Быстрый старт в Perl. Изучаем Perl. Упражнения для ума

Viber OUT 16.03.2019
Viber OUT

Известный как "книга с ламой", этот учебник, впервые изданный в 1993 году, выходит уже пятым изданием, в котором описываются последние изменения в языке вплоть до версии Perl 5.10.

В пятое издание вошли такие темы, как типы данных и переменные Perl, пользовательские функции, операции с файлами, регулярные выражения, операции со строками, списки и сортировка, управление процессами, умные сравнения, модули сторонних разработчиков и другие.

Perl - язык для тех, кто хочет быстро и эффективно выполнять свою работу. Некогда создававшийся как инструмент для сложной обработки текстов, предназначенный для системных администраторов, сейчас Perl является полнофункциональным языком программирования, подходящим для решения практически любых задач на почти любой платформе - от коротких служебных программ, умещающихся в командной строке, до задач веб-программирования, исследований в области биоинформатики, финансовых расчетов и многого другого.

Иные книги учат вас программировать на Perl, в то время как книга "Изучаем Perl" сделает из вас Perl-программиста.

Отзывы читателей

"Я вообще-то очень привередлив к качеству учебников, часто на них ругаюсь. Но эта книга просто гениальна. Отличный учебник, как для новичков в программировании, так и для опытных программистов, не знакомых с Перлом. Подача материала - выше всяких похвал. Я бы оценил эту книгу даже выше, чем "тот самый лама-бук", т. к. писать кратко и просто - особенно сложно."

Посетитель сайта ozon.ru

"Лет 5 назад я купил предыдущее издание этой книги и начал программировать на Perl. С тех пор это стало и моей профессией, и любимым хобби:) Когда меня спрашивают, как изучить perl - я рекомендую эту книгу."

Рэндал Л. Шварц- ветеран программирования с 20-летним стажем. Является специалистом в области архитектуры программного обеспечения, системного администрирования, безопасности, составления технической документации и обучения. Рэндал участвовал в написании ряда общепризнанных книг: "Programming Perl", "Learning Perl", "Learning Perl for Win32 Systems" и "Effective Perl Learning", а также вел постоянные рубрики в журналах "WebTechniques", "Performance Computing", "SysAdmin" и "Linux Magazine". Постоянно участвует в работе новостных групп Perl, модерирует группу comp.lang.perl.announce с момента ее появления. О его искрометном юморе и техническом мастерстве ходят легенды (вероятно, некоторые из них сочинил он сам). Желание Рэндала вносить свой вклад в сообщество Perl вдохновило его на создание и начальное финансирование "Института Perl". Рэндал также является одним из учредителей и членов правления Perl Mongers (perl.org), всемирного народного движения за распространение Perl. С 1985 года Рэндал является владельцем и руководителем фирмы Stonenenge Consulting Services, Inc. С ним можно связаться по адресу [email protected]; он охотно беседует о Perl и на другие связанные темы.

Том Феникс- работает в области образования с 1982 года. После 13 лет вскрытий, взрывов, работы с интересными животными и высоковольтными разрядами в научном музее он начал вести уроки Perl в Stonehenge Consulting Services, где работает с 1996 года. С тех пор он побывал во многих интересных местах, так что вполне возможно, что вы скоро встретитесь с ним на собрании Perl Mongers. В свободное время отвечает на вопросы в группах Usenet comp.lang.perl.misc и comp.lang.perl.moderated, а также вносит свой вклад в разработку Perl. Помимо программирования на Perl, общения с Perl-хакерами и прочим, Том увлекается любительской криптографией и говорит на эсперанто. Живет в Портленде, штат Орегон.

Брайан Д. Фой - работал инструктором в Stonehenge Consulting Services с 1998 года; работает на Perl со времени обучения в аспирантуре в области физики, несгибаемый пользователь Mac с момента появления своего первого компьютера. Основал первую группу пользователей Perl (New York Perl Mongers), а также некоммерческую организацию Perl Mongers, Inc., которая помогла сформировать свыше 200 групп пользователей Perl по всему миру. Занимается сопровождением раздела perlfaq в основной документации Perl, нескольких модулей из CPAN и ряда автономных сценариев. Издает "The Perl Review" - журнал, посвященный Perl, и часто выступает с докладами на конференциях. Его материалы о Perl появляются в O\"Reilly Network, "The Perl Journal", "Dr. Dobbs" и "The Perl Review", в группе use.perl.org и в нескольких группах Usenet, посвященных Perl.

