Foobar2000 — музыка без прикрас. Настройка Foobar2000 на максимальное качество

Вайбер на компьютер 24.07.2019
Вайбер на компьютер

Foobar2000 - аудиоплеер под Windows, бесплатный, минималистичный, но при этом гибкий в настройке. На первый взгляд, он не очень дружелюбен к рядовому пользователю, который любое ПО стремится «установить и забыть». Однако в случае с Foobar желательно запастись терпением - и плеер заслуженно войдет в ваш список приложений «must have». В этой статье будут рассмотрены ключевые особенности Foobar и даны советы по его настройке.

Знакомство

Первая версия Foobar вышла 10 лет назад, в декабре 2002 года. Известно, что разработчик Peter Pawlowski до этого работал в Nullsoft - компании, которая, в свою очередь, занимается разработкой плеера .

Теги также помогают навести порядок, и Foobar2000 о них не умалчивает. Распознаются форматы ID3v1/ID3v2 и APE. Теги разрешается поменять как отдельно к композиции, так и массово, пункт «Properties» в контекстном меню. С помощью шаблонов файлов можно заполнить данные автоматически: «Tools → Automatically fill values…». Как альтернатива - сервис freedb.

Настройки

Откроем настройки («File → Preferences») и пройдемся по основным разделам.

Components

Список установленных компонентов. Обозначенные серым шрифтом входят в ядро программы, их удалить нельзя.

Отмечу, что по сравнению с Foobar2000 версий до 1.x управление расширениями упрощено, их стало легче устанавливать («кнопка Install…»), удалять посредством контекстного меню. Проверить обновления - кнопка «Get updates…».

Компоненты значительно расширяют функциональность плеера, об этом мы поговорим отдельно.

Display

Default User Interface - интерфейс Foobar2000 по умолчанию. Вместе с ним пользуются популярностью Columns UI и Panels UI, которые устанавливаются как расширения и доступны из меню Display.

Так или иначе, любой интерфейс (в моем случае это Columns UI) позволяет широко настроить отображение - от панелей до цветов и шрифтов. «Ленивый» метод - вызвать Quick Setup, сделать экспорт или импорт предустановок, которые, кстати говоря, регулярно выкладываются на .

Keyboard Shortcuts

В списке команд уже есть назначенные для команд сочетания клавиш, добавить новые можно кнопкой «Add New», выбрав действие («Action») и зажав желаемое сочетание клавиш в поле «Key». Советую также активировать опцию «Global Hotkey», чтобы сочетания работали при работе в других приложениях. Это избавит от необходимости каждый раз открывать окно Foobar2000, чтобы, к примеру, сменить композицию или поставить текущую на паузу.

Playback

Обращает на себя внимание функция ReplayGain. Простыми словами, это технология, которая позволяет воспроизводить все файлы в медиа-библиотеке с одинаковой громкостью. В отличие от подобной и более известной функции нормализации, результат не меняет исходное содержимое файла: информация о громкости хранится в метаданных.

Настройки ReplayGain регулируются опциями «Source mode» и «Processing». На самом деле, работа с ними - это тема для отдельной статьи, которая, между тем, .

DSP Manager

DSP (англ. Digital signal processing) - цифровая обработка сигналов. Одним из известных обработчиков, присутствующим в практически любом программном плеере, является эквалайзер. Для его активации в Foobar2000 нужно перенести Equalizer стрелкой из списка Available DSPs в Active DSPs.

Из других DSP можно отметить «Resampler» для преобразования частоты дискретизации звука, «Convert mono to stereo» и «Reverse stereo channels». С помощью расширений доступны и другие виды преобразований.

Однако учтите, что тот же ресемплер способен загрузить ваш процессор на 50%, не говоря уже о других DSP. Также считается, что для звука нежелательны любые преобразователи, в том числе эквалайзер. Поэтому, как вы заметили, в Foobar2000 эквалайзер, в отличие от Winamp или AIMP, не вынесен на видное место, а «припрятан» - как неосновная функция.

Output

Настройки вывода звука на физическое устройство. Для стандартной конфигурации (встроенная звуковая карта, бюджетная акустика) настройки менять нет необходимости, а вот если в вашем распоряжении появилась, скажем, хорошая звуковая карта, можно поменять настройки и изменить стандартный вывод DirectSound (DS: первичный звуковой драйвер). Рекомендуется установить расширение для вывода звука более «прямым» путем, минуя микшер Windows - например, через ASIO, WASAPI или Kernel Streaming.

Output - настройки вывода звука

Shell Integration

Настройки интеграции плеера с Windows: контекстное меню, файловые ассоциации, установка Foobar2000 плеером по умолчанию.

Tools

Инструменты - Library Tree, Lyric Show Panel и т. п., которые были установлены в виде модулей и требуют дополнительной настройки.

Advanced

В данный раздел вынесены настройки, которые являются второстепенными или же экспериментальными и могут негативно повлиять на производительность. С другой стороны, только здесь вы можете поменять прозрачность окон, частоту дискретизации (странным образом, в Converter опция недоступна) или выбрать формат тегов для MP3/MP4.

Дополнительные инструменты

Converter

Отдельного внимания заслуживает инструмент, который достаточно удобно конвертирует аудиофайлы в другой формат по выбору. Задействовать его можно, выделив в плейлисте файлы и выбрав «Convert | …» в контекстном меню. Далее - указать выходной формат, папку назначения, DSP-обработчик (например, ресемплинг или перевод из стерео в моно) и действие по окончании процесса (генерация отчета или др.).

Поддержка аудиоформатов частично «родная» (WAV, Wave64, AIFF, AU/SND), для оставшихся форматов, таких как FLAC, MP3, AAC и пр., нужны соответствующие exe-файлы кодеков, которые легко найти на сайте .

В дальнейшем, дабы не тратить время на установки, сохраняйте их в предустановки (presets) в левой части окна конвертера.

