Что можно написать о программе. Как составляются программы для компьютера

Возможности 25.05.2019
Возможности

Я сижу за клавиатурой и набираю эту статью. В CD-ишнике вращается диск: из колонок льется негромкая музыка. В правом нижнем углу экрана перемигиваются два монитора: из Интернета "скачивается" информация. В фоновом режиме работают часы, планировщик, Outlook и много еще чего. Компьютер сейчас - это многофункциональный комбайн для "перемалывания" информации, причем, такой информации, большая часть которой безразлична в каждый конкретный момент времени пользователю, а ведь изначально вычислительные машины разрабатывались лишь для проведения сложных математических расчетов, без которых пользователю было никак не обойтись. Точнее, расчетов не столько сложных, а скорее громоздких, для которых необходимо проводить большое количество однотипных вычислений. Не случайно в первую очередь возможностями вычислительных машин воспользовались военные шифровальщики и ученые- физики.

В настоящее время существует большое количество специализированных программных пакетов для самых разных расчетов, от экранного калькулятора и EXEL до Mathlab. Всегда можно подобрать программный продукт для необходимых расчетов. Но как быть, когда надо произвести некие специфические расчеты, а из освоенных пакетов ничто для этих целей не подходит? Особенно если этот расчет предполагается произвести только один раз. Не изучать же из-за этого Mathlab. Но если вы слегка владеете одним из языков программирования, есть смысл попытаться написать такую программу самому.

Эта статья посвящена тому, как, будучи "чайником" в программировании, написать корректно работающую программу, не сильно углубляясь в языковые дебри.

В качестве примера постараемся решить следующую простенькую задачу.

Масса тела = 50+(рост-150) x 0,32 +(возраст-21)/5

АД (верхнее)=102+0,7 x возраст+0,15 x масса тела

АД (нижнее)=78+0,17 x возраст+0,1 x масса тела

Масса тела = 50+(рост-150) x 0,75 +(возраст-21)/4

АД (верхнее)=109+0,5 x возраст+0,1 x масса тела

АД (нижнее)=74+0,1 x возраст+0,15 x масса тела

Пусть мы стремимся, чтобы как можно больше людей смогло контролировать свое физическое состояние, и с этой целью хотим поместить программу расчета на специальном сайте в Интернете. Для этих целей нам необходимо знать как минимум HTML. Конечно, можно выставить голые формулы на сайте, предоставив посетителям возможность самим заняться подсчетами в столбик. Но гораздо приятнее просто подставить значения и получить готовый результат. Здесь уже одного HTML недостаточно, надо знать какой-то язык программирования. В принципе, подойдет любой; два плюс три запрограммировать можно на любом языке. Но если написать программку, скажем, на С++, то встанет вопрос, каким боком ее "прилепить" к html-у. Кроме того, придется еще разбираться и с CGI. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться языком Java, написав соответствующий аплет, но кто сказал, что это так просто, и, с другой стороны, стоит ли стрелять из пушек по воробьям? Поэтому для несложных прикладных задач как нельзя лучше подойдет JavaScript. Если вы этим языком не владеете, а знаете, например, VBScript, то вам не стоит расстраиваться, эти языки из одной "весовой категории" и почти все, что может JavaScript, может и VBScript и наоборот. Если вы еще не освоили не один из этих языков, то, почитав денька два учебник из серии "для чайников", сможете сносно писать некоммерческие программки "для себя".

Итак, с языками определились, начинаем программировать. Некоторые думают, что программирование - это написание кодов программ. Нет. Написание кодов - это всего лишь кодирование, или в случае HTML - верстка.

Начнем программирование с общих утверждений, что должна выполнять программа.

Программа должна извещать пользователя, для чего она предназначена. В нашем случае посетителю сайта должно быть ясно, что ему предлагается проконтролировать свое физическое состояние. Без длительных разбирательств пользователь должен понять, что куда надо подставить, чтобы получить результат. То есть надо разработать удобный и, желательно, привлекательный интерфейс (убеждаемся, что средствами HTML этого достичь возможно).

