Что такое виртуальная реальность и как в нее попасть. Очки виртуальной реальности. Все что нужно знать об очках виртуальной реальности

Прочие модели 26.08.2019
Прочие модели

Только сегодня!

Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я вам расскажу все об очках виртуальной реальности.

  • Какими бывают очки виртуальной реальности?
  • Как работают очки виртуальной реальности?
  • В чем разница очков виртуальной реальности?
  • Почему одни очки виртуальной реальности стоят огромных денег, как например HTC Vive, а другие доступны всем, как например VR BOX 2 или FiiT VR?

Можно сказать, шлем виртуальной реальности, можно очки виртуальной реальности и так и так правильно, а вот назвать очки виртуальной реальности – виртуальными очками, не совсем корректно.

Сразу держите в уме, что шлемы виртуальной реальности бывают разными и делятся на категории:
1. Очки виртуальной реальности для ПК;
2. Очки виртуальной реальности для смартфона;
3. Очки виртуальной реальности для консолей (приставок);
4. Автономные очки виртуальной реальности.

И так шлем виртуальной реальности может быть разным, давайте обо всем по порядку, тем более что я неспроста указал их в таком порядке.

Как устроен и работает шлем виртуальной реальности

Шлем виртуальной реальности, это просто пластиковый (или картонный) корпус с линзами. За линзами должен стоять один или два экрана, скорее это один экран разделенный на два изображения. Так же там есть перегородка, которая не позволяет одному глазу видеть изображение, предназначенное для другого глаза. Изображение, которое выводится на левую и правую половину экрана практически одинаковое. 3D изображение получается в результате того, что каждый глаз видит собственное изображение, по аналогии с обычным глазом, чтобы ощутить глубину окружения, нужно два глаза, где каждый глаз видит окружение со своего ракурса, а в результате получается 3D изображение. Один глаз не позволяет ощутить глубину и правильно рассчитать расстояние. Итого, если создать или записать видео при помощи сразу двух камер, расположенных на расстоянии как глаза и запустить видео с левой камеры для левого глаза, а с правой для правого, то вы получите полноценное 3D видео. Большинство 3D видео как раз таки имеют 2 видео потока, отдельные для каждого глаза.

C этим разобрались, очки виртуальной реальности имеют экран поделенный на два и мы видим 3D картинку. Но что нужно, чтобы мы могли осматриваться по сторонам в виртуальном пространстве? Для этого шлем виртуальной реальности оснащен датчиком — гироскопом, отслеживающим повороты головы, такие датчики так же используются в смартфонах, для того чтобы например переворачивать вам видео при просмотре и т.д. Получается, что очки виртуальной реальности оснащены платой с гироскопом. Но как передать данные, если игра запущена на ПК? Для этого очки виртуальной реальности подключаются к ПК при помощи USB кабеля и HDMI кабеля. По HDMI кабелю изображение с ПК поступает на экран в очках, а по USB кабелю данные передаются от гироскопа о положении головы в ПК. Кроме того в новых очках виртуальной реальности для ПК так же есть и другие датчики, отслеживающие пульты в пространстве или сам шлем виртуальной реальности или положения игрока в пространстве, все эти данные так же передаются в ПК по USB.

Теперь нам все понятно и мы можем рассмотреть каждую категорию очков виртуальной реальности.

Очки виртуальной реальности для ПК

+ работают только с ПК;
+ можно играть в ПК предназначенные для этих очков с современной графикой;
— требуют мощный ПК;
+ можно запускать и обычные ПК игры (не предназначенные для VR очков), но с неполноценным 3D изображением;
— смотреть 3D фильмы можно только возле ПК (не портативные);
+ разработано множество по настоящему интересных игр, в которые можно весело поиграть.

Все началось именно с очков виртуальной реальности для ПК – Oculus Rift DK1 (первая версия для разработчиков). Очки виртуальной реальности купить можно было в России по цене около 30 000 руб.. В них использовался экран с низким разрешением и пользоваться ими было не очень комфортно, т.к. изображение было плохого качества (сильно заметна пиксельная сетка экрана, эффект сравним с тем, как если вы будете смотреть на окружение через марлю). Вскоре вышла вторая версия шлема виртуальной реальности для ПК — Oculus Rift DK2 (тоже версия для разработчиков). В них было 2 основных изменения, во первых улучшенный FullHD (1920×1080) экран, во вторых – внешняя камера, отслеживающая очки в пространстве (можно было нагибаться и отклоняться, например посмотреть вниз с обрыва, наклонившись вперед). Купить очки виртуальной реальности можно было уже немного дороже, Oculus Rift DK2 обойдутся вам в 50 000 руб.. Сейчас цена очков виртуальной реальности более новых моделей гораздо выше, во первых из-за курса доллара, во вторых в них более продвинутая начинка и комплектация. Отличный корпус, хорошие линзы, первоклассный экран с высоким разрешением QHD, плата с гироскопом, а кроме платы еще и куча датчиков, внешние камеры, куча проводов, геймпады (пульты), программное обеспечение – на сегодняшний день, из-за этого цена шлема виртуальной реальности начинается от 74 000 руб за HTC Vive. Кроме того ваш ПК должен быть современным и мощным, чтобы потянуть игры для таких очков без тормозов.

Не стоит расстраиваться, уже сейчас сторонние компании делают аналогичные очки виртуальной реальности для ПК по гораздо более доступной цене, при этом ничем не уступая по качеству.

Deepoon E2 (оформить заказ)

Очки виртуальной реальности Deepoon E2 купить можно по цене: 23 900 руб.
Наш обзор очков виртуальной реальности Deepoon E2 для ПК:

Очки виртуальной реальности для смартфонов

+ работают только со смартфоном;
+ качество изображения зависит от качества экрана смартфона;
+ уже можно играть в ПК предназначенные для ПК очков с современной графикой (через приложение RiftCat Vridge);
+ не требуют мощный ПК;
+ можно запускать и обычные ПК игры (не предназначенные для VR очков), но с неполноценным 3D изображением (при подключении смартфона к ПК через USB кабель);
+ смотреть 3D фильмы можно угодно, например в самолете или поезде (портативные);
+ можно играть и запускать любые мобильные iOS / Android / WindowsPhone VR приложения и игры (необходимо искать на маркете по запросу «VR» или «cardboard»);
— полноценных игр пока практически нет, есть только небольшие игры (демки), графика в играх пока отстает от игр на ПК или консолях;
+ можно запускать полноценные мобильные игры в режиме для очков виртуальной реальности, такие как GTA Vice City, Minecraft, Dead Trigger, Modern Combat 4, Dead Space, Final Fantasy, Fifa 15, Mass Effect, Need For Speed Shift, Real Recing 3, Shadowgun и многие другие, через приложение Tridef 3D Games для ОС Android (требуются root права).

