Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда. Виктор Пелевин - Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (Сборник)

Faq 21.03.2019

У каждого человека бывают спады в работоспособности и изменения в настроении, и, как правило, на это есть серьезные причины. Любой может болезненно переживать расставание с человеком, с которым был серьезный роман. Каждый может потерять престижную работу или иметь проблемы с трудоустройством. Нормально и естественно чувствовать депрессивное настроение после смерти близкого человека. Но в вышеперечисленных случаях человек постепенно выходит из такого состояния и продолжает вести привычную жизнь. Такие «черные» отрезки, присутствующие в жизни каждого, принять называть меланхолией, хандрой или кратковременной депрессией.

История и современность

Депрессия так же стара, как и человеческий род. Исследования антропологов установили, что у некоторых членов первобытно общинных племен имелись различные психические расстройства, в числе которых была депрессия. Еще древнеегипетские жрецы более 6 тысячелетий назад занимались лечением пациентов с патологическим состоянием апатии и тоски. Также описание депрессивных эпизодов встречается в Библии. Упоминание этого психического расстройства и описание вариантов избавления от недуга присутствует в работах Сенеки, Пифагора Самосского, Демокрита . Гиппократ уделил пристальное внимание лечению меланхолии, как болезни (помимо первого значения – разновидности темперамента). Им были описаны симптомы, характерные для депрессии, среди которых снижение аппетита, бессонница, тоскливое настроение, раздражительность. Именно Гиппократ первым указал, что причина возникновения заболевания скрыта в головном мозге. Он также предпринял шаги для классификации различающихся , предположив, что есть расстройство, вызванное внешними событиями, а есть недуг, возникающий без наличия реальных причин. Современные психиатры называют эти состояния « » и . Платоном были впервые описаны не только проявления депрессии, но и состояние мании. Можно утверждать, что благодаря противоречиям в убеждениях Гиппократа и теориями Платона и Сократа , появились современные средства и методики : и .

Распространенность депрессии в современности

Сегодня, депрессия, как психическое расстройство, – одно из самых распространенных недугов в мире. Согласно статистическим данным одновременно переживают депрессию 151 миллион человек, а пребывают в тяжелой стадии расстройство – около 98 миллионов человек. По результатам исследований ВОЗ, около 6% населения планеты страдает депрессиями (по состоянию 1999 г. этот показатель составил 340 миллионов человек ). При этом риск развития болезни (в основном – большой депрессивный эпизод ) составляет 15-20%. По данным около 25% женщин и почти 12% мужчин минимум однократно испытали депрессию, которая требовала бы лечения.

Так в современной Швеции депрессия – первая по частоте причина, по которой оформляют больничный лист, а в США – вторая. Свыше 25% людей, обратившихся к врачам общей медицинской практики, имели депрессивные расстройства. В то же время исследования утверждают, что около 50% имеющих депрессивное расстройство вообще не обращаются за помощью к специалистам, а из обратившихся всего 25% посещают психиатра.

ВОЗ приравнивает депрессию к масштабной эпидемии, охватившей всю человеческую популяцию. Данное заболевание уже вышло в мировые «лидеры» среди основных причин неявки на службу и заняло второе место как фактор, приводящий к нетрудоспособности. Так, униполярная депрессия стала основной причиной инвалидности в США в возрастной группе старше 5 лет.

Совсем недавно пик заболеваемости приходился на представителей «среднего» поколения в возрасте от 30 до 40 лет. На сегодня это психическое расстройство значительно «помолодело» и часто фиксируется в группе людей до 25 лет.

Основная угроза депрессии заключается в том, что больной этим недугом имеет в 35 раз больше шансов совершить попытку суицида, чем вне этого расстройства. Согласно данным ВОЗ 50% людей, страдающих , и 20% больных делают попытки завершить жизнь самоубийством. Около 60% всех завершенных суицидов на планете совершают лица, страдающие депрессией.

Что такое депрессия?

Депрессия – психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой:

  • Внешним безволием;
  • Двигательной заторможенностью;
  • Замедлением скорости мышления.

Это душевное состояние переживается личностью как непреодолимая, гнетущая печаль с интенсивной иррациональной тревогой. У больного депрессией снижено настроение, утрачена способность переживать радость и получать удовольствие (ангедония ). У больного нарушается мышление: проявляются исключительно негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее, уверенность в бесперспективности будущего, снижается самооценка, утрачивается интерес к повседневной деятельности.

Значение «пребывать в депрессии»

Пребывать в депрессии означает не просто находиться длительное время в грустном настроении. Вестниками данного расстройства также являются:

  • Ощущение быстрой утомляемости, усталости от привычной деятельности;
  • Отсутствие желания выполнять повседневную работу;
  • Ощущение скуки, потеря интереса к прежним увлечениям;
  • Неуверенность в себе, сниженная самооценка, появление или усиление комплексов неполноценности;
  • Раздражительность, агрессивность, разъяренность.

