Информационные технологии в развитии личности. Информационные технологии как средство личностного развития учащихся

Для Андроид 15.05.2019

Психология личности Ардовская Р.В.

Роль индивидуализации в развитии личности в процессе применения информационно-коммуникационных технологий

Личность человека - это весьма многогранное понятие. Об этом свидетельствует научная работа «Теория личности» К.С. Холла, Д. Линдсея, в которой тринадцать зарубежных психологов излагают свои взгляды на понимание личности. Только один ученый Д. Оллпорт предлагает около пятидесяти различных дефиниций личности. Приводим одно из его лаконичных дефиниций личности: «Личность есть то, что упорядочивает и согласует различные виды индивидуального поведения» .

В широком смысле личность определяется с позиций биологии, психологии, педагогики и социологии. Биологические основы личности (ее нервная система, физиологические процессы созревания и развития организма, возрастные этапы) служат показателями ее психологической и поведенческой устойчивости в процессе обучения (А. Ангьял, Г.Ю. Айзенк, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Меррей, и УГ. Шелдон).

Существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, т.е. становление личности. Только личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни . Сущность процесса ориентации личности в мире информационных технологий следует понимать как самостоятельное, адекватное движение личности. Личность, как субъект, является носителем социальных и психических свойств. «Личность - это более позднее приобретение человека в онтогенезе, опосредованное социальными условиями жизни индивида, то есть созданное в процессе его социализации». Личность есть социальное существо, поэтому выступает носителем социального и творческого. Именно творческий фактор, творческое начало является специфической чертой, отличающей понятие личности от понятия человека.

В.В. Кузовкин считает, что развитие личности проходит по двум путям:

Социализация, когда человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает его своим достоянием. Социализация личности является главной антропологической задачей образования и воспитания. Она определяет необходимость смысла образования, смены ценностных ориентиров;

Индивидуализация, когда человек приобретает в ходе онтогенеза все большую самостоятельность, автономность.

Последний путь связан с развитием самосознания личности, ее рефлексивных способностей, формирование которых зависит от богатства отношений человека с окружающей средой, с другими людьми и от содержания его деятельности . Этот путь, ориентируясь на развитие личности студента, имеет прямое отношение к принципу информатизации образования. В процессе

информационных технологий обучения происходит реальное расширение индивидуальных свобод, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы, рост нагрузки на самостоятельность человеческой личности, которые составляют принципы жизни и деятельности современных людей. Сторонники применения информационных технологий обучения полагают, что такое обучение положительно влияет на человека, на его деятельность, направленную на усиление его личностного начала, на развитие его способности к самоопределению, самосознанию, сотрудничеству, самостоятельности в выборе средств и путей познания мира и взаимодействия с ним. При использовании информационных технологий обучения личность студента развивается под влиянием:

Поощрения самостоятельности;

Формирования способности к индивидуальному интеллектуальному обучению;

Готовности к свободе академического и профессионального выбора.

В современном обществе нередко возникают противоречия, которые препятствуют гармоничному личностному развитию молодых специалистов еще на стадии их обучения в вузе. Студенты любой возрастной группы в своей жизни руководствуются определенными мотивами, которые служат связующим звеном между потребностями общества и внутренним миром личности. Мотивационные ориентиры занимают важнейшее место в структуре личности, так как выражают сознательное отношение человека к различным явлениям действительности и определяют поведение человека. При формировании мотивационных ориентиров в образовательном процессе необходимо учитывать психолого-педагогический аспект, поскольку каждый человек имеет различный возраст и отличается своим уровнем психологического развития. Актуализация личностных потребностей студентов с учетом их возраста и социальной ситуации их развития продолжается в процессе применения информационных технологий обучения, хотя приобретает свои особенности. Отношение личности к информационным технологиям обучения меняется постепенно в течение всей жизни вместе с развитием личности. Сегодня уже накоплен достаточный опыт приобщения различных возрастных групп к компьютерным технологиям обучения, начиная с детей младшего школьного возраста и заканчивая студентами, а также людьми пожилого возраста.

Государственные и коммерческие центры предлагают различные программы курсов с применением компьютерных технологий, которые стимулируют развитие познавательной активности учащихся как под руководством и наблюдением преподавателя, так и без него. Занятия со школьниками проводятся с помощью e-mail, Chat, Web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т. п. Из-за недостаточного технического обеспечения многие школы не могут приступить к применению компьютерных технологий обучения, хотя школьные программы по

информатике направлены на всеобщее обучение учащихся компьютерной грамоте и современные школьники умеют пользоваться электронной почтой и сетями Интернет. О сложностях подготовки школьников к применению информационных технологий свидетельствует опыт Вологодского филиала Современной гуманитарной академии.

1. В 1998-1999 учебном году был проведен эксперимент по применению компьютерных технологий обучения группы школьников 9-х классов из разных школ г. Вологды в возрасте 15 лет. Группе из 15 человек была предложена программа с применением компьютерных технологий обучения, согласно которой учащиеся по заочной форме обучения за два года должны были выполнить программу гуманитарного цикла.

Школьники испытали большие трудности, связанные с организацией самостоятельной учебной деятельности и планированием своего времени. Они постоянно выбивались из графика, не могли заниматься систематически, не отличались усердием, упорством, стремлением к учебе. А поскольку в учебном процессе одним из главных факторов является стимул, мотивация, осознанная потребность в знаниях, то ожидание успешности применения компьютерных технологий при обучении школьников оправдалось на 30%, так как только пять школьников из пятнадцати выполнили программу с применением информационных технологий обучения полностью.

2. В 2003 году школьники пятых классов в возрасте 10-11 лет также продемонстрировали свою неготовность к использованию информационных технологий обучения. Этой группе была предложена индивидуальная работа по изучению иностранного языка с применением обучающей компьютерной программы «Reward». До этого все школьники уже прошли курс информатики и владели компьютерными навыками работы, поэтому им не составило большого труда быстро освоиться с интерфейсом компьютерной программы «Reward». После первого индивидуального занятия уже все школьники группы самостоятельно работали с компьютерной программой, «своеобразное» восприятие которой поразило педагога: на индивидуальном занятии их объединил соревновательный настрой, а точнее некий элемент игры друг с другом. Школьники всячески пытались быстрее выполнить задания, при этом для них был важен не результат: правильно или неправильно выполнено задание - главное, скорость. Неосмысленная суета, торопливость, неосознанный характер учебной деятельности превращают индивидуальное занятие по иностранному языку в игру без правил и смысла. Подобное отношение сводит к нулю результаты индивидуальной работы учащихся. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение информационных технологий обучения не предназначено для детей, так как оно ориентировано на самообразование, самоанализ и самоконтроль. В большинстве своем школьники не способны организовать свое собственное время и учебную деятельность, не в состоянии учиться самостоятельно и систематически.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости заранее готовить школьников к работе с информационно-коммуникационными технологиями. На наш взгляд, представляется необходимым:

Обучать школьников работе на компьютерах на уроках по информатике;

Включать в школьные программы по отдельным дисциплинам лекции обзорного тематического характера в форме видеоматериалов (информацию географического характера, о растительном и животном мире, о культуре и обычаях разных народов);

Вводить в качестве дополнительной части школьного образования электронные учебники и компьютерные программы;

Прививать навыки работы с электронными материалами опытным учителям, у которых традиционно в активе имелись только речь, мел, доска и учебник;

Таким образом, современные выпускники школ должны соответствовать требованиям вузов, работающих с применением информационно-коммуникационных технологий, а точнее вузов, в которые они собираются поступать по окончанию школы. В процессе применения компьютерных технологий обучения психолого-педагогические особенности студентов играют первостепенную роль. Их необходимо учитывать в процессе:

Подбора дидактического материала и определения его объема;

Распределения времени и выбора режима индивидуальной работы в процессе обучения;

Выбора методов и приемов обучения языку, а также их сочетания;

Составления индивидуального расписания, а также графика учебной деятельности;

Выделения разделов или блоков учебного материала для групповой и индивидуальной работы.

