Информационное общество обществознание. Информационное общество

Скачать Viber 18.06.2019
Скачать Viber

стадия в развитии человечества, когда физический труд как основа индустриального общества уступает место информации и знанию [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 328].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа - концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус "непосредственного члена" общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Можно утверждать, что вся наша жизнь – это сбор, накопление, поиск, переработка и выдача информации.

Сегодня под информатикой понимают научную дисциплину о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах (природе, обществе, технике), о способах и методах сбора, хранения, обработки и передачи информации, а также возможность их автоматизации. Слово «информатика» вошло в научный обиход во Франции и получило широкое распространение в 1960-е годы.

Начавшийся в 70-х годах прошедшего столетия процесс информатизации общества в настоящее время приобрел поистине глобальный характер. В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета.

В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация – это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

  1. медиатизация – совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации(от лат. mediatus – выступающий посредником);
  2. компьютеризация – совершенствование средств поиска и обработки информации;
  3. интеллектуализация – развитие способностей людей к восприятию и порождению информации (знаний), т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Информатизация невозможна без развития интеллекта и творческих способностей каждого человека и всего общества.

В современном обществе объективно существует потребность в систематизированном изучении проблем информатизации, ведь этот процесс, безусловно, имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Закономерной реакцией на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, зародившегося в России в середине 80-х годов прошлого века и получившее название «социальная информатика». Социальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме: их особенности, воздействие на социальные процессы и отношения, в том числе на развитие человека, на положение человека в обществе, на изменение самого человека и общества под влиянием информатизации. Социальная информатика рассматривает, в частности, следующие проблемы:

  • становление информационного общества;
  • информационные ресурсы общества;
  • взаимоотношения человеческой личности и информационного общества;
  • информационная культура;
  • информационная безопасность государства, общества, личности.

6.1.2. Информационное общество

В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Что же такое информационное общество ? Живем ли мы с вами в начале ХХI века в информационном обществе? Вы сможете сделать вывод, если узнаете, что общество считается информационным, если:

  • любой человек, группа людей, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую (доступную) плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания , необходимые для их жизнедеятельности и решения личных, образовательных, профессиональных и социально значимых задач;
  • в обществе производятся, функционируют и доступны любому человеку, группе людей или организациям современные информационные технологии ;
  • в обществе имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • в обществе происходит процесс необходимой автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • в обществе происходят необходимые изменения, постоянное развитие и расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Более образное определение информационного общества предложил академик В.А. Извозчиков, который данным термином обозначил общество, во все сферы жизни и деятельности которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под «телематикой» понимается обработка информации на расстоянии).

Необходимо отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии развития общества. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030–2040 годам.

Скорее всего, вывод, который вы сделали, говорит о том, что общество нашей страны также только находится на пути к информационной стадии развития. Поэтому каждому из вас необходимо осознавать необходимость умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России, представлять насущную необходимость овладения информационной культурой и компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию, готовиться к дальнейшему изучению, освоению, применению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: математике, социологии, психологии, экономике, физике, социальной работе, журналистике, биологии, медицине, правовой сфере – в тех областях, которые станут вашей будущей профессией.

Изучением общества и в частности стадий его развития занимается наука социология. В социологии социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. В истории развития человеческой цивилизации выделяется несколько социально-экономических стадий:

  • аграрное общество;
  • индустриальное общество;
  • постиндустриальное общество;
  • информационное общество.

Информационная цивилизация формируется внутри постиндустриального общества, постепенно (хотя и весьма интенсивно) заменяя его всех сферах социальной активности людей.

Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.

Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадии формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:

  • экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, значит в данной стране начался переход к информационному обществу;
  • социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
  • технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.

В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.

По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10–20 млн. операций в секунду на человека.

Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.

По мысли известного российского философа А.И. Ракитова, смысл концепции «информационного общества» сводится к следующим пунктам:

  • в современном обществе высшей ценностью, основным товаром становится информация;
  • высшая власть будет постепенно переходить в руки информационной элиты, то есть тех, кто создает информацию и умеет ею пользоваться;
  • все большая часть населения Земли поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания;
  • классовая структура общества лишается объективного смысла, исчезает и уступает место двучленной элитарно-массовой структуре (по словам Тофлера, исчезает пролетариат и возникает когнитариат);
  • внедрение компьютеров и роботов создает огромную массу «лишних людей», лишь часть которой сможет приспособиться к новому информационному обществу на основе переподготовки, ведущейся на базе компьютеризации образования;
  • радикальному изменению подлежит вся культура, система социальных связей, семейно-бытовых отношений, организация власти и социальная психология;
  • возникает новое компьютерное поколение.

Стоит, однако, сказать, что в истории человечества уже происходили радикальные изменения в информационной сфере, которые называют «информационными революциями».

Первая информационная революция связана с изобретением письменности . Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. К таким цивилизациям можно отнести Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Важным этапом этой революции было введение алфавита.

Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания . Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее доступной широкому кругу людей. Это повлекло развитие грамотности, что в свою очередь ускорило развитие науки и техники.

Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена развитием средств связи. Изобретение телеграфа, телефона, радио сделало возможным оперативно передавать информацию на любые расстояния. Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал развитию социальных процессов, которые в полной мере проявились в информационном обществе.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров . Важно подчеркнуть, что именно микропроцессорные системы, а не компьютеры сами по себе оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция послужила отправной точкой становления «информационного общества».

6.1.4. Информационный кризис

Парадоксальным образом по мере перехода от одного этапа информационной революции к другому нарастали проявления так называемого информационного кризиса состоящего в появлении суммарного объема информации, превышающего возможности человеческой психики к ее осмысленной обработке.