Первыми коммерческими устройствами стали именно эти очки виртуальной реальности для смартфонов. Первой была компания Google, которая выпустила на рынок картонные очки виртуальной реальности Cardboard. Действительно, для того чтобы окунуться в мир виртуальной реальности нужен корпус, линзы, экран и гироскоп. В вашем смартфоне уже есть экран и гироскоп, а корпус можно сделать из картона и добавить простые линзы и все готово.
С тех пор очки виртуальной реальности для смартфонов шагнули далеко вперед: качественные линзы, удобный корпус и крепление на голове, регулировка линз под каждый глаз, смартфон удобно можно доставать и класть обратно и т.д.
Сейчас наш интернет магазин очков виртуальной реальности предлагает широкий выбор различных очков виртуальной реальности для смартфонов. В чем же между ними разница?
Шлем виртуальной реальности для смартфона подбирается под каждого клиента свой. Есть конечно и лидеры, как например шлемы виртуальной реальности VR BOX 2 и VR Shinecon, эти очки виртуальной реальности купить можно по стоимости около 1000 руб. — 2000 руб.. Они твердо заняли позиции комфортных, универсальных очков в категории цена/качество. Более премиальный сектор, заняли очки и Ling VR . Купить очки виртуальной реальности этих моделей можно по цене около 4000 руб.. В категории совсем бюджетных решений «дешево и сердито» обосновались очки Ritech / VIGICA. Этот шлем виртуальной реальности купить можно по стоимости около 1000 и все остальные похожие на них очки виртуальной реальности.
На текущий момент самыми лучшими очками виртуальной реальности для смартфона являются FiiT VR , как среди более дешевых моделей, так и по сравнению с более дорогими моделями. FiiT VR лучшее предложение на рынке с идеальным соотношением цены и качества.


Наш обзор очков виртуальной реальности FiiT VR для смартфона:

Вот несколько главных критериев при выборе очков виртуальной реальности для смартфона:

1. Какой у вас смартфон? Какой размер смартфона? Какого размера экран? Какое разрешение у экрана?
2. Что у вас со зрением? Может у вас дальнозоркость или близорукость? Показатели одинаковы для обоих глаз или каждый глаз имеет разные показатели зрения?
3. Для чего вы покупаете очки виртуальной реальности? В основном смотреть 3D фильмы? Или может вы хотите кататься на американских горках с максимальным эффектом погружения в виртуальную реальность?
4. Сколько денег вы готовы потратить на очки виртуальной реальности для смартфона?
Ответы на все эти вопросы вы сможете получить, посмотрев наш обзор, где мы подробно об этом рассказываем сравнивая 14 очков виртуальной реальности для смартфонов между собой:

Очки виртуальной реальности для консолей (приставок)

— работают только со своей консолью (требуется консоль);
+ в перспективе возможно будут работать с ПК;
— нельзя запускать и обычные ПК игры (не предназначенные для VR очков), но с неполноценным 3D изображением (при подключении смартфона к ПК через USB кабель);
— смотреть 3D фильмы можно только возле консоли (не портативные);
+ на старте будет несколько хороших полноценных игр с современной графикой;

Основной моделью очков виртуальной реальности для консолей на текущий момент являются очки PlayStation VR. PlayStation VR поступят в продажу в октябре. Цена очков виртуальной реальности PlayStation VR составит порядка 35 000 руб. PlayStation VR пока единственные очки виртуальной реальности для консолей.

Автономные очки виртуальной реальности

По сути это те же самые очки виртуальной реальности для смартфона, просто для их работы не требуется наличие хорошего смартфона. В перспективе, вероятно, будет можно подключить их к ПК и некоторые ПК игры их будут официально поддерживать.
Суть этого шлема виртуальной реальности в том, что он несет в себе не только экран и плату с гироскопом, но и все остальное железо – мощный процессор, оперативная память, флеш память, аккумулятор и т.д. Проще говоря, это как встроенный в ваши очки виртуальной реальности смартфон или ноутбук. Такой шлем виртуальной реальности будет стоить как хороший смартфон. Такой шлем виртуальной реальности купить можно по цене от 14 000 руб.

Итоги

На текущий момент самыми массовыми, доступными и качественными очками являются очки виртуальной реальности для смартфона, такие как FiiT VR (лидер) , Bobovr Z4, VR BOX 2, VR Shinecon, Baofeng 4. Они позволяют в полной мере насладиться 3D фильмами, а так же окунуться в виртуальную реальность и покататься на американских горках, пострелять по зомби, походить по дну океана и т.д., но к сожалению пока нет серьезных игр (демок) с качественной графикой. Основное преимущество шлемов виртуальной реальности для ПК именно в том, что в них можно поиграть в игры с современной графикой, это дает больший эффект погружения. Кроме того для очков виртуальной реальности на ПК есть пульты и вы можете взаимодействовать с виртуальным пространством при помощи рук, что еще сильнее усиливает эффект погружения в виртуальный мир.
Если вы хотите смотреть 3D фильмы, то вам явно нужно покупать очки виртуальной реальности для смартфона.
Если вы хотите играть в лучшие игры для очков виртуальной реальности, то вам можно купить очки виртуальной реальности для ПК, например .

Лучшие очки виртуальной реальности для смартфона в категории Цена/Качество, а так же лучший выбор — FiiT VR

Лучшие очки виртуальной реальности для ПК в категории Цена/Качество, а так же лучший выбор — Deepoon E2

Интернет магазин очков виртуальной реальности BESTVR предлагает вам широкий выбор виртуальных очков для смартфонов. При этом сотрудники интернет магазина очков виртуальной реальности окажут вам всю необходимую поддержку в выборе очков виртуальной реальности.

Интернет магазин очков виртуальной реальности BESTVR – мы знаем толк в виртуальной реальности!

Как работает виртуальная реальность?