В перспективе во время работы со студентами необходимо не только учитывать их психологические и педагогические особенности, но и создавать им условия для проявления самостоятельности и переходу к обучению, менее зависимому от преподавателя.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что психолого-педагогическая зрелость студентов позволяет им успешно устранять наиболее заметные пробелы в знаниях школьной программы и достаточно эффективно овладевать компетенциями коммуникативного характера. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности позволяет:

Стимулировать развитие познавательной активности студентов;

Оптимизировать учебный процесс;

Увеличить объем информации, сообщаемой на занятии;

Повысить интерес к обучению.

При внедрении информационно-коммуникационных технологий формирование профессиональной медиативной компетентности находится под воздействием индивидуальных психических процессов личности. Человек в новой информационной среде включает совершенно иные компоненты психической деятельности, при этом в умственном развитии личности происходят качественные изменения в процессах восприятия, мышления и памяти . Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, индивидуальная учебная деятельность с применением информационных технологий положительно влияет на развитие внутреннего мира студента, стимулируя развитие его познавательной активности и творческих способностей. Это также ведет к коренным структурным изменениям самой учебной деятельности, к возникновению ее новых видов и форм умений. С другой стороны, негативное воздействия больших объемов информации на психику личности сопровождается большим нервно-эмоциональным и зрительным напряжением, что может вызвать значительные изменения физиологических, психологических и поведенческих показателей личности .

Периодизация развития личности в онтогенезе охватывает пять ступеней развития: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. При рассмотрении каждого периода развития личности в контексте воздействия новых образовательных технологий на развитие личности необходимо учитывать влияние образования и воспитания, начиная с дошкольного детства (3,0 - 6,5 лет) и заканчивая периодом зрелости (40,0 - 46,0 лет). Так, персонализация является подготовительной ступенью для формирования индивидуализации.

К устойчивым компонентам личности относятся: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации и социальные установки. Каждая личность обладает индивидуальным уровнем указанных компонентов. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор отражают уровень образованности личности. Уровень мышления, воля и эмоциональный настрой позволяют добиться значительных успехов в образовании. Взаимовлияние и взаимодействие информационных, коммуникативных, профессиональных компетенций позволяют на должном уровне реализовать индивидуальные возможности личности не только в плане творческих способностей, художественной интуиции, эстетических вкусов.

Развитие взаимопонимания и толерантности в ходе межнациональных контактов как знание особенностей других народов, проработка междисциплинарных и межпредметных связей при использовании каждого предмета способствуют формированию профессиональной компетентности студентов высшей школы. Понимание существенных особенностей культуры, традиций, обычаев и обрядов своих и других народов трактуется как основа

эффективного межнационального взаимодействия. Студентам в профессиональной деятельности представляется необходимым видеть и уважать признаки своеобразия и самобытности собеседника, иметь навыки общения с представителями разных народов, уметь правильно понимать людей, различать их эмоциональные состояния, проявлять эмпатию и толерантность.

Каждый студент должен уметь сдерживать или проявлять собственные эмоции по отношению к представителям других народов, не допускать проявлений агрессивности, развивать навыки рационального поведения в конфликте, навыки переговоров с партнерами в сложных ситуациях, способность приспосабливаться к разным культурам и действовать в различных общественных системах.

Учебно-педагогическая деятельность всегда направлена на формирование личности, её подготовку к практической жизни, к самостоятельной ориентации в мире, к самообучению и критической самооценке. Наиболее благоприятным для внутреннего роста личности студента является процесс конкретной учебно-познавательной деятельности, поэтому содержание и формы ее организации являются основными условиями развития личности. Определяющим условием становления и развития личности является ее познавательная активность. Формирование познавательной активности личности происходит тогда, когда цели своей жизни студент связывает с учебной деятельностью.

Наличие потенциала компьютерных технологий направлено на развитие умственных и личностных качеств студентов. Их совокупность можно рассматривать как необходимое условие формирования профессиональной компетентности. Огромную значимость приобретают:

Определенная система ценностей личности;

Эмоциональная сфера личности;

Владение личностью нормативной культурой общения на родном и иностранном языках.

Уровень познавательной активности личности, который формируется в разное время школьного возраста, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей каждого человека. Для организации процесса индивидуального обучения уровень познавательной активности студентов должен быть достаточно высоким. Вероятно, этим объясняется тот факт, что за рубежом на курсы с применением дистанционных технологий обучения приглашаются лица, достигшие восемнадцати лет.

По схеме периодизации развития личности индивидуализация формируется с 17 до 21 года . В этот период вырабатывается собственное мировоззрение, авторство, способ жизни, завершается преодоление социально-ролевых ожиданий сверстников и старших по поводу себя. В этот период жизни идет обособление от образа себя в глазах окружающих, происходит преодоление внешней политической и профессиональной детерминации, имеет место принятие ответственности за собственную субъективность. В связи с этим до 17 лет нельзя ожидать больших успехов и положительных результатов в применении информационных технологий обучения школьников. Однако это не значит, что не

следует воспитывать у школьников положительное отношение к самостоятельной учебе в школе. Необходимо вводить элементы информационных технологий обучения с младшего школьного возраста, в противном случае, российские школьники окажутся в неравных условиях со своими зарубежными сверстниками при поступлении в вуз. К сожалению, в настоящее время многие российские школьники не могут подготовить эссе, не умеют цитировать, не умеют планировать время, то есть они недостаточно знакомы с основами самостоятельного труда.

При использовании информационно-коммуникационных технологий индивидуальное обучение принимает особую актуальность и помогает организовать учебный процесс на высоком дидактическом уровне, а именно:

Построить учебную деятельность в рамках перехода к новым приемам и методам, а также к современным технологиям;

Позитивно влиять на комплекс элементов обучения и воспитания;

Эффективно совершенствовать механизмы и условия учебной деятельности в изменяющихся условиях, и, следовательно, решать задачи воспитания и образования;

Ориентироваться на лучшие качества личности, то есть на его коммуникативные компетенции, которые проявляется в различных видах речевой деятельности;

Организовать обучение на основе принципа индивидуализации;

Проводить диагностику знаний каждого студента для дальнейшего овладения ключевыми компетенциями;

Обеспечить учебный процесс дидактическими материалами; -определить потенциал информационно-коммуникационных технологий

обучения.

