Css vh поддержка мобильными браузерами. Единицы viewport против процентов. Как это можно использовать

Viber OUT 20.02.2019
Viber OUT

В CSS3 были добавлены новые относительные единицы измерения, такие как vh , vw , vmin , vmax . Эти единицы вычисляются относительно размеров окна браузера. Для настольных компьютеров ширина окна браузера больше ширины области просмотра (добавляется ширина скроллбара), поэтому если для элемента установить ширину 100vw , то он выйдет за пределы html.



Рис. 1. Полноэкранное фоновое изображение с шириной 100vw

Поддержка браузерами

IE: 9.0 кроме vmax, вместо vmin используйте vm
Edge: 12.0 кроме vmax, вместо vmin используйте vm
Firefox: 19.0
Chrome: 26.0
Opera: 15.0
Safari: 6.1
iOS Safari: 8.0
Android: 4.4
Chrome for Android: 55.0

1. Единицы vh и vw

Приёмы отзывчивого веб-дизайна базируются на использовании процентных значений. Но проценты далеко не лучшее решение для каждого случая, так как они вычисляются относительно размеров ближайшего родительского элемента. Поэтому, если вы хотите использовать высоту и ширину окна браузера, лучше воспользоваться единицами vh и vw . Например, если высота окна браузера равна 900px , то 1vh будет равен 9px . Аналогично, если ширина окна браузера равна 1600px , то 1vw будет равен 16px .

1.1. Адаптивное полноэкранное фоновое изображение

Так как ширина элемента, указанная с помощью 100vw больше ширины области просмотра, то для создания полноэкранных фоновых изображений лучше использовать ширину 100% , которая будет равна ширине корневого элемента html.

Fullscreen-bg { background: url(image.jpg); background-position: center; background-size: cover; width: 100%; height: 100vh; } Рис. 2. Адаптивно полноэкранное фоновое изображение

1.2. Эффект полностраничного слайда

Чтобы сделать блок на всю высоту окна браузера, необходимо задать height: 100%; для трёх элементов — html, body и непосредственно для самого блока:

Html, body { height: 100%; } section { height: 100%; }

Так как процентные размеры вычисляются относительно значений родительских элементов, то необходимо установить соответствующие значения для каждого элемента DOM. Единица измерения vh не требует установки значений по цепочке, так как её значение вычисляется напрямую относительно окна браузера:

Section { height: 100vh; }

Эффект перелистывания слайдов при клике на стрелку реализуется с помощью небольшого скрипта jQuery:

JQuery(document).ready(function($) { $("nav").on("click", function() { if ($(this).hasClass("down")) { var movePos = $(window).scrollTop() + $(window).height(); } if ($(this).hasClass("top")) { var movePos = $(window).scrollTop() - $(window).height(); } $("html, body").animate({ scrollTop: movePos}, 600); }); });

Высоту, заданную с помощью vh также можно использовать для выравнивания элемента по центру страницы.

От автора: с первого показа вьюпорт единиц в CSS прошло несколько лет. Это реально адаптивные единицы измерения длины, их значение меняется под размеры окна браузера. Если вы слышали о них, но никогда не вдавались в детали, эта статья для вас.

Единицы измерения и их значение

В CSS есть 4 типа вьюпорт единиц: vh, vw, vmin и vmax.

Viewport height (vh) – основаны на высоте вьюпорта. Значение 1vh равно 1% высоты вьюпорта.

Viewport width (vw) – основаны на ширине вьюпорта. Значение 1vw равно 1% ширины вьюпорта.

Viewport minimum (vmin) – основаны на минимальной стороне вьюпорта. Если высота вьюпорта меньше ширины, значение 1vmin будет равно 1% от высоты. Точно так же если ширина меньше высоты, то 1vmin будет равен 1% от ширины вьюпорта.

Viewport maximum (vmax) – основаны на большой стороне вьюпорта. Если высота вьюпорта больше ширины, то значение 1vmax будет равно 1% от высоты вьюпорта. Если ширина вьюпорта больше высоты, то 1vmax будет равен 1% от ширины.

Давайте посмотрим, какие значения мы получим в разных ситуациях:

Если вьюпорт 1200px в ширину и 1000px в высоту, то значение 10vw будет равно 120px, а 10vh – 100px. Ширина вьюпорта больше высоты, поэтому 10vmax будет равно 120px, а 10vmin – 100px.