Современная цивилизация есть цивилизация книги, печатного текста. Чтение напечатанного текста задает ритм и структуру мыслительного процесса человека и соединяет всех людей в связанную этим сходными структурами мышления цивилизацию. Чтение книги обладает одной существенной особенностью – она, как правило, читается в режиме диалога. Как известно, великий философ И. Кант писал свои книги изначально как комментарии к прочитанным (прямо на полях книг, которые он читал).

В современном мире нарастание числа печатной продукции осуществляется исключительно высокими темпами. Это обусловлено, в частности, следующими причинами:

  • постоянным увеличением числа и объема периодических изданий по разным областям знаний;
  • чрезвычайно быстрым ростом числа доступных человеку книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., содержащих самую разнообразную информацию.

Ситуацию, наступившую к середине ХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже с 1900 года она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году. удвоение происходило за каждые 10 лет, к 1970 году – уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века – ежегодно.

Появление персонального компьютера породило дополнительные проблемы. Сегодня носителем текста все больше становится экран. Использование гипертекстовых возможностей компьютера, звука, цвета, движения, с одной стороны, кажется очень заманчивым и притягательным, с другой - эти возможности резко ужесточают информационное воздействие на человека. Появляется «информационный шум», более того, одновременное задействование всех информационных каналов пагубно влияет на человеческую психику.

В целом же информационный кризис породил целую гамму негативных явлений, важнейшими из которых являются следующие:

  • в современном социуме наблюдается исключительно большое разнообразие форм представления информации, в то время как ее содержательный, семантический аспект более однообразен («чем больше информации, тем меньше смысла», – заметил по этому поводу известный кинорежиссер А. Кончаловский);
  • интенсивность информационных потоков «большого» информационного общества значительно превосходит возможности всех совокупных информационных каналов человека, поэтому воздействие на человека недозированной информации может оказаться подобно шоку;
  • современное информационное общество сочетает в себе «открытость» с фрагментами «закрытости» отдельных сообществ. Причем критерием такой «закрытости» , как правило, выступает большая информированность (в данном вопросе) членов сообщества;
  • эффективность деятельности человека, в частности информационной, в значительной степени зависит от диалектики между узко специализированным подходом, при котором развиваются профессионально-значимые навыки, и глобальной оценкой результатов своей деятельности;
Эти особенности должны учитываться при организации жизнедеятельности общества, однако это далеко не всегда удается.

6.1.5. Информационная экономика.

Особенности информационной экономики. Информационная сфера сегодня является одной из самых эффективных для вложения капитала. Глобальная информатизация общества, стремительное развитие средств информационной техники и новых информационных технологий, увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах, формирование в последние десятилетия национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем – все это привело к появлению нового сектора экономики – информационной экономики.

Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей. Наиболее существенными из них являются следующие:

  • Информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими.
  • Информационное производство, информационные продукты и услуги требуют больших вложений для подготовки кадров.

Большинство экономически развитых стран достигли высокого уровня развития благодаря их все более решительной ориентации на развитие информационной экономики.

Структура информационной экономики и основные тенденции в ее развитии. Структуру информационной экономики на современном этапе ее развития можно представить в виде совокупности следующих основных компонентов:

  • производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных;
  • производство информационных продуктов (баз данных и знаний, мультимедийных продуктов и информационных технологий);
  • оказание информационных услуг пользователям.

В последнее десятилетие XX века проявились следующие вполне устойчивые тенденции динамики экономических показателей развития этих трех основных компонентов:

  1. В сфере производства средств информационной техники происходит непрерывное снижение цен на оборудование при одновременном повышении его функциональных возможностей и надежности, снижении веса и габаритов, а также энергопотребления. Вместе с тем эта сфера производства остается очень выгодной для вложения капитала, и поэтому инвестиции в эту область производства, как со стороны государственных органов, так и со стороны частного сектора экономики продолжаются весьма активно.
  2. Производство информационных продуктов также непрерывно возрастает. При этом увеличивается их разнообразие и ориентация не только на профессиональное использование, но и на возможность применения в домашних условиях в целях обучения, развлечений, получения справочной информации и т.п.
  3. Доля услуг в информационной экономике все более быстро возрастает, оставляя далеко позади ее остальные компоненты.

Результаты прогнозов свидетельствуют о том, что указанные выше тенденции на ближайшие годы сохранятся.

6.1.6. Информационная политика.

Информационная цивилизация, к которой идет человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных влияний на общество, но и резко расширяет негативные возможности такого влияния. В очередной раз людям стало доступно средство большой разрушительной силы.

Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее. Время изменило не столько суть информации, сколько интенсивность воздействия. Поменялись контексты ее применения (например, личное стало общественным, как это имеет место в случае поп-звезд или государственных деятелей).

Одновременно возросла роль публичной информации в принятии политических решений, в результате чего сфера политики стала намного публичнее и более управляемой. Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. В этой же области лежит понятие «эффекта CNN», когда информация становится одновременно доступной как президентам, так и простым зрителям.

Как известно, «политика» обозначает комплекс действий по управлению людьми для достижения определенных целей (от греч. Politikh – «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями).

Важнейшим компонентом системы социальных и политических отношений современного общества является информационная политика – деятельность человека, группы лиц, организации по реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов.

Государственная информационная политика – комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика - это деятельность государства по воспроизводству и распространению информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.

Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.

Современные государства хорошо понимают значимость информационной составляющей, особенно в случае военного времени. Так, в рамках Министерства обороны многих государств есть соответствующая служба психологической защиты, которая в военное и мирное время сориентирована на информационное воздействие средствами массовых коммуникаций и противостояние информационному воздействию.