Каковы десять особенностей депрессии? Депрессия:

  • Является распространенной;
  • Зачастую «маскируется» под видом различных соматических болезней;
  • Несложно диагностируется, если ее искать;
  • Часто протекает в тяжелой форме;
  • Приняв хроническое течение, часто обостряется;
  • Вызывает значительные финансовые затраты;
  • Вносит изменения в образ жизни больного;
  • Изменяет коренным образом предпочтения, принципы, ценности, взгляды индивида;
  • «Заставляет» остановиться и пересмотреть свои взгляды на жизнь;
  • Хорошо подается лечению.

«Перспектива» депрессии

Депрессию относят к категории заболеваний, имеющих относительно благоприятный прогноз. В подавляющем числе зафиксированных случаев лечение депрессии приводит к полному выздоровлению. Даже при наличии частых обострений и длительном течении болезни, депрессия не вызывает значительные и необратимые изменения личности и не приводит к психическим дефектам. Согласно данным ВОЗ 50% больных большим депрессивным расстройством через 6 месяцев пребывают в состоянии отсутствия любых проявлений заболевания. В то же время 12 % пациентам клиник не удается достигнуть ремиссии по истечению 5 лет, причем у некоторой части больных прогнозируется особенно неблагоприятный исход. Это подтверждает теорию о вариабельности частоты возобновления и необходимости выбора индивидуальной программы поддерживающей терапии для каждого пациента.

Хотя в депрессии большинство лиц нетрудоспособно, но при проведении лечения и отсутствии в дальнейшем обострений трудоспособность у 90% больных восстанавливается. При затяжном течении депрессия приравнивается к хроническим психическим заболеваниям с установлением больным инвалидности.

Осознание вероятности хронического характера депрессивных расстройств и высокий показатель численность больных побудило к созданию специальных программ наблюдения и ведения пациентов с расстройством настроения. Эти шаги значительно улучшили податливость к лечению расстройства и оказали содействие для своевременного лечебного вмешательства.

Симптомы депрессии

В большинстве случаев симптомы депрессии человек может узнать самостоятельно. Но и близкое окружение замечает изменения в характере и поведении своего супруга, друга, коллеги.

Как проявляется депрессия?

Приведем обобщенный портрет человека с депрессией.

Чаще всего пациент – женщина. Его возраст от 20 до 40 лет. Вероятно, человек утратил одного или обеих родителей в детском возрасте. Он разведен и не имеет постоянного партнера. Женщина недавно пережила роды и воспитывает ребенка без мужа. У близких родственников пациента имеются либо были психические расстройства, связанные со «скачками» настроения. В течение жизни имелись беспричинные депрессивные проявления, суицидальные мысли или действия. Больной недавно перенес смерть супруга. В его жизни есть или были значительные негативные события (реактивная депрессия). Индивид злоупотребляет психоактивными веществами: алкоголем, наркотиками, обезболивающими препаратами. Он длительно, необоснованно и бесконтрольно принимает гормональные препараты, снотворные-барбитураты или резерпин.

Как правило, человек с депрессией ведет замкнутый, уединенный образ жизни. У него мало друзей и минимальный круг общения, его никто не проведывает и не приглашает в гости. О нем никто не заботиться и не уделяет внимания. Человек недавно перенес серьезные межличностные проблемы: ссоры с родственниками или друзьями. У него низкий уровень образования. Он не имеет увлечений и хобби. Он – неверующий.

Как распознать депрессию?

Для психотерапевта понимание симптомов депрессии, происходит на основании диагностики его состояния: наблюдения за пациентом, анализа жалоб, особенностей протекания расстройства и его жизненная история. Кроме того для постановки диагноза врачи учитывают точные и достоверные сведения, полученные с использованием так называемых шкал определения наличия и тяжести депрессии.

Эти диагностические шкалы условно разделяют на два вида:

  • методики, позволяющие определить свое состояние самим человеком (дают субъективные данные);
  • шкалы, заполняемые врачом-экспертом (дают объективную оценку).

Внимание! Какие бы ни были «авторитетные» и «убедительные» показатели, полученные при самостоятельном обследовании с использованием шкал или психологических тестов – это всего лишь дополнение к крайне важному, обязательному основному медицинскому обследованию и выводам специалистов. Поэтому выставление себе диагноза только на основании самотестирования может только навредить лицам, особенно с повышенной чувствительностью и ранимостью. Любому, кто подозревает и обнаружил у себя симптомы депрессии, необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.