CD-граббер

Риппинг дисков ненамного сложнее, чем конвертация из одного формата в другой. Выполняется он буквально несколькими кликами: «File | Open Audio CD…». В настройках «Drive Settings» предварительно указать настройки дисковода. Нажать кнопку «Rip», проверить названия композиций в окне «Rip Audio CD» либо заполнить поля самостоятельно. Далее зайти в настройки конвертера («Proceed to the Converter Setup dialog»), указать выходной формат, применить настройки и дождаться окончания процесса.

Компоненты

Для Foobar2000 написано множество дополнений. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть страницу и ознакомиться со списком. Компоненты сгруппированы по тегам: DSP, поддержка форматов, интерфейс, визуализация и т. д.

Как вариант, можно посетить с тематическим (читай - аудиофильским) набором дополнений на русском языке.

Рассмотрим несколько наиболее полезных компонентов.

iPod manager - добавляет в Foobar2000 поддержку iPod. Учитывая, что плееры Apple не монтируются в Windows в виде диска и требуют обязательной установки iTunes, данное расширение кому-то покажется более удобным.

Audioscrobbler - интеграция плеера с Last.fm. Отправляет статистику на сервер - другими словами, делает скробблинг каждой песни.

TagBox - расширенный редактор тегов. Преимущество перед встроенным в Foobar2000 редактором - список полей позволяется редактировать по своему усмотрению, а данные о композиции можно выбирать из выпадающего списка - исполнитель, альбом, жанр.

Album list panel - список альбомов выводится по аналогии с Columns UI, по колонкам, что гораздо удобнее при поиске нужной композиции.

Shpeck - поддержка визуализаций Winamp, как в отдельном окне, так и в виде тулбара.

ASIO support - поддержка ASIO-выхода, который обеспечивает наиболее прямой вывод музыки в обход микшера Windows.

Podcatcher - подписка на подкасты и их воспроизведение напрямую в Foobar2000.

Audio CD Writer - запись аудио-CD прямо из контекстного меню. Расширение написано автором Foobar2000. Запись происходит по аналогии с конвертированием форматов, нужно лишь выделить плейлист для записи и выбрать в меню «Convert | Write audio CD…». Единственный нюанс - продолжительность записи не должна превышать 80 минут. Это легко проверить, выделив треки и посмотрев в правый нижний угол статусной строки Foobar2000.

Заключение

Foobar2000 официально не поддерживает локализации. При аварийном завершении работы плейлист не сохраняется. Увы, некоторые старые расширения не совместимы с новыми версиями проигрывателя. С этим вам придется столкнуться, если вы, например, захотите установить плагин для поддержки специфического формата, а последняя его версия вышла 2 года назад. Но, как правило, такие ситуации единичны.

Скромный интерфейс «из коробки»? Не забывайте, что это аудиоплеер, и свои главные функции он исполняет на 5 баллов.

Таким образом, существенных недостатков не обнаружено. За годы использования не возникло желания найти альтернативу. Foobar2000 - легкий (3 мегабайта - за 10 лет разработки не потяжелел), бесплатный и открытый для разработчиков, быстрый и функциональный проигрыватель.

    FOOBARE2000

    Тип лицензии :

    Крякнутая

    Языки :

    Windows 8, 8 64-bit, 7, 7 64-bit, Vista, Vista 64-bit, XP, XP 64-bit

    Скачано :

Как пользоваться Foobar2000

Не так давно на нашем блоге велось обсуждение о том, кто и как предпочитает работать со своей музыкальной коллекцией. Очень многие сообщили, что они являются пользователями плеера foobar2000. В комментариях даже вызвались написать о нем развернутый материал. Получился изумительный текст, в котором подробно рассказано о том, зачем этот плеер вам нужен и как в foobar2000 управлять медиатекой. Скриншоты в конце текста иллюстрируют описанное.

Автор этой статьи преследовал цель рассказать о возможностях и потенциале замечательной программы foobar2000. По сути, foobar – это не обычный элементарно простой аудиоплеер, а целый набор инструментов не только для воспроизведения, но и проведения различных операций с аудиофайлами. Разработка программы ведется очень давно, первые релизы выходили уже в 2000 году. Ее автор – Питер Павловски – известен как один из разработчиков известного многим проигрывателя Winamp’a, а именно – его третьей ветки. После расхождений во мнениях с членами их команды, он принялся за создание своего плеера.

Инсталлятору требуется всего 2 с небольшим мегабайта, тем не менее, вы уже получаете, таким образом, поддержку множества аудио форматов, готовую быстро обрабатывать тысячи файлов медиа библиотеку, поддержку ReplayGain, «бесшовное» воспроизведение, полную поддержку юникода, свободно изменяемый интерфейс, удобный конвертер и, что особенно приятно, модульную структуру, которая позволяет нарастить какой вам угодно функционал.

О чем хотелось бы сказать, прежде всего? Пожалуй, об интерфейсе, который вызывает множество нареканий со стороны новых пользователей. На первый взгляд, foobar2000 действительно имеет весьма аскетичный вид, но вся мощь интерфейса плеера в том, что у вас есть возможность изменить так, как вам больше по нраву. По умолчанию будет стоять называемый Default UI, его оформление целиком основано на дизайне вашей Windows. Как плагины существуют дополнительно альтернативные пользовательские интерфейсы. Наиболее популярным считается Columns UI, существует ещё Panels UI, однако его развитием давно не занимаются. Многим людям, включая автора статьи, достаточно того функционала, который предоставляет DUI, но если вам хочется каких-то украшений, то в Интернете можно скачать большое число конфигураций для Columns, в частности на deviantart.

