Что нужно знать начинающему программисту. Алгоритм прежде всего. Эстебан Фаргас, занимаюсь разработкой приложений и принимаю участие в соревнованиях по программированию

Вайбер на компьютер 19.04.2019
Вайбер на компьютер

От автора: работа программистом может стать вашим счастливым билетом в жизнь. Это сложная дорога, требующая огромного количества потраченных усилий и времени на изучение языка HTML, CSS, Java, PHP и прочих технических штук, но, черт возьми, игра стоит свеч. Продолжайте чтение статьи, если вас не пугают трудности на пути к звездам, и вы четко хотите понять, что нужно, чтобы стать программистом.

Статистика показывает, что профессии, связанные с компьютером, интернетом и технологиями оплачиваются гораздо выше по сравнению с «ручной работой», и я сейчас не о плетении бисером, пробивании отверстий перфоратором и забивании гвоздей в балки.

Хорошим вариантом для дела всей жизни может стать программирование. Профессия нелегкая, но интересная и высокооплачиваемая. Ниже я постараюсь детально рассказать о том, как стать программистом с нуля самостоятельно, а также уточню, какие знания и навыки для этого необходимы.

С чего начать?

Перед началом поиска информации о том, как стать программистом с нуля, подумайте: а нужно ли это вам вообще? Этот вопрос не относится к тем, у кого за спиной уже имеется база знаний, полученная на спецкурсах или в соответствующем учебном заведении.

Если вам с трудом давалась в школе математика и другие технические науки, то, может быть, лучше думать не о том, как стать программистом, а как выбрать близкую по духу профессию? К тому же двери вакансий, связанных с интернетом и компьютером, не закрываются.

К примеру, можно попробовать себя в копирайтинге, рерайтинге или контент-менеджменте, если у вас хорошо получается писать тексты и статьи. Однако если вы твердо решили развиваться в обсуждаемом сегодня направлении, то давайте же разберемся, что нужно чтобы стать программистом с нуля.

Развиваться в этой тематике можно, выбрав один из 4 представленных ниже путей:

Самостоятельно стать программистом (самообразование).

Стать программистом без образования - нельзя. Можно ли стать программистом без получения образования в высшем учебном заведении? Безусловно, да. В интернете существует огромное количество всевозможных курсов по программированию, которые позволяют получить хорошее образование.

Причем многие из них находятся в бесплатном доступе, поэтому если вы на тематических форумах уже успели всех достать сообщениями: «Хочу стать программистом, с чего начать? А где взять деньги? Я же с нуля!», то вот, пожалуйста ответ. Скачивайте бесплатные курсы, обучайтесь, применяйте полученные знания на практике, зарабатывайте.

Также в интернете полно различных тематических статей, видео- и аудиоматериалов. В общем, не пропадете, главное - копать поглубже, никто вам на блюде с голубой каемочкой ничего не подаст.

Рекомендация: не беритесь за все сразу. Постройте себе примерный план обучения, к примеру, 1 тема в неделю. Детально осваивайте ее и не переходите к новой, не осознав до конца все тонкости предыдущей. Безусловным плюсом самообразования является факт, что вы сами строите программу, исходя из того, что нужно для достижения конкретного результата.

Быстро стать программистом при помощи специализированных курсов.

Необязательно думать над тем, как стать программистом в домашних условиях. Получить должные знания можно, пройдя специализированные курсы в вашем городе. Как правило, подобные программы обучения захватывают не все программирование целиком, а позволяют погрузиться в отдельную узкую тематику, изучить конкретные технологии или навыки. К примеру, с помощью одного стандартного курса можно от А до Я проштудировать адаптивную верстку менее, чем за 30 дней.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого профессионального роста с нуля в сайтостроении

Получить высшее образование в университете.

Этот путь будет самым долгим. За сколько можно стать программистом в университете? Лет 5, не меньше. Нельзя сказать, что у вас будет большое преимущество в знаниях, ведь половину образовательной программы разбавят ненужными предметами вроде физкультуры, философии и прочих наук, с преподавателями которых явно не поговоришь на языке HTML или Java.

Тем не менее, небольшой бонус в виде корочки появится. Если вы выбираете путь карьериста в компании, тогда она наверняка пригодится при устройстве на работу. Однако рекомендую: раз уж тратите 5 лет на это дело, изволить походить на лекции и постараться выжать максимум из предлагаемого обучения.

Стать крутым программистом с помощью ментора.

Открыто заявляю, что самый быстрый рост в карьере программиста сможет обеспечить ментор. Он укажет путь и будет корректировать ошибки, указывая на них пальцем, на что у преподавателей в вузе нет времени, ведь они занимаются целым потоком студентов. Плюс, всегда при возникновении трудностей вы сможете попросить у него помощь.

При отсутствии времени ментор как минимум посоветует полезные книги или другие обучающие материалы. Единственная загвоздка заключается в том, что до него не так просто достучаться, ведь зачастую это суперзанятые люди, у которых и без вас полно работы. Да и толку помогать-то вам? Ни денег, ни явных перспектив. Поначалу ментором может выступать более опытный в этой сфере друг или знакомый.

