Как настроить эквалайзер, нужна помощь

Для Windows 12.08.2019
Для Windows

Понятие «эквалайзер» появилось достаточно давно. Это были еще времена бобинных и кассетных магнитофонов. Именно тогда эквалайзеры в своем «железном» исполнении начали входить в жизнь меломанов, которые хотели улучшить качество звучания музыки. До этого такие устройства были достаточно дорогостоящими, и встретить их можно было разве что в профессиональных студиях звукозаписи.

Что такое эквалайзер

Сейчас использованием эквалайзера никого не удивишь. Даже в программном плане сегодня можно найти достаточно много устройств для мобильных гаджетов, не говоря уже о компьютерных системах. Но вот как настроить эквалайзер для достижения оптимального звучания, знают далеко не все, хотя практически всем эта процедура кажется совершенно простой.

Что касается самих эквалайзеров, то изначально это были устройства, способные повышать или понижать определенный диапазон частот звука, за счет чего улучшалось звучание музыкального трека. Сегодня технологии в этой сфере дошли до того, что существует достаточно много эквалайзеров (графических и параметрических), способных автоматически анализировать входной и выходной сигналы. Кроме того, существуют и специальные динамические эквалайзеры, способные управлять не только частотами, но и динамикой звучащей композиции. Как правильно настроить эквалайзер любого типа, мы попробуем разобраться.

Общие принципы настройки звука

Бытует ошибочное мнение, что такие устройства созданы только для усиления высоких и низких частот. Именно поэтому, решая проблему того, как настроить эквалайзер, многие любители музыки на выходе получают далеко не то, на что рассчитывали. Ведь понятно же, что нельзя усиливать частоты до их пиковых уровней. Так можно привести в негодность и диффузоры на динамиках колонок.

В самих же колонках, как правило, распределение звука происходит следующим образом: они имеют несколько динамиков, отвечающих за воспроизведение определенной полосы частот, так что выше своего номинала без перегрузки работать не смогут. Как лучше настроить эквалайзер в этом случае? Нужно не перегружать динамики частотами и громкостью, а наиболее приемлемым вариантом станет дополнительное использование кроссовера (Crossover), который очень точно распределяет частоты по каналам и колонкам, подключенным к звуковым системам типа "стерео", "квадро", "псевдо-квадро" 5.1, 7.1 и т. д. Еще лучше, если после эквалайзера будет включен лимитер или ограничитель пиков (Limiter).

Виртуальные эквалайзеры

Сейчас «железные» эквалайзеры практически не используются. Все большую популярность завоевывают специальные компьютерные программы и плагины, подключаемые через хосты DX, VST, RTAS и др. Рассмотрим вопрос о том, как настроить эквалайзер в виде компьютерного приложения или дополнения.

Общим правилом для всех настроек является то, что громкость воспроизведения музыки при включенном эквалайзере не должна превышать половины номинала. При этом достигается максимально качественное звучание без искажений. Незначительное повышение громкости не только в системе, но и в самом эквалайзере, может привести к искажению сигнала. Делать это нужно только в самом крайнем случае, когда трек записан очень тихо.

Крайне не рекомендуется выставлять порог высоких частот на уровне 18-20 кГц и низкие частоты на уровне ниже 16 Гц. Как правило, очень многие используют настройки повышения высоких и низких частот с небольшим вырезанием средних частот. Попутно стоит обратить внимание на следующее: ответ на вопрос "как настроить эквалайзер" напрямую зависит от того, на сколько полос распределен весь диапазон. Понятно, что на 20-полосном графическом эквалайзере можно произвести более тонкую настройку, нежели на 10-полосном.

Использование заводских настроек для компьютерных систем

Многие программные продукты содержат уже готовые пресеты. Они могут быть распределены по стилям музыки (рок, поп, джаз) или по категориям, подчеркивающим, скажем, вокальную партию. Все зависит только от производителя. Здесь вопрос о том, как настроить эквалайзер, решается сам собой. Собственно, ничего настраивать и не нужно. Достаточно выбрать нужный пресет, а настройка будет произведена моментально в автоматическом режиме. Самым простым примером можно назвать использование настроек эквалайзера в популярных плеерах WinAMP и AIMP или в подключаемых VST-плагинах.