Далее

Программа должна делать корректные вычисления, не утруждая пользователя излишними запросами и специальными установками. Так как наша программа должна выполняться в Интернете, то здесь важна скорость, работа без излишних перезагрузок. Использование языка JavaScript удовлетворяет этим условиям. Поэтому идем дальше и пытаемся постепенно углубиться в детали.

У нас есть три пути:

Первый. Начать разрабатывать сразу всю программу, одновременно решая проблемы интерфейса, расчетной части и взаимодействия между ними.

Второй. Создать расчетную часть, а затем надстроить над ней интерфейс.

Третий. Начать с разработки интерфейса и под него подстраивать расчет.

При разработке крупных проектов решить, по какому пути пойти, задача не из легких, и чаще всего для этого проводятся специальные исследования. Довольно часто бывали случаи, когда неверно выбранная стратегия приводила к тому, что на полпути приходилось прекращать работу и начинать все с начала. В нашем случае, когда задача легко обозрима, можно начинать с чего угодно. Мне, например, захотелось вначале сделать интерфейс.

Создание интерфейса WEB-странички

Чтобы не сильно напрягаться и не тратить много времени по написанию кода, воспользуемся FrontPage Express. Здесь нам даже не понадобится на первых порах знание языка гипертекстовой разметки. Просто пишем вводной текст и выстраиваем квадратики формы на странице. Вот что должно получиться в редакторе (см. рисунок 1). Примерно так же будет выглядеть и готовая страница. FrontPage Express автоматически сгенерирует следующий код:






Узнайте
свою оптимальную физическую форму


Пол:

Женский
Мужской
Возраст лет Рост см Вес кг





Первый этап проектирования интерфейса закончен. Внесем в текст формы некоторые изменения. Так как мы не собираемся никуда отправлять данные из формы, уберем method="POST", но зато добавим название формы, чтобы нам было удобнее в дальнейшем работать. Пусть форма называется "Zdorov". Переименуем также названия полей формы: "D1"="pol", "T1"="Let", "T2"="Rost", "T3"="Ves", "B1"="shet". Для удобства уберем также все теги форматирования шрифтов, заменив их на ... .

В результате форма "Zdorov" примет вид:


Пол
Женский
Мужской

Возраст лет
Рост см
Вес кг

m0=Math.round(50+(document.Zdorov.Rost.value-150)*0.32+(document.Zdorov.Let.value-21)/5);


adv0=Math.round(102+0.7*document.Zdo-rov.Let.value+0.15*m0); adn0=Math.round(78+0.17*document.Zdo-rov.Let.value+0.1*m0);

adv1=Math.round(102+0.7*document.Zdor-ov.Let.value+0.15*document.Zdorov.Ves.value);

}
else{



v1=Math.round(109+0.5*document.Zdor-ov.Let.value+0.1*document.Zdorov.Ves.value);
};

} Функция Sthet() является скриптом для расчета физической формы. Смысл записей скрипта понятен из комментариев.

Внедрение скрипта в HTML-документ

Завершающий этап работы - компоновка программного кода.

Скрипт помещаем в часть ... документа. Кнопку "Посчитать" заставляем инициализировать расчет:

Добавляем стиль текста.


h3 {font-family: Arial;color: yellow";}

В итоге получаем следующий HTML-документ:





Узнайте свою оптимальную физическую форму

h3 {font-family: Arial;color: "yellow";}








Пол
Женский
Мужской

Возраст
лет Рост
см Вес
кг



Напишите мне письмо


Все, можно закачивать файл на сайт и ждать откликов благодарных посетителей.

Приведенный пример, конечно, не блещет остротой программистской мысли, все задачи решались "в лоб", но результат достигнут в кратчайшие сроки, что в большинстве случаев и требуется.


