Как проверить тунеядец я или нет. Тунеядцы в Беларуси. Стало известно, кого вычеркнут из списка и какой информацией дополнят базу. Могу ли я получить доступ к этой базе

Для Symbian 28.06.2020

Кто попадет в список тунеядцев и как его проверить.


На основании списков трудоспособных граждан, не занятых в экономике, с 1 января 2019 г. будут предъявляться счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, пишет Экономическая газета.

Списки трудоспособных граж­дан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат (далее – списки), формируют по­стоянно действующие комиссии по координации работы по содействию занятости населения, созданные районными (городскими) исполкомами (местными администрациями) (далее – комиссии).

Сегодня они активно нарабатывают свои базы - первые списки должны быть сформированы к 1 февраля 2019 г. и утверждены до 8 февраля 2019 г. решением соответствующего исполкома (местной администрации).

Не позднее 10 февраля 2019 г. комиссии должны проинформировать граждан о том, что они включены в список.

Что может комиссия

Основная задача комиссий – координировать работу по выполнению норм декрета Лукашенко от 02.04.2015 №3 «О содействии занятости населения» (далее – Дек­рет). Этот резонансный документ, так называемый «декрет о тунеядцах», был изложен в новой редакции в начале текущего года (дек­рет Лукашенко от 25.01.2018 №1).

В составе комиссий могут быть депутаты, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполкома (местной администрации), представители республиканских государственно-общест­венных объединений, иных общественных объединений.

Члены комиссий работают на общественных началах и за свою деятельность не получают вознаграждения.

Комиссии вправе:

– освобождать полностью/час­тично трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от оплаты услуг с возмещением затрат в связи с нахождением в трудной жиз­ненной ситуации по их заявлениям либо отказывать в таком освобождении;

– направлять трудоспособных неработающих граждан в органы по труду, занятости и социальной защите для оказания им содействия в трудоустройстве;

– принимать решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории и т.д.

Как посмотреть список

Во-первых, на главной странице сайтов районных (городских) ис­полкомов (местных администраций) размещены ссылки на рубрику «Декрет № 3 «О содействии занятости населения». Здесь есть актуальная информация о комиссии (ее состав, график работы, кон­тактные телефоны и т.д.) и нормативка, связанная с декретом. Информация о формировании (актуализации) базы данных будет на этой закладке.

Во-вторых, можно самостоятельно обратиться в комиссию и уточ­нить, содержатся ли ваши персональные сведения в базе данных.

В-третьих, местные комиссии обязаны посредством почтовой или телефонной связи, смс-рассылки и т.д. сообщить гражданину о том, что он попал в базу данных.

Указанные сведения содержат персональные данные граждан, поэтому они не будут публично размещаться на сайтах, в СМИ, информационных стендах и т.д.

Сведения в базе данных будут обновляться ежеквартально. Следовательно, информирование граж­дан о включении их в базу данных будет ежеквартальным.

Безработные тоже занятые

Граждане, состоящие на учете безработными и не нарушающие законодательство о занятости населения (в частности, ст.ст. 9-1, 23 и 25 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», далее – Закон) в базу данных не попадут.

Если в соответствии с законодательством о занятости граждане не могут быть зарегистрированы безработными, но активно ищут место работы, то при поступлении от них Заявления о полном или частичном освобождении от оплаты услуг с возмещением затрат их положение будет расцениваться как трудная жизненная ситуация.

При этом отсутствие возможности трудоустройства должен подтвердить орган по труду, занятости и социальной защите.

Для целей Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (их совокупность), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Форма заявления утверждена постановлением Сов­мина от 31.03.2018 № 240. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие причину нахождения в трудной жизненной ситуации.

Комиссия самостоятельно решает с учетом конкретной ситуации гражданина освобождать его от оплаты всех коммунальных ус­луг, предоставляемых по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение затрат на их оказание, или только от отдельной конкретной услуги.

Если безработному долгое время подбирают вакансию, при отказе от подходящей работы и в других нештатных ситуациях комиссии должны учитывать индивидуальные обстоятельства.