До появления версии 0.9.5 DUI фактически не представлялось никакой возможности что-либо изменить, со временем, впитав в себя кое-какие идеи Columns, он преобразовался в самый настоящий конструктор, где такие опции, как размеры и расположение элементов, а также доступ к ним, может определять сам пользователь. Это возможно сделать в режиме Layout Editing Mode. Но если есть желание сначала поэкспериментировать, для этих целей существует специальная фича Scratchbox. Вы можете не бояться вытворять здесь всё, что вашей душе угодно, не рискуя сбросить настройки интерфейса. Доступными являются вертикальные и горизонтальные разделители, вкладки, тулбар и другие элементы управления. Завершив удобную для вас разметку интерфейса, можно приниматься за размещение в выбранные области такие элементы как плейлист, элемент управления плейлистами, вывод обложек, медиа библиотека, визуализации. В общем, работа в режиме Layout Editing Mode на этом закончена. Дальше происходит тюнинг размещённых элементов. И основные из них, конечно же, плейлист и медиабиблиотека.

Плейлист

Плейлист foobar2000 имеет вид колонок, в каждой выводится заданная информация. Также плейлист может объединять треки в группы исходя из определённых признаков и характеристик, будь то альбом или исполнитель, жанр и пр. По умолчанию здесь даётся определенный набор колонок и групп, но позволяется добавлять свои. В частности, если вы слушаете музыку по альбомам, и вам нравится получать различную дополнительную информацию, например, год выпуска, издатель, рейтинг, можно использовать группировку по альбомам или какие-либо свои колонки.

Другая дополнительная информации выводится и представляется с помощью тегов и специальных функций, которые не сложно найти в справке. Отметим, что foobar2000 способен создавать неограниченное количество плейлистов. Их можно размещать в табах, управлять посредством специального элемента или же получать доступ к ним посредством выпадающего списка. Плейлисты можно выбрать на свой вкус: статичные и динамичные. В статичные плейлисты просто переносятся треки, и его список всегда будет постоянным. Autoplaylists, или динамичные плейлисты, позволяют выводить из медиа библиотеки только те треки, которые отвечают определённому запросу. Чтобы его создать, в строке поиска необходимо набрать, к примеру, только имя исполнителя, после чего нажать на кнопку «Create autoplaylist». И когда в медиа библиотеке будут появляться новые треки заданного исполнителя, они автоматически очутятся в созданном плейлисте. Разработан весьма гибкий язык запросов, он состоит из набора ключевых слов, предложенных для выполнения определенных типов сравнений и дает возможность объединить несколько формулировок запроса. В справке даны описания всех ключевых слов и полный синтаксис запросов.

Медиабиблиотека

Создание папок в медиа библиотеке плеера не должно составить особого труда - как одной, так и нескольких. Все изменения будут моментально учитываться после первоначального индексирования. Для произведения медиа библиотеки в базовых настройках будет доступен Album List. В его функции входит сортировка и вывод в нужном виде и порядке всех ваших файлов. Отображение самой медиа библиотеки создаётся примерно по такому же принципу, как и группировка в плейлисте треков, то есть при помощи тегов, но в таком случае вы можете с тем же успехом использовать и функции. Отображений можно создать любое количество, а потом выбирать их прямо из выпадающего списка. Без сомнения, это очень удобно.

Работа с тегами и файлами

Foobar2000 позволяет без труда выполнять самые разнообразные файловые операции - копирование, перемещение, переименование. Для этого просто создаётся подходящий вам шаблон (с помощью тех же тегов), треки выделяются в медиа библиотеке или плейлисте, в контекстном меню вызывается шаблон, вот и все - действия с файлами совершены. Ко всему прочему, Drag&Drop остался на месте.

Редактировать теги легко. Их можно копипастить и удалять, допустимо добавлять и свои собственные поля… Отдельно стоит упомянуть, что есть возможность работать с любыми видами и типами тегов: vorbis до ID3v1 и IDv2. Чтобы их заполнить, можно использовать обычную базу данных freedb. Она не всем нравится, так как есть нарекания на точность и ограниченность информации. Некоторые используют плагин foo_discogs.

Последний использует данные из грандиозного хранилища Discogs.com, помимо этого присутствует опция скачки обложек альбомов. К приятным моментам относится то, что есть возможность поместить какие угодно сведения о треке или альбоме в дополнительные поля, которые присутствуют на Discogs, а после можно по этим полям производить сортировку, добавлять другие колонки и новые схемы группировки плейлиста, а также формировать свежие отображения медиа библиотеки. Чувствуете силу? :)

Конвертер и CD риппер

Собственно foobar2000 нельзя назвать конвертером, он обладает внутренним фронтэндом для самых разных кодировщиков. По умолчанию представлены настройки сжатия в форме ползунка для шести популярных форматов сжатия аудиоданных: mp3, flac, aac, wavpak, musepack и ogg vorbis. Но пользователь может добавлять свои пресеты, либо выбрать кодировщик по своему усмотрению. Так как кодировщики являются консольными программами, для создания собственного пресета будет необходимость использовать ключи. Затем для конвертера создаётся шаблон, где указывается пресетсжатия и т. д. И только совершив эти действия, шаблон будет доступным в меню, то же придется проделать и с файловыми операциями. Например, у Cowon D2 есть такая настройка: выделенные файлы конвертируются в формат ogg со средним битрейтом 160 кбит/с, и перемещаются в папку с такой структурой: исполнитель – год – альбом - номер трека – название трека. Настроив выбранный шаблон один раз, процесс сжатия полностью сводится к единственному щелчку мыши. Вы все ещё не чувствуете эту мощь? :) Стоит ли говорить о том, что сжатие может имееть смысл только с такими схемами lossless→ lossless, lossless → lossy, однако не применимы при lossy → lossy, lossy → lossless.

Функция CD риппера возникла сравнительно недавно, и опций в нём намного меньше, чем в подобных узкоспециализированных программах, как Exact Audio Copy. Однако, есть возможность указать смещение своего привода, а также задать степень точности рипа. По ходу процесса используются созданные прежде шаблоны для конвертера, также можно «с колес» настроить новый.