Какие знания необходимы?

Знания, которые необходимо получить, зависят от того, на чем вы хотите специализироваться. Каким программистом лучше стать - решать только вам. У каждого человека свои цели и предпочтения. Если говорить о том, что надо, чтобы стать программистом в самом начале, то советую определиться с подходящим языком программирования (PHP, Java, Python, Ruby и т. д.). Критериями выбора могут стать следующие 3 параметра:

наличие вакансий на рынке труда - оптимальный вариант для людей, желающих устроиться в крупную компанию. Изучите рынок, посмотрите, какой язык востребован, и на основе этого думайте, что нужно, чтобы стать программистом с узкой специализацией.

низкий уровень входа - если хотите стать программистом легким путем, не тратя на изучение основ лишнего времени, то посмотрите, какой язык вы сможете максимально быстро изучить, и действуйте.

получение удовольствия от процесса - если вам не нравится тот язык, с которым вы работаете, хорошим программистом стать не получится. Для достижения высоких результатов нужно получать кайф от того, чем занимаешься.

Как получить первый практический опыт?

После того как вы определились, каким программистом стать, пора переходить к практике. Без нее не получится устроиться на работу или получить хороший дорогой заказ на фрилансе. В первую очередь, рекомендую не утопать в гигабайтах , а сразу же параллельно применять свои знания на практике.

Не нужно ждать, пока закончится последняя страница новой мега полезной книги, которая сделает вас гуру программирования. Увидели задание? Тут же выполняйте, потом усложняйте, экспериментируйте. Задача: прокачать ключевые навыки в программировании до уровня автоматизма. Бои выигрывает не тот, кто много знает, а тот, кто может удачно применить свои знания на поле битвы.

Получив определенную базу знаний, пора думать, где же взять первый проект. За этим можно отправиться на биржу фриланса. Новичкам заказ получить будет архисложно, однако, начинайте с малого. Выполните проект дешево или вообще бесплатно. Затем сделайте несколько проектов на максимуме своих возможностей и упакуйте их в портфолио. После этого задача с поиском клиентов или устройством на заманчивую должность в компании значительно упростится.

Основные моменты старта в программировании для новичков разобрали, об остальном поговорим в следующих статьях. Вам была полезна статья? Оставьте свое мнение в комментариях. Если вы получили ценные знания и уже готовы применять их на практике, тогда поделитесь ссылкой на статью с друзьями. Вдруг это их тоже заинтересует. Всего доброго, встречаемся на этом же месте через несколько дней!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого профессионального роста с нуля в сайтостроении

Специфика знаний и навыков, конечно, во многом определяться областью, в которой работает человек. Одни пишут приложения на планшетные устройства, другие разрабатывают движки сайтов, третьи – игрушки и т.д. Но тем не менее есть некоторые навыки, которые пригодятся любому программисту.

Быть на «ты» с компьютером

Это самый простой и базовый навык, присущий каждому программисту. Он предусматривает живой интерес к компьютерным технологиям, который уже, в свою очередь, порождает те или иные вопросы у будущего специалиста: для начала - как поставить «винду»? Как найти и взломать модную игрушку? А что такое BIOS, хостинг, ядро системы, ООП? – и понеслось...

Затем тебя начинают дергать родственники, друзья, девушка, подружки девушки, мол, постав программу, почисть систему от вирусов, переставь Windows и т. д. Поначалу это даже нравиться: приятно же ощущать себя компетентным в той или иной области. Но потом появляется закономерный вопрос: почему бы не начать на этом зарабатывать? Конечно, брать деньги со знакомых как-то неохота, но вот продать свои знания и энтузиазм какой-то серьезной фирме – вполне реальная затея. Выбираешь тот или иной язык программирования, начинаешь учить и вновь ощущаешь себя полным нубом..

К чему все это? А к тому, что мир информационных технологий – это мир игрушек, с которыми должно хотеться играть. Именно с интереса к этим «игрушкам» все и начинается. Если его нет, нет и программиста.

Английский

Без английского не обойтись. Чтобы выучить язык программирования, продется перелопатить много литературы, видео-уроков и документации. Почти все (99%) первоисточники написаны на английском языке. Если его не знать, то спектр материалов для изучения сузиться в разы. Соответственно скорость изучения языка программирования значительно снизиться.

Кроме того английский нужно знать, чтобы понимать синтаксис языка, а также, чтобы успешно пройти собеседование.

Разговорный уровень, понимание английского на слух – это дополнительные бонусы. Под словосочетанием «знать английский язык» иметься в виду знать так называемый «технический английский язык». То есть нужно понимать специализированные статьи и документацию, а это далеко не то же самое, что «живое» общение с иностранцами.