Уникальность каждой человеческой индивидуальности не позволяет использовать единый подход для всех студентов, а также единые методы и приемы для учебного процесса в целом. Общими могут быть цель и задачи, а конструктивные рекомендации разрабатываются только на основе принципа индивидуализации.

Литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] // Л.С. Выготский. - М., 1996.

2. Грошев, И.В. Гендерный аспект способностей и интересов в работе с новыми информационными технологиями [ Текст] / И.В. Грошев //Журнал прикладной психологии - 1999. - № 3. - С. 15 - 16.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] // В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

4. Кузовкин, В.В. Теоретико - методологические проблемы личностного роста студентов [Текст]/ В.В. Кузовкин //Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 112.

5. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов [ Текст]/ В.И. Слободчиков., Е.И. Исаев. - М., 1995.

6. Hall, S. Calvin, Lindzey, Gardner. Theories of Personality / New York, Chichester, Brisbane, Toronto, Singapore. - John Wiley& Sons. - 1970. - 720 c.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ. Основные модели медиавоздействия на сознание человека. СМИ как часть медиакультуры. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на подрастающее поколение.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

    В числе отличительных свойств информационных технологий, целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

      Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

      Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

      Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий.

      Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

      Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

      Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

      Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

    И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

    Факультет государственного и муниципального управления

    Специальность 040100.65 «Социология»

    Кафедра математических методов и информационных технологий

    по дисциплине «Современные информационные технологии в социальных науках»

    Информационные технологии в системе социализации личности

    студентка 921 Б группы

    Мельницкая Юлия Александровна

    Руководитель работы:

    Старший преподаватель

    Панкратьева Светлана Геннадьевна

    Хабаровск 2014

    Развитие современных средств обработки информации чаще всего происходит по пути увеличения производительности вычислительной техники. Компьютеры работают всё быстрее, скорость передачи информации от объекта к объекту возрастает, объемы производимой человечеством информации увеличиваются лавинообразно. Появление мобильных телефонов, оснащенных видеосредствами, лишь увеличивает возможность каждого из нас вложить свою лепту в разрастание объема информации, накопленной человечеством.

    Масштабные социокультурные изменения, происходящие под воздействием процессов информатизации и компьютеризации, порождают исследования, связанные со становлением личности. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик.

    Обычно указанный социокультурный обмен информацией рассматривается в рамках отдельных дисциплин и редко как междисциплинарная проблема. В то же время, появление таких наук, как социальная информатика, обусловлено необходимостью формирования у личности таких качеств, как способность усвоения коммуникативных технологий и использование их для решения возникающих задач, возможность решать эти задачи в любой точке нахождения . Проблема получения навыков обмена информацией и ее использования должна быть рассмотрена в условиях кардинальных изменений социокультурной среды.

    Социализация как процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества является средством научиться выполнять особые социальные роли (ребенка, родителя, работника и т.д.). Ролевые ориентиры воспринимаются воспитуемым из окружающей его действительности. Информация, получаемая воспитуемым посредством информационно-коммуникативных каналов, является одним из краеугольных камней формирования личности. Постоянный обмен информацией позволяет ребенку получать опыт общения, получать представление о своем месте в мире, добиваться определенных целей.

    Становление и развитие личности как автономной, не зависимой от общества системы происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Это время закладки многих факторов, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности. Очевидно, что на становление и развитие личности особое влияние оказывают обстоятельства воздействия окружающей среды общества.

    В свою очередь, общество - это организованная система социальных ролей, которые придают устойчивость социальным взаимодействиям, стандартизуя поведение индивидов независимо от их личных качеств . Здесь социальная роль рассматривается как ожидаемое поведение в типичной ситуации.

    Роли организованы в различные институты и общности , определяя структуру общества (сложность общества определяет большое количество социальных ролей). Институты и общности формируют скелет системы, связывая роли между собой и обеспечивая их коммуникацию. Многообразие взаимодействующих институтов и общностей фактически и образуют формальную систему обеспечения нормативного порядка в обществе с регулируемыми социальными связями.

    Реализуя себя, каждый человек, как личность, исполняет свою социальную роль, которая не должна вступать в противоречия с обществом, вносить в общество деструктивные элементы. При этом каждая личность не может соответствовать установленному идеалу - развитие как известно не в единородии, а как раз в различиях, в единстве и борьбе противоположностей.

    Социальную роль принято рассматривать как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом - это совокупность действий, которые должен выполнить социализированный человек. У человека может быть множество ролей, которые могут вступать в ролевой конфликт (противоречие ролей) . Сущности ролевых конфликтов, их предопределённость также заложены в систему социальных ролей и определяются личностными характеристиками человека.

    Таким образом, процесс социализации личности в обществе во многом зависит от воздействий на подростка в период становления личности. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают информационные технологии.

    Современная Россия как часть глобального информационного общества участвует в мировом информационном обмене , ее население может использовать передовые образцы средств вычислительной техники. Применяемые информационные технологии облегчают выполнение рутинных операций, облегчают жизнь каждого конкретного индивидуума. Но свобода использования технологий не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности человека, его социализацию.

    Общеизвестно, что формирование духовно-развитой личности не происходит одномоментно, требуются материальные и информационные ресурсы, создание объективных социальных условий. Для успешного развития человека как личности требуется двуединый процесс, совокупность материальных и духовных ресурсов общества.

    Указанный процесс в соответствии с кибернетическими принципами должен осуществляться систематически, с учетом закономерностей (правил) развития личности реальных результатов развиваемого человека и с использованием обратной связи .

    Информационные технологии, применяемые в процессе формирования личности, являются внешним фактором воздействия, определяющим некий круг способностей, духовности и нравственных норм этой личности. Средства вычислительной техники выступают в роли развивающего и воспитательного воздействия, что требует его анализа и особой организации.

    Во-первых , воспитание будущей личности должно опираться на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе его развития. Отсутствие такого знания приводит к волюнтаристскому, манипулятивному воздействию на указанный процесс, искажению его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Во-вторых , любая развивающаяся личность в конце концов сама начинает сознательно преобразовывать и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Данное обстоятельство придает особый статус свойству интерактивности информационных технологий, используемых в процессе социально-исторического формирования личности. Возможности интерактивности должны способствовать организации такой деятельности, которая формировала бы важнейшую из потребностей - заботу об окружающих.

    Искусство как способ эмоционально-образного отражения мира направлен на творческое преобразование окружающего пространства и самого себя. Этому способствует современная мультимедийность вычислительной техники. Способность отображать не только алфавитноцифровую, но и графическую информацию высокого качества позволяет использовать в процессе коммуникации не только статические изображения, но и видео, подкрепленное звуком.

    Художественная, наглядная форма подачи информации помогает решить другую задачу развития личности - формирование гуманистической направленности личности в мотивационно-потребностной сфере общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны неизменно преобладать над эгоистическими мотивами.