В некоторых системах имеются анализаторы сигнала, так что даже на выходе автоматическая настройка коснется еще и громкости. Если система имеет еще и лимитер, то и выравнивание пиковых нагрузок будет автоматизировано. Правда, в некоторых случаях может наблюдаться сглаживание громкости до единого значения, что только портит общее впечатление от песни. Для этого его нужно отключить или использовать меньшую громкость.

Использование эквалайзера уместно в очень многих случаях. Невозможно должным образом настроить звук без использования этого оборудования. Например, складывается ситуация, когда рабочие частоты нескольких музыкальных инструментов полностью совпадают. При их одновременном звучании очень страдает качество звука, значительно снижаясь. Чтобы «навести порядок» с воспроизведением звука необходим эквалайзер , который способен выделить полезные и убрать мешающие, свойственные для каждого музыкального инструмента частоты.

Первым делом необходимо определить, какие конкретно частоты нуждаются в регулировке и в какой степени. После этого необходимо выставить на эквалайзере узкую полосу частот для обработки, для чего вращается регулятор частоты. Рациональнее пройтись эквалайзером по всему частотному диапазону каждого отдельного инструмента. Усиление с помощью эквалайзера выбранной частоты должно составлять при этом порядка шести децибел. Благодаря проведению такой процедуры есть возможность изучить полностью спектр инструмента и прояснить, какие именно из частот являются полезными, а какие частоты искажают звучание. После того, как эти частоты определены следует настроить эквалайзер так, чтобы немного поэкспериментировать с шириной полосы и усилением на полосе до тех пор, пока не удастся получить нужный результат.В этом случае осуществляется при помощи эквалайзера.

Частоты, которые ниже уровня в 100 Гц дают звуку большую массивность, делают звучание более ощутимым, но вместе с этим могут сделать звук бубнящим.

Частоты в диапазоне от 100 до 250 Гц способны добавить полноты звучанию.

Частоты порядка 400 Гц могут сделать звук более грубым.

Благодаря использованию частот в диапазоне от 600 до 800 Гц звучанию можно добавить полноту и глубину.

Частотный диапазон от 1 до 2 кГц способен усиливать атаку звука и чётко обозначить удар барабана.

Частоты в диапазоне от 2 до 4 кГц смогут визуально сделать звучание любого инструмента более близким, а также усилить эффект присутствия.

Частотный диапазон от 5 до 7 кГц может добавить резкости звучанию инструмента.

Частоты в диапазоне от 10 до 18 кГц помогут сделать звучание более воздушным и прозрачным.

Чтобы создать полноту звучания для вокала, рекомендуется поднять частоту 150Гц минимум на 2-3дБ. Если возникает необходимость повысить разборчивость, лучше добавить ещё немного на частоте 3кГц. Для того, чтобы усилить эффект присутствия, необходимо добавить всего несколько децибел на частоте 5-6кГц. Чтобы полностью избавиться от свиста, который может присутствовать в вокале, следует снизить усиление между 7 и 10кГц. Для прозрачности и яркости нужно поднять уровень выше 12кГц.

На данный момент имеется большое количество разнообразных вариантов эквализации для электрогитары. Эти варианты могут подходить под определённое качество звучания. Если сделать ряд экспериментов, появится возможность реализации свои собственных принципов. Для устранения тусклости звучания, следует настроить эквалайзер таким образом, чтобы сигнал, находящийся на частотах ниже 100Гц, немного ослаб. Подчеркнуть атаку можно, если усилить частоты до диапазона от 2,5 до 4 КГц. Усиление при помощи эквалайзера до 5 КГц поможет придать звучанию яркости.

Не отображается по умолчанию, кликните правой кнопкой мыши по окну программы и выберите пункт «Графический эквалайзер», либо воспользуйтесь комбинацией клавиш Alt+G. Чтобы включить его работу, нажмите кнопку «Вкл» (On).

Возможности программы позволяют воспользоваться автоматическим регулированием работы эквалайзера. Для этого необходимо нажать кнопку «Авто» (Auto). Уровень частот будет регулироваться алгоритмами самого приложения.

Кроме того, в программе имеются заранее заготовленные настройки эквалайзера. Для этого выберите «Заготовки» (Presets) – «Загрузить» – «Заготовку». Откроется окно со списком предустановок, проименованных согласно жанру музыки (Club, Rock, Dance, Reggae, Classical), месту воспроизведения (Large Hall, Party, Flat) и типу устройства (Laptop speakers). Выберите одну из предустановок и нажмите «Загрузить».