Основные симптомы депрессии:

  • Очевидное снижение настроения, в сравнении с присущей человеку нормой.
  • Отчетливое снижение интересов.
  • Заметное снижение энергии.
  • Повышенная утомляемость.

Эмоциональные симптомы

  • Преобладающее печальное пессимистичное настроение;
  • Снижение способности мыслить, трудности в концентрации внимания, затруднения в запоминании, сложности в принятии решений;
  • Чувство чрезмерной вины и бесполезности;
  • Ощущение безнадежности и безысходности;
  • Потеря или заметное снижение интересов;
  • Потеря удовольствия от любимых занятий и хобби;
  • Отсутствие или снижение полового влечения;
  • Патологическое чувство страха (подробная информация про страхи и фобии );

Основные физические симптомы

  • Беспричинные чувства утомления и усталости, ощущение нехватки жизненной энергии (астеническая депрессия);
  • Нарушения сна: бессонница, ночные «кошмары», тревожный поверхностный сон, раннее пробуждение, избыточная сонливость днем;
  • Психомоторная заторможенность либо тревожная возбужденность и раздражительность;
  • Изменение массы тела: потеря или набор в результате переедания или потери аппетита;
  • Стойкие соматические проявления, не поддающиеся медикаментозному лечению (например, головная боль, расстройства пищеварительного тракта).

В отдельную группу вынесены симптомы .

Основные причины депрессии!

Исследования, проведенные экспертами из Университета Канзаса, изучив причины депрессии у свыше 2500 пациентов психиатрических клиник США, установили основные факторы риска развития депрессии. К ним относятся:

  • Возраст от 20 до 40 лет;
  • Изменение социального положения;
  • Развод, разрыв отношений с близким человеком;
  • Наличие в предыдущих поколениях актов суицида;
  • Потеря близких родственников в возрасте до 11 лет;
  • Преобладание в личностных качествах черт тревожности, исполнительности, ответственности, усердия;
  • Длительно действующие стрессовые факторы;
  • Гомосексуальная ориентация;
  • Проблемы в сексуальной сфере;
  • Период после родов, особенно у одиноких мам.

Почему возникает депрессия?

На сегодняшний день отсутствует единая теория и понимание того, почему возникает депрессия. Более десяти теорий и научных базовых изысканий пытаются объяснить причины этого болезненного состояния. Все имеющиеся теории, парадигмы можно условно разделить на две группы: биологическую и социально-психологическую.

Из биологических теорий наиболее доказанной на сегодня является генетическая предрасположенность. Суть учения заключается в том, что где-то в роду пациента на генетическом уровне произошел сбой, который передается по наследству. Эта «ошибочная» предрасположенность (но не обреченность!) передается по наследству и может более вероятно проявиться при определенном стечении жизненных обстоятельств (стрессовые факторы, длительное пребывание в условиях конфликта, хронические болезни, алкоголизм и т.д.).

Вторая, более изученная сторона этой болезни, состоит в понимании работы головного мозга и изучении механизмов и химических веществ, которые обеспечивают достаточно или недостаточно обеспечивают при болезни эту работу. На этой теории и понимании болезни, как наиболее доказанной и перспективной, построена вся медикаментозная (в основном, это лечение медицинскими препаратами – антидепрессантами) терапия.

Другая группа теорий понимания болезни относится к так называемым психологическим или социально-психологическим . Здесь объяснение начала и протекания заболевания строится на изучении проблем коммуникации пациента, особенностях его личности, психологических проблем его взросления, жизни в настоящем, уровню стресса. На этих теориях базируется психотерапия (немедикаментозное лечение посредством воздействия слова, информирования пациента).

Теории, созданные психотерапевтами, видят причины появления депрессии в «неправильном» мышлении и/или поведении, базовая модель которых заложена в детском возрасте. Теоретические разработки социологов объясняют причины возникновения депрессии в существовании противоречий между личностью и социумом.

Таким образом, можно утверждать, что любое самочувствие человека, его переживания, в том числе и болезненная депрессия, имеют две базы:

  • физиологическую (частично зависит от наличия определенных химических веществ в головном мозге);
  • психологическую (частично зависит от событий, происходящих в жизни).

Физиологические причины депрессии

  • нарушение баланса химических элементов мозга (нейротрансмиттеров);
  • прием определенных медикаментозных препаратов (например: стероиды, наркотические болеутоляющие средства). Стоит отметить, что после отмены лечения этими препаратами проявление симптомов расстройства исчезает;
  • проблемы в работе эндокринной системы (например: гормональный дисбаланс вследствие дисфункций щитовидной железы и надпочечной железы);
  • нарушение баланса некоторых химических элементов (например: дисбаланс железа и кальция в крови);
  • инфекционные заболевания (например: вирусная инфекция, поражающая мозг);
  • некоторые длительно текущие хронические болезни (например: артрит, онкологические заболевания, некоторые сердечные недуги).

