Что такое Информационные технологии (IT или ИТ)?! Понятие, классификация и виды информационных технологий

Новости 22.08.2019
Новости

Сегодня наш с Вами первый урок на сайте . И начнем мы с самых основ, но постараемся не забыть сделать урок простым и интересным.

Возможно, зайдя на сайт и увидев его название, первое, что пришло Вам в голову «Что такое IT?» и «зачем мне нужны ИТ уроки?». В первом уроке мы как раз и разберемся с этими двумя вопросами.

Главный вопрос первого урока «что такое ИТ?». Если Вы знаете ответ на вопрос, то прочитать статью всё равно будет полезно и, надеюсь, интересно.

IT (читается «ай-ти») это сокращенное английское словосочетаниеInformation Technology , что дословно переводится как Информационные Технологии (ИТ ).

Возникает следующий вопрос: «а что такое информационные технологии?». Сначала дадим простой ответ, а затем немного усложним.

Информационные технологии (ИТ ) – это всё, что связано с обработкой, хранением и передачей информации.

Определение ну очень сокращенное, если есть желание перейти с нулевого уровня на первый, то советую разобраться с более полным определением:

Информационные технологии (ИТ или IT ) – это множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники.

Так как всё перечисленное сейчас выполняется с помощью компьютерной техники, то под ИТ обычно подразумевают компьютерные технологии .

Поздравляю, Вы справились с не простой задачей и можете получить персональный сертификат первого уровня знаний от сайта IT-уроки. К сертификату прилагается маленькая, но симпатичная медалька , поэтому рекомендую не упустить эту замечательную возможность 🙂

Маленькое замечание

Если Вы увидите словосочетание «ИТ-технологии », то сразу догадаетесь, что оно, мягко говоря, неграмотное . Такое выражение называется плеоназм (избыточное выражение), в нём без надобности повторяются одинаковые слова.

Правильно использовать только сокращение «ИТ» (можно в английском варианте «IT») или сразу словосочетание «информационные технологии».

Применение ИТ

Информационные технологии развиваются просто бешеными темпами, еще 10 лет назад мало у кого был мобильный телефон, а сейчас практически с каждого телефона можно зайти в Интернет (который сам в привычном для нас виде появился менее 20 лет назад).

Чтобы наглядно представить себе, где и как применяются информационные технологии, составим небольшую классификацию.

Направления применения ИТ (расположены приблизительно по популярности использования):

  • Развлечение (фильмы, музыка, книги, игры);
  • Общение (социальные сети, электронная почта, чаты и т.д.);
  • Предоставление доступа к информации (новости, прогноз погоды и т.д.);
  • Обработка информации (программы математического расчета, редакторы графики, звука и видео и т.д.);
  • Обучение (учебные пособия, интерактивные уроки, вебинары, справочники).

Мы с Вами для доступа к перечисленному используем обычный компьютер или ноутбук, планшет или современный мобильный телефон. Крупные исследовательские лаборатории и институты используют суперкомпьютеры, но об этом в других уроках.

Зачем нужны читателю IT-уроки?

У меня есть предположение, что Вы уже знаете ответ на этот вопрос. Наверняка вы используете компьютер и телефон как минимум по трём из перечисленных выше пунктов.

Уровень владения компьютером у всех разный: кто-то делает первые шаги, кто-то уже освоился, кто-то только иногда сталкивается с трудностями. Но в любом случае Ваши знания в области ИТ можно и нужно улучшать.

Сайт IT-уроки.ру поможет Вам освоиться с компьютерной техникой, что непременно упростит Вам жизнь и позволит:

  • более быстро и качественно выполнить любую работу, связанную с компьютером;
  • найти дополнительный заработок в Интернете;
  • найти фильм, книгу, музыку для отдыха;
  • обработать фотографию и отправить через Интернет родственникам;
  • использовать файловые обменники;
  • создавать блоги и сайты;
  • и многое другое.