Отрегулировать звук можно и самостоятельно. Эквалайзер в Winamp’е десятипараметрический: 60 Гц, 170 Гц, 310 Гц, 600 Гц, 1 кГц, 3 кГц, 6 кГц, 12 кГц, 14 кГц, 16 кГц. Регулировка каждой из частот осуществляется с помощью ползунка. Значения могут быть установлены в пределе от -12 дБ до +12 дБ. Двигайте соответствующие ползунки для каждой из частот, добиваясь необходимого звучания. Добавление низких частот придаст звуку объемности и глухости звучания, высокие частоты сделают звук более ярким и . Главное – найти баланс между низкими, средними и высокими частотами.

Полученные настройки эквалайзера можно сохранить. Для этого выберите «Заготовки» (Presets) – «Сохранить» – «Заготовку». Задайте желаемое имя и нажмите кнопку «Сохранить». Можно экспериментировать со звуком дальше, не боясь за сохранность созданной заготовки. При желании вы всегда сможете ее загрузить.

Специалисты, работающие со звуком, настраивают эквалайзеры, доверяя собственному слуху. Такой подход вполне понятен: на любом устройстве и в любом помещении сделать звук чистым и качественным можно только исходя из окружающей обстановки. Для непрофессионалов же несколько советов о том, как настроить эквалайзер, будут весьма полезны.

Инструкция

Любой эквалайзер условно можно на три типа частот: верхние, средние, низкие. Каждому типу соответствуют несколько регуляторов, соответствующих определенному уровню герц. Чтобы настроить эквалайзер, включите на комфортной громкости. Прежде всего, уберите излишнее усиление любых частот, выражающееся в хрипах. Звук должен быть чистым и ясным, а не режущим слух. Также следует ориентироваться на вкус. К примеру, кто-то любит мягкий бас, кто-то жесткий, кто-то очень низкий. Во всех случаях настройте комфортное звучание всех уровней частот.

Настроить эквалайзер следует в зависимости от звучащей . Если устраивается вечеринка, которой любят эстрадные , то усильте средние частоты, чтобы выделить исполнителя и пение. Если же, к примеру, основная часть музыки будет состоять из танцевальных ритмов, то средние частоты, наоборот, следует

Какими бы качественными не были ваши наушники и звуковая плата компьютера, звук сам по себе идеальным не будет. При записи музыкальной композиции, звучание каждого элемента передается так, как он звучит самостоятельно, без учета находящихся рядом иных источников звука. Тип помещения для прослушивания не учитывается вовсе: студия поглощает все лишние звуковые колебания, оставляя только первоисточник.

Когда вы прослушиваете музыку в реальном помещении, невольно создаются позитивные и негативные эффекты, связанные с его конфигурацией. Почему так происходит?

Предметы, расположенные в комнате, усиливают или приглушают звуковые волны определенных частот. В результате музыкальная картинка получается неестественной. Для компенсации влияния помещения, а также для исправления недостатков звукозаписи, придумана система выборочного изменения амплитуды частот: эквалайзер.

Принцип работы и разновидности эквалайзеров

Сигнал с помощью фильтров звуковой частоты разбивается на несколько диапазонов. Чем их больше, тем точнее будет настройка. Обычное количество движков – не менее 10. Установив регуляторы в положение «0», вы получаете исходное звучание музыки.

Перемещая каждый движок в плюсовое или минусовое значения, можно усилить или полностью исключить любую частоту из сетки диапазона. Например, из песни убрать голос. Правда при этом «зацепится» музыкальный инструмент, играющий в том же диапазоне частот.

Аналогичный принцип действия у программного эквалайзера, который управляет оцифрованным звуком в компьютере или другом устройстве (смартфон, mp3 плейер).

Рекомендации: Как настроить наушники для воспроизведения качественного звука
, Как улучшить качество звука в наушниках
, Простые и эффективные способы увеличения баса в наушниках

Такой способ не настолько совершенен, как аппаратный блок в составе музыкального центра, но на уровне компьютерного качества звука, программный эквалайзер работает эффективно. Такая опция есть в самой операционной системе (настройки устройств воспроизведения).

Кроме того, существует множество сторонних программ управления звуком, имеющих эквалайзер в своем составе. Некоторые из них позволяют настраивать частоты на профессиональном уровне, разумеется, в рамках возможности вашей звуковой платы.