Однако информационная война велась в мире и при отсутствии компьютеров. Использовались слухи: к примеру, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников. Применялся прообраз современных избирательных технологий при выборах в Древнем Риме. Моральный дух воинов поддерживался особой идеологией (типа известного высказывания «со щитом или на щите»). Использовались и такие типы информационного оружия, как передача ложной или искаженной информации и информационно-психологическое пропагандистское воздействие.

Просто сегодняшняя зависимость цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо уязвимее в этом отношении. А быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Реальные процессы, имеющие место, – информационные войны в виде войны компроматов – давно стали обычным делом.

В информационном обществе управление социальными системами реализуется с помощью комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия, основными элементами которых являются побуждение и принуждение. По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридических законов, обязательных для всех. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современной политике информационно-психологической войны.

Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ (средства массовой информации) и МК (массовая коммуникация) для воздействия на массовое и индивидуальное сознание людей (массовая коммуникация – система распространения информации с целью активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, на их общественное сознание).

Информационное общество породило новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые в обществе индустриальном не носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой угрозы для безопасности общества. Особенности протекания информационно-психологического конфликта в современном обществе заключаются в том, что в силу фактического отсутствия международных и национальных законов и социальных механизмов, препятствующих разрастанию конфликтов и регулирующих степень их социальной опасности, информационно-психологический конфликт может разрастаться практически бесконтрольно, принимать любые формы и становиться очагом открытой агрессии даже в мирное время. В целом данную область можно определить как порождение и обработку информации с военными целями, как коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями.

Главное отличие информационной войны – опора на понятие коммуникативного резонанса , когда уровень воздействия гораздо меньше получаемого в результате эффекта. Коммуникативный резонанс позволяет существенно увеличивать охват населения. Второе важное отличие информационной войны в том, что она является войной имиджей .

Важно учитывать весьма сложный и своеобразный характер управления в биологическом и социальном мире, которое может быть явно выраженным и протекать в скрытой форме. С возникновением в 40-х годах XX столетия кибернетики – науки об управлении – были открыты общие закономерности управления, обоснована информационная природа этого феномена. С этого момента стало возможным использование законов управления для создания автоматизированных технологий, робототехники и в других целях. В этой связи постиндустриальную, информационную стадию цивилизации правомерно рассматривать и как эпоху широкого применения в различных сферах и областях общественной жизни разнообразных искусственно созданных управляющих устройств.

Под управлением социальными системами понимается управление теми общностями людей, в которых присутствуют «субъект-субъектные» («человек-человек») отношения. Оно имеет свои специфические особенности, выражающиеся в использовании разнообразных знаний людей, своеобразия их психологических особенностей, специфики межличностных отношений. Управление социальными системами может носить манипулятивный характер и осуществляться с применением средств и методов социальных информационных технологий , информационно-психологического воздействия.

6.1.7. Особенности культуры и деятельности человека в информационном обществе

Понятие «культура» является чрезвычайно многоаспектным. Можно говорить об античной, средневековой, современной культуре, а также о культуре художественной, музыкальной и пр. Культура информационного общества очень сильно отличается от культуры предшествующих эпох. Рассказать от этом в точности пока вряд ли возможно, так как сегодня лишь намечаются отдельные тенденции изменения культуры, уровень и объем реализации которых очевиден не в полной мере.

Говоря о «культуре», прежде всего можно отметить, что очень часто имеется в виду часть этого понятия, например «информационная культура», «сетевая культура» и т.д. Все эти термины свидетельствуют об одном: в информационном обществе культура во всех своих проявлениях заменяется технологией. Об этом говорят многие современные исследователи: В.А. Кутырьев, В.С. Библер, Ф. Фукуяма, М. Фуко и др. Технологическое отношение к миру становится универсальным, захватывает все больше людей, стран и народов.

Это несет существенную угрозу человеку, поскольку превращает его из субъекта деятельности в фактор этой деятельности, «человеческий фактор». Например, широкое распространение телевидения радикально изменило культуру в целом. Возникла односторонняя коммуникация, состоящая в ежедневных передачах сотен каналов, направленных исключительно от производителя информации к потребителю.

С развитием компьютерной техники, ее беспрецедентным проникновением во все сферы человеческой жизни возникло некое «компьютероморфное» отношение человека к реальному миру. Более того, сам человек стал воспринимать себя как некоторую машину переработки информации, аналогичную компьютеру. В этом случае целесообразно напомнить, что он хранит и преобразует информацию совсем не так, как компьютер.

Информация приходит к человеку посредством нескольких основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) – органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения (абстрактного мышления) и генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится в упакованном одним и тем же способом виде и воздействует на нашу жизнь, включая один и тот же механизм. Раскрыть его действие стараются специалисты разных отраслей знания.

Например, гипотеза лауреата Нобелевской премии нейрофизиолога К. Прибрама состоит в том, что вне зависимости от способа получения информация распределяется в сознании равномерно, как на голографической пластинке. Как известно, одним из замечательных свойств голограммы является возможность воспроизведения всей записанной информации по ее фрагменту, например, когда голографическая пластинка оказывается разбитой. При освещении осколка пластинки мы видим то же, что видели бы при работе с оригиналом, хотя менее четко.

«Голографичность» памяти означает, что в ней не существует особых «ячеек» памяти, в одних из которых хранятся, например, воспоминания о детстве, или друзьях, в других – математические теоремы, доказанные в 8 классе и т.п.

Как видно, такая модель принципиально отлична от способа представления информации в компьютере, и она позволяет объяснить быстродействие памяти, несмотря на огромное число нервных связей и соединений в мозге и на большой объем хранимой памятью информации. Поэтому голографическая теория организации информации в памяти человека является одним из наиболее достоверных ответов на основные для современной теории вопросы:

  • как связываются и сохраняются в памяти следы воспринимаемых и переживаемых событий?
  • как удается человеку найти и извлечь из памяти необходимую информацию, в том числе объединяющую различные сигналы?
  • какова организация самой системы памяти?