Приветствую всех читателей сайт! На просторах Интернета существует одна замечательная бесплатная, именно о ней и пойдет речь в сегодняшней статье.
Многие пользователи иногда задумываются о самостоятельном создании компьютерной программы, и на это существуют разные причины, например:

Не смотря на разнообразие этих причин, всех их объединяет одна трудность - чтобы разработать программу, нужно знать языки программирования . Для изучения синтаксиса любого языка программирования, достаточно пару месяцев, а для того чтобы понять логику языка и научиться применять её на практике, потребуются годы. Но, как известно безвыходных ситуаций не бывает! В нашем случае нам поможет программа для создания программ для компьютера , которую вы сможете скачать абсолютно бесплатно!

Забегая вперед, скажу - дочитав до конца эту статью, уже через пару часов вы сможете создать свои простенькие программы. Итак, приступим.
Наша программа для создания программ для компьютера называется HiAsm .

HiAsm - это мощная визуальная система разработки приложений, с помощью которой можно разработать свою программу без использования программирования. С помощью HiAsm вы можете создавать различные аудио и видеоплееры, браузеры, онлайн чаты и многое другое. Все эти приложения вы можете создать без единой строчки программного кода, визуальная среда всё сделает за вас!

Перед началом работы с программной для создания программ для компьютера, предлагаю её скачать и установить.

После скачивания, вам нужно пройти стандартную процедуру установки данного приложения.
1 . Выбираем нужный язык, в моём случае это русский.

2. Продолжаем установку.

3. Принимаем условия лицензионного соглашения.

4. Выбираем место на жестком диске для установки программы для создания программ для компьютера.

5. Указываем имя и адрес электронной почты (так как подтверждение ящика не требуется, то почту можно указать любую)

6. Завершаем процесс установки программы.

После того как вы установили HiAsm, можно перейти к запуску. Запустив нашу , мы увидим следующее окно:

Для того чтобы начать создавать своё приложение, нужно кликнуть по пункту главного меню «Файл», затем «Новый… », выбрать «Windows » (если хотим создать приложение под ОС Windows) и нажимаем "Ок ”.
Таким образом, мы получим форму для нашей будущей программы, которая пока содержит единственный элемент, называющийся MainForm .

Форма является фундаментом программы, на которой будут базироваться различные элементы. Для добавлений элементов в нашу программу, кликаем по одноименному пункту в левой верхней части .

Открылось вкладка, имеющая огромную коллекцию различных элементов. Благодаря наличию столь большого арсенала, вы можете создать очень серьезное приложение, которое будет отвечать всем вашим требованиям.
Чтобы показать принцип работы HiAsm, я создам простую программу, которая будет иметь одну кнопку, нажимая на которую будет изменяться заголовок формы с «Form » на «Привет ».

Как установить элемент на форму?

Итак, находим кнопку в панели элементов (при наведении курсора на элемент, всплывет подсказка с его названием), кликаем по ней левой кнопкой мыши, затем наводим курсор в ту часть формы, в которой мы хотим её разместить.

Как изменить настройки элемента?

Для того чтобы настроить нашу кнопку, переходим в правую верхнюю часть программы и нажимаем «Cвойства ». Теперь мы видим вкладку со всеми свойствами нашей кнопки. Сейчас нас интересует свойство «Caption », которое отвечает за надпись на кнопке. По умолчанию оно имеет значение «Push », мы изменим его на «Нажми ».

Как задать действие для элемента?

Теперь нам предстоит самая сложная часть в создании приложения с помощью программы для создания программ для компьютера - нам нужно сделать так, чтобы кнопка нашей программы начала работать. После того как вы поймете смысл этой операции, она станет для вас простой и логичной.
Для того чтобы наша кнопка изменяла название формы программы, нам нужно установить связь кнопки с главной формой (элемент MainForm). Для этого наводим курсор мыши на зеленую точку, расположенную на нашей кнопке, затем зажимаем левую кнопку мыши и начинаем протягивать линию до центра MainForm .

Теперь нужно дважды кликнуть по проложенному отрезку и установить название формы, которое появится после клика по кнопке. После двойного клика по отрезку, откроется «Редактор данных ».