Если повернуть устройство, чтобы ширина стала 1000px, а высота 1200px, то 10vh будет равно 120px, а 10vw превратится в 100px. Интересно, но 10vmax так и останется 120px, потому что теперь значение определяется по высоте вьюпорта. Значение 10vmin также останется 100px.

Если сузить окно браузера до 1000px в ширину и 800px в высоту, то 10vh будет 80px, а 10vw будет 100px. Точно так же значение 10vmax станет 100px, и 10vmin – 80px.

На данный момент вьюпорт единицы для вас могут несильно отличаться от процентов, однако разница велика. В случае с процентами ширина и высота дочерних элементов зависят от родительского блока. Пример:

В демо видно, как ширина первого дочернего элемента занимает 80% ширины от родителя. У второго дочернего элемента ширина равна 80vw, что делает его шире родителя.

Применение вьюпорт единиц измерения

Эти единицы основаны на размерах вьюпорта, поэтому их очень удобно использовать в ситуациях, когда ширина, высота или размеры элементов должны изменяться в зависимости от размеров вьюпорта.

Полноэкранные фоновые изображения и секции

В сети довольно часто можно встретить фоновые изображения на элементах, которые занимают весь экран. Точно так же можно сделать в дизайне сайта, чтобы отдельная секция о товаре или услуге занимала весь экран. В таких случаях можно задать ширину элементов в 100%, а высоту в 100vh.

Разберем следующий пример HTML:

a

< div class = "fullscreen a" >

< p > a < p >

< / div >

CSS ниже растянет секцию под фоновое изображение на всю ширину:

Fullscreen { width: 100%; height: 100vh; padding: 40vh; } .a { background: url("path/to/image.jpg") center/cover; }

Fullscreen {

width : 100 % ;

height : 100vh ;

padding : 40vh ;

background : url ("path/to/image.jpg" ) center / cover ;

Идеально подходящие заголовки

Вы могли слышать или даже использовать jQuery плагин FitText . С помощью этого плагина можно масштабировать заголовки таким образом, чтобы они занимали всю ширину родительского элемента. Как я сказала раньше, значение вьюпорт единиц напрямую зависит от размеров вьюпорта. То есть если указывать font-size заголовков во вьюпорт единицах, то они идеально будут подходить под каждый экран. Если изменится ширина вьюпорта, браузер автоматически изменит заголовок. Нужно лишь определить правильное первоначальное значение для font-size.

Главная проблема с font-size и вьюпорт единицами заключается в том, что размер текста будет сильно варьироваться в зависимости от вьюпорта. Например, font-size со значением 8vw сделает заголовок размером в 96px для вьюпорта с шириной 1200px, 33px для ширины в 400px и 154px для ширины вьюпорта в 1920px. Шрифт может быть, как слишком большим, так и слишком маленьким для удобного чтения. Более подробно прочитать о правильной установке размеров текста с помощью единиц измерения и функции calc() можно в замечательной статье о типографике на вьюпорт единицах .

Легкое центрирование элементов

Вьюпорт единицы могут очень сильно помочь, когда необходимо поместить элемент точно в цент экрана пользователя. Если высота элемента известна, то нужно всего лишь задать верхнее и нижнее значение свойства margin в [(100 - height)/2]vh.

Centered {

width : 60vw ;

height : 70vh ;

margin : 15vh auto ;

Что нужно помнить

Если вы решили использовать вьюпорт единицы в своих проектах, вам нужно помнить о нескольких вещах.

В CSS3 появились новые единицы измерения. (Я, кажется, уже говорил об этом. eng ) Вы уже слышали о px, pt, em и новых rem. Давайте рассмотри еще несколько: vw и vh.

Часто в макете есть элементы, которые гарантировано должны умещаться во вьюпорт браузера. В общем случае для этого используется JavaScript. Проверям размер вьюпорта и изменяем размеры элементов соответствующим образом. Если пользователь изменяет размер окна браузера, то процедура повторяется.

С помощью vw/vh мы можем устанавливать размер элементов относительно размера вьюпорта. Единицы vw/vh интересны тем, что 1vw - единица равная 1/100"ой ширины вьюпорта. Что бы присвоить элементу ширину, равную ширине вьюпорта, например, надо установить width:100vw.

