробиться на две коротких фразы в четных строчках. Кроме того, внимательный читатель также заметит, что здесь присутствует и периодическая структура. Но если в примере с испанской песней период охватывал ту фразу, которая дробится, то здесь период охватывает по две строки – и дробящуюся, и само дробление. Вы видите, что периодичность, несмотря на кажущуюся банальность, может играть очень важную роль в формообразовании , если ее использовать с умом.

Прогрессирующее дробление

По аналогии с суммированием, дробление тоже может быть прогрессирующим. Привести текстовый пример довольно сложно, но ноты гораздо более податливый материал, и при написании музыки композиторы этой структурой пользуются весьма успешно. Прогрессирующее дробление дает нам следующую последовательность фраз: 8/4/4/2/2…

Замыкание

Из всех предложенных структур замыкание – наиболее изощренное. Эта структура не самостоятельная, она применяется в совокупности с дроблением или прогрессирующем дроблением, и по сути представляет собой обычное суммирование последних раздробленных фраз. В теории сложно, на примере – элементарно: 8/4/4/2/2/4.

Второй и третий куски – каждый в два раза меньше первого. Четвертый и пятый – в два раза меньше третьего. А шестой – в два раза больше четвертого и пятого. Вместо «4» в конце может быть и «8», тогда эта фраза будет замыкать последние три, то есть 4 + 2 + 2 = 8.

Очевидно, что замыкание представляет собой комбинацию дробления и суммирования .

Подведем итог

Вот перечень основных структур, которыми можно и нужно пользоваться при построении мелодии. Окинем взглядом все вышесказанное, чтобы уложить в голове и убедиться, что на деле все очень просто.

Периодичность – это когда мелодия развивается одинаковыми по длине фразами.

Суммирование – это когда после двух или более коротких фраз идет одна длинная.

Дробление – это когда после одной длинной фразы идет две или несколько коротких.

Прогрессирующие суммирование и дробление – это когда структура применяется подряд два или более раз, отталкиваясь от результата предыдущей структуры.

Замыкание – это комбинация дробления и суммирования, когда несколько раз раздробленные фразы напоследок один раз суммируются.

Чтобы освоиться в этих типах структур, не нужно никаких сверхусилий. Просто, когда будете слушать в следующий раз какую-нибудь песню – следите, какими фразами излагается мелодия. Равными? Увеличивающимися? Уменьшающимися? Или, может, то одно, то другое? Немного слуховой практики – и вы сможете анализировать все это на автомате. А когда знания улягутся в голове – они сами собой будут применяться в процессе придумывания мелодий.

Если у вас появились какие-либо вопросы или дополнения – добро пожаловать в комментарии. А если хотите обсудить другие темы, связанные с музыкой – заходите

Как придумать мелодию? Есть много разных способов – от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.

Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь – всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.

Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а “с характером”, чтобы поражала слушателей с первого раза.

Как придумать мелодию без инструмента?

Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.

Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.

Тут к месту один совет! Не перестарайтесь – записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы – придумать как можно больше “нормальных”, а не “золотых”, длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее – всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).

Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям

Простая истина – начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.

Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат – никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.

Название песни можно выделить в её мелодии

Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:

  • Изменение диапазона (название пропевается с использованием более низких или высоких нот, чем те, которые звучат в других частях мелодии);
  • Изменение ритма (изменение ритмического рисунка в том месте, где звучит название, выгодно подчеркнёт и выделит его);
  • Паузы (можно вставить короткую паузу непосредственно перед музыкальной фразой, содержащей название).

Сочетание мелодии и содержания текста

Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.

И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.

Расскажу вам о том, как легко и просто подобрать красивые мелодии для твоих треков. Как создаются гармоничные лиды, секвенции, риффы? Существуют некоторые секреты и фишки, которые сильно облегчают процесс подбора мелодий для новых композиций. Они всегда срабатывают, и именно про них я рассказываю в видео.

Какие существуют типы мелодий? Чаще всего, в электронной музыке существуют несколько типов мелодической передачи и у них есть свои названия. Некоторые из них сегодня рассмотрим.

Секвенции. Sequence.

Секвенции - это небольшая мелодия, которая повторяется. Зацикленный мелодический отрезок, который повторяется под разные аккорды. Чаще всего, секвенции могут играть на разных ступенях, но также они могут повторять мелодию, играя каждый цикл повторений от одной ступени.

Лиды. Lead.

Лиды - категория тембров. Лид - это солирующий мелодический элемент, происходит от слова "лидер". Обычно монофонический, играет главную тему произведения. Чаще всего, это самая яркая и запоминающаяся часть мелодии. Можно представить лид, как лидирующую часть всей гармонии. Лиды лидируют на фоне других мелодических элементов трека, композиции. Еще его можно представить в виде визитной карточки всей композиции, трека. По нему легко угадываются треки и знаменитые композиции.

Рифф. Riff.

Очень зажигательная часть трека, композиции. Чаще всего, рифы используются в электрогитарах. Риффы отличаются от лидов более ярким, насыщенным звуком. Риффы представляют собой очень интенсивную часть мелодии, которую трудно не заметить в треке. Риффы чаще бывают даже более яркими по звучанию, по сравнению с лидами.

Пэд. Pad .

По другому он называется "подкладка" для музыки. Это фоновое мелодическое сопровождение трека, композиции, песни. Как таковой, пэд не является прямой мелодией, однако он непосредственно участвует в создании гармонии для трека, и потому его звучание сильно влияет на эффект от восприятия лидов, секвенций и риффов. Это гармонический элемент, многоголосный. Придаёт объём композиции. Чаще в пэдах прописывают аккордовую последовательность, которая задает основную гармонию.