Если вы хотите установить текстовое название формы, то выбираем String, а если числовое, то Integer или Real. Выбираем тип данных «String » и вводим в поле слово «Привет ».
На этом наша программа готова и теперь её нужно протестировать. Для этого сохраняем наш проект - «Файл », затем «Сохранить как » и выбираем место для сохранения. Для запуска нам нужно кликнуть по зеленой стрелочке или нажать клавишу F9 .

Наша программа запустилась, теперь проверяем её работоспособность - нажимаем на нашу кнопку.

Как мы можем заместить, заголовок формы изменился и это значит, что программа работает! Чтобы вы могли запускать программу без HiAsm, нужно создать exe файл. Для этого кликаем по пункту главного меню «Запуск » и нажимаем «Компилировать ».
Поздравляю, только что сами вы создали программу для Windows! Для облегчения процесса создания программ, я рекомендую ознакомиться со следующими понятиями из программирования:

  • типы данных;
  • понятие событий в объектно-ориентированном программировании;
  • свойства компонентов среды программирования Delphi.

Знание этих понятий намного облегчат процесс создания программ в HiAsp. В этой статье мы рассмотрели отличную бесплатную программу для создания программ для компьютера , также создали своё первое приложение и проверили его на работоспособность. Для того чтобы вам было быстрее разобраться в программе HiAsp, я подобрал несколько достаточно хороших видео уроков, посвященных этой замечательной среде создания программ. Желаю приятного просмотра!

Недокументированные возможности HiAsm

Настройки HiAsm

Графика в HiAsm

А знаете ли Вы, каккие бесплатные

Если коротко, то новые языки программирования и другие инструменты создаются на основе уже существующих. Полная аналогия с другими областями техники, где новые станки и материалы позволяют создавать всё более совершенные станки и материалы. Как все станки начались с палки-копалки и кремниевого рубила, так и языки программирования начались с перфокарт и нечитаемого двоичного кода.

Центральный процессор вашего компьютера понимает только программы, написанные на языке ноликов и единичек. Например, команда «прибавить константу 5 к числу, записанному в регистре AL» записывается так:

0000 0100 0000 0101

Здесь 0000 0100 - код операции «прибавить число к регистру AL», а 0000 0101 - двоичное представление числа 5.

На заре индустрии для ввода программы в компьютер нужно было либо перещёлкнуть сотни тумблеров на специальной панели (тумблер ВЫКЛ - нолик, тумблер ВКЛ - единичка), либо пробить дырочки в специальной перфокарте. Ошиблись в одной ячейке из тысячи - программа будет работать неправильно, будьте добры сами найти ошибку методом пристального взгляда.

Ясно, что такой способ программирования жутко неудобен и подвержен ошибкам. Чтобы не тратить время на это занудство, ленивые программисты начали думать, как переложить неблагодарную работу на машину.

Можно один раз хорошенько помучиться и написать на языке ноликов и единичек вспомогательную программу, которая называется ассемблер («сборщик»). Этот волшебный ассемблер принимает на вход человеко-читаемый текст и преобразует его в нолики и единички. Например, та же самая команда «прибавить константу 5 к числу, записанному в регистре AL» записывается на языке ассемблера x86 так:

Думаю, вы согласитесь, что это всё-таки более читаемо, чем 0000 0100 0000 0101. Здесь хотя бы понятно, что речь идёт о сложении (ADD) и числе 5. Теперь уже дело ассемблера преобразовать эту строчку в 0000 0100 0000 0101. На языке ассемблера сложно писать большие программы, процессоры разных производителей могут требовать разных ассемблеров, но всё равно это был большой шаг вперёд.

Дальше инженерную мысль было не остановить. Нужно один раз помучиться, чтобы написать на ассемблере компилятор языка программирования, например Фортрана. Потом ещё немного помучиться, чтобы написать на Фортране компилятор Алгола. Затем передохнуть, помучиться и написать на Алголе компилятор языка CPL. Ещё немного мучений, и можно на основе CPL написать компилятор языка C. Дальше можно уже не мучиться и в свое удовольствие писать на C компиляторы C++, Java, C# и других современных языков. Впрочем, никто не запретит использовать Java чтобы написать ассемблер x86 и замкнуть рекурсию.