Как работает виртуальная реальность? Как объяснить технологию, благодаря которой вы можете перемещаться по поверхности Марса, на самом деле переходя из кухни в ванную? Сегодня мы будем объяснять, каким образом функционируют различные гарнитуры виртуальной реальности. Давайте начнем с некоторых основ.

Использование гарнитуры в настоящее время ассоциируется с компаниями Oculus, Sony, Samsung и Google. Для подключения в мир виртуальной реальности, как правило, требуется три вещи. ПК, консоль или смартфон, чтобы запустить приложение, гарнитура, обеспечивающая отображение смоделированного мира в ваших глазах и какой-нибудь адаптер, который отвечает за отслеживание головы, рук и голоса, за контроллеры, включение устройства, а также трекпады.

Полное погружение заключается в том, что гарнитура, запуская различные приложения, делает опыт виртуальной реальности настолько реальным, что пользователь попросту забывает, что все это, на самом деле, искусственно смоделированный мир. Так как же происходит процесс попадания в это пространство?

Основы

VR-гарнитуры, как Oculus Rift и Project Morpheus, часто называют HMD, что на деле означает дисплеи, установленные на голове (head mounted display). Даже без отслеживания звука или движений, надев на голову «картонку» от Google и разместив дисплей вашего смартфона перед лицом, вы сделаете достаточно, чтобы хотя бы наполовину погрузиться в виртуальное пространство.

Цель этих устройств - создать 3D виртуальную среду в натуральную величину и без границ, ассоциируемых обычно с экранами телевизоров и компьютеров. В зависимости от того, куда вы смотрите, экран, установленный напротив лица, следует за вами. Это главное отличие от технологии дополненной реальности, которая в свою очередь накладывает графические элементы на видение реального мира.

Видео передается от консоли управления или компьютера на гарнитуру с помощью кабеля HDMI в случае гарнитур HTC Vive и Rift. Что касается Google Cardboard и Samsung Gear VR, в этих гарнитурах уже находится специальный слот для смартфона.

VR-гарнитуры используют либо два канала, отправленных на один дисплей, либо сразу два ЖК-дисплея, по одному на каждый глаз. Существуют также линзы, которые размещены между вашими глазами и пикселями, что является причиной, по которой устройства называют «очками». В некоторых случаях, они могут корректироваться в соответствии с расстоянием между вашими глазами.

Эти линзы фокусируют и изменяют изображения для каждого глаза и создают стереоскопическое 3D-изображение, поворачивая два 2D-изображения и создавая таким образом имитацию третьего изменения. Для понимания этого на практике попробуйте позакрывать поочередно каждый глаз и наблюдайте за резким перемещением некоторых предметов.

Одним из способов улучшения качества погружения является увеличение поля зрения. Дисплеи на 360 градусов стоили бы немалых затрат, что влияло бы и на их исходную цену. Большинство высококлассных гарнитур предлагают поле зрения в 100-110 градусов, чего вполне достаточно для достижения необходимых ощущений.

И, для пущей реальности показываемого, минимальная частота кадров должна быть около 60 кадров в секунду. Правда, переживать по этому поводу совершенно нет смысла. Современные VR-гарнитуры выходят далеко за пределы 60 fps. Oculus способна выдавать 90 кадров в секунду, а, например, Project Morpheus от компании Sony выжимает все 120.

Отслеживание головы

Отслеживание головы подразумевает, что, когда вы носите VR-гарнитуру, картина перед вами двигается в соответствии с тем, как вы посмотрите вверх, вниз или из стороны в сторону. Система называется 6DoF (шесть степеней свободы), она анализирует размещение головы относительно осей x, y, z для измерения движений головы вперед и назад, из стороны в сторону и от плеча к плечу, иначе известных как тангаж, рыскание и крен.

Также в гарнитуру встроено несколько различных внутренних компонентов, которые могут быть использованы в системе отслеживания головы: гироскоп, акселерометр и магнитометр. Sony Project Morpheus также использует девять светодиодов, размещенных вокруг гарнитуры, чтобы обеспечить 360 градусов отслеживания благодаря внешней камере наблюдения PS4.

Технология отслеживания головы для успешной работы требует низкую задержку - мы говорим о цифре 50мс или меньше, в ином случае пользователь будет ощущать отставание кадров в момент поворота головы. Oculus Rift имеет впечатляюще минимизированное отставание всего на 30 миллисекунд.

Наушники также могут быть использованы для усиления ощущения погружения. Двойной или 3D звук может быть использован в приложениях и играх, чтобы подарить пользователю ощущение реалистичности происходящего (с усилением или затиханием звуков, в зависимости от перемещения по виртуальному миру).

Отслеживание движений


Отслеживание головы - это одно сплошное преимущество. Но пока еще неизданные гарнитуры премиум-класса предлагают эту возможность, более демократичные модели не могут обещать того же. Тут в ход вступает второй важнейший аспект погружения - отслеживание движений. Ведь когда вы одеваете на голову VR-гарнитуру, то первое, что вы хотите сделать, это увидеть свои руки в виртуальном пространстве.

Для этого существует несколько устройств. Одним из первых аксессуаров, позволяющих отслеживать движения рук, является Leap Motion. Устройство использует инфракрасный датчик и присоединяется к гарнитуре виртуальной реальности. Также небезызвестным является Kinect. Но с развитием отрасли начало появляться все больше интересных гаджетов от Oculus, Valve и Sony.

Oculus Touch - это набор беспроводных контроллеров, позволяющих полноценно подключать руки к погружению в виртуальную среду. В каждую руку вы берете по контроллеру и используете кнопки для управления. Так, например, можно стрелять из пистолета или открывать дверь. На каждом контроллере также есть датчики для распознавания различных жестов.

Стоит также отметить технологию Valve Lighthouse и контроллеры HTC для гарнитуры Vive. Устройство включает в себя две базовые станции в частях комнаты, которые пускают через комнату лазеры. Они в свою очередь обнаруживают точное положение вашей головы и рук, и передают информацию на датчики в самой гарнитуре или портативном контроллере. Как и Oculus Touch, датчики оснащены кнопками, а самым невероятным является то, что в одной комнате можно использовать несколько систем Lighthouse от Valve, позволяющих отслеживать несколько пользователей одновременно.

Отслеживание глаз


Отслеживание глаз, пожалуй, является последним кусочком этой головоломки. Функция не доступна на Rift, Vive или Morpheus, но ее предлагает достаточно перспективная краудфандинговая гарнитура FOVE. Итак, как же это работает?