Соединив несколько компьютеров локальной сетью или подключившись к Интернету, мы имеем возможность организовывать информационный обмен данными между ними.

В процессе общения люди обмениваются информацией совершенно не так, как это происходит в компьютерных сетях.

Дело в том, что в процессе жизни человеческий организм формирует способы преобразования информации, направленные на выделение той ее части, которая адекватна его жизненным задачам. Как правило, эти механизмы неосознаваемы самим человеком, эта их особенность помогает минимизировать энергетические затраты организма.

Большую роль в процессе «фильтрования» существенной информации от информационного шума играют так называемые «резонансные» информационные барьеры, которые уже на самом раннем этапе способны отличать, резонирует ли (сочетается ли) информация с потребностями человека. Понятие «информационного резонанса» с психологической точки зрения является основным понятием для установления межличностных отношений, делового сотрудничества и пр.

Примечательно сравнение отношения к информации, которую вы получаете из книги и с экрана компьютера, пользуясь информационными технологиями.

Книга приглашает к вживанию в нее, к активности души, к углублению духовного опыта, к развитию воображения и выявлению многих ассоциативных связей. Чтение – это всегда внутренний диалог читателя и автора. Читатель может не соглашаться с автором, спорить с ним.

Информационные и компьютерные технологии требуют в основном лишь напряжения внимания и логики мышления. Иногда можно слышать слова о диалоге человек-компьютер. Этот программно оформленный диалог, однако, имеет совсем другую природу. Все вопросы и ответы в этом «диалоге» заранее кем-то продуманы и просчитаны. Этот «диалог», в котором все предрешено и в котором ничего не происходит. Он лишен главного свойства диалога – спонтанности, непредсказуемости, которая дает переживание встречи. Подобный диалог – подделка «под человека», попытка гуманизации компьютерной техники и не более.

Развитие компьютерной техники часто приводит к существенному выхолащиванию духовных составляющих человеческой деятельности, сведению ее к чисто механической. Достаточно привести лишь некоторые примеры, характеризующие отличительные черты этого процесса.

  1. Внедрение калькуляторских методов во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в культуру. Параллельно с этим происходит коммерциализация все интеллектуального и культурного пространства человека: всего, что может быть исчислено, может быть куплено и продано («Все я измерил весом, числом и мерою»). Однако даже сфера экономики и экономики финансов, казалось бы, классическая сфера расчета, не поддается полному переводу на «количественный язык» (об этом ярко сказал в своей книге «Алхимия финансов» известный финансист Дж. Сорес). Тот, кто учитывает в экономике ее «неколичественные» факторы – творческую заинтересованность, гордость за престиж фирмы, национальной марки и т.д. («японская модель») нередко получает большее преимущество в конкурентной борьбе.
  2. Коммерческо-калькуляторские методы оценки распространяются даже на сферу искусства. Так появляются оценки: «самый дорогой фильм» (затраченные средства), «самый кассовый фильм» (прибыль от проката), всерьез претендующие на роль универсального критерия оценки кинопродукции. Своеобразной кульминацией этой тенденции служит в сфере права понятие «материальной (денежной) компенсации за моральный ущерб».
  3. Возрастание роли тестирующих программ во всех сферах обучения. Тестовая система обучения действительно помогает свести обучение к контакту с машиной. Однако в преподавании всегда присутствуют нравственные и духовные аспекты, которые при обращении с машиной полностью исчезают.

Отличительной чертой информационного общества является феномен виртуализации. Например, виртуализация экономики означает оформление рынка ценных бумаг, что приводит к тому, что основные сделки совершаются не с реальными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы. Виртуализация общественной жизни приводит к замене реальных вещей их информационными моделями, что в информационном обществе становится всеобщим явлением.

Несмотря на все приведенные выше негативные черты, информационное общество, разумеется, нельзя демонизировать. Развитие информационных технологий и средств связи принесло в человеческую жизнь очень много позитивных моментов: возможность общения «со всем миром», получения желаемого образования с использованием дистанционного обучения, мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов на решение общих для человечества проблем и многое другое.

Информационное общество - это реальность, в которой мы все живем, и к этой реальности надо относиться вдумчиво и доброжелательно.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Сегодня человечество ежедневно производит гигантское количество информации и все глубже погружается в этот информационный океан. Приспосабливаясь к новым условиям, большинство государств стремительно движутся к обществу нового типа: информационному обществу.

Современное устройство мира пребывает в переходном состоянии. Но бурное развитие коммуникационных и компьютерных технологий приобрело повсеместный характер, происходит планетарная информационная революция, глобальное преобразование мирового сообщества.

Технологии, знания, информация – три кита нового общества

Венцом этих преобразований станет общество знаний, в нем государственные границы превратятся в условность. Мир покроет всеобщее информационное поле, поменяется структура мировой экономики, которая все больше будет соответствовать названию «киберэкономика», ключевую роль в ней будут играть основные ресурсы информационного общества - знания и передовые технологии.

Информационные ресурсы вытесняют с рынка традиционные ресурсы. Информация стала реальным продуктом купли-продажи. Коммуникационные и компьютерные технологии влияют на все области жизни общества: политику, экономику, финансовую систему, культуру, науку. И это влияние стремительно растет.


Становление информационного общества происходит одновременно с радикальными изменениями в сознании людей. Причем эта трансформация касается как массового сознания, так и индивидуального. Чтобы комфортно и полноценно существовать в новом социуме, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха, современный человек должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, уметь быстро и эффективно приобретать знания и осваивать появляющиеся технологии.