Вот и до нашей страны дошла вездесущая борьба с компьютерным пиратством, карающая всех без разбора. Конечно, это еще не значит, что надо в срочном порядке тереть весь пиратский софт с домашних архивов (к счастью, пока еще правоохранительные органы не устраивают поквартирных обходов с целью выявления нелицензионного ПО). Но вот программистам-одиночкам, выпускающим свои программы в свет, нужно серьезно беспокоиться о том, чтобы их программы были сделаны с учетом законодательства.

Для среднестатистического, мелкомасштабного, читай — домашнего, программера не представляется возможным приобрести в личное пользование таких монстров софтостроения как Visual C++ , Borland Delphi . Да и чтобы сотворить действительно красивое оформление интерфейса программы (иконки, картинки, звуки и анимация), понадобиться еще куча денег на Photoshop, Corel…

Средний доход честного человека в нашей стране очень мал, а у студентов — и того меньше. А софт очень дорогостоящий. Как же быть, спросите вы? Выход один — нужно использовать бесплатные средства разработки, бесплатные форматы файлов. К счастью, это добро есть не только под Linux, но и под Windows.

С учетом вышесказанного сформулируем задачу: написать приложение для операционной системы Windows, обладающее следующими качествами — надежность, быстрота работы, относительно малый размер дистрибутива, работа без сторонних библиотек, обязательно наличие красивого и удобного графического интерфейса, естественно, не нарушив при этом закон и не потратив ни копейки.

Если выкинуть компиляторы/интерпретаторы типа Java , Php , Perl , а также Visual Basic (который имеет сравнительно малую популярность в нашей стране) и прочую одноориентированную и узконаправленную программистскую ересь, в нашем распоряжении находятся следующие БЕСПЛАТНЫЕ универсальные средства разработки компьютерных программ для операционной системы Windows:

  • Visual C++ Express Edition;
  • C++ Builder Turbo Edition;
  • Pelles C++ for Windows;
  • Порты с Linux типа GCC, LCC и другие СС;
  • Borland Delphi Turbo Edition;
  • Компилятор Странник «Модула-Си-Паскаль» (поддерживает сразу три языка Си, Паскаль, Модула). Кстати, разработан нашим соотечественником.
  • Разберем недостатки и преимущества каждого из представленных средств разработки, а также определим, насколько они подходят для решения поставленной нами задачи.

    Около года назад в компании Мелкософт что-то произошло. Великие гиганты мысли и любители выколачивания длинного доллара из кармана доверчивых пользователей решили пойти на милость и выдали нам бесплатную версию своей знаменитой «визуальной студии», хотя немного и подрезанную, но все равно рабочую и впечатляющую, и носящую название Visual C++ Express Edition . Вкратце посмотрим, чем этот жест/жесть (нужное подчеркнуть) доброй воли поможет простому российскому кодеру. Данный компилятор бесплатен как для дома и семьи, так и для более глобального распространения. Хым… Вот только много ли из вас ограничатся созданием консольных прог под Windows 98? Дело все в том, что Мелкософтовцы, видать,
    по недоразумению, а может и по злому умыслу выкинули из дистрибутива экспресса все заголовочный файлы, относящиеся к визуальному программированию. Зато подарили нам свою новую библиотеку визуального программирования CLR, которая по основным концепциям подозрительно похожа на Делфевывую VCL. Но вся беда состоит в том, что CLR для своей работы требует.NET, дистрибутив которого весит 300 метров. Согласитесь, что таскать 300 метров, для того чтобы заработала программа весом в 10 метров — это чересчур большое уважение к Мелкософту.
    Итог: Троечка — только за смелый шаг.