ИК-датчик анализирует, куда смотрят ваши глаза внутри гарнитуры. Главное преимущество этой технологии, помимо более точной реакции игровых персонажей на то, куда вы смотрите, это сделать глубину резкости более реалистичной.

В стандартных VR-гарнитурах все выглядит довольно резко, что отличается от того, как мы привыкли смотреть на мир. Если наши глаза смотрят на объект на расстоянии, например, передний план будет размываться, и наоборот. Отслеживая наши глаза, графический движок FOVE может смоделировать все это в 3D пространстве виртуальной реальности. Соответственно, размытие может быть хорошим.

Гарнитурам следует также увеличить разрешение дисплея, чтобы избежать эффекта «зерна». Кроме того, все, на что будут смотреть наши глаза, должно быть настолько приближенно к жизни, насколько это возможно. В ином случае ваш мозг будет понимать, что что-то не так и вас будет ждать головокружение после получаса игры в гарнитуре.

Где купить

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-292968-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-292968-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Я не буду рассказывать, что такое виртуальная реальность, вы и сами это прекрасно знаете из кучи фантастических фильмов (). В этой статье я хочу рассказать, в первую очередь, новичкам , чего и как сегодня достигли технологии виртуальной реальности на конец 2018-го года или: что такое очки виртуальной реальности и как это работает? Завсегдатаи 4PDA могут проходить мимо, ничего нового из этой статьи они не узнают (скорее всего), а вот тем, кто ждет «Матрицы» и только задумывается о покупке шлема виртуальной реальности — должно быть интересно. Итак, начнем.

Спойлер — «Матрица» еще очень далеко)

Когда мы смотрим тот или иной фантастический фильм на тему VR, нам показывают разные типы погружения человека в виртуальный мир. Начиная от футуристических шлемов (типа «Джонни-Мнемоник «), заканчивая нейроинтерфейсами, где пользователь запихивает в себя некий имплант (привет, «Экзистенция «). До нейроинтерфейсов мы пока не доросли (хотя, Маск там вроде как мутит что-то на эту тему), и основу VR сегодня составляют так называемые очки или шлемы виртуальной реальности. От них и будем отталкиваться.

Кадр из фильма «Джонни Мнемоник». Такая штука — пока всё еще фантастика

Что такое очки виртуальной реальности и как это работает

Шлемов виртуальной реальности на сегодня великое множество. Вот я недавно , там очень много, почитайте, не поленитесь, здесь я привожу только общие принципы работы VR очков. Каким бы не был VR шлем, он всегда будет работать по схожим принципам, по крайней мере, в ближайшее время.

3D картинка в виртуальной реальности

В любом шлеме у нас имеется экран (или два — в зависимости от вида шлема), на который выводится картинка для двух глаз, то есть — картинка со смещением, для левого и правого. Так же в VR шлеме установлены линзы, через которые вы смотрите на этот экран, в итоге у вас создается иллюзия большого изображения перед вами.

Самый простой пример для понимания — :

В данном случае в качестве экрана используется экран телефона, на который программно выводится разная картинка для правого и левого глаза. На него мы смотрим через две линзы и получаем эффект большой трехмерной картинки.

Сколько бы не стоил тот или иной шлем виртуальной реальности — в нем будет тоже самое (пока не начнут картинку на сетчатку проецировать) — две картинки для двух глаз и линзы для их увеличения.

Разница будет лишь в качестве линз и экранов (технология производства, разрешение и т.п.) Ну и, «настоящие» шлемы напичканы всякими схемами для преобразования сигнала и дополнительными датчиками для отслеживания — но, про это — далее.

Отслеживание положения головы в виртуальной реальности

Подзаголовок глупый, но именно он отражает важное отличие VR-очков от обычного 3D телевизора или монитора.

Суть в том, что в VR шлеме мы не просто смотрим на статичную 3D картинку неподвижно, мы можем в ней поворачиваться на 360 градусов!

Отслеживание поворотов головы с помощью гироскопа (3 DOF)

Или 3-dof ( 3 степени свободы) , как его еще называют на форумах. В любом шлеме VR у нас есть встроенные датчики, в том числе и гироскоп , с помощью которого система может определить, в какую стороны вы повернулись. То есть, такой шлем позволяет отследить повороты головы влево-вправо, вверх-вниз, а так же — наклоны (от плеча к плечу, для лучшего понимания).

Гироскоп и три степени свободы вращения (металлические обручи).

То есть — находясь в виртуальной среде, мы можем крутиться в разные стороны и видеть разную картинку.

В дешевых VR очках для смартфона вся работа по определению поворота ложится на гироскоп , если он в нем есть. Если его нет — то вы в лучшем случае сможете только смотреть 3D фильмы в статичной среде. В дорогих шлемах гироскоп уже есть + он куда быстрее телефонного, именно потому картинка в дорогих VR шлемах «стоит как вкопанная», как в реальности, в то время как на телефонах могут быть дрейфы , когда ваша виртуальная среда начнет уезжать в ту или иную сторону, даже если вы не двигаетесь.

То есть, самый простой шлем виртуальной реальности (или ) умеет показывать вам 3D картинку и отслеживать повороты и вращение вашей головы в виртуальной среде.

Отслеживание позиции головы («позиционка», 6 DOF)

Повороты — это хорошо, но — нам же хочется большего погружения в виртуальную реальность? Поэтому, более дорогие VR шлемы умеют так же отслеживать изменение позиции вашей головы. Это еще три степени свободы — движение головы вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо:

Еще три степени свободы — в VR наша голова может двигаться по этим трем осям

Отслеживание не только вращения головы, но и ее перемещения, называют так же — 6 DOF — три степени свободы на вращение и три — на перемещение в пространстве.

Чтобы понять, как это — представьте, что в игре на вас летит пуля, вам в лоб (привет, ). Если у вас отслеживание только 3 DOF (вращение), то, как бы вы не крутились — она всё равно попадет вам в голову, потому что, голова то крутится, но всегда остается на месте. А вот если у вас отслеживание 6 DOF — то вы можете, например, присесть — и пуля пролетит над головой, или сделать шаг влево — и пуля пролетит мимо. Надеюсь, более-менее понятно).

Или, еще пример. В виртуальной реальности на стене висит табличка. С 6 DOF вы можете поднести к ней лицо и посмотреть на нее под разными углами.

