Фокус гудини с веревкой. Прохождение через кирпичную стену. «Побег из камеры пыток под водой»

Faq 21.04.2019
Faq

Секреты Гарри Гудини были раскрыты спустя десятилетий после его смерти.

Среди иллюзионистов давно существует неписаное правило: никогда не раскрывать секреты трюков перед зрителями. В 2004 году в музее города Аплтон (штат Висконсин) состоялась выставка, на которой всем желающим поведали тайны создания фокусов великого Гарри Гудини. Иллюзионисты со всего мира были возмущены этим до невозможности. Дэвид Копперфильд, как и большая часть его коллег, решил бойкотировать выставку, назвав её прямым нарушением «магического протокола». Многие утверждали, что до сих пор используют трюки Гудини в своих выступлениях.

Со смерти великого иллюзиониста и мастера исчезновений прошло почти 90 лет. Вопреки всея заявлениям, в действительности мало кто из современных фокусников обращается к его устаревшим техникам при создании собственных шоу-номеров. Более того, секреты Гарри Гудини были раскрыты ещё за несколько десятилетий до того, как в музее города Аплтон состоялась выставка, вызвавшая большой резонанс среди любопытных посетителей и недовольных иллюзионистов. Не успело пройти и года со смерти Гудини, как его команда начала налево и направо выдавать тайны фокусника, прославившегося на весь мир.

В этой статье представлен список величайших секретов Гарри Гудини. Тем, кто не хочет их знать, читать то, что написано ниже, вовсе не обязательно.

1. «Радио 1950 года»

«Радио 1950 года» – трюк, который Гарри Гудини разработал для своих вечерних выступлений незадолго до собственной смерти.

По словам Дороти Янг, помощницы Гудини, фокус начинался с того, что великий маг демонстрировал зрителям большой стол, накрытый скатертью, края которой не доходили до пола на пару десятков сантиметров. После этого его ассистенты помещали на стол огромное радио (около двух метров длиной, высотой почти в метр и такой же шириной). На передней панели радио, помимо всего прочего, располагались двухстворчатые дверцы. Распахнув их, Гудини показывал зрителям, что внутри, кроме катушек, трансформаторов и вакуумных трубок, больше ничего не было.

Затем он закрывал дверцы и принимался настраивать радио. «А сейчас, – произнёс голос диктора, – Дороти Янг исполнит для вас танец Чарльстон». В этот момент открывалась верхняя панель радио, и оттуда появлялась красивая молодая помощница, которая спрыгивала на сцену и пускалась в энергичный пляс.

«На каждой радиоволне – разная девушка, – говорил Гудини. – Нет, господа, это не продаётся».

Секрет:

Весь секрет крылся в столе, дизайн которого предполагал наличие двух прямоугольных столешниц. В верхней столешнице имелась небольшая потайная дверца, которая открывалась наружу.

Когда помощники Гудини выносили на сцену радио, Дороти Янг уже была внутри него. Как только оно оказывалось на столе, девушка открывала потайную дверцу, пряталась между двумя столешницами и ждала, пока великий маг убедит зрителей в том, что внутри радио никого нет. Когда Гудини якобы искал нужную волну, Янг перебиралась обратно в радио.

На фотографии выше вы видите младшего брата Гудини, Теодора Хардина, демонстрирующего трюк «Радио 1950 года» вместе со своей ассистенткой Глэдис Хардин.

2. «Метаморфоза»

«Метаморфоза» – трюк, с которого Гарри Гудини начинал свою карьеру иллюзиониста в 1894 году. Выполнял он его вместе со своей женой Бесси. Фокус вызвал настоящий фурор среди зрителей. Именно благодаря «Метаморфозе» Цирк братьев Уэлш заметил Гудини и пригласил его на гастроли в 1895 году.

Трюк был достаточно сложным в исполнении. Гудини завязывали руки за спиной, надевали на него плотный мешок, обматывали его верёвкой, и сажали в большой деревянный ящик, который закрывали на несколько замков и прятали позади тонкой занавески. За ней исчезала и жена Гудини. Она громко хлопала три раза в ладоши, после чего занавеска отдёргивалась в сторону, и перед зрителями появлялся Гудини. Бесси за ней уже не было. Она оказывалась в мешке внутри запертого ящика, где до этого сидел её муж.

Секрет:

Секрет трюка «Метаморфоза» на удивление прост: основательная практика. Гарри Гудини был экспертом по верёвкам и узлам. Ему удавалось освободить свои руки ещё до того, как его голова исчезала в мешке, по верхнему краю которого располагались небольшие отверстия, позволявшие ослаблять и затягивать верёвку изнутри.

Пока Бесси закрывала ящик на замки, Гудини успевал выбраться из мешка. Когда занавеска закрывалась, он вылезал из ящика через заднюю панель и начинал хлопать в ладоши. В это время Бесси проделывала всё с точностью до наоборот. После третьего хлопка Гудини открывал занавеску…

Чтобы поменяться местами, Гарри и Бесси хватало трёх секунд. Это невероятно!

3. «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии»

Младший брат Гудини, Теодор Хардин, также был известным иллюзионистом. Самым популярным трюком из его арсенала стало освобождение из смирительной рубашки, которое, как правило, происходило за экраном. Однажды зрители попросили его исполнить данный фокус у них на глазах; он с удовольствием подчинился их просьбе, за что впоследствии получил высочайшие похвалы и громкие овации стоя. Гудини, узнав об этом, решил любым способом превзойти собственного брата и разработал трюк «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии», который часто выполнял перед своими вечерними выступлениями для того, чтобы привлечь на них больше людей.

