Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования

Viber OUT 25.05.2019

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.

Вконтакте

Одноклассники

В статье мы кратко рассмотрим процесс формирования и развития современного информационного общества и возникающие на этой почве проблемы современной культуры.

Информационное общество — это общество, в котором информация приобретает новое значение. Она всегда играла в жизни человека огромную роль, но в современном обществе значимость информации принципиально иная.

Вторая половина XX века выдвинула и разрабатывает идеи:

  • целостности мира и отражающего научного знания;
  • общности закономерностей развития всех уровней мировой культуры;
  • признание средств массовой коммуникации основным мировым ресурсом.

В связи с этим информация становится основной нематериальной ценностью и предметом серьезного научного анализа. Канадский философ и социолог Мак-Люэн в 60-е годы XX века сформировал культурологическую концепцию, которая предполагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи. Так, для увеличения объема материального производства нужно в четыре раза увеличить объем соответствующей ему информации. Если раньше объем научной информации удваивался каждые семь-десять лет, то к концу XX века — каждые один-два года. Освоить такой возросший объем информации обычным способом невозможно.

Согласно теории Мак-Люэн, процесс развития информации включает в себя четыре исторических этапа :

  • эпоха дописьменного варварства ( , всеобщее единение и братство);
  • эпоха фонетического письма (передача накопленных знаний следующим поколениям в письменной, визуальной форме);
  • эпоха типографического станка Гуттенберга, породившая информационный взрыв в Европе в XVI в. (открыт путь к механизации ремесел, но и рост отчуждения и индивидуализма в европейской культуре);
  • аудиовизуальная эпоха (телефон, телеграф, радио, кино, телевидение, компьютер), которая восстанавливает цельное восприятие мира, делает каждого человека непосредственным участником любого информационного события.

С точки зрения этого ученого, вся планета превращается в мировую глобальную деревню , в новое информационное сообщество. Это будет рай, сошедший на землю, благодаря средствам массовой коммуникации. Наступит совершенно новая эпоха в развитии человеческого общества, который американский футуролог Тоффлер («Раса, власть и культура») называет термином «постин дустриальное» или «супериидустриальное общество» .

Уже сейчас информация превратилась в важнейший и ценнейший товар. Развитие материального производства требует прироста знаний, новых информационных технологий, распространения образцов научно-технической информации. Раньше все это достигалось с помощью речи, письма, телефона, телевидения. Теперь этого недостаточно. Современные технологии, безотходные технологии невозможны без применения компьютеризированных информационных систем.

Постиндустриальное общество — это прежде всего ин­ формационное общество . Информация обуславливает новое качество жизни, перспективы развития экономики, изменение социальной структуры. Информационные технологии оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, досуга, образа жизни, т. е. формируют суть человека. Информационные технологии изменяют систему образования, которая в свою очередь, формирует сознание новых поколений, живущих в информационных обществах.

Человек информационного общества, по словам Тоффлера, становится «одноразовым человеком» . Он характеризуется повышенной любознательностью, не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Человек в супериндустриальном обществе как бы отрывается от земли, лишается культурной и исторической индивиду альности . Само информационное общество называется переходным, т. к. супериндустриальная революция и дальше будет продвигать человеческое общество к следующей, более высокой стадии его развития.

Известный специалист в области философии компьютерной революции Ракитов А. И. выделил следующие отличительные черты информационного общества :

  • любой человек в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, необходимую для решения технических, социальных и личных проблем;
  • современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;
  • информационные ресурсы производятся в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне. Как известно, некоторые страны южно-азиатского региона, успешно создающие различные компьютерные системы, сами научную информацию не производят, а получают ее из США, Западной Европы и Японии, Они не являются полностью информационными;
  • в различных сферах производства и управления в ин­формационном обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация;
  • меняются социальные структуры, количество работающего населения составляет не менее 50% от общего количества занятых, уменьшается число работающих в традиционных сферах.

Информационная культура как будущее человечества

Исследователи современного состояния общества сходятся во мнении, что в историческом соревновании различных социально-экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации, культуры и создаст благодаря этому, принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.

В наше время существует понятие «информационного взрыва» , т. е. роста информации в социальной сфере. Уже сейчас в США 80% работающих имеют дело с информацией, а не с материальными, вещественными элементами производства. Эта тенденция будет нарастать.

В работах Ракитова А. И. («Философия компьютерной ре­волюции», М., 1991), Урсула А. Д. («Путь в ноосферу», М., 1993), Джона Несбита («Что нас ждет в 90-е годы», США, 1982) дается примерно одинаковый прогноз социально-экономических и культурных перемен на последние десятилетие XX века и начало XXI века:

  • человечество будет динамично переходить к информационному обществу;
  • информационная деятельность будет являться главной для большинства населения;
  • возникнет глобальное единство человечества на инфор­мационной основе;
  • информационное общество будет основано на гуманистических принципах, обеспечит бескризисное развитие общества и решение современных экологических проблем;
  • информационная насыщенность будет являться экономической основой и главной формой социально-экологического развития общества.

Японский специалист Масуда выдвинул идею появления нового человека в этом обществе — человека «интеллигентного» . Это понятие близко к понятию «гомо эколектроникус». Иными словами, роботизация и автоматизация освобождают человека от физического труда, а новые информационные технологии позволят улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, а от уровня информированности, умения овладеть новыми информационными технологиями. Доступ к информационным ресурсам должен быть всеобщим и массовым. Только при этом условии возможно устойчивое развитие общества и различных фаз интеллектуального процесса человеческой деятельности.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.



Рекомендуем почитать

Наверх