Но, как работает такое отслеживание? Здесь есть два варианта:


У каждого из способов свои плюсы и минусы. Например, сенсоры надо где-то размещать, но с камерами в шлеме не поиграешь в темноте…

Таким образом, делаем вывод, что для лучшего погружения в виртуальную реальность нам нужен VR-шлем с 6 DOF.

Отслеживание рук в виртуальной реальности

Мы уже умеем отслеживать нашу голову в виртуальном мире. Но, как в нем что-то делать? Изначально всё работало либо с клавиатуры, либо с , а игрок сидел на кресле.

А как насчет пострелять из пистолета, целясь, как в реальности, своей собственной рукой или помахать мечом и порубить супостатов на кусочки?

Для этого были придуманы VR-контроллеры (по сути это джойстики, которые мы держим в руках, а они управляют «руками» внутри виртуальной реальности).

Oculus Touch — на сегодня считаются лучшими «VR-руками»

Контроллеры так же напичканы датчиками и гироскопами, и у них тоже может быть 3 DOF или 6 DOF. В первом случае в контроллере только гироскоп (см. в моей классификации), а значит — система может отслеживать только повороты и вращение такой «виртуальной руки». Во втором случае, в контроллерах стоят датчики вроде тех, что в Окулусе (см. картинку выше), или банальные светодиоды, как в случае с WMR. Положение Oculus Touch отслеживается теми же сенсорами, что и сам шлем, а WMR-шлемы своими двумя камерами «видят» светодиоды на своих контроллерах:

Контроллеры Lenovo со светодиодами

Важно помнить , что из-за особенностей работы, контроллеры от разных VR-шлемов могут быть не совместимы друг с другом!

Например, Oculus Touch подходят только к шлему Oculus Rift CV1. в том время как контроллеры для WMR совместимы между разными шлемами серии. Так же, контроллеры от Vive будут подходить к новому Pimax 8K. Вобщем, перед покупкой той или иной штуки обязательно убедитесь в совместимости.

Да, есть еще стороннее ПО, которое позволяет лепить контроллеры чуть ли не из теннисных шариков, но для этого нужны камеры от Плейстейшн 3 и это тот еще колхоз, и не везде подойдет.

Перемещение в виртуальной реальности

Отвечаю на вопрос: как здесь ходить?

Есть игры-тиры, где просто стоишь на месте. Есть игры-симуляторы, где управляешь рулем, или на клавиатуре с помощью классического WASD. Есть игры, которые (джойстик) и перемещение на стик. Так же, если в игре небольшая игровая зона, например, площадка, то вы можете просто ходить по комнате, и ваше перемещение перейдет в игру, если у вас отслеживается позиция головы.

В том же настольном теннисе вам просто достаточно делать несколько шагов в разные стороны в реальности , чтобы перемещаться вокруг виртуального игрового стола.

Но, мы рассмотрим два вида перемещения в виртуальной реальности, которые применяются именно в больших мирах, вроде Скайрима или Фалаута (и других подобных играх), где просто ходьбы по комнате уже не достаточно: телепортацию и локомоушен.

Телепортация

До недавнего времени это был чуть ли не единственный способ перемещения в VR. Суть в том, что с помощью стика на VR-контроллере или тачпада (сенсорная панель) мы прицеливаемся, как бы «забрасываем удочку» туда, куда хотим переместиться, после этого отпускаем кнопку и мгновенно оказываемся в новом месте:

Перемещение в виртуальной реальности с помощью телепортов

Считается, что такой способ перемещения более комфортен для игроков, особенно, для новичков в VR. Хотя, меня он раздражает и мне больше нравится второй способ.

Локомоушен

Его объяснить куда проще. Это «классическое» перемещение с помощью стика на контроллере (или тачпада), как если бы вы решили походить на джойстике или привычном WASD в обычной, не-VR игре. То есть — просто зажали стик в нужную сторону — идем, отпустили — стоим. Для разворотов можно использовать как всё тело, так и — если это предусмотрено игрой — повороты на второй стик в другой руке. Но, часто народ может укачивать при таком способе перемещения, хотя он и кажется наиболее логичным.

Комбо

В некоторых играх есть особо извращенные режимы перемещения, например, в популярном это смесь телепорта с поворотом, то есть — сначала мы указываем, куда хотим переместиться («удочка»), а потом, удерживая стик, выбираем и направление, в котором хотим смотреть после перемещения. А в это время на нас прут стада роботов, дичь та еще, как по мне. Хотя, игра хорошая. Так же, в новом Думе (VFR который) кроме телепортов был какой-то недо-локомоушен, когда игрок выбирал направление, а дальше персонаж туда не телепортировался, но скользил…

Какой способ перемещения в VR лучше?

Решает каждый сам, надо пробовать, мне больше нравится локомоушен, хотя он есть не во всех играх. В любом случае, я всегда за то, чтоб разработчики давали выбор игрокам, как именно им перемещаться. Потому что, комфорт в виртуальной реальности — весьма важная штука. И на тот же РобоРеколл я забил как раз из-за неудобного управления.

Что нам всё это дает — виртуальная реальность в действии

Таким образом, полноценный VR шлем сегодня умеет показывать вам 3D картинку, отслеживать повороты и перемещение вашей головы в пространстве, а так же имеет «руки», которыми вы в этой виртуальной реальности что-то делаете. Вот пример полноценного комплекта виртуальной реальности — мой Oculus Rift CV1 + Oculus Touch:

Полноценный комплект виртуальной реальности: сам VR шлем + два сенсора + два контроллера

То есть, вы подрубаете шлем к ПК, ставите сенсоры, как вам нужно, скачиваете ПО для шлема, проходите первичную настройку, и взяв контроллеры в руки, можете полноценно ходить по виртуальным мирам и взаимодействовать с ними.

Чтобы понять, что сегодня есть в виртуальной реальности, я сделал уже пяток подборок с играми для полноценных ПК-шлемов, можете их почитать.

Скажу еще, что из больших игр там есть «Фалаут 4 » и « «.

Как во всё это играется? Ну, как-то так:

Кроме этого, почитайте вот эту статью, хотя я и пишу там про очки для телефона, но всё это реализуемо и в больших пк-шлемах:

Аксессуары для очков виртуальной реальности

Про шлемы и «руки» к ним я уже сказал, давайте посмотрим, как еще производители предлагают разнообразить наш досуг в VR.