Вы можете выбрать одно из трёх направлений: программы, Интернет, устройство ПК. Можно учиться и в трёх направлениях сразу.

Чтобы не захлебнуться в потоке информации, быстро находить ее и грамотно использовать, существует целая область деятельности - IT-технологии. Что это означает, можно догадаться, развернув аббревиатуру IT - Information Technology. Все что связано с информацией - поиск, хранение, передача - относится к IT-технологиям.

В древности тоже существовали IT-технологии. Знания записывались на пергаменте, папирусе, бумаге. осуществлялась гонцами, голубиной почтой, в 19-м веке человечество освоило радио и телеграф. Хранение информации осуществлялось в библиотеках и архивах.

Но, конечно, бум информационных технологий произошел в 20-м веке, когда появилась вычислительная техника. Компьютерные системы показали наибольшую эффективность при работе с информацией, поэтому, говоря об IT, часто подразумеваются именно компьютерные технологии.

Передача данных

Обмен информацией вышел на новый уровень после открытия электричества. Возможность передавать данные посредством электрических сигналов стала важнейшим достижением IT- технологии. Что это дало простым людям?

Наши современники теперь могут общаться друг с другом из любой точки Появилась возможность получить образование, не выходя из дома. Сеть интернет во многом заменила традиционные источники знаний. Оцифровка бумажных книг, летописей, документов идет полным ходом. Цифровые копии бесценных произведений становятся доступными всем желающим.

На заре интернета объемы передаваемой информации были сильно ограничены. Например, для того чтобы скачать себе на компьютер музыкальную запись, требовалось 15 минут. Совершенствование методов передачи данных позволило увеличить скорость обмена данными в сотни раз. Это открыло новые возможности - такие как проведение видеоконференций, вебинаров, онлайн-просмотр ТВ-передач, IP-телефонию.

Хранение данных

Передача и хранение данных тесно взаимосвязаны. Если не будет возможности хранить большие объемы информации, то и мощные каналы связи тоже будут не востребованы. И в этой области достигнут большой прогресс. Стоимость жесткого диска меняется слабо, но объем информации, которую можно на него записать, за десятилетие увеличился в десятки раз.

Для сравнения, объем памяти винчестера в 1995 году составлял около 500 Мб, в 2005 уже 80 Гб, а в 2015-м большинство перевалило рубеж в 1 терабайт. В сети интернет для хранения данных используются серверы. По сути, это обычные персональные компьютеры, заточенные на хранение данных. Для большей экономичности их объединяют в дата-центры - детища IT-технологии. Что это как не один из символов постиндустрионального общества? В одном помещении могут находиться сотни серверов. Количество электроэнергии при этом ими потребляемое, может достигать выработки небольшой электростанции.

Базы данных

Хранение и передача данных, конечно, очень важны, но только при условии быстрого поиска и обработки нужной информации. Тут тоже достигнут большой прогресс. Для хранения информации разработаны базы данных, которые позволяют обрабатывать и извлекать информацию оптимальным образом. Компьютерные базы данных вошли во все сферы человеческой деятельности. Они стоят и в билетной кассе, и в медрегистратуре, с их помощью составляется расписание уроков в школе.

Существуют бесплатные и коммерческие базы, как для единичного пользователя, так и позволяющие обращаться к ним множеству людей одновременно. Соответственно, созданы и языки программирования, позволяющие создавать базы данных для разных ситуаций.

Поиск данных

Не заблудиться в бурном океане информации нам тоже помогают IT-технологии. Что это за названия - Google, Yandex, Rambler - знают, наверное, все пользователи интернета. Огромное накопленной во всемирной паутине, делает поиск нужных сведений нетривиальной задачей.

Невозможно проверять каждый документ от начала до конца, иначе каждый запрос обрабатывался бы неделями. Поэтому разработчики поисковых систем прибегают к различным ухищрениям. Так, например, каждый сайт имеет ключевые слова, поиск по которым происходит в первую очередь. Кроме того, найденные страницы нужно отсортировать по степени важности, чтобы пользователь смог бы с первых же найденных сайтов извлечь максимум полезных сведений.