    Рассмотрим другого тяжеловеса софтверного фронта. Представим, что программирование на Си++ упростилось в n-ое число раз. Говорите не может? Может:). В подтверждение этого обратим свое внимание на C++ Builder Turbo Edition .А вот насчет этого компилятора мнение общественности кардинально расходиться. С одной стороны, ключевым языком разработки является Си/Си++ (что не может не радовать приверженцев этого языка) и визуальное удобство находиться на высочайшем уровне, а с другой – есть повод для развязывания HolyWar 🙂 – билдер написан на Делфи, а с другой – можно быстро склепать клевый интерфейс у проги, да и перед товарищами хвастануть, что типа на Си написано:).
    Итог: В принципе, подойдет, но то, что внутренности написаны на Делфях, все же не дает мне покоя 🙂

    Pelles C++ for Windows – хорошее бесплатное средство разработки. Можно сказать, что это «бесплатный Визуал Си» поскольку все настройки и интерфейс почти совпадают. Может компилировать Native. Есть встроенный редактор и компилятор ресурсов. Только толку от этого никакого, визуальности не больше, чем в Visual C++ Express Edition, а написать в таких условиях сложную программу — можно и до пенсии не успеть.
    Итог: Жизнь коротка, писать надо быстро и качественно – боюсь, не успеем.

    Рассмотрим подарки гостей с «другой вселенной». Порты с Linux типа GCC, LCC и другие СС – визуальности нуль, удобство такое же, как у предыдущего компилятора, вдобавок LCC оказался маленько нерабочим, а чтобы качнуть GCC с сайта и заставить его работать, нужно быть академиком. 🙂
    Итог: Не берем.

    Borland Delphi Turbo Edition – бесплатен, есть редактор ресурсов, позволяет писать программы для Windows 32, не требующие никаких дополнительных библиотек. Но есть и свои минусы — нет компилятора командной строки (в принципе, не велика потеря), со временем засоряет память и, что самое неприятное, для своей работы среда Турбо требует установленного dotNET. 🙁
    Итог: Подходит

    Компилятор Странник «Модула-Си-Паскаль» – отечественная разработка, перспективный компилятор, но минусы те же, что и у Pelles C++ for Windows — крайне низкая визуальность.
    Итог: Патриотично, но не рентабельно. Не берем.

    Графика и звук вне закона – к сожалению или к счастью, кончились ДОСовские времена, настала эра программ с визуальностью и красочностью интерфейса. Картиночки, иконки, анимация и прочая мишура, которой очень удобно скрыть общую убогость программы. 🙂 Даже во времена ДОСа примитивная, по сегодняшним меркам, графика делалась в специальных программах — ASCII-редакторах. Для создания красивых иконок, картинок идеально подходит Adobe Photoshop , но он не по карману честному труженику софтверного фронта. Будем искать альтернативу. И найдем ее в стане портированных графических редакторов с Линукса, а именно Gimp. Простой, немного неудобный после пиратского фотошопа, но привыкнуть можно. А как
    же звук, спросите вы? Современный пользователь избалован и не сегодня — завтра захочет, чтобы программа на каждое его действие отвечала голосом. Как это сделать? WaveLab , SoundForge и Adobe Audition требуют платы за свои возможности. На счастье, есть звуковой редактор Audacity , написанный аспирантом Домиником Мацони из Университета Карнеги Мэллона.

    Формат-не формат или как не ошибиться в выборе форматов файлов – для успешного и безопасного, с точки зрения закона, программирования мало выбрать бесплатный компилятор и бесплатный мультимедиа-редактор. Представьте такую ситуацию. Вы делаете прогу, которая, анализируя системное время, говорит приятным женским голосом, сколько там натикало. Понятно, что для повышения качества голоса вам понадобиться попросить свою маму, подругу, жену, тещу, наконец, проговорить (в случае тещи прошипеть 🙂) все эти цифры на микрофон. Запись, конечно, вы сделаете с помощью Audacity. А теперь вопрос: «В каком формате вы сохраните эти звуковые файлы?». В wav? Тогда вы напросто увеличите дистрибутив своей
    программы. В mp3? Но он запатентован, то есть за его использование тоже надо платить. Выход есть — сохраняй в формат ogg, качай заголовочные файлы для его использования — и будет тебе счастье.