Психологические причины депрессии

  • Некоторые личностные особенности человека (акцентуированные черты);
  • Воздействие социальных стрессоров (например: смерть близкого человека);
  • Воздействие хронических стрессоров (например: проживание за чертой бедности, проблемы в семье личного характера, наличие серьезного недуга);
  • Вынужденное пребывание в критических, опасных для жизни ситуациях (например: в зоне военных действий);
  • Внезапно возникшая ситуация у взрослых людей, привыкших действовать самостоятельно, когда они нуждаются в помощи со стороны (например: инвалидность после аварии);
  • Детский и подростковый возраст у личностей, переживающих давление родителей или ровесников (подростковая депрессия);
  • Злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, алкоголем;
  • Пребывание в особых состояниях (например: менопауза, хронические боли);
  • Рождение ребенка.

По мнению специалистов Северо-западного университета США, на склонность к депрессивным состояниям влияют общественные культурные ценности. Проведенные исследования показали, что максимально высокий процент случаев депрессии встречается в культурах, где индивидуальность отдельного человека ставится выше, чем согласие в коллективе. Это объясняет «очаг концентрации» депрессии в индивидуалистичных культурах, таких как европейская и американская.

Лечение депрессии

Основная цель лечения депрессии – достижение стабильного состояния, при котором у личности отсутствует сниженное настроение, не возникают мысли о бесперспективности будущего, восстанавливается привычная работоспособность и жизненный тонус, повышается качество жизни.

В психиатрии выделяют отдельные состояния в протекании депресии и ее лечении. К ним относятся:

  • Ремиссия – это отсутствие симптомов депрессии в течение продолжительного периода времени после эпизода депрессии.
  • Выздоровление полное отсутствие симптомов депрессии в течение определенного срока (в среднем от 4 до 6 месяцев).
  • Обострение – возобновление симптомов депрессивного расстройства.
  • Рецидив – новый депрессивный эпизод после выздоровления.

В зависимости от степени тяжести заболевания в индивидуальном порядке для каждого больного подбирается наиболее оптимальная схема лечения. Как правило, при тяжелой и средней тяжести формах депрессии в первую очередь назначают медикаментозные препараты – антидепрессанты и используют другие методы биологического воздействия. При легкой форме депрессии первоочередными мероприятиями выступают методы психотерапии, медикаментозное лечение используется как дополнение.

На сегодняшний день разработаны различные методы лечения депрессии. В арсенале психиатров и психотерапевтов:

  • Инсулинотерапия
  • Электро-судорожная терапия (ЭСТ)
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
  • Стимуляция блуждающего нерва (СБН)
  • Депривация сна
  • Светотерапия (фототерапия)
  • Ребефинг
  • когнитивно-бихевиоральная терапия,
  • рациональная (подробнее ознакомиться с методом «

«Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»

Звучит неоднозначно. После 4-летнего молчания в 2003 году Пелевин издает новую книгу, следующую за «Generation П» 1999 года. И здесь нельзя не связать происхождение названия с переходом Виктора Олеговича в другое издательство: по ряду причин писатель, начиная с этой книги, стал публиковаться не в издательстве «Вагриус», как раньше, а теперь в «Эксмо». Вот он, собственно, и сам переходный период, обозначенный в названии. А маршрут «из Ниоткуда в Никуда», конечно, говорит о содержательной стороне сборника, тленность рассуждения которого наиболее показательно представлена в рассказах в конце ДПП(НН).

Роман «Числа» - прекрасное, качественное, яркое и смешное произведение. Ставший одним из моих любимых романов автора. Подробный отзыв написан непосредственно к самому роману, а здесь лишь упомяну то, чего не указал там. «Числа» - сильный плевок умного человека в сторону того, кто ему не угодил (издательство «Вагриус»), но когда читаешь роман, такого ощущения нет, там вообще не о писательстве и не о писателе, всё сделано аккуратненько «на пасхалках». К примеру, образ Сракандаева - от фамилии, соединяющей фамилии двух издателей, до прозвища «ослик», являющегося эмблемой соответствующего издательства. Но повторюсь, читал роман, даже не зная об этом, поэтому от чтения получил не меньше удовольствия, чем от просто отличной книги.

Большинство повестей и рассказов - сложные рассуждения и метафоры. Иногда удачные в силу хлесткости, иногда неудачные в силу перебора с той же сложностью. Перебор для меня был в повести «Македонская критика французской мысли» и в рассказах «Гость на празднике Бон», «Запись о поиске ветра». В то же время очень порадовал рассказ, говорящий голосом порносайта к зашедшему пользователю («Акика»), он просто шикарен. Также весьма хорош «Фокус-группа», в котором речь идет о послесмертном существовании и генеалогии гедонизма. В целом, кажется справедливым поставить оценку 8, учитывая, что «Числа» занимают всё же больше половины объема книги.