Также поисковая система должна отсекать ресурсы, которые искусственно накручивают себе рейтинг. Поисковые системы разрабатывают большие команды программистов. Их основатели становятся миллиардерами, а стоимость рекламы на главной странице поисковика стоит астрономические суммы - все потому что ежедневно ее посещают миллионы пользователей.

Пусть меня научат

Как можно получить профессию в области IT-технологии? Это прежде всего вузы. Профессии, связанные с компьютерной техникой, программированием, информационными технологиями, очень востребованы сейчас. В институтах и университетах появились новые кафедры, чтобы обеспечить рынок труда специалистами в области IT-технологии. Обучение традиционно идет с упором на теорию. С одной стороны, эти знания довольно абстрактны, и непосредственно применить их в практической деятельности сложно. С другой - профессия IT-специалиста предполагает обучение на протяжении всей жизни, и фундамент, заложенный в вузе, поможет выпускнику быстро освоить новейшие разработки.

Есть и другой путь стать профессионалом в этой области. В настоящее время выпущена масса литературы, посвященной IT-технологии. "Для чайников" - так называется, наверное, самая популярная серия книг, посвященных основам программирования, проектирования баз данных, веб-дизайну, сетевым технологиям и так далее. Обучение по такого рода литературе тоже имеет свои преимущества. Практически всегда она носит сугубо прикладной характер, написана легким доходчивым языком. Сделав первые шаги, можно начать зарабатывать первые деньги на бирже фрилансеров, выполняя несложные задания за смешные деньги, но приобретая бесценный опыт. При должном старании можно за 5 лет достичь заметных успехов.

Оба подхода имеют право на существование, тем более иногда обучение в вузе становится недоступным по финасовым соображениям. Развитие IT-технологии столь стремительно, что вузовское образование просто не упевает за ней. Оно дает определенный фундамент, но многим вещам придется учиться заново. Да и вообще, специфика специалиста по информационным технологиям такова, что учиться придется постоянно, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.

Перспективные разработки

Из новейших разработок и направлений IT-технологий можно отметить облачные технологии. Если раньше пользователь для работы устанавливал на своем компьютере нужные приложения, то теперь все больше сервисов появляется в интернете. Графические и обработка видео прямо в браузере уже никого не удивляют. Появляются бухгалтерские и управленческие программы, позволяющие быть в курсе событий вдали от рабочего места.

Активно ведутся работы по распознаванию человеческого голоса и изображения. Если компьютер научится распознавать изображение, то это станет очередным прорывом IT технологии. Фото с документов можно будет проверять в автоматическом режиме. Это станет большим подспорьем для правоохранительных органов и пограничной службы. Уверенное распознавание человеческой речи в будущем позволит управлять компьютером наиболее привычным человеку способом.

Тысячи статей, сайтов, книг посвящено IT-технологии. Что это такое? Невозможно в полной мере передать в рамках одного обзора. Но если вас заинтересовал мир информационных технологий, то задачу статьи можно считать выполненной.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Можно выделить три этапа информационной технологии, связанных с эволюцией критериев.

В 1953 г. создатель теории информации американский математик Клод Шеннон писал: «Наши вычислительные машигы выглядят как ученые-схоласты. При вычислении длинной цепи арифметических операций ЦВМ значительно обгоняют человека. Когда же пытаются приспособить ЦВМ для выполнения неарифметических операций, они оказываются неуклюжими и неприспособленными для такой работы.»

Этап 1: машинные ресурсы. Отмеченные К.Шенноном функциональные ограничения, а также устрашающая стоимость первых ЭВМ полностью определяли основную задачу информационной технологии 50-х – начала 60-х гг. - повышение эффективности обработки данных по уже формализованным или легко формализуемым алгоритмам. Основной целью было уменьшение числа машинных тактов, которых требовала для своего решения та или иная программа, а также объема занимаемой ею оперативной памяти. Основные затраты на обработку данных находились тогда почти в прямой зависимости от затраченного на них машинного времени.