Секрет:

Секрет данного трюка был раскрыт в книге «Освобождение от наручников» (1910 год), написанной самим же Гудини. Заключался он в небольших уловках, которыми пользовался великий иллюзионист при надевании смирительной рубашки.

Когда смирительная рубашка оказывалась на теле Гудини, он скрещивал руки на груди (причём правая всегда была сверху левой) и старался не дать затянуть рукава слишком туго. Как только наступал момент завязывания смирительной рубашки, иллюзионист делал глубокий вдох, послабляя тем самым ткань и оставляя спереди приличный зазор.

После того как Гудини оказывался подвешенным в воздухе, он, прилагая некоторые усилия, сначала освобождал левую руку, а после – правую, перекидывая её через голову. Последнее он легко мог сделать благодаря тому, что висел вверх ногами.

Чтобы высвободиться из смирительной рубашки, изначально Гудини требовалось, как минимум, полчаса, при этом он не раз получал вывих плеча. Впоследствии ему удалось сократить данное время до трёх минут.

4. Древний индийский трюк с иглами


Впервые данный трюк Гарри Гудини исполнил в 1899 году. С тех пор он стал «изюминкой» его выступлений.

Перед выполнением трюка великий иллюзионист предлагал кому-нибудь из зрителей осмотреть его рот и внимательно изучить инвентарь – 50-100 штук иголок и нить длиной 18 метров. Затем он у всех на виду глотал эти предметы и запивал их водой. Через несколько секунд из его рта появлялась «цепочка» из тех же самых иголок, но только уже нанизанных на нитку.

Секрет:

Секрет трюка с иголками был раскрыт спустя три года после смерти Гарри Гудини.

Перед началом выступления иллюзионист помещал между щекой и зубами маленький квадратный кусочек плотного картона, на которой была аккуратно намотана «цепочка» из иголок, нанизанных на нить. Друг от друга они отделялись небольшими узелками.

Когда Гудини показывал зрителю свой рот, он как бы невзначай прикрывал одним из пальцев то место, где располагалась игольная «цепочка».

Затем иллюзионист брал обычные иголки и нитку, клал их на язык и делал вид, что проглатывал всё вместе с водой. На самом деле он осторожно выплёвывал эти предметы в стакан, где ещё оставалось немного воды (благодаря чему они казались невидимыми), и быстро отдавал его своей помощнице, после чего принимался осторожно доставать изо рта спрятанную «цепочку» из иголок.

5. «Прохождение сквозь кирпичную стену»


За всю свою карьеру этот трюк Гудини исполнил всего несколько раз. Он вызвал настоящий фурор среди поклонников легендарного иллюзиониста.

Пока Гудини развлекал публику своими трюками, каменщики тем временем занимались возведением на сцене стены высотой и шириной около трёх метров. Она располагалась перпендикулярно к залу, что позволяло зрителям видеть обе её стороны. Стена была построена на огромном ковре из муслина, чтобы исключить возможность использования потайной двери. Когда каменщики закончили свою работу, Гудини предложил зрителям попробовать стену на прочность, ударив по ней молотком.

Как только все вернулись на свои места, великий иллюзионист занял позицию у одной стороны стены. В следующее мгновение на сцене появились два ассистента с ширмами на колёсиках. Буквально на несколько секунд они закрыли обзор обеих сторон стены, после чего тут же удалились. Публика ахнула от удивления, увидев, что Гудини стоит уже у противоположной стороны стены.

Секрет:

Секрет прост: ковёр. Под ним находился продолговатый, узкий лаз V-образной формы, проходящий под стеной.

Гудини также исполнял трюк прохождения сквозь кирпичную стену в другой вариации. На этот раз под стеной находился не ковёр, а цельный лист стекла, что действительно сделало невозможным использование потайной двери или лаза. Однако Гудини всё же нашёл способ, который помог ему «пройти сквозь стену».

После того как на сцене появились несколько ассистентов с передвижной ширмой и закрыли одну сторону стены, Гудини быстро переоделся в ту же самую рабочую одежду, что была на них, и, обойдя стену с задней стороны, вместе с ними направился за другой ширмой. Как только вторая сторона стены была скрыта от посторонних глаз, он обратно надел свой костюм и стал ждать, когда ассистенты уберут ширмы. Меж тем, за первой ширмой зрителям махала механическая рука, заставляя их думать, что Гудини находится ещё там. Когда помощники убрали ширмы, зал взорвался бурными аплодисментами, ведь великому иллюзионисту каким-то «магическим» образом удалось совершить прохождение сквозь каменную стену.

6. «Освобождение от наручников»


Гарри Гудини голословно утверждал, что способен освободиться от любых наручников, которые ему предоставят зрители либо представители местной полиции. Трюк «Освобождение от наручников» впечатлил театрального менеджера Мартина Бека, который в 1899 году пригласил Гудини выступать на сцене варьете «Орфеум».

Секрет:

Гудини обладал энциклопедическими знаниями о замках и наручниках. Он мог с первого взгляда определить, какой именно ключ ему был нужен, чтобы открыть тот или иной замок. Поначалу иллюзионист искусно прятал миниатюрные ключи и отмычки на теле, а после изобрёл специальный пояс из гибкой стали, который вращался (на шарикоподшипниках) по кругу лёгким движением локтя. Он имел несколько отсеков, внутри которых находились различные ключи и отмычки.

В 1902 году Гудини обнаружил, что некоторые наручники можно открывать и вовсе без ключа. Достаточно было просто постучать ими о твёрдую поверхность.