Во всех случаях нарушения без­работным своих обязанностей, предусмотренных Законом, он попадает в базу данных.

В частности, «пропуском» в список является неявка на отметку в установленный день в течение месяца, прогул учебного занятия по неуважительной причине, невыполнение нормы оплачиваемых общественных работ и др.

Занятыми в экономике признают всех, кто отработает хотя бы 1 день в квартале. Например, если человек отработал в январе 3 дня, уволился и не трудоустроился до II квартала; потом отработал 1 день в апреле и не трудоустроился до III квартала, и так в течение года, он будет отнесен к занятым в экономике.

Заграница отзовется

Комиссии сталкиваются с ситуациями, когда фактическое место нахождения граждан выяснить сложно, но со слов родственников, соседей они находятся (проживают) в другом регионе, за границей. Если не будет подтвержден факт занятости данных граждан, они будут отнесены к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике.

Работающие в пред­ставительствах международных организаций в РБ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РБ, относятся к занятым в экономике. Чтобы подтвердить этот факт, необходимо обратиться в комиссию по месту регистрации и представить соответствующие документы.

Работающие за границей признаются занятыми при их обращении в комиссию с подтверждающим документом – договор (конт­ракт) с иностранным нанимателем, иные документы, подтверждающие занятость. Документы должны быть представлены с официальным переводом на русский или белорусский язык, апостилем для стран, подписавших Гаагскую конвенцию, или консульской легализацией.

Гражданин признается занятым на период действия договора (контракта), иного документа, но не более 1 календарного года (с момента заключения).

Для обучающихся за границей подтверждающими документами являются: справка из учреждения образования, договор на оказание образовательных услуг, иные документы, подтверждающие факт обучения.

Они также должны быть представлены с официальным переводом на русский или белорусский язык, удостоверены апостилем или консульской легализацией. Гражданин признается занятым на период, на который выдан документ, но не более 1 учебного года.

Нормы Декрета распространяются на граждан Беларуси независимо от их фактического места проживания. Сведения, подтверждающие занятость, можно предоставить в комиссию лично или посредством почтовой связи, в т.ч. на адрес электронной почты комиссии.

Надо четко понимать, что полное возмещение затрат на ЖКУ угрожает только плательщикам ЖКУ, включенным в список.

В соответствии с постановлением Совмина от 12.06.2014 № 571 плательщиком ЖКУ является собственник, наниматель или арендатор жилого помещения, члены организации застройщиков, дольщик, заключивший договор долевого строительства, лизингополучатель и др.

При этом, если совместно с плательщиком ЖКУ зарегистрирован трудоспособный гражданин, не занятый в экономике, то начисление оплаты будет производиться исходя из того, занят ли в экономике плательщик ЖКУ.

Если плательщик занят в экономике, оплата будет производиться по общеустановленному порядку с субсидированием. Если плательщик не занят в экономике, начисление платы за коммунальные услуги будет производиться по полному тарифу на плательщика ЖКУ и зарегистрированного с ним трудоспособного гражданина, не занятого в экономике.

По тарифам, обеспечивающим пол­ное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание коммунальных услуг, граждане, не занятые в экономике, будут с 1 ян­варя 2019 г. возмещать горячее водоснабжение, а также с 1 октября 2019 г. – газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов) и теплоснабжение.


Что власти задумали в ответ?

В Беларуси с ноября обновят базу «трудоспособного населения, которое не занято в экономике». Тем, кто попадет в отредактированную базу, придется оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение.

Первые списки «тунеядцев» по новому декрету были сформированы к 1 февраля 2019 года. При этом по-прежнему неизвестно, сколько человек находится в базе и сколько из них уже получают потяжелевшие жировки: Минтруда не раскрывает эту информацию. Зато хорошо известны скандальные провалы властей, когда в базу «тунеядцев» включали военных, пенсионеров и даже давно умерших.

Что ждет белорусов на этот раз? На вопросы отвечает экс-судья Конституционного суда Беларуси, доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов .

Власти заявили, что с 1 ноября в Беларуси будет действовать обновленная база «тунеядцев». Ранее они заявили, что переносят оплату по полным «тунеядским» тарифам для безработных на май месяц из-за недостаточных данных. Почему база не смогла заработать сразу?

Прежде всего, здесь нужно отметить социальные и политические моменты. Власти прекрасно понимают, что допускается дискриминация в отношении определенной части населения – и им придется платить за отопление в 5 раз больше, чем остальным людям.

Это неприкрытый ничем грабеж. И, конечно, это вызовет негативную реакцию у записанных в «тунеядцы» людей - а это более 400 тысяч. Все это может отразиться на ходе предстоящих «парламентских выборов».

Белорусы так же, как и в 2017 году, могут вновь выйти с протестами, могут повторить «Марш рассерженных белорусов». Поэтому власти предусмотрительно решили перенести эту экспроприацию средств у «тунеядцев» на более «спокойное» время.

По большому счету, отложено выполнение ранее принятого решения еще на полгода. Лукашенко вынужден был отказаться о своего первоначального намерения.


Когда власти захотели на основании введенного в 2015 году декрета №3 собирать с белорусов «тунеядский налог», люди по всей Беларуси вышли на массовые протесты «нетунеядцев» - и Лукашенко решил убрать этот налог.

Сейчас мы наблюдаем второе отступление властей, а к маю отопительный сезон уже будет закончен. 2:0 – в пользу тунеядцев!

Ранее было заявление, что «тунеядская» база пополняется из 50 источников. Какие там могут быть данные и кто их предоставляет?

Согласно Конституции белорусам гарантируется защита данных о личной и семейной жизни, и государство обязано защищать это право. Власти не должны вторгаться в это без законных на то оснований.

Но здесь открыто звучит антиконституционное признание, что информацию о белорусских гражданах власти получают из 50-ти источников. То есть - это 50 признаний незаконного посягательства на конституционные права граждан.

Прежде всего, такие данные о белорусах, в том числе и о выезжающих за рубеж, собирает министерство труда и социальной защиты. Также налоговые органы, таможенные и пограничные службы, которые фиксируют, что люди выезжают из страны.

Это, естественно, делают спецслужбы, которых в Беларуси аж восемь – начиная с КГБ и заканчивая учреждениями, которые созданы при Лукашенко – в том числе информационно-аналитический и оперативно-информационные центры.

По сути, досье ведется по линии всех государственных органов и учреждений, которые только могут быть. Используется базы МВД, прокуратуры, данные предоставляет и министерство информации.

По поводу этого признания властей соответствующие органы обязаны возбудить уголовное дело и провести расследование. Но наше законодательство почему-то молчит.

Могут ли власти использовать другие методы, к примеру - перепись, в качестве инструмента для пополнения данных о «тунеядцах»?

Безусловно, данные из переписи станут еще одним дополнительным источником информации о гражданах – к примеру, об их доходах. Эта база будет доступна всем государственным органам, которые смогут посмотреть, работает человек или нет.

Станет доступной даже информация о том, подрабатывает ли человек у своих родственников. Непонятно, зачем на переписи об этом спрашивать, будто родственники – работодатели.

Сами вопросы, которые есть в переписном листе, заслуживают критической юридической оценки - они посягают на права и свободы белорусов. Их следовало бы проверить на соответствие Конституции, признать факт превышения власти и отменить. Но сейчас, конечно, никто этим заниматься не будет.

Как вы считаете, затраченные средства на создание базы, комиссий, обслуживание декрета, вся эта игра стоит свеч?

Это мероприятие весьма убыточное. Для этого наверняка выделялись большие средства из бюджета.

Люди, конечно, возмущаются, с какой стати власть вторгается в их личную жизнь. Эти нарекания чаще всего справедливы, потому что государство интересует слишком большой спектр вопросов.

Видно, что нынешняя перепись проводится некачественно, хаотично и никто не вникает в точность данных. Судя по всему, недостающие данные о людях затем будут каким-то образом восполняться.

- Как людям защищать свои конституционные права на защиту личных данных и право на труд?