    Устойчивые учебно-познавательные интересы определены детской потребностью познавать. Обычно воспитание предполагает, что ребенок открывает для себя законы окружающего мира, предсказывает события и проверяет их выполнение, связывает разнородные явления. Удовольствие познания формирует любознательность, которая с годами сосредотачивается на той или иной предметной области. Информационные технологии с их многообразием представления информации имеют большую значимость для данного процесса, позволяет сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным.

    С точки зрения системотехнического подхода к человеку, такая система обладает свойством целостности - взаимозависимость и взаимосвязь элементов, их свойств и отношений от места в системе. Развитие человека как личности определяет его деятельность. Жизненные принципы личности формируются совокупностью всех социальных воздействий на человека, и, прежде всего, системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и информационные технологии.

    Являясь частью окружающей его среды, с позиций системности элементы этой среды имеют отношение к личности, воздействуют на нее, определяют условия (предпосылки) формирования и функционирования личности. При этом каждый конкретный человек адаптивно приспосабливается под воздействие окружающих факторов.

    Становится очевидным необходимость специальной организации общественной практики, стимулирующей определенные цели воспитания - в обществе должно присутствовать постоянно и сознательно организуемое совершенствование системы общественного воспитания. Данную задачу в настоящее время успешно решают средства массовой информации (СМИ) и бурно развивающиеся информационные технологии, стимулируя социализацию личности.

    В современном подростку мире, особенно в крупных и средних городах, формируются отличные от прежних лет ориентиры развития. Проникновение мобильных средств связи даже в сельские поселения повышает роль информационного образа жизни. Последний включает в себя:

    1. высокую степень информационных отношений между людьми, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях;

    . информационный аспект образа жизни.

    Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социальноэкономическими условиями. Главная черта образа жизни - его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. На социализацию и воспитание подростка оказывают влияние следующие виды деятельности, составляющие образ жизни: трудовая, общественно-политическая, учебная, бытовая, социально-культурная, досуговая деятельность. Каждый из указанных видов деятельности так или иначе может использовать используемые человечеством информационные технологии, совершенствуя образ жизни в целом, делая его более рациональным и эффективным.

    Интерактивность коммуникационных средств, активное внедрение в жизнь подростка средств мобильной и других видов интернет-связи позволяет воспитуемому не только быть потребителем информации, но и ее создателем. Данное обстоятельство работает на формирование активной жизненной позиции, изменяет общественно-политическую деятельность как вид деятельности.

    Широкое внедрение средств информационного обмена в учебную деятельность ведет не только к повышению компьютерной грамотности, к индивидуализированному образованию на основе компьютерных технологий образования, но и раскрытию индивидуальных возможностей человека. Изменяется культура быта, возможности и средства обучения, появляются новые горизонты в экономическом наполнении существования подростка.

    По результатам последнего (на момент написания статьи) опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), настольный персональный компьютер или ноутбук есть в каждой третьей российской семье. Как правило, такие домашние компьютеры оснащены средствами мультимедедиа и подключением к сети Интернет (всё чаще и чаше широкополосным каналом с большой пропускной способностью), активно применяются при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Обеспечивая информационные потребности людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков, домашние компьютеры существенно изменяют бытовую деятельность воспитуемых.

    Социально-культурная деятельность - это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры . Информационно-коммуникационные технологии способны насытить ее чувствами и эмоциями, благотворно влияя на процесс воспитания. Приобщению к искусству и научной деятельности способствуют такие проекты как мультимедийные энциклопедии или возможность с помощью программы для серфинга в сети Интернет - браузера - увидеть известные полотна выдающихся художников с очень высоким разрешением и качеством.

    Развлекательные информационные средства, формирующие досуговую деятельность, используя логические игры, музыкальные и художественные интерактивные программы, позволяют вовлечь подростка в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.

    Один из проблемных моментов использования информационных технологий в досуговой деятельности - качество контента . В развитых странах данный вопрос решается введением жесткого и объемного контроля за содержанием информации для детей и подростков. Во многие браузеры встроены средства, позволяющие осуществлять родительский контроль за качеством предоставляемой информации, разработана система кодов и паролей. Данные меры направлены на минимизацию доступа подростка к запрещенной информации, предотвращают вредное влияние и развращающее воздействие средств массовой информации на подрастающее поколение. К сожалению, в Российской Федерации не часто встречаются сайты, имеющие отметку о категории данного контента. Работа с включенной функцией минимального родительского контроля приводит к постоянному запрету посещения даже открытых сайтов (типа сайта Первого канала российского телевидения), что в целом не способствует широкому внедрению ограничивающих мер.

    Другая проблема активного использования компьютерных технологий в общении и воспитании - компьютерная зависимость (компьютеромания), грозящая формирующейся личности оторванностью от реальной жизни, зацикливанием на виртуальном общении с ровесниками или искусственным интеллектом. Разнообразные программы экологии воспитания, широко применяемые за рубежом, рекомендации психологов и педагогов, позволяют избежать болезненного увлечения электронным миром. Подростку необходимо прививать представление о компьютерной игре, как о способе приятно «убить время», когда в этом возникает необходимость. Стремительно совершенствующиеся информационные технологии и беспредельно развиваемые ими предоставляемые возможности в настоящее время позволяют совершить это действие с большей пользой (например, прослушиваемые с помощью сотового телефона аудиокниги в виде МРЗ-файлов). социализация информационный компьютерный личность

    Говоря о влиянии воздействия информационных технологий на конкретную личность, необходимо отметить, что эти воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и состоит в том, что вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации, начинают превалировать над личностью. Пользователи виртуальных миров более подвержены гипнозу и внушению, что может быть использовано против конкретного человека, группы людей, социальной группы. Виртуальная система, может быть использована как оружие, кодирующее и зомбирующее. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении, за непричинением теми или иными технологиями вреда воспитанию и социализации подростка компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

    Важно отметить, что в настоящее время скорость развития общества увеличивается. Передовые технологические разработки в корне изменяют понятие «информационные технологии» и оказывают достаточно сильное влияние на развитие и становление личности детей, подростков и молодежи не только в развитых странах (странах, где материальный доход позволяет приобщить ребенка к техническим новинкам), но даже и в странах третьего мира. С другой стороны - именно подростков всегда интересовали последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий как средства развлечения и как средства получения информации.

    На процесс приобщения подростка к информатизации как процессу деятельного познания оказывают влияние все общественные институты, действующие в данном обществе. Одним из определяющих является институт семьи, оказывающий как прямое (материальное) так и косвенное (нематериальное) влияние на применение подростком средств вычислительной техники для решения ежедневных проблем. Пример родителей определяет ведение ребенком с самого раннего возраста информационного образа жизни. Иногда пример так силен, что ученые и специалисты многих стран ставят вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка.

    Информационно-коммуникационные технологии все настойчивее изменяют нашу жизнь, увеличивая влияние на становление личности. Постоянно формируются новые технологии, все больше и больше затягивая нас в информационное общество, в котором, согласно Парето, более половины трудоспособного населения заняты в сфере предоставления информационных услуг. Следующая стадия развития общественного развития - ноосферное общество, в котором большая часть работающих будет занята в сфере производства новых знаний.