Иногда Гудини приходилось иметь дело с нестандартными наручниками, к которым подходил всего один-единственный ключ. В таких случаях иллюзионист просил дать ему пару минут на то, чтобы проверить, как работает ключ. Пока он возился с наручниками, его помощник в это время за кулисами искал похожий по внешнему виду ключ. Гудини возвращал поддельный ключ, который ему незаметно передавал ассистент, владельцу наручников, а себе оставлял настоящий.

За всю свою карьеру Гудини пришлось дважды столкнуться с «упрямыми» наручниками. Первый раз это случилось во время его выступления в городе Блэкберн (Англия). Будущий писатель Уильям Ходжсон настолько умело заковал иллюзиониста в наручники, что освободиться от них он смог лишь спустя час и сорок минут. После этого на руках у него остались кровавые рубцы.

Второй случай произошёл в Лондоне, где Гудини был брошен вызов одним из репортёров газеты «The Daily Mirror». Он подготовился к встрече с иллюзионистом заранее.

Репортёр нашёл самого лучшего в стране кузнеца, потратившего пять лет на то, чтобы сделать наручники, которые невозможно было открыть посторонним ключом или вскрыть отмычками. На то, чтобы освободиться от них, Гудини потратил один час и десять минут. Многие считали, что этот трюк был спланирован иллюзионистом заранее.

7. «Освобождение из молочного бидона»


Это был один из самых лёгких и захватывающих трюков в арсенале Гудини. Впервые он исполнил его в 1901 году.

Всё начиналось с того, что Гудини предлагал зрителям внимательно осмотреть молочный бидон и проверить его на прочность, ударив по нему несколько раз ногой. Высота бидона была около одного метра. Сверху он плотно накрывался крышкой, фиксируемой шестью запорами с пробоями для висячих замков. Пока Гудини за кулисами переодевался в купальный костюм, зрители тем временем наполняли бидон водой. Затем иллюзионист возвращался и, с улыбкой спросив у зала, на сколько времени они способны задержать дыхание, погружался в молочный бидон с головой, вытесняя излишки воды. До того момента как крышка была полностью зафиксирована и закрыта на замки, которые зрители иногда приносили с собой, Гудини уже находился под водой, по меньшей мере, 60 секунд. После бидон исчезал за передвижной ширмой, которую убирали через пару минут, и перед зрителями представал Гудини в купальном костюме, мокрый и запыхавшийся. При этом замки на крышке молочного бидона оставались нетронутыми.

Секрет:

Секрет трюка был раскрыт другом Гудини спустя несколько лет после его смерти. На самом деле верхняя часть молочного бидона не была припаяна к цилиндрическому корпусу, который снаружи благодаря хитрой маскировке казался цельным. Она крепилась к нему при помощи специальных заклёпок, располагавшихся внутри, поэтому зрители не смогли бы её снять, даже приложив особые усилия.

8. «Освобождение из ящика, находящегося под водой»

Впервые этот трюк великий иллюзионист исполнил в 1912 году на одной из барж в проливе Ист-Ривер (Нью-Йорк).

Гудини надели на руки наручники и поместили в небольшой деревянный ящик, который заколотили гвоздями, обмотали железными цепями с замком и погрузили в воду. Спустя две с половиной минуты зрители могли увидеть, как недалеко от того места на поверхности появился легендарный иллюзионист. Во всех газетах на следующий день писали, что «это был самый потрясающий трюк, который когда-либо исполнял Гарри Гудини».

Секрет:

Секрет этого трюка, конечно же, заключался в конструкции деревянного ящика. Во-первых, в нём были проделаны мелкие отверстия, позволявшие Гудини дышать, когда он ждал, пока ящик заколотят гвоздями, обмотают цепями и опустят в воду. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты к обрешётке; они крепились к ней при помощи защёлки.

Гудини успевал снять наручники ещё до того, как ящик начинали обматывать железными цепями. Как только ящик оказывался в воде, он открывал защёлку и плыл к поверхности.

Однажды во время исполнению трюка Гудини решил не открывать «потайную дверцу» из досок до тех пор, пока деревянный ящик не опустится на дно реки. Однако получилось так, что он упал на дно той стороной, где как раз находились две неприбитые доски. Выход из ящика оказался заблокированным. Приложив определённые усилия, Гудини всё же смог выбраться из ловушки. С тех пор он решил больше не рисковать и открывал защёлку до того, как ящик успевал достичь дна.

9. «Исчезновение слона»


Этот трюк Гарри Гудини за всю свою карьеру исполнил всего лишь один раз – 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром», на самой большой сцене в мире. «Исчезновение слона» стало вторым самым знаменитым фокусом легендарного иллюзиониста, уступив первое место номеру под названием «Китайская водяная камера пыток». Гудини завёл слона в большой ящик, и через мгновение животное исчезло, а вместе с ним и разгадка трюка.

Ящик, куда Гудини заводил слона, был утерян, а поскольку данный фокус выполнялся всего один раз, то секрет, который он таил в себе, знали лишь избранные. Годами считалось, что разгадка «Исчезновения слона» навсегда потеряна для истории…

Секрет:

Итак, начнём со сцены «Ипподрома». Самого театра уже давно нет, однако, судя по сохранившимся фотографиям, в нём было около 5700 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не могли хорошо видеть ящик и слона, которые находились далековато от края сцены.

Согласно одной из версий, ящик представлял собой обычный каркас, похожий на клетку. В его передней части был спрятан рулон ткани, идентичной той, из которой шился сценический занавес. В определённый момент Гудини делал выстрел из пистолета. Когда зрители на мгновение зажмуривались от страха, он быстро опускал маскирующее полотнище, которое скрывало слона и заставляло всех думать, что животное исчезло на самом деле.