Плагины

Плагины способны расширить и так обильный функционал foobar2000. В этом поможет обновленный пользовательский интерфейс, поддержка дополнительных аудио форматов, скробблер last.fm, формат отображения текстов и многое другое. До последнего времени весь этот набор никак не был отрегулирован, никем не отслеживался. Но все указывает на то, что Питер всерьёз принялся за решение этой проблемы, с недавних пор на сайте проекта можно найти раздел, где собраны наиболее популярные и интересные разработки. Кроме того, в плеере возник механизм, который позволяет отслеживать установленные вами плагины на случай их нестабильности. Решение об использовании такого модуля остаётся за пользователем. Для установки достаточно просто скопировать dll файл в папку components (она находится в корневой директории foobar). Если плеер запущен, его придётся перезапустить.

Foobar2000 - один из самых полезных и удобных свободных аудио плееров для windows. Он обладает очень широкими возможностями настройки и использования плагинов, что порождают определенную сложность его настройки, особенно для не очень продвинутых пользователей.

В этом материале я не буду касаться модификации интерфейса и прочих украшательств. Поэтому просьба не задавать по ним вопросы в комментариях - материал не об этом. Здесь описан способ настройки плеера для наиболее качественного воспроизведения стерео музыки. Вопросы многоканальности также не раскрыты.

И еще, я ни в коем случае НЕ утверждаю, что воспроизведение музыки с компьютера без качественного внешнего ЦАП может сравниться с нормальным CD проигрывателем. Даже с хорошей звуковой картой. Ресиверы же курят... просто тихо курят в сторонке и к стерео музыке отношения не имеют. Поэтому смысл этой статьи в максимальном использовании возможностей компьютера, когда обстоятельства не позволяют пользоваться нормальной аудиосистемой (работа, кабинет и т.д.) или когда нужно качественно прослушать свежескачанныый lossless образ диска.

Настройка рассчитана на повседневное использование и подходит для любого компьютера и типа подключения аудиосистемы, что сильно упрощает задачу. Последнюю версию программы можно скачать с . На этом же сайте есть и компоненты, которые вам понадобятся:

  • Monkey"s Audio decoder - декодер для файлов в формате Monkey Audio (.APE);
  • WASAPI output support - добавление поддержки вывода звука через WASAPI;
  • ASIO support - добавление поддержки вывода звука через ASIO.

Остальные компоненты найти сложнее, поэтому привожу прямые ссылки:
George Yohng"s VST wrapper - компонент, позволяющий использовать профессиональные VST плагины при воспроизведении музыки в foobar2000;
SOX resampler (первая ссылка на странице) - быстрый и качественный ресемплер (изменяет частоту дискретизации сигнала);
И напоследок можно установить поддержку чтения SACD (читает прямо из образа): ;

Если не хотите лазить по всем этим сайтам - можете скачать подборку компонентов. Версии соответствуют тем, которые я использую сам. Скачать все компоненты .

Немного подробнее о назначении компонентов. При воспроизведением звука через стандартные интерфейсы (DirectSound или Wave Output) задействуется встроенный микшер Windows, который формирует из нескольких источников (например, музыка, звуки ОС, звуки игр и т.д.) выходной поток. Соответственно, сигнал претерпевает искажения. Хуже того, если мы захотим вывести сигнал в цифровом виде, то Windows сделает ресемплинг (изменение частоты дискретизации и глубины квантования) сигнала до значений, установленных в параметре Default format (настройки звукового устройства в Windows).

Естественным способом обойти эти ограничения является вывод звука напрямую, в обход микшера Windows. Наиболее целесообразны для этого интерфейсы ASIO и WASAPI, приятной особенностью которых является также наличие "автомата" параметров сигнала при выводе цифрового сигнала. Иными словами, он передается "как есть", без изменений частоты дискретизации и глубины квантования.

Итак, приступим к установке. Для начала установите foobar2000 в желаемую директорию. Скачанные ранее компоненты нужно кинуть в папку components , находящуюся в директории с установленным foobar2000. VST плагины зачастую также требуют установки. Лучше устанавливать их всех в одну папку.

Теперь запустим foobar. Основное меню находится в File -> Prefences. Для удобства использования установим файловые ассоциации, которые в новых версиях не так просто найти: кнопка вызова настройки ассоциаций находится в разделе Shell Integration и называется "Open Set Program Associations: Foobar2000" control panel (см. скриншот).

Вызов меню установки файловых ассоциаций

Она вызывает штатное меню OC Windows))) Нужно установить ассоциации для следующих расширений:
.APE .FLA .FLAC .CUE .FPL .M3U .M3U8 .MP3 .OGG .WAVE .WAV .WV
После этого плеер будет загружаться для воспроизведения основных звуковых форматов.

Если вы не собираетесь использовать ASIO и намерены выводить звук через WASAPI, то соответствующую настройку можете пропустить. Для указания программе устройства ASIO зайдите в раздел меню "Asio virtual devices" (расположение в дереве видно на предыдущем скриншоте), которое существует благодаря плагину ASIO support . Там у нас чистое поле, поэтому жмем кнопку "Add new" и попадаем в следущее меню:


Добавление устройства ASIO4ALL

На примере (скриншот) в системе установлен только ASIO4ALL, поэтому он и выбран в выпадающем списке драйверов. Здесь же нужно сделать маппинг звуковых каналов. Для удобства предусмотрен тестовый сигнал и кнопка вызова меню конфигурации ASIO.


Настройка ASIO4ALL

Меню настройки ASIO4ALL довольно обширно, особенно в части управления выходами(если оно у вас пустое, нажмите на "гаечный ключ"). Можете отключить лишние выходы, которые не собираетесь использовать. Основной настройкой является величина буфера. Если вы используете ASIO только для звуковоспроизведения, то смело можете устанавливать максимальное значение. Если же использовать этот интерфейс по прямому назначению, т.е., например, для подключения музыкальных инструментов, то большой буфер будет давать задержку сигнала. В любом случае, если вы слышите искажения (клики, выпадения), - увеличивайте размер буфера.

