Инженерные концепции в фрейморках JavaScript. Братья по духу

Прочие модели 18.02.2019
Прочие модели

Продолжаем постигать JavaScript-фреймворки.

Angular - невероятно мощный JavaScript-фреймворк, который вам позволит создать веб или клиентское приложение любой сложности. С тех пор как он появился в 2009 году, десятки тысяч разработчиков ввели его в свой инструментарий.

Однако Angular, вместе с тем, не самый легкий для освоения фреймворк. Поэтому нет ничего удивительного, что зачастую для его изучения официальной документации оказывается мало. Вот еще 11 ресурсов, где абсолютно бесплатно можно получить навыки управления Angular JS.

От новичка к эксперту за 7 шагов

Портал Ng Newsletter содержит тонны информации по Angular, но для новичка самая полезная - курс «from beginner to expert in 7 steps series». По правде говоря, экспертом на основе этого курса вы не станете, но пробелов в базовых вещах остаться не должно. Для экспертов - подпишитесь на их рассылки.

AngularJS за 60 минут

На Youtube вы без особого труда найдете видеоурок Дэна Уалина «AngularJS in 60 minutes». Под ссылкой спрятано PDF копия со слайдами и текстом. Будет полезно, кто не очень хорошо пока освоил английский язык.

Shaping Up With Angular

Закончим на сегодня одним из лучших комплексных курсов по AngularJS, из тех, что вы сможете пройти, не потратив ни копейки. 5 разделов, 12 коротких видеоуроков и 27 соревновательных заданий. Выполните все - получите 6 памятных бейджиков отличия, которые всегда можно предъявить в качестве подтверждения прохождения курса.

  • Перевод
  • Tutorial

1 Введение в AngularJS
2 Engineering concepts in JavaScript frameworks
3 Modules
4 Understanding $scope
5 Controllers
6 Services and Factories
7 Templating with the Angular core
8 Directives (Core)
9 Directives (Custom)
10 Filters (Core)
11 Filters (Custom)
12 Dynamic routing with $routeProvider
13 Form Validation
14 Server communication with $http and $resource

1 Введение в AngularJS

Angular – MVW-фреймворк для разработки качественных клиентских веб-приложений на JavaScript. Он создан и поддерживается в Google и предлагает взглянуть на будущее веба, на то, какие новые возможности и стандарты он готовит для нас.

MVW означает Model-View-Whatever (модель – вид – что угодно), то есть гибкость в выборе шаблонов проектирования при разработке приложений. Мы можем выбрать модели MVC (Model-View-Controller) или MVVM (Model-View-ViewModel).

Этот обучающий материал задумывался как отправная точка для изучения AngularJS, его концепций и API, чтобы помочь вам создавать великолепные веб-приложения современным способом.

AngularJS позиционирует себя как фреймворк, улучшающий HTML. Он собрал концепции из разных языков программирования, как JavaScript, так и серверных, и делает из HTML также нечто динамическое. Мы получаем подход, основанный на данных, к разработке приложений. Нет нужды обновлять Модель, DOM или делать какие-то другие затратные по времени операции, например, исправлять ошибки браузеров. Мы концентрируемся на данных, данные же заботятся об HTML, а мы просто занимаемся программированием приложения.

Инженерные концепции в фрейморках JavaScript

Позиция AngularJS по работе с данными и другими инженерными концепциями отличается от таких фреймворков, как Backbone.js and Ember.js. Мы довольствуемся уже известным нам HTML, а Angular самостоятельно его улучшает. Angular обновляет DOM при любых изменениях Модели, которая живёт себе в чистых Объектах JavaScript с целью связи с данными. Когда обновляется Модель, Angular обновляет Объекты, которые содержат актуальную информацию о состоянии приложения.

2.1 MVC и MVVM

Если вы привыкли делать статичные сайты, вам знаком процесс создания HTML вручную, кусочек за кусочком, когда вы вписываете в страницу нужные данные и повторяете сходные части HTML снова и снова. Это могут быть столбцы решётки, структура для навигации, список ссылок или картинок, и т.п. Когда меняется одна маленькая деталь, приходится обновлять весь шаблон, и все последующие его использования. Также приходится копировать одинаковые куски кода для каждого элемента навигации.

Держитесь за кресло – в Angular существует разделение обязанностей и динамический HTML. А это значит, что наши данные живут в Модели, наш HTML живёт в виде маленького шаблона, который будет преобразован в Вид, а Контроллер мы используем для соединения двух этих понятий, обеспечивая поддержку изменений Модели и Вида. То есть, навигация может выводиться динамически, создаваясь из одного элемента списка, и автоматически повторяться для каждого пункта из Модели. Это упрощённая концепция, позже мы ещё поговорим о шаблонах.

Разница между MVC и MVVM в том, что MVVM специально предназначен для разработки интерфейсов. Вид состоит из слоя презентации, ВидМодель содержит логику презентации, а Модель содержит бизнес-логику и данные. MVVM была разработана для облегчения двусторонней связи данных, на чём и процветают фреймворки типа AngularJS. Мы сосредоточимся на пути MVVM, так как в последние годы Angular склоняется именно туда.

2.2 Двусторонняя связь данных

Двусторонняя связь данных – очень простая концепция, предоставляющая синхронизацию между слоями Модели и Вида. Изменения Модели передаются в Вид, а изменения Вида автоматически отражаются в Модели. Таким образом, Модель становится актуальным источником данных о состоянии приложения.

Angular использует простые Объекты JavaScript для синхронизации Модели и Вида, в результате чего обновлять любой из них легко и приятно. Angular преобразовывает данные в JSON и лучше всего общается методом REST. При помощи такого подхода проще строить фронтенд-приложения, потому что всё состояние приложения хранится в браузере, а не передаётся с сервера по кусочкам, и нет опасения, что состояние будет испорчено или потеряно.

Связываем мы эти значения через выражения Angular, которые доступны в виде управляющих шаблонов. Также мы можем связывать Модели через атрибут под названием ng-model. Angular использует свои атрибуты для разных API, которые обращаются к ядру Angular.

2.3 Инъекция зависимостей (Dependency Injection, DI)

DI – шаблон разработки программ, который определяет, как компоненты связываются со своими зависимостями. Инъекция - это передача зависимости к зависимому Объекту, и эти зависимости часто называют Сервисами.

В AngularJS мы хитрым образом используем аргументы функции для объявления нужных зависимостей, а Angular передаёт их нам. Если мы забудем передать зависимость, но сошлёмся на неё там, где она нужна нам, Сервис будет не определен и в результате произойдёт ошибка компиляции внутри Angular. Но не волнуйтесь, angular выбрасывает свои ошибки и они очень просты в отладке.

2.4 Приложения на одну страницу (Single Page Application, SPA), управление состоянием и Ajax (HTTP)

В приложении на одну страницу (SPA) либо весь необходимый код (HTML, CSS and JavaScript) вызывается за одну загрузку страницы, либо нужные ресурсы подключаются динамически и добавляются к странице по необходимости, обычно в ответ на действия пользователя. Страница не перезагружается во время работы, не передаёт управление другой странице, хотя современные технологии из HTML5 позволяют одному приложению работать на нескольких логических страницах. Взаимодействие с SPA часто происходит при помощи фонового общения с сервером.

В более старых приложениях, когда состояние программы хранилось на сервере, случались различия между тем, что видит пользователь и тем, что хранилось на сервере. Также ощущалась нехватка состояния приложения в модели, так как все данные хранились в шаблонах HTML и динамичными не являлись. Сервер подготавливал статичный темплейт, пользователь вводил туда информацию и браузер отправлял её обратно, после чего происходила перезагрузка страницы и бэкенд обновлял состояние. Любое несохранённое состояние терялось, и браузеру нужно было скачивать все данные после обновления страниц заново.

Времена изменились, браузер хранит состояние приложение, сложная логика и фреймворки приобрели популярность. AngularJS хранит состояние в браузере и передаёт изменения при необходимости через Ajax (HTTP) с использованием методом GET, POST, PUT и DELETE. Красота в том, что сервер может быть независим от фротенда, а фронтенд – от сервера. Те же самые сервера могут работать с мобильными приложениями с совершенно другим фронтендом. Это даёт нам гибкость, так как на бэкенде мы работаем с JSON-данными любым удобным нам способом на любом серверном ЯП.

2.5 Структура приложения

У Angular есть разные API, но структура приложения обычно одна и та же, поэтому почти все приложения строятся сходным образом и разработчики могут включаться в проект без усилий. Также это даёт предсказуемые API и процессы отладки, что уменьшает время разработки и быстрое прототипирование. Angular построен вокруг возможности тестирования («testability»), чтобы быть наиболее простым как в разработке, так и в тестировании.

Давайте изучать.

3 Модули

Все приложения создаются через модули. Модуль может зависеть от других, или быть одиночным. Модули служат контейнерами для разных разделов приложения, таким образом делая код пригодным для повторного использования. Для создания модуля применяется глобальный Object, пространство имён фреймворка, и метод module.

3.1 Сеттеры (setters).

У приложения есть один модуль app.

Angular.module("app", );

Вторым аргументом идёт – обычно этот массив содержит зависимости модуля, которые нам нужно подключить. Модули могут зависеть от других модулей, которые в свою очередь тоже могут иметь зависимости. В нашем случае массив пустой.

3.2 Геттеры (Getters)

Для создания Controllers, Directives, Services и других возможностей нам надо сослаться на существующий модуль. В синтаксисе есть незаметное различие – мы не используем второй аргумент.

Angular.module("app");

3.3 Работа модулей

Модули могут храниться и вызываться и через переменную. Вот пример хранения модуля в переменной.

Var app = angular.module("app", );

Теперь мы можем использовать переменную app для построения приложения.

3.4 HTML бутстрап

Для описания того, где приложение находится в DOM, а обычно это элемент , нам надо связать атрибут ng-app с модулем. Так мы сообщаем Angular, куда подгрузить наше приложение.

Если мы грузим файлы с JavaScript асинхронно, нам надо подгрузить приложение вручную через angular.bootstrap(document.documentElement, ["app"]);.

4 Разбираемся со $scope

Одно из основных понятий в программировании – область видимости. В Angular область видимости – это один из главных объектов, который делает возможным циклы двусторонней связи данных и сохраняет состояние приложения. $scope – довольно хитрый объект, который не только имеет доступ к данным и значениям, но и предоставляет эти данные в DOM, когда Angular рендерит наше приложение.

Представьте, что $scope – это автоматический мост между JavaScript и DOM, хранящий синхронизированные данные. Это позволяет проще работать с шаблонами, когда мы используем при этом синтакс HTML, а Angular рендерит соответствующие значения $scope. Это создаёт связь между JavaScript и DOM. В общем, $scope играет роль ViewModel.

$scope используется только внутри Контроллеров. Там мы привязываем данные Контроллера к Виду. Вот пример того, как мы объявляем данные в Контроллере:

$scope.someValue = "Hello";

Чтобы это отобразилось в DOM, мы должны присоединить Контроллер к HTML и сообщить Angular, куда вставлять значение.

{{ someValue }}

Перед вами концепция области видимости Angular, подчиняющаяся некоторым правилам JavaScript в плане лексических областей видимости. Снаружи элемента, к которому присоединён Контроллер, данные находятся вне области видимости – так же, как переменная вышла бы за область видимости, если б мы сослались на неё снаружи её области видимости.

Мы можем привязать любые типы JavaScript $scope. Таким образом мы берём данные от сервиса, общающегося с сервером, и передаём их во View, слой презентации.

Чем больше мы создадим Контроллеров и связей с данными, тем больше появляется областей видимости. Разобраться в их иерархии ничего не стоит – здесь нам поможет переменная $rootScope

Angular 4/6, полностью переработаное продолжение JavaScript фреймворка AngularJS. Переработанный с нуля специалистами Google, Angular 2/4/6 предоставляет рассширенные возможности для создания Single-page application, такие как, декларативные шаблоны, двухсторонний дата биндинг, поддержка TypeScript, и внедрение зависимостей. Вместо контроллеров, характерных для архитектуры MVC, Angular 2/4 теперь использует компоненты. Это обновление, подходит как для мобильных так и для веб разработчиков.

Аудитория: Руководство предназначено для разработчиков которые хотят изучить основы Angular 6 и его концепции программирования, а так же для всех кто ищет для себя “что-то новое”. Описывает компоненты Angular 6 с примерами.

Минимальные навыки: Базовые знания JavaSctipt. А так же, было бы хорошо знать смежные технологии HTML, CSS, AJAX, AngularJS и т.д.

Что такое Angular?

Angular 6 – это платформа, которая упрощает разработку веб-приложений. Angular 6 сочетает в себе декларативные шаблоны, инъекцию зависимостей, комплексный end-to-end инструментарий и уже имплементированные best practice для решения любой сложности задач. Angular 6 позволяет создавать не только для веб-приложения но так же мобильные и десктопные программы.

Структура уроков по Angular 6 на русском (angular.io):

  1. Туториал
    1. “Редактор Героев”
    2. Отображение списка
    3. Master/Detail Компоненты
    4. Сервисы
    5. Роутинг
  2. Основы
    1. Архитектура
    2. Компоненты и шаблоны
    3. Формы
    4. Observers & RxJS
    5. Модули (NgModules)
    6. Внедрение зависимостей
    7. HTTP Клиент
    8. Роутинг и навигация
    9. Анимация
    10. Тестирование
    11. Чит-лист
  3. Техники
    1. Интернационализация (i18n)
    2. Сервисы языка Angular
    3. Безопасность / Защита приложений Angular
    4. Установка и Развертывание
    5. Сервис воркеры
    6. Рендеринг на стороне сервера (Angular SSR)

Структура уроков Angular 2 на русском (tutorialspoint):

Старичок JavaScript долгое время у меня ассоциировался со словом "гетто". Такую солянку подходов в разработке и хроническую неприязнь сообщества к применению проверенных временем методик проектирования мне никогда не доводилось видеть. Потребовались долгие годы, чтобы в это мрачное царство стали пробиваться лучи света под названием фреймворки.

Проблемы JavaScript

Язык изначально позиционировался как простой и чтобы как-то привлечь внимание профессиональных разработчиков его синтаксис постарались притянуть к великой Java, но положительных результатов эта практика не принесла. В JavaScript разразился хаос, и долгое время творилась самая настоящая вакханалия. Профессионалы не спешили применять сомнительную новинку, а новички в розовых очках не сильно задумывались о качестве кода. В итоге, язык превратился во второсортный инструмент, который сгодится для написания неуклюжих вещей, способных хоть как-то оживить страницы того времени.

Но неужели проблема только в отсутствии профессионалов? Ведь рано или поздно зеленые юнцы, рубящие с плеча, должны набраться опыта и превратится в продвинутых учителей своего дела. Конечно же, нет. Причины лежат в самом языке и его архитектурных проблемах. Разработку JavaScript можно сравнить с гонками формула 1 – спорт-кары развивают реактивную скорость, но крайне ненадежны. Времени на создание языка было потрачено непростительно мало. Добавим сюда внезапную смену концепции проекта (изначально JavaScript планировался как функциональный язык) и в итоге получим то, что получили. Местами запутанный синтаксис, непредсказуемость работы некоторых операторов, бесконечные нюансы со слабой типизацией, проблемы с областью видимости переменных и кучу других дефектов, способных нарушить психику людей, привыкших работать с нормальными языками.

Первым, кто отважился по-настоящему развернуть неповоротливый JavaScript , стал Джон Резиг. Он разглядел в гадком утенке невидимое изящество и отважился решить одну из самых важных на то время проблем: покончить с бесконечным переписыванием одного и того же кода. В то время он занимался разработкой сайта компании Brand Logic и нюансы JavaScript прочувствовал на собственной шкуре.

Результатом его рвения стал первый релиз библиотеки jQuery . Она должна была решить не только проблему одноразового кода, но и добиться хоть какой-то кросс-браузерности. Не оставленным без внимания остался и синтаксис JavaScript. Библиотека позволила сократить многие монструозные конструкции и стала неким кусочком синтаксического сахара. Каждый новый релиз библиотека совершенствовалась и вбирала в себя новые возможности. Сегодня jQuery является неотъемлемыми инструментом любого web-разработчика и представить современный сайт без ее использования (или альтернатив) уже проблематично.

Ну а дальше началось самое интересное. jQuery показала, что JavaScript способен на многое и возможно именно это послужило своеобразным пинком для многих игроков web’а. К языку стали относится более снисходительно и пытаться всячески развивать. Чего только стоит пример Google, подаривший нам быстрейший JavaScript-движок V8. Благодаря ему появилась возможность создавать тяжелые js приложения. Вновь открывшиеся перспективы стали подспорьем для создания принципиально новых технологий на базе JavaScript. Достаточно назвать Node.JS и сразу становится ясным, что сегодня JavaScript намного больше, чем скриптовый язык. Сегодня он готов взять на себя все этапы создания приложения (клиентскую и серверную часть) не прибегая к вспомогательным инструментам.

JavaScript-фреймворки

На смену библиотекам вроде jQuery в мир JavaScript стали приходить фреймворки, реализующие популярный паттерн MVC (MVVM, MVP и т.д.). Фреймворки стали приносить новую культуру разработки и альтернативные взгляды на устоявшиеся в умах девелоперов вещи. Все больше стали подниматься вопросы применения паттернов, хорошо зарекомендовавших себя в мире большего программирования, и в умах js-разработчиков наконец-то стала укладываться аксиома: «Нельзя мешать логику с представлением».

Преимущества фреймворков, по сравнению с изобретением собственных «труповозок» видны невооруженным глазом. Один из самых существенных, на мой взгляд, является избавление от рутинного кода, который тянется от проекта к проекту. Фреймворк предоставляет разработчикам каркас будущего приложения и решение задач, встречающихся в большинстве проектов. Например, программисту не нужно думать, как принять данные от клиента и передать их на сервер, т.к. все необходимое скорей всего реализовано авторами фреймворка. Вместо этого разработчику предлагается сосредоточиться функционалом собственного приложения.

Другим немаловажным плюсом всех фреймворков будет стандартизация кодирования. Если разработчик решается применять готовый каркас в своем проекте, то он должен быть готовым следовать его заповедям. Это значит, что ему нужно не полениться - один раз ознакомиться с правилами и быть спокойным, что в последствие код без проблем может дорабатываться другими разработчиками. Новому девелоперу будет проще разобраться в хорошо документированной структуре (особенно, если он уже имел опыт работы с этим решением), чем понять чей-то оригинальный велосипед.

Лежащий в основе большинства современных фреймворков паттерн проектирования MVC хорошо зарекомендовал себя и теперь стал доступен для JavaScript мира. Конечно, особой новизны и революции в этом событии нет. Любой продвинутый разработчик может без всяких фреймворков спроектировать приложение, следуя этому паттерну. Однако «может» и «обязывают» разные вещи. Учитывая, что в JS сообществе на передовые методики долго все клали железный болт, то требование применение паттерна со стороны фреймворка будет весьма кстати.

Angular JS

Проект относительно новый. Впервые был представлен в 2009 году. За это время вышло несколько версий и вокруг продукта сколотилось плотное сообщество. Успех к проекту во многом определил его родитель – компания Google. К релизам корпорации добра гики относится с особым трепетом, особенно если речь идет об инструментарии для разработчиков. В этот раз получилось тоже самое. Не буду вдаваться в технические дебри, а лучше сразу расскажу, чем зацепил проект лично меня.

Он предельно прост

Имеет достаточно низкий порог вхождения по сравнению со многими подобными решениями. Документация носит слегка противоречивый характер. Она вроде хорошо структурирована, есть примеры кода, но некоторые вещи освещены крайне слабо. С ними придется разбираться самостоятельно путем изучения исходников или комментариев от коллег по цеху. Например, трудности понимания работы scope (областей видимости) развеют комментарии Misko Hevery на StackOverflow и просмотр видео «AngularJS. Best Practices » (http://goo.gl/UYG6Q).

Декларативный подход

Разработчики отошли от традиционной идеи: «HTML враг и нужно с ним бороться ». Вместо этого они решили естественным образом расширить язык разметки, путем ввода дополнительных директив.

Тестирование

Чем больше тесты покрывают код, тем меньше вероятность возникновения нежданчиков. Разработчики Angular всеми фибрами поощряют подобные подходы, поэтому фреймворк из коробки дружелюбен к написанию тестов.

Выражения

Чтобы что-то вывести содержимое какого- либо объекта тебе не требуется писать в шаблоне громоздкие конструкции в стиле или что-то в этом роде. Достаточно заключить выражение в двойные фигурные скобки и все, данные будут обработаны. Например, результатом выполнения кода

2 + 1 = {{2+1}}

будет «2+1=3».

Директивы Angular.JS

Директивы являются одной из ключевых возможностей . Они позволяют разработчику описать поведение отдельных элементов и расширить синтаксис HTML. В состав angular входит лишь базовый набор директив. Однако, никто не мешает нам его расширить своими собственными наработками. Правильно созданные директивы могут использоваться и в других проектах. Некоторые разработчики даже практикуют выкладывать свои коллекции компонент в публичный доступ. Ярким примером тому является команда AngularUI , которые выложили и поддерживают в актуальном состоянии порядка двадцати готовых к использованию компонент.

Я неспроста сказал, что директивы являются одной из ключевых возможностей. Начинающие разработчики частенько пропускают эту мысль мимо ушей и начинают мудрить по своему – изменяют напрямую DOM. Этого делать ни в коем случае нельзя. Почему? Во-первых, так гласят священные заповеди , а во-вторых разработчик лишается вкусностей вроде многоразового использования своих наработок, простого сопровождения кода и т.д.

Scope, производительность и мифы

О производительности Angular можно найти много негативных мнений. По некоторым заявлениям, производительность фреймворка недостаточно хороша и не годится для серьезных приложений. Например, нередко можно встретить примеры, авторы которых демонстрируют непригодность фреймворка для обработки нескольких десятков тысяч объектов. «Тормозит, ваш angular с его продвинутым биндингом !» - кричат ярые противники. При детальном рассмотрении примеров становится, очевидно, что проблема надуманна и их авторы не удосужились прочитать до конца документацию и вспомогательные материалы с официального блога.

Чтобы раз и навсегда развеять мифы о производительности разберемся с таинственной сущностью scope (область видимости). Scope – это не модель и ненужно пытаться ее из него делать. Ничего хорошего из этого не получится. В руководстве по angular четко сказано, что под моделью подразумевается любой массив данных, а scope может содержать ссылку на модель. Не нужно пихать все данные из модели в scope. Да, в таком контексте ими удобно манипулировать, но кроме тормозов никакой выгоды ты не получишь. Не стоит считать все вышесказанное банальным обходным маневром и отмазкой со стороны разработчиков angular. Это архитектура и с ней нужно считаться. Тем более, не стоит забывать о паттерне MVVM . Помимо традиционной сущности «модель» он выделяет «модель-представление» и в данном случае, scope это есть модель-представление, а значит, в ней должны быть данные, которые требуется отображать.

Получается, что наезды на производительность angular по большей части неуместны. Во всяком случае, на озвученных выше примерах. Хорошо, один миф разрушен. Но ведь, проблемы могут случиться (теоретически) и на более скромных объемах. Некоторые разработчики утверждают, что тормоза могут проявляться, когда в scope напихано ни много, ни мало, а 2000-3000 объектов. Как быть с этим аргументом? Частично ответ я уже дал – не нужно пихать в scope то, что не нужно отображать прямо сейчас. Вот серьезно, я не могу представить ни одной задачи, которая может потребовать вывод такого большего количества объектов на одной странице. Тут либо закралась ошибка в архитектуре приложения, либо разработчик неправильно трактует решаемую задачу.

Почему же несколько тысяч элементов могут вызывать серьезные проблемы с производительностью? Ну, ей, богу, в каком веке мы живем? Неужели пару тысяч объектов могут стать серьезной проблемой для современного ПК? На самом все несколько сложнее, чем просто большое количество объектов. Причина кроется в работе биндинга. Во время компоновки шаблона директивы создают так называемых наблюдателей ($watch ). Наблюдатели уведомляют директивы об изменения свойств, чтобы те в свою очередь во время обновили значения элементов в DOM. Эта операция производится часто, поэтому при большом количестве объектов в scope тормоза будут неизбежны.

Загрузка angular-приложения

Начальная загрузка angular приложения выполняется при помощи директивы ngApp. Данный способ подходит в большинстве случаев, но при желании можно все сделать ручками. В нашем примере мы пойдем простым путем, т.е. воспользуемся директивой ngApp, указав ее в корневом элементе страницы. После объявления этой директивы произойдет следующее:

  • создается injector (механизм, применяемый для получения экземпляров объектов, предоставляемые поставщиком; загрузки модулей и т.д.), который будет использоваться для внедрения зависимостей в пределах приложения;
  • injector, сформирует глобальный scope в контексте модели нашего приложения;
  • angular начнет обрабатывать дерево DOM, начиная с элемента в котором была объявлена директива ngApp. Во время этого процесса будут созданы все найденные биндинги и выполнены обнаруженные директивы.
  • По завершению загрузки, начинается самая настоящая слежка за всеми биндингами. Если произойдут какие-нибудь события (например, банальный клик мышкой, ввода текста), то angular немедленно обновит представление и биндинги.

    ToDo лист. Держим задачи под зорким надзором

    Я долго думал, какой лучше подобрать пример для демонстрации angular . Скажу честно, сначала у меня была грандиозная идея сотворить матерое расширение для браузера Google Chrome, способное взаимодействовать с различными сервисами корпорации добра. Но, к сожалению, до конца отладить весь задуманный функционал у меня не вышло. Что-то постоянно не работало и глючило. В итоге я решил рассмотреть классический пример – создание ToDo листа, а про разработку расширений для Google Chrome, когда-нибудь сделаю, с позволения редактора рубрики, отдельную статью.

    Для начала сформулируем задачу. Что из себя представляет типичный ToDo лист? В первую очередь – это список задач, которые необходимо выполнить в определенное время. Каждая задача это отдельный элемент, обладающий минимум двумя свойствами: наименование (описание задачи) и состояние.

    Представление

    Часть кода представления я привел в первом листинге, а полную версию ты всегда можешь взять с нашего диска. Любое angular приложение начинается с объявление директивы ngApp . Обрати внимание, что в коде название директив пишется через тире, а в хелпе и в тексте стать слитно. Для директивы ngApp можно указать дополнительный атрибут – имя модуля, который будет загружен при инициализации приложения. Пока оставим этот вопрос открытым, а в качестве имени модуля укажем todomvc . Далее я привожу описание формы с одним единственным полем. В него пользователь будет вводить новую задачу и при нажатии кнопки «Отправить» она будет отправляться в общий список.

    Обработать событие отправки данных введенных в форму поможет директива ngSubmit . Она позволяет забиндить действие, которое будет выполняться при отправке данных из формы. В нашем случае таким действием будет метод контроллера addTodo() . В теле метода будет описан код, добавляющий новую задачу в модель. Сам текст задачи будет вводиться в поле ввода, для которого я указываю директиву ngModel , тем самым устанавливая двухстороннюю привязку с моделью отображения.

    Теперь взглянем на вывод данных из модели. Каждая новая задача обрамляется тегом li , включающий в себя элементы управления: изменение состояния, редактирование или удаление. Функционал этих кнопок реализуется тем же способом, что и был применен для добавления новых задач. С одним лишь отличием, вместо директивы ngSubmit используется ngClick (обрабатываем клик по кнопке) или ngDblClick (двойной щелчок).

    Поскольку все введенные задачи хранятся в массиве, нам требуется организовать его последовательный обход. Для этой операции не требуется прибегать к услугам циклов, достаточно применить директиву ngRepeat. В качестве атрибутов ей требуется указать коллекцию для обхода и переменную, которая будет получать указатель на очередной элемент при каждой итерации.

    Для пущей красоты нам необходимо позаботиться об альтернативном оформлении выполненных задач. По задумке, ко всем завершенным таскам должны применяться стиль «зачеркнуто». Эффективно решить эту задачу поможет директива ngClass . Она устанавливает класс оформления для определенного html элемента в зависимости от результата вычисления выражения.

    Последнее, что нуждается в пояснении – конструкция filter:statusFilter . Здесь filter – встроенная функция, позволяющая отфильтровать данные из массива todos, соответствующие значению переменной statusFilter (ее значение будет изменяться в контроллере).

    Контроллер

    В втором листинге я привел описание контроллера - ключевой части нашего примера. Контроллер в angular оформляется в виде обычной JavaScript -функции. Например: function MyController () .

    Мы можем объявить контроллер как в теле самой странице (там, где у нас представление), так и в отдельном файле. Второй способ предпочтительней, т.к. позволяет отделить логику от представления (вспоминаем теорию паттерна MVC) и упростить поддержку приложения в будущем.

    Правда, при вынесении контроллера в отдельный файл мы должны как-то сообщить angular , что в контексте нашего приложения необходимо использовать именно этот контроллер. Решением этого вопроса занимается директива ngApp. В качестве дополнительного атрибута она принимает имя модуля, который будет загружен при инициализации приложения. Под модулем в Angular подразумевается совокупность служб, директив, фильтров и различной вспомогательной информации, которая может быть использована для конфигурирования injector . Для нашего примера в качестве модуля я указываю «todomvc», а его создание описываю в файле app.js:

    Var todomvc = angular.module("todomvc", );

    После этого, в рамках данного модуля можно описать наш контроллер, что я и делаю конструкций:

    Todomvc.controller("TodoCtrl", function TodoCtrl($scope, $location, todoStorage)

    Давай разберем ее на кусочки:

  • todomvc – имя модуля (вспоминаем про директиву ngApp и файл app.js);
  • controller – служба, отвечающая за создание экземпляра контроллера. В качестве параметров мы должны передать название функции с контроллером и ссылка на объект, соответствующий контроллеру. Обрати внимание, как я передаю ссылку на объект контроллера. Поскольку отдельной функции контроллера у нас нет, то я ее определяю прямо в параметре.
  • function TodoCtrl($scope, $location, todoStorage) – функция, определяющая контроллер.В качестве параметров передаем:
  • $scope . Область видимости, созданная при объявлении директивы ngController ;
  • $location . Служба, предназначенная для работы с URL, введенным в адресной строке браузера;
  • todoStorage . Самописная служба, созданная для взаимодействия с локальным хранилищем.
  • А теперь самое интересное, ни один из этих параметров (для функции контроллера), кроме Scope, ни является обязательным. Все остальное добро мы передаем на свое усмотрение и сугубо для решения конкретной задачи. Количество параметров и их тип для функций-контроллеров может быть любым.

    С объявлением контроллера разобрались. Теперь посмотрим на его внутренности. В самой первой строчке я объявляю модель (todos ), которая представляет собой обычный массив. В нем будут храниться все добавленные пользователем задачи. Чтобы получить список задач, который отображен в представлении в настоящее время, достаточно обратиться к свойству todos в scope . Однако, нас должны интересовать не только текущие данные, но и ранее сохраненные в локальном хранилище, которые мы можем получить через описанную мной службу todoStorage. После этих манипуляций, в модели будут абсолютно все данные.

    Сформировав модель, я регистрирую функцию обратного вызова, которая будет срабатывать при изменении содержимого нашей модели. В angular этот механизм выполняется при помощи метода $watch . В качестве параметров ему требуется передать:

  • значение, за которым требуется наблюдать;
  • функция, которая вызывается при изменении значения переданного в качестве первого параметра;
  • признак необходимости сравнивать объект;
  • В теле функции, которая будет вызывать при изменении содержимого модели, я определяю всего лишь один метод – todoStorage.put(todos) . Он отвечает за сохранение списка задач в локальное хранилище.

    Чуть ниже по тексту второго листинга ты можешь увидеть похожий трюк. Только на этот раз следить нужно за изменением адресной строки. Появление параметра «active» означает необходимость установки фильтра, отображающего пользователю только невыполненные задачи. Ну а если в url присутствует параметр «completed », то делаем обратную операцию – невыполненные задачи скрываем, а завершенные отображаем.

    После всех вспомогательных манипуляций, направленных на сохранение и фильтрацию данных я описываю функции, для взаимодействия с моделью: добавление, редактирование и удаление задач. Этот код вряд ли требует дополнительных пояснений.

    Тестируем

    Написание тестов – неотъемлемая часть разработки приложения с использованием angular. Для написания и выполнения тестов есть все необходимое из коробки и сейчас ты в этом убедишься на реальном примере. Я не буду заходить далеко, а просто приведу часть кода, тестирующего контроллер с необходимыми для понимания комментариями. Все подробности ты узнаешь из документации.

    Вместо заключения

    Однозначно, получился качественным и интересным решением, которое стоит применять в своих проектах. Компания Google вновь смогла удивить нас релизом хорошо продуманного продукта. Нельзя сказать, что он получился идеальным, но с возложенными на него задачами ему справиться под силу, а это самое главное. На этом спешу откланяться и пожелать тебе взглянуть иначе на мир JS разработки.

    Листинг 1. Представление

  • Листинг 2. Контроллер в Angular.JS

    todomvc.controller("TodoCtrl", function TodoCtrl($scope, $location, todoStorage) { var todos = $scope.todos = todoStorage.get(); $scope.$watch("todos", function () { todoStorage.put(todos); }, true); $scope.$watch("location.path()", function (path) { $scope.statusFilter = (path === "/active") ? { completed: false } : (path === "/completed") ? { completed: true } : null; }); $scope.addTodo = function () { if (!$scope.newTodo.length) { return; } todos.push({ title: $scope.newTodo, completed: false }); $scope.newTodo = ""; }; $scope.editTodo = function (todo) { $scope.editedTodo = todo; }; …

    Листинг 3. Тестируем код контроллера

    //Описываем набор тестов (могут быть вложенными) //Первый параметр - название группы тестов, а второй //функция с тестами describe("Тестирование контроллера", function () { //Переменные для взаимодействия с контроллером // и scope var ctrl, scope; //до выполнения теста загружаем // модуль todomvc beforeEach(module("todomvc")); //инициализируем контроллер beforeEach(inject(function ($controller, $rootScope) { scope = $rootScope.$new(); ctrl = $controller("TodoCtrl", {$scope: scope}); })); //определяем новый тест посредством функции it //except позволяет определить ожидания, которые будут проверяться //в тесте it(‘значение должно быть null’, function () { expect(scope.editedTodo).toBeNull(); }); it("модель должна быть пустой", function () { expect(scope.todos.length).toBe(0); }); …

    Как изучать Angular.JS

  • официальная документация (http://goo.gl/uLYIh). Над ее составлением потрудились хорошо и для первого легкого заплыва ее будет более, чем предостаточно;
  • бесплатный видео курс от egghead (http://www.egghead.io/). На момент написания статьи это был, пожалуй, самый большой видео курс по применению Angular.JS. Автор освещает темы биндинга, применению контроллеров/фильтров, тестирования и мн. др. Все насчитывается 42 видео урока.
  • вводные уроки на CodeSchool (http://goo.gl/YXBGA) . Несмотря на большое количество видео уроков по различным кодерским дисциплинам, Angular.JS затронут слабенько. Всего два видео, но посмотреть их однозначно стоит.
  • wiki на проекте docs.angularjs.ru (http://goo.gl/20lCB). Проект стартовал в конце апреля этого года и нацелен на коллективный перевод официальной документации. Пока у ребят нет полноценного сайта, поэтому готовые части перевода они выкладывают на wiki популярного хостинга проектов GitHub. На момент написания этих строк, процент переведенного материала достиг отметки 22%. Вполне возможно, что к выходу журнала перевод документации будет готов.
  • статья «Практикум AngularJS – разработка административной панели», опубликованная на Хабре (http://goo.gl/BLSvA , http://goo.gl/eSpBk);
  • официальный твиттер аккаунт (http://goo.gl/TyLM0). Здесь всегда можно узнать последние новости и найти ссылки на свежие мануалы.
  • отличная статья о моделях в angular.js (http://goo.gl/V0U2C)
  • Братья по духу

  • Flight (http://goo.gl/kf5dV) – новый проект от команды Twitter. Предыдущий их проект (Twitter Bootstrap) до сих пор почует на лаврах и судя по всему Flight рано или поздно к нему присоединиться. Тем более, что полюбить его есть за что: компонентный подход; не требует выбора определенного подхода для отображения данных; в основе лежит событийная модель (для связи между компонентами), поддержка функциональных примесей и другие полезные плюшки.
  • Backbone (http://backbonejs.org) – библиотека заинтересует заядлых любителей jQuery, которые устали разгребать тонны неструктурированного js кода. Backbone поможет навести порядок и разгрузить искусственно усложненные решения.
  • CanJS (http://canjs.com/) – один из самых легковесных и простых js-фреймворков, признанных упростить разработку web-приложений. Из коробки CanJS прекрасно уживается с популярными JS библиотеками jQuery, Zepto, Mootols, Yui, Dojo.
  • Ember (http://emberjs.com/) – mvc-фреймворк с низким порогом вхождения. Функционал бедней, чем у Backbone, но и разобраться новичкам с ним значительно проще. Из главных преимуществ, стоит выделить наличие функционала упрощающего рутинные операции. Для многих вещей кода писать требуется меньше, чем скажем для Backbone.
  • KnockoutJS (http://knockoutjs.com/) – пропагандирует модель MVVM, хвастается шикарной реализацией биндингов, хорошей производительностью и нетребовательностью к сторонним библиотекам.
  • Как отладить Angular приложение

    При разработке на angular тебе однозначно понадобится дополнительный инструмент отладки. К счастью, такой инструмент уже создан и выполнен в виде расширения для Google Chrome. Называется оно Angular JS Batarag и после установки из Google Play расширение встраивается дополнительной примочкой в Developers Tools. Batarag позволит тебе просматривать иерархию scope, их содержимое и при желании изменять значения прямо из консоли. Более подробную информацию ты сможешь получить из видео, доступного на странице расширения в Google Play.



    Рекомендуем почитать

    Наверх