Также существует и другая версия, объясняющая суть трюка «Исчезновение слона». Согласно ей, ящик, куда Гудини заводил слона, передвигался на колёсиках, был продолговатой формы, имел двойные дверцы с круглым отверстием посередине (обеспечивало ограниченное освещение внутри ящика) на одной стороне и огромный занавес на другой. После того как слон и Гудини оказывались в ящике, опускался занавес, и ассистенты начинали медленно вращать его по кругу. Тем временем, иллюзионист подводил животное ближе к задней стенке ящика, которую после задёргивал чёрным полотнищем. Когда Гудини поднимал занавес, он снова начинал вращать якобы пустой ящик для того, чтобы никто в зале не имел возможности рассмотреть его затемнённый интерьер.

10. «Китайская водяная камера пыток»

Китайскую водяную камеру пыток Гудини делал под заказ за 10 тысяч долларов. Впоследствии он оформил на неё патент.

Выглядела камера как продолговатый аквариум, перевёрнутый на бок. Её рама была сделана из красного дерева и никелированной стали, а мелкие детали – из латуни. Камера имела следующие параметры: ширина – 67 сантиметров, высота – 1,5 метра, вес – 3000 килограмм и объём – 950 литров. Её передняя панель была изготовлена из закалённого стекла толщиной 1,5 сантиметра. С собой великий иллюзионист всегда возил запасную камеру – на тот случай, если с первой что-то случится.

Трюк начинался с того, что Гудини устанавливал камеру в том месте, на которое указывал любой человек из зала. Затем он просил этого же зрителя внимательно осмотреть камеру и заявлял, что даст ему одну тысячу долларов, если тот докажет наличие в камере каких-либо отверстий или специальных приспособлений для дыхания.

Затем иллюзионист ложился на спину, и ассистенты принимались надевать ему на ноги деревянные колодки. После этого его подвешивали вниз головой и в таком положении опускали в резервуар с водой. Колодки в данном случае выполняли роль крышки, которая фиксировалась четырьмя запорами с пробоями и закрывалась на висячие замки.

Когда всё было готово, спереди камеры опускался занавес, за которым оставался один из помощников Гудини с топором в руках, готовый в любую минуту разбить стекло резервуара, если что-то пойдёт не по плану. Оркестр начинал играть музыку. Спустя буквально пару минут поднимался занавес, и перед зрителями представал Гудини рядом с камерой, крышка и замки которой оставались нетронутыми.

Секрет:

Здесь ключевую роль играли две вещи. Во-первых, колодки были сконструированы таким образом, что когда Гудини погружали в резервуар, часть воды из него вытеснялась, оставляя под крышкой небольшой воздушный карман.

Во-вторых, после того как помощники Гудини опускали запоры, прорези между деревянными досками, обхватывавшими лодыжки иллюзиониста, становились немного шире. Когда опускался занавес, Гудини усилиями высвобождал ноги из колодок, подтягивал их к груди и переворачивал своё тело. Теперь его голова оказывалась возле крышки, и он спокойно мог дышать.

Крышка с колодками была сделана таким образом, что её можно было легко открыть изнутри. На то, чтобы выбраться из камеры, у Гудини уходило буквально пару минут.

Согласно одной из городских легенд, Гудини утонул, выполняя трюк «Китайская водяная камера пыток». Однако это не правда. Он умер на больничной койке от инфекции, вызванной перфоративным аппендицитом.

Гарри Гудини по праву входит в десятку наиболее знаменитых фокусников мира. Первые свои фокусы мальчик, настоящее имя которого Эрих Вейс, начал показывать в 1884 году. Ему тогда было всего 10 лет.

Сперва вместе со своим братом Тео, а потом и самостоятельно он придумывал и показывал фокусы, которые прочно вошли в копилку лучших трюков за всю историю человечества. Многие их этих фокусов в наши дни демонстрируются всего несколькими иллюзионистами на планете. Некоторые не разгаданы до сих пор.

Освобождение от наручников стало одним из первых трюков, которые молодой Гудини стал показывать на публике. Первыми его зрителями стали полицейские, которым он предлагал пари, сможет ли он освободиться от предназначенных для преступников оков, или же нет. Этот фокус исполнялся им настолько виртуозно, что за молодым артистом навсегда закрепилось прозвище «король цепей».

Разгадка этого фокуса довольно проста, хотя повторить его сможет далеко не каждый. Еще в детстве он виртуозно научился вскрывать замки с помощью подручных средств, и даже полицейские кандалы не были для него серьезной проблемой.

Еще одним умением, помогавшим фокуснику почти во всех представлениях с освобождениями, был навык «надувать» мышцы, из-за чего любые оковы оказывались, в итоге, чуть свободнее, чем этого ожидали «пленители».

Туз Гудини

Ни один уважающий себя иллюзионист не пройдет мимо фокусов с картами. Не был исключением и Гарри Гудини. На своих выступлениях он демонстрировал публике обычную игральную карту, в центре которой было проделано отверстие. Карта эта помещалась в конверт, и конверт заклеивался. Получившаяся «бандероль» прошивалась насквозь длинной лентой. Спустя несколько минут фокусник открывал конверт и легко, словно лента совсем не мешала ему, доставал карту. После этого зрители могли осмотреть ее и убедиться, что никаких разрезов, кроме уже имевшегося отверстия в центре, на ней нет.