Математика

Математика – вопрос не столь однозначный, как изучение английского. Точнее будет сказать, что логическое и абстрактное мышление должны быть на довольно высоком уровне. Математика в ВУЗе или в школе развивает упомянутые навыки, поэтому математическое образование – это большой плюс. Но тем не менее есть множество программистов, которые не имеют математического образования. Есть даже такие, которые не имеют высшего образования вообще. Это говорит о том, что логику и абстрактное мышление можно выработать не только математическими конструкциями.

Есть, конечно, области программирования, где нужно знать специфические формулы, но, во-первых, так далеко не везде, во-вторых, с ними можно ознакомиться по ходу и в этом могут помочь специализированные математические программы. Физика и математика пригодиться особенно в том случае, если вы хотите создавать качественные компьютерные игры.

Общительность

Общительность – одно из ключевых свойств хорошего программиста. Дело в том, что большинство серьезных проектов пишется в команде - это и удобнее, и быстрее. Если хотите работать на более-менее серьезную «контору», с людьми нужно уметь общаться, договариваться, дискутировать и соглашаться. Также нужно будет уметь ладить с начальством, которое иногда будет разбираться в программировании лучше вас, а иногда не будет понимать в этом деле вообще ничего.

Есть некий миф, мол, отшельничество и замкнутость – это неотъемлемая часть натуры программиста. В большинстве своем программисты весьма интересные и коммуникабельные люди. А отшельничество – это некий образ присущий всем гениям независимо от профессии, будь-то программист, лингвист, доктор и т. д.

Гибкий ум

Самого ума (умение оперировать нужными знаниями) мало, нужно чтобы он был гибким. Гибкий ум предусматривает умение учиться (пополнять знания, заменять устаревшую информацию на новую). Есть люди вроде бы умные, но очень консервативные. Они владеют неплохим логическим мышлением, высказываются внятно и последовательно, но вот выучить что-то новое, увы, не могут. А есть наоборот – голова очень пытливая, всем интересуется, все нужно, но в голове каша, то есть не может связать всю накопленную информацию в целостную позицию, структурировать ее.

В программировании нужно учиться всегда. Самой важной и тяжелой проверкой способностей начинающего специалиста будет изучение первого языка программирования. Далее будет проще, но нужно помнить, что полностью расслабиться во время профессиональной деятельности не удастся никогда.

Привет всем! Меня зовут Константин Ботнарь. Уже почти 8 лет преподаю программирование. А началось все, когда я был аспирантом и читал лекции своим ровесникам в одном из одесских вузов. Теперь преподаю в Компьютерной школе Hillel, веду курс Introduction: введение в программирование. Хочу немного развеять мифы вокруг самой востребованной профессии 21 века и рассказать, кто такие программисты и чем они занимаются.

Выпускники выходят в свободное плавание

Тыжпрограммист, или Что такое особый склад ума

Пожалуй, это самый распространённый миф. Говорят разное: что у программистов как-то по-другому устроен мозг, что они – отчуждённые и замкнутые. И без этого успешным профессионалом не стать.

Правда ли это? Отчасти. Но успешный программист не всегда обязан быть снобом. Что важно инужно знать программисту:

  • Уметь работать в команде. Независимо от того, с чего начинать: веб-программирование, создание мобильных приложений, верстка и многие другое – это командная работа. Поэтому без этого – никуда.
  • Понимать, что такое приоритет и как правильно его расставлять. Даже в самой престижной компании программистам часто падают задачи в стиле «Сделай сейчас, а это еще вчера нужно было, а вот здесь – быстро и только подправить». Структурирование задач – один из важнейших навыков крутого проггера.
  • Обладать феноменальной усидчивостью. Нет, в офисе от звонка и до звонка сидеть не придётся, а вот проводить много времени за ноутбуком или компьютером – точно. Именно поэтому айтишников и считают нелюдимыми: просто пока все отдыхают, большинство из них предпочитает поработать.
  • Не бояться совершенствоваться и учиться новому. Языки программирования устаревают, нужно учить новые, мобильные приложения создаются на новых платформах, каждый день появляются десятки сервисов. Если хочется стать хорошим программистом – нужно быть гибким и готовым прокачивать свои навыки.
  • Любить свой компьютер. Здесь и добавить больше нечего. Ваша машина – это основной рабочий инструмент.

Уже эти навыки могут принести стабильный и неплохой доход. А что если добавить сюда еще профессиональные навыки и образование?

Что нужно знать программисту

Удивительно, но роль математики в жизни проггера сильно переоценена. Да, эта наука – базовая, и знание вышмата может стать хорошим фундаментом для построения успешной карьеры. Но это далеко не главное, с чего нужно начать изучение программирования. Даже без математических знаний и технической базы можно построить карьеру крутого программиста. В процессе обучения в компьютерной школе можно получить абсолютно все знания, реально необходимые хорошему специалисту.


Будущие программисты

В деталях – истина

Карьера в IT – это большой труд, с которым можно справиться только обладая высокой внимательностью. Есть множество сфер, где усидчивость также важна – это хирургия, ювелирное дело, различные измерения. Но в программировании этот навык практически базовый.