Я слышал, что Perl - устаревший язык и сейчас на нем никто не пишет. Так ли это?
Нет, не так. Perl используется системными администраторами (или просто продвинутыми пользователями) для автоматизации рутинной работы. Perl используется для создания веб-сайтов. Также на нем создаются обычные приложения, как и на любом другом языке программирования.

Относительно возраста языка - Perl был создан в 1986 году и с тех пор активно развивался и изменялся. В настоящее время Perl поддерживает модульное и объектно-ориентированное программирование, регулярные выражения и т.д. - в общем, идет в ногу со временем.

Объявления о имеющейся вакансии Perl-программиста появляются с большой частотой, при этом уровень заработной платы, как правило, ощутимо выше, чем у программистов на Си или Java. Впрочем, к моменту, когда вы будете читать эти строки, ситуация могла и измениться, так что лучше проведите собственное исследование в этом направлении, посетив, к примеру, rabota.ru.

Чем хорош Perl?
Я бы выделил следующие преимущества Perl перед другими языками программирования:

  • Программы, написанные на Perl (как и в случае с любым другим скриптовым языком), одинаково хорошо работают под разными операционными системами.
  • Зачастую то, что на другом языке программирования (например, PHP) занимает десять строк кода может быть написано на Perl в одну строчку.
  • Если перед вами стоит какая-то задача, загляните в CPAN. Скорее всего, кто-то уже решил ее. Вам остается лишь скачать модуль и прочитать документацию к нему.

Я слышал, что синтаксис Perl неописуемо сложен. Так ли это?
Синтаксис Perl очень похож на синтаксис Java или PHP. Те же циклы, те же условные операторы и фигурные скобочки. Репутацию языка со сложным синтаксисом Perl совершенно незаслуженно получил за имеющиеся в нем операторы, которые, как уже отмечалось, позволяют писать более короткий код. Скажем, вы можете объявить массив слов так:

My @arr = ("aaa", "bbb", "ccc");

Или более простым способом - без запятых и кавычек:

My @arr = qw/aaa bbb ccc/;

Если вас интересуют конкретные примеры, в которых код на Perl оказывается короче, чем на каком-нибудь PHP, я позволю себе отослать вас к моему блогу, а точнее - к записи . Особое внимание обратите на операторы grep и sort, подумайте, сколько кода занял бы аналогичный код на PHP.

С чего начать изучение Perl?
Лично я учился на примерах. Вообще считаю этот способ самым простым и понятным. Вы можете без труда найти их в Google или в уже упомянутом моем блоге - в нем я часто выкладываю скрипты с комментариями.

Тем не менее могу порекомендовать несколько хороших книг - это «Изучаем Perl» и «Perl: изучаем глубже», авторы - Шварц Р. и Феникс Т. Недавно эти книги были переизданы, так что в них вы найдете самый легкую для усвоения и актуальную информацию о программировании на Perl. Настоятельно не рекомендую брать какие-либо другие книги, поскольку написанное в них зачастую уже давно потеряло актуальность (если книжка, скажем 2006-го года - помните, что Perl активно развивается) или в ней написано 1000 страниц ни о чем.

Если у вас возникнут вопросы относительно программирования на Perl, вы можете попросить совета на программерских форумах (например, vingrad.ru) или в жж-сообществе ru_perl.

Я не хочу устанавливать UNIX только ради этого вашего Perl!
И не надо - Perl портирован под Windows. Соответствующий проект называется ActivePerl. Просто скачайте и установите ActivePerl с http://www.activestate.com/activeperl/ и пользуйтесь на здоровье. Никаких кряков и кейгенов искать не нужно - программа бесплатная.

Уж больно все хорошо и замечательно. А как же ложка дегтя?
Да, пожалуй она имеется, и даже не одна.

Во-первых, в любом языке работает так называемый закон «водяного матраца». Если вкратце, он означает что язык может быть либо простым в изучении, но программы на нем будут состоять из большого числа строк (как в случае с PHP), либо сложным в изучении, но позволяющем писать меньше кода (это как раз наш случай).

Во-вторых, Perl подходит не для всяких задач. Если от вас требуется написать программу, которая должна работать быстро (графический редактор, 3D игру), Perl вам не подойдет. Как и любой другой скриптовый язык. Аналогично я не стал бы писать на Perl драйверы.