К сожалению, на сегодняшний момент в Беларуси ограничены возможности граждан в защите своих прав и свобод. Согласно нашей Конституции гарантировано только три легальных способа: судебная защита, помощь адвокатов и профессиональных юристов, которые имеют лицензию на оказание юридических услуг и самое крайнее средство – обращение в международные инстанции, когда исчерпаны национальные средства.

Но белорусам может помочь только одна инстанции – Комитет ООН по правам человека. Поскольку Беларусь не является членом Совета Европы, белорусы лишены возможности обращаться в Европейский суд по правам человека.

Что касается судебной защиты – практика показывает, что далеко не все жалобы принимаются судами к рассмотрению. Суды нередко отказывают, особенно, если речь идет об обжаловании действий органов управления и должностных лиц, включая высшие должностные лица. Суды совершают отказ в правосудии по причине неподведомственности такого вида споров.

Это неправильно, так как суды должны принимать к рассмотрению все жалобы. Другое дело, что они могут в итоге отказать в удовлетворении жалобы, а могут передать в другие органы, если есть признаки преступления.

Перейдем к следующему способу защиты. В Беларуси, увы, действует монополия адвокатов, в частности, республиканская коллегия адвокатов. Юристы, которые не имеют адвокатской лицензии, не могут по общему правилу защищать права и свободы граждан, в том числе в уголовном процессе и по вопросам административных правонарушений.

В Беларуси стоимость услуг адвокатов очень велика и чаще всего людям не по карману. Эта монополия является серьезной преградой на пути защиты прав и свобод граждан. За счет дотаций из бюджета должна быть создана местная муниципальная юридическая помощь.

Конечно, и международные средства защиты должны быть расширены. Беларусь как европейская страна должна быть в Совете Европы, должна признать европейские стандарты, должна отказаться от смертной казни. И, наконец, - должна дать право своим гражданам обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Поговорим о защите права на труд. К сожалению, в Беларуси действует контрактная система, которую можно назвать крепостным правом, и работники находятся в подневольном состоянии. Сначала людям дают возможность поработать, а затем администрации без объяснения причин и порой даже без выплаты выходного пособия может просто расстаться с работником.

Это является серьезным нарушением трудовых стандартов. Это игнорирование конвенций международных организаций труда, которую Беларусь обязалась выполнять.

У нас есть право на труд, но не обязанность. Государство нарушает права граждан, фактически ставя их в положение крепостных. Власти принуждают белорусов к труду, что категорически недопустимо по международным стандартам. Лукашенко возрождает в Беларуси принудительный труд и всячески его приветствует.

Чиновники совершили должностные преступления, злоупотребили своей властью, но никто за это не несет ответственности. У нас бездействует Конституционный суд, не принимая жалобы людей на нарушение Конституции. Так зачем нам такой суд?

Судебную систему нужно реформировать. Нам нужно уйти от практики назначения судей к практике их избрания – как на уровне региональных судов, так и в Верховном и Конституционном судах. Судьи должны избираться со стороны демократически избранного парламента.

Основная правовая проблема Беларуси состоит в том, что у нас нет выборов. Также у нас нет легитимного парламента, который был упразднен по итогам референдума 1996 года. Этот парламент - Верховный Совет Республики Беларусь необходимо возродить! И уже он должен сформировать иные легитимные органы власти на основе Конституции 1994 года. Вот тогда в Беларуси будет законность, демократия и будут уважаться права и свободы граждан.

Вчера The Village Беларусь сообщал, что .

А сегодня стало известно, что базу «тунеядцев» - людей, не занятых в экономике - сократили. В частности, исключили собственников имущества (учредителей, участников) коммерческих организаций, за исключением акционерных обществ. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 8 декабря 2018 года № 881, которое официально опубликовано сегодня на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

Также к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не будут относить жен и мужей молодых рабочих (служащих), которые приступили к работе по распределению (перераспределению) или направлению в местности, где в это время трудно найти работу. Не попадут в базу данных не занятых в экономике люди, которые находятся под диспансерным наблюдением из-за хронических или затяжных психических расстройств (заболеваний). Это не распространяется на тех, кто страдает синдромом зависимости от алкоголя, наркотиков или токсических веществ. Кроме того, не занятыми в экономике не будут считаться находящиеся за границей жены, мужья дипломатов.