Самодисциплина, внимательность и трудолюбие – вот три кита, на которых стоит карьера успешного программиста во всемирно известной компании. Просто так сидеть за ноутбуком не получится, как и скролить ленту в социальных сетях, ставить лайки и смотреть видео.

К чему нужно быть готовым, начиная :

  • Даже простые задачи иногда требуют огромного количества времени. Конечно, потом их можно будет решать гораздо быстрее, но поначалу придётся очень напрягаться для поиска решения проблемы.
  • Как программировать – важно не не упасть, а суметь подняться. Любая неудача на пути, слетевший код, пропуск переменной – это просто ступенька к успешному будущему. И даже если сайт лёг, то нельзя его бросить и просто уйти. Нужно поднять свой багаж знаний и опыта и найти ту самую переменную.
  • С чего начать программирование: помнить, что с первого раза вряд ли получится. Ни хороший сайт, ни удобное мобильное приложение, ни даже чат-бот. Ошибки в программировании – это абсолютно нормально, и я бы даже сказал, что полезно. Мои лучшие выпускники тратили на поиски решения и реализацию своих проектов по несколько сотен часов. И писали правильный код. Зато потом для них эта задача была чем-то сравнимым с ребусом в детских книгах.

Алгоритмы – это важно

Всё в программировании основывается на алгоритмах. Если в целом, то есть понятие декомпозиции. Это разбивка больших и сложных целей на маленькие подцели. Или максимальное упрощение поставленной задачи. В результате дробления проблема уже не кажется такой сложной, а её решение как будто лежит на поверхности.

Вот такое отношение к вещам называется алгоритмическим мышлением. Узнали себя? Поздравляем! Тогда путь программиста – как раз для вас! Осталось только добавить необходимых знаний и опыта.

Но часто значение алгоритмов и умение их правильно составить просто недооценивают. Как пример, попробуйте составить алгоритм для уборки в квартире или приготовления кофе. А теперь представьте, что в программировании абсолютно для любой задачи потребуется готовить десятки команд и условий, иначе они просто не будут выполняться.

Далеко не все мыслят вот такими алгоритмами. Кто-то визуализирует образы, другие представляют абстрактные модели. Они, конечно, могут составить алгоритм, но это будет плодом долгой и упорной работы, но никак не таланта и естественной природы их мозга. В таком случае, может, есть смысл найти себя в профессии, связанной с творчеством или коммуникациями?

Программист: ожидание и реальность

Как стать программистом – это стать командным игроком. Часто айтишнику нужны помощники, единомышленники, поддержка. В рабочей среде он постоянно находится в контакте с заказчиком, готовит тестовые задания, утверждает их.

В сфере IT одиночке выжить не так-то просто. Помните, чем раньше сможете выйти из своей комнаты и продать свой проект, тем быстрее поднимитесь по карьерной лестнице.

В программировании самое сложное – начать, поэтому хочу будущим web-программистам дать простой, но очень значимый и важный совет: не бойтесь новых начинаний.

  • Никто не встал и не написал сайт за один день.
  • Нет тех, кто сейчас зарабатывает миллионы, используя старые знания.
  • Для самосовершенствования нужно немного: быть собой и совершенствоваться.

Каждый проект – новая среда, неизученные задачи, обновлённая команда. Можно, конечно, отступить. Но тогда нельзя стать IT-гуру. Окунитесь в этот опыт, почерпните из него что-то новое для себя, наберитесь опыта и знаний.

В программировании не выйдет выезжать на знаниях, полученных 10 лет назад. Слишком подвижная среда. И слишком большой спрос на динамичных и гибких профессионалов. Поэтому желаю всегда держать руку на пульсе и соответствовать времени, в котором хотите работать.

Занимайтесь любимым делом

Банально, но без этого никак. Программирование – это то, что должно вызывать у вас дрожь в коленках и желание закончить выходные и приступить к работе. Ведь если вы не будете восхищаться своим трудом, то как тогда создадите шедевр? Хороший программист оставляет в проекте частичку себя. Не только время или знания, но и немного любви к общему делу.

Поэтому если для вас программирование – это просто хорошая работа с отличной перспективой, лучше не тратьте своё время, силы и деньги впустую. Подыщите что-то другое – дело, которое сумеет стать важной частью вашей жизни. Неотъемлемой частью.

Оцените материал

Разработчик программного обеспечения занимается написанием программ для различных видов компьютеров. Эта во многом творческая профессия требует большого количества навыков, знаний и опыта. Но первое, что нужно знать программисту, это то, какими личными качествами обладают представители этой среды. Сфера информационных технологий не стоит на месте и стремительно развивается. Настоящий специалист всегда должен быть в курсе всех перемен, а значит, ему необходима большая заинтересованность и склонности к самообразованию.

Следующее из того, что нужно знать английский язык. Каждый разработчик владеет им хотя бы на техническом уровне, ведь с его помощью будет легче понять команды большинства языков программирования. Быстрее всего в сфере разработки программного обеспечения развиваются именно зарубежные страны. Поэтому английский язык пригодится для ознакомления с самыми свежими новостями этой области.