    Следует заметить, что каждый из очередных этапов в развитии цивилизации, очевидно, сопровождается своей технологией обработки информации. Первый из этапов - аграрный, сопровождается ручной технологией обработки информации: ее скорость вполне соответствует объему обрабатываемых в то время данных. Далее можно установить следующие соответствия:индустриальное общество - механическая технология; постиндустриальное общество - электронная технология (ЭВМ на базе больших интегральных микросхем и т.п.). Создание персональных компьютеров привело к трансформации постиндустриального в информационное общество.

    Широкое внедрение персональной техники сделало актуальным объединение локальных компьютеров в сети, которые в конце концов стали объединяться в глобальные. Военный американский проект АРКАМЕТ после распада Советского Союза был коммерциализирован и стал называться Интернет. Последний наложил особое влияние на процесс становления современных школьников: они используют всемирную сеть для подготовки к урокам, написания различных рефератов, обретению новых знаний и развлечений. Представляется, что в будущем должна появиться новая революционная информационная технология, которая и будет определять формирующееся и сформировавшееся ноосферное общество. Очевидно, что с ее появлением коренным образом изменится и процесс рождения новых знаний, и процесс становления личности.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Килимова Людмила Викторовна. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Курск, 2003 147 c. РГБ ОД, 61:04-22/107-7

    Введение

    Глава 1. Саморазвитие личности в современном обществе 13

    1.1. 13

    1.2. Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности 32

    1.3. Саморазвитие как форма развития личности 54

    Глава 2. Роль информационных технологий в развитии личности 80

    2.1. Информационные технологии в системе социокультурных отношений 80

    2.2. Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности 104

    Заключение 131

    Список использованных источников 134

    Введение к работе

    Последние десятилетия XX века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники. Происходит изменение средств и характера труда, возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Это связано со вступлением человечества в новую эпоху своего развития - период построения информационного общества, что обусловило огромный интерес к проблемам информатизации, к новым информационным технологиям, вопросам влияния информатизации на социокультурные процессы, адаптацию и развитие личности в качественно новой среде.

    В условиях становления информационного общества важнейшим продуктом его жизнедеятельности является информация, ее производство, распространение, использование. Информация становится одним из главных факторов развития общества, а новые информационные технологии являются основой качественно новых механизмов развития в XXI веке.

    Современная кардинальная социотехнологическая трансформация, включает материальное производство, социальные отношения, культуру, коммуникации, автоматизацию интеллектуальной деятельности человека. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а, соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях. Эта трансформация осуществляется в форме информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и личности. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Качественный скачок в информационной индустрии обусловил необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. Переход к информационному обществу, в

    4 котором познавательные ценности являются одними из основных, определил потребность изменения личностного потенциала. Формирование новой познавательной системы ценностей личности, информационной культуры способствует выживанию, дальнейшему непрерывному развитию и саморазвитию личности в новой социокультурной среде.

    Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

    Особое место в изучении проблем информатизации общества принадлежит социологии, включающей в свою предметную область все сферы жизни общества на широкой междисциплинарной основе. Полагая в центре внимания личность и ее деятельность, рассматривая в системном и органичном единстве объективные и субъективные стороны жизнедеятельности человека, социология способствует более полному и глубокому раскрытию закономерностей и механизмов информационных процессов в обществе, предельно сближая предметные поля философии, психологии, культурологии и социологии.

    Глобализация информационных процессов, внедрение в жизнедеятельность человека новейших информационных технологий, развитие личности в современных условиях неизбежно влечет за собой потребность в переосмыслении проблем, возникающих в связи с этим.

    Именно необходимость социологического осмысления этого феномена определяет актуальность настоящего исследования.

    Степень научной разработанности проблемы. Информатизация общества рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом. Далеко не во всех случаях к информатизации

    5 общества подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

    Основными вопросами научных исследований современных
    информационных процессов выступает обеспечение адекватности,
    объективности, целостности, динамизма воспроизведения социального
    пространства в рамках идентичного ему информационного пространства. Это
    - создание адекватного информационного отражения жизнедеятельности
    общества и его структурных элементов как целостных систем,
    продуцирование диалектически взаимосвязанного социально-

    информационного пространства.

    Доктрина постиндустриального (информационного) общества, разработанная во второй половине XX столетия, стала одним из эффективных теоретических инструментов исследования тенденций и процессов социокультурной эволюции человеческого сообщества, вступившего в XXI век. Сегодня это важнейшая социокультурная метатеория в равной мере воспринята западной и отечественной социальнб-политической традицией. Суть ее заключена в анализе новой социальной системы, идущей на смену индустриализму, в понятиях прогресса научного знания и технологических достижений в области сбора, хранения, трансформации и распространения информации.

    В современных условиях развитие и применение информационных технологий - это крупномасштабный социальный процесс, который охватывает практически все сферы жизни и общественной деятельности людей. Не случайно в области информационных технологий ведут научно-исследовательскую работу философы, социологи, психологи, специалисты теоретической и прикладной информатики, социальной когнитологии, информографии и других областей знания.

    В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку

    концепций информационного (постиндустриального) общества внесли Д.Белл , А.Гоулднер , М.Кастельс , И.Масуда , О.Тоффлер , А.Турен .

    В разработку проблемы социальной информации внесли вклад В.Г.Афанасьев , Б.А.Грушин , Г.Т.Журавлев , А.П.Суханов и другие. Вопросы взаимодействия в системе «человек-техника-среда» нашли отражение в работах Р.Ф.Абдеева , В.М.Глушкова , А.П.Ершова , Н.Н.Моисеева , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула . Над вопросами влияния информационных технологий на глобальное развитие работали В.Б.Бритков , К.К.Колин , Н.П.Ващекин , В.Ф.Халипов и другие.

    Вопросы развития информационного общества и проблемы трансформации в социальных сферах исследуются в работах О.Н.Вершинской , Г.Г.Воробьева , В.А.Копылова , НЛ.Поляковой , Г.Л.Смоляна , Д.С.Черешкина , Ю.В.Яковца .

    Основу для разработки специальной методологии, методики и техники социологического анализа проблем, порождаемых информатизацией общества, создали отечественные социологи Г.С.Батыгин , А.Г.Здравомыслов , Г.В.Осипов , В.И.Патрушев , В.А.Ядов и другие.

    Среди весьма значительного числа научных исследований по проблемам информатизации немного работ, в которых бы это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества, влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Проблема саморазвития личности, в той или иной мере, рассматриваются в работах исследователей: К. Роджерса , Дж. Келли , А.Маслоу , Г.Олпорта , Э.Фромма , В.И.Андреева , Л.И.Анцыферовой , О.В.Афанасьевой , Л.П.Гримака , П.Ф.Кравчук , Н.Б.Шмелевой и других.