Этап 2: программирование. В середине 60-х годов начался 2-й этап развития информационной технологии, который продолжался до начала 80-х годов. От технологии эффективного исполнения программ к технологии эффективного программирования – так можно было определить общее направление смены критериев эффективности в течение этого этапа. Наиболее известным результатом этого первого радикального пересмотра критериев технологии программирования стала созданная в начале 70-х годов ОС UNIX. Операционную систему UNIX, нацеленную, прежде всего, на повышение эффективности труда программистов, разработали сотрудники "Белл Лэбс" К.Томпсон и Д.Ритчи, которых совершенно не удовлетворяли имеющиеся примитивные средства проектирования программ, ориентированные на пакетный режим. На рубеже 80-х годов UNIX рассматривалась как классический образец ОС – она начала триумфальное шествие на мини-ЭВМ серии PDP–11 в середине 70-х годов.

Этап 3: формализация знаний. Персональный компьютер, как правило, имеет развитые средства самообучения пользователя-новичка работе за пультом, гибкие средства защиты от его ошибок и, самое главное, все аппаратно-программные средства такой ЭВМ подчинены одной "сверхзадаче" - обеспечить "дружественную реакцию" машины на любые, в том числе неадекватные, действия пользователя. Основная задача персональных вычислений - формализация профессиональных знаний – выполняемая, как правило, самостоятельно непрограммирующим пользователем или при минимальной технической поддержке программиста.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер , который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этан развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая », «компьютерная » или «современная ».

Прилагательное «новая » подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. В табл. 1 приведены основные характерные чертыновой информационной технологии .

Таблица 1. Основные характеристики новой информационной технологии

Методология

Основной признак

Результат

Принципиально новые средства обработки информации

Встраивание в технологию управления

Новая технология коммуникаций

Целостные технологические системы

Интеграция функций специалистов и менеджеров

Новая технология обработки информации

Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации

Учет закономерностей социальной среды

Новая технология принятия управленческих решений

Три основных принципа новой информационной технологии:

    интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

    интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

    гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Средствами производства информации является аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера:

    текстовый процессор,

    настольные издательские системы,

    электронные таблицы,

    системы управления базами данных,

    электронные записные книжки и календари,

    информационные системы функционального назначения,

    экспертные системы и т.д.

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой.

Информационная технология является процессом , состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.Основная цель информационной технологии – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная технология должна отвечать следующим требованиям :

    обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

    включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

    иметь регулярный характер.

Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

По виду информационные технологии подразделяются на следующие:

1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Она применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

2. И нформационной технологии управления направлена на удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников организации, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач.

3. Информационная технология автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

4. Информационная технология поддержки принятия решений – это качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

    система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

    человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека.

К отличительным чертам данной технологии можно отнести:

    ориентацию на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

    сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

    направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

    высокую адаптивность, обеспечивающую возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления.

5. Информационные технологии экспертных систем , основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования данной технологии заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Специалист использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.

База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

Интерпретатор производит в определенном порядке обработку знаний, находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил. Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.

Модуль создания системы служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.

Информационные технологии

Информацио́нные техноло́гии (ИТ , от англ. information technology , IT ) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО , ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных ИТ:

  • Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов ;
  • Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение , а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем . Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов .

История

Начало развития - с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Технологический потенциал и рост

Гильберт и Лопес отмечают экспоненциальный рост технологического прогресса (своего рода закон Мура) как увеличение удельной мощности всех машин для обработки информации в два раза на душу населения каждые 14 месяцев между 1986 и 2007 годами; глобальный потенциал телекоммуникационных возможностей на душу населения удваивается каждые 34 месяца; количество внесённой информации в мире на душу населения удваивается каждые 40 месяцев (то есть каждые три года), а трансляция информации на душу населения имеет тенденцию удвоения примерно каждые 12,3 года .