В-третьих, хоть Perl на мой взгляд и не сложен в изучении, но оно, это самое изучение, занимает больше времени, чем в случае с другим языком. Для сравнения, PHP я освоил буквально за пару ночей - переменные, циклы, классы - тут знать то нечего. Начать писать на Perl можно за тот же промежуток времени, но чтобы хорошо в нем разобраться, мне лично потребовалось несколько месяцев.

А минус за ненависть к PHP не желаете?
PHP имеет свои преимущества, многие из которых вытекают из простоты его синтаксиса. Простой синтаксис, значит прост в изучении. Прост в изучении, значит больше комьюнити.

Не стоит недооценивать PHP, ведь благодаря ему появились такие мощные CMS, как Drupal и Joomla. Аналогичных проектов на Perl мне не известно, если не считать аналога WordPress - Movable Type. Последний, к слову, пользуется большой популярностью за рубежом.

Update: я тут написал небольшой пост об основах программирования на Perl, может быть кому-нибудь пригодится.

Проблема обучения Perl"у, как первому языку программирования, состоит в том, что обучающиеся не могут его оценить до тех пор, пока не начнут изучать второй язык. Проблема обучения Perl"у, как второму языку состоит в том, что ни один язык программирования, взятый в отдельности, не годится на роль предшественника.
-- Ларри Уолл

Когда говорят, что Perl хорош для "склеивания" других программ в единое целое , в действительности имеют в виду то, что Perl хорошо подходит для того, чтобы приводить все в порядок после ошибок других программ.
-- из высказывания Марка-Джейсона Доминуса в comp.lang.perl.misc

Обзор

В статье этого месяца мы рассмотрим условные операторы и операторы цикла, используемые в Perl, и разберем несколько скриптов, в которых они используются. Мы также выясним, как эти операторы работают с переменными Perl и бросим беглый взгляд на обработку пользовательского ввода. Коль скоро вы начнете понимать этот раздел, я рекомендовал бы вам "хакнуть" парочку пробных скриптов, причем наиграться с ними как следует. Понятно, что у вас будут ошибки, но начиная с этого момента вам действительно необходимо дополнить чтение первыми самостоятельными шагами, пусть и вволю нападавшись и вывалявшись в грязи. Кто не играет, тот не пьет шампанское...

Условные операторы

Вот условные операторы, применяемые в Perl; если вы привыкли к условным операторам в других языках, то не встретите ничего необычного. Perl проверяет истинность или ложность условия и на основании этой проверки передает управление той или иной ветви.

If (traffic_light_is_red) { # Если светофор красный, то
stop; # Действие 1 -- остановка
}
elsif (traffic_light_is_yellow) { # Если же он желтый, то
hit_the_gas; # Действие 2 -- подгазовываем
}
else {
# Во всех остальных случаях
proceed_with_caution; # Действие 3 -- осторожно движемся вперед
}

Обратите внимание, что оператор "elseif" -- необязателен, равно как и "else". Также обратите внимание, что "else" служит ловушкой для "всех остальных вариантов": если цвет светофора не желтый и не красный -- перегорел ли он, повален в результате аварии или что-либо еще -- мы " осторожо движемся вперед ".

В отличие от C, даже один оператор должен быть оформлен в виде блока (заключен в фигурные скобки):

if ($tomato eq "красный") print "Созрел.\n"; # НЕВЕРНО!
if ($tomato eq "красный") { print "Созрел.\n"; } # Правильно

unless ($blarg == $foo) { # Если условие 1 не выполняется
print "Не равны!.\n"; # Действие 1
}
else { # В противном случае
print "Они равны.\n"; # Действие 2
}

Вполне очевидно. Полезно представить "unless", как условный оператор "if not". Повторяюсь, "else" -- не обязательная часть оператора. Нет, такой штуки, как "elseunless" не бывает.:)

Циклы

О, удивительные циклы. Это такие штуки, которые заставляют действия выполняться столько раз, сколько вы хотите, в зависимости от установленного условия. Вы можете даже сказать, что циклы -- основная причина, по которой компьтеры используются в их главной роли: инструментов для аккуратного выполнения одной и той же работы много раз подряд. Вот три вида операторов цикла, наиболее обычных в Perl:

While ($кошка eq "гуляет") { # До тех пор, пока условие 1 верно
print "Мыши играют.\n"; # Выполняем действие 1
}

Until ($time > 1159) { # До тех пор, пока условие 1 не выполняется
print "Еще утро.\n" # Выполняем действие 1
}

Цикл "for" реализуется двумя разными способами. Первый -- как оператор "for" в C:

for ($n = 99; $n > 0; $n--) {
print "$n бутылок пива в ряд, $n бутылок пива,";
...
}

В этом случае мы устанавливаем начальное значение $n (99), уменьшаем его на единицу при каждом проходе цикла и проверяем, что оно больше 0. Если нет, то выходим из цикла.