На сегодняшний день на многих факультетах высших учебных заведений не только подробно объясняют что нужно, чтобы стать программистом, но и сразу же готовят специалистов с необходимыми базовыми навыками в сфере математики и физики. Однако многие разработчики утверждают, что высшее образование в данной сфере - не главное. Важнее здесь уметь находить нестандартные и удачные решения в процессе работы над задачами.

Следующие пункты из того, что нужно знать программисту, будут зависеть от области работы специалиста. Например, для разработчика сайтов очень важны еще и с графическими редакторами, а также знания современных языков веб-разработки. Одним из них является PHP.

Люди, которые задумываются о том, должны понять, что основных знаний самого языка будет не совсем достаточно. Для получения хорошей работы и достойной оплаты необходимо разбираться в ООП, которое используется в написании популярных фреймворков и CMS. Работы с - следующий этап того, что нужно знать программисту PHP.

В настоящее время будет достаточно ознакомиться с работой самой распространенной из баз данных - MySQL. Настоящий специалист также вряд ли сможет обойтись без языков верстки HTML и CSS. Несмотря на то, что PHP - это язык сервера, он связан именно со сборкой веб-старниц, написанных на HTML. Также понадобится и знание синтаксиса JavaScript и понимание работы распространенных фреймворков - JQuery или ExtJS. Сейчас несложно осваивать все эти современные инструменты с помощью многочисленных блогов и онлайн-курсов.

Имея знания о том, что нужно, чтобы стать программистом, а также владея ими, можно выбирать различные сферы деятельности - написание программ для автоматизации бизнеса компаний, разработка и модернизация веб-сайтов, приложений. При этом вовсе не обязательно трудиться на постоянном месте в какой-либо фирме. Есть возможность самостоятельно находить интересующие заказы, не выходя из дома, или организовать свой собственный бизнес, что может стать настоящим источником успеха. Однако для такого начинания потребуются дополнительные знания в области экономики, управления проектами, юриспруденции.

Данный текст появился как ответ на стандартную реакцию "настоящих программистов" в ответ на мои слова что я програмист 1С. "А-а-а, 1с-ник, да какой тыпрограммист, так скриптописатель в лучшем случае. Копаетесь там в своей бухгалтерии и почему-то считаете себя программистами. Настоящий программист знаешь сколько всего должен знать?"

Когда я в заинтересованно спрашиваю что же именно должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ обычно получаю в ответ какие-нить частные проблемы именно того прогера, с которым я в эту минуту беседую. Причем выдаваемые чуть ли не за истинную сущность всего программирования как такового. Ну что-то типа -- "Если ты не знаешь как использовать семафоры в Делфи ты не программист". Или -- "если ты не знаешь как устроены хэш-таблицы ты не программист". Мне это надоело, я покопался в интернете и решил собрать в один пост все, что должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ по мнению самих НАСТОЯЩИХ ПРОГРАММИСТОВ. Список с разбивкой по разделам знания под катом

МАТЕМАТИКА

Численные методы, дихотомия/метод Ньютона, интер- и экстраполяция, сплайны, метод Гаусса/Якоби/Зейделя, QR и LU-декомпозиция, SVD, МНК, методы Рунге-Кутты, метод Адамса, формулы Ньютона-Котеса, метод Ритца, метод Бубнова-Галеркина, метод конечных разностей/элементов, FFT/STFT, сходимость и устойчивость, l-bfgs и другие квазиньютоновские методы, adagrad, PARAFAC, cassowary, interior point methods, вариационные методы для байесовского вывода, nesterov, автоматическое дифференцирование, alternating least squares, what every computer scientist should know about floating point arithmetics by Goldberg, Nocedal & Wright/Boyd & Vandenberghe

Алгоритмы, Кнут-Грэхем-Паташник/Зорич/Винберг, Spivak/Dummit-Foote, математический анализ, линейная алгебра, комплексный анализ, функциональный анализ, дифференциальная геометрия, теория чисел, дифференциальные уравнения/интегральные уравнения/вариационное исчисление/оптимальное управление, производящие функции, ряды, комбинаторика, теория вероятностей/математическая статистика/случайные процессы/теория массового обслуживания, цепи Маркова, интегральные преобразования (Фурье, Лаплас, Вейвлет), NZQRCHOS, матпакеты (Mathematica, Maple), теория категорий

Теория информации, сжатие, Хаффман, RLE, BWT, LZ, коды коррекции ошибок, сжатие с потерями (изображения, аудио, видео), информационная энтропия, формула Шеннона, сложность Колмогорова, maximum entropy problem, kullback-leibler divergence, elias/shannon-elias encoding

Дискретная математика, K2, теорема Поста, схемы, конечные автоматы (ДКА и НДКА), автомат Калашникова, клеточные автоматы