Для стерео звуковой карты с поддержкой ASIO собственными драйверами добавление устройства в foobar гораздо проще. В списке всего два канала и не нужно никаких дополнительных настроек.


Добавление устройства с родной поддержкой ASIO

Теперь нужно задать способ вывода звука. Для этого переходим в меню "Output" и из выпадающего списка выбираем нужное устройство:


Указание устройства вывода

Указываем наше устройство ASIO или WASAPI. Для wasapi выбираем цифровой (digital) или аналоговый (speakers) варианты.

Если используется ASIO, а не WASAPI, то будет активирована функция автоматического выбора глубины квантования (16 или 24 бита). Желательно при добавлении устройства asio указать длы выводов 24 или 32 бита, чтобы эта функция имела смысл.

В меню настройки output после выбора устройства ASIO селектор битности становится disabled и появляется надпись "Output data format will be сhosen automatically for the selected device":

Осталось настроить DSP. К ним в нашем случае относится SOX Resampler, если он вообще нужен (об этом далее), и George Yohng"s VST wrapper. Добавление дополнительных обработчиков звука находится в разделе Playback -> DSP Manager основного конфигурационного меню.


Добавление DSP

В правом столбце находятся все доступные плагины, как штатные "фубаровские", так и размещенные в папке "components". В левый столбец добавляем то, что хотим использовать.

Немного о выборе, использовать или нет Resampler. По большому счету, он пересчитывает частоту дискретизации, стандартную для CD (44100 Гц) в любую другую (48000 - 192000), лишь бы она поддерживалась звуковой картой. Если у вас есть звуковая карта с честной аппаратной поддержкой частоты 44100, то ресемплер вам, возможно, не нужен. Но обычно там стоят цапы на 96 или 192 кГц, и еще вопрос, что сделает ресемплинг лучше: карта или плагин. Это касается и варианта с выводом звука по цифре на внешний ресивер, цап, процессор и т.д. Если планируется использование vst плагинов (например, эквалайзера), то ресемплер крайне рекомендуется, т.к. обработка будет происходить с большей точностью (в vst плагин пойдет сигнал с повышенной частотой дискретизации).

Если мы все же используем resampler, то зайдите в его конфигурацию (выделяем нужный DSP в левом столбце и нажимаем Configure selected). В меню его настройки достаточно подобрать поддерживаемую частоту. Начните с 48000, чтобы убедиться, что произведенная настройка foobar вообще работает, а затем попробуйте 192000 и 96000. Оставьте максимальную поддерживаемую частоту.

Если после описанной настройки foobar2000 заработал, то можно поздравить вас с основной частью. Если вы используете ASIO, то в трее должен висеть красивый значек, отображающий статус воспроизведения (play, stop, pause). При наведении на него мыши отображаются текущие параметры вывода.

Осталось подключить установленный ранее VST плагин эквалайзера (если он вам нужен, конечно). На рисунке выше вы видите в трее, рядом со иконкой ASIO, синюю иконку с надписью VST. Это доказывает свою боеготовность наш VST Wrapper. Клик по нему вызывает контекстное меню; веберите в нем VST Setup. В появившемся меню добавьте папку, в которую установлены ваши VST плагины.

Теперь используемый VST плагин можно выбрать через то же самое контекстное меню, пункт "Use VST Effect". Там же можно выбрать режим "Bypass", пускающий звук в обход плагина.


Выбор VST плагина.

С использованием VST плагинов замечен неприятный баг: при вызове окна конфигурации плагина, его настройки сбрасываются, и приходится заново выбирать сохраненный пресет. Но для повседневного использования это не имеет значения.

На этом настройка закончена. Приятного прослушичания что ли))))

Совсем недавно на нашем блоге было запущено обсуждение на тему того . Очень много людей сказали, что они пользуются плеером foobar2000. Один из комментаторов даже . То что вышло - это потрясающий текст о том, зачем вам этот плеер и как в нем управлять медиатекой. В конце текста вы найдете скриншоты иллюстрирующие описанное.

В этой статье мне хотелось бы рассказать о возможностях такой замечательной программы как foobar2000. На самом деле foobar – это не просто ещё один аудиоплеер, а целый инструмент для воспроизведения и совершения различных операций над аудиофайлами. Программа разрабывается очень давно, первые выпуски вышли ещё в 2000 году. Автором является Питер Павловски один разработчиков всем известного Winamp’a, в частности третьей ветки. После разногласий с остальной командой он решил создать свой собственный плеер.

Инсталлятор занимает всего 2 с лишним мегабайта, однако вы уже получаете встроенную поддержку множество аудиоформатов, медиабиблиотеку, способную быстро обрабатывать много тысяч файлов, «бесшовное» воспроизведение, поддержка ReplayGain, удобный конвертер, полная поддержка юникода, легко изменяемый интерфейс и самое главное модульная структура, позволяющая нарастить какой угодно функционал.

С чего начать? Пожалуй с интерфейса, который вызывает так много нареканий и недоумений у неофитов. При первом взгляде действительно плеер выглядит очень аскетично, но вся сила интерфейса foobar2000 в том, что его можно изменить так, как вашей душе угодно. В базовой поставке вы имеете лишь так называемый Default UI, оформление которого целиком основано на оформлении вашей Windows. В виде плагинов существуют альтернативные пользовательские интерфейсы, самый популярный это, конечно, Columns UI, есть ещё Panels UI, но он уже давно не развивается. Многим людям как и мне вполне хватает того функционала, что предоставляет DUI, однако, если вам хочется красивостей то в сети можно найти массу конфигураций для Columns, например на deviantart.