Информационное общество - это глобальное и многогранное явление, которое сулит человечеству невероятные возможности и совершенно новый уровень развития. Однако появилось оно не в одночасье, а в результате многовекового развития человеческой цивилизации и череды технических и информационных революций.

Цивилизационные этапы развития

Человеческое общество прошло три крупных этапа своего развития, каждый из которых характеризуется способом взаимодействия людей с природой и производственными отношениями.

  • Доиндустриальный или аграрный этап (до 18 века). Основа общества – сельское хозяйство, земля – главный ресурс и ключевой фактор производства. Производственный процесс зависим от природного цикла. Общественное разделение труда практически отсутствует, развито натуральное хозяйство, ориентированное на самостоятельное удовлетворение своих потребностей за счет своих же ресурсов и произведенных товаров.
  • Индустриальный этап (18 век - середина 20 века). Основа – капитал и промышленность. Совершенствование орудий труда позволило обществу снизить зависимость от циклов природы и обусловило переход к общественным производительным силам от естественных. Техника становится «второй, рукотворной природой». Индустрия теснит сельское хозяйство, растут города, впитывая в себя крестьянство. Развиваются и повсеместно распространяются товарно-денежные отношения.
  • Постиндустриальный этап (середина 20 века и по наши дни). Основа – информация и знания. Орудия производства – наука, технологии. Непроизводственная сфера занимает все больший сектор экономики. По мнению ученых и философов, постиндустриальный этап завершится созданием глобального информационного общества.

Это, однако, дело не ближайших лет. Многие государства, Россия в их числе, находятся в переходном состоянии от еще не исчерпавшей себя индустриальной модели к постиндустриальному обществу. Но данный процесс неизбежен, ведь он вызван очередной революцией области техники и коммуникаций. На своем эволюционном пути человечество прошло через несколько таких революций, и каждый раз они радикально изменяли мир, среду обитания и сознание людей.


Информационные революции

Становление информационного общества было бы невозможно без вереницы революционных преобразований в сфере обработки, хранения и передачи информации. Во все времена знания обладали ценностью, а их владельцы получали преимущество над необразованными или плохо осведомленными конкурентами. Выделяют четыре информационные революции:

  • Изобретение письменности. Появилась возможность фиксировать, хранить и передавать знания через поколения.
  • Книгопечатанье. Информация стала доступнее, она копировалась, легче передавалась и лучше сохранялась. Росли знания и грамотность населения.
  • Изобретения электричества. Произошел огромный технический прорыв в информационной сфере. На службу человечеству встали совершенно новые средства передачи значительных объемов информации: телефон, радио, телеграф. С их помощью сообщения молниеносно преодолевали расстояния.
  • Появление микропроцессорных технологий. Первые сносные компьютеры создали в середине 20 века, они были ламповыми, громоздкими, но уже сулили ошеломляющие возможности. В 70-х годах наступила эра микропроцессоров, а затем и эра Интернета, которая продолжается и поныне. За полвека человеческое бытие переменилось до неузнаваемости. Было изобретено множество новых устройств и технологий, на передний план выдвинулась информационная индустрия, ставшая основой для развития информационного общества.

Качественно новая формация общества

Капитал является фундаментальным ресурсом индустриального общества, все экономические отношения определяются на основе использования и владения капиталом. В постиндустриальной реальности акценты меняются: самыми ценными ресурсами становятся знания, средства коммуникации и средства производства знаний (наука), а также отлично образованная и приспособленная к новым реалиям рабочая сила, то есть носители знаний.


Информационное общество – это общество совершенно нового отношения к рабочей силе, к человеку. В индустриальной модели зачастую он был всего лишь придатком к орудию производства, машине. Личное, разностороннее развитие считалось необязательными потребительскими издержками. На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и многогранное совершенствование человека становятся выгодными инвестициями. Знания помогают производить новые знания. Чем большим интеллектуальным капиталом владеет работник, тем он ценнее для общего производства.

В индустриальном материальном обществе объем товаров пропорционален объему используемых для его производства ресурсов. В постиндустриальном обществе товаром выступают информация и знания, они нематериальны, для их производства нужны порой внушительное количество интеллектуальных и информационных ресурсов, но зато с помощью современных технологий этот товар можно в любом количестве копировать практически без затрат.

Экономика постиндустриального информационного общества обладает такими характерными чертами, как:

  • увеличение сферы услуг в общей доле рынка;
  • стремительно растущий уровень образования;
  • социализация экономики, инвестиции в культурные и социальные сферы;
  • растущая информатизация всех сфер общества;
  • бережное отношение к природе и ее ресурсам;
  • повышение информационной культуры населения;
  • развитие малого бизнеса;
  • глобализация, стирание границ между национальными экономиками.

Определения

Специалисты не смогли до конца договориться о точной и единой трактовке информационного общества, однако в его универсальных чертах и характеристиках они сходятся. Суммируя основные подходы, можно вывести обобщенное определение.

Информационное общество – это глобальное и свободное общество, в котором теряют значение национальные территории и политические границы, они не мешают всемирному обмену информацией, стираются межкультурные преграды. Это общество знаний и информации, в котором знания становятся основным и непременным атрибутом благополучия всего социума в целом и каждого гражданина в отдельности. Всем без исключения предоставлен полный доступ к этим знаниям. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере создания, переработки и хранения знаний и информации.


Информационные общества: основные типы

Различают два типа информационного общества:

  • Цифровая демократия. Такое общество строится ради благоденствия граждан и для защиты их прав на доступ к знаниям, конфиденциальность, целостность личной информации.
  • Цифровая диктатура. Стратегия развития информационного общества такого типа направлена в сторону тотального контроля. Передовые технологии используются для того, чтобы легче и надежнее управлять государством. Признаки цифровой диктатуры: надзор за населением, навязывание цифровых услуг, ограниченный доступ к знаниям и государственная цензура информации.