Второй способ, напоминающий оператор "foreach" в Clipper, FoxPro и других подобных языках, встречается намного чаще:

foreach $n (0..1000) {
print "День $n на пустынном острове. К этому моменту я съел ";
print $n * 100, " бананов. Надеюсь, меня скоро спасут.\n";
...
}

То же самое можно сделать и так:

for (0..1000) {
print "День $_ на пустынном острове. К этому моменту я съел ";
print $_ * 100, " бананов. Надеюсь, меня скоро спасут.\n";
...
}

Примечание переводчика : модификация программы таким образом, чтобы слово "бананов" выводилсь в правильном падеже, оставляется читателю в качестве самостоятельного упражнения. :)

Наш старый знакомый "$_" (объяснение дается в предыдущей статье) Действительно удобно. Обратите внимание, что "foreach" -- это просто другая форма для "for" и что эти формы можно использовать одну вместо другой.

Все описанные выше условные операторы и операторы цикла могут использоваться и как модификаторы отдельных выражений:

print "Это строка $_ из 50.\n" for (1..50);

Приведенный код напечатает 50 строк, пронумеровав их очевидным образом.

print "Нашел!" if /Waldo/;

А этот напечатает строку "Нашел!", если в буфере по умолчанию ($_) содержится совпадение образцу "Waldo".

Интересным является хорошо сочетающийся с циклами и условными операторами факт, что в Perl пустые переменные возвращают значение "null", которое интерпретируется, как "false". Это просто идеально для выявления таких переменных:

print if $_; # Напечатает $_ если там что-нибудь есть

Следующий пример показывает, что нулевые значения тоже расцениваются, как ложь:

Print "5280 -- истина.\n" if 5280; # Вывод состоится. print "0 -- истина.\n" if 0; # Вывод не состоится.

А вот пример с использованием списка:

while (@a) {
print pop @a; # "Выбрать" последнее значение из @a и напечатать его
$count = @a; # Получить число элементов в @a
print $count, " элементов осталось в \@a.\n";
}

Когда последний элемент будет изъят, цикл завершится.

unless (%hash) {
%hash = ("first" => "Mighty Joe",
"last" => "Young",
"type" => "gorilla",
"from" => "Pangani Mountains",
"born" => "1949",
"Mom" => "Jill",
"Dad" => "Gregg"
);
}

Если "%hash" пуст, заполним его начальными значениями.

Оператор диапазона , который мы уже пару раз пользовали -- очень полезная штуковина: он позволяет нам указать диапазон чисел или символов. Обратите внимание, что диапазоны должны быть определенного "вида" -- если указать ("a".."Z") или ("A".."z"), то выйдет не то, что вы ждете. И еще, нельзя указать диапазон ("z".."a"), такой оператор также не сработает. Существует, однако, простой способ сделать тоже самое:

foreach $letter (reverse "a".."z") {
print "$letter\n";
}

Зато "буквенные списки" будут формироваться правильно:

for ("aa".."zz") {
print "$_ "; # Напечатает "aa ab ac ... zx zy zz"
}

Пользовательский ввод

Получение клавиатурного ввода, да и вообще данных из STDIN -- например строк, перенаправленных нашему скрипту в качестве входных данных в конструкции, наподобие следующей

cat file | perl_script

Это просто; именно для этого и создан "бубновый" оператор Perl"а.

while (<>) { # Захватывается все, введенное с клавиатуры или перенаправленный ввод
print; # Будет печатать каждую введенную строку до тех пор, пока они не закончатся
}

Приведенный код будет работать в точности, как команда "cat" -- напечатает весь направленный ему ввод, выведет на терминал содержимое переданного в качестве аргумента файла и будет принимать (и повторять на экране) введенные пользователем строки до тех пор, пока не будут нажаты Ctrl-D или Ctrl-C. То же самое можно написать и так:

print while <>;

для более "Перлового" вида. Обратите внимание, что "<>" и похожи, но не эквивалентны:

print while ;

будет откликаться на клавиатурный и перенаправленный ввод, но не будет выводить содержимого переданного как аргумент файла. Мне не доводилось сталкиваться с ситуацией, в которой потребовалось бы такое поведение, поэтому я просто использую "<>".