Этот сборник - личная веха для Пелевина, пускай и из Ниоткуда в Никуда.

Оценка: 8

Повесть «Числа» сначала захватила, но постепенно увлечение ей сошло на нет. В ней есть ровно те же грехи и благодать, за которые мне нравится «Поколение П» - хитровывернутая сатира на окружающую действительность с тоскливой бессюжетностью. Но при этом не хватает драйва или хотя бы каких-то эмоций. Отдельным гвоздем в крышку были развесистые гомосексуальные описания, которые с одной стороны логично размещены в сюжете, но проблеваться было охота. В финале текста понимаешь, что вся история - именно переход из ниоткуда в никуда - провисшее безвременье.

«Македонская критика французской мысли» - сюжетное продолжение «Чисел», в котором добавлено топтание на французских классиках с позиции постсоветского интеллигента. У них там вино, а у нас - горловое пение. Для полного понимания нужно-таки не полениться и ознакомиться хоть по верхам с идеями Фуко, Бодрийяра и прочей французской братии.

«Один вог» - просто красивая зарисовка с классическими типажами эпохи поздних 90-х.

«Акико» - самый понравившийся текст сборника, передающий атмосферу старого интернета с его верой в анонимность, кучей платных сервисов и низкими скоростями. При этом поймана завлекательность с сайтов для взрослых - вроде это все лишь понарошку, а в тоже время на мозг влияет.

«Фокус-группа» - весьма обычный фантастический рассказ.

Ну, и два отстоящих рассказа из серии ЖЗЛ.

«Гость на празднике Бон» - заунывно. То ли нужно знать творчество Мисимы, то ли тошнит меня от этой японской философии пелевинского исполнения.

Виктор Пелевин

Полное собрание сочинений. Т. 7

© В. О. Пелевин, 2014

© Васильев А., иллюстрации, 2015

© Галимджанова М., иллюстрации, 2015

© Жданов В., иллюстрации, 2015

© Ишков Д., иллюстрации, 2015

© Колденкова М., иллюстрации, 2015

© Дурасов А., иллюстрации, 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Вот так придумывал телегу я

О том, как пишется элегия

Мы скоро встретимся едва ль.
За болью боль,
За далью даль,
За дыркой catcher in the rye,
За раем тоже рай.
За полднем вечер голубой,
За боем буй,
За геем гой.
Проснись и пой, и бог с тобой
Задрыгает ногой.
Товарищ, тырь. Товарищ, верь.
За дурью дурь,
За дверью дверь.
Здесь и сейчас пройдет за час,
Потом опять теперь.
Семь бед – один переворот.
За кедом кед,
За годом год,
И только глупый не поймет,
Что все наоборот.
Милиционер, миллионер,
За торой бор,
За хором хер.
Премного разных трав и вер.
Бутылка, например.
Катюшин муж объелся груш.
За горем Гор,
За Бушем Буш.
Гомер, твой список мертвых душ
На середине уж.
За приговором приговор,
За морем мур,
За муром вор,
За каламбуром договор.
Гламур, кумар, amor.
Мы испекаем каравай.
За киром кар,
За воем вай.
Лжедмитрий был Первомамай,
И я люблю свой край.
Вокруг качается ковыль.
За далью даль,
За былью быль,
И небольшой автомобиль
Вздымает в поле пыль.
Довольно быстрая езда,
Закат,
Вечерняя звезда,
И незнакомые места.
Все это неспроста.

Мощь Великого

Зигмунду Фрейду и Феликсу Дзержинскому

Окнов: Нет, пустите!.. Пустите! Пусти… Вот, что я хотел сделать!

Стрючков и Мотыльков: Какой ужас!

Окнов: Ха-ха-ха!

Мотыльков: А где же Козлов?

Стрючков: Он уполз в кусты.

Даниил Хармс I

Идея заключить с семеркой пакт созрела у Степы Михайлова тогда, когда он начинал понемногу читать и задумываться о различиях между полами. Первые формы этого альянса были примитивными. Степа рисовал семерки разного вида на разные случаи жизни. Например, большая и пустотелая, во всю страницу, защищала от тех ребят, которые были старше и сильнее. Четыре заостренные семерки, расположенные по углам листа, должны были остановить буйных соседей по палате, которые имели привычку подкрадываться во время тихого часа, чтобы ударить подушкой по голове или положить прямо перед носом какую-нибудь гадость. Однако несколько досадных происшествий, от которых семерки должны были защитить, показали, что этот метод не подходит.