Использование информационных технологий в бизнесе

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в следующем: 1) ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса; 2) в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет, поэтому любой компании надо иметь стратегию для новой реальности; 3) если у компании нет подобной стратегии - у неё нет будущего. .

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря. .

Статистика по России

Согласно данным, собранным Тимуром Фарукшиным (директором по консалтингу IDC в России и СНГ) за 2010 год , по денежным расходам на ИТ-оборудование, Россия входила в первую десятку ведущих стран мира, уступая развитым странам Западной Европы и США в 3-5 раз по расходам на ИТ-оборудование на душу населения. Значительно меньше тратится в России на покупку программного обеспечения на душу населения, в этом пункте расходов Россия отстаёт от США в 20 раз, от ведущих стран Западной Европы - в 10 раз, а от среднемирового показателя - на 55 %. По оказанию ИТ-услуг за 2010 год Россия заняла лишь 22 место и уступила среднемировому показателю на 66 % .

По оценкам ИТ-специалистов, основной проблемой развития ИТ-технологий в России является цифровой разрыв между различными российскими регионами. По статистике 2010 года отставание в этой области таких регионов как Дагестан и Ингушетия , по сравнению с Москвой , Санкт-Петербургом , Томской областью , Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по отдельным показателям даже имеет тенденцию к увеличению. Поскольку недостаток ИТ-специалистов и общий образовательный уровень населения в отстающих регионах по сравнению с передовыми, в 2010 году уже достигал соотношения 1/11,2; несмотря на то, что доступ школ к интернету отстающих и передовых регионов имел меньшее соотношение - 1/2,2 .

Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США (1.096.112.600.000 $)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Информационная технология по ГОСТ 34 .003-90
  • Сайт ООН Информационно-коммуникационные технологии

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Как правило, выделяют следующие классификационные признаки информационных технологий, представленные на рис. 1.6 .


Рис. 1.6.

    По назначению выделяют следующие два основных класса информационных технологий ( рис. 1.7):

    • обеспечивающие информационные технологии;
    • функциональные информационные технологии.

    Обеспечивающие информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач. Они представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов и связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации.

    К ним относятся технологии текстовой обработки, технологии работы с базами данных, мультимедиатехнологии, технологии распознавания символов, телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации, технологии разработки программного обеспечения и т. д.

    Функциональные информационные технологии - это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области. Они строятся на основе обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов данной области. Модификация обеспечивающих технологий в функциональную может быть сделана как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем, что зависит от квалификации пользователя и от сложности модификации. Взаимосвязь между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями приведена на рис. 1.8 .

    К функциональным информационным технологиям относятся офисные технологии, финансовые технологии, информационные технологии в образовании, в промышленности, корпоративные информационные технологии, информационные технологии автоматизированного проектирования и т. д.

    Информационные технологии можно рассматривать с точки зрения пользовательского интерфейса , т. е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. По этому признаку выделяют ( рис. 1.9):

    • пакетные информационные технологии;
    • диалоговые информационные технологии;
    • сетевые информационные технологии.

    Пакетные информационные технологии характеризуются тем, что операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формированию отчетности.

    Диалоговые информационные технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработки информации.

    Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.

    По способу организации сетевого взаимодействия выделяют ( рис. 1.10):

    • информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей;
    • информационные технологии на базе многоуровневых сетей;
    • информационные технологии на базе распределенных сетей.

    Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов - аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.

    Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.

    Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

    По принципу построения информационные технологии делятся на следующие виды ( рис. 1.11):

    • функционально ориентированные технологии;
    • объектно ориентированные технологии.


    Рис. 1.11.