Криптография, Шнайер/Ященко, Принцип Керкгоффса, симметричная (DES, AES), асимметричная (RSA), качество ГПСЧ, алгоритм Диффи-Хеллмана, эллиптические кривые, хэширование (MD5, SHA, CRCn), DHT, криптостойкость, криптоатаки (атака гроссмейстера), WEP/WPA/WPA2 и атаки на них, цифровая подпись и сертификаты, PKI, HTTPS/SSL, доказательство с нулевым разглашением, пороговая схема, murmurhash/cityhash, DKIM

Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Мультитредность, обедающие философы, deadlock/livelock/race condition/starvation, атомарность, lock инструкции процессора, memory model/barrier/ordering, CAS или LL/SC, wait/lock/obstruction-free, ABA problem, написание lock-free контейнеров, spin-lock, TLS/per-thread data, закон Амдала, OpenMP, MPI, map-reduce, critical section/mutex/semaphore/condition variable, WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjec ts, green thread/coroutine, pthreads, future/deferred/promise, модель акторов, parameter server, RDD (as seen in sparks), downpour SGD, wait-free, stackful vs stackless

Вычислимость, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, машина Поста, диофантовы уравнения Матиясевича, лямбда-функции Черча, частично рекурсивные функции Клини, комбинаторное программирование Шейнфинкеля, Brainfuck, эквивалентность тьюринговых трясин, проблема останова и самоприменимости, счетность множества вычислимых функций, RAM-машина, алгоритм Тарского, SAT/SMT-солверы, теория формальных систем, interactive proofs, теорема Левина-Кука, 3SAT, PSPACE = NPSPACE,

Алгоритмы и комбинаторная оптимизация, Кормен/Скиена/Седжвик/Кнут/Ахо-Хопкрофт-У льман/Пападимитриу/Шрайвер-Голдберг/Преп арата-Шеймос/e-maxx.ru, структуры данных, алгоритмы, сложность, символика Ландау, теорема Акра-Баззи, time-space tradeoff, классы сложности, NP-полные задачи, КМП, графы и деревья, потоки в сетях, матрица Кирхгофа, деревья поиска (особенно RB-дерево и B-дерево), occlusion detection, куча, хэш-таблицы и идеальный хэш, сети Петри, алгоритм русского крестьянина, метод Карацубы и матричное умножение Винограда-Штрассена, сортировки, жадные алгоритмы и матроиды, динамическое программирование, линейное программирование, diff-алгоритмы, рандомизированные алгоритмы и алгоритмы нечеткого поиска, псевдослучайные числа, нечеткая логика, gusfield (suffix tree, string alignment), motif search, scanning line, cache oblivious, funnel sorting, VEB-layout, корневая оптимизация, алгоритмы для динамических графов, модели вычисления (RAM-machine/pointer machine/decision trees и т.д.), алгоритмы в иерархиях памяти/стриминговые алгоритмы, time forward processing, range & rank, LSM-trees, buffered a-b-trees, toku trees, персистентные структуры, succint-структуры, lossy-струтуры (bloom/bloomier filter, hash-tables with false positives), locality sensitive hashing, space-time tradeoff в хэш-таблицах, scheduling strategies

Машинное обучение, Тибширани/Bishop, подходы к моделированию AI, переобучение/кроссвалидация, байесовские сети, нейросети, сети Кохонена, Restricted Boltzmann machine, градиентный спуск/hill climbing, стохастическая оптимизация (метод Монте-Карло, метод отжига, генетические алгоритмы, муравьиные алгоритмы), SVM, gradient boosting, кластерный анализ, метод главных компонент, LSH, обучение с подкреплением, MDP, information retrieval/data mining/natural language processing, машинное зрение, Szeliski, OpenCV, image processing, OCR, фильтры Собеля, каскад Хаара, Viola-Jones framework, SURF, введение в психофизиологию зрения, IPython/pandas/scikit-learn, (ME)HMM, CRF, label bias problem, stacked NN, LeToR, factorization machines, autoencoders, RNN/CNN, вместо NLP лучше отдельные задачи (language modelling, co-reference detection, text chunking, POS-tagging, probabilistic parsing, statistical machine translation, misspell correction, question answering, NER, collocation detection, text summarization, speech recognition, fact extraction, sentiment analysis), эффективное вычисление softmax, feature engineering/selection, quality estimation, Manning/Jurafsky/McCallum/Koehn, latent topics (LDA, chineese restaurant, pLSI), parallel coordinates, vowpal wabbit, NLTK, structured learning, EM-алгоритм, contrastive divergence, optimal brain surgery, belief propagation, semi-supervised learning, inductive vs transductive learning, kernel trick, discriminative/generative pairs (as seen by Ng & Jordan), sequence to sequence learning, bagging, анализ социальных графов, рекомендательные системы/collaborative filtering, multimodal learning

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММ

Архитектура и стиль кода, Макконнелл/Фаулер/Лебланк/Гамма/Александ реску-Саттер/Буч, защитное программирование, паттерны, SOLID/GRASP/KISS DRY SPOT/YAGNI, UML, OOP (Smalltalk), OOD/OOA, метрики кода, uncle Bob