Трюк этот выглядит загадочно и интригующе, однако вы легко можете повторить его на домашнем празднике или в гостях у своих друзей.

Для этого вам понадобится:

  • Карта;
  • тонкая лента длиной около метра;
  • конверт;
  • канцелярский нож.

Секрет фокуса с тузом Гудини заключается в конверте: одна сторона его заранее аккуратно подрезана, и иллюзионист, вкладывая карту в конверт, осторожно вдвигает ее в приготовленную щель. Рука, держащая конверт, полностью скрывает ее. Лента, продевающаяся в отверстие, проходит над картой, и после ее можно осторожно вдвинуть обратно. Главное, не натягивать ленту, чтобы она обходила карту по кругу и не препятствовала ее возвращению на законное место.

Это важно! «Туз Гудини» будет успешным лишь в том случае, если все зрители расположены лицом к фокуснику, и никто не стоит сзади или по бокам. В противном случае выдвинутая карта, прикрытая ладонью, будет отлично видна.

Метаморфозы

Трюк, хорошо известный современной публике, впервые стал широко использоваться братьями Гудини. Одному из фокусников связывали руки и укладывали в деревянный ящик. Второй брат становился на крышку ящика, отсекая, таким образом, возможность выбраться из него, и задергивал шторку. Несколько томительных секунд – и, когда штора вновь отдергивалась, снаружи стоял уже другой брат, в то время как другой лежал связанным на его месте.

Разгадка этого необычного фокуса заключается в особой конструкции ящика. Задняя, не видная из зала, стенка представляла собой потайную дверцу. Как только штора скрывала артистов от глаз публики, связанный фокусник избавлялся от веревок и выбирался наружу, а его место занимал второй из братьев.

Этот нехитрый, казалось бы, фокус исполняется не слишком большим числом иллюзионистов и, как правило, в облегченном варианте. Ведь, кроме фальшивого «гроба», значительная часть успеха зависела и от талантов молодых фокусников, умеющих быстро освобождаться от связывающих их веревок.

Освобождение из бидона

Еще более шокирующим было представление, названное «освобождение из бидона». В ходе его на сцену выносился гигантский бидон для молока, заполненный водой вровень с краями. Гарри Гудини, скованный по рукам, садился в него, погружаясь под воду с головой и расплескивая часть воды на сцену. После этого крышку сосуда плотно закрывали и набрасывали сверху непрозрачную ткань.

У Гудини было всего несколько минут на то, чтобы выбраться на свободу. Спустя несколько минут, когда встревоженные зрители уже начинали кричать, чтобы иллюзиониста выпустили, пока он не захлебнулся, ткань сдергивали… И все видели фокусника, спокойно стоящего рядом с разомкнутыми наручниками в руках.

Секрет этого трюка заключался в необычной конструкции бидона. Стенки его двойные, что, конечно, не видно снаружи, а в крышку вмонтированы специальные клапаны, позволяющие дышать. Главное же – в боковой части бидона находилась потайная дверца, сквозь которую фокусник выходил сразу же, как только избавлялся от наручников.

Этот принцип быстро взяли на вооружение другие иллюзионисты, и в настоящее время большая часть всех фокусов с освобождением из запертых ящиков и аквариумов построена именно на методе Гудини.

Кольцо Гудини

Всем известно – наиболее эффектно выглядят фокусы, в которых зрители сами могут почувствовать себя участниками. Трюк с кольцом, проходящим сквозь веревку, не исключение.

Знаменитый иллюзионист демонстрировал публике шнур, показывая, что он целый и достаточно прочный. После чего просил у кого-нибудь из зрителей кольцо, складывал шнур вдвое и надевал его на кольцо, захлестывая петлей. Концы шнура завязывались на узел. Казалось бы, снять теперь с него кольцо невозможно, не распутав узлов. Однако Гудини проделывал это с легкостью: небрежное движение, и кольцо оставалось в его руке, свободное от веревки.

Единственным секретом этого необычного трюка является ловкость и знакомство со способами закрепления веревок. Продемонстрировать фокус с кольцом и шнуром может любой человек: для этого достаточно лишь сдвинуть петлю, обернутую вокруг кольца, таким образом, чтобы она прошла вокруг наружной части ободка. После этого она легко соскользнет с колечка.

В подробностях это можно увидеть на расположенном ниже видео:

Фокусы Гудини, по большей части, были постановочными. Повторить их, не имея специального реквизита и, достаточно часто, обученных ассистентов, невозможно. Тем не менее, трюки эти вызывают восторг публики и по сей день, а многие изобретения взяты на вооружение фокусниками уже нашего времени. Некоторые из трюков, наоборот, не имели иного секрета, кроме ловкости иллюзиониста и его тренированных мышц. Так, именно к этой группе можно отнести знаменитое освобождение из смирительной рубашки. Гарри Гудини, подвешенный вниз головой на высоте 30 метров и закутанный в плотный брезент, всего за несколько минут ловкими движениями ослаблял узлы, после чего снять «рубашку» окончательно и избавиться от цепей и вовсе пустяком.


26 августа 1907 г. знаменитый иллюзионист Гарри Гудини в очередной раз шокировал публику: закованного в цепи, его бросили в воду, а он смог выбраться за 57 секунд! Это были фирменные трюки Гудини: выбираться из запертых ящиков под водой и китайской водяной камеры пыток, проходить сквозь кирпичные стены, освобождаться из смирительной рубашки в подвешенном состоянии, выходить из запертой тюремной камеры, будучи в наручниках, и т. п. О разоблачении многих его секретов его последователи заявляли неоднократно, однако действительно ли все тайны Гудини раскрыты или это – очередная мистификация?