Все больше и больше гаджетов наполняют нашу жизнь. Очки виртуальной реальности - очередное новшество. Для чего они нужны? В первую очередь устройство создано для любителей игр и просмотра фильмов. Этот новомодный гаджет позволяет глубже побывать в мире виртуальной реальности, ощутить события, происходящие по ту сторону экрана.

Обладатели таких очков могут по-настоящему испытать все ощущения из кинофильмов или игр, свободно отправиться в виртуальное путешествие. Эта новомодная разработка уже появилась у некоторых геймеров и просто любителей технических новинок. С очками ВР снимают видео, на них делают обзоры, в общем-то, отзывов и мнений множество. Откуда взялись, сколько стоят очки виртуальной реальности, когда появились, как их использовать? Обо всех подробностях ниже.

Откуда появился шлем ВР

Первая попытка показать людям вторую реальность оказалась не очень удачной. Еще в девяностые годы в Соединенных Штатах Америки был придуман шлем для погружения в виртуальную реальность. Ввиду некоторых недоработок он не получил широкого распространения, и через год производители отказались от выпуска данной новинки.

Следующим попробовала работать с «виртуальной реальностью» компания Sony. Было создано несколько миниатюрных шлемов. Они были оборудованы наушниками и дисплеями. Но, опять-таки, устройство не получило распространения.

Сегодня шлемы виртуальной реальности значительно доработали. Они стали более компактными и удобными для использования. Есть пластиковые и даже обычные картонные очки. Что примечательно, так это то, что и те и другие выполняют свою функцию. Выбор на рынке огромен. А еще появились фильмы и игры, разработанные специально для таких очков.

Принцип работы

Как работают очки виртуальной реальности? Шлем (или иначе - очки ВР) имеет в основе корпус из пластика или картона с линзами, за которыми располагается экран с делением на две части. Он построен так, что один глаз не видит то, что видно второму глазу. Объемное 3D-изображение получается за счет того, что каждому глазу видно свою картинку. Принцип такой же, как с 3D-видео. Если сделать видео сразу с двух камер, а потом запустить их аналогично для глаз, получим 3D-видео.

Кроме того, внутри виртуальных очков есть гироскоп - специальный прибор для отслеживания поворотов головы. Если вы смотрите фильм на компьютере или играете, шлем подключается к ПК, а изображение с него передается на экран виртуальных очков. Теперь мы разобрались, как работает данный гаджет.

Какими бывают очки ВР

Есть гаджеты ВР для смартфона и компьютера. Как работают очки виртуальной реальности на смартфоне? В первую очередь нужно установить специальное приложение на ваше устройство. Далее необходимо зафиксировать смартфон, подключить к нему очки, надеть их на голову, настроить изображение. Для игр иногда следует дополнительно приобретать гарнитуру.

Шлемы для ПК

Шлемы (очки) виртуальной реальности для компьютера требуют установки на него специальных драйверов. Очки подключаются к ПК через кабель. Звук передается, как правило, через наушники или динамики. Изображение, как и в предыдущем варианте со смартфоном, можно отрегулировать. Очками виртуальной реальности для компьютера предпочитают пользоваться любители игр, так как есть большой выбор стратегий, экшенов, бродилок и гонок в хорошем качестве.

Приложения для очков виртуальной реальности

Если вы стали счастливым обладателем очков ВР, то задайтесь вопросом: а есть ли специальные разработки для них? Конечно, да. Для новичков вполне подойдет приложение от корпорации Google. Называется оно Google Cardboard. В программе имеется фотосервис и приложение с фильмами и играми для VR.

Есть и другие программы, которые могут взаимодействовать с очками ВР:

  1. Видеоплеер для "Андроида" AAA VR Cinema. Эта программа воспроизводит файлы виртуальной реальности на вашем смартфоне. Так, можно смотреть все видео, а не только те, что изначально были предназначены для устройства ВР. Приложение бесплатно можно скачать в библиотеке Google Play.
  2. Камера, чтобы делать фото ВР. Это приложение под названием CardBoard Camera. С помощью него вы можете делать снимки, а потом просматривать их в очках ВР.
  3. Другой очень интересный вариант - это Expeditions. Сидя на диване, вы можете посетить любой уголок планеты. Просто удивительное путешествие. В Google Play приложение бесплатное.
  4. Любите культуру и искусство, но не располагаете временем и достаточными средствами для посещения музеев, выставок и других культурных проектов? Тогда вам понравится приложение Google Arts and Culture. Это бесплатная программа в Google Play.
  5. Google Street View. C таким приложением в 360-градусном режиме можно просматривать улицы любого города.
  6. Любителям космоса подойдет Titans of Space. В этом приложении разработана полная модель Солнечной системы. С очками ВР можно свободно изучать космос.
  7. YouTube. Очки открывают вам мега-возможности для просмотра роликов этого видеохостинга.

Использование очков ВР

Вы установили необходимое приложение. Теперь разберемся, как дальше пользоваться очками виртуальной реальности. Запускаем установленную программу. В некоторых моделях выдвигается специальная планка, туда вставляется смартфон. Бывает, что данная деталь просто откидывается. После надеваем очки и смотрим, либо играем.

Как пользоваться очками виртуальной реальности на компьютере? Для этого нужно установить приложение TrinusVR. С помощью него передаются данные со смартфона. Есть все настройки: звук, видео и т. д. После того как настроите, можете играть или смотреть фильмы для очков виртуальной реальности.

Играем в очках виртуальной реальности

Гаджеты дают все больше возможностей. Познакомимся с играми для очков виртуальной реальности:

  1. Elite Dangerous. Играм этой серии уже несколько десятков лет. Здесь можно исследовать просторы Вселенной, воевать. Шлем виртуальной реальности только улучшит все ощущения от процесса.
  2. Keep Talking and Nobody Explodes - игра для нескольких человек. Один из компании надевает виртуальный шлем и, таким образом, оказывается в комнате с бомбой. Остальные подсказывают, что делать, чтобы обезопасить ее.
  3. Job Simulator. Действие происходит в 2050 году. Вместо людей все делают роботы. Игроку предлагается роль трудящегося человека, а роботы ему постоянно мешают.
  4. Batman: Arkham VR. Предназначен для игры в "ПлэйСтэйшн". Вы будете покорять мир в костюме супергероя.
  5. Euro Truck Simulator 2 - симулятор про дальнобойщиков.
  6. Minecraft VR. Очень популярная игра. А главное, чтобы окунуться в «мир блоков», достаточно самого простого оборудования.
  7. Pool Nation VR. В виртуальных очках вы получите полноценную комнату для игры в бильярд.
  8. Assetto Corsa VR - очередной автомобильный симулятор.
  9. Subnautica. Игра про то, как выжить в океане. Вы можете передвигаться на подводной лодке или с помощью акваланга.
  10. The Climb. Здесь нужно преодолевать препятствия в горах. Если вы очень чувствительны, на некоторых моментах могут быть и приступы головокружения.
  11. Экспедицию на Эверест можно совершить с помощью Everest VR.