    Хочешь анимацию сделать? Надумал использовать Gif? Начинай сушить сухари. На него тоже есть патент. Твой выбор — Png.

    Вывод. В наше непростое время все-таки можно и нужно честно трудиться.

    Загляни на сайт http://www.aplusfreeware.com/ , там много чего полезного по нашей тематике. Есть куча бесплатных программ, которые ничуть не хуже, чем их платные аналоги. Я уже встал на путь честного программистского труда, а ты?

    Многие считают это ремесло непонятным настолько, что нет никаких шансов разобраться в принципах даже теоретически.
    Попытаюсь объяснить как это происходит, что называется, на пальцах.

    Для написания программ используются языки программирования, которые разделяют на низкоуровневые, высокоуровневые и сверхвысокоуровневые, а какой из них какой и чем отличается станет ясно чуть позже. Но забегая вперед добавлю, что каждый язык создан для определенных задач и не всегда одну и ту же задачу можно реализовать на разных языках.
    Для понятности, буду приводить примеры на бытовых приборах и задачах, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
    Итак, задача - нарезать хлеб к обеду. Для человека простейшая задача - чего его там резать-то, взял и нарезал, правда?
    Самый главный навык программиста, без которого ничего не получится - умение разделять задачу на последовательность действий. Чем ниже уровень языка программирования, тем более детально нужно описывать эту последовательность.

    Приведу пример, как выглядела бы программа по нарезке хлеба для нашего тела

    Задача "нарезать хлеба" на языке программирования высокого уровня

    1.Открыть правой рукой хлебницу;
    __2.Взять булку хлеба правой рукой;
    __3.Положить хлеб на разделочную доску; (предположим, что доска уже лежала на столе)
    __4.Открыть правой рукой верхний ящик стола;
    __5.Найти блестящий нож, длиной 20 см, с черной ручкой;
    __6.Взять нож в правую руку;
    __7.Поднести нож к хлебу;
    __8.Зафиксировать хлеб левой рукой, взявшись за левый край булки;
    __9.Расположить нож строго над правым ребром булки хлеба;
    __10.Повторять следующие действия 5 раз:
    ____10.1.Отступить влево на сантиметр;
    ____10.2.Повторять следующие действия, пока лезвие ножа не не коснется доски:
    ________10.2.1.Прижать нож к хлебу;
    ________10.2.2.Совершить ножом возвратно поступательное движение вперед-назад;
    ____10.3.Поднять нож вверх;
    __11.Положить нож в ящик;
    __12.Отпустить левой рукой хлеб.
    Все, программа по нарезке хлеба в количестве пяти кусков готова, можно ее продолжить, описав стирание крошек со стола, укладывания нарезанных кусочков на тарелочку и т.д.

    Отладка программы

    Запускаем программу и смотрим, как она работает:
    Ой... вместе с пятым куском и палец отрезал...
    чёрт! остановить программу!
    Я же не написал как именно нужно зафиксировать хлеб левой рукой, схватился как попало и большой палец торчал в сторону...
    Возвращаемся к строчке "Зафиксировать хлеб левой рукой, взявшись за левый край булки;"
    После нее пишем:
    "Поджать большой палец левой руки влево, к ладони;"
    Запускаем программу
    Ой... на строчке "Положить нож в ящик;" нож упал на пол...
    Проклятье! оказывается, стол стоит немного под наклоном и ящик сам закрылся...
    Возвращаемся к коду и перед строчкой "Положить нож в ящик;" пишем "Открыть правой рукой верхний ящик стола;"
    Заметили ошибку? Нет?!
    Как мы можем открыть ящик правой рукой, если в этой руке нож? Значит, сначала нужно положить нож на стол, потом открыть ящик, снова взять нож и т.д.
    И делаем мы это до тех пор, пока хлеб не будет нарезан как следует, без повреждения мебели и пальцев.
    Вот, примерно так происходит отладка
    С опытом начинаешь писать программы, которые работают с первого раза, допуская минимум ошибок, а проверка "открыт ли ящик", перед складыванием в него чего-то, входит в привычку.