Эквалайзер и наушники: зачем это нужно?

Казалось бы, если нет помещения, и музыка поступает прямо к вам в уши (из амбушюр наушников), что тогда компенсировать?

1. Как минимум, саму музыкальную композицию. Сложно предположить, что первоначальная запись (мастер) была выполнена некачественно. А вот копия, которая вам досталась для прослушивания, может иметь любые недостатки.

2. Ваш музыкальный слух. Речь идет не о способностях, которые развивают в музыкальной школе. Каждый человек по-разному воспринимает звучание голоса и музыкальных инструментов. Эквалайзер позволяет подстроить «оркестр» по вкусу слушателя.

3. Ваши предпочтения в конкретный момент прослушивания. Например, сидя в наушниках, вы захотели оказаться в концертном зале или на стадионе. Настройки эквалайзера помогут создать ощущение присутствия.

Любой программный эквалайзер имеет перечень усредненных предустановок. Вы можете перебрать их, нажимая соответствующую кнопку на панели управления, и запомнить несколько подходящих вариантов. В основном это касается типов музыкальных композиций: классика, рок, диско и пр.

В некоторых продвинутых программах есть предустановленные настройки для различных условий прослушивания: комната, концертный зал, открытое пространство. Разумеется, при использовании наушников речь идет об имитации эффекта присутствия.

Этапы настройки эквалайзера для наушников

Способ №1 – по эталонному фрагменту

1. Сделайте подборку музыкальных композиций разных жанров с эталонным качеством звучания. Идеальный вариант – лицензионные CD digital audio, либо оцифрованные композиции в несжатом формате высокого разрешения Hi-res (FLAC).

2. Установите на эквалайзере режим «по умолчанию», при котором каждый регулятор частоты будет на нулевой отметке.

3. Включите на эквалайзере режим просмотра уровней полосы частот (есть во многих программах). Если на штатном эквалайзере такой функции нет, рекомендуется установить программу с визуальным отображением.

4. Выполните контрольное прослушивание, при необходимости подкорректируйте регуляторы в каждом диапазоне.

5. Зафиксируйте картинку в виде скриншотов, сохраните изображения для каждого типа музыкальной композиции.

6. После этого вы можете запустить музыкальные фрагменты, качество которых вас не устраивает. Для каждого типа музыки установите уровни частот, чтобы картинка частотной диаграммы получилась максимально похожей на сохраненный скриншот.

7. В хороших программах-эквалайзерах обязательно есть функция запоминания собственных установок. Сохраните выбранные настройки под правильными названиями (чтобы потом легче было найти их в списке).

8. При прослушивании любимой музыки, вы просто включаете сохраненные настройки, и не нужно каждый раз мучиться с подбором частот.

Способ №2 – полная ручная настройка.

1. Сбросьте настройки эквалайзера в режим «по умолчанию»

2. Включите музыкальный фрагмент, под который требуется регулировка частот.

Оптимальный вариант ручной настройки – разбить процедуру на 2 этапа:

  • Сначала убираем пики в каждой частоте. Поочередно опуская каждый движок ниже нулевой отметки, убираем неприятные частоты, уровень которых сильно завышен.
  • Затем компенсируем провалы. Поочередно поднимает только те регуляторы, которые остались на нуле (движки, которыми вы убирали нежелательные пики частоты, не трогаем).

3. Получив комфортную звуковую картинку, обязательно сохраняем настройки.

настройке эквалайзера.

* 400 Гц
+ Басовая линия становится более ясной и открытой, улучшается читаемость голосов инструментов. Подчеркивается бас-гитара.
- В звучании больших барабанов устраняется эффект "картонной коробки".
- Тарелки отодвигаются вглубь звуковой картины.

* 800 Гц
+ Бас становится более ярким, улучшается восприятие НЧ-инструментов. Акцентируется малый барабан.
- Исчезает "дешевый" звук у гитар: удаляются резонансы, "смазливая" окрашенность тембра.

* 1,5 кГц
+ В басе улучшается ясность и подчеркивается мелодическая линия, "тяжелая артиллерия" звучит нарочито выразительно.
- Удаляется передемпфированность ("тупой" характер) акустических гитар

* 3 кГц
+ Усиливается и становится более ярким звук щипка баса.
+ На тихих партиях рояля улучшается атака.
+ Бэк-вокалы звучат мягче и ровнее.
+ Маскируются нестройные вторые планы.