Чтобы найти игры для очков виртуальной реальности, скачайте на свое устройство любое приложение данной тематики. Но игры - это не единственное развлечение.

Фильмы для очков виртуальной реальности

Если вы приобрели шлем, но еще не знаете, что из видео выбрать, предлагаем несколько новинок, предназначенных для просмотра в очках виртуальной реальности:

  1. «Бегущий по лезвию 2049». Трехчасовой триллер о мире, населенном репликантами.
  2. «Тэлон Фолз». Фильм ужасов об аттракционе с куклами-людьми.
  3. Французская комедия «Дикое желание» расскажет вам о молодой семейной паре, идущей на все ради того, чтобы зачать ребенка.
  4. Французский фильм о событиях 1945 года «Зимняя война» расскажет о борьбе американцев и французов.

Любой фильм или видео на "Ютубе" также можно смотреть в очках виртуальной реальности.

Какие выбрать очки виртуальной реальности

Довольно просты в использовании очки фирмы Samsung. Предназначены для смартфона. Линзы в них пластиковые, а сопутствующие детали выполнены из пены и кожезаменителя. У очков есть регулировка фокуса и громкости. Собственных аккумуляторов у шлемов виртуальной реальности от данного производителя нет. При недостаточном звуке очки используют совместно с наушниками от смартфона.

Бюджетным вариантом являются очки китайского производителя VR Box 2 0. В данном варианте использовать нужно дисплей смартфона, так как своего собственного у гаджета нет. Такой шлем может работать и с компьютером. Отзывы об очках виртуальной реальности этого производителя появляются все чаще и в целом положительные.

Xiaomi разработали шлем VR Glasses. Устройство является самым легким среди собратьев. Какие-либо дополнительные функции у очков отсутствуют - все просто и аскетично.

Китайский представитель очков виртуальной реальности нового поколения - HIPER VRS. В чем новизна? У этого устройства линзы - 33,5 мм. Имеется регулировка расстояния фокуса. Снаружи шлем покрыт глянцевым пластиком. Есть выход для наушников и зарядного устройства. Различные составляющие позволят отрегулировать шлем полностью под себя. По отзывам, очки виртуальной реальности данной линейки хороши по соотношению "цена-качество".

Устройство VR Box VR 2.0. в отличие от предыдущего экземпляра сделано из матового пластика, имеет пульт дистанционного управления.

Fibrum Pro - это самые легкие из «продвинутых» очков виртуальной реальности. Обзор здесь возможен под углом 110 градусов. Кроме того, данный прибор разработан российскими производителями.

Vive - устройство профессионального уровня. Шлем отслеживает движение головы и перемещение в пространстве. Есть во внешней комплектации наушники. Отзывы об очках виртуальной реальности от Vive свидетельствуют о том, что через компьютер с ними работать удобнее.

Oculus Rift - доступный профессиональный вариант. Автоматически подстраивается под глаз человека. Встроенные наушники и игровой джойстик в комплекте. Датчик сделан так, что положение можно менять на 360 градусов.

Обзор очков виртуальной реальности далеко не полный. Более подробно с устройствами можно ознакомиться на официальных сайтах производителей или продавцов. Отзывы об очках виртуальной реальности в целом положительные - разработка интересная, доступная, имеет все перспективы стать очень популярной.

Цены на VR-устройства

Ценовая политика будет зависеть от модели, производителя и типа устройства. Сколько стоят очки виртуальной реальности? Цены варьируются от 300 до 40000 рублей. Так, очки для компьютера обычно дороже очков для смартфона ввиду того, что в конструкции имеют отдельные составляющие.

Будущее VR-гаджетов

Новые технологии создаются не только для развлечений, вполне реально использовать такие устройства, например, в медицине при проведении сложных операций. Так что, вполне вероятно, что совсем скоро шлемы виртуальной реальности будут применяться во многих сферах человеческой жизни.

Не просто просмотреть фото или видео, но полностью погрузиться в игровой мир за счет трехмерной картинки – для этого нужно купить очки виртуальной реальности для компьютера, которые используют как для игр, так и для просмотра фильмов. Цены на такие устройства могут достигать нескольких сотен рублей, но есть бюджетные модели. Это значит, дополненная реальность сейчас доступна каждому, главное выбрать, через что вы будете в нее попадать.

Что такое очки виртуальной реальности

Шлемы, гарнитуры виртуальной реальности, и их аналоги для современных смартфонов – очки – это устройства, с помощью которых можно наслаждаться дополненной реальностью. Внешне устройства выглядят как коробки с линзами, имеют экран с перегородкой и пластиковый корпус. Полноценные шлемы виртуальной реальности используются для ПК, но их тоже иногда называют очками. Они дают возможность смотреть 3D фильмы, видео, делиться фотографиями и проходить игры различных жанров.

Принцип работы

Главный элемент очков для смартфонов – асферические линзы. За качество картинки они не отвечают, параметр зависит от исходного качества изображения, разрешения экрана и цветопередачи. Специальные линзы предназначаются для фокусировки глаз пользователя на экране смартфона. Гаджеты, работающие в связке с ПК, или независимые устройства с процессором, имеют встроенный собственный дисплей, на который выводятся изображения.

Для позиционирования в пространстве используются специальные основные и дополнительные датчики. В очках для смартфона они встроенные – бортовые. В устройствах для ПК, датчики подключаются к компьютеру через USB-кабель. Девайс считывает показатели с них и выводит изображение на экран под нужным углом. Это воспринимается как полное погружение в другую реальность, поскольку датчики постоянно следят за движениями пользователя.