Степа решил, что семерка в единственном числе обладает недостаточной силой, и принялся покрывать крошечными синими уголками страницу за страницей, чувствуя себя завоевателем, набирающим армию для покорения мира. Но армия, как быстро выяснилось, не желала сражаться. Синяки, полученные Степой в летнем лагере после того, как семерками было исписано ровно семь тетрадей, показали это с полной убедительностью.

Бродя после уроков по тихим подмосковным рощам и полным сокровищ свалкам, Степа размышлял об этом, пока не понял, в чем дело. Почему-то он с самого начала решил, что семерка в курсе всех его планов. Казалось само собой разумеющимся, что она узнает о его мыслях в тот момент, когда они появляются у него в голове. А между тем сколько было в мире таких, как он! Степа догадался, что ему следует каким-то образом обратить на себя внимание семерки, сделать так, чтобы она узнала о союзе, который он хочет заключить, и выделила его из толпы.

На уроках в школе рассказывали, что в древние времена люди, которые хотели воззвать к богам, приносили им жертвы. Семерка, возможно, не была таким же богом, как Зевс или Аполлон, но явно обитала в надчеловеческом измерении. Поэтому забытая технология могла сработать.

Степа знал, что древним богам приносили в жертву быков, сжигая их на костре. Несколько недель он всерьез обдумывал ритуальный поджог одного из коровников в совхозе, который располагался неподалеку от их дачи. Были заготовлены бутылка с бензином и длинные полоски резины, которые предполагалось использовать в качестве бикфордова шнура. В последний момент Степа передумал. Все-таки это было слишком масштабным проектом.

Но бензин не пропал. Степа стянул из дома семь банок говяжьей тушенки – это были военного вида жестяные цилиндры с похожей на фотографию со старой могилы бычьей мордой в овале. Такое количество продукта потребовало большого костра, и он обжег руку, но в целом ритуал, который он провел в лесу неподалеку от дома, прошел гладко.

Вонь горелого мяса напомнила ему о чем-то таинственном и давно забытом (даже пришло в голову странное словосочетание – «гиена огненная»). Это переживание было слишком мимолетным для анализа – так, галлюцинация памяти, тень мысли о чем-то таком, чего с ним совершенно точно никогда не происходило. Тем не менее именно это странное полувоспоминание открыло ему глаза на его ошибку.

В чем был смысл жертвоприношения? Небу предлагалось то, чем оно наделяло, – жизнь, душа. А сероватая говядина из стратегических запасов СССР была просто упаковкой, оставшейся от давно развеянной жизненной силы – точно так же, как жестяные банки были упаковкой от сгоревшего мяса. Принести мертвую материю в жертву духу было все равно что подарить на день рождения пустую коробку от конфет. Доски старого забора, из которых он разложил костер, и то подходили лучше, потому что на них кое-где росла живая плесень.

Следующий шаг был прост и логичен. Степа свернул семь газетных листов в удобную длинную мухобойку и начал переправлять в иной мир мух, залетавших в кухню со двора. Чтобы их души доходили по нужному адресу, каждый раз после попадания Степа шепотом повторял непонятно как сложившийся в его голове стишок: «Семь осин и сосен семь, семь семерок насовсем». Было не до конца понятно, сколько именно мух следовало отправить к семерке под эту считалку – то ли семь раз по семь, то ли семьдесят семь. Степа решил остановиться на втором варианте и уже подбирался к заветной цифре, когда внезапный удар судьбы сделал проект неактуальным.

Его нанесла книга, которую забыл на кухонном столе отец, даже не вся книга, а одна только фраза на развороте, куда Степа нечаянно опустил взгляд, – про некоего Штирлица, который так твердо верил в счастливое предназначение числа «семь», что, снабжая кого-то ложной информацией, старался, чтобы присутствовавшие в ней цифры давали в сумме семерку.

Степа понял, до какой степени он со своей мухобойкой неконкурентоспособен в мире, полном взрослых людей, разделяющих те же взгляды на чудесное. Их возможности были неизмеримо шире; некоторые могли отправить по магическому адресу много миллионов человек, не то что мух. Стоило ли надеяться, что семерка, окруженная сонмами могущественных почитателей, обратит внимание на него? Это было так же наивно, как рассчитывать, что слон, окруженный духовым оркестром, заметит жужжащего комара.

На долгое время Степа потерял веру в то, что из союза с цифрами можно что-нибудь извлечь. Даже сама мысль, что его можно заключить, стала представляться ему сомнительной.

Потребовалось несколько лет, чтобы рана в душе затянулась, и Степу посетили новые идеи относительно цифр и чисел.

Семерка была всеобщей избранницей. К ней обращались все – британские суперагенты, сказочные герои, города, стоящие на семи холмах, и даже ангельские иерархии, имевшие привязанность к седьмому небу. Семерка была избалованной и дорогой куртизанкой, и неудивительно, что скромные Степины ухаживания оставались без ответа. Но она была не единственной цифрой на свете.