До версии 0.9.5 DUI практически не давал никакой возможности что-либо изменить, потом вобрав в себя некоторые идеи Columns, он превратился в настоящий конструктор, в котором размеры элементов, их расположение и доступ к ним, определяет сам пользователь. Всё это можно сделать в режим Layout Editing Mode, или если хотите сначала поэкспериментировать, то для этих целей есть специальная фича Scratchbox. Здесь вы можете вытворять всё что вам угодно, не боясь испортить уже настроенный интерфейс. Вам доступны разделители как вертикальные так и горизонтальные, вкладки, тулбар и элементы управления. Разметив удобным для вас образом интерфейс, самое время теперь помещать в выбранные области остальные элементы такие как плейлист, медиабиблиотека, вывод обложек, визуализации и элемент управления плейлистами. В принципе на этом работа с Layout Editing Mode закончена. Дальше идёт тюнинг размещённых элементов. Самые главные из них это, конечно, плейлист и медиабиблиотека.

Плейлист

Плейлист foobar2000 состоит из колонок, каждая из которой выводит какой-нибудь один тип информации. Также плейлист позволяет вам объединить треки в группы по определённым признакам, будь то альбом, исполнитель, жанр и т. д. По умолчанию вам уже даётся некоторый набор колонок и схем группировок, но ничто мешает вам добавить свои. К примеру, я слушаю музыку альбомами и мне нравится видеть различную дополнительную информацию, такую как год выпуска, издатель, число проигрываний и рейтинг, поэтому я использую группировку по альбомам и кое-какие свои колонки.

Дополнительная информации берётся из тегов, а её вывод и представление описываются с помощью специальных тегов и функций, которые можно найти в справке. Стоит сказать, что foobar2000 позволяет создавать сколько угодно плейлистов. Вы можете размещать их в табах, управлять через специальный элемент или получать к ним доступ через выпадающий список. Плейлисты могут быть как статичными так и динамичными. Со статичными плейлистами думаю всё ясно, просто накидываете треки, и его содержимое всегда будет постоянным. Динамичные плейлисты, или как они тут называются autoplaylists, позволяют отображать только те треки медиабиблиотеки, которые соответствуют определённому запросу. Для его создания необходимо в строке поиска набрать, к примеру, имя исполнителя и нажать на «Create autoplaylist». Теперь когда в медиабиблиотеке появятся новые треки этого исполнителя, они автоматически окажутся в созданном плейлисте. Язык запросов весьма гибкий, он предлагает набор ключевых слов для выполнения конкретных типов сравнений и позволяет объединить несколько выражений запроса. В справке описаны все ключевые слова и синтаксис запросов.

Медиабиблиотека

Я думаю добавление папок в медиабиблиотеку не составит особого труда у вас, это может быть как одна папка так и несколько. После первоначального индексирования все изменения в них будут мгновенно учитываться. Для работы с медиабиблиотекой в базовой поставке вам доступен так называемый Album List. C его помощью вы можете отсортировать и вывести в нужном виде все ваши файлы. Отображение вашей медиабиблиотеки создаётся примерно таким же образом, что и группировка треков в плейлисте, то есть с помощью тегов, но здесь вы также можете использовать и функции. Можно создать сколько угодно отображений, а потом просто выбирать их из выпадающего списка. Поверьте это очень удобно.

Работа с файлами и тегами

Foobar2000 позволяет вам с лёгкостью выполнять различные файловые операции будь то копирование, перемещение или переименование. Просто создаёте нужный вам шаблон (опять же с помощью тегов), выделяете треки в плейлисте или медиабиблиотеке, в контекстном меню вызвает шаблон и вуаля: действия над файлами совершены. Да и ещё. Drag&Drop никуда не делся.
Редактировать теги удобно как в одном файле так и в нескольких. Вы можете их копипастить, удалять, добавлять свои собственные поля… Стоит ли говорить, что вы можете работать с любым типом тегов: ID3v1 и IDv2, ape, vorbis. Для их заполнения можно использовать базу данных freedb, но она мне не нравится, поскольку совсем не точная и в ней мало информации. Я использую плагин foo_discogs. Он берёт данные из колоссального хранилища сайта Discogs.com, также присутствует функция скачки обложек альбомов. В дополнительные поля можно поместить любые сведения о треке и альбоме, которые есть на Discogs, а потом по этим полям можно производить сортировку, добавлять новые колонки и схемы группировки в плейлисте, а также создавать новые отображения медиабиблиотеки. Чувствуете мощь? :)

Конвертер и CD риппер

Сам по себе foobar2000 не является конвертером, он обладает встроенным фронтэндом для различных кодировщиков. По умолчанию вам даны настройки сжатия в виде ползунка для шести форматов сжатия аудиоданных: aac, mp3, flac, wavpak, musepack и ogg vorbis. Но вы можете добавить свои пресеты или выбрать любой другой кодировщик. Так как все кодировщики это консольные программы, то для создания своего пресета вам необходимо будет использовать ключи. Затем вы создаёте шаблон для конвертера, в котором указываете пресет сжатия, выходную папку и т. д. Потом этот шаблон становится доступным в контекстном меню, так же как с файловыми операциями. К примеру, у меня есть такая настройка для моего Cowon D2: выделенные треки конвертируются в ogg со средним битрейтом 160 кбит/с, и кидаются в такую структуру папок: исполнитель — год — альбом\номер трека — название трека. Настроив нужный шаблон один раз, весь процесс сжатия сводится к одному щелчку мыши. Вы ещё не чувствуете мощь? :) Думаю не стоит даже и говорить, что сжатие имеет смысл только при схемах lossless → lossless и lossless → lossy, но никак не lossy → lossy и lossy → lossless.

Функция CD риппера появилась относительно недавно, и настроек в нём гораздо меньше, чем в таких узкоспециализированных программах как, например, Exact Audio Copy. Тем не менее, вы можете указать смещение для своего привода и задать уровень точности рипа. В самом же процессе используются созданные вами ранее шаблоны для конвертера либо можно «на лету» настроить новый.