Информатизация

Стратегия информационного общества во многом строится на всеобщей информатизации всех сфер жизни. Современная цивилизация генерирует колоссальные потоки информации, которые необходимо собирать, обрабатывать, анализировать, хранить. Это невозможно сделать без внедрения компьютерных и сетевых технологий, а также без квалифицированных специалистов. Информатизация и компьютеризация значительно облегчают жизнь, помогают сэкономить время, силы, деньги.

Информатизация общества – процесс комплексный, он затрагивает экономическую, научно-техническую и социальную сферы, его целью является создание таких условий, при которых любой человек, организация, орган государственной власти или общественная организация имели полный доступ информационным ресурсам и могли без препятствий удовлетворять свои потребности в знаниях и необходимой информации.


Проблемы

Однако на данном этапе развития информационное общество – это не только благо и прогресс для человеческой цивилизации. Его становление сопровождается рядом проблем, которые еще предстоит решать. К ним относятся:

  • Информационное неравенство или цифровой разрыв. Люди имеют разные возможности в доступе к нужной информации, а иногда не имеют доступа вовсе. Это обусловлено неравномерным развитием стран и материальным неравенством разных слоев населения даже в технически развитых государствах. Миллиардам землян недоступны информационные ресурсы общества. По статистике, около половины землян никогда не звонили по мобильному телефону, не имели доступа в интернет, целые регионы на планете отмечены информационной бедностью.
  • Воздействие на общественное и личное сознание с помощью коммуникационных технологий. Заинтересованные круги корректируют мировоззрение потребителей продуктов, зрителей шоу, потенциальных избирателей, влияя на его сознание и распространяя ложный, недостоверный или неполный информационный продукт. Люди, погруженные в сетевую реальность, становятся более внушаемыми, им можно внедрить в сознание нужную идею или желание через навязчивые всплывающие окна или игровые программы.
  • Информационное общество должно обеспечивать не только свободный доступ любого человека или организации к знаниям, но и их информационную безопасность, которая пока далека от совершенства. Злоумышленники взламывают электронные почты и аккаунты, крадут личные данные пользователей и базы данных компаний, выводят средства с электронных счетов, способны вмешиваться в личную жизнь.
  • Проблемы восприятия информации. Лавинообразный поток информации становится для многих людей невыносимым, он превосходит их интеллектуальные возможности. Слишком много избыточной информации попадает человеку в мозг, в ней сложно найти нужные знания. Многие просто не справляются с потоком новостей и появляющимися техническими новинками. Такие люди чувствуют себя дезориентированными, испытывают дискомфорт. Врачи утверждают, что информационная перегрузка приводит к стрессам и другим проблемам со здоровьем.

Российское информационное общество

Россия пока заметно отстает от мировых лидеров в области информационных технологий, оставаясь во многом индустриальным обществом. Однако российские власти прекрасно осознают эту проблему и стараются преодолеть отставание. Так, в 2002 году была принята программ «Электронная Россия», способствующая информатизации регионов. В 2007 году были подключены к интернету российские школы. В мае 2017 года президент России подписал долгосрочный указ "Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 года". Проводится масштабная информатизация в госсекторе, образовании, медицине, финансовом секторе.


Несколько интересных фактов, красноречиво говорящих о том, как изменился мир в постиндустриальную эпоху и какую роль коммуникационные технологии играют в наши дни:

  • Тысячное по счету устройство было подключено к интернету в 1984 году, миллионное – в 1992 году, миллиардное – в 2008 году.
  • Информационное общество значительно расширяет возможности для общения. Теперь люди, разделенные океанами и тысячами километров, могут без помех общаться и обмениваться информацией с помощью интернета, соцсетей, телефона. Например, в США каждый восьмой брак начинался со знакомства в интернете.
  • Google ежемесячно обрабатывает более 35 миллиардов запросов.
  • Ученые подсчитали, что менее века тому назад человек в среднем получал порядка 15 000 информационных сообщений в неделю, сегодня среднестатический обыватель принимает 10 000 таких сообщений за один день.
  • Около 80% всех электронных писем составляет разнообразный спам. Причем, по статистике, отвечают спамерам очень редко, примерно одно письмо на двенадцать миллионов спамерских писем.

До начала 19 века человечество удваивало накопленные знания примерно за 50 лет, в период с 1800 по 1950 гг. человеческие знания удваивались в среднем за 10 лет, с 1950 по 1970 гг. - за 5 лет, сейчас этот срок сократился до 2-3 лет.