Методологии разработки, Waterfall/RUP/Agile/Scrum/Kanban/XP, TDD/BDD, CASE

Инструментальные средства разработки, IDE, IntelliSense, отладчики (VS/Olly/WinDbg/kdb/gdb) и трейсеры (strace/ltrace), DWARF debug information format, дизассемблеры и декомпиляторы (IDA/HexRays/Reflector), системы контроля версий (SVN, GIT), merge/branch/trunk, системы именования файлов и бранчей, continuous integration, ant, code coverage, статический анализ (lint, cppcheck), динамический анализ (valgrind, фаззинг), верификация и валидация ПО (Frama-C, RAISE (RSL), Coq), профайлинг, багтрекеры, документирование кода, системы сборки (CMake), пакетные менеджеры (NuGet)

Фреймворки, Qt, moc и метаинформация, концепция слот-сигнал, Саммерфилд-Бланшет/Шлее, PoCo, промышленные библиотеки: GMP, i18n, lapack, fftw, pcre

Проектирование GUI и представление информации, Раскин/Тафти, юзабилити, основы дизайна и типографики, закон Фиттса, основы верстки, LaTeX, алгоритмы визуализации данных (as seen in d3), subpixel rendering

Тестирование, юнит-тесты, функциональное, нагрузочное, интеграционное тестирование, тестирование UI, mocks/stubs/spies, fixture, запахи и паттерны тестов (Osherove/Meszaros)

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Общее представление об языках программирования, грамматики, иерархия Хомского, теорема Майхилла-Нероуда, лемма о накачке и лемма Огдена, алгебра Клини, НДКА → ДКА, алгоритмически неразрешимые задачи в формальных языках, Драгонбук, Фридл, регекспы и их сложность, PCRE, БНФ, Boost.Spirit + Karma + Qi/Ragel, LL, LR/SLR/LALR/GLR, PEG/packrat, yacc/bison/flex/antlr, статический анализ кода, компиляция/декомпиляция/обфускация/деобф ускация, Clang/LLVM/XMLVM/Emscripten, GCCXML, OpenC++, построение виртуальных машин, JiT/AoT/GC, DSL/DSEL, on-stack replacement, type checking/type inference алгоритмы, CYK parser, advanced compiler design and implementation by Muchnick

Язык ассемблера, Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш, x86, FPU/MMX/SSEn/AVX, AT&T и Intel-синтаксис, masm32, макросы, стек, куча/менеджеры кучи, соглашения вызова, hex-коды, машинное представление данных, IEEE754, little/big endian, SIMD, аппаратные исключения, прерывания, виртуальная память, реверсинг, срыв стека и кучи, return oriented programming, alphanumeric shellcode, L1/L2/RAM/page fault и их тайминг, язык ассемблера ARM

C++, стандарт, Comeau, 1TBS, Страустрап/D&E/Джосаттис/Вандервуд, Дьюхэрст/Мейерс/Саттер, RAII/copy-and-swap/exception-safety, правило пяти, Александреску/Абрахамс-Гуртовой, type erasure, CRTP, NVI, SFINAE, Koenig lookup, Duff"s device, Boost, Сик-Ламсдейн/Карлссон, TR on C++ performance, тест Степанова, forwarding problem/move semantics, SPECS, GotW, Meyer"s singleton, cppgm

Компиляторы С++, особенности реализации стандарта, ограничения реализации, интринсики, отличия стандартных библиотек (контейнеры, rand), ABI, реализация виртуальных функций, виртуального наследования, исключений, RTTI, switch, указателей на функции и методы; оптимизации, copy elision (RVO, NRVO), sizeof на различных платформах, дефайны компилятора и среды, __declspec, ключи компилятора, empty-base optimization, статическая и динамическая линковка, манглинг, распределенная компиляция, precompiled header, single compilation unit, (strict) aliasing/restrict, inline/_forceinline, volatile, быстрое вычисление математических функций через битхаки, linkers & loaders by Levine

Прикладное программирование, C#/F#, Шилдт/Троелсен/Рихтер, генерики, yield, linq/plinq, рефлексия, AST, WCF, WinForms/WPF/Silverlight, AOP, фреймворки логгирования, .NET assembly, Scala, Хорстманн/Одерски, pattern matching, макросы/квазицитаты

Функциональное программирование, Haskell/Ocaml/Scheme/Alice или Oz, SICP/TaPL/YAHT/Purely Functional Data Structures/Харрисон-Филд, HOF (map/fold/filter), система типов Хиндли-Милнера, монады, тайпклассы, АТД, dependent types, ленивость/энергичность, логическое программирование (Prolog или Mercury), конкурентное программирование (Erlang или Oz)