$answer = <>; # Получаем ввод и сохраняем его в переменной
if ($answer eq "y") {
print "Да\n";
}
elsif ($answer eq "n") {
print "Нет\n";
}
else {
print "Непонятка!\n";
}

Данный скрипт всегда будет выводить "Непонятка!". Хм... но выглядит то это верным, в чем же проблема?

Проблема в том, что Perl считывает все, что вы вводите. Итак, какую клавишу вы нажиматет после "y"? "Enter"! Так что переменная $answer содержит НЕ "y", а "y\n" -- ответ и символ перевода строки ! И что же делать? Ну конечно же в Perl есть функция, которую всегда следут использовать при получении введенных пользователем данных:

chomp ($answer = <>);

"chomp" удалит символ новой строки (или символ "конца строки") из последовательности символов, к которому вы его применили. Он также удалит все EOL"ы из массива строк, полученного в качестве аргумента. Старая функция "chop" из Perl 4 удаляла последний символ из полученного скаляра (или элемента массива) не зависимо от того, что это за символ. Эта функция по-прежнему доступна на тот случай, если вам потребуется именно это, но для обработки пользовательского ввода лучше пользоваться функцией "chomp" (по выдаваемых Perl"ом сообщениях об ошибках она известна как "safe chop").

Упражнения для ума

В порядке самообразования и развлечения попробуйте написать пару скриптов:

Скрипт, получающий число на входе и печатающий "Привет!" соответствующее число раз. В качестве приза можете проверять ввод на неверные (не числовый) символы (подсказка: воспользуйтесь оператором поиска по образцу //).

Скрипт, который получив ответ на вопрос "Который час?" (в виде числа от 0 до 23) выдает в стандартный поток вывода, к примеру, "Good morning", "Dobriy den"", "Guten Abend", or "Buenas noches".

Если у вас выйдет что-либо особо умное, не колеблясь присылайте мне для следующей статьи -- получите зачет, раз, я с удовольствием препарирую ваше творение, это два, и, наконец, мы оба обретем широкую известность в узких кругах и в результате сможем позволить себе поселиться на Белизе после выхода на пенсию.

Не забудьте: ваша "shebang line" всегда должна содержать "-w". Если не просить Perl помогать в случае ошибок -- потеряете много времени. Пусть трудится компьютер!

#!/usr/bin/perl -w
print "До скорого!"

Бен Окопник
perl -we"print reverse split//,"rekcah lreP rehtona tsuJ""
Ссылки:

Страницы Perl man по теме (имеются в каждой pro-Perl-y сконфигурированной системе:)

perl - overview perlfaq - Perl FAQ
perltoc - doc TOC perldata - data structures
perlsyn - syntax perlop - operators/precedence
perlrun - execution perlfunc - builtin functions
perltrap - traps for the unwary perlstyle - style guide

"perldoc", "perldoc -q" and "perldoc -f"

Вам предстоит путешествие в мир программирования на языке Perl. Ваше путешествие будет тем более приятным из-за присутствия большого количества примеров, которые будут встречаться по ходу. Начало нашего путешествия охватывает основные концепции языка. Постепенно вы узнаете о Perl достаточно, чтобы создавать небольшие программы. В конце нашего путешествия вы уже будете обладать необходимым запасом знаний, чтобы уметь создавать полноценные приложения.

Вы владеете какими-либо другими языками программирования? Если да, то изучение Perl будет для вас просто удовольствием. Если же нет, то не спешите, пробуйте все предлагаемые упражнения и примеры и не бойтесь экспериментировать!

Происхождение

Perl появился в результате деятельности одного человека, и, по его собственному признанию, в результате его лени. Это - уникальный язык, суть которого невозможно передать простым описанием технических деталей. Perl - это состояние мышления.

Одна из причуд языка - его название. Оно имеет несколько определений. Первоначально Perl означал Practical Extraction Report Language (практический язык извлечений и отчетов). Однако, программисты очень часто называют его Phatologically Eclectic Rubbish Lister или даже Practically Everything Really Likable.