Плагины

Плагины могут расширить и без того богатый функционал foobar2000. Это может поддержка дополнительных аудиоформатов, новый пользовательский интерфейса, скробблер last.fm, отображение текстов песен и многое-многое другое. До недавнего времени всё это хозяйство никак не было централизовано, и никем не отслеживалось. Но похоже Питер всерьёз взялся за эту проблему, теперь на сайте проекта есть раздел, где собраны самые популярные и интересные разарботки. Более того в плеере появился механизм, который отслеживает установленные плагины на предмет нестабильности о чём вас может потом предупредить. Решение же использовать такой модуль или нет остаётся за вами. Установка сводится к простому копированию dll файла в папку components в корневой директории foobar, правда плеер придётся перезапустить, если он запущен.

Естественно здесь описаны далеко не все возможности, а только самые основные, существует ещё масса мелочей и дополнительных функций, которые могут пригодиться практически на все случаи музыкальной жизни. Думаю после прочтения этого краткого обзора многие поняли насколько удобным, мощным и даже красивым инструментом может оказаться foobar2000. Тем не менее разбираться в нём придётся немало, особенно если вы только начали знакомиться с этой программой. Я не призываю всех пересаживаться на неё, кому-то не нужны все те блага, что даёт foobar, у кого-то нет времени или желания на настройку, однако, для тех кто не ищет лёгких путей и хочет иметь практически неограниченный контроль над своей цифровой аудиоколлекцией foobar2000 станет настоящим подарком.

Описание основных принципов настройки конвертера foobar2000.

2013-06-11T14:40

2013-06-11T14:40

Audiophile"s Software

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : на данный момент информация в этой статье актуальна для foobar2000 v1.3.7

Copyright 2017, Taras Kovrijenko

Полное или частичное копирование текста допускается только с письменного разрешения автора .

Принцип работы

Для лучшего понимания изложенной здесь информации будет полезно знать принцип работы конвертера. Примерная его схема предоставлена на рисунке ниже.

Источником чаще всего является файл-контейнер (FLAC, MP3 и т.п.) содержащий сжатое (с потерями или без) аудио, исключением являются контейнеры WAV и AIFF часто содержащие несжатое аудио. Поток фреймов (и ещё некоторая информация) из источника поступает на декодер, который на выходе даёт несжатый цифровой поток.

В случае с lossy поток имеет 32-битный формат с плавающей точкой и тут же передаётся цифровым обработчикам - DSP, ReplayGain. Для таких lossless форматов, как FLAC и WavPack, может выполняться пост-обработка - в случае, если в них обнаружен HDCD слой, несжатые данные в формате 16 бит передаются непосредственно HDCD декодеру, который в результате дает фактически 20-битное аудио, но в виде 32 бит с плавающей точкой; далее поток так же, как и для lossy, поступает на обработчики.

После обработки производится конвертация битовой глубины: для lossless кодирования - до значения, указанного на последней вкладке настроек конвертера (также есть возможность использования dithering и noise shaping при понижении битовой глубины, см. далее), для lossy - до значения, указанного как максимальная поддерживаемая кодеком разрядность входных аудиоданных.

Если кодер поддерживает ввод через STDIN, данные передаются ему «на лету», прямо по ходу декодирования и обработки. В противном случае все данные из источника сначала декодируются и обрабатываются, затем записываются во временный контейнер WAV, и только по окончании процесса этот файл вместе с параметрами кодирования передается кодеру.

Получив параметры и входные данные, кодер начинает кодирование, уже самостоятельно записывая выходной файл по указанному в параметрах адресу. По завершении кодирования foobar2000 копирует из источника метаданные (теги) в новый файл. После всего этого, при включенном ReplayGain сканировании, полученный файл опять декодируется, несжатые данные анализируются RG сканером, который затем передает рассчитанные значения теггеру для записи этих данных в наш файл.

1. Предварительная настройка

На главной панели плеера выберите File->.

Из древовидного меню (слева) выберите Advanced->Tools->Converter . В поле ввода Additional command-line encoder paths укажите полные пути к папкам с исполняемыми файлами (exe) кодеров через точку с запятой. Помните, что foobar2000 самостоятельно может добавлять пути в эту строку - при ручном выборе кодера (см. далее).

Примечания:
- если кодеры находятся в подпапке foobar2000/encoders , путь к этой папке можно не указывать - плеер сам ищет кодеры по данному адресу; - относительные пути к каждому кодеру, при надобности (например, для портативных версий), можно указывать непосредственно в профиле конвертера (см. дальше).

2. Настройка конвертера (на примере LAME MP3)


Нажмите на любом файле из плейлиста или библиотеки правой кнопкой, выберите Convert->Convert...

2.1 Настройка кодера (Output format)

Тут мы видим список профилей кодировщиков. Обратите внимание на настройки битности и Dithering для lossless кодеров:

Output bit depth - глубина квантования при декодировании входных файлов: Auto, 8/16/24 (с фиксированной точкой), или 32 бит (с плавающей точкой). Рекомендуется значение Auto . Но при этом надо учитывать, что в таком случае для lossy источников будет выбрана глубина 16 бит.

Dither - использование Dithering + Noise Shaping: never (не использовать), lossy sources only (только для lossy источников), always (всегда использовать). Использование данной технологии рекомендуется только в случае когда глубина квантования источника больше чем выходная, в остальных случаях следует установить значение never .

Для наглядности создадим новый профиль с помощью кнопки Add New .

Появится окно с настройками кодера. Изначально конвертер предложит Вам стандартный диалог настройки с помощью обычного ползунка, которым можно регулировать качество от -V 9 (VBR) до -b 320 (CBR). Для более тонкой настройки, а также использования дополнительных ключей я настоятельно рекомендую выбрать в раскрывающемся списке Custom .

Теперь можно перейти непосредственно к настройке параметров кодера.