Веб-программирование и скриптовые языки, Фланаган/Zend PHP5 Certification Course + Study Guide, Apache/nginx, CGI/FastCGI, PHP/Zend Framework/ReactPHP/Zend Engine/Doctrine или Propel/CodeIgniter или Symphony или Yii, Python/Django/Twisted, Ruby/RoR, ASP.NET MV*, JavaScript/jQuery/React/Google Closure/ExtJS/node.js, ООП в JavaScript, HTML5, CSS3/табличная и блочная верстка, RSS, canvas/WebGL, Ajax/WebSockets, вопросы безопасности (XSS, SQL injection, CSRF), highload, C10k problem, SWIG, CDN, shadow DOM, квирки браузеров, real time bidding/trading, anomaly detection, архитектура single page apps, устройство веб-краулеров, web/social graph random walk, asm.js и компиляция в js, v8/spidermonkey internals, PaaS/IaaS, SPDY

БАЗЫ ДАННЫХ

Базы данных/Распределенные системы, Грубер/Дейт, ANSI SQL, T-SQL, ODBC, MySQL/PostgreSQL/MS SQL/BDB/SQLite/Sphinx, хранимые процедуры, триггеры, алгебра Кодда/А, Tutorial D, нормальные формы, оптимизация и выполнение запросов, структуры данных индексов, транзакции и ACID, CAP-теорема Брюера, graph DB, document store, wide column store, key-value storage, теория распределенных систем, CRDT, net split проблема, протоколы консенсуса, теория шардинга/репликации, ORM (C++ ODB), ERD, OLAP, семантическая сеть, triplestore, RDF/Turtle, SPARQL, OWL, Semanticscience Integrated Ontology, reasoner, DBpedia, big table/hbase vs. dynamodb/cassandra/riak, 2/3PC, chubby/zoo keeper, leader election (paxos/raft), hdfs/gfs/glusterfs, deduplication problem, causality detection (vector clock/stamps), R/W quorum, load balancing, устройство индексов поисковых систем, event sourcing, CRDT, дизайн протоколов и принципы коммуникации, с точки зрения эволюции, расширяемости, надежности, дизайн программных интерфейсов (API)

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Операционные системы, Silberschatz/Рихтер/Соломон-Руссинович/Р обачевский/Вахалия/Стивенс/Таненбаум/Lov e/Linux Kernel Internals, менеджер памяти, менеджер кучи и ее устройство (LAL/LFH/slab), менеджер устройств, менеджер процессов, context switch, реальный и защищенный режим, исполнимые файлы (PE/ELF/Mach), объекты ядра, отладочные механизмы (strace/ptrace/dtrace/pydbg, Debug API) и минидампы, bash, сетевой стек и высокопроизводительные сервера, netgraph, CR0, IPC, оконная подсистема, система безопасности: ACE/ACL и права доступа, технологии виртуализации, RTOS (QNX), программирование драйверов, IRQL, IRP, файловые системы, BigTable, NDIS/miniport/FS drivers/filter driver, Mm-, Io-, Ldr-функции, DKOM и руткиты, GDT/IDT/SDT, ядра Windows/Linux/BSD, POSIX, TRIM

Форматы, XML/XSLT/XPath/XMLStarlet/DOM/SAX, RTF/ODF, JSON/BSON/bencode, YAML, JPEG/PNG/WebP, AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/WebM, SVG, Unicode, кодировки однобайтные/UTF-8/UTF-16/UCS-2/UTF-32, проблемы длины и сравнения Unicode-строк, base64, markdown

Компонентно-ориентированные модели, Роджерсон/Таварес, COM/OLE/ActiveX/COM+/DCOM RPC, ATL, апартменты, моникеры, MIDL, XPCOM, CORBA, TAO, D-Bus

Сеть, Стивенс, OSI model/Internet model, Ethernet, TCP/IP, TCP window, алгоритм Нейгла, сокеты, Protocol buffers/Thrift/Avro/ASN.1, AMQP, ICMP, роутинг/BGP/OSPF, ARP, атака Митника, syn flood, HTTP/FTP, P2P/DHT, DHCP, SMB/NBNS, IRC/XMPP, POP3/SMTP/ESMTP/IMAP, DNS, WiFi/WiMax/GSM/CDMA/EDGE/Bluetooth/GPS, ACE, Wireshark

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аппаратное обеспечение, Хоровиц-Хилл/Титце-Шенк, полупроводниковая электроника/спинтроника/фотоника, транзистор, триггер, схемотехника, микрокод, технология создания процессоров, logic synthesis, static timing analysis, FPGA, Verilog/VHDL/SystemC, SISAL, Arduino, устройства памяти (ROM → EEPROM, RAM, SSD, HDD, DVD), RISC/CISC, Flynn"s taxonomy (ID), принстонский и гарвардский подход, архитектуры процессоров, архитектуры x86, VID/PID

Процессоры, конвейеризация, hyper-threading, алгоритм Томасуло, спекулятивное исполнение, static/dynamic branch prediction, префетчинг, множественный ассоциативный кэш, кэш-линия/кэш-промах, такты, кольца защиты, память в мультипроцессорных системах (SMP/NUMA), тайминг памяти, intel optimization manuals, performance counters
___________________________________

Ну как, впечатляет?Интересно, есть в мире хоть ОДИН ЧЕЛОВЕК, который реально все это знает?



Рекомендуем почитать

Наверх