Давайте посвятим несколько минут тому, чтобы разобраться, что представляет собой Perl, и какие задачи возлагались на него во времена его создания. В далеком 1986 году Larry Wall работал над задачей генерирования отчетов из большого количества текстовых файлов, пересекающихся друг с другом. Будучи Unix-программистом, а также, потому что задача включала в себя манипулирование содержанием текстовых файлов, он первым делом попытался использовать Awk. Но вскоре стало ясно, что Awk для работы не подходит, и, не имея других кандидатов для решения поставленной задачи, оставалось только изобретать свой собственный инструмент, который можно было бы использовать и в будущем.

Вместо того чтобы впустую тратить время, Larry просто изобрел новый язык программирования и написал интерпретатор для него. Это похоже на парадокс, но это не совсем так, - то, что вы делаете - это всегда большой труд, но если вы сделаете это правильно, то этот труд обязательно окупится.

Вскоре Larry предложил свое детище сообществу читателей материалов телеконференций Usenet. Пользователи, имеющие доступ к Usenet, обеспечили создателю Perl эффективную "обратную поддержку", спрашивая, как делать одно, другое, третье. Многие из этих задач Larry даже и не собирался ставить перед своим маленьким новым языком программирования.

Новый язык программирования имел акцент на управление системой и обработку текста. После нескольких пересмотров он уже мог использовать регулярные выражения, сигналы, а также сетевые сокеты. Он стал известен как Perl и очень быстро сделался популярным в среде Unix-программистов, а вскоре и у всех нас.

Larry уже не сопровождает Perl в одиночку, но сохраняет свой эксклюзивный титул главного разработчика.

Perl-программы очень похожи на Си-программы, - возможно, потому что Perl был написан на Си, а, возможно, потому что Larry нашел удобными некоторые конструкции Си. Но Perl менее педантичный и гораздо более лаконичный, чем Си.

Perl призван помочь программисту в выполнении рутинных задач, которые для shell слишком трудны или плохо переносимы, а для Си (или любого другого языка) - слишком заумны или сложны в кодировании.

Когда вы освоите Perl, вы, возможно, обнаружите, что стали тратить заметно меньше времени на правильное заключение в кавычки различных параметров shell (или на корректное выполнение Си-объявлений), а больше - на чтение Usenet-новостей и катание с гор на лыжах, потому что Perl - замечательное средство для вашего совершенствования как программиста. "Кто-то из древних" сказал: "Не стОит изучать язык программирования, который радикально не меняет вашего представления о программировании". Будьте уверены - изучив Perl, вы посмотрите на программирование с совершенно иной точки зрения.

Мощные конструкции этого языка позволяют создавать с минимальной затратой сил очень эффективные решения и универсальные инструменты. Эти инструменты можно использовать и в дальнейшем, потому что написанные на Perl программы отличаются высокой переносимостью и готовностью к использованию. В результате у вас появится еще больше времени для чтения Usenet-новостей и посещения с друзьями баров.

Perl очень хорошо умеет обращаться с задачами низкого уровня, особенно после выхода пятой версии языка.

Стоимость и лицензия

Perl свободен. Если быть более точным - Perl распространяется по открытой лицензии GNU (GNU Public License). Полный исходный код и документация абсолютно свободны для копирования, компилирования и печати. Все программы, написанные вами на Perl - ваши, и вы можете делать с ними все что захотите.

Помимо UNIX-компьютеров, Perl также существует для других платформ, - Windows, DOS, Atari, Amiga и.д.

Проинсталлирован ли у вас Perl?

Очень легко узнать, есть ли у вас Perl. Просто дайте в командной строке следующую команду:

perl -v This is perl, version 5.001
Unofficial patchlevel 1m.
Copyright 1987-1994, Larry Wall Win32 port Copyright 1995 Microsoft Corporation. All rights reserved.
Developed by hip communications iNC., //info.hip.com/info/
Perl for Win32 Build 107
Built Apr 16 1996@14:47:22
Perl may be copied only under the terms of either the Artistic License or the GNU General Public License, which may be found in the Perl 5.0 source kit.

Если же вы получили сообщение об ошибке или у вас Perl четвертой версии, то обратитесь к вашему системному администратору или же установите Perl сами.

Ваша первая программа на Perl

Ваша первая программа на Perl иллюстрирует вывод строки текста на экран. Для начала вы должны создать простой текстовый файл, в котором будет содержаться ваша Perl-программа. Затем вы запустите файл с вашей программой.