Настоящее имя Гарри Гудини – Эрик Вайс. Он утверждал, что родился в США, но на самом деле появился на свет в Венгрии, в семье раввина, а в США его семья эмигрировала, когда ему было 4 года. С юношества он увлекался сложными механизмами и устройством замков, к которым без труда подбирал отмычки. В 11 лет он бросил школу и поступил в слесарную мастерскую, где оттачивал свои навыки до уровня мастерства.



Одним из первых номеров в его арсенале было «Освобождение от оков». Он прославился благодаря удачному рекламному ходу: пришел к шефу полицейских Чикаго и заявил, что в наручниках сможет выбраться из запертой тюремной камеры. Иллюзионист проделал этот трюк в присутствии репортеров в считаные минуты. Позже он повторил тот же фокус в главных тюрьмах Европы и США, а также в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости во время гастролей в России в 1903 г.



В основе большинства трюков Гудини действительно лежало мастерство: он знал о замках, ключах и наручниках все, что можно было о них знать. Некоторые наручники открывались даже без ключа или проволочной петли – достаточно было постучать ими о твердую поверхность. Во время предварительного посещения тюрьмы жена Гудини отвлекала внимание полицейских, а фокусник тем временем изучил замки на дверях камер, чтобы затем подобрать к ним миниатюрную отмычку. Ее он либо прятал во рту, либо получал от жены во время прощального рукопожатия либо поцелуя «на удачу» перед опасным трюком.



Гудини умело обращался со своими мышцами: когда его сковывали цепями или надевали смирительную рубашку, он напрягал мышцы, а затем расслаблял их, в результате чего образовывались зазоры, и освобождение рук становилось делом техники. Иногда ему приходилось смещать кости в суставах. Из бидона с молоком он выбирался благодаря тому, что запоры, открыть которые снаружи было невозможно, изнутри легко выталкивались вместе с крышкой. Так же, как одна из боковых сторон ящика, в котором иллюзиониста опускали под воду: 2 нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть.





Впрочем, иногда Гудини не только демонстрировал мастерство, но и прибегал к различным хитростям. Так, например, во время фокуса с исчезновением слона в цирке использовалась оптическая иллюзия: слона накрывали белым покрывалом – и он исчезал. На самом деле под белым было еще одно покрывало – из черного бархата, идентичного задним шторам на сцене. На черном фоне ящик с черным покрывалом был незаметен. Появление ассистентки из огромной коробки радио – тоже нехитрый фокус: радио стояло на столе с двойной столешницей, внутри которой пряталась девушка. Когда Гудини настраивал радио на «нужную волну» – из коробки появлялась «девушка мечты».





Прохождение через кирпичную стену тоже было всего лишь хитрым трюком: на сцене, прямо на ковре, рабочие на глазах у зрителей возводили 3-хметровую стену. Гудини приглашал из зала желающих убедиться в ее прочности. Стена стояла перпендикулярно зрителям, иллюзионист заходил с одной стороны, потом опускали занавес на минуту, а когда его поднимали, фокусник находился уже по другую сторону стены. Разгадка заключалась в том, что под ковром находился узкий лаз, проходящий под стеной.



Великий маг никогда не раскрывал своих секретов. Однажды он пообещал это сделать в своем завещании, с условием, что его вскроют и обнародуют в день его столетия. В 1974 г. поднялся ажиотаж: все ждали обещанных признаний, но оказалось, что Гудини вновь обвел публику вокруг пальца: никаких разоблачений там не было. Журналисты назвали это «последним трюком гениального мистификатора». А свой главный секрет иллюзионист объяснял следующим образом: «Во всех случаях главное для меня – победить страх, … главное сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом приходится действовать почти молниеносно и с величайшей точностью. Если хоть на секунду поддаться панике, то гибель станет неизбежной».



Гарри Гудини, несмотря на те «чудеса», которые он демонстрировал, не верил в спиритизм и разоблачал фокусы медиумов, из-за чего поссорился со своим другом Артуром Конан Дойлом:

Великий фокусник, иллюзионист 20 века, ловкий трюкач и мастер побега, которому подчинялись любые замки, человек-загадка.

Его звали Эрих Вайс, но мир знал его как Гарри Гудини. Почти как Гудвин-волшебник Изумрудного города. Ведь недаром ему и впрямь приписывали сверхъестественные способности. Это по большей части, веселило его. Он и сам любил подзадорить своих поклонников, окружая себя и свое искусство ореолом таинственности.

Смерть волшебника

Гудини умер 31 октября 1926 года на Хэллоуин. Словно в шутку над теми, кто и впрямь считал его магом, выбрав для своего ухода именно этот мистический праздник - День всех святых.

Что же произошло на самом деле? Спустя почти век его смерть оставляет много загадок, как в прочем и он сам. Была ли это случайность, несчастный случай или же убийство по сговору. Или может, быть волшебник просто устал от мира обычный людей и ускользнул, куда-то в свое тайное измерение, откуда черпал всегда свои силы?

Монреаль. Последние гастроли. Гудини блестяще отыграл свою новую программу, которая включала в себя самые сложные номера мастера.

В гримерную, где отдыхал иллюзионист, в то время как двое студентов художников работали над его портретом, постучались. Это был крепкий молодой человек по имени Гордон Уайтхэд - начинающий боксер, как выяснилось много позже. В гримерку он пришел не ради автографа. К фокуснику его привел спортивный интерес, в буквальном смысле слова.