Однако Степа, наученный печальным опытом, не спешил выбрать какую-то другую. Он догадывался, что, к какой цифре он ни повернись, в мире найдется много людей, сделавших тот же выбор. А чем больше у него будет конкурентов, тем меньше шанс, что выбранная цифра откликнется на его волхования или хотя бы догадается о его существовании. С другой стороны, логика подсказывала, что двузначные и трехзначные числа не так избалованы вниманием.

Степа интуитивно чувствовал, что цифры от единицы до девятки были могущественнее двузначных чисел, а двузначные – сильнее трехзначных, и так далее. Но ему запали в душу слова Цезаря, услышанные на уроке истории, – «лучше быть первым в галльской деревушке, чем последним в Риме» (учительница оговорилась, сказав «лучше быть первым в Риме, чем последним в галльской деревушке», но Степа понял, что это ошибка, потому что для Цезаря это звучало бы слишком самодовольно). И он принялся подбирать галльскую деревушку поспокойнее.

Диалектика Переходного Периода Из Ниоткуда В Никуда

Вот так придумывал телегу я

О том, как пишется элегия.

Мы скоро встретимся едва ль.
За болью боль,
За далью даль,
За дыркой catcher in the rye,
За раем тоже рай.

За полднем вечер голубой,
За боем буй,
За геем гой.
Проснись и пой, и бог с тобой
Задрыгает ногой.

Семь бед – один переворот.
За кедом кед,
За годом год,
И только глупый не поймет,
Что все наоборот.

Милиционер, миллионер,
За торой бор,
За хором хер.
Премного разных трав и вер.
Бутылка, например.

Катюшин муж объелся груш.
За горем Гор,
За Бушем Буш.
Гомер, твой список мертвых душ
На середине уж.

За приговором приговор,
За морем мур,
За муром вор,
За каламбуром договор.
Гламур, кумар, amor.

Мы испекаем каравай.
За киром кар,
За воем вай.
Лжедмитрий был Первомамай,
И я люблю свой край.

Вокруг качается ковыль.
За далью даль,
За былью быль,
И небольшой автомобиль
Вздымает в поле пыль.

Довольно быстрая езда,
Закат,
Вечерняя звезда,
И незнакомые места.
Все это неспроста.

M:\ TXT\ PELEVIN\ DPP(NN)\ МОЩЬ ВЕЛИКОГО

Зигмунду Фрейду и Феликсу Дзержинскому

ЧИСЛА. Роман

Окнов: Нет, пустите!… Пустите!

Пусти… Вот, что я хотел сделать!

Стрючков и Мотыльков: Какой ужас!

Окнов: Ха-ха-ха!

Мотыльков: А где же Козлов?

Стрючков: Он уполз в кусты.

Даниил Хармс

Идея заключить с семеркой пакт созрела у Степы Михайлова тогда, когда он начинал понемногу читать и задумываться о различиях между полами. Первые формы этого альянса были примитивными. Степа рисовал семерки разного вида на разные случаи жизни. Например, большая и пустотелая, во всю страницу, защищала от тех ребят, которые были старше и сильнее. Четыре заостренные семерки, расположенные по углам листа, должны были остановить буйных соседей по палате, которые имели привычку подкрадываться во время тихого часа, чтобы ударить подушкой по голове или положить прямо перед носом какую-нибудь гадость. Однако несколько досадных происшествий, от которых семерки должны были защитить, показали, что этот метод не подходит.

Степа решил, что семерка в единственном числе обладает недостаточной силой, и принялся покрывать крошечными синими уголками страницу за страницей, чувствуя себя завоевателем, набирающим армию для покорения мира. Но армия, как быстро выяснилось, не желала сражаться. Синяки, полученные Степой в летнем лагере после того, как семерками было исписано ровно семь тетрадей, показали это с полной убедительностью.

Бродя после уроков по тихим подмосковным рощам и полным сокровищ свалкам, Степа размышлял об этом, пока не понял, в чем дело. Почему-то он с самого начала решил, что семерка в курсе всех его планов. Казалось само собой разумеющимся, что она узнает о его мыслях в тот момент, когда они появляются у него в голове. А между тем, сколько было в мире таких как он! Степа догадался, что ему следует каким-то образом обратить на себя внимание семерки, сделать так, чтобы она узнала о союзе, который он хочет заключить, и выделила его из толпы.

На уроках в школе рассказывали, что в древние времена люди, которые хотели воззвать к богам, приносили им жертвы. Семерка, возможно, не была таким же богом, как Зевс или Аполлон, но явно обитала в надчеловеческом измерении. Поэтому забытая технология могла сработать.