    7 Вместе с тем, в социологии недостаточно внимания уделяется исследованию процесса саморазвития личности в условиях информатизации российского общества. Сегодня возникла необходимость всестороннего изучения социокультурных условий, характера, потребностей, особенностей, направлений использования информационных технологий в процессе саморазвития личности. Уровень исследования проблемы обусловил определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

    Объектом исследования данной диссертационной работы является процесс развития личности в условиях информационного общества.

    Предмет исследования - специфика влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей влияния информационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности на процесс саморазвития личности.

    Исходя из цели исследования, определяются следующие задачи:

    обосновать необходимость саморазвития личности в условиях информационного взаимодействия в социуме;

    определить место и роль информационной потребности в системе потребностей развивающейся личности;

    выявить специфику процесса развития личности; раскрыть взаимосвязь развития информационных технологий и трансформаций жизнедеятельности общества;

    исследовать характер влияния информационных технологий на самосовершенствование личности.

    Теоретические и методологические основания исследования.

    Методологической основой предлагаемой работы являются социально-философские положения о сущности и природе информационных процессов в обществе (работы В.Г.Афанасьева , В.М.Глушкова ,

    8 Г.Р.Громова , А.П.Ершова , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула и других), принципы системного подхода, которые изложены в работах таких авторов как И.В.Блауберг , В.А.Картышев , В.Н.Садовский , Э.Г.Юдин и других. Использование данного подхода в исследовании процесса развития личности, ее системы ценностей нашло отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, П.Ф.Кравчук, А.П.Станкевича, В.А.Ядова и других. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, применяемых деятельностный подход, позволили проанализировать проблему потребностей личности и ее структуру. Использованы методы диагностики и прогнозирования социальных отношений, что позволило раскрыть сущность саморазвития личности в условиях информатизации общества.

    Эмпирической базой диссертационного работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2003 году на территории города Курска методом анкетирования с объемом выборки 548 человек среди групп молодежи, имеющих различный образовательный уровень, являющихся учащимися колледжа (87 человек), студентами вузов (378 человек) и выпускниками вузов (83 человека). Выборка строилась по квотному принципу.

    В диссертации использовались также результаты социологических исследований проблем информатизации общества, полученные другими исследователями: Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2003 году, группой под руководством В.Кроля и В.Мордвинова в 1998-2000 годах среди студентов Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики; Ч.Пиллером в 1994 году, С.Лохром (S.Lohr) в 1995 году и Р.Маклеодом (R.McLeod) в 1996 году в США.

    9 Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.

    Выявлены особенности развития личности в условиях необходимости качественного изменения уровня информационной культуры, повышения уровня нравственной ответственности и активности проявления творческого потенциала индивида.

    Определено место информационной потребности в структуре личностных потребностей как элемента, обеспечивающего открытость личности, стимулирующего развитие личностного потенциала.

    Уточнено понятие саморазвития личности как внутреннее, необходимое, качественное изменение личностного потенциала, определяемое противоречиями процесса самореализации человека в условиях информационного общества.

    Раскрыта структура самосовершенствования личности, как единства саморазвития, самообразования, самовоспитания.

    Показана социальная сущность информационных технологий, как фактора, обусловливающего процесс саморазвития личности.

    Основные положения, выносимые на защиту:

      Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.

      В условиях информатизации общества происходит постоянный отбор информации, в который включаются интересы, потребности, система ценностей личности. Информационная потребность, порождая активность личности, предваряет любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей, производством и использованием информации для выбора цели, определения путей и способа действий личности, направленных на саморазвитие. В структуре человеческих потребностей она является

    10 элементом, обеспечивающим открытость личности, ее готовность к самореализации.

      Саморазвитие способностей осуществляется в рамках самосовершенствования личности и является центральным элементом его структуры. Оно неразрывно связано с самообразованием и самовоспитанием. Саморазвитие личности - это осознанное, целенаправленное развитие конкретных качеств и способностей личности, вызывающих ее неудовлетворенность. Оно опирается на информационную потребность, которая представляет собой синтез потребности в «информации-знании» и потребности в «информации-ценности», приобретает творческий характер действий, направленных на качественное совершенствование своих задатков и способностей, то есть самосовершенствование.

      Информационные технологии выступают как самостоятельный феномен, который, с одной стороны, обусловлен потребностями общества и подвластен определенным закономерностям, с другой - сам оказывает детерминирующее воздействие на социум.

    Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

    Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть
    использованы при дальнейшей разработке социальных и социокультурных
    проблем функционирования, развития информационных технологий и
    применения их в целях саморазвития личности;

    Положения диссертации могут быть применены в процессе
    совершенствования государственной информационной политики,
    направленной на саморазвитие личности, а также общей стратегии
    формирования информационного общества в России;

    Материалы диссертации использованы в комплексном исследовании
    кафедры, в преподавании учебных курсов гуманитарных дисциплин, а
    предложенная автором методика социологического исследования может

    использоваться в области диагностики уровня самосовершенствования личности.

    Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты» (Курск, январь 2001г.), на Российской научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Железногорск, апрель 2003 года), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003» (Москва, апрель 2003 года), на XXI вузовской научной конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и XXI век» (Курск, май 2003 года), на Международной научной конференции «Инновационные процессы в системе образования» (Курск, октябрь 2003 года), на заседаниях кафедры философии Курского государственного технического университета, отражены в публикациях автора.

    Ряд выводов подтвержден методами прикладных социологических исследований.

    Основные положения диссертационной работы представлены в публикациях автора:

      Килимова Л.В. Информатизация общества и проблемы образования // Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / г. Курск. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. С. 156-159.

      Кравчук П.Ф. Килимова Л.В. Информатизация общества как условие самосовершенствования личности // Известия Курск, гос. техн. ун-та. №1(8). Курск. 2002. С.241-253.

      Килимова Л.В. Влияние информации на развитие личности // Молодежь и наука XXI века. Сб. материалов /г. Железногорск. - Н.Новгород: Талам. 2003. С. 34-36.

      Килимова Л.В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. - Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003.-63с.

      Килимова Л.В. Значение информационных технологий в современных условиях // Молодежь и XXI век: Тезисы докладов XXXI вузовской научно-технической конференции: В Зч. Ч.З / Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2003. С.121-123.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

    Личность как субъект информационного взаимодействия

    Современный момент цивилизационного развития характеризуется двумя социотехнологическими процессами: компьютеризацией человеческой деятельности и информатизацией общества. Под компьютеризацией понимается процесс создания и использования средств электронной вычислительной и микропроцессорной техники в различных сферах жизнедеятельности общества . Компьютеризация составляет ядро технического перевооружения, являясь катализатором научно-технического прогресса, она существенно изменяет условия труда, влияет на формирование мировоззрения, открывает новые возможности для всестороннего развития личности. Однако компьютеры, составляя техническую основу информатизации общества, не исчерпывают всю технику информатизации, включающую системы связи, традиционные средства хранения и тиражирования информации. Информатизация - более широкое понятие, чем компьютеризация, так как акцентирует внимание на проблеме освоения информации, а не средствах ее обработки.