Как это можно использовать

Лайтбоксы - прекрасный кандидат для использования vw и vh, так как обычно позиционируется относительно вьюпорта, однако мне кажется, что position:fixed со значениями top, bottom, left и right использовать проще, так как можно вообще не устанавливать высоту и ширину .

Можно использовать новые единицы измерения для установки размеров элементов, которые находятся в нормальном потоке. Например, я могу разместить на странице скриншоты. Высота этих скриншотов не должна превышать высоту вьюпорта. Для этого я могу установить максимальную высоту изображений:

Img { max-height:95vh; }

В данном случае я устанавливаю высоту 95vh что бы оставить немного места вокруг, когда они на экране.

Поддержка браузерами

Если rem поддерживаются почти всеми основными браузерами включая IE9, то с использованием vw и vh стоит повременить. На данный момент их поддерживает только Internet Explorer 9.

Для задания размеров различных элементов в CSS используются абсолютные и относительные единицы измерения. Абсолютные единицы не зависят от устройства вывода, а относительные единицы определяют размер элемента относительно значения другого размера.

Относительные единицы

Относительные единицы обычно используют для работы с текстом. В табл. 1 перечислены основные относительные единицы.

Единица em это изменяемое значение, которое зависит от размера шрифта текущего элемента (размер устанавливается через стилевое свойство font-size ). В каждом браузере заложен размер текста, применяемый в том случае, когда этот размер явно не задан. Поэтому изначально 1em равен размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию или размеру шрифта родительского элемента. Процентная запись идентична em , в том смысле, что значения 1em и 100% равны.

Единица ex определяется как высота символа «x» в нижнем регистре. На ex распространяются те же правила, что и для em , а именно, он привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию, или к размеру шрифта родительского элемента.

Единица ch равна ширине символа «0» для текущего элемента и подобно em зависит от размера шрифта.

Разница между em и rem следующая. em зависит от размера шрифта родителя элемента и меняется вместе с ним, а rem привязан к корневому элементу, т. е. размеру шрифта заданного для элемента html .

Также есть группа относительных единиц привязанных к размеру области просмотра браузера. В табл. 2 показан их список с описанием.

Абсолютные единицы

Абсолютные единицы представляют собой физические размеры - дюймы, сантиметры, миллиметры, пункты, пики, а также пиксели. Для устройств с низким dpi (количество точек приходящихся на один дюйм, определяет плотность точек) привязка идёт к пикселю. В этом случае один дюйм равен 96 пикселям. Очевидно, что реальный дюйм не будет совпадать с дюймом на таком устройстве. На устройствах с высоким dpi реальный дюйм совпадает с дюймом на экране, поэтому размер пикселя вычисляется как 1/96 от дюйма. В табл. 3 перечислены основные абсолютные единицы.

Пример

Относительные единицы

Заголовок размером 30 пикселей

Размер текста 1.5 em

Абсолютные единицы

Заголовок размером 24 пункта

Сдвиг текста вправо на 30 миллиметров

Примечание

При установке размеров обязательно указывайте единицы измерения, например width : 30px . В противном случае браузер не сможет показать желаемый результат, поскольку не понимает, какой размер вам требуется. Единицы не добавляются только при нулевом значении (margin : 0 ).

Internet Explorer поддерживает единицу vm вместо vmin .

Спецификация

Каждая спецификация проходит несколько стадий одобрения.

  • Recommendation (Рекомендация ) - спецификация одобрена W3C и рекомендована как стандарт.
  • Candidate Recommendation (Возможная рекомендация ) - группа, отвечающая за стандарт, удовлетворена, как он соответствует своим целям, но требуется помощь сообщества разработчиков по реализации стандарта.
  • Proposed Recommendation (Предлагаемая рекомендация ) - на этом этапе документ представлен на рассмотрение Консультативного совета W3C для окончательного утверждения.
  • Working Draft (Рабочий проект ) - более зрелая версия черновика после обсуждения и внесения поправок для рассмотрения сообществом.
  • Editor"s draft (Редакторский черновик ) - черновая версия стандарта после внесения правок редакторами проекта.
  • Draft (Черновик спецификации ) - первая черновая версия стандарта.
×

Рекомендуем почитать

Наверх