* 5 кГц
+ Эффект присутствия вокалистов заметно усиливается с выдвижением на передний край сцены.
+ Увеличивается атака у низкочастотных инструментов (барабаны).

+ Улучшается атака на рояле и акустической гитаре, звучание электрической гитары становится ярким.
- Второй план звуковой сцены отодвигается вглубь.
- Звучание тонких струн гитары смягчается.

* 7 кГц
+ Тембр вокала приобретает яркость.
+ Усиливается атака у низкочастотных инструментов (большие барабаны), в звучании появляются металлические нотки.
+ У перкуссионных инструментов усиливается атака.
+ Оживают тусклые голоса.
+ Акцентируется "звук пальцев" на акустическом басе.
+ Звучание синтезаторов, электрических и акустических гитар, рояля становится ярким, подчеркнутым.
- Смягчается воспроизведение шипящих согласных у вокалов.

* 10 кГц
+ Тембр вокала становится ярче.
+ Осветляется тембр акустической гитары и рояля.
+ Звучание тарелок становится более жестким.
- Смягчаются шипящие согласные в голосах вокалистов.

* 15 кГц
+ Становится более ярким тембр голосов вокалистов, выделяется эмоциональная составляющая.
+ Тарелки, струнные инструменты и флейты звучат ярче.
+ Синтезированные звуки приобретают реалистичность звучания.

Вот несколько общих характеристик, которыми можно руководствоваться при эквализации тех или иных инструментов:
Частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут сделать его бубнящим.
Частоты от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты.
Частоты около 400 Гц делают звук более грубым.
Частоты от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают эффект присутствия.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким.
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности.
Вокал
Для создания полноты можно поднять частоту 150Гц на 2-3дБ.
Для поднятия разборчивости добавьте немного на частоте 3кГц.
Чтобы усилить эффект присутствия, добавьте несколько децибел на частоте 5-6кГц.
Если в вокале присутствует свист, тогда нужно снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности поднимите уровень выше 12кГц.
Электрогитара
Для этого инструмента существует огромное количество вариантов эквализации, каждый из которых подходит под определенное ее звучание. Тут главное – побольше экспериментировать. Но я все же дам несколько общих советов.
Для устранения тусклости звучания электрогитары, нужно ослабить сигнал на частотах ниже 100Гц.
Усиление частот от 120 до 250Гц придаст звуку теплоту.
Усиление частот от 2,5 до 4кГц подчеркнет атаку, а усиление 5кГц придаст яркости.
Акустическая гитара
Акустическая гитара звучит лучше, если немного снизить частоту 80Гц и от 800 до 1кГц.
Если хотите получить теплый и полный тон, можете попробовать усилить 150 и 250Гц.
Добавьте несколько децибел на частоте от 3 до 5кГц, если хотите подчеркнуть атаку и перкуссию.
Добавление нескольких децибел на частоте 5кГц придаст яркости инструменту.
Бас-гитара
Очень важно всегда помнить, что бас-гитара и большой барабан «бочка» работают в близких диапазонах, поэтому нужно стараться чтобы были ясно слышны оба инструмента. Нужно настроить частоты так, чтобы обеспечить для каждого из них свое пространство. Как правило, у бас-гитары вырезаются те частоты, которые поднимают у бочки. Барабаны
Для уменьшения картонного призвука у большого барабана, я советую вырезать немного между 600 и 800Гц.
Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара колотушки приподнимите частоты от 2,5 до 5кГц.
При обработке малого барабана усиление от 3 до 5кГц подчеркивает атаку, а подъем на частоте 10кГц делает звук хрустящим.
Для том-тома рекомендуется небольшое усиление в полосе от 200 до 250Гц.
Вырезание частот ниже 200Гц позволяет избавится от шума остальных инструментов при живой записи хета.
Если тарелки звучат неясно, срежьте несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц.
Ударные инструменты с высоким тоном, такие как шейкер, хорошо звучат если немного усилить высокие частоты (выше 10кГц). Это придаст звуку яркость и мягкость. Можно срезать все частоты ниже 500Гц, чтобы избавится от резкости, которая иногда может возникать при слишком близком расположении микрофона при записи.
но вообще эквалайзер должен быть во flat



Рекомендуем почитать

Наверх