Степа знал, что древним богам приносили в жертву быков, сжигая их на костре. Несколько недель он всерьез обдумывал ритуальный поджог одного из коровников в совхозе, который располагался неподалеку от их дачи. Были заготовлены бутылка с бензином и длинные полоски резины, которые предполагалось использовать в качестве бикфордова шнура. В последний момент Степа передумал. Все-таки это было слишком масштабным проектом.

Но бензин не пропал. Степа стянул из дома семь банок говяжьей тушенки – это были военного вида жестяные цилиндры с похожей на фотографию со старой могилы бычьей мордой в овале. Такое количество продукта потребовало большого костра, и он обжег руку, но в целом ритуал, который он провел в лесу неподалеку от дома, прошел гладко.

Вонь горелого мяса напомнила ему о чем-то таинственном и давно забытом (даже пришло в голову странное словосочетание – «гиена огненная»). Это переживание было слишком мимолетным для анализа – так, галлюцинация памяти, тень мысли о чем-то таком, чего с ним совершенно точно никогда не происходило. Тем не менее, именно это странное полувоспоминание открыло ему глаза на его ошибку.

В чем был смысл жертвоприношения? Небу предлагалось то, чем оно наделяло, – жизнь, душа. А сероватая говядина из стратегических запасов СССР была просто упаковкой, оставшейся от давно развеянной жизненной силы – точно так же, как жестяные банки были упаковкой от сгоревшего мяса. Принести мертвую материю в жертву духу было все равно, что подарить на день рождения пустую коробку от конфет. Доски старого забора, из которых он разложил костер, и то подходили лучше, потому что на них кое-где росла живая плесень.

Следующий шаг был прост и логичен. Степа свернул семь газетных листов в удобную длинную мухобойку и начал переправлять в иной мир мух, залетавших в кухню со двора. Чтобы их души доходили по нужному адресу, каждый раз после попадания Степа шепотом повторял непонятно как сложившийся в его голове стишок: «Семь осин и сосен семь, семь семерок насовсем». Было не до конца понятно, сколько именно мух следовало отправить к семерке под эту считалку – то ли семь раз по семь, то ли семьдесят семь. Степа решил остановиться на втором варианте и уже подбирался к заветной цифре, когда внезапный удар судьбы сделал проект неактуальным.

Его нанесла книга, которую забыл на кухонном столе отец, даже не вся книга, а одна только фраза на развороте, куда Степа нечаянно опустил взгляд – про некоего Штирлица, который так твердо верил в счастливое предназначение числа «семь», что, снабжая кого-то ложной информацией, старался, чтобы присутствовавшие в ней цифры давали в сумме семерку.

Степа понял, до какой степени он со своей мухобойкой неконкурентоспособен в мире, полном взрослых людей, разделяющих те же взгляды на чудесное. Их возможности были неизмеримо шире; некоторые могли отправить по магическому адресу много миллионов человек, не то что мух. Стоило ли надеяться, что семерка, окруженная сонмами могущественных почитателей, обратит внимание на него? Это было так же наивно, как рассчитывать, что слон, окруженный духовым оркестром, заметит жужжащего комара.

На долгое время Степа потерял веру в то, что из союза с цифрами можно что-нибудь извлечь. Даже сама мысль, что его можно заключить, стала представляться ему сомнительной.

Потребовалось несколько лет, чтобы рана в душе затянулась, и Степу посетили новые идеи относительно цифр и чисел.

Семерка была всеобщей избранницей. К ней обращались все – британские суперагенты, сказочные герои, города, стоящие на семи холмах, и даже ангельские иерархии, имевшие привязанность к седьмому небу. Семерка была избалованной и дорогой куртизанкой, и неудивительно, что скромные Степины ухаживания оставались без ответа. Но она была не единственной цифрой на свете.

Однако Степа, наученный печальным опытом, не спешил выбрать какую-то другую. Он догадывался, что, к какой цифре он ни повернись, в мире найдется много людей, сделавших тот же выбор. А чем больше у него будет конкурентов, тем меньше шанс, что выбранная цифра откликнется на его волхования или хотя бы догадается о его существовании. С другой стороны, логика подсказывала, что двузначные и трехзначные числа не так избалованы вниманием.

Степа интуитивно чувствовал, что цифры от единицы до девятки были могущественнее двузначных чисел, а двузначные – сильнее трехзначных, и так далее. Но ему запали в душу слова Цезаря, услышанные на уроке истории, – «лучше быть первым в галльской деревушке, чем последним в Риме» (учительница оговорилась, сказав «лучше быть первым в Риме, чем последним в галльской деревушке», но Степа понял, что это ошибка, потому что для Цезаря это звучало бы слишком самодовольно). И он принялся подбирать галльскую деревушку поспокойнее.



Рекомендуем почитать

Наверх