Создание программы

Perl-программа представляет из себя обычный текстовый файл, содержащий несколько конструкций языка. Последние обычно напоминают смесь из Си, Unix shell script и английского языка. В общем-то, именно так оно и есть на самом деле.

Perl-код может быть достаточно разнообразным. Вот несколько основных правил:

Ведущие пробелы в строке игнорируются. Вы можете расположить оператор языка, где захотите: в начале линии, с отступами (рекомендуется) или даже выровнять по правому краю (но в таком случае читать текст программы и что-либо понять будет крайне трудно);

Конструкция языка должна заканчиваться точкой с запятой, за исключением случаев, когда данная конструкция является последней в блоке или файле, или это - оператор eval;

Пробелы, табуляция, пустые строки иррелевантны, - один пробел также хорош, как сто таких же пробелов. Это означает, что вы можете разбивать конструкцию языка на несколько строк для ясности. Строка - это обычно серия символов, заключенных в кавычки. Глава 2 "Числовые и строковые литералы" содержит более подробное описание строк;

Все что следует за символом "#" игнорируется, если только это не внутри какой-либо строки. Используйте эту возможность для обеспечения вашего кода полезными комментариями. Надо отметить, что многострочных комментариев (например, как в языке Си) в Perl нет.

Аналогично shell-скрипту, Perl-программа состоит из всех операторов Perl, имеющихся в файле и рассматриваемых в совокупности как одна большая программа, подлежащая выполнению. Понятия main-функции, как в Си, в Perl нет.

Если программа должным образом работает при вызове ее из командной строки, необходимо инсталлировать ее на компьютере-сервере. Приемлемые места размещения зависят от сервера, хотя для CGI-сценариев часто исполь-зуется каталог

/usr/etc/httpd/cgi-bin/ и его подкаталоги. Обсудите зтот вопрос с Web-мастером или системным администратором.

После завершення инсталляции вашей программы в CGI-каталоге ее можно выполнять, указывая броузеру ее путевое имя в составе

URL. Напри-мер, если ваша программа называется howdy, URL будет выглядеть так:

http://vww.SOMEWHERE.org/cgi-bin/howdy.

Сервери обычно позволяют использовать вместо ддинных путевых имен псевдонимы. Сервер, имеющий адрес

www.SOMEWHERE.org, может запросто перевести cgi-bin/howdy, содержащийся в зтом URL, в нечто вроде usr/etc/httpd/ cgi-bin/howdy. Ваш системний администратор или Web-мастер может подска-зать, какой псевдоним следует использовать при обращении к вашей программе. Зтот заголовок необходим для протокола HTTP, о котором мы упоминали выше.

Передача параметров через

CGI

Для передачи параметров в CGI-программы (точнее, в большинство CGI-программ) никакие формы не нужны. Чтобы убедиться в этом, замените

URL на http://www.SOMEWHERE.org/cgi-bin/ice_creain?flavor=mint.

Когда вы "нацеливаете" свой броузер на этот

URL, броузер не только просит Web-сервер вызвать программу ice_cream, но и передает в нее строку flavor=mint. Теперь дело программы - прочитать данную строку-аргумент и разобрать ее. Эта задача не так проста, как кажется. Многие программы пытаются решить ее и разобрать запрос самостоятельно, но большинство "самодельных" алгоритмов время от времени отказывают. Учитывая то, насколько сложно найти правильное решение такой задачи для всех возможных случаев, вам, наверное, не следует писать код самим, особенно при наличии отличных готовых модулей, которые выполняют этот хитрый синтаксический анализ за вас.

К вашим услугам

- модуль CGI.pm, который всегда разбирает входящий CGI-запрос правильно. Чтобы вставить этот модуль в свою программу, просто напишите

где-нибудь в начале программы*.

Оператор

use похож на оператор # include языка С тем, что в процессе компиляции извлекает код из другого файла. Но он допускает также использование необязательных аргументов, показывающих, к каким функциям и переменным из этого модуля вы хотели бы обращаться. Поместите их в список, следующий за именем модуля в операторе use,- и вы сможете обращаться к указанным функциям и переменным так, как будто они ваши собственные.

В данном случае все, что нам нужно использовать из модуля

CGI.pm - это функция param () **.