Правда ли, что Великий Гудини обладает стальным прессом и способен выдержать любой удар?

Фокусник не стал отрицать этот слух, да и не слух это был вовсе. И тогда парень нанес ему три точных удара в грудь, еще прежде, чем Гудини успел подготовиться к демонстрации своих сил. Фокусник согнулся от нестерпимой боли. Но, все же скоро приведя себя в порядок, он отнюдь не выгнал прочь нетерпеливого наглеца, а напротив, попросил у него немного времени, чтобы сосредоточиться. Усмирив боль, он выпрямился и отдав команду принял на себя еще два удара. Фокус удался. Уайтхэд вывихнул кисть о стальной пресс волшебника.

Отыграв французские гастроли, Гудини вернулся домой в Америку, скрывая ото всех свое недомогание, которое усиливалось с каждым днем и перерастало в серьезную форму.

Трюк с освобождением из смирительной рубашки стал его последним выступлением на публике. Гудини стало плохо еще во время представления и его доставили в больницу города Детройт с сильнейшим жаром в полуобморочном состоянии.

Диагноз был неутешителен - перитонит и разрыв аппендикса, последнее как результат знакомства с Уайтхэдом. Вопреки заключению опытных врачей, отсчитавших Гудини всего сутки, волшебник (тут уж никак не иначе) продержался дольше, еще несколько дней. Все закончилось 31 октября в ночь на Хэллоуин.

Но закончилось ли?

Все вышеописанное только лишь официальная версия событий. И действительно ли она привела к такой трагической развязке?

Уже в наше время потомок Гудини, его внучатый племянник Джордж Хардин заинтересовался в эксгумации тела великого фокусника и проведении надлежащей экспертизы. Ведь, тогда в 1926, после смерти, вскрытие не было сделано. Почему же?

Версии о заговоре с целью убийства, возможно даже отравлении, предложили в своей книге «Тайная жизнь Гудини» двое ее авторов - Уильям Калуш и Ларри Слоуман. Их рукопись и побудила Хардина взяться за расследование.

Если верить книге, в ходе написания которой, авторы пользовались дневниками британского разведчика Уильяма Мелвила, Гарри Гудини неоднократно оказывал посильную помощь как Скотленд-Ярду так и спецслужбам, в частности. Месть представителей криминального мира здесь была бы вполне очевидной.

Кроме того, зуб на фокусника имели и поклонники спиритизма, высмеивать и разоблачать, которых в шарлатанстве он весьма любил. Выдавая себя за полисмена, Гудини частенько организовывал, такие себе, облавы на их «шабаши».

Занятный факт, что перед смертью, фокусник якобы оставил своей жене секретный код, без которого его «дух» нельзя будет призвать на спиритических сеансах.

Когда мифы порождают новые мифы добраться до истины становиться очень сложно. Откроет ли волшебник Гудини когда-нибудь свои секреты? Спрятаны ли они в бронзовой гробнице Нью Йоркского кладбища или же Великий волшебник надежно спрятав их в кармане своего сюртука унес в свое следующее измерение. Туда где его новые поклонники, под оглушительный гром аплодисментов ждут его выход на сцену. Кто знает…



Вера в магию часто используется нечистыми на руку фокусниками исключительно для обмана и заработка средств. Но существуют люди, завороженно наблюдая за действиями которых, начинаешь сомневаться в том, что волшебства нет. Одним из таких гениев своего дела был знаменитый Гарри Гудини.

Детство

Гарри Гудини появился на свет 24 марта 1874 года в столице Австро-Венгерской империи, городе Будапеште. Будущий маг любил скрывать место рождения и часто упоминал в автобиографиях город Эпплтон, штат Висконсин, куда переехала из Европы семья четырехлетнего мальчика. Родные свободно говорили на немецком, венгерском и идише.

Эрих Вайс (настоящее имя фокусника) взял в самом раннем возрасте псевдоним Гарри Гудини. Биография великого артиста с тех пор писалась исключительно под этим именем, придуманным в честь фокусника французского происхождения Жана Эжена Робен-Гудена. Его труды мальчик приобрел на первые заработанные деньги и незамедлительно впитал как губка все, что там было написано.

Имя было позаимствовано у американского иллюзиониста германского происхождения Гарри Келлара. Хотя друзья утверждают, что так называли Эриха еще в раннем детстве.

Позднее, в 1887 году, семья Гарри Гудини перебралась в Нью-Йорк, где юному дарованию пришлось много работать подручным кузнеца в слесарной мастерской и жить в пансионате. Одновременно он помогал в лавке по ремонту замков, где и познакомился с работой их механизмов. Работа в кузнице была временным пристанищем - артиста не взяли в кафе Гарлема, одного из самых процветающих на тот момент районов Нью-Йорка, по причине слишком юного возраста.

Трудиться Эриху пришлось с малых лет - еще в Эпплтоне он подрабатывал воздушным гимнастом в любительском цирке, нередко под самым куполом.

Родители

Делая описание жизни любого знаменитого человека, стоит начать с его родителей. Кем был отец фокусника Гарри Гудини, известно вполне детально. Папой юного иллюзиониста, а также шести его братьев и сестер является Меер Сэмюэл (по другим данным - Шамуэль) Вайс - раввин, который при переезде в США получил работу в синагоге под названием «Реформистская еврейская община Сиона».

Ранняя смерть отца в 1892 году не позволила юному Гарри Гудини получить хорошее образование.

Обучением будущего иллюзиониста занималась его мама, Сесилия Штайнер. Конечно же, домашнее обучение не могло полноценно заменить школу и вместо глубоких знаний ум юного дарования стали занимать секреты Гарри Гудини - фокусы.