Encoder - тут устанавливаются параметры, непосредственно влияющие на кодирование. Вверху из списка выберите Custom и введите параметры:

Encoder - укажите путь к файлу кодировщика. Полный путь можно указать нажав кнопку "...". Также можно указать путь относительно foobar2000.exe, например: ./encoders/lame.exe . Самым простым способом будет указание имени файла кодера (для LAME это обычно lame.exe ), но работать такой способ будет только если кодер с данным именем находится в одной из папок, указанной в настройках foobar2000 (смотрите пункт 1)

Extension - расширение выходных файлов. Указать mp3

Parameters - параметры кодирования, которые передаются кодеру. Для максимального качества пропишем:
--silent -b 320 -q 0 --noreplaygain - %d

Do not convert in miltiple threads - установив здесь галочку, можно запретить параллельное кодирование нескольких треков при использовании данного пресета.

Bit Depth Control - параметры отвечающие за тип кодека и максимально поддерживаемую им глубину квантования входных файлов.

Format is - тип кодека. Может быть lossy (с потерями) или lossless/hybrid (без потерь/гибридный). Опция влияет на формат данных передаваемых кодеру. Для lossy кодеров поток передается с максимальной поддерживаемой глубиной бит (смотрите ниже), для lossless сохраняется глубина бит используемая при декодировании источника (см. ниже). Для LAME установить lossy .

Highest BPS mode supported - максимальная поддерживаемая кодеком разрядность входных аудиоданных. Может быть 8, 16, 24 (с фиксированной точкой), или 32 бит (с плавающей точкой). Так как наш кодер LAME имеет поддержку формата с плавающей точкой, установим 32 бит.

Display Info - настройка информации отображаемой в названии профиля кодировщика, на сам процесс кодирования не влияет .

Encoder name - укажите название кодировщика. Укажем MP3 (LAME)

Bitrate (kbps) - укажите битрейт. Для текущего пресета - 320 kbps

Settings - укажите параметры кодирования (не влияет на кодирование, только для отображения в списке профилей кодировщиков). Указываем параметры влияющие на качество - в данном случае это только ключи -b 320 -q 0

Нажмите "ОК".

Теперь в списке появится наш профиль - MP3 (LAME).5 320 kbps -b 320 -q 0 . Нажмите кнопку Back . Перейдем к следующей группе настроек...

2.2 Выходные файлы (Destination).

Тут находятся настройки выходных файлов.

Output path - укажите, куда будут помещаться выходные файлы:

Ask me later (useful for saving preset) - программа каждый раз будет просить Вас указать папку

Source folder каждый трек будет сохранятся в папку соответствующего файла-источника.

Specify folder - все файлы будут сохраняться в папку указанную Вами в поле ввода (в случае отсутствия таковой, папка создастся автоматически).

If file already exists - если файл с именем выходного файла уже существует:

Ask - спросить, что делать.

Skip - пропустить кодирование данного трека.

Overwrite - перезаписать существующий файл новым.

Output style and filename formatting - выберите способ форматирования выходных файлов:

Convert each track to an individual file - каждый трек будет сохраняться в отдельный файл, в поле ввода Name format можно указать формат имени файла. Желательно указать "%track% %artist% - %title% (<номер трека> <исполнитель> - <название трека>), подробную информацию смотрите на странице . Учтите, что полное имя (включая расширение) выходных файлов не должно совпадать с именем файлов-источников, в противном случае Вы увидите ошибку.

Generate multi-track files - объединение отдельных групп файлов, в соответствующие файлы. В поле «Name format & grouping pattern» указывается способ группировки/форматирования имени выходных файлов.

Merge all tracks into one output file - все треки будут объединены в один выходной файл под названием "Image"(расширение зависит от указанного в настройках кодировщика).

2.3 Обработка (Processing)

Тут указываются параметры обработки треков перед их кодированием.

Enable decode postprocessing - опция доступна только при установленных плагинах foo_dts и/или foo_hdcd. С ее помощью включается декодер DTS или HDCD, в результате чего выполняется необратимое преобразование исходного PCM потока (например, в формат 5.1 для DTS CD, или в 24-битное аудио для HDCD). Для lossy кодирования эту опцию желательно держать включенной.

ReplayGain - Вы можете использовать данную функцию, если входные треки имеют теги ReplayGain, но учтите что её использование в случае lossless источника крайне не рекомендуется.

DSP - включает возможность применять DSP эффекты, без необходимости не включать .

DSP chain presets - Вы можете сохранять цепочки DSP в отдельные предустановки, и в дальнейшем загружать ту которая будет необходима.

Don"t reset DSP between tracks - не начинать обработку заново для каждого трека - функция необходима например для кроссфейдинга (когда конец предыдущего трека миксуется с началом следующего), etc.

2.4 Остальные настройки конвертера (Other)

Preview generation - Вы можете получать на выходе короткие отрезки входных треков (например, для предварительного прослушивания):

Length percentage - задать продолжительность отрезков в процентах от исходного трека (от 3 до 30%).

Fixed track length - задать фиксированную продолжительность отрезков (от 10 до 60 секунд).

When done - в этой графе указываются действия, которые будут выполняться по окончании кодирования.

Show full status report - включить вывода отчета о результатах кодирования. Если данную опцию выключить, отчет будет выводиться только при наличии ошибок.

ReplayGain-scan output files as albums - автоматическое сканирование созданных файлов сканером ReplayGain. Рекомендуется включить при lossy кодировании.

Transfer attached pictures - копирование картинок, вшитых в теги исходных треков, в теги результирующих треков.

Copy files to destination folder - копировать файлы с указанным расширением из исходной папки в целевую (например, «*.CUE;*.JPG»)

2.5 Завершение настройки.

Теперь вернитесь в главное окно конвертера. Нажмите кнопку Save чтобы сохранить профиль, введите имя профиля - LAME MP3, 320 kbps . После нажатия на кнопку Convert начнется конвертация файлов, для выхода нажмите Cancel .



Рекомендуем почитать

Наверх