    Информатизация общества является системно-деятельностным социотехнологическим процессом с характерными для него закономерностями и тенденциями. Одной из тенденций развития является приоритет информации по отношению к техническим и материальным ресурсам. В ходе дальнейшего развития общества мыслительная, интеллектуально-информационная деятельность будут преобладать. Информатизация общества является социально значимым процессом благодаря ускоряющемуся накоплению информации, достигшего с начала 90-х годов прошлого столетия темпа ежегодного удвоения. Поэтому в качестве второй закономерности информатизации выделяется постоянно увеличивающееся накопление информации в ускоренном темпе. В этих условиях потребители информации (отдельная личность или общество в целом) не в состоянии удовлетворить свои информационные потребности без качественно новых средств обработки, хранения и передачи информации. Одной из важнейших закономерностей информатизации является расширение и рост информационных потребностей личности и общества. Этот процесс происходит как по пути компьютерного накопления и поиска данных, так и по пути автоматизации научных исследований, генерирующих новое знание. Именно благодаря информатизации общества удается разрешить информационный кризис, выражающийся в противоречии между информационным «взрывом» и информационным «голодом» (неудовлетворенными нуждами потребителей информации).

    Понятие «информация» исследователи характеризуют с разных точек зрения, рассматривая как «товар», «ресурс», «элемент процесса познания», «явление культуры» и тому подобное. Сложность данного понятия показывает противостояние двух исследовательских концепций: атрибутивной и функциональной. Приверженцы атрибутивной концепции (А.Урсул , Б.Бирюков , и другие) квалифицируют информацию как свойство присущее всем материальным объектам, как атрибут материи.

    Сторонники функциональной концепции (И.Гришкин , Д.Дубровский и другие) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, с органической природой и обществом.

    Информацию делят на два вида: техническую и семантическую (смысловую). В связи с этим, в науке выделяются два направления: кибернетическое и социальное. В рамках данного диссертационного исследования наибольший интерес представляет социальная информация.

    Трактовки понятия информация и, в частности, социальной информации различны. Так А.Д.Урсул и Г.Т.Журавлев определяют его как отражение действительности, Б.А.Грушин - совокупность сообщений человека, В.Г. Афанасьев , А.П. Суханов - как знания, сообщения, сведения, циркулирующие в обществе. Таким образом, многие исследователи связывают информацию с человеком, с его трудовой, познавательной, научной, духовной и общественной деятельностью.

    В современных условиях информация приобретает значение неистощимого, возобновляемого и приоритетного ресурса человечества, выступает одной из главных ценностей общества. Превращение информации в фактор (ресурс), определяющий прогресс общества является существенной закономерностью . Производство информации становится «господствующим, а информационный ресурс - важнейшим национально-государственным ресурсом и стимулом развития» .

    Информационный ресурс становится одним из основных ресурсов человечества, главной ценностью современной цивилизации. По словам Г.Р.Громова , информация - это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию, а в ряде случаев расширению и созданию новых знаний.

    Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности

    Информация играет одну из ведущих ролей в жизни человека, благодаря ей окружающий мир связан в единую информационную систему. Сложность феномена информации обусловливается многообразием ее проявлений в действительности. Проблема информации отражена в работах Э.Шапиро , А.А.Харкевича , А.М.Коршунова и В.В.Мантатова , А.И.Берга и других.

    Одной из работ, посвященной вопросу возникновения информации, является труд Г.Кастлера «Возникновение биологической организации», написанный в 1964 году. Согласно этому автору, информация - это запомненный выбор из набора возможных состояний. Данный подход к информации можно рассматривать как процесс организации, и что, соответственно, может происходить самоорганизация информации .

    По словам Ю.М.Каныгина и Г.И.Калитича информация может существовать в пассивной и активной формах. К пассивным относятся такие формы существования знаний, которые не связаны, либо слабо связаны, с конкретными предметными областями, возникающие в процессе целеполагания (книги, журнальные статьи и тому подобное). К активным формам существования информационного ресурса относятся: модель, программа, база знаний. Информационный ресурс делает человеческое знание коллективным, массовым и является фактором коллективного творчества. Личностные знания рождаются в основном в результате интеллектуальных коммуникаций человека, они рождаются из информации и являются субъективной категорией. Знание, превращенное в сообщение, ставшее информационным ресурсом является уже субъективно-объективной категорией, отражающей не пассивно-созерцательный, а деятельностный, активный подход к миру .

    Общественная ценность информации с каждым годом возрастает. Каждое явление общественной жизни, все процессы, протекающие в социальных группах, становление и развитие личности осуществляется благодаря движению информации. К критериям развивающихся систем Э.П.Семенюк относит «...объем информации, на базе которого осуществляется развитие (информационное содержание, информационное обогащение, повышение информационных возможностей...)» . Информационный критерий развития предполагает обнаружение постоянного и неуклонного обогащения и оптимизации информационного содержания, потенциала информационных возможностей. Только непрерывное совершенствование информационных возможностей может обусловить прогрессивное развитие.

    Личность как целостная система способна, с одной стороны, сохранять свою Самость, с другой - саморазвиваться. Приобретаемая ею информация способствует сохранению системы и выступает источником ее саморазвития, самореализации. Именно эти две интенции человеческой жизни (самосохранение и саморазвитие) порождают потребности личности.

    Потребность активизирует человека, стимулирует его поведение, направление поиска информационных, материальных или энергетических ресурсов, задавая активность личности по отношению к внешнему миру и, что более важно, по отношению к себе.

    Именно поэтому феномен потребности привлекает особое внимание и его уместно рассматривать в вопросах развития и саморазвития личности. А.Т.Шумилин отмечает, что внешние условия детерминируют потребности, которые осознаются и определяют цели и задачи. Удовлетворение потребностей в процессе потребления завершает цикл и, в то же время, создает новые условия для дальнейшего развития . Именно потребности личности толкают ее на преодоление различных препятствий.

    Анализируя понятие «потребность», мы пришли к выводу, что ряд определений связаны с термином «необходимость» (Д.Н.Узнадзе , Л.И.Божович , В.А.Ядов и другие), иные подходы связаны с термином «зависимость» (А.В.Петровский , П.В.Симонов и другие). Однако, практически все, авторы отмечают связь понятия потребности с понятиями «сохранение» и «развитие». В данной работе мы придерживаемся определения, данного П.В.Симоновым. «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире» .

    Наличие той или иной потребности означает нарушение равновесия между организмом и средой: организм как система испытывает неустойчивое состояние ввиду недостатка, отсутствия или избытка того, что необходимо для его нормального функционирования. Всякое состояние неустойчивости сопровождается напряжением системы. Если до реализации потребности оно существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, то по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Переживание потребности выражается в стремлении практически снять внутренний конфликт, разрядить появившееся напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение.

    Для целей нашего исследования важно, что потребность всегда включает в себя сравнение и оценку. Потребность существует только тогда, когда человек может сравнивать какое-то актуальное состояние отсутствия чего-либо с иным, потенциальным состоянием присутствия того же объекта, а так же произвести суждение о том, что второе, потенциальное состояние является предпочтительным. Например, потребность умения работы на компьютере в современных условиях не есть просто некая прихоть или желание человека.