Все элементы очков дополненной реальности защищены корпусом, выполняющим также функцию крепления. Корпус производится из картона высокого качества или пластмассы. Составные элементы некоторых моделей печатают на 3D-принтерах. Для того чтобы подключить смартфон к очкам, нужно использовать специальные приложения. С этой же целью для ПК используются программы.

Обзор очков виртуальной реальности

Устройства для смартфона удобны и компактны, для компьютера – больше, но и мощнее. В связке с мощными компьютерами можно:

  • полностью погружаться в мир игр (+ мощный игровой компьютер поддерживает самые продвинутые игры);
  • наслаждаться 3D эффектом при просмотре видеоматериалов;
  • совершать путешествия прямо с дивана;
  • смотреть и делиться с друзьями трехмерными снимками.

Недостаток этих возможностей: они доступны только в связке с персональными компьютерами, то есть привязаны к одному месту. Со смартфоном наслаждаться виртуальным пространством можно будет где угодно. Напротив, гарнитуры со всей комплектацией для игровых консолей самые громоздкие (ноутбук, к примеру, перенести проще), но позволяют использовать все возможности высоких технологий в мире игр.

OculusRift

Очки виртуальной дополненной реальности для компьютера. Кроме того, шлемы OculusRift используются в аттракционах:

  • Название: OculusRift CV1
  • Цена: 37 900 рублей.
  • Характеристики: выводят изображение на встроенный дисплей (1200x1080 для каждого глаза)
  • Плюсы: встроенные наушники, удобные контроллеры
  • Минусы: качество изображения, линзы чувствительны к царапинам.

Побочный эффект шлемов OculusRift – морская болезнь, особенно при первых использованиях девайса. В поздних моделях есть встроенный тестер, который призван сглаживать этот эффект:

  • Название: OculusRift DK2
  • Стоимость: 33 000 р. (скидка -22%)
  • Описание: шлем для ПК, с собственным экраном (960x1080 разрешение для каждого глаза), угол обзора – 100°.
  • Преимущества: есть набор бесплатных игр, хороший эффект погружения.
  • Недостатки: очень нагружает глаза, небольшой угол обзора, системные требования.

PlayStation VR

Этот девайс от компании Sony работает вместе с игровой консолью PlayStation4. Для него уже доступно свыше 100 игр, включая эксклюзивные, и сейчас разрабатываются новые:

  • Название: SonyPlayStation VR
  • Стоимость: 31 990 р.
  • Описание: подходит для консолей, имеет встроенный дисплей 1920x1080, в комплекте наушники.
  • Преимущества: точный трекинг, удобное крепление, возможность подключения без проводов, выглядит как футуристическая маска.
  • Недостатки: изображение на экране размывается по краям, не во всех играх хорошая графика.

HTC Vive

Если вы хотите купить очки виртуальной реальности для ПК, один из вариантов – приобрести HTC Vive. Это шлем, который подключается через кабели USB и HDMI, и имеет лазерный трекинг:

  • Название: HTC Vive
  • Цена: 69 490 р.
  • Характеристики: показывает изображение на собственном экране с разрешением 1200x1080 для каждого глаза, в комплекте наушники, контроллер движений и датчик положения.
  • Плюсы: полное погружение, хорошая комплектация.
  • Минусы: сложная настройка, высокая стоимость, высокие системные требования.

GoogleCardboard

Это экспериментальное устройство, работающее в связке со смартфоном, называется GoogleCardboard(«Гугл Картон»). Основа – шлем, который собирается из любых подручных материалов. Его можно сделать самому по схеме или купить уже собранный (продажа на официальном сайте или в интернет-магазинах):

  • Название: GoogleCardboard
  • Стоимость: 890 р. (акция, полная цена 1190 р.), если собирать самому – в пределах 100-200 р.
  • Описание: картонные очки с двумя линзами и креплением-липучкой для смартфона.
  • Преимущества: способ дешево купить шлем дополненной реальности, легкость конструкции
  • Недостатки: требует хороший смартфон для приемлемого качества картинки, ненадежность корпуса.

Gear VR

Очки от компании Samsung, которые работают со смартфоном. Совместимы с операционной системой Андроид:

  • Название: SamsungGear VR
  • Цена: 8 500 р.
  • Характеристики: угол обзора 101°, есть регулировка фокуса и разъем для подключения зарядного устройства.
  • Плюсы: удобные, хорошее погружение.
  • Минусы: низкое разрешение, размытость изображения.

MicrosoftHololens

Очки смешанной реальности работают на операционной системе WindowsGolographic как самостоятельное устройство. Относятся к дорогим моделям. Управляются жестом, голосом, кликером или традиционным нажатием кнопок. Ориентированы на бизнес и разработчиков, используются для презентации продуктов, обучения студентов-медиков:

  • Название: MicrosoftHololens
  • Стоимость: 289 000 р. (распродажа -15%)
  • Характеристики: 2 Гб оперативной памяти, 64 Гб внутренней, встроенный дисплей, процессор, микрофон, камеры, встроенные наушники.
  • Преимущества: полностью самостоятельно устройство, большие возможности для бизнеса.
  • Недостатки: цена.

Как выбрать очки виртуальной реальности для компьютера

Заказать очки виртуальной реальности можно в интернет-магазине, оформив доставку по почте или самовывозом. Хотя эта возможность есть у жителей Москвы и других городов РФ, перед покупкой убедитесь в защите своих персональных данных и в возможности проверки товара перед оплатой. При выборе шлема или очков учитывайте следующие критерии:

  1. Цена. Дешевые модели делают из картона. Хотя они предоставляют минимальные возможности, подходят для первого знакомства с дополненной реальностью.
  2. Угол обзора. Самый широкий – 360°, самый распространенный – 100. 100° хватает для реалистичного погружения, кроме того, от 360° быстро начинает болеть голова.
  3. Сфера использования. Очки для ПК и консолей действительно необходимы только разработчикам или игроманам. Для смартфонов девайсы и удобнее, и мобильнее, и на них тоже можно смотреть фильмы и играть в игры.
  4. Совместимость. Учитывайте системные требования к ПК/телефону, включая модель гаджетов.
  5. Управление. Если не готовы к футуристичному управлению голосом, выбирайте модели со стандартными кнопками.
  6. Дизайн. За него приходится доплачивать, иногда бессмысленно. Зачем покупать дорого то, что можно купить дешевле?

Видео



Рекомендуем почитать

Наверх