Автором термина «информационное общество» считается американский экономист Ф. Махлуп, впервые употребивший его в работе «Производство и применение знания в США». Независимо от него данное определение также предложил японский ученый Т. Умесао. В философских и социологических исследованиях понятие «информационное общество» использовалось для обозначения общества качественно нового типа, в котором преобладает деятельность, связанная с производством, потреблением, передачей и хранением информации. Информационное общество рассматривали в качестве одной из стадий постиндустриального либо как самостоятельный этап общественного развития, следующего за ним. В начале 90-х годов эти определения использовались в качестве синонимов.
В 1962 году Маршалл Маклюэн вводит понятие «электронное общество» как особую стадию развития современного общества, в рамках которой ведущую роль начинают играть электронные средства коммуникации. Коммуникационные технологии рассматриваются канадским исследователем в качестве ключевого фактора, детерминирующего возникновение социально-экономических систем. В известной работе «Галактика Гуттенберга» М. Маклюэн указывает на зависимость между созданием печатного пресса, результатом которого стало появление коммуникативных стратегий нового типа, необратимо повлиявших, в свою очередь, на развитие и становление политической, экономической, социальной структуры индустриального общества и его институтов. Поскольку именно в условиях массового распространения печатного слова появились возможности для развития предпринимательства (на основе частной собственности) и демократизации общества на основе избирательного права.
Внимание Маклюэна было сконцентрировано на аудиовизуальных средствах массовой информации, прежде всего телевидении, ко
торое выступало представителем всей глобальной электронной реальности. Телевидение, согласно Маклюэну, постепенно уничтожает печатную культуру, подавляя таким образом предшествующие культурные формы. Будучи важнейшим элементом глобальной информационной сети, телевидение фактически превращает мир в «глобальную деревню». Маклюэн сформулировал две принципиальных характеристики телевидения. Первая из них связана с мозаичностью, раздробленностью структуры телевизионного информационного продукта, представляющего собой лишенный строгих внутренних логических связей набор визуальных и аудиальных сообщений. Так, события разного содержания, масштаба, дискурса, времени и места действия совмещаются в непродолжительной программе новостей. Вторая характеристика отражает кумулятивный эффект, взаимное усиление разрозненных сообщений в воспринимающем сознании реципиента, который объединяет отдельные сигналы в некое смысловое единство.
В зарубежной литературе конца 70-80-х годов ХХ века проблематика информационного общества активно обсуждалась. Т. Стоуньер утверждал, что информация представляет собой особый вид ресурса, подобный капиталу: способный накапливаться, передаваться, храниться для последующей реализации. В рамках постиндустриального общества национальные информационные ресурсы представляют собой крупнейший потенциальный источник богатства.
Параллельно исследованиям американских авторов свои концепции представляли японские ученые. В их числе работа И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество», в которой он описал основные принципы и характеристики наступающего общества. Его фундаментом станет, по мнению Масуды, компьютерная технология, предназначенная для того, чтобы заместить либо значительно усилить умственный труд человека. В качестве новой производственной силы выступит информационно-технологическая революция, последствия которой будут выражаться в виде массового производства качественной когнитивной информации и новых технологий. Важнейшей отраслью экономики в новом обществе будет являться интеллектуальное производство, а новые те
лекоммуникационные технологии обеспечат надлежащее хранение и распространение новых продуктов.
В глобальном информационном обществе, с точки зрения И. Ма- суды, произойдет серьезная трансформация ценностей: исчезнут классы, к минимуму сведутся конфликты. В итоге появится общество согласия с небольшим правительством, которому не будет требоваться раздутый государственный аппарат. В отличие от нацеленного на производство и потребление товаров индустриального общества, по мысли Масуды, главной ценностью общества информационного станет время.
Свой вклад в развитие идей постиндустриализма и информационного общества внес известный футуролог Элвин Тоффлер. Автор «волновой» концепции общественного развития, изложенной в книге «Третья волна», предлагает свою схему эволюции форм общественного устройства, выделяя в истории цивилизации три «волны»: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950-х годов) и пост- или супериндустриальную (начиная со второй половины ХХ века). Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах «техносферы», «социосферы», «информационной» и «властной сферы», указывая на кардинальные перемены, переживаемые в настоящий момент всеми сферами. В качестве информационного общества Тоффлер рассматривает общество третьей волны, где основным видом собственности становится информация, в то время как ранее им являлись земля (аграрная волна) и средства производства (индустриальная). Переход к информационной собственности представляет собой революционный взрыв, поскольку это первая собственность, которая нематериальна, неосязаема и потенциально бесконечна.
Социально-классовую основу информационного общества, по
О. Тоффлеру, составит «когнитариат», представляющий собой социальную группу, активно использующую знания, а не физический труд. Развитие компьютерной техники и средств коммуникации приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда - к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника. Помимо экономии времени и сокращения транспортных расходов, затрат на обеспечение централизованных рабочих мест, введение «электронных коттеджей» будет
способствовать, по мнению Тоффлера, укреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности малых городов и деревенской жизни.
В рамках стадийного подхода, предполагающего последовательное движение общества от одной фазы к другой, теоретики информационного общества выделяют ту или иную стадию общественного развития, используя в качестве базового критерия доминирующий сектор экономики. Таким образом, в аграрном обществе экономика основывалась на сельском хозяйстве, экономическая деятельность направлялась на производство продуктов питания, главным ресурсом являлась земля. Доминирующим экономическим сектором индустриального общества стала промышленность, производственная деятельность оказалась связана с производством товаров, наиболее значимым ресурсом считался капитал. Информационное общество основано на производстве и использовании информации для развития и эффективного существования других форм производства, в качестве ресурса выступает знание.
В концепции профессора Дж. Мартина под информационным обществом понимается, прежде всего, «развитое постиндустриальное общество», возникшее на Западе. Исследователь предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по нескольким критериям. Технологический критерий предполагает, что ключевым фактором развития общества становится информационная технология, широко применяемая во всех социальных сферах, структурах, организациях, в деловой среде и в повседневности. Социальный критерий связан с тем, что новые стандарты производства и потребления информации провоцируют изменения качества жизни, приводят к формированию так называемого «информационного сознания», существование которого возможно только в случае наличия свободного и широкого доступа к информации. Экономический критерий отражает важнейшую роль информации в экономике современного типа. Информация становится ресурсом, товаром, услугой, увеличивает занятость и производит добавленную стоимость продуктов и услуг. Политический критерий указывает на специфику политического процесса, который в условиях информационного общества ха
рактеризуется всевозрастающим участием граждан в процессах управления государством, поскольку информационные технологии облегчают возможность коммуникации с представителями власти и общественного контроля над их деятельностью. Мартин полагает, что в информационном обществе в большей степени обеспечивается возникновение консенсуса между социальными группами, классами. Наконец, на основе культурного критерия Мартин характеризует информационное общество как общество, признающее культурную ценность информации, содействующее становлению информационных ценностей, обеспечивающих дальнейшее развитие как общества в целом, так и индивида в частности.
Дж. Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. С его точки зрения, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые в определенной степени подтверждают концепцию информационного общества.
Среди этих изменений Мартин называет такие, как: структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации; растущее осознание необходимости компьютерной грамотности; широкое распространение информационной технологии; поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
В конечном итоге Мартин предлагает следующее понимание информационного общества: это общество, важнейшие показатели и перспективы которого напрямую связаны с эффективным использованием информации. Стандарты качества и уровня жизни, системы производства и потребления, образования и досуга, социального обеспечения, управление и взаимодействие основных компонентов социальной структуры в целом в обществе данного типа находятся в тесной зависимости от развития информационной и когнитивной компоненты.