Беларусы предпенсионного возраста также не будут включаться в базу. На этот счет в постановлении Совета Министров сказано следующее: «Министерство труда и социальной защиты при формировании базы данных за первое полугодие текущего года исключает из нее граждан, которые на 1 января следующего года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста, за второе полугодие текущего года - граждан, которые на 1 июля следующего года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста». Не будут вносить в базу данных родителей, если ребенку исполнилось 7 лет в полугодии, за которое она формируется. То же касается многодетных. Если ребенок достиг 18 лет, то в базу данных за это полугодие все равно будет вноситься информация о наличии у гражданина трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.

В базе данных появится больше информации о гражданине. Сейчас это идентификационный номер, ФИО, дата рождения, пол, гражданство, данные о регистрации по месту жительства (пребывания), вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность. Теперь в базу будет обязательно вноситься информация о подданстве, идентификационный номер и дата рождения ребенка, дата лишения и восстановления в родительских правах и некоторые другие данные.

Некоторые изменения коснутся документов, которые нужно предоставлять, чтобы не быть включенными в базу не занятых в экономике. Так, комиссия по содействию занятости примет не только оригиналы, но и копии. В постановлении прописано, что документы должны быть на русском, беларуском языках. Те, что представляются на иностранных языках, должны быть с официальным переводом на русский или беларуский.

Что касается порядка информирования граждан, которым предстоит оплачивать услуги ЖКХ с возмещением затрат, то делать это будут через жировки.

МИНСК, 13 дек - Sputnik. В Беларуси уточнили список граждан, которых не будут включать в , соответствующее постановление Совета министров от 8 декабря 2018 года №881 официально опубликовано в четверг на Национальном правовом интернет-портале.

Теперь в "базу тунеядцев" не будут вносить супругов молодых специалистов, которые работают по распределению или перераспределению в регионе, где в это время есть трудности с поиском работы. Не попадут туда и собственники имущества коммерческих организаций, за исключением акционерных обществ. Жены и мужья дипломатов, находящиеся за рубежом, также не будут признаны гражданами, не занятыми в экономике.

В новый список не попадут и люди предпенсионного возраста.

"Министерство труда и социальной защиты при формировании базы данных за первое полугодие текущего года исключает из нее граждан, которые на 1 января следующего года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста, за второе полугодие текущего года — граждан, которые на 1 июля следующего года достигнут общеустановленного пенсионного возраста или будут являться лицами старше этого возраста", — такое пояснение содержится в постановлении Совмина.

В базу данных не будут включать родителей, ребенку которых исполнилось 7 лет в полугодии, в котором ее формируют. Кроме того, если в многодетной семье ребенок стал совершеннолетним, пока формировались списки, родители все равно будут числиться многодетными.

Также не будут признаны "тунеядцами" люди, которые находятся под диспансерным наблюдением из-за хронических или затяжных психических расстройств и заболеваний. Однако это не распространяется на белорусов, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, они войдут в базу не занятых в экономике страны на общих основаниях.

В базе не задействованных в экономике белорусов будут указывать больше данных о человеке. Помимо полного имени, идентификационного номера, информации о регистрации по месту жительства и прочего, будут указывать данные о подданстве, наличии детей, их идентификационных номерах и датах рождения. В некоторых случаях будет указываться информация о лишении и восстановлении родительских прав.

Чтобы доказать не задействованных в экономике, человек может подать в комиссию по содействию занятости не только оригиналы документов, но и их копии на русском и белорусском языках. Документы на иностранном языке должны быть официально переведены на русский или белорусский.

В Беларуси в ближайшее время появится также единая база данных обучающихся, которую будет вести и актуализировать Министерство образования. Минобразования также определит порядок ее формирования и ведения. До 1 апреля база обучающихся должна быть интегрирована в общегосударственную автоматизированную информационную систему.



Рекомендуем почитать

Наверх