Как вы понимаете, все эти элементы, которые задают гармонию для ваших треков, должны максимально точно друг с другом строить, "не лажать", и даже вызывать приятное восприятие от заданной гармонии. И что же делать, если, скажем, у вас нет музыкального образования, а соединять эти элементы музыки вы хотите максимально эффектно? Можно воспользоваться проверенными алгоритмами и схемами, которые значительно облегчают процесс подбора мелодий для ваших треков, не создавая в них много ненужной фальши и дисгармонии.

А теперь, ознакомьтесь с нижеприведенной шпаргалкой по созданию гармоничных мелодий. Кстати, ее можно скачать, кликнув на картинку. Чуть ниже я привожу пояснения, как ею пользоваться.

Кликните на картинку и закачка шпаргалки в JPG формате начнется.

Если взять 7 ступеней - 7 нот из которых состоит ваша музыка (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) - то в них всегда будут более устойчивые и менее устойчивые ступени. Устойчивые - это такие ноты, которые всегда хочется слушать в мелодии, использование их в мелодии всегда приятно звучит, гармонично. А неустойчивые - вызывают у нас не очень приятные ощущения, и их мы хотим слышать меньше всего. Одним словом, соотношение устойчивых нот к неустойчивым разное. Если мы создадим мелодию только из неустойчивых ступеней, то это будет такая лажа, что вам мало не покажется! Но если создать мелодию только из устойчивых ступеней, то это будет очень гармоничное звучание, которое неплохо слушается, однако, возможно, этой мелодии не будет хватать "перца". Именно потому, есть смысл использовать все ноты-ступени, но в разном соотношении, чего-то больше, а чего-то меньше.

Итак, давайте разберемся с тем, какие ноты и ступени устойчивые, а какие нет. Если вы посмотрите на картинку-шпаргалку выше, там обнаружите три самые устойчивые ступени - это 1, 3, 5 (они обозначены зеленым цветом). Если вы делаете мелодию в тональности до-мажор (С maj), то это будут ноты "до", "ми", "соль". Однако, в других тональностях это будут другие ноты. Например, в тональности "соль-мажор" (G-maj) это будут ноты "соль", "си", "ре", так как для этой тональности первой ступенью будет нота "соль". А в тональности "фа # минор" (F#min) первой ступенью будет нота "фа #", и соответственно, устойчивыми нотами здесь будут "фа#", "ля", "до#". И по такому принципу со всеми остальными тональностями. Надеюсь, с этим разобрались.

Идем дальше. У нас обнаружились 3 самые устойчивые ступени-ноты, именно их должно быть больше всего в мелодии. Именно их нужно чаще всего прописывать в ваших лидах, риффах, секвенциях. Однако, на трех нотах далеко не уедешь, мелодия будет скучновато звучать. Поэтому, к этим трём нотам мы призовем ещё две менее устойчивые ступени-ноты - это 2 и 6. В тональности "до-мажор" - это будут ноты "ре" и "ля" (на шпаргалке обозначены зелёным цветом). У нас в арсенале получилось 5 нот. Между прочим, на этих 5 нотах вы уже весьма далеко уедете. Даже если вы будете писать мелодию используя только эти ступени, то ваша мелодия уже будет звучать красиво, гармонично и по-умолчанию строить с аккордами.

У нас осталось ещё 2 ноты-ступени, которые являются неустойчивыми - это 4 ("фа") и 7 ("си") (обозначены красным цветом). Их тоже можно использовать в мелодии, но так мало, чтобы не запортачить нашу мелодию.

В идеале, соотношение всех нот-ступеней в мелодии, которую вы пишите должно быть следующим: более 50% всех нот в мелодии должны составлять устойчивые ступени , и по остаточному принципу все остальные ноты-ступени. Только тогда ваша мелодия будет красиво строить, не лажать, и вызывать приятные эмоции.

Сейчас расскажу вам об очень легком способе создать гармоничную и вполне красивую мелодию за 5-10 минут. Попробуйте использовать пентатонику . Дело в том, что "пентатоника" как раз-таки, состоит именно из тех нот-ступеней, которые являются самыми устойчивыми. Сама пентатоника буквально означает "пять тонов". Это значит, нужно играть не 7 нот, как мы привыкли, а только пять. И этими нотами будут 1, 2, 3, 5, 6 ступени - самые устойчивые и самые гармоничные ступени.

Пентатоника активно используется в современной электронной музыке. Хотя она пришла к нам из древности. Пентатонику всегда можно услышать в китайской музыке, японской, а еще татарской, башкирской и чувашской. Некоторые народные песни и мелодии этих народов до сих пор используют пентатонику как основной лад для создания музыкальных произведений.

Теперь попробуйте сделать следующее. Создайте аккордовую последовательность из этой шпаргалки . После этого наложите на нее мелодию-лид по следующей схеме: пропишите (проиграйте) любые белые клавиши на вашем инструменте в рандомном порядке (т.е. как попало), но не используйте 4 и 7 ступени. Т.е. не пишите в мелодии ноты "фа" и "си". Все остальные ноты разбросайте как вам хочется. Если аккордовая последовательность состоит из 4 аккордов, значит вашу мелодию повторите в последних двух аккордах. У вас должно получится следующее, на первые два аккорда играет вами записанная мелодия, а на последних двух аккордах она повторяется один-в-один. И прослушайте, что получилось. Мелодия будет строить с вашими аккордами, так как она написана в пентатонике. В ней можно начинать мелодию с любой ноты лада (с любой из пяти ступеней), и заканчивать на любою из пяти нот.

Как создать красивую мелодию



Рекомендуем почитать

Наверх