В 1996 году вышла первая книга из трилогии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». В своей поистине масштабной работе ученый детально проанализировал процессы общественного развития на протяжении ХХ века и сформулировал концепцию информационального капитализма, раскрывающую основные особенности современного информационного общества (см. подраздел «Информациональный капитализм Мануэля Кастельса»).
В 1999 году Дон Тапскотт опубликовал книгу «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы сетевого интеллекта», в которой представил свою попытку осмыслить глобальность происходящих с человечеством изменений. Тапскотт отмечает, что в настоящее время подверженной наиболее серьезной модернизации сферой является образование. Традиционная образовательная система уже не обеспечивает выпускникам долговременную гарантию занятости, поскольку стремительные темпы обновления знаний требуют постоянной переподготовки. В электронном обществе пересматривается само представление об обучении, связях обучения с трудовой деятельностью и повседневной жизнью: информационное общество основывается на умственном труде, следовательно, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие. Тапскотт выделяет ключевые признаки нового общества: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других.
Отечественные специалисты начали активно обращаться к проблематике постиндустриального/информационного общества только в последние десятилетия ХХ века. Советские исследователи с позиций формационного подхода подвергали критике концепции постиндустриального общества и не имели возможности соотносить западные наработки с реалиями жизни советского государства. Однако в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия начинают появляться работы отечественных авторов, посвященные проблемам формирования глобального информационного общества и включению России в этот процесс.

А. И. Ракитов отмечал, что переход к новому информационному обществу становится возможным тогда, когда социальная деятельность направлена, в первую очередь, на производство услуг и знаний. Основная задача информационного общества связана с обеспечением права и возможности гражданина вне зависимости от времени и места его нахождения получить необходимую ему информацию.
Ракитов описывает информационное общество в соответствии со следующими характеристиками: наличие у любого гражданина, группы лиц, социальной организации реализуемой возможности в любое время и в любой точке страны получить доступ к информации, необходимой для решения индивидуально или социально значимых задач; производство и функционирование в режиме свободного доступа современных информационных технологий, пользование которыми может осуществляться любым индивидом, группой или организацией; наличие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить создание и хранение национальных информационных ресурсов, которые, в свою очередь, эффективно используются для поддержания соответствующего уровня научного, технического, технологического и в целом общественного прогресса; ускорение процессов автоматизации и компьютеризации технологических и производственных процессов, системы управления в целом; трансформация базовых социальных структур, вследствие чего происходит развитие сферы услуг, расширение профилей информационной деятельности.
Известные отечественные специалисты по проблемам информационного общества Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин, анализируя сущность и специфику новой стадии общественного развития, в том числе применительно к российской действительности, выделили ряд признаков информационного общества. К важнейшим характеристикам исследователи причисляют: создание единого информационного пространства, интенсификацию процессов информационной, а также экономической интеграции государств; появление и в перспективе преобладание в экономике стран новых технологических укладов, сущность которых заключается в обеспечении массового производства и использования сетевых информационных, коммуникационных, компьютерных технологий; повышение уровня образования путем
использования в образовательных процессах систем информационного обмена, работающих на различных уровнях - от регионального до международного; увеличение требований к квалификации, профессионализму и творческому потенциалу работников.
Среди множества разнообразных подходов, концепций и теорий, описывающих феномен информационного общества, можно выделить некие универсальные характеристики, которые так или иначе признаются практически всеми исследователями. Итак, под глобальным информационным обществом чаще всего понимается общество нового типа, фундаментом которого является ускоренное и всеохватное развитие, распространение и конвергенция информационных и коммуникационных технологий. Это общество знания, предполагающее особую роль когнитивной компоненты, в котором главным конкурентным преимуществом и залогом успеха становятся знание и навыки, позволяющие получать и использовать информацию в условиях обеспеченного и гарантированного беспрепятственного доступа к ней. Новое информационное общество имеет глобальный характер, при котором обмен информацией не ограничен временными, пространственными или политическими барьерами. Наконец, - и в этом ученые видят гуманистическую направленность информационного общества - оно способствует взаимопроникновению культур, а также предоставляет личности, группам, сообществам новые возможности самореализации.
В то же время необходимо заметить, что далеко не все аргументы сторонников концепций постиндустриального и информационного обществ встречали и встречают бесспорное одобрение. Скептическое отношение к информационному обществу как новой социальной реальности содержится в исследованиях Г. Шиллера, М. Альетта, Д. Харви, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса. Представители этой группы согласны с тем, что информация играет ключевую роль в современном обществе, но ее формы и функции хорошо известны, подчиняются установившимся принципам и не приводят к качественным изменениям в общественных отношениях. Серьезный критический разбор идей, подходов и концепций, описывающих новый тип общества, осу-

ществил Ф. Уэбстер, обозначивший концептуальные и методологические недостатки наиболее признанных теорий информационного общества (см. подраздел «Фрэнк Уэбстер: критический анализ теорий информационного общества»).



Рекомендуем почитать

Наверх