Если аргументы не указаны, функция

param () возвращает список всех полей, имевшихся в HTML-форме, на которую отвечает данный CGI-сце-нарий. (В текущем примере это поле flavor, а в общем случае - список всех имен, содержащихся в строках имя=значение переданной формы.) Если указан аргумент, обозначающий поле, то param () возвращает значение (или значения), связанные с этим полем. Следовательно, param (" flavor") возвращает "mint", потому что в конце URL мы передали ?flavor=mint. Имена всех Perl-модулей имеют расширение рт. Более того, оператор use подразумевает это расширение. О том, как создавать свои собственные модули, вы можете узнать в главе 5 книги Programming Perl или на man-странице perlmod(l). Некоторые модули автоматически экспортируют все свои функции, но, поскольку CGI.pm - это на самом деле объектный модуль, замаскированный под обычный, мы должны запрашивать его функции явно.

Несмотря на то что в нашем списке для оператора

use имеется всего один элемент, мы будем использовать запись qw (). Благодаря этому нам будет легче впоследствии раскрыть этот список.

#!/usr/local/bin/perlS -w

# программа ответа на форму о любимом сорте мороженого (версия

1) use CGI qw(param);

print “END_of_Start;

Content-type: text/html

Hello World

Greetings, Terrans! END_of_Start

print "

Your favorite flavor is $favorite. print “All_Done;

All Done

Как сократить объем вводимого текста

Вводить все равно приходится очень много, но в

CGI.pm есть множество удобных функций, упрощающих набор. Каждая из этих функций возвращает строковое значение, которое вы будете выводить. Например, header () возвращает строковое значение, содержащее строку Content-type с последующей пустой строкой, start_html (строка ) возвращает указанную строку как HTML-титул (название документа), hi (строка) возвращает указанную строку как HTML-заголовок первого уровня, а р (строка) возвращает указанную строку как новый HTML-абзац.

Мы могли бы перечислить все эти функции в списке, прилагаемом к оператору

use, но такой список разросся бы до небывалых размеров. В CGI.pm, как и во многих других модулях, имеются так называемые директивы импорта - метки, которые обозначают группы импортируемых функций. Вам нужно лишь поставить желаемые директивы (каждая из которых начинается двоеточием) в начале своего списка импорта. В модуле CGI.pm имеются такие директивы:

Импортировать все методы обработки аргументов, например

param ().

Импортировать все методы создания заполняемых форм, например

text-field().

Импортировать все методы, которые генерируют стандартные элементы

HTML 2.0.

Импортировать все методы, которые генерируют элементы, предложенные в

HTML 3.0 (такие как , и ).

Импортировать все методы, которые генерируют расширения

HTML, характерные для Netscape.

Импортировать все сокращения, генерируемые

HTML (т.е. "html2" + "html3" + "netscape").

Импортировать "стандартные" возможности:

"html2", "form" и "cgi".

Импортировать все имеющиеся методы. Полный список приведен в модуле

CGI.pm, где определяется переменная %tags.

Мы будем использовать только директиву

: standard. (Подробная информация об импортировании функций и переменных из модулей приведена в главе 7 книги Programming Perl, а также на man-странице Exporter 3).}

Вот как выглядит наша программа со всеми сокращениями, которые используются в

CGI.pm:

#!/usr/local/bin/perlS -w

# cgi-bin/ice_cream #

программа ответа на форму о любимом сорте мороженого (версия 2) use CGI qw(:standard);

print header() ;

print start_html("Hello World"), hi ("Hello World");

my $favorite = param("flavor");

print p("Your favorite flavor is $favorite.");

print end_html();

Видите, насколько это проще? Вам не нужно беспокоиться о декодировании данных формы, о заголовках и HTML-тексте, если вы этого не хотите.

Генерирование формы

Если вам надоело вводить параметры своей программы в броузер

- создайте заполняемую форму. К таким формам привыкли большинство пользователей. Компоненты формы, которые принимают вводимые пользователем данные, иногда называются vidgets; считается, что этот термин гораздо удобнее, чем "устройства графического ввода". Такие компоненты форм включают одно- и многостроковые текстовые поля, всплывающие меню, прокручиваемые списки, различные виды кнопок и отмечаемых блоков.

Создайте следующую HTML-страницу, которая включает форму с одним компонентом "текстовое поле" и кнопкой передачи. Когда пользователь щелкает на кнопке передачи*, вызывается сценарий

ice_cream, заданный атрибутом ACTION.



Рекомендуем почитать

Наверх