    Когда какие-то операции совершаются постоянно, такие как нарезка хлеба, мойка посуды и т.д., то программисты их описывают в виде процедур.
    Процедура - набор определенных действий, спрятанный под одной командой.
    Таким образом, текст программы, который я приводил выше, можно поместить в процедуру под названием НарезатьХлеба(параметр), где в качестве параметра будем указывать количество кусков

    в результате, программа с использованием процедур будет выглядеть так:
    __ЗайтиНаКухню();
    __НарезатьХлеба(5);
    __ПоставитьХлебНаСтол();
    __ПомытьПосуду();
    и нет предела совершенству

    Теперь о языке низкого уровня

    на нем пришлось бы описывать эту задачу еще более детально, вплоть до того, какими пальцами и с каким усилием нужно держать нож, что "открыть ящик" - это совершить последовательность действий все той же рукой с использованием кисти, пальцев, мышц предплечья, усилий в килограммах на сантиметр и т.д. Пришлось бы даже описать что такое правая рука, где она находится и не забыть проверить есть ли она вообще в наличии...
    Но когда-то, не было и низкоуровневых языков программирования и его писали на машинных кодах, т.е. программа выглядела в виде последовательностей единиц и нулей, это были темные времена.

    Стоит немного рассказать что такое высокоуровневый язык и зачем нужен низкоуровневый, если проще писать на высокоуровневом?
    Высокоуровневый язык был написан на низкоуровневом, в него были заложены команды, в виде процедур, подразумевающие последовательность действий, таких как "открыть ящик", "взять нож в руку" и т.д. но если по какой-то причине потребуется взять нож только двумя пальцами, потому что ручка сломана или отсутствует, например, то сделать этого не удастся, ибо команда "взять нож в руку" подразумевает использование всех пяти пальцев. Для таких ситуаций в высокоуровневых языках есть возможность делать вставки кода на низкоуровневом языке и вместо стандартной команды "взять нож в руку" пишется код на низком уровне под нож со сломанной ручкой.
    Человек все эти операции делает не задумываясь, но машина так не умеет, ей нужно подробно объяснить что, как и в какой последовательности.
    Сверхвысокоуровневые языки являются узкоориентированными на определенные задачи, например, для работы на кухне, они включают набор специальных команд и код на них выглядел бы примерно, как программа с использованием процедур, что описана выше.

    Вы наверняка сталкивались с тем, что какие-то программы работают только под Windows, например, и их нет под Android или наоборот, хотя функции, казалось бы, обычные, и почему на телефон с Windows Phone нельзя установить Android?
    Объясню на примере все той же программы для кухни: в тексте программы сказано "Найти блестящий нож, длиной 20 см, с черной ручкой в верхнем ящике стола", например, это для Windows. Однако, в андройде нет верхнего ящика стола, ножи там хранятся в настенном шкафу, т.е. процедура открытия ящика должна быть заменена на процедуру открытия шкафа, согласитесь - они разные! Но и нож там лежит длиной не 20 см, а в 25, он вовсе не блестящий и ручка у него не черная, а синяя. Поэтому, чтобы нарезать хлеба, нужно существенно переписать программу, хотя результат будет такой же. Для этого существуют кросплатформенные программы, которые могут работать под разными системами, т.е. на разных кухнях, ибо программисты предусмотрели оба варианта. Это, конечно, замечательно, но у них есть и минусы: если у вас всегда используется только кухня с ящиками в столах, то зачем вам код, который умеет работать со шкафами? А место он занимает. Это все равно что купить микроволновку, у которой в комплекте идут две дверки, одна предназначена для открывания влево, а другая вправо и еще у этой печки есть ниша, в которую можно положить ненужную дверку, но из-за этой ниши микроволновка выше на 10 мс. Вы поставите нужную дверку, а ниша будет занимать место.



    Рекомендуем почитать

    Наверх