Первый успех

Успешная карьера иллюзиониста началась уже с десяти лет. Трюки Гарри Гудини поражали своим мастерством. Яркие афиши, которыми были увешаны рекламные тумбы города, называли его «королем карт», и это действительно было недалеко от истины.

Образованный вместе с братом Тео ансамбль «Братья Гудини» стал основным кормильцем семьи. Артисты много выступали, много путешествуя по различным городам. Но душа маэстро требовала настоящего признания, для чего необходимо было подготовить более зрелищные трюки.

Случай, проложивший дорогу на большую сцену

Во время многочисленных гастролей, в одном из пригородов Нью-Йорка, полицейский «узнал» в иллюзионисте вора, которого уже долгое время безуспешно пытались найти стражи порядка. Уверенный в своей правоте констебль надел наручники на Гарри. Тому потребовалось не более пяти секунд для того чтобы освободиться от оков. Конечно же, надуманные обвинения были сняты.

Но не это поразило иллюзиониста. А то, что бывший суровым еще минуту назад грозный полицейский растерянно моргал глазами с открытым ртом. После чего извинился и попросил автограф. Все это происходило под действие бурных оваций толпы праздных зевак. Уже вечером этот трюк был показан со сцены и на какое-то время стал коронным в программе.

Освобождение от наручников проделывали многие фокусники в то время, но лишь Гарри делал это с инвентарем, который приносили с собой посетители. Конечно, существовали и завистники. Однажды сотрудник полиции принес наручники со сломанным механизмом, которые невозможно было открыть. В тот вечер это осталось незамеченным зрителями, но нацеленный на грандиозное продолжение карьеры маг с тех пор тщательно проверял инвентарь, ведь любая заминка могла стоить ему жизни.

Семейная жизнь

1893 год в жизни Гарри стал одним из самых счастливых - он скрепил себя узами брака с Вильгельминой Беатрис Ранер (чаще упоминается просто как Бетти). Эта женщина стала верным спутником артиста и по жизни, и на сцене - отныне только ей он доверял почетное звание ассистента, вплоть до конца своей жизни.

Рост карьеры

Не дожидаясь того момента, когда зрителям надоест фокус с наручниками, артист усложнил его подвешиванием в мешке на выступе небоскреба, в программе появились

Признание позволило осуществить масштабные трюки по прохождению сквозь кирпичные стены и освобождению из запертых помещений. Полиция различных городов с радостью принимала участие в шоу, закрывая фокусника в самые неприступные камеры, из которых он удивительным образом освобождался.

В 1899 году маэстро познакомился с Мартином Беком, который организовал гастроли по Европе. Жители старой части планеты были ошарашены новыми номерами, в которых иллюзионист освобождался из различных емкостей с жидкостями. В ходе одного из выступлений его даже скинули в реку Темзу в мешке с привязанной тяжелой гирей. Конечно же, со скованными наручниками руками. Не было предела ликованию толпы, когда уже через несколько мгновений Гарри всплыл с абсолютно свободными конечностями.

Жители Лондона передавали нескольким поколениям о том, что могли воочию наблюдать трюк со слоном. Животное в темной комнате накрывали белым покрывалом и потом снимали его. Слона не было. Куда он делся, неискушенный зритель, конечно же, догадаться не мог. Очевидно, магия.

Фокус был настолько популярен, что на протяжении многих лет иллюзиониста просили повторить его. Он сдался только в 1918 году и продемонстрировал чудо на ипподроме в Нью-Йорке. Стоит ли говорить, что номер имел оглушительный успех, о котором еще долго писали в газетах по всему миру.

Путешествие по нашим краям

Знаменитый чародей посетил Россию в 1908 году. Помимо своих коронных номеров для толпы, он заставил немало поволноваться тюремщиков и Петропавловской крепости.

На фокусника для антуража надевали одежду арестантов, запирали в самых неприступных камерах, в которых обычно находились смертники. Конечно же, засовы были самые качественные и современные.

Через четверть часа переодетый в свою одежду маг уже мирно пил чай с охранниками в их помещении. Говорят, что освободиться он мог всего за две минуты. Ходят слухи, что хохмы ради он поменял местами заключенных. Неизвестно только, было ли весело охранникам.

Увлечения великого фокусника

Гарри Гудини был человеком, намного опередившим свое время. Неудивительно, что на его банковском счету были постоянные денежные потоки. Говорят, что его доходы в 1920 году в несколько раз превышали зарплату американского президента. Но свой первый самолет Гарри Гудини купил еще в 1909 г. и уже в 1910-м первым из людей пересек Австралию по воздуху.

Он основал продюсерскую компанию и снялся в нескольких фильмах. Талант мага был настолько велик, что за последнее столетие о нем было снято семь фильмов с такими известными актерами, как Гай Пирс, Эдриан Броуди и др. Также Гарри Гудини являлся сообщества магов и чародеев, а еще активно боролся с шарлатанами, которые «общались» с духами.

Смерть мага

О том, как умер Гарри Гудини, существует несколько версий. По одной из них, фокусника не стало прямо во время выступления. Новость была широко растиражирована газетчиками, но была неправдой.

Согласно другой, его отравили. Третья же гласит про разорвавшийся аппендицит и в скором времени сразивший мага перитонит. Не стало великого Гарри 31 октября 1926 года. Ему было всего 52 года.

Ценные предметы были переданы музею в Эпплтоне, большинство из которых впоследствии были проданы на аукционе



Рекомендуем почитать

Наверх