    При построении функционально ориентированных информационных технологий деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на множество иерархически подчиненных функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы их преобразования в результатную информацию, а также выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между различными функциями.

    Построение объектно ориентированных информационных технологий заключается в проектировании системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов, а конкретный процесс обработки информации формируется в виде последовательности взаимодействий. В качестве объектов могут выступать пользователи, программы, клиенты, документы, базы данных и т. д. Такой подход характерен тем, что используемые процедуры и данные заменяются понятием "объект", что позволяет динамически отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий.

    Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно ориентированных технологий приведена в табл. 1.3 .

    Таблица 1.3. Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно ориентированных технологий
    Функционально ориентированная технология Объектно ориентированная технология
    Рассматриваемая задача Учет товаров на складе
    Представление системы В виде функций:
    • прием товара
    • отпуск товара
    • инвентарный контроль и т. д.
    В форме классов объектов:
    • товары
    • клиенты
    • поставщики
    • заказы и т. д.
    Принцип построения Разрабатываются технологии для каждой функции и определяются процессы передачи информации от одной функции к другой Определяются состав и структура каждого класса объектов и процессы информационного взаимодействия этих классов друг с другом и с внешней средой

    По степени охвата задач управления выделяют следующие виды ( рис. 1.12):

    • информационные технологии обработки данных;
    • информационные технологии управления;
    • информационные технологии автоматизации офисной деятельности;
    • информационные технологии поддержки принятия решений;
    • информационные технологии экспертных систем.

    Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления.

    Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Они решают следующие задачи обработки данных:

    • оценка планируемого состояния объекта управления;
    • оценка отклонений от планируемых состояний;
    • выявление причин отклонений;
    • анализ возможных решений и действий.

    Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. В них реализуются типовые процедуры делопроизводства и контроля управления:

    • обработка входящей и исходящей информации;
    • сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различным критериями выбора;
    • хранение поступившей информации и обеспечение быстрого доступа к информации и поиск необходимых данных.

    Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т. д.

    Информационные технологии поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной практики. Отличительными характеристиками этих технологий является ориентация на решение слабоформализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления и обеспечивают координацию лиц, принимающих решение, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

    Информационные технологии экспертных систем составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники, кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций, могут использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения и вырабатывать стратегии управления и развития. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

    По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем ( рис. 1.13):

    • информационно-справочные технологии;
    • информационно-советующие технологии.


    Рис. 1.13.

    Информационно-справочные (пассивные) технологии поставляют информацию пользователю после его связи с системой по соответствующему запросу. Технические средства в таких технологиях используются только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе обработанной и представленной в удобной для восприятия форме информации оператор принимает решения относительно способа управления объектом.

    Информационно-советующие (активные) технологии характеризуются тем, что сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени. В этих системах наряду со сбором и обработкой информации выполняются следующие функции:


    Рис. 1.14. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления

    Использование децентрализованных информационных технологий эффективно при автоматизации технологически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая технология представляет собой совокупность нескольких независимых технологий со своей информационной и алгоритмической базой. Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии только этого объекта.

    В осуществляется реализация всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы.

    Основная особенность централизованной информационной технологии - сохранение принципа централизованного управления, т. е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состоянии совокупности объектов управления, но при этом некоторые функциональные устройства технологии управления являются общими для всех каналов системы. Для реализации функции управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления.

    Иерархическая информационная технология построена по принципу разделения функций управления на несколько взаимосвязанных уровней, на каждом из которых реализуются свои процедуры обработки данных и выработка управляющих воздействий. Необходимость использования такой технологии вызвана тем, что с ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. Разделение функций управления позволяет справиться с информационными трудностями для каждого уровня управления и обеспечить согласование принимаемых этими органами решений. Иерархическая информационная технология содержит обычно три уровня:

    • уровень управления работой оборудования и технологическими процессами;
    • уровень оперативного управления ходом производственного процесса;
    • уровень планирования работ.


Рекомендуем почитать

Наверх