    Информационные технологии в системе социокультурных отношений

    В процессе становления нового общества возникает индустрия информационных технологий, предназначенная удовлетворять потребности в информации ее членов. Понятие информационные технологии связано с длительным историко-культурным развитием техники и технологии передачи, хранения информации, насчитывающим более тысячи веков. Однако сегодня это понятие получило новое звучание. Его содержание и объем не определены окончательно и во многом дискуссионны.

    В узком смысле под технологией понимаются конкретные технологические приемы. В широком смысле технология есть способ освоения человеком мира посредством специально организуемой деятельности. М.Кастельс, Х.Брукс и Д.Белл под технологией понимали «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность, использующуюся многократно, тиражируется для решения сходных задач, достижения заданных результатов.

    Таким образом, информационные технологии можно определить как программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации . В этом качестве они родились и развивались. Наиболее распространенным в отечественной и зарубежной литературе является определение, данное А.Макмиланом. Информационная технология - это «...получение, обработка, хранение и распространение звуковой, графической (изобразительной), текстовой и цифровой информации с помощью, основанной на микроэлектронике, комбинации вычислительной, телекоммуникационной и видеотехники» . Сюда относятся и широковещание и телекоммуникации, и обработка информации с помощью компьютера. .

    Принятое определение позволяет выделить техническую, обеспечивающую составляющую, однако функциональная, содержательная сторона дела остается недостаточно раскрытой. На наш взгляд, в структуре информационных технологий можно выделить две стороны. Первая - это техническая сторона, которая отражает уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации. Вторая сторона -социокультурная.

    Информационные технологии определяют уровень информационного воздействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, то есть объектом информационных технологий является процесс деятельности, взаимодействие в системе «человек-техника-среда». Именно это направление рассматривают в своих работах отечественные авторы В.Г.Афанасьев , Н.П.Ващекин , В.М.Глушков , В.С.Готт , А.П.Ершов , К.К.Колин , Н.Н.Моисеев , А.И.Ракитов , Э.П.Семенюк , А.Д.Урсул и другие. Большой вклад сделан зарубежными авторами К.Бродом , А.Мейером , Э.Роджерсом , К.Хессингом и другими. Именно этот социокультурный аспект информационных технологий представляет интерес для данного диссертационного исследования.

    В связи с этим возникает необходимость рассматривать информационные технологии как разновидность социальных технологий. В научной литературе обсуждается множество концепций социальной технологии, но единое определение пока не сложилось. Так, например, Н.Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

    Несколько иной подход к определению социальных технологий предлагают В.Взятышев и Л.Романенков . Под социальными технологиями они понимают:

    1) способы рациональной и человекоориентированной организации коллективной и индивидуальной деятельности человека в технической области;

    2) технологии деятельности человека в интересах общества, которые предполагают и опираются на определяющую роль личности деятеля и всесторонний учет интересов других людей;

    3) учение, стремящееся распространить естественные и искусственные структуры и закономерности коллективной и индивидуальной деятельности человека на возможно большее количество социальных практик.

    Понятие социальной технологии органично связано с информационной проблематикой. Сама технология как система включает в себя одну из составляющих - информацию: здесь важно и знание как таковое, и возможность его трансляции, практического воплощения с помощью различных механизмов коммуникации и социальной памяти, а коммуникативная функция - неотъемлемый атрибут информации в обществе. Прямое следствие этого, начиная с самых ранних стадий развития общества, непрерывно стимулируемая деятельность людей по разработке и совершенствованию средств коммуникации и связи.

    Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности

    Появление новых информационных технологий привело к качественно новым условиям жизнедеятельности, в которых человеку предстоит развивать и совершенствовать свои способности, навыки, умения и другие социальные качества. Это обусловливает необходимость изучения особенностей влияния условий информатизации на развитие личности, ее самосовершенствование.

    На процесс формирования и развития личности в современном обществе наибольшее влияние оказывают следующие факторы: - интеллектуализация трудовой деятельности человека; - применение информационно-телекоммуникационных технологий; - проблема поиска и доступа к информации; - формирование утилитарно-сциентической системы ценностей. Вопрос о том, является ли человеческая деятельность, построенная на использовании новых информационных технологий, более содержательной, освобождающей от рутинной работы или, наоборот, становится рутиной, ограничивает творчество, развитие личности решается отнюдь не однозначно. Анализируя работы, посвященные исследованию информационного общества можно отметить опасения, связанные с использованием новых информационных технологий вообще, и компьютерных систем в частности. Многие авторы (К.Брод, С.Нора, А.Минк, И.Шнепель, КЛсперс) утверждают, что внедрение компьютеров может оставлять меньше простора для инициативы, разнообразия и творчества.

    К.Брод обращает внимание на непосредственное влияние техники на формирование характера мышления человека. Интенсивная работа с компьютером, по его мнению, делает людей техноцентрированными, утрачивающими интерес к чисто человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется машине. Они утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач .

    Все высказываемые опасения действительно могут стать реальностью. Здесь большое значение играет выбор применяемых технологий и систем, принципы, на основе которых они разрабатываются. Однако технические и технологические инновации воспринимаются каждым человеком по-разному, в зависимости от способностей, специализации, пристрастий и желаний индивида.

    Проведенное социологическое исследование направлено на выявление особенностей влияния информационных технологий на самосовершенствование личности, в том числе самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Анализ результатов социологического исследования показал: респонденты, принявшие в нем участие, находятся на следующих уровнях самосовершенствования, разработанных автором в диссертации (рис.2.1).

    Большинство опрошенных находятся на высоком уровне самообразования, на среднем уровне самовоспитания и на низком уровне саморазвития. Это показывает, что информационные технологии оказывают различное влияние на самовоспитание, самообразование и саморазвитие. Самосовершенствование представляет собой результат нормирования суммарных значений каждой составляющей.

    Самосовершенствование, а также самовоспитание, самообразование и саморазвитие имеют определенную зависимость от таких показателей как пол, возраст, образование, успеваемость, место учебы и наличие работы.

    Для мужчин более характерен низкий уровень саморазвития (44,9%), то есть проявления творческих способностей только по мере необходимости, высокий уровень самообразования (43,1%). Для женщин в большей мере характерно проявление своих творческих способностей в условиях благоприятной атмосферы, свойственное среднему уровню саморазвития (39,5%) и низкий уровень самообразования (42,3%). Отметим, что мужчины достигают больших успехов в процессе самовоспитания. (34,3% против 22,4%). Таким образом, процесс самосовершенствования имеет тендерные отличия.

    На следующем рисунке представлено распределение респондентов по уровням самосовершенствования в зависимости от возраста (рис.2.3). Анализ данных исследования показывает определенную динамику: чем старше молодежная возрастная группа, тем на более высоком уровне самосовершенствования она находится. Пик этого процесса приходится на возрастную группу 26-29 лет и составляет 32,1%.



